Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

23. О добродѣтели, десять главъ [1].

Предисловіе.

Нужнымъ почелъ я, возлюбленный, и послѣдующее за симъ включить въ сію памятную запись, чтобъ ты, читая, помолился Господу о мнѣ грѣшномъ и посрамленномъ своими дѣлами, и чтобъ даровано мнѣ было отпущеніе грѣховъ, и сотворилъ я плодъ, благоугодный Ему, прежде нежели изъидетъ страшное повелѣніе взять душу мою отъ тѣла моего. Тогда исчезнетъ вся оболочка человѣческая. Горе тогда оскорбившему Господа Бога нашего и не покаявшемуся! Станетъ искать онъ того времени, которое погубилъ въ нерадѣніи, и не найдетъ. Итакъ восплачемъ предъ Богомъ нашимъ, чтобъ обрѣсти у Него щедроты. Пока есть у насъ время, побережемъ себя, и снищемъ благоволеніе Господне. Не о деньгахъ у насъ забота; если и лишится кто ихъ, то можетъ вмѣсто нихъ пріобрѣсти другія. У насъ въ опастности душа; если погубимъ ее, то не можемъ уже возвратить, по написанному: кая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ? или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою? Пріити бо имать Сынъ человѣческій во славѣ Своей, и тогда воздастъ коемуждо по дѣяніемъ его (Матѳ. 16, 26-27). Если же есть воздаяніе, и ни одно изъ дѣлъ нашихъ не можетъ укрыться отъ Бога; то почему не дѣлаемъ мы добраго, чтобъ воздано было намъ добромъ, и не удерживаемся отъ зла, чтобъ не постигли насъ бѣды, какъ написано: удалися отъ неправеднаго, и не убоишися, и трепетъ не приближится тебѣ (Ис. 54, 14)? Стыжусь сказать, но по причинѣ нерадѣнія, какому преданы я и подобные мнѣ лѣнивцы, не могу умолчать, что мірскіе воины, получая отъ царя бѣдные дары, усердно, не боясь даже смерти идутъ за него въ опасность; а тѣмъ паче мы, имѣя такія обѣтованія, обязаны не измѣнять дѣлу правды, чтобъ спастись отъ будущаго суда. Не какъ съ врагомъ будемъ обходиться съ душею своею, которую желаетъ присвоить Себѣ Богъ. Размыслимъ, что не можемъ мы перенести солнечнаго зноя и жара въ горячкѣ: какъ же пренебрегаемъ огнемъ неугасимымъ? Но Богъ да наставитъ насъ на путь совѣтомъ Своимъ, и да покроетъ крѣпкою Своею рукою во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 1.

Блаженны — городъ, въ которомъ царствуютъ благочестивые, и корабль, которымъ правятъ опытные, и монастырь, которымъ управляютъ воздержные. Но горе тому городу, въ которомъ царствуютъ нечестивые, и тому кораблю, которымъ правятъ неопытные, и тому монастырю, которымъ управляютъ сластолюбивые. Городъ, за нечестіе державствующихъ, наполнится варварами; корабль, по неопытности кормчихъ, сокрушится; и монастырь, отъ недѣятельности управляющихъ имъ, запустѣетъ.

Глава 2.

Если пребываешь на послушаніи у духовныхъ отцевъ; то твердость вѣры твоей обнаруживается не тогда, какъ тебѣ прислуживаютъ, и выслушиваешь ты льстивыя рѣчи, но когда переносишь гоненія и побои. И звѣрь, когда благоразумно ласкаютъ его, дѣлается кроткимъ и ручнымъ. И если хочешь стать сосудомъ избраннымъ, то не имѣй негодованія на наставника; но преуспѣвай въ покорности о Господѣ и въ смиренномудріи; потому что для сего ты и пришелъ, если только, узнавъ напередъ славу послушанія, избралъ для себя оное. Жизнь святыхъ дѣлается, братъ, свѣтлою, когда возвеличена послушаніемъ. Служитель Господень Моѵсей, если не слушалъ ученія Іофорова, то однако же покорился и служилъ ему, хотя и достаточно наученъ былъ въ Египтѣ. И Іисусъ Навинъ, за совершенную покорность, удостоился такого дара, чтобъ стать преемникомъ Моѵсею. И Самуилъ, находясь въ послушаніи у священника Иліи, сподобился слышать гласъ Божій. А Елиссей за покорность же получилъ милость и благодать своего учителя. Но что говорить о подобострастныхъ намъ людяхъ? Самъ Богъ Слово, вочеловѣчившись, проводилъ жизнь въ смиреніи и повиновеніи, какъ учитъ насъ евангелистъ, говоря: и бѣ повинуяся има (Лук. 2, 51). Апостолъ же сказалъ еще: смирилъ Себе, послушивъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 81). Да и въ мірскомъ быту дѣти, которыя не хотятъ перенести отъ родителей добраго вразумленія, не малой опасности подвергаютъ себя. Большая часть наказываемыхъ въ городахъ начальствомъ терпятъ наказаніе за непослушаніе, непокорность и жестоковыйность. И дѣвицы, если не слушаютъ добрыхъ уроковъ, но, отложивъ въ сторону цѣломудріе, безпутствуютъ на площадяхъ и улицахъ, — терпятъ за сіе самыя грубыя оскорбленія; а которыя занимаются дѣломъ, проводятъ время въ безмолвіи и цѣломудріи, тѣ и у людей будутъ почтены, и у Господа прославлены. Началъ ты добрымъ изволеніемъ; стой въ немъ твердо, чтобъ Господь возвеличилъ тебя съ кроткими и смиренными въ Царствіи небесномъ.

