Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

24. На слова: вонми себѣ (Втор. 4, 9), двѣнадцать главъ [1].

Предисловіе.

Обязаны мы, возлюбленные, по словамъ Апостола, увѣщевать и упрашивать другъ друга (1 Сол. 5, 11). Въ другомъ же мѣстѣ сказано: вѣдущему добро творити, и не творящему, грѣхъ ему есть (Іак. 4, 17). Но послушай, что и Пророкъ говоритъ: се устнамъ моимъ не возбраню (Псал. 39, 10). Итакъ умоляю васъ, пріимите совѣтъ и моей худости. И если погрѣшилъ я въ словѣ; извините меня, человѣка неученаго и грѣшнаго. Если же слова сказаны правильно; то это — дѣло благодати. И потому такъ какъ благодать подаетъ намъ слово, не должно возбранять устнамъ. Ибо Господь и лѣность поставилъ въ одномъ ряду съ лукавствомъ, сказавъ: рабе лукавый и лѣнивый, подобаше тебѣ вдати сребро Мое торжникомъ: и пришедъ, Азъ взялъ быхъ свое съ лихвою (Матѳ. 25, 26-27).

Да подастъ Господь намъ, пріявшимъ слово, сотворить и принести Господу плоды благопріятные. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 1-я.

Слушай, возлюбленный, пришедши съ тѣмъ, чтобъ стать монахомъ, рѣшился ты отречься отъ міра. Если совершишь сіе законно, то возрадуются о тебѣ не только люди, но и Ангелы Божіи, какъ написано: радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся, нежели о девятидесятихъ и девяти праведникъ, иже не требуютъ покаянія (Лук. 15, 7. 10). Итакъ, если законно ты началъ, законно и соверши. Прежде нежели облекся въ сей образъ, знай, что идешь на подвигъ. И съ кѣмъ у тебя брань? Слушай того, кто говоритъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ. Сего ради пріимите вся оружія Божія, да возможете противитися въ день лютъ (Ефес. 6, 12-13). Итакъ не изнемогай въ своемъ теченіи, пока не получишь награды. Возненавидѣлъ ты міръ? Питай ненависть и къ кичливости его. Отвергъ временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Сталъ чуждъ родителямъ по плоти? Пребывай въ отреченіи, мужественно перенося труды добродѣтелей. Ибо отреченіемъ называется не то, которое на одинъ день сдѣлано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь дѣйствительно стать побѣдоносцемъ, то учись переносить труды добродѣтелей мужественно, съ мудрою кротостію. Скажу для примѣра: обиженный низшими, не гнѣвайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушенъ; лишенный принадлежащаго тебѣ, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумѣю нищаго Лазаря): въ какой скудности и въ какомъ трудѣ терпѣлъ онъ для Господа? Взираше бо на мздовоздаяніе (Евр. 11, 26), по написанному: недостойны страсти нынѣшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18). И ты, возлюбленный, возжелавъ сподобиться ублаженія отъ Господа, иди путемъ смиренномудрія; и Господь дастъ тебѣ вѣнецъ жизни, егоже обѣща любящимъ Его (Іак. 1, 12). Ему слава во вѣки! Аминь.

Глава 2-я. Притча.

Два человѣка пошли въ городъ, отстоявшій на тридцать стадій. Когда же совершили стадіи двѣ или три, встрѣтилось имъ на дорогѣ мѣсто, на которомъ были рощи, и въ нихъ расли тѣнистыя дерева, текли ручьи водъ, и было много пріятныхъ мѣстоположеній. Когда путники увидѣли это; одинъ, поспѣшивъ видѣть городъ, прошелъ по этому мѣсту скоро, а другой остановился посмотрѣть, и отсталъ. Потомъ и ему хотѣлось выйдти изъ-подъ древесной тѣни; но побоялся зноя. Пока же медлилъ онъ на мѣстѣ, наслаждаясь пріятностію его, вышелъ звѣрь, живущій въ этомъ лѣсу, схватилъ его, и увлекъ въ свое логовище. Между тѣмъ другой, который не былъ нерадивъ, и не развлекался красотою деревъ и мѣста, достигъ города.

Братъ говоритъ: «желаю слышать объясненіе на это; потому что не понимаю, что такое значитъ». Слушай, говорятъ, при содѣйствующей намъ благодати. Два человѣка — это вступившіе на путь благочестія, и начавшіе подвизаться на ономъ. Врагъ же, намѣреваясь остановить ихъ въ шествіи, приноситъ въ нихъ бѣсовскія пожеланія: тщеславіе, любоначаліе, гордость и все тому подобное. И кто поспѣшилъ достигнуть почести вышняго званія о Христѣ (Флп. 3, 14), тотъ не задержанъ этимъ. А развлекшійся красотою деревъ и мѣста означаетъ человѣка, который отъ невидимаго склонилъ умъ свой къ видимому. Зной — это трудъ добродѣтелей. А что человѣкъ замедляетъ на мѣстѣ, и дѣлается добычею звѣря, это значитъ — останавливать помыслъ на вожделѣніи земнаго; и изъ этого вожделѣнія подобно лютому звѣрю выходитъ грѣхъ, и овладѣваетъ человѣкомъ, какъ написано: похоть заченши раждаетъ грѣхъ: грѣхъ же содѣянъ раждаетъ смерть (Іак. 1, 15).

Посему, возлюбленные, будемъ бѣгать мірскихъ похотей, чтобъ снова не содѣлаться намъ рабами грѣха. Ибо Спаситель говоритъ: аминь глаголю вамъ: всякъ творяй грѣхъ, рабъ есть грѣха (Іоан. 8, 34). Будемъ служить благоугодно Богу, насъ освободившему; не станемъ обольщаться тлетворными страстями, и обращать вниманіе на благолѣпіе одѣянія, или кукуля, или пояса, или аналава, но устремимся къ тому, что смиренно и не тщеславно, что прилично святымъ. Ибо тѣмъ, которые подчинили себѣ важнѣйшее, не прилично уступать надъ собою побѣду самому маловажному. Всегдашнимъ же у насъ попеченіемъ да будетъ то, чтобъ внутренній нашъ человѣкъ благоугождалъ Испытующему сердца и утробы (Псал. 7, 10); а безполезнымъ пренебрежемъ. Ибо никтоже можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 24), по слову Владычнему. Кто учась плотничному дѣлу, вмѣсто скобели добываетъ себѣ копье? Или кто, желая успѣть въ смиренномудріи, домогается суетной славы? Или кто, вожделѣвая небеснаго, не пренебрежетъ земнымъ?

