Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

13. Слово умилительное 2-ое [1].

Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о всѣхъ благахъ, которыя получила ты отъ Бога, и которыхъ не соблюла. Сокрушайся о всѣхъ злыхъ дѣлахъ, которыя совершила ты. Сокрушайся о всемъ томъ, въ чемъ долготерпѣливъ былъ къ тебѣ Богъ. Сокрушайся и кайся, чтобъ не предали тебя въ тму кромѣшную. Кайся, бѣдная душа, чтобъ не посрамиться тебѣ предъ страшнымъ судилищемъ Христовымъ. Увы мнѣ грѣшнику, осквернившему чистоту сердца своими слабостями! Мое нерадѣніе и моя лѣность помрачили дерзновеніе сердца моего. Лукавая похоть, какъ властелинъ рабу, даетъ мнѣ приказанія, и я тотчасъ со страхомъ повинуюсь, какъ дитя; она вводитъ меня въ заблужденія, и я нахожу въ томъ удовольствіе.

И кто восплачетъ обо мнѣ или утѣшитъ меня? Только Самъ Спаситель мой, по свойственной Ему благости, призрѣлъ на меня отчаяннаго. Горе мнѣ грѣшнику, потому что я одинъ изъязвленъ! Горе мнѣ, потому что Ты, Владыка, сотворилъ меня чистымъ, а я, по нерадѣнію своему, осквернилъ себя грѣхами! Будучи равночестенъ Ангеламъ, самъ себя умалилъ я. Умножишася беззаконія моя, Господи, умножишася (2 Пар. гл. 36. мол. Манас.), и нѣтъ конца ихъ множеству. Какъ буду умолять Тебя, Спаситель мой, потому что уста мои исполнены злорѣчія? Какъ буду пѣснословить Тебя, потому что совѣсть моя осквернена? Какъ возлюблю Тебя, потому что исполненъ ненависти? Какъ будетъ обитать во мнѣ истина, потому что я вооружился ложью? Какъ призову Тебя, потому что не соблюлъ заповѣдей Твоихъ? Но Самъ Ты, будучи нелживъ, не презри меня ничтожнаго; не отринь меня мерзкаго; не оставь меня безнадежнаго. Ибо врагу моему весьма пріятно видѣть, что я отчаяваюсь въ себѣ; тѣмъ только и увеселяется онъ, чтобъ вслѣдствіе отчаянія увидѣть меня своимъ плѣнникомъ: но самъ Ты милосердіемъ Своимъ посрами его надежду, исхить меня изъ зубовъ его, избавь отъ злохитреннаго умысла, и отъ всѣхъ направленныхъ имъ противъ меня силъ!

Поэтому всѣхъ, кого печалитъ совѣсть о неприличныхъ дѣлахъ, умоляю: не отчаявайтесь въ себѣ, не доставляйте радости своему сопернику. Но безъ стыда приступите къ Богу, плачьте предъ Нимъ, и не теряйте въ разсужденіи себя надежды. Ибо Господь нашъ весьма радъ кающимся, и ждетъ обращенія нашего. Онъ говоритъ: по всѣхъ сихъ ко Мнѣ обратися (Іер. 3, 7). И еще въ святомъ Евангеліи глаголетъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). Посему, никто да не отчаявается въ себѣ, хотя и согрѣшилъ. Богъ взыскающимъ Его мздовоздаятель бываетъ (Евр. 11, 6); а кто отвергаетъ Его и не кается, къ тѣмъ строгъ.