Глава 3.

Если братъ твой довелъ дѣло до половины, и случилось ему, заболѣвъ, возъимѣть нужду въ тебѣ для окончанія дѣла; то прійми на себя попеченіе, и потрудись для страждущаго со всѣмъ смиренномудріемъ. Когда же возвратится его здоровье; не желай присвоять себѣ дѣла брата своего, чтобъ не навлечь тебѣ на себя осужденія отъ Господа и отъ людей. Можетъ быть, помыслъ скажетъ тебѣ: «Божіе было въ этомъ домостроительство, что онъ занемогъ, а я вступилъ въ дѣло». Но почему же не остановился ты на этой доброй мысли: «конечно, Божіе было въ семъ домостроительство, чтобъ обнаружилось, каковъ ты въ своемъ произволеніи, — самолюбивъ или братолюбивъ»? Если же, по выздоровленіи отъ болѣзни, самъ онъ будетъ отказываться; то прійми на себя дѣло съ доброю совѣстію и съ дозволенія настоятеля, чтобъ имѣти тебѣ свидѣтельство добро отъ внѣшнихъ (1 Тим. 3, 7). Благоговѣніе требуетъ правды: ибо о святѣйшемъ Симеонѣ, принявшемъ Спасителя въ объятія свои, написано, что былъ онъ праведенъ и благочестивъ (Лук. 2, 25).

Глава 4.

Будемъ, возлюбленный, постоянны сердцемъ; потому что слабость сердца противна добродѣтели. Потому не станемъ малодушествовать, если случится съ нами небольшое уныніе, но будемъ сами себя приневоливать, подобно доброму путнику. Когда случится ему ослабѣть на пути, не отказывается онъ отъ цѣли дальняго путешествія, но утѣшаетъ себя словами: «еще немного, и дойдешь до ночлега, и отдохнешь». Господь, видя, какъ онъ принуждаетъ себя, подаетъ ему силу, облегчая затрудненія. Разслабленіе и лѣность приводятъ къ нищетѣ, не только въ дарованіяхъ духовныхъ, но и въ потребностяхъ тѣлесныхъ.

Глава 5.

Если прежде всѣхъ прійдешь къ службѣ Божіей и простоишь до отпуска, то да не надмеваетъ тебя симъ помыслъ; потому что занимающіеся рукодѣліемъ много старанія и бдительности употребляютъ въ дѣлѣ своемъ. И не одно тѣло представляй Господу, но собери помышленія свои въ сердцѣ смиренномъ; ибо высокоуміе подобно норѣ, въ которой гнѣздится змій и умерщвляетъ подходящаго.

А о томъ, чтобъ не упиватъся виномъ и не проводить времени вмѣстѣ съ женщинами, кажется для меня излишнимъ напоминать твоему боголюбію; такъ какъ всякій ясно видитъ, что чуждо это добродѣтели. Посему необходимо не въ этомъ только одномъ беречься устремленія бѣсовъ, но и съ мужчинами не вести разговоровъ изнѣженныхъ, возбуждающихъ сладострастіе и ввергающихъ душу въ погибель. Ибо отъ свиданія съ женскимъ поломъ отказываемся не потому, чтобы женщины были лукавы, но потому, что чрезъ свиданіе и бесѣду съ женщинами врагу легко насъ низложить и довести до преступленія Божіей заповѣди. Почему надобно намъ беречься отвсюду прираженія лукавыхъ духовъ, возлагая надежду на всеоружіе и силу Святаго Духа. Кто запираетъ отъ врага одну дверь, а двѣ отворяетъ ему и думаетъ о себѣ, что онъ въ безопасности, тотъ обманывается. Посему необходимо обезопасить себя отвсюду, и не давать предлога ищущему предлоговъ. Богъ поругаемь не бываетъ (Гал. 6, 7); и страшно впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31). Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Глава 6.

