Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

19. О душевномъ страхѣ [1].

Я, грѣшный Ефремъ, слабъ и лѣнивъ въ духовной борьбѣ; по крайней мѣрѣ сказываю вамъ, подвижники, боголюбивые братія мои, сколько бываю непрестанно одолѣваемъ по слабости разсудка своего. Хочу же объявить вамъ, возлюбленные мои, о великомъ страхѣ и трепетѣ души моей, въ какомъ я бѣдный и разсѣянный, находился въ одинъ день.

Сидѣлъ я на единѣ въ одномъ не шумномъ, безмолвномъ и возвышенномъ мѣстѣ, размышлялъ самъ съ собою и перебиралъ жизнь сію, ея заботы, смятеніе, молву и, заплакавъ, сталъ говорить самъ себѣ: «почему жизнь эта проходитъ, какъ тѣнь, пробѣгаетъ, какъ самый скорый течецъ (Іов. 9, 25), и увядаетъ, какъ утренній цвѣтокъ?» И опечаленный, воздыхая сказалъ я: «Какъ проходитъ сей вѣкъ, мы не знаемъ. Для чего же по слабости своей связаны дѣлами и помыслами непристойными?»

Размышляя объ этомъ самъ съ собою, вдругъ возвелъ я очи къ небу, и пришелъ какъ бы въ изступленіе. Напалъ на меня великій страхъ, и очами сердца своего узрѣлъ я Господа, сѣдящаго въ великой славѣ; и Онъ сказалъ душѣ моей такъ: «для чего ты, душа, возгнушалась небеснымъ своимъ чертагомъ, который наполненъ свѣтомъ славы? Для чего ты, душа, невѣста Моя, ненавидишь пречистаго и безсмертнаго Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какія уготовалъ Я тебѣ во свѣтѣ жизни? Для чего ты, душа, сдѣлалась Мнѣ чуждою по непристойнымъ дѣламъ и помысламъ? Для чего ты, душа, не заботишься предстать Мнѣ въ пришествіе Мое? Для чего ты, душа, не держишь свѣтильника своего, ожидая клича, когда скажутъ: се Женихъ грядетъ, исходите во срѣтеніе Его (Матѳ. 25, 6) съ радостію? Для чего ты, душа, не поспѣшила приготовить на бракъ приличное одѣяніе? Для чего ты, душа, не входишь съ радостію въ святый и небесный чертогъ? Для чего ты, душа, ненавидишь меня благаго, искупившаго жизнь твою отъ смерти? Для тебя, душа, вошелъ Я въ общеніе со смертію, чтобъ тебя снарядить Себѣ невѣстою. Въ наслѣдіе твое, душа, беззавистно отдалъ Я тебѣ царство. Всѣ блага Мои сообщилъ Я тебѣ, душа, какъ Царь. Для тебя душа, и человѣкомъ Я сталъ, желая искупить жизнь твою отъ тлѣнія. Жизнь твою, душа, почтилъ и возвысилъ Я предъ всѣми дѣлами Моими. Тебѣ, душа, уготовалъ Я чертогъ на небесахъ, и сдѣлалъ, чтобъ Ангелы служили тебѣ въ этомъ чертогѣ, приготовленномъ Мною для того, чтобъ вошла ты туда съ радостію. А ты, душа, возгнушалась небеснымъ Женихомъ и неизреченными благами, какія уготовалъ Я тебѣ. И кто жъ вожделѣннѣе Меня, Который всякую тварь спасаю Своими щедротами? Какой отецъ даетъ жизнь, какъ Я даю? И ты оставила Меня, душа, возлюбивъ чуждаго и ненавистнаго?»

Великимъ страхомъ, братія, убоялся я въ часъ тотъ, очами ума своего вникая въ страшныя слова Господни, и видя великій стыдъ души своей. Въ ужасъ и трепетъ пришелъ я, лишился силъ отъ страха и великаго смятенія; подумалъ: «гдѣ мнѣ укрыться, не терпя позора этого стыда»? и сказалъ: «вы, горы, покройте грѣшника и нечестивца»! И возвысивъ голосъ, заплакалъ, со стыдомъ преклонивъ внизъ голову свою и, проливая о себѣ слезы, говорилъ: «зачѣмъ вышелъ я изъ матерней утробы раздражать святаго, благаго и милосердаго Господа? Не воспользовался я зачатіемъ моимъ во чревѣ и возрастаніемъ тѣлеснымъ, не воспользовался небесными дарованіями и святыми врачевствами Твоей благодати»!