Какимъ же путемъ можетъ человѣкъ искать Его и найдти? Прежде всего долженъ соблюдать любовь къ братіямъ; ибо сказано: Богъ любы есть (1 Іоан. 4, 16). Посему, если кто пріобрѣлъ любовь, то пріобрѣлъ онъ Бога; если кто стяжалъ смиренномудріе, то подобенъ онъ Христу; а кто не смиренномудръ, тотъ чуждъ Христу. Если кто пріобрѣлъ послушаніе, то подражаетъ онъ Богу; а кто прекословитъ, тотъ чуждъ Христу. Если кто покоряется начальнику, то подражаетъ онъ Ангеламъ; а кто непокоренъ ему, тотъ въ свойствѣ съ діаволомъ. Если кто любитъ истину, то онъ истинно другъ Христовъ; а кто любитъ ложь, тотъ ученикъ діавола. Если кто любитъ брата своего, то возлюбленъ онъ Богу; а кто ненавидитъ брата своего, тотъ ненавистенъ Богу. Если кто клевещетъ брату на брата, то осуждается онъ съ діаволомъ; а кто страждетъ за брата, тотъ наслѣдникъ Христовъ. Если кто гнушается поползнувшимся въ грѣхъ, то самъ себя осуждаетъ онъ; а кто состраждетъ падшему и соболѣзнуетъ о немъ, тотъ душу свою дѣлаетъ чистою. Если кто разглашаетъ поползновеніе брата, то сквернитъ онъ душу свою; а кто старается скрыть по состраданію, тотъ будетъ подъ покровомъ въ день гнѣва. Если кто гордится, или надмевается, какъ человѣкъ преуспѣвшій въ жизни, и почитающій себя совершеннымъ, то потерялъ онъ трудъ, и не получитъ награды; а кто старается по смиренію скрывать свои добрыя дѣла, тотъ возвышенъ будетъ Господомъ и получитъ отъ Него награду. Если кто хвалится успѣхами, или кичится, то онъ падетъ; а кто уничижаетъ себя и умаляетъ, тотъ возводитъ себя на большую высоту. Если кто скоро приходитъ въ гнѣвъ, или раздражается, то онъ внѣ правды Божіей, и Христосъ не водворяется съ нимъ; а кто пріобрѣлъ крѣпость и возлюбилъ скромность, тотъ — жилище Духа Святаго. Если кто отвращается прегрѣшившаго брата, то онъ въ заблужденіи, и въ мысляхъ у него тщета; а кто изъ любви состраждетъ ему, тотъ совершенъ въ добродѣтеляхъ. Если кто отвращается брата странника, то Богъ отвращается отъ таковаго; а кто принимаетъ его съ любовію, того пріемлетъ Богъ. Если кто находитъ удовольствіе въ постройкѣ заведеній и домовъ, то старается онъ лишить себя вѣчныхъ благъ; а кто домогается духовнаго, и подвизается для сего, тотъ познаетъ сладость вѣчныхъ благъ. Если кто любитъ свѣтлыя одежды, то не облеченъ онъ божественною ризою; а кто прикрываетъ себя обыкновенными одеждами, тотъ имѣетъ попеченіе облечься въ духовную ризу. Если кто во время молитвы и псалмопѣнія нерадивъ или разсѣянъ, то раздражаетъ онъ Бога; а кто съ усердіемъ и прилежаніемъ услаждается псалмопѣніемъ, тотъ пріобщается Святаго Духа. Если кто не трудолюбивъ въ извлеченіи пользы изъ Писаній и въ чтеніи ихъ, и не читаетъ ихъ съ любовію, то онъ — безплодное дерево; а кто прилежно испытываетъ Писаніе, тотъ приноситъ сугубый плодъ, яко древо насажденое при исходищихъ водъ (Псал. 1, 3). Если кто во время ночныхъ молитвъ услаждается сномъ, и предпочитаетъ оный, то явнымъ образомъ человѣкъ онъ плотскій, а не духовный; а кто усердно принуждаетъ себя къ бдѣнію, тотъ съ любовію ищетъ Христа. Если кто множитъ пустыя рѣчи, то мерзкимъ себя дѣлаетъ онъ предъ Богомъ и людьми; а кто пріучаетъ себя къ молчанію, тотъ прославляетъ Бога, и многими будетъ любимъ. Если кто изъ братій имѣетъ избытки, и не даетъ бѣднѣйшему; то онъ чуждъ святыни, и благами его насладятся другіе; а кто ссужаетъ бѣднѣйшаго, тотъ наслѣдникъ небеснаго царства. Если кто, будучи силенъ и здоровъ, превозносится предъ немощными и смиренными, то проклятъ онъ Богомъ, и услышитъ отъ Него слова: всякъ возносяйся смирится (Лук. 14, 11); а кто немощнымъ вспомоществуетъ и состраждетъ, тотъ услышитъ отъ Господа: понеже сотвористе единому сихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). Если кто возмущаетъ братій, клевеща одному на другаго, то ненавистенъ онъ Ангеламъ и человѣкамъ, а кто успокоиваетъ гнѣвныхъ и опечаленныхъ, тотъ сыномъ Божіимъ наречется (Матѳ. 5, 5). Если кто презираетъ постъ, и выполняетъ волю и пожеланіе плоти, то нѣтъ въ немъ чистоты и невинности; а кто изнуряетъ себя постомъ, тотъ дѣлатель всякой чистоты, цѣломудрія и невинности. Если кто услаждается многояденіемъ и яствами, то явно раболѣпствуетъ онъ духу чревоугодія; а кто посвятилъ себя воздержанію, и имъ себя обуздываетъ, тотъ легко преодолѣетъ страсти и помыслы. Если кто находитъ удовольствіе въ свиданіяхъ съ женщинами, и съ ними бываетъ веселъ, то раболѣпствуетъ онъ лукавымъ страстямъ, и не имѣетъ мира съ совѣстію; а кто бѣгаетъ сихъ свиданій, и удаляется отъ подобнаго навыка, тотъ не ведетъ брани и въ мирѣ съ совѣстію. Если кто услаждается плотскимъ благородствомъ, и надѣется на оное, то не посвятилъ онъ себя Богу, но играетъ помыслами, и самъ служитъ ихъ игралищемъ; а кто удаляетъ себя отъ родственниковъ по плоти, и не имѣетъ къ нимъ пристрастія, тотъ истинно отрекся отъ міра, и служитъ Богу. Если кто, получивъ приказаніе, ропщетъ, то явнымъ образамъ лишается награды за послушаніе; а кто съ готовностію выполняетъ приказаніе, тотъ сохраняетъ свѣтлую лѣпоту души. Если кто, когда подаютъ ему совѣтъ, отвращается, и осуждая совѣтника, безумно возстаетъ противъ него, то отталкиваетъ онъ отъ себя Христа, и остается безъ всякой пользы. Такими мысями всѣ мы, братія, должны украшаться и ополчаться. Потому будемъ внимательны къ себѣ самимъ, возлюбленные мои братія, чтобъ чрезъ плотскія страсти не лишиться намъ вѣчныхъ благъ.

