Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

14. Слово увѣщательное [1].

Будь внимательна къ себѣ, юность, возлюбившая подвижничество, чтобъ дни не протекли въ разсѣянности. Не допускай въ себя лукавыхъ помысловъ, чтобъ сила твоя не измнемогла въ борьбѣ съ врагомъ твоимъ. Имѣй всегда въ умѣ своемъ сладчайшаго Владыку, чтобъ увѣнчалось теченіе твоего подвига. Ускоряй боренія подвига твоего, юность, ибо наступилъ день, и близко время, когда трудящіеся увѣнчаются, а лѣнившіеся раскаются. Пріобрѣтай добродѣтель, пока есть къ тому время: пріобрѣтай благоговѣніе оку своему, истину слуху своему, посѣщеніе немощныхъ стопамъ своимъ, образъ Господа твоего сердцу своему, преспѣяніе въ цѣломудріи членамъ своимъ, чтобъ сподобиться тебѣ бóльшей чести предъ Ангелами и человѣками. Чествуется бездушное дерево, если имѣетъ на себѣ образъ смертнаго царя; кольми паче, въ нынѣшнемъ и въ будущемъ вѣкѣ, предпочтена будетъ душа, имѣющая въ себѣ Бога.

Будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный; похоть мертва, а тѣло твое живо: потому тщательно внимай, чтобъ тѣло твое не сообщило жизни мертвецу. Если дашь ему жизнь, убьетъ тебя. О, горькихъ достойно слезъ, что оживотворенный мертвецъ убиваетъ сообщившаго ему жизнь! Изучи въ точности, что такое похоть. Безъ тѣла она мертва; но когда стремленіе похоти приблизится къ тѣлу, тогда оживотворяется похоть, умъ занимается сладостію похоти, и тѣло, которое живо, оказывается умершимъ мертвенностію похоти. Посему, тщательно блюди себя отъ сего мертвеца. При воспламененіи въ тѣлѣ похоти, приводи себѣ на мысль неугасимый огонь и нескончаемаго червя, и тотчасъ угаснетъ разжженіе членовъ; иначе, разслабѣвъ, будешь побѣжденъ и станешь раскаяваться, и объиметъ тебя огонь скорбію раскаянія, и привыкнешь грѣшить, хотя будешь и раскаяваться. Въ началѣ постарайся быть строгимъ ко всякому пожеланію, чтобъ не преодолѣваться имъ, и не привыкнешь уступать надъ собою побѣду во брани. Ибо привычка — вторая природа. Привычка къ послабленію никогда не пріобрѣтаетъ строгости. Она всегда созидаетъ и разоряетъ, грѣшитъ и раскаявается. Если привыкнешь, возлюбленный, разслабѣвать, когда нападаютъ на тебя; то надписью въ рукописаніи твоемъ въ вѣкъ вѣка будетъ: раскаяніе. Кто привыкъ уступать надъ собою побѣду какому-либо пожеланію, того всегда обличаетъ совѣсть его; онъ во всякое время печаленъ, и хотя при другихъ показываетъ благоговѣйное и веселое лицо, но внутренно унылъ, по причинѣ обличеній совѣсти своей. Ибо обыкновенное достояніе похоти — сообщать мучительную печаль исполняющимъ ее. Поэтому, внимай всею душою, всегда имѣя въ себѣ Бога. Ибо Христосъ есть безсмертный Женихъ души. Итакъ, не оставляй истиннаго своего Жениха, чтобъ и Онъ тебя не оставилъ, и чтобъ тебѣ оставленному не возлюбить чуждаго, то-есть, коварнаго врага. Онъ коварно любитъ на короткое время, и вскорѣ оставляетъ. Это — нечистая блудница; когда истощитъ у кого имѣніе и силы, тогда онъ дѣлается ей ненавистенъ. Кто не будетъ плакать, что врагъ, истощивъ наши силы и время на нечистоты свои и на скверныя похоти, потомъ отступаетъ отъ насъ по ненависти, которую имѣетъ къ намъ? потому что никогда не любилъ насъ этотъ нечистый и скверный.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. II. сл. 16.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 216-217. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0