Господь же да дастъ намъ и дѣлать и мыслить угодное Ему! Ему подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Глава 3-я. О плотской брани.

Если востанетъ въ тебѣ плотская брань; не бойся и не упадай духомъ, чтобъ не придать противъ себя смѣлости врагу; и онъ посѣетъ въ тебѣ какія нибудь свои мысли, и будетъ говорить: «не возможно прекратиться въ тебѣ разжженію, если не удовлетворишь своей похоти»; чтобъ, уязвивъ тебя, стать ему противъ тебя и посмѣяться надъ твоею слабостію. Но терпя потерпи Господа, съ плачемъ излей молитву свою предъ благостію Его, и Онъ услышитъ тебя, и возведетъ тебя отъ рова страстей, то есть, нечистыхъ помысловъ, и отъ бренія тины, то есть, гнусныхъ мечтаній, и поставитъ нозѣ твои на камени святости (Псал. 39, 1-3), и узришь пришедшую къ тебѣ отъ Него помощь. Терпи только, не разслабѣвай помысломъ, не приходи въ изнеможеніе, вычерпывая воду изъ ладіи; потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речетъ: се пріидохъ (Исх. 58, 9); но выжидаетъ, чтобъ увидѣть твой подвигъ, точно ли даже до смерти противоборствуешь грѣху. Итакъ не малодушествуй; Богъ не оставилъ тебя. Онъ взираетъ на твой подвигъ; смотрятъ на оный и ликъ святыхъ Ангеловъ, и толпа бѣсовъ. Ангелы подаютъ вѣнецъ побѣждающему; бѣсы покрываютъ стыдомъ побѣжденнаго. Много боренія у Ангеловъ за тебя, возлюбленный; много усердія у бѣсовъ противъ тебя, Христолюбецъ. Итакъ, будь внимателенъ къ себѣ, не опечаль своихъ, и не обрадуй чужихъ. Своими же называю святыхъ Ангеловъ, а чужими — нечистыхъ бѣсовъ.

Для очей Божіихъ нѣтъ скрытнаго мѣста, возлюбленный, нѣтъ тмы въ очахъ Господнихъ, братъ. Да не обольщаетъ тебя противникъ; близъ ногъ Божіихъ стоишь ты. Не пренебрегай этимъ. Ибо написано: небо Мнѣ престолъ, земля же подножіе ногама Моима (Дѣян. 7, 49). Не разслабѣвай помысломъ, но мужайся; Помощникъ близко. Послушай, что говоритъ Пророкъ: вси языцы объидоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ: объишедше объидоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ: одъидоша мя яко пчелы сотъ, и разгорѣшася, яко огнь въ терніи: и именемъ Господнимъ противляхся имъ. Отриновенъ превратихся пасти, и Господь пріятъ мя. Крѣпость моя и пѣніе мое Господь, и бысть ми во спасеніе (Псал. 117, 10-15).

Итакъ терпи, подвижникъ, да искусенъ бывъ пріимеши вѣнецъ жизни, егоже обѣща Господь любящимъ Его (Іак. 1, 12). Быть боримымъ страстями и противоборствовать имъ — это дѣлаетъ насъ искусными къ выдержанію брани. А если не борютъ насъ страсти; то станемъ, можетъ быть, осуждать боримыхъ ими, потому что сами не испытали боренія, и впадемъ въ высокоуміе. Ибо не то опасно, что борютъ насъ страсти, и мы боремся съ ними; но бѣдственно то, если по лѣности падемъ передъ сопротивниками. И такъ противостань палящей тебя похоти, чтобъ избѣжать никогда не угасающаго пламени. А если побѣдятъ насъ страсти, то не отступятся отъ насъ, но еще смѣлѣе будутъ нападать на насъ. Послушай того, кто говоритъ: медъ каплетъ отъ устенъ жены блудницы, яже на время наслаждаетъ твой гортань: послѣдиже горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра (Прит. 5, 3-4). Итакъ будь внимателенъ къ себѣ самому, чтобъ не лишиться тебѣ славы лица Божія. Ибо написано: миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Ему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Глава 4-я.

Не принимай мнѣнія людей зломудренныхъ, которые говорятъ: «послѣ того какъ умру, чего мнѣ ждать»? и говорятъ сіе, чтобъ прогнѣвать Господа Бога, Который будетъ судить живыхь и мертвыхъ. Горе душѣ, которая слушается такой мысли! Горе человѣку, который такъ думаетъ! Это мнѣніе убѣдившихся въ немъ низведетъ въ затворы смерти. Это мнѣніе удаляетъ отъ Бога и дѣлаетъ преклонными къ діаволу.

Но ты, вѣрующій, бѣги отъ злаго совѣта, и не буди невѣренъ, но вѣренъ (Іоан. 20, 27). Ибо вѣруемъ, что будутъ по смерти судъ и воздаяніе: вѣренъ бо есть Обѣщавый (Евр. 10, 23). Не неправеденъ Богъ, чтобъ забыть о наградѣ служившимъ Ему истиною, якоже есть писано: ихъ же око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Хочешь ли, возлюбленный, разумѣть силу слова? Разсуди, какую славу пріобрѣтаютъ святые и на землѣ. Память праведныхъ, какъ написано, съ похвалами: имя же нечестивыхъ угасаетъ (Прит. 10, 7). Ты же, возлюбленный, вѣрь писанному въ божественныхъ Писаніяхъ, но бѣгай того, что говорятъ невѣрующіе: у нихъ превратны умъ и совѣсть; Бога исповѣдуютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его (Тит. 1, 15-16). Посмотри на Ирода: онъ имѣлъ на себѣ царскую одежду и говорилъ рѣчь народу; но зане не воздаде славы Богу, Ангелъ Господень порази его, и бывъ червми изъяденъ, издше (Дѣян. 12, 21. 23).