Однако же припалъ я съ плачемъ, съ болѣзнію и сѣтованіемъ сердца своего просилъ и взывалъ въ слезахъ, говоря такъ: «Услышь, Владыка, плачъ мой и пріими слова моленія моего, какія грѣшникъ приноситъ Тебѣ, долготерпѣливый, стыдясь Тебя, милостиваго и щедраго! Не поступи со мною по всѣмъ дѣламъ моимъ. Не воспомяни тѣхъ весьма сильныхъ огорченій, какими раздражалъ я благодать Твою, всеблагій Владыка! Но лучше мнѣ грѣшнику даруй нѣсколько времени, чтобъ имѣть мнѣ случай къ покаянію, благій Человѣколюбецъ. Благодать Твоя потерпѣла беззаконія юности, которыхъ великое множество. Пусть и теперь благодать Твоя потерпитъ отвращеніе, огорченія, опрометчивость страсти. Самъ я знаю, Долготерпѣливый, ту клятву, въ которой Ты клялся Самимъ Собою, говоря: живу Азъ, глаголетъ Господь, понеже не хощу смерти грѣшника и нечестиваго, но паче спастися грѣшнику отъ всѣхъ беззаконій, яже сотвори (Іез. 33, 11). Щедротами Твоими, щедрый, благій, человѣколюбивый Владыка, клялся Ты, что не хощешь смерти грѣшника, чтобъ обратитися и живу быти ему (Іез. 33, 11). Ущедри меня грѣшника, который милосердіемъ Твоимъ заклинаю Тебя; умилосердись, ущедри, прости, и не вмѣняй мнѣ опрометчивости клятвъ моихъ. Самъ Ты, испытующій сердца и утробы, а даже и всѣ помышленія человѣческія, знаешь, Владыка, что по причинѣ горькой душевной скорби дерзнулъ я изречь сіе предъ Тобою. Воззри, Христе Спаситель, на источники слезъ моихъ, на сокрушенія и воздыханія недостойной души моей; пусть прійдетъ страшное повелѣніе и покроетъ меня прежде, нежели пришло страшное сіе повелѣніе, и застигло меня неготоваго и смущеннаго. Но лучше благодать Твоя да дастъ мнѣ нѣсколько времени для истиннаго покаянія. Грѣшника, проливающаго слезы, не можетъ презрѣть, Многомилостивый, благодать Твоя, которая всякой приходящей и просящей душѣ даетъ прощеніе грѣховъ, ею содѣланныхъ. Выслушивалъ Ты, Святый и Благій, гласъ мой и слезное рыданіе мое, и миловалъ меня. Воззри и теперь, Долготерпѣливый, какъ Благій, чтобъ и я могъ принести плодъ покаянія. Для того и умоляю Тебя даровать мнѣ время покаянія. Всегда напоминай мнѣ, Спаситель, и непрестанно влеки меня къ жизни, чтобъ спастися мнѣ».

Какъ скоро вспоминаю я о томъ днѣ и часѣ, въ который постигъ меня сей внезапный страхъ, прихожу въ боязнь и съ воздыханіями проливаю слезы.

И вскорѣ опять забываю обо всѣмъ, и о молитвѣ, и о слезахъ, и о страхѣ, и о времени покаянія, данномъ мнѣ по благодати Божіей. Отчего же бываетъ это со мною? Отчего эта сухость сердца, это нерадѣніе, эта забывчивость? Отчего вдругъ дѣлаюсь безстыднымъ и безстрашнымъ, разсѣяннымъ и гнѣвливымъ человѣкомъ, у котораго вовсе нѣтъ передъ глазами ни страха, ни будущаго суда? Ужели Богъ не праведенъ, или не хочетъ внять дѣламъ моимъ? Да не будетъ сего!

Умоляю всѣхъ васъ, боголюбивые друзья мои, помолитесь о мнѣ грѣшномъ и ничтожномъ щедрому и человѣколюбивому Богу. Для того разсказалъ я вамъ бывающее со мною, чтобъ сподобиться Божія помилованія. Знаю, что, если захотите, то возможете помочь грѣшнику молитвами и прошеніями своими къ Богу. Извѣстно мнѣ, что моленіе многихъ возмогло и Апостоловъ избавить изъ темницы, узъ и смерти. Не тѣмъ ли паче возможете вы грѣшнаго и нечестиваго избавить отъ смерти? Помогите боящіеся Господа, излейте моленіе свое о мнѣ, чтобъ благодать Божія возсіяла въ душѣ моей и просвѣтила омраченный умъ, и чтобъ содѣйствіемъ молитвъ вашихъ содѣлался я готовымъ и достойнымъ покаянія.