Одинъ братъ, пребывая на послушаніи у духовныхъ отцевъ, пришелъ къ другому брату, и сказалъ: «хочу отойдти отъ духовныхъ отцевъ, и безмолвствовать самъ по себѣ». Тотъ отвѣчалъ ему: «у одного человѣка былъ сынъ, котораго, взявъ онъ, отдалъ на руки художнику, чтобы научилъ его художеству. Мальчикъ былъ невнимателенъ къ дѣлу. И чрезъ нѣсколько дней ребенокъ этотъ приходитъ къ отцу своему, и говоритъ: батюшка, возьми меня отъ учителя; самъ по себѣ могу лучше выучиться художеству. Но отецъ его сказалъ ему: если, у другихъ учась, и подъ руководствомъ ихъ, ничему ты не выучился; ты можешь ли, сынъ мой, сдѣлать что одинъ, не научившись и никому не подчиняясь, сколько должно? Вижу, сынъ, что худо ты учился своему художеству, и боюсь, что напрасно старался я о тебѣ. Поэтому пріймись, какъ слѣдуетъ, за работу свою, сынъ мой, чтобъ, сдѣлавшись художникомъ, могъ ты найдти себѣ спокойствіе: ибо ненаказанныхъ срѣтаетъ смерть (Прит. 24, 8). Посему и мы, возлюбленный, не будемъ усиливаться свергнуть съ себя иго подчиненія о Господѣ, чтобъ не сдѣлать, неугоднаго Богу, и когда впадемъ въ искушеніе, не оставаться намъ безъ помощника. Когда Агарь, рабыня Саррина, бѣжала отъ лица госпожи своей; Ангелъ Божій, обрѣтши ее, сказалъ ей: возвратися къ госпожѣ своей и покорися подъ руку ея (Быт. 16, 9). Такъ она и сдѣлала, какъ было ей сказано. Когда же пришло ей время, отпущена она вмѣстѣ и съ сыномъ ея на свободу и съ путевыми запасами; и когда блуждала по пустынѣ, и была въ опасности вмѣстѣ съ сыномъ своимъ Измаиломъ погибнуть отъ жажды, Богъ не презрѣлъ ея. Посему и намъ надобно переносить скорби великодушно, такъ какъ служащимъ Господу, а не людямъ. Пребывая на послушаніи, не будемъ творить дѣлъ непослушанія, чтобъ и намъ не потерпѣть, какъ потерпѣлъ Гіезій, служитель пророка Елиссея; а лучше превосходнымъ слушаніемъ принесемъ совершенный плодъ Господу нашему Іисусу Христу». Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Глава 7.

Если кто прійдетъ къ тебѣ, говоря таинственно: «дадимъ себѣ слово быть между собою въ любви и въ единомысліи, такъ что, если скажу что тебѣ, слушайся меня безъ всякаго прекословія»; а потомъ, когда дадите другъ другу клятву, захочетъ совратить тебя въ грѣхъ; то не слушайся его, хотя бы обѣщалъ тебѣ что нибудь великое, и самъ простерся предъ тобою на землѣ, умоляя тебя нарушить заповѣдь Божію. Не пріими лица на душу твою (Сир. 4, 26). Ибо діаволъ умѣетъ не только подстроить это, но и приводить мѣста изъ Писанія, представлять въ предлогъ немощь плоти, и употреблять многія другія хитрости, чтобъ сдѣлать только человѣка преступникомъ заповѣдей Божіихъ, и имѣть чѣмъ похвалитъся въ разсужденіи его. А мы, вразумленные его усиліемъ и напраснымъ трудомъ, укрѣпимся въ благочестивыхъ мысляхъ. Люди, намѣревающіеся выполнить собственную свою волю, лучше же сказать, волю дѣйствующаго средь нихъ діавола, много употребляютъ старанія и искусства, чтобъ цѣль ихъ не осталась недостигнутою; кольми паче намъ, обязавшимся вести жизнь духовную, надобно быть болѣе свѣдущими и трезвенными, чтобъ не хвалился въ разсужденіи насъ діаволъ! По заповѣди Спасителя нашего Бога надлежало вовсе не клясться (Матѳ. 5, 34). Но теперь уловленъ ты словомъ; не пренебрегай симъ; потому что за друга своего идешь въ руки злыхъ. Не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима вѣждома; да спасешися яко серна отъ тенетъ, и яко птица отъ сѣти (Прит. 6, 4-5). Впрочемъ не падай умомъ, и не приходи въ замѣшательство; можно поправить дѣло, если впослѣдствіи будешь имѣть предъ очами Господа. Поэтому будь внимателенъ къ себѣ. Не связанъ ты клятвою, если удаляешься отъ зла; ибо Самъ, по преизбытку человѣколюбія проповѣдавшій Евангеліе въ мірѣ, Самъ Господь повелѣлъ людямъ каяться и удерживаться отъ всякаго грѣха (Матѳ. 4, 17). Смотри, не съ намѣреніемъ ли выполнить свои прихоти представляемъ въ предлогъ клятву, какъ будто не въ состояніи уже мы исхитить себя изъ сѣтей, разумѣю, вражіихъ? Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7), и желающимъ спастись подаетъ руку. И такъ уклонися отъ зла и сотвори благо (Псал. 33, 15), и тѣмъ соблюди слово свое, согласно съ сказавшимъ: отъ всякаго пути лукава возбранихъ ногамъ моимъ, яко да сохраню словеса Твоя (Псал. 118, 101).