Если ты содѣлался сильнымъ въ добродѣтели, и ненавистникъ добра возбуждаетъ на тебя нѣкоторыхъ людей къ утѣсненію твоему: то не приходи въ робость, и не измѣняй благочестію изъ страха человѣческаго; потому что страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31). Слушай, что говоритъ Спаситель: аще Мене изгнаша, и васъ изженуть (Іоан. 15, 20).

Посему надобно бѣгать растлѣнной бесѣды людей зломудренныхъ; и обращать вниманіе не на внѣшній одинъ видъ, или на сѣдины, но на образъ мыслей человѣка. Ибо это тѣ самые, о которыхъ говоритъ Апостолъ: имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися (2 Тим. 3, 5). Если согласишься на лживыя ихъ рѣчи, и оставишь путь узкій и тѣсный; то бойся, чтобъ тебѣ, горя въ неугасимомъ огнѣ, не услышать этотъ горькій и неумолимый, исполненный плача и горькихъ слезъ, приговоръ: чадо, помяни, яко воспріялъ еси благая твоя въ животѣ твоемъ, и Лазарь такожде злая: нынѣ же здѣ утѣшается, ты же страждеши (Лук. 16, 25). Напротивъ того къ Богу только устремляй взоръ свой, и по скончаніи доблестной жизни, душа твоя въ будущемъ вѣкѣ возрадуется съ праведными: и радости твоея никтоже возьметъ отъ тебе (Іоан. 16, 22). Богу подобаетъ слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 5-я.

Нынѣ два есть рода скорбей, которыми окруженъ всякій человѣкъ подъ солнцемъ: скорбь по Богу, и скорбь мірская; и не возможно перейдти настоящую жизнь безъ которой нибудь изъ нихъ, — или безъ скорби по Богу, или безъ скорби мірской. И скорбь мірская тяжела и не вознаградима, а скорбь по Богу имѣетъ надежду вѣчной жизни. Посему ты, какъ мудрый, склонись на ту скорбь, которую самъ избралъ, потому что не противъ твоей воли постигаетъ тебя; и не слѣдуй своимъ помысламъ, но какъ скоро встревоженъ ты ими, сперва призови Господа, а потомъ прійми совѣтъ и всякаго человѣка, боящагося Господа. Если не потерпишь вразумленія людей, боящихся Господа, то душа твоя будетъ, какъ городъ не огражденный стѣнами; варваръ, когда захочетъ, войдетъ и возьметъ его. Написано: вопроси отца твоего, и возвѣститъ тебѣ, старцы твоя и рекутъ тебѣ (Втор. 32, 7). Мудрый прійметъ совѣтъ.

Будемъ же бѣгать піянства, будемъ, сколько можно, бѣгать встрѣчи съ женщинами: ибо слово женщины, какъ тенета въ сердцѣ (Прит. 7, 21), и выслушавшаго оное влечетъ къ скверному смѣшенію.

Если постигнетъ тебя тѣлесная болѣзнь, не малодушествуй, но переноси съ благодарностію; ибо Апостолъ говоритъ: егда немощствую, тогда силенъ есмь (2 Кор. 12, 10); и въ другомъ мѣстѣ сказано: блаженъ человѣкъ, егоже аще накажеши, Господи, и отъ закона Твоего научиши его (Псал. 93, 12). Итакъ, возлюбленный, возвергнемъ печаль свою на Господа, яко Той печется о насъ (1 Петр. 5, 7).

Что касается до пропитанія себя самихъ, то сильные будемъ работать, а когда постигнетъ насъ немощь, тогда если наши настоятели (чего да не будетъ!) оставятъ насъ безъ призора, самъ Богъ неожиданно пошлетъ намъ Свою помощь. Ибо написано: отецъ мой и мати моя остависта мя, Господь же воспріятъ мя (Псал. 26, 10). Только въ чистой совѣсти будемъ служить Ему; тогда и сердца начальниковъ нашихъ къ намъ расположитъ, и насъ сподобитъ блаженства Своего. Посему не скорби о трудѣ; многіе, и ничего не дѣлая, тяготились самою беззаботностію. Учись работать, чтобъ не учиться просить милостыню. Не будь небреженъ въ работѣ; потому что написано: Господь близъ (Флп. 4, 6), и трудящимся по Богу воздастъ великую награду. Ни о чемъ же пецытеся. Но потерпи Господа, чтобъ сподобиться тебѣ упокоенія праведныхъ; ибо въ семъ упокоеніи нѣтъ ни труда, ни унынія, ни заботы, ни печали, ни немощи, ни злого вожделѣнія, ни чего-либо подобнаго: а есть радость и миръ, и радованіе о Духѣ Святомъ. Ибо по вверженіи въ огненную геенну противника со всѣми его аггелами и сосудами его прекратятся всѣ дѣйствія его.

Господь же да сподобитъ всѣхъ насъ оной неизглаголанной радости. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 6-я.

Послушай, возлюбленный; неудобоизлечимыя болѣзни искореняются только жгучими и вяжущими лекарствами. Почему и ты, возлюбленный, не гнѣвяйся, слыша правду. Если же негодуешь на предлагающаго тебѣ врачества; то явно о себѣ показываешь, что не хочешь исцѣлиться и освободиться отъ болѣзни, но еще пріятно тебѣ лежать въ нечистотахъ. Если будемъ скрывать истину и подавать совѣты угодные сластолюбію; то не будетъ въ насъ ни малаго различія съ лжепророками, которые вводили въ обманъ народъ, говоря каждому, чтó ему пріятно. Божіи же пророки проповѣдывали истину, и за то ихъ ненавидѣли и умерщвляли. И это не значитъ, что вписываю я себя въ число Пророковъ; ибо уподобляюсь псу, который сопровождаетъ овецъ господина своего, и когда видитъ, что приближается волкъ, не остается въ покоѣ, но тотчасъ встаетъ и кидается на него; пастухи же, услышавъ лающаго пса, также встаютъ, гонятъ губителя, и спасаютъ овецъ.