Увы мнѣ! какія утѣхи и какое наслажденіе уготованы намъ; и нѣтъ подвизающагося, нѣтъ возжделѣвающаго! Напротивъ того предпочитаемъ мы настоящее, временное, непостоянное; а вѣчныхъ оныхъ благъ и на мысль себѣ не приводимъ. Какое ослѣпленіе! Какой вражій обманъ! Увы мнѣ! Какія мученія уготованы въ наказаніе подобнымъ мнѣ грѣшникамъ, живущимъ нерадиво; и нѣтъ боящагося и трепещущаго, но какъ бы пустословіемъ почитаемъ внушаемое намъ, увеселяясь страстями тѣла; потому что связаны мы ими, какъ желѣзными цѣпями, и нѣтъ противоборствующаго, но связываемые радуемся! О всегубительныя козни нечистаго змія! Какъ помрачилъ онъ умы всѣхъ, чтобъ думать намъ превратно и вредное возлюбить паче будущихъ благъ.

Итакъ, пріидите, братія мои, пріидите отцы, пріидите, рабы Христовы; сокрушимъ сердца свои и будемъ день и ночь плакать предъ Господомъ. Пріидите, напомнимъ себѣ оный часъ и неотвратимую нужду, и въ сокрушеніи прольемъ слезы. Пріидите, воспомянемъ неизреченныя и неописанныя оныя блага, и сокрушимся. Пріидите, воспомянемъ оный страшный и въ ужасъ приводящій престолъ, и тотъ стыдъ, какой ожидаетъ насъ предъ онымъ, и восплачемъ о себѣ. Пріидите, напомнимъ себѣ, братія, какъ праведники просвѣтятся яко солнце (Матѳ. 13, 43), а грѣшники окажутся подобными пригари на горшкѣ, и сокрушившись сердцемъ, возревнуемъ о добрыхъ дѣлахъ. Пріидите, братія мои, и любовію утвердимъ себя въ страхѣ Божіемъ, чтобъ сподобиться намъ вѣчныхъ благъ. Пріидите, въ сокрушеніи и въ простотѣ сердца припадемъ къ Богу; потому что Онъ благъ и милосердъ, и спасаетъ кающихся. Посему будемъ умолять Его, чтобъ ввелъ насъ въ царства Свое. Ему подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. I. сл. 83.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 210-215. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0