И вся горечь моя да усладится благодатію, снисшедшею въ душу мою; потому что явленіе благодати приноситъ усладу, безмолвіе и сокрушеніе. Волны благодати и озаренія Святаго Духа дѣлаются пріятными въ сердцѣ; и душа забываетъ вдругъ и земное, и плотскія вредныя страсти. А наконецъ сіи волны благодати согрѣваютъ умъ и душу; уподобляются онѣ въ душѣ царскому саду, который полнъ плодоносныхъ деревъ и прекрасныхъ плодовъ, имѣющихъ различный вкусъ, благоуханіе, пріятность, усладительность для очей, привлекательность для устъ и обонянія. Таковы волны благодати: просвѣщаютъ, услаждаютъ, веселятъ. Блаженны дѣла души, которая имѣетъ въ себѣ волны благодати.

Она просвѣщается, услаждается, веселится, наполняется созерцаніемъ и благоуханіемъ. Еще скажу: блаженна душа, имѣющая въ себѣ всѣ сіи дарованія. Такая душа не смотритъ на землѣ ни на что, но отдана въ плѣнъ Богу; потому что сладость и пріятность брачнаго чертога не позволяютъ ей кружиться въ мірѣ.

Вотъ опять припадаю при дверяхъ Владыки моего, прося, умоляя, покланяясь и непрестанно говоря: «прости мнѣ прегрѣшенія мои, Долготерпѣливый»! Рабу, когда согрѣшитъ онъ предъ владыкою своимъ, хорошо не убѣгать отъ рукъ его, всего же лучше быть предъ нимъ со всѣмъ смиреніемъ сердца своего. Въ такомъ случаѣ и люди прощаютъ, обыкновенно, служителямъ проступки ихъ. А если же люди, будучи смертны и лукавы, подобнымъ себѣ рабамъ прощаютъ погрѣшности ихъ; то не тѣмъ ли паче святый и благій Владыка, Создатель и Господь всѣхъ насъ, премилосердый и щедрый, долготерпѣливый и многомилостивый, проститъ беззаконія и грѣхи грѣшникамъ, всегда къ Нему припадающимъ? Ибо онъ — сокровище милости, требуетъ отъ насъ хотя малой ревности, и вскорѣ одаряетъ и обогащаетъ тѣхъ, которые ищутъ Его съ полнымъ сокрушеніемъ. Сокровище сіе подобно полному источнику, который бьетъ обильною струею, безъ оскудѣнія снабжаетъ водою всякаго, кто хочетъ почерпнуть. Стоящему при источникѣ прилично сказать, что онъ подобенъ щедротамъ Божіимъ. Ибо, какъ источникъ не возбраняетъ черпать желающему, такъ и сокровище благодати никому изъ людей не возбраняетъ стать его причастникомъ. Поэтому, ежели есть хотѣніе принять благодать, то хотя бы пожелалъ кто взять и малую долю сокровища, цѣлое сокровище благодати обрѣтается ищущимъ. Почерпайте же, возлюбленные, дарованія изъ источника, источающаго небесныя струи. Ибо наступятъ такое время и такой день, что вовсе уже никому не можно будетъ пить изъ него.

Посему, всѣ мы, человѣки, умоляемъ безмѣрное Твое человѣколюбіе, святый Владыка: — дай намъ время покаянія и прощеніе грѣховъ, чтобъ чистымъ сердцемъ послужить Тебѣ во всѣ дни жизни нашей и, благоугодивъ тебѣ добрыми дѣлами, сподобиться, какъ прейдти жизнь нашу, такъ вступить въ вѣчное Твое блаженство, которое уготовалъ Ты всѣмъ святымъ Твоимъ, благоугождавшимъ Тебѣ въ каждомъ родѣ.

Воспоминайте о мнѣ, вы, наслѣдники Божіи, братія Христовы; неослабно умилостивляйте за меня Спасителя, чтобъ съ помощію Христовою избавиться мнѣ отъ нападающаго на меня ежедневно. Святой Троицѣ слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I. сл. 1.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 235-241. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0