Итакъ почему же, возлюбленные, нерадимъ о своемъ спасеніи? Для чего предаемся похотямъ ветхаго человѣка, и внѣшняго человѣка украшаемъ своею наружностію, а внутренняго растлѣваемъ дѣлами? Не будемъ жестокосердыми, какъ фараонъ, чтобъ не подпасть и его участи; не будемъ жестоковыйными, какъ нѣкоторые изъ сыновъ Израиля, чтобъ не лишиться земли обѣтованной. Возненавидимъ образъ жизни людей несвѣдущихъ, потому что не безопасенъ путь ихъ, какъ написано: яко языкъ погубивый совѣтъ есть, и нѣсть въ нихъ художества (Втор. 32, 28). Почему и Пророкъ сказалъ: Господи Боже силъ, не сѣдохъ въ сонмѣ суеты играющихъ, но бояхся отъ лица руки Твоея: на единѣ сѣдяхъ, яко горести исполнихся (Іер. 15, 17). Послушай и въ другомъ мѣстѣ, какъ Пророкъ оплакиваетъ родъ нашъ: у, лютѣ мнѣ, душе, яко погибе благочестивый отъ земли, и исправляющаго въ человѣцѣхъ нѣсть: вси въ кровехъ прятся, кійждо ближняго своего озлобляетъ озлобленіемъ, на зло руки своя уготовляютъ (Мих. 7, 2-3). Итакъ возлюбимъ благоговѣніе: пусть ругаются надъ нами, пусть наносятъ намъ удары; мы не оставимъ его. Ибо — это сокровище, исполненное благъ, исполненное добродѣтелей. Оно преклоняетъ Бога воззрѣть на добрыя качества того, кто пріобрѣлъ оное, по написанному: на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). И блаженъ, кто все презритъ ради благоговѣнія. Итакъ будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный; не предавайся нерадѣнію о своемъ спасеніи; обращай вниманіе не на нерадивыхъ, но на трезвящихся, не на терпящихъ крушеніе, но на спасаемыхъ. На долго ли станетъ у тебя терпѣнія раболѣпствовать принуждающимъ тебя къ неблагопристойному? Не будь рабомъ страстей, но сдѣлайся лучше свободнымъ. Много нужно тебѣ трезвенности. Стоишь ты на мѣстѣ подвига: не пренебрегай этимъ. Сопротивникъ передъ тобою, по написанному: супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Смотри, какая ненасытность, какая жестокость соперника! не поразить только хочетъ, и оставитъ чуть живымъ; но вдругъ всего поглощаетъ, если кто не трезвится. Дано тебѣ время; подвизайся, пока оно не прошло. А если погубимъ это время въ нерадѣніи о себѣ, то не найдемъ уже другаго времени.

Сколько было людей отъ Адама до насъ, и гдѣ они? Или кто знаетъ число ихъ? Одинъ Господь Богъ, создавшій насъ, изводяй утварь Свою по числу (Ис. 40, 26), исчитаяй множество звѣздъ, и всѣмъ имъ имена нарицаяй (Псал. 146, 4). Онъ знаетъ каждаго и дѣло каждаго. Онъ одинъ премудръ, благъ и могущественъ, страшенъ, непамятозлобивъ, многомилостивъ, взыскуетъ погибшихъ, милуетъ обращающихся, ущедряетъ кающихся. Тебѣ поклоняемся, Господи, создавшему насъ Богу. Тебѣ приносимъ славу и честь. Ты терпишь, чтобъ и я — мерзость пѣснословилъ Тебя. Ибо въ томъ, Господи, Твое великое милосердіе и человѣколюбіе, что и недостойныхъ призываешь, грѣшниковъ кающихся не отвращаешься, утѣсненныхъ не презираешь, малодушныхъ не оставляешь. Блаженна и трекратно блаженна душа, Тебя единаго вожделѣвшая. Ибо душа, которая вожделѣваетъ Тебя, и заповѣди Твои хранитъ.

Итакъ для чего, возлюбленные, небрежемъ о своемъ спасеніи? Будемъ по временному судить о вѣчномъ. Въ какой озабоченности бываетъ иный, когда идетъ сказывать учителю заданный урокъ, и показать набольшему конченное рукодѣліе? Почему жъ не заботимся мы о томъ часѣ, когда потребуютъ у насъ отчета въ цѣлой жизни? Также, если кто зимою, въ вечернее время, замедливъ въ чужой келліи, спѣшитъ добраться до собственной своей келліи; то въ какой бываетъ онъ озабоченности, по причинѣ темноты и ненастья? Какъ же небрежемъ мы о неизбѣжномъ пути? Что встрѣтится съ нами по нашемъ разлученіи съ тѣломъ? Итакъ будемъ внимательны къ себѣ, возлюбленные, чтобъ возвеселиться намъ веселіемъ праведныхъ. Ибо кто дастъ себя въ обманъ, тотъ много потерпитъ сокрушеній еще и въ этой жизни. Сегодня онъ ѣстъ, пьетъ, и веселясь о вредѣ души своей, выполняетъ волю свою, сколько можетъ, но не сколько хочетъ; а на слѣдующій день, если нѣтъ у него возможности пресытиться тѣмъ же, различныя испытаетъ огорченія. Но кто внимателенъ къ себѣ, и воспринялъ добрый навыкъ, у того веселіе не уменьшится и не ослабѣетъ; его веселитъ надежда будущихъ благъ, по написанному: помянухъ Бога, и возвеселихся (Псал. 76, 4).

Прошу васъ, и о мнѣ бѣдномъ помолитесь Господу. Ему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 7-я.

Не желай вести себя худо и имѣть о себѣ недобрую славу; не повинуйся грѣху, чтобъ не сдѣлалъ онъ изъ тебя предметъ отвращенія; лучше же повинуйся правдѣ, чтобъ сдѣлала она тебя человѣкомъ достославнымъ. Не желай быть соблазномъ для душъ, но будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ и для другихъ стать полезнымъ. Да, избранникъ Божій, будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ назидать тебѣ и другихъ. Не желай быть злымъ, чтобъ не сокрушиться тебѣ въ послѣдніе дни своей жизни. Не слышишь развѣ, чтó говоритъ Писаніе? Раны и сокрушенія срѣтаютъ злыхъ (Прит. 20, 30); и не получатъ они болѣе награды за свои страданія. Ты же мужественно для Господа переноси труды добродѣтелей, чтобъ получить вѣнецъ. Господь зоветъ тебя на бракъ; не будь не признателенъ, но облекись въ брачное одѣяніе, чтобъ возвеселиться въ чертогѣ Его, а не услышать какъ небрежному: друже, како вшелъ еси сѣмо, не имый одѣянія брачна (Матѳ. 22, 12)? Тогда связанъ будешь по рукамъ и ногамъ и ввергнутъ во тму кромѣшнюю, гдѣ плачъ и скрежетъ зубомъ. Слыша же о брачномъ одѣяніи, разумѣй, возлюбленный, не одежды, но добрыя дѣла.

И ты, возлюбленный, сподобившись быть призваннымъ въ чинъ монаховъ, старайся показывать въ себѣ добродѣтель своего обѣта, чтобъ не быть отверженнымъ. Не будь грубъ, сластолюбивъ, раздражителенъ, гнѣвливъ, сварливъ, невоздерженъ и безстыденъ; а напротивъ того будь кротокъ, благоговѣенъ, смиренъ, воздерженъ, цѣломудренъ, безмолвенъ, миренъ, благоразуменъ, сохраняй чистоту тѣла своего, въ чемъ далъ ты обѣтъ Христу, чтобъ, когда скажетъ намъ въ оный день: «для чего не посѣщали вы вдовицъ и сирыхъ въ скорбехъ ихъ» (Іак. 1, 27)? могли мы оправдаться предъ нимъ, говоря: «для того, Господи, чтобъ безъ развлеченія служить Тебѣ въ безмолвіи». Но если скажетъ намъ: «для чего не соблюли себя неоскверненными отъ міра?» чтó тогда отвѣтимъ Ему, если осквернились мы въ мірѣ? Это еще не добродѣтель, если человѣкъ удерживается отъ постыднаго дѣла, но принимаетъ на себя такую наружность, которая въ другомъ возбуждаетъ страсть. Ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего, и искренняго твоего, яко самъ себе (Матѳ. 22, 37. 39).

Избѣгай безполезныхъ рѣчей, чтобъ не впасть въ срамные помыслы. Какъ добрыя слова полезны душѣ, такъ недобрыя рѣчи развращаютъ ее, по сказанному Алостоломъ. Ибо говоритъ онъ: тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33). Почему еще говоритъ: всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ, но точію еже есть благо къ созданію вѣры, да дастъ благодать слышащимъ: и не оскорбляйте Духа Святаго Божія, Имже знаменастеся въ день избавленія (Ефес. 4, 29-30). Берегись, чтобъ не называли тебя непослушнымъ, грубымъ, легкомысленнымъ, шепотникомъ, двоязычнымъ, злорѣчивымъ, немилосердымъ, братоненавистникомъ, врагомъ добродѣтели; а лучше старайся, чтобъ именовали тебя послушнымъ, правдивымъ, цѣломудреннымъ, молчаливымъ, нелѣнивымъ, милосердымъ, трезвеннымъ, братолюбивымъ, страннолюбцемъ, другомъ добродѣтели, утѣшителемъ, благоговѣйнымъ. Это хорошо и полезно людямъ.

Посему не будемъ превозноситься, а станемъ лучше смирять себя. Да и что у насъ за сила, чтобъ превозноситься намъ? Вотъ и малый трудъ не повергаетъ ли насъ на землю? Посему возлюбимъ смиреніе, чтобъ Господь возвысилъ насъ. Будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобіе, отчего будемъ вести жизнь тревожную и неустроенную. Но пріобрѣти себѣ великодушіе, кротость, незлобіе и все, чтó прилично христіанамъ, чтобъ вести жизнь покойную и безмолвную. Высоки горы Араратскія, широки равнины пустынныя; жестоки — стужа на землѣ сѣверной, и зной солнечный на югѣ; всѣхъ больше изъ птицъ небесныхъ орелъ, изъ звѣрей земныхъ левъ, изъ сыновъ же человѣческихъ — боящійся Господа. Велій и хваленъ зѣло Господь Богъ нашъ (Псал. 47, 1), все сотворившій и возносящій боящихся Его. Ему подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Глава 8-я.

Если, когда дѣлаешь дѣло Господне въ смиренномудріи и благоговѣніи, противникъ, съ намѣреніемъ препнуть тебя въ правомъ житіи, вооружитъ противъ тебя людей нерадивыхъ: то не бойся, не приходи въ робость, и не уклоняйся съ прямаго пути. Ибо Апостолъ говоритъ: во всемъ скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе: всегда мертвость Господа Іисуса въ тѣлѣ носяще, да и животъ Іисусовъ въ тѣлѣ нашемъ явится. Присно мы живіи, въ смерть предаемся Іисуса ради, да и животъ Іисусовъ явится въ мертвеннѣй плоти нашей (2 Кор. 4, 8-11). Потерпи Господа (Псал. 26, 14), избранникъ Божій, чтобъ оскорбляющіе тебѣ нынѣ удивились славному твоему спасенію, какъ написано: праведникъ аще постшнетъ скончатися, въ покои будетъ. Старость бо честна не многолѣтна, ниже въ числѣ лѣтъ исчитается: сѣдина же есть мудрость человѣкомъ, и возрастъ старости житіе нескверно. Благоугоденъ Богови бывъ, возлюбленъ бысть, и живый посреди грѣшныхъ преставленъ бысть: восхищенъ бысть, да не злоба измѣнитъ разумъ его, или лесть прельститъ душу его. Раченіе бо злобы помрачаетъ добрая, и пареніе похоти премѣняетъ умъ незлобивъ. Скончався вмалѣ исполни лѣта долга: угодна бо бѣ Господеви душа его: сего ради потщася отъ среды лукавствія. Людіе же видѣвше и не разумѣвше, ниже положше въ помышленіи таковое, яко благодать и милость во избранныхъ Его, и посѣщеніе въ преподобныхъ Его. Осудитъ же праведникъ умираяй живыхъ нечестивыхъ, и юность скончавшаяся скоро долголѣтную старость неправеднаго. Узрятъ бо кончину премудраго, и не уразумѣютъ, чтó усовѣтова о немъ, и во чтó утверди его Господь: узрятъ и уничижатъ его, Господь же посмѣется имъ. И будутъ по семъ въ паденіе безчестно, и въ укоризну въ мертвыхъ въ вѣкъ, яко расторгнетъ ихъ безгласны ницъ, и поколеблетъ ихъ отъ основаній, и даже до послѣднихъ опустѣютъ, и будутъ въ болѣзни, и память ихъ погибнетъ: пріидутъ съ помышленіи грѣховъ своихъ боязливіи, и обличатъ ихъ противу беззаконія ихъ (Прем. 4, 7-20). Тогда станетъ въ дерзновеніи мнозѣ праведникъ предъ лицемъ оскорбившихъ его, и отметающихъ труды его. Видящіе его смятутся страхомъ тяжкимъ, и ужаснутся о преславномъ спасеніи его. И рекутъ въ себѣ кающеся, и въ тѣснотѣ духа воздыхающе: сей бѣ, егоже имѣхомъ нѣкогда въ посмѣхъ, и въ притчу понотенія; безумніи житіе его вмѣнихомъ неистово, и кончину его безчестну: како вмѣнися въ сынѣхъ Божіихъ, а въ святыхъ жребій его есть? Убо заблудихомъ отъ пути истиннаго, и правды свѣтъ не облиста намъ, и солнце не возсія намъ. Беззаконныхъ исполнихомся стезь и погибели, и ходихомъ въ пустыни непроходимыя, пути же Господня не увѣдѣхомъ. Чтó пользова намъ гордыня? и богатство съ величаніемъ чтó воздаде намъ? Преидоша вся она, яко сѣнь, и яко вѣсть претекающая; яко корабль проходяй волнующуюся воду, егоже проходу нѣсть стопы обрѣсти, ниже стези шествія его въ волнахъ: и яко птицы прелетающія по аеру, ни едино обрѣтается знаменіе пути, язвою же смущаяй біемый духъ легкій, и разсѣцаемый силою шумящею движеніемъ крилъ прелетѣ, и по семъ ни едино знаменіе обрѣтеся проходу въ немъ; или яко стрѣлою испущеною на намѣренное мѣсто разсѣченный аеръ внезапу въ себѣ самомъ заключенъ бысть, яко не познатися проходу ея. Тако и мы рождени оскудѣхомъ, и добродѣтели убо ни единаго знаменія можемъ показати, во злобѣ же нашей скончахомся. Ибо упованіе нечестиваго, яко прахъ отъ вѣтра подъемлемый, и яко пѣна мягка отъ бури, расторгнена, и яко дымъ отъ вѣтра разливается, и яко память пришельца единаго дне прейде. Праведнщы же во вѣки живутъ, и въ Господѣ мзда ихъ, и попеченіе ихъ у Вышняго: сего ради пріимутъ царствіе благолѣпія, и вѣнецъ доброты отъ руки Господни: яко десницею Своею покрыетъ ихъ, и мышцею защититъ ихъ (Прем. 5, 1-16).

Посему ни къ кому не имѣй ненависти въ сердцѣ своемъ, и не воздавай зломъ за зло; но пріобрѣти себѣ любовь, которую божественное Писаніе поставило выше всякой добродѣтели; потому что уподобило ее самому Сотворившему все, сказавъ: Богъ любы есть (Іоан. 4, 8).

Одинъ братъ изъ общежитія пришелъ къ старцу; старецъ же сказалъ ему: «общежитія подобны училищамъ; одни поступаютъ въ преторъ, а другіе къ горнамъ». Братъ воспользовался симъ словомъ; ибо наложилъ на себя покаяніе. Такъ и мы воспользуемся своимъ занятіемъ, какъ дѣломъ, чтобъ, если не окажемся искусными, не быть намъ извергнутыми изъ Царствія небеснаго, и посланными въ пещь огненную.

Когда увидишь нерадивыми людей, которые состарѣлись въ монашескомъ образѣ; тогда нужно тебѣ много предосторожности, чтобъ, поревновавъ имъ, не пойдти тѣмъ же путемъ, и чтобъ, ставъ воздержнымъ, не превознестись предъ ними, что значитъ уступить надъ собою побѣду высокоумію. Послушай того, кто говоритъ: вонми себѣ, и тщательно охраняй душу свою. И мы не оправдаемся дѣлами другихъ, и другіе не будутъ осуждены за наши дѣла. Когда насъ обнаженныхъ и открытыхъ представятъ Судіи дать отчетъ въ томъ, чтó нами сдѣлано; тогда не осудятъ одного за другаго: кійждо бо свое бремя понесетъ (Гал. 6, 5).

Если кто выскажетъ тебѣ свои помыслы; не входи въ подробности, если только немощно око ума твоего, чтобъ и тебя, когда говоритъ онъ, не встревожили тѣ же страсти, и чтобъ тебѣ не уподобиться кормчему среди сильнаго волненія. Посему, выслушавъ начало разсказываемаго, надобно намъ уразумѣвать и послѣдующее, и смотря по этому, утѣшать скорбящаго тѣмъ, что или заимствовали мы у святыхъ мужей, или сами дознали опытомъ. Нѣтъ воли Господней на то, чтобъ одинъ падалъ ради другаго; Господь всѣмъ хощетъ спастися (1 Тим. 2, 4).

Ты же, возлюбленный, не всякому человѣку открывай свои помыслы, а только тѣмъ, о комъ дознаешь, что они духовны. Ибо много сѣтей у діавола. Спаситель сказалъ: внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ дѣлъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 15-16). Отъ людей же духовныхъ не скрывайся, чтобъ врагъ, нашедши себѣ уголъ, не возгнѣздился въ тебѣ. Но съ людьми, которые думаютъ о плотскомъ не входи въ совѣтъ; они сластолюбивы, съ каждымъ днемъ увеличиваютъ число своихъ грѣховъ, говоря; «этотъ одинъ да вмѣнится мнѣ грѣхъ»! Пророкъ же оплакиваетъ ихъ и говоритъ: горе привлачающимъ грѣхи своя яко ужемъ долгимъ, и яко ига юнична ременемъ беззаконія своя (Ис. 5, 18).

Посему надобно избѣгать безполезныхъ рѣчей, и не имѣть обращенія съ небрегущими о страхѣ Господнемъ; потому что ничего не говорятъ они на пользу, ничего не дѣлаютъ для Господа, не говорятъ ни о добродѣтели, ни о благоговѣніи, ни о честности. Рѣчи ихъ — сѣть смертная; совѣтъ ихъ бездна адова; сообщество ихъ — дерзость и смѣхъ, піянство и душевная пагуба. Чрезъ нихъ говоритъ страшный змій. Ты же, о человѣче Божій, сихъ бѣгай: гони правду, благочестіе, вѣру, любовь, терпѣніе, кротость. Подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры, емлися за вѣчную жизнь, въ нюже и званъ былъ еси, и исповѣдалъ еси доброе исповѣданіе (1 Тим. 6, 11-12).

Смотри, возлюбленный рабъ Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, не будь уловленъ кратковременнымъ обольщеніемъ, чтобъ не лишиться тебѣ жизни вѣчной. Признанъ ты быть купцомъ; вполнѣ трезвись, чтобъ не потерять тебѣ жемчужины, чтобъ врагъ не похитилъ твоего сокровища, и не потопилъ корабля твоего съ грузомъ, и чтобъ не возвратиться тебѣ домой ни съ чѣмъ. Врагъ, зная, какую славу пріобрѣтетъ себѣ у Бога, кто хранитъ себя чистымъ отъ сквернъ плоти, сильно боретъ его помыслами, желая опутать ими человѣка, чтобъ не улучилъ онъ будущей славы. И если найдетъ душу отвергшую безполезные помыслы; то не часто нападаетъ на нее, но и не вовсе отступаетъ отъ нея. Скорѣе же идетъ туда, гдѣ, какъ скоро толкнетъ, тотчасъ отворяютъ ему; и оскверняетъ тѣло и душу самыми нечистыми пожеланіями у несопротивляющагося ему; наконецъ, какъ добрый совѣтникъ, внушаетъ ему такую мысль: «лучше тебѣ идти въ міръ, и взять сожительницу, нежели такимъ образомъ сокрушать плоть свою». Но ничто подобное не приближается къ трезвенному. Посему будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ ничто подобное не постигло тебя.

Поэтому необходимо избѣгать вольности. И еще повторяю: избѣгать вольности — чтобъ не напало на тебя безстыдство, и связавъ тебя, какъ худаго плѣнника, не предало тебя въ рабы грѣху. И тогданачнешь говорить: пріидохъ во глубины морскія, и буря потопи мя; и еще: углѣбохъ въ тименіи глубины, и нѣсть постоянія (Псал. 68, 3). Почему надобно убѣгать сообщества людей зломудренныхъ, не изъ ненависти къ людямъ, но во избѣжаніе вреда. Если же ты въ сообществѣ уже съ нерадивыми, то будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ и ихъ тебѣ пріобрѣсти правымъ житіемъ, и себя не погубить. Не ввѣряй своей души тѣмъ, которые говорятъ неполезное и хвалятся цѣломудріемъ; ибо Спаситель сказалъ: отъ избытка сердца уста глаголютъ (Матѳ. 12, 34). Поэтому удаляйся людей, которые гоняются за новизнами и любятъ смѣшное, чтобъ не выйдти изъ послушанія у того, кто говоритъ: похотей юныхъ бѣгай (2 Тим. 2, 22). Не пріими лица на душу твою (Сир. 4, 22), ни маловажнаго, ни высокаго, ни могущественнаго; потому что никто не возможетъ избавить тебя отъ огня неугасимаго. Послушай Того, Кто говоритъ: кая бо польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ (Матѳ. 16, 26)?

Смотри, чтобъ не утратить тебѣ дерзновенія предъ Богомъ ради чести или славы человѣческой, или ради, пищи, или питія, или одѣянія; потому что все это подлежитъ тлѣнію, дѣла же каждаго, и добрыя и худыя, записываются. Горняя мудрствуй, а не земная (Кол. 3, 2), чтобъ получить тебѣ обѣтованіе Отца небеснаго, и быть сопричтеннымъ къ избраннкмъ Сына, и чтобъ благословилъ тебя Духъ Святый со всѣми Святыми Его. Ему подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Глава 9-я.

Будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный, чтобъ змій не научилъ тебя соревновать небрегущимъ о своемъ спасеніи и говорить: «ты не лучше впадшихъ въ страсти». Но размышляй о написанномъ: въ велицѣмъ же дому не точію сосуды злати и сребрены суть, но и древяни и глиняни, и ови убо въ честь, ови же не въ честь (2 Тим. 2, 20). Итакъ, если не послушаешь Господа, и будешь творить дѣла грѣховныя, то сдѣлаешься сосудомъ не въ честь. А если сотворишь дѣла Господни; то будешь сосудомъ избраннымъ, честнымъ, освященнымъ благопотребнымъ Владыцѣ, на всякое дѣло благое уготованнымъ. Будь внимателенъ къ себѣ, умоляю тебя, чтобъ и нынѣшній и грядущій вѣкъ обрѣсти тебѣ милость у Господа. Если не будешь внимательнымъ къ себѣ; то и здѣсь станешь сокрушаться, и тамъ не успокоишься. Ибо что внѣ прямого пути, въ томъ нѣтъ ничего кромѣ осужденія и раскаянія. Посему не соревнуй небрегущимъ о своемъ спасеніи, и присвоившимъ себѣ одну внѣшность, чтобъ не быть тебѣ похожимъ на воина, захваченнаго непріятелями, но имѣть на себѣ царскую печать. Ибо не лживъ Сказавшій: аминь глаголю вамъ: всякъ творяй грѣхъ, рабъ есть грѣха (Іоан. 8, 34). Внѣшность подобна листьямъ; а дѣло есть плодъ.

Воины земнаго царя проливаютъ кровь, чтобъ угодить царю своему; но тебѣ нѣтъ нужды проливать кровь, а только не будь побѣжденъ грѣхомъ, чтобъ не сотворить тебѣ плода смерти (Рим. 7, 5). Трезвись, возлюбленный, трезвись, и пребывай въ трудахъ. Богъ не неправеденъ, не забудетъ труда твоего. Но и за ту темноту, какую терпишь ты, сидя въ келліи, возсіяетъ тебѣ свѣтъ истины, какъ написано: возсія во тмѣ свѣтъ правымъ (Псал. 111, 4). Подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры (1 Тим. 6, 12), чтобъ могъ ты, одержавъ побѣду надъ врагомъ, непостыдно поклониться Царю славы. Ибо Господь вѣнчаетъ не только умершихъ отъ меча и пострадавшихъ отъ мучителей, но и оказавшихся благоискусными въ подвижничествѣ и въ любви. Какъ первые для Господа терпѣли поруганіе, такъ и послѣдніе для Господа же потерпѣли скорбную жизнь и подвижничество.

Будь внимателенъ къ себѣ, и да не будетъ слова лукаваго въ сердцѣ твоемъ. Не склоняйся на лукавый помыслъ. Такъ пострадалъ нѣкто изъ древнихъ, скрывъ въ кущѣ своей нѣчто отъ клятвы (Нав. 7, 11-25); а подобно пострадалъ и Гіезій, служитель пророка Елисея. Не укрылись они не только отъ Бога, но и отъ людей. Преступленіе совершили они тайно; но возмездіе получили явно. Одинъ и съ домомъ побитъ камнями всенародно, а другой наслѣдовалъ проказу вмѣстѣ и съ сѣменемъ своимъ во вѣки (4 Цар. 5, 27). Ибо не лживъ сказавшій; Богъ поругаемь не бываетъ: еже бо аще сѣетъ кто, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7).

Учись съ постояннымъ терпѣніемъ, чтобъ избѣжать вреда, какой встрѣчаютъ не соблюдающіе безмолвія. Послушай того, кто говоритъ: сыне, аще премудръ будеши, себѣ премудръ будеши и искреннему: аще ли золъ будеши, единъ почерпнеши злая (Прит. 9, 12). Отчего преодолѣваетъ насъ противникъ? Отчего умножаются въ насъ страсти? Не отъ непокорности ли нашей? Когда учатъ насъ, не бываемъ внимательны; когда обличаютъ къ исправленію погрѣшностей, отпираемся. Отъ людей таимся, о Богѣ небрежемъ, не вѣримъ Сказавшему: аминь глаголю вамъ, яко аще сіи умолчатъ, каменіе возопіетъ (Лук, 19, 40). Страшный змій влагаетъ въ насъ мудрость побѣждать словомъ тѣхъ, кто хочетъ насъ исправить; и оттого грѣхъ умножается въ насъ, не имѣя противоборника себѣ.

Врагъ твой разоряетъ тебя, и ты не знаешь сего, душа моя! Исполняетъ въ тебѣ пожеланія свои, и ты терпишь! Убѣгай, человѣкъ, злыхъ его совѣтовъ. Помни, чтó обѣщалъ ты Богу, и храни святыню, чтобъ обрѣсти тебѣ благодать предъ Господомъ. Послушай сказавшаго: бѣгайте блудодѣянія (1 Кор. 6, 18). И желаешь ли знать, какой тяжкій грѣхъ — блудъ? Кого не могли умертвить угрызенія змѣй въ пустынѣ, тѣхъ низложилъ блудъ въ землѣ Мадіамской; а вслѣдствіе блуда они согласились ѣсть жертву идольскую, за что изъ народа падоша двадесять три тысящи во единъ день (1 Кор. 10, 8). А если впалъ ты въ грѣхъ; то не оставайся въ паденіи, и не пренебрегай Божіимъ долготерпѣніемъ и Божіею пощадою. Помяни, яко смерть не замедлитъ (Сир. 14, 12). Помни, что не возможно тебѣ избѣгнуть Божіихъ рукъ. Итакъ не будь нерадивъ, но кайся, плачь, воздыхай о томъ, что обольщенъ ты; ибо, если и предадимъ забвенію паденіе, то создавшій насъ Богъ знаетъ дѣла каждаго.

Итакъ не будь нерадивъ, но мужественно противостань сопротивнику и загради прокопъ, которымъ обыкновенно входитъ врагъ разорять тебя, чтобъ не нашедши удобнаго входа, ушелъ онъ ни съ чѣмъ. А заградить прокопъ значитъ обезопасить чувства, которыми входитъ въ душу и доброе и лукавое, то есть зрѣніе, слухъ, обоняніе, осязаніе, вкусъ, и помысламъ не дозволять уноситься, куда не должно. Имѣй въ умѣ, возлюбленный, исполиновъ, растлившихъ землю владычествомъ своимъ, и то, какъ Господь въ одно мгновеніе съ лица земли стеръ ихъ потопомъ; и сила ихъ не принесла имъ пользы. Посуди о землѣ Содомской и Гоморрской, какъ потреблена за грѣхъ обитателей; и не принесли имъ пользы роскошь и гордыня. Итакъ позаботