Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

20. Посланіе [1].

Ежечасно у меня на умѣ то видѣніе, о которомъ сообщилъ ты мнѣ, братъ. Потому употребляй всѣ усилія вести жизнь, достойную званія, да воеводѣ угоденъ будеши (2 Тим. 2, 4). Ибо знаю твое усердіе и твою ревность къ Богу. Поэтому тебѣ, который имѣешь желаніе спастись, но пока неопытенъ еще въ добродѣтельномъ житіи, совѣтую идти по слѣдамъ святыхъ и совершенныхъ братій и отцевъ, и у нихъ учиться, какъ должно вести себя рабу Божію. И всегда говаривалъ я тебѣ, что для того, чтобъ, видя образъ жизни каждаго, подражать житію, а именно тому, какъ кто, вооружившись благочестіемъ, поспѣшаетъ къ почести вышняго званія (Флп. 3, 14), надобно въ точности наблюдать у одного совершенную и точную вѣру, у другаго надежду на Бога, у иного двоякую любовь къ Господу и къ ближнему, у иного же то, какъ въ страхѣ Божіемъ стоитъ онъ на стражѣ своей, охраняя себя отъ всякаго лукаваго дѣла, ведя жизнь непорицаемую и непредосудительную, а напротивъ того, похваляемую всѣми за чистоту и неукоризненность его поведенія. Ибо много подобныхъ людей, о которыхъ говаривалъ я тебѣ, что ты на нихъ долженъ обращать вниманіе, а не на меня безпечнаго.

Итакъ соревнуй тѣмъ, которые у васъ подобны свѣтиламъ; и смотри, какъ иный, боримый отъ врага различными страстями, прибѣгаетъ въ молитвѣ къ Богу и въ сокрушеніи, съ любовію прилѣпившись къ Нему, получаетъ помощь благодати, и избавляется отъ непристойныхъ и нечистыхъ помысловъ, съ великимъ плачемъ, со слезами и воздыханіями каясь въ содѣянномъ, съ печалію оплакивая грѣхи свои, исповѣдуясь Богу въ молитвахъ и бдѣніяхъ, злостраждая въ постѣ, воздержаніи и скорби, и стараясь спасти себя своими оружіями. Такъ и ты старайся бороться до смерти, какъ истинный воинъ; потому что подвижничество, сынъ мой, не шутка; и спасеніе души достигается великою рачительностію. Поэтому, пиша къ тебѣ посланіе, не преминовалъ я ни одной добродѣтели, чтобъ не могъ ты отозваться незнаніемъ, что должно тебѣ дѣлать. Посему такъ подвизайся, и все время жизни своей проводи со всею честностію и со всѣмъ искусствомъ, чтобъ угодить и Богу и людямъ. Ибо, если такъ управишь собою, обращая въ каждомъ вниманіе на совершенное его отреченіе отъ міра и на добродѣтельное въ Богѣ житіе; то и тебѣ удобно будетъ привлечь себя на высоту добродѣтелей, видя, напримѣръ, въ комъ нибудь нестяжательность, какъ, оставивъ все, усиливается онъ содѣлать умъ свой свободнымъ отъ всякихъ попеченій, чтобъ безъ разлеченія прилежать къ молитвамъ, и чтобъ никакой помыслъ и никакая забота не прерывали его молитвы, или видя у иного слезы, а у иного горячую и совершенную любовь къ Богу. Ибо и самъ ты, возлюбленный, знаешь, что, если кто молится съ любовію и слезами, въ чистомъ сердцѣ, то самого Бога, какъ въ зеркалѣ, отражаетъ въ умѣ своемъ. Потому каждый нищетою, бѣдностію и весьма тѣснымъ житіемъ старается пріобрѣсти блага, обѣтованныя праведнымъ. Ибо узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ (Матѳ. 7, 14).

Для того показываю тебѣ сей путь, на который я еще не вступилъ, чтобъ, внявъ мнѣ, подражалъ ты въ образѣ жизни святымъ, кому въ благоговѣніи, кому въ искусствѣ, кому въ чинопослѣдованіи, кому въ правилѣ, кому въ смиренномудріи, кому въ чести, и притомъ иному въ самоосужденіи, а иному въ самоуниженіи и самопрезрѣніи; также кому въ рачительности, кому въ безмолвіи, кому въ кротости, кому въ долготерпѣніи, кому въ уступчивости, кому въ миролюбіи, кому въ дружелюбіи, кому въ единомысліи, кому въ согласіи, кому въ понятливости, кому въ благоразуміи, кому въ трезвенности, кому въ мудрости, кому въ умѣньѣ подать добрый совѣтъ, кому въ разсудительности, кому въ таинственности, кому въ веселости, кому въ пріятности обхожденія, кому въ привѣтливости, кому въ сговорчивости, кому въ снисходительности, кому въ прощеніи обидъ, кому въ мужествѣ, кому въ смѣлости, кому въ подвигахъ, кому въ послушаніи, кому въ рукодѣліи, кому въ похвалѣ, кому въ усердіи, кому въ служеніи братіямъ, кому въ ревности, кому въ горячности, кому въ подчиненности, кому въ совершенномъ отчужденіи отъ міра и въ ежедневномъ умертвіи, подобно распинаемому, кому въ терпѣніи, кому въ твердости, кому въ истинѣ, кому въ дерзновеніи, кому въ обличеніяхъ, кому въ свѣтлой и открытой для всѣхъ жизни, кому въ точности, кому въ способности ко всякимъ дѣламъ, кому въ учености, кому въ цѣломудріи, кому во святынѣ, кому въ невинности, кому въ дѣвствѣ, кому въ чистотѣ, кому въ духовной жизни. И обращай вниманіе у кого на милостыню, у кого на вспоможенія, у кого на тихость нрава, у кого на доброту, у кого на сердоболіе, у кого на милосердіе, у кого на братолюбіе, у кого на щедрость, у кого на благоподатливость, у кого на безпристрастіе, у кого на правосудіе, у кого на невзыскательность, у кого на скромность, у кого на сострадательность, у кого на страннолюбіе, у кого на простосердіе, у кого на непорочность, у кого на безстрастіе, у кого на искренность, у кого на довольство малымъ, у кого на умѣренность, у кого на благодарность, у кого на простоту, у кого на даръ утѣшать или успокоивать, у кого на посѣщеніе недужныхъ, у кого на прямоту, у кого на даръ убѣжденія, а у иныхъ на непрестанную молитву, на псалмопѣніе и на потоки слезъ, короче сказать, у всѣхъ на божественное ихъ житіе.

Обитая среди такого сокровища, старайся обогатиться, и живя съ мудрыми дѣвами, не будь включенъ въ число юродивыхъ. У тебя столько свѣтилъ, которыми озаряются очи твои каждый день и каждую ночь. Ходи во свѣтѣ ихъ, слѣдуй по стопамъ ихъ, чтобъ и тебѣ съ ними войдти и въ вѣчные кровы. Ускоряй шествіе свое по слѣдамъ ихъ чтобъ можно было тебѣ догнать нѣкоторыхъ изъ нихъ. Ибо знаю, что, если захочешь, въ состояніи ты сдѣлать это. И такъ препояшь чресла свои, возжги у себя свѣтильникъ правды, и жди своего Господа, чтобъ оказаться готовымъ во срѣтеніе Ему. Не перестану писать тебѣ объ этомъ; ибо знаю, что принимаешь это правильнымъ образомъ. Но будь внимателенъ къ самому себѣ и старайся до смерти соблюдать себя, чтобы съ дерзновеніемъ и радостію встрѣтить тебѣ безсмертнаго Жениха. Чти дѣвство; и оно введетъ тебя въ небесный чертогъ. Посему сказалъ Апостолъ: обручихъ васъ единому мужу дѣву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2).

Итакъ теперь, возлюбленный мой, описалъ я тебѣ добродѣтели святыхъ мужей и козни противника, чтобы, избавившись его сѣтей, возмогъ ты спасти душу свою. Не говори мнѣ: «я вступилъ въ монастрырь и ношу на себѣ ангельскій образъ». Не только людямъ, но и самому Богу пріятенъ не одинъ внѣшній образъ; напротивъ того требуются плоды добрыхъ дѣлъ. Итакъ стой, какъ цвѣтоносное дерево, охраняя плоды добродѣтелей своихъ, чтобъ не подкрался червь гордыни, и не подточилъ въ тебѣ плода смиренномудрія, чтобъ ложь не похитила у тебя истины, чтобъ тщеславіе не омрачило твоего благоговѣнія, чтобъ гнѣвъ не отнялъ у тебя кротости, раздражительность не истощила твоего долготерпѣнія, ссора не нарушила твоего мира, вражда не послужила препятствіемъ дружбѣ, памятозлобіе не пресѣкло взаимной любви, обида не причинила ущерба чести, вражда не расторгла согласія, чревоугодіе не попрепятствовало посту, жадность не истребила воздержанія, безпечность не запнула рачительности, сонъ не усыпилъ бдительности, уныніе не отяготило усердія, лѣность не помѣшала служенію, ропотъ не уменьшилъ подчиненія; ослушаніе не преградило входа послушанію, празднословіе не превозмогло надъ псалмопѣніемъ, шутливость не взяла верха надъ славословіемъ, смѣхъ не преодолѣлъ плача, суровость не сдѣлала безполезною снисходительности, блудъ не растлилъ цѣломудрія, невѣріе не упразднило вѣры, сребролюбіе не было предпочтено нестяжательности; чтобъ не возлюбить родителей паче Христа, не услаждаться міромъ паче царствія; чтобъ богатство не укоряло у тебя бѣдности, страсть къ пересудамъ не подстрекала языка твоего; чтобъ клевета не сдѣлала тебя братоубійцею, наушничество не осквернило души твоей; чтобъ не отягогѣла въ тебѣ противъ кого нибудь зависть, чтобъ обманъ не очернилъ въ тебѣ чистоты сердца, лицемѣріе не лишило тебя благъ, любовь къ доносамъ не сдѣлала тебя предателемъ, лжесвидѣтельство не довело тебя до наказанія, хищеніе не отлучило тебя отъ царства, неправда не заградила тебѣ рая, человѣкоугодіе не разсыпало костей твоихъ, лицепріятіе не истребило въ тебѣ дерзновенія, любовь къ удовольствіямъ не похитила у тебя боголюбія, похоть не ослѣпила въ тебѣ сердечнаго сокрушенія; чтобъ отъ наслажденія не увяла въ тебѣ приверженность къ Богу, и наслажденіе снѣдями не причинило тебѣ ущерба въ утѣхахъ рая. Не гнушайся человѣкомъ, чтобъ не прогнѣвать его Творца. Не порицай безвременно, чтобъ самому тебѣ не подпасть осужденію. Никого не укоряй; ибо не знаешь, что случится съ самимъ тобою. Не возносись сердцемъ, чтобъ, подвергшись паденію, не навлечь на себя безславія. Смѣлость твоя да не подавляетъ скромности; боязнь твоя да не превозмогаетъ надъ отважностію, пренебреженіе да не уничтожаетъ въ тебѣ страха; мечтательность да не разлучаетъ тебя съ обществомъ, и пареніе мыслей да не уязвляетъ душу твою. Не принимай въ душу нечистоты чрезъ слухъ. Не живи вмѣстѣ и не совѣтуйся съ людьми худыми, чтобъ порокъ не помрачилъ твоей непорочности, чтобъ лукавство не превозмогло въ тебѣ надъ добротою, и зависть не одержала верхъ надъ твоимъ безстрастіемъ. Не будь опрометчивъ, чтобъ не сдѣлаться ненавистнымъ для всѣхъ. Упрямствомъ своимъ не доводи себя до побоевъ. Никогда не давай отдыха плоти своей, чтобъ не сдѣлалась она бременемъ душѣ твоей. Охота хулить да не похищаетъ у тебя добраго слова. Отчаяніе да не заградитъ тебѣ входа покаянію. Высокомѣріе да не свергнетъ тебя съ небесъ. Самохвальство да не убавитъ твоего сокровища; велерѣчіе да не выставляетъ на позоръ таинъ твоихъ; зависть никого да не потемняетъ чрезъ тебя; неразуміе да не ослѣпляетъ твоего смысла; глупость да не помрачаетъ твоего благоразумія; безуміе да не господствуетъ надъ умомъ твоимъ; неразсудительность да не измѣняетъ твоего разсужденія; или другое что запрещенное, но теперь не замѣченное, да не войдетъ въ сердце, и да не отвѣдетъ тебя въ плѣнъ изъ небеснаго царства. Напротивъ того трезвись, по написанному, въ законѣ Господни поучаясь день и нощь (Псал. 1, 3). Поелику врагъ ни днемъ, ни ночью не прекращаетъ брани, то да не застигнетъ онъ ума твоего не упражняющимся въ изученіи заповѣдей Божіихъ, да не посѣетъ плевелъ своихъ, да не сдѣлаетъ послѣдняя горша первыхь (Матѳ. 12, 45), такъ что лишившись земнаго, утратишь ты и небесное. Ибо никто же возложъ руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62). Никтоже воинъ бывая обязуется куплями житейскими, да воеводѣ угоденъ будетъ (2 Тим. 2, 4). Посему, оставивъ міръ и послѣдуя Христу, тако тецы да постигнеши (1 Кор. 9, 29). Не уклоняйся ни на десно, ни на шуе (Прит. 4, 27), то-есть, ни въ одну изъ исчисленныхъ выше страстей, чтобъ впавъ въ стремнину грѣха, не умереть тебѣ душевно. Но идя царскимъ путемъ заповѣдей Божіихъ, прямо шествуй въ небесное царствіе; а вмѣстѣ помолись о мнѣ грѣшномъ, чтобъ и я недостойный, ставъ сопричастникомъ святыхъ, сподобился съ вами насладиться вѣчными благами о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ.

Сіе написалъ я тебѣ, возлюбленный мой, не потому, что самъ я соблюлъ себя отъ этого, но чтобы ты соблюлъ, и благоугодилъ тѣмъ Богу. Ибо Господъ сказалъ: вѣруй въ Мя, дѣла яже Азъ творю, и той сотворитъ (Іоан. 14, 12). И я увѣренъ, возлюбленный, что сдѣлаешь ты больше своихъ предковъ, если соблюдешь, что получилъ.

Итакъ не будь судіею чужихъ поступковъ, но самъ старайся ежедневно исправлять жизнь свою; потому что о собственныхъ своихъ поступкахъ каждый изъ насъ долженъ дать отчетъ Богу. Поэтому ежедневно разбирай свои помыслы и спрашивай самъ себя: «есть ли во мнѣ благоговѣніе? есть ли сердечное сокрушеніе? есть ли смиренномудріе? есть ли и все прочее, выше мною изчисленное?» Разбирай также и спрашивай самъ себя: «не холоденъ ли я? не празднословлю ли? не гнѣваюсь ли? не питаю ли въ себѣ пожеланія къ чему земному?» И такимъ образомъ разбирая въ подробности все написаное выше, гнушайся лукавствомъ, и прилѣпляйся къ доброму [2]. Ибо никтоже благъ, токмо единъ Богъ (Марк. 10, 18), спасающій всѣхъ благодатію Своею о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ.

О Христѣ Іисусѣ завѣщаваю тебѣ, чадо, храня сіе посланіе, прочитывай его часто, и опять положи въ сохраненіе, и не разставайся съ нимъ, пока не выучишь наизустъ. Съ большею подробностію написалъ я тебѣ о всѣхъ добродѣтеляхъ и страстяхъ, чтобъ часто размышлялъ ты о семъ, и въ точности сіе соблюдалъ. Ибо въ чесомъ исправитъ путь свой юнѣйшій? Внегда сохранити словеса Господня (Псал. 118, 9). Пока написалъ я тебѣ о семъ явномъ, отъ чего легко можешь соблюстись. Когда же преуспѣешь въ этомъ, тогда укрѣплю умъ твой и въ преизбыточествующей строгости, чтобъ такимъ образомъ сподобился ты достигнуть и совершенства о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, съ Которымъ Отцу и Святому Духу честь и слава во вѣки! Аминь.

Примѣчанія:
[1] По слав. пер. Ч. II. сл. 12.
[2] Здѣсь слав. пер. предполагаетъ чтеніе болѣе исправное, нежели какое осталось въ печатныхъ греческихъ изданіяхъ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 241-248. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0