Не угодно ли, совершенно удостовѣрю тебя, что не связанъ ты словомъ, если бѣгаешь зла, дѣлаешь же добро, и удаляешься отъ всякаго человѣка, безчинно ходяща (2 Сол. 3, 6)? Выслушай притчу, или лучше сказать, примѣръ. Одинъ человѣкъ имѣлъ у себя сына. И сынъ весьма почиталъ отца своего, старался соблюдать всѣ его приказанія, и во всемъ угождалъ отцу своему. Другой же нѣкто, побуждаемый завистію къ преспѣянію юноши, и пришедши тайно, сказалъ: «поклянись мнѣ въ разсужденіи отца своего, что сдѣлаешь все, что ни скажу тебѣ, и соблюдешь это безъ всякаго прекословія». Юноша поступилъ худо, и далъ ему клятву. Послѣ этого сказалъ ему взявшій съ него клятву: «пойди, оскорби отца своего, нанеси ему удары, не стыдись больше лица его, и дѣлай все, что запрещаетъ онъ тебѣ; такъ какъ далъ ты мнѣ клятву, и не можешь преступить сказаннаго мнѣ тобою». Ужели же сынъ согласится на такое неразумное, лучше же сказать, нечестивое дѣло, и изъ уваженія къ отцу не пренебрежетъ беззаконнымъ его совѣтомъ? — Онъ отвѣтитъ совѣтнику такъ: «вижу, что ты человѣкъ не истины держащійся, а врагъ, злоумышляющій противъ моего отца и противъ моей души. Но тебѣ не обольстить меня, какъ змій обольстилъ Еву коварствомъ, и не вовлечь меня въ нечестіе злонамѣренною твоею хитростію. Отецъ не побранитъ меня за то, что я не поддался твоему злочестію. Почему пренебрегаю твоимъ беззаконнымъ совѣтомъ, изъ уваженія къ отцу моему и ради спасенія души своей, уши свои запечатлѣваю крестнымъ знаменіемъ, чтобъ ядъ словъ твоихъ не вливался болѣе въ слухъ мой, и по причинѣ лукавства твоего, буду бѣгать встрѣчи съ тобою».

Повелѣваетъ же намъ и Апостолъ отлучатися отъ всякаго брата безчинно ходяща. И Богу невозможно угодить злыми дѣлами. Итакъ, возлюбленный, не позволяй увлекать тебя людямъ грѣшнымъ, чтобъ не прогнѣвать тебѣ Отца своего небеснаго, дѣлая противное заповѣдямъ Его, и не стать безотвѣтнымъ въ день суда; потому что преступленіемъ заповѣдей святаго Евангелія прогнѣваешь ты Бога. Будь внимателенъ къ себѣ, учась у Пророка, въ чемъ конецъ слова; ибо Пророкъ говоритъ: кляхся и поставихъ не то, чтобъ преступать заповѣди Твои и всѣ судьбы Твои; но кляхся, сказано, и поставихъ сохранити заповѣди Твои и всѣ судьбы правды Твоея (Псал. 118, 106). И еще говоритъ: неправду возненавидѣхъ и омерзихъ: законъ же Твой возлюбихъ (Псал. 118, 163); и этимъ, по милости Божіей, избѣжишь великихъ искушеній и опасностей. А съ вынуждавшимъ у тебя клятву исполнится написанное: обратися болѣзнь его на главу его, и на верхъ его неправда его снидетъ (Псал. 7, 17). Посему пріобрѣтай любовь и единомысліе, не клятвами, не ласкательствами, и не прочими непозволенными дѣлами вынуждаемое, но утвержденное по Богу на душевномъ расположеніи. Въ такое единомысліе не вкрадывается ничто несправедливое, или вынужденное. И будетъ съ тобою благодать Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава во вѣки! Аминь.

Глава 8.

Отказывайся засѣдать съ еретиками и съ сластолюбцами, которые не говорятъ ничего вѣрнаго; слова ихъ на подобіе стрѣлъ язвятъ сердца. Видалъ я людей, которые развращаютъ душу словами; таковыхъ можетъ быть писаніе символически называетъ изливающими сѣмя, или прокаженными (Лев. 22, 4). Ибо какъ изливающій сѣмя дѣлаетъ, по закону, нечистымъ все, на чемъ сядетъ, или на что плюнетъ (Лев. 15, 4. 8); такъ и у этихъ людей нечистое изліяніе страстной души и плюновеніе словъ дѣлаетъ оскверненными выслушивающихъ. А можетъ быть, страстное состояніе души ихъ должно уподобить, по сказанному выше, и носящему на себѣ язву проказы. Въ ликѣ святыхъ всякій имѣлъ у себя поясъ, стягивающій чресла и означающій строгость житія; потому что они пріобрѣли себѣ всеоружіе Святаго Духа, и крѣпко препоясаны были силою Святаго Духа. А эти люди, какъ видимъ, лишены сего дара, по собственному ихъ нерадѣнію, и чресла ихъ не препоясаны цѣломудреннымъ поясомъ; напротивъ того, все у нихъ разслаблено и распутно, — и нравы ихъ, и рѣчи, и дѣла. Недугующій въ вѣрѣ говоритъ: «содержащимъ здравую вѣру какой причинитъ вредъ сношеніе съ какимъ бы то ни было человѣкомъ, право ли онъ вѣруетъ, или зломудренъ»? А люди, преданные чреву и грубымъ удовольствіямъ, скажутъ: «что вреднаго — ѣсть, пить, и наслаждаться? Худо тѣлесное вожделѣніе; худо пожелать чужаго, или украсть». А если и въ этомъ будутъ уличены, то скажутъ еще: «по тѣснымъ обстоятельствамъ сдѣлалъ я это; укралъ для того, чтобъ насытить голодную душу». Что нечище такихъ рѣчей? Что безобразнѣе этой проказы? Посему Писаніе и не позволяетъ симъ сквернымъ помысламъ оставаться въ оградѣ святыхъ душъ, какъ и пораженнымъ язвою проказы законъ не дозволялъ водружать кущу среди стана сыновъ Израилевыхъ. И дѣйствительно, весьма неприлично нечистые помыслы оставлять среди свѣтлыхъ и святыхъ помышленій, или допускать ихъ туда. Давая разумѣть слабость, безобразіе и распутство поведенія сихъ людей, безстыдство ихъ произволенія, недозволенность и неизвинительность дѣлъ ихъ, законъ говоритъ: и прокаженъ, на немъ же есть язва, ризы его да будутъ раздраны, и глава его не покровена, и около устъ своихъ да обвіется, и нечистъ прозовется. Вся дни, въ няже будетъ на немъ язва, нечистъ сый, нечистъ будетъ; отлученъ да сѣдитъ, внѣ полка да будетъ ему пребываніе (Лев. 13, 45-46). Сюда принадлежатъ тѣ, которые говорятъ: да ямы, и піемъ, утрѣ бо умремъ (Ис. 22, 13). Это слова людей, удалившихся отъ истины, а также и еретическое мудрованіе; потому что еретики, желая подкрѣпить свое ложное мнѣніе, стараются представить изреченія и свидѣтельства изъ божественныхъ Писаній къ развращенію сердецъ въ послушныхъ имъ. О нихъ прекрасно и сильно выразился нѣкто изъ святыхъ, такъ уча и говоря: «Имѣя у себя такое начало, о которомъ Пророки не проповѣдали, которому Господь не училъ, котораго Апостолы не предали, они всѣми мѣрами хвалятся, что узнали это лучше всякаго другаго, вычитавъ въ неписанныхъ книгахъ; и взявшись, по пословицѣ, вить веревки изъ песку, покушаются къ сказанному ими приладить и достовѣрное, какъ то Господни притчи, или пророческія изреченія, или апостольскія слова, чтобъ вымыслъ ихъ не казался не имѣющимъ свидѣтельства. Оставляя въ сторонѣ порядокъ и связь писаній, и сколько можно, разрывая члены истины, переставляютъ и переиначиваютъ слова, и изъ одного дѣлая другое, обольщаютъ многихъ чѣмъ то не складно составленнымъ изъ собранныхъ вмѣстѣ словъ Господнихъ. Если кто, взявъ царское изображеніе, прекрасно и тщательно составленное умнымъ художникомъ изъ отличныхъ мелкихъ камней, и уничтоживъ представленный видъ человѣка, переставитъ и приведетъ въ другой видъ сіи камни, сдѣлавъ изъ нихъ образъ пса или лисицы, и объ этомъ негодномъ произведеніи вздумаетъ дать отзывъ, и скажетъ: «вотъ то самое прекрасное царское изображеніе, которое произвелъ умный художникъ», указывая при семъ на прекрасные камни, изъ которыхъ первымъ художникомъ сдѣлано было царское изображеніе, а послѣднимъ дурное изображеніе пса, — и указаніемъ на камни станетъ обманывать и увѣрять неопытныхъ, не имѣющихъ понятія о царскомъ лицѣ, что этотъ гнусный видъ лисицы есть то самое прекрасное изображеніе царя; то подобнымъ сему образомъ и эти люди сшиваютъ бабіи басни, собираютъ оттуда и отсюда слова, изреченія и притчи, и хотятъ по своимъ баснямъ преобразовать словеса Божіи» [2]. И такъ достаточно вразумляемые примѣромъ, будемъ бѣгать отъ растлѣнныхъ рѣчей еретическихъ и отъ подражанія живущимъ распутно, хотя, по видимому, и представляютъ они мѣста изъ Писаній: будемъ бѣгать, чтобъ, пребывая здравыми въ вѣрѣ и въ дѣлахъ, принести намъ совершенный плодъ Господу нашему Іисусу Христу. Ему слава во вѣки! Аминь.

Глава 9.

Вникни, смиренный монахъ, въ тотъ образъ, какимъ облекся ты; смотри, сколько разности между симъ образомъ и мірскимъ. Останови мысль свою на томъ, что имъ означается; и именно на томъ, что имъ доказывается отложеніе мірскихъ нравовъ и дѣлъ, и дается напоминаніе о духовномъ дѣланіи. Поэтому не будь нерадящимъ о добродѣтели, но всѣми силами старайся имѣть въ себѣ святыню, такъ какъ для сего оставилъ ты и міръ; пріобрѣтай себѣ невинность, чтобъ вселился въ тебѣ Духъ Святый. Выслушивай, возлюбленный, доброе наставленіе о Господѣ, и не пренебрегай онымъ, чтобъ найдти тебѣ успокоеніе въ себѣ самомъ. Не внимай срамнымъ пожеланіямъ и суетнымъ ласкательствамъ, чтобъ не обманулъ тебя кто нибудь пустыми рѣчами; не соревнуй въ злыхъ дѣлахъ; не обращай вниманія на чужія паденія. Храни себя невиннымъ; и если началъ возгараться въ тебѣ грѣховный пламень, угашай его слезами; потому что Господь спасаетъ обращающихся къ Нему. Сего проси себѣ у Господа, потому что Господь любитъ работающихъ Ему въ святости. Драгоцѣнное стяжаніе — невинность въ правомъ помыслѣ. Если возлюбишь ее; то будешь прославленъ Господомъ, и во всемъ благоуспѣешь. Слыша сіе, смотри, чтобъ очей ума твоего не смежилъ суетными помыслами діаволъ. Онъ не поможетъ тебѣ, когда повлекутъ тебя злые аггелы; потому что и себѣ помочь будетъ не въ силахъ. Ему и аггеламъ его уготована геенна; а тебѣ готовится райская радость, если будешь удаляться отъ дѣлъ его. Радуется діаволъ, когда ведешь ты неприличную жизнь; но печаль ему, когда преуспѣваешь ты въ добрыхъ дѣлахъ. Итакъ не пренебрегай помянутою выше добродѣтелію; ибо не много утрудишься въ дѣланіи; но твердо положись на то, что скоро вкусишь плодовъ ея. Если же не воспользуешься полезными уроками: то раскаешься на послѣдокъ твой, егда иструтся плоти тѣла твоего, и речеши: како возненавидѣхъ наказаніе, и отъ обличеній уклонися сердце мое? Не послушахъ гласа наказующаго мя, и ко учащему мя не прилагахъ уха моего. Вмалѣ бѣхъ во всякомъ злѣ посредѣ церкви и сонмища (Прит. 5, 11-14).

Итакъ не будемъ нерадивы въ дѣлѣ своего спасенія, возлюбленный; не поревнуемъ живущимъ въ распутствѣ, въ гордынѣ и безстрашіи. Стыдъ и укоризны покроютъ ненавидящихъ Господа. Дни наши бѣгутъ, и конецъ приближается; восплачемъ предъ Господомъ Богомъ нашимъ, пока не заключены въ тму кромѣшнюю. Можно ли будетъ и многими слезами возвратить намъ дни сіи, если проведемъ ихъ въ злыхъ дѣлахъ, и ни мало ими не воспользуемся? Се нынѣ время благопріятно: се нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2). Блаженны трезвящіеся, потому что увѣнчаются они въ радованіи. Блажени плачущіи нынѣ, яко тіи утѣшатся (Матѳ. 5, 4), съ избранными Божіими. Блаженны труждающіеся о Господѣ, потому что ихъ ожидаетъ райское наслажденіе, которое улучить да сподобимся всѣ мы молитвами всѣхъ благоугодившихъ Господу нашему Іисусу Христу. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 10.

Взыщемъ духовной жизни, возлюбленный, чтобъ при дѣятельности, содѣйствующей вѣрѣ, оказаться тебѣ въ той и другой человѣкомъ совершеннымъ. Къ богословію же едва и тогда будемъ способны, когда, побѣдивъ страсти, искоренимъ въ себѣ всякое житейское пристрастіе, и не будемъ имѣть въ умѣ никакого предразсудка. Ибо тогда вразумляющая благодать Святаго Духа, обрѣтши въ насъ упокоеніе, просвѣтитъ сердца наши, какъ уготованный свѣтильникъ, обильный масломъ и снабженный свѣтильнею, въ которомъ огонь, охвативъ собою горючее вещество, такъ воспламеняетъ свѣтильникъ, что онъ изливаетъ обильный свѣтъ и озаряетъ предстоящихъ. Но если мы въ порабощеніи еще у страстей, и погрязая въ нихъ, домогаемся высшаго мѣста; то не малой подвергаемся опасности, уподобившись свѣтильнику, лишенному елея и сгараемаго вещества, который и на короткое время не можетъ поддержать теплоту и силу огня. Поэтому надобно намъ прежде позаботиться о пріуготовленіи себя къ принятію умнаго свѣта, чтобъ содѣлаться достойными духовныхъ дарованій. Взыщемъ жизни духовной, чтобъ освятились въ насъ и умъ, ставъ подъ властію Духа Святаго, и тѣло, ставъ причастнымъ Духа.

Каждый день будемъ просить у Господа слезъ сокрушенія, чтобы, когда станемъ плакать о грѣхахъ своихъ, процвѣла душа, избавившись отъ грѣховной засухи. Не будемъ нерадивы о душѣ своей, окопаемъ ее, обложивъ гноемъ, чтобъ, смягчившись и воспламенившись, принесла плодъ благопотребный Владыкѣ. Вмѣсто заступа есть у насъ Ветхій и Новый Завѣтъ, и вмѣсто гноя — теплота Святаго Духа. Позаботимся въ этомъ о душѣ, напоявая ее слезами, чтобъ, такъ воздѣлываемая и орошаемая слезами, принесла она плодъ въ правдѣ, и чтобъ, въ противномъ случаѣ, вознерадѣвъ о ней, и намъ не сказать въ часъ разлученія со страхомъ и трепетомъ, подобно царю амаликитскому: тако ли горька смерть (1 Цар. 15, 32)? Езекія, который во время своего здравія не былъ нерадивъ въ семъ дѣлѣ правды, во время тѣсноты и смерти нашелъ себѣ утѣшеніе у Господа. Ибо когда выслушалъ отъ пророка приговоръ о своей смерти, обрати лице свое къ стѣнѣ, и помолися ко Господу, глаголя: Господи, помяни, яко со истиною ходихъ предъ Тобою, сердцемъ истиннымъ, и угодная предь очима Твоима сотворихъ. И плакася Езекія плачемъ великимъ (4 Цар. 20, 2-3). Что же милосердый Господь? Скоро, и ни мало не медля, отвѣчалъ ему чрезъ Пророка, говоря: услышахъ гласъ молитвы твоея, и видѣхъ слезы твоя, и се прилагаю ко времени жизни твоея лѣтъ пятнадесять, и отъ руки царя ассирійска избавлю тя (4 Цар. 20, 5-6), и такъ далѣе. Видишь, сколько хорошаго жить не съ небреженіемъ, но имѣть всегда предъ очами страхъ Господень? Великій страхъ и трепетъ угрожаетъ намъ. Позаботимся и мы о дѣлахъ добрыхъ, чтобъ во время нужды и скорби найдти намъ заступника въ Господѣ. Не забывая предъ симъ сказаннаго, будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный, и всячески храни душу свою, чтобъ не остаться тебѣ безъ искомой тобою жемчужины.

Возлюби благоговѣніе и воздержаніе, чтобъ получить великую пользу. Если же начнешь нерадѣть, предаваясь объяденію и піянству; то погибнешь вмѣстѣ съ пресыщающимися роскошно: и во-первыхъ, удалишь тѣмъ отъ себя Божію благодать; во-вторыхъ, осудятъ тебя за сіе и видящіе твое безстыдство; а въ третьихъ, и рукодѣлій у каждаго изъ насъ не достанетъ на такія издержки; наконецъ, отсюда раждаются развлеченія, хлопоты, лжи, неправды, частыя отлучки, ласкательство предъ высшими, и все тому подобное. Посему величайшее благо — благоговѣніе и воздержаніе; потому что объяденіе разоряетъ, а воздержаніе созидаетъ; одно же другому противоположно и одно съ другимъ совмѣщено быть не можетъ. Почему, если правымъ помысломъ возлюбишь благоговѣніе и воздержаніе: то во всѣхъ отношеніяхъ будешь возвышенъ; потому что благоговѣніе учитъ, жить уединенно, не оставаться на долго внѣ келліи, не сходиться съ подающими худые совѣты. Не развлекай также мыслей свѣтлымъ одѣяніемъ; не много одеждъ имѣй въ своемъ употребленіи, упражняясь въ безмолвіи, и посвятивъ себя воздержанію, не заботься о многихъ на себя издержкахъ, но довольствуйся настоящимъ. Тремя, четырьмя или пятью сухарями, небольшимъ количествомъ чечевицы, или бобовъ, или зелени, удовлетворишь необходимой потребности; и во всемъ этомъ имѣешь помощникомъ и содѣйственникомъ Господа, утучняющаго душевныя твои силы благою надеждою. А кто увлекается необузданными пожеланіями, у тѣхъ вся жизнь ихъ въ заботахъ. У нихъ приходитъ въ забвеніе даже самое памятованіе о Богѣ. А нѣтъ бѣдствій тягостнѣе этого; потому что при всегдашнемъ памятованіи о Господѣ удаляются отъ души гнустныя страсти, какъ злодѣи въ приближеніи военачальника; чрезъ это же устрояется Святому Духу чистое жилище. Но гдѣ нѣтъ памятованія о Богѣ, тамъ господствуетъ мракъ и зловоніе, тамъ совершается всякое негодное дѣло.

Но думаю, что есть нѣкоторыя степени жизни плотской и житія добродѣтельнаго. И діаволъ, изобрѣтатель грѣха, увеселяясь общею нашею погибелію, доводитъ душу до наклонности къ плотскому, понемногу увлекая, запутывая и приближая къ стремнинамъ не очень внимательныхъ, пока не ввергнетъ ихъ въ самое дно адово, содѣлавъ устраненными и отчужденными отъ небеснаго Царствія; почему Апостолъ, какъ бы перечисляя нѣкоторыя ступени, низводящія въ адъ, говоритъ: явлена суть дѣла плотская, яже суть блудъ, нечистота, студодѣяніе, идолослуженіе, чародѣянія, вражды, завиды, ярости, разжженія, распри, ереси, зависти, убійства, піянства, безчинны кличи и подобныя симъ (Гал. 5, 19-21). Какой же конецъ этого — высказываетъ онъ со всею силою, говоря: яже предглаголю вамъ, якоже и предрекохъ, яко таковая творящіи Царствія Божія не наслѣдятъ (Гал. 5, 21). Посему необходимо намъ весь умъ свой устремить въ горнее, и не попускать ему склоняться долу — къ запрещенному. Если же и запнулъ насъ въ чемъ врагъ, то скорѣе возстанемъ, чтобъ, вовлекши насъ въ прочія злыя дѣла и постепенно запутывая, и изъ одного паденія ввергая въ другое, не низложилъ напослѣдокъ въ самую глубину погибели и отчаянія. Даже, если врагъ ввелъ насъ и во все запрещенное, то не будемъ на семъ останавливаться и отчаяваться въ себѣ самихъ: потому что все это можно преодолѣть покаяніемъ, и стать на самомъ поприщѣ благочестія. Тогда, наконецъ, Господь, видя въ насъ перемѣну, искреннее покаяніе, и то, что Его одного возжелали мы всѣмъ сердцемъ, и угодное Ему творимъ, возглаголетъ намъ уже не какъ рабамъ Своимъ, но какъ искреннимъ друзьямъ, и воззоветъ насъ къ совершеннѣйшимъ и высшимъ добродѣтелямъ, говоря: друже, посяди выше (Лук. 14, 10), то есть, воззоветъ къ прекрасному восхожденію, возводящему на небеса, котораго степени — вѣра, надежда, любовь и прочіе плоды духа. А когда сдѣлаемся гражданами горняго Іерусалима, тогда возрадуется сердце наше, и радости нашея никтоже возметъ отъ насъ (Іоан. 16, 22). Господь же Богъ Вседержитель совѣтомъ Своимъ да путеводитъ насъ и державною рукою Своею да покроетъ насъ. Ибо горе и погибель человѣку, который не имѣетъ Бога своимъ помощникомъ; такъ какъ нѣтъ иного помощника, кромѣ Бога живаго: потому что онъ Господь неба и земли, и вся влика хощетъ, творитъ и на небеси горѣ и на земли низу, и въ мори и въ безднѣ (Псал. 134, 6), и нѣсть иже воспротивится волѣ Его (Дан. 4, 34). Ему слава, величіе и велелѣпіе во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. ч. II, сл. 23.
[2] Св. Ириней противъ ересей Кн. 1, гл. I, отд. XIV. По изданію Грабія.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 272-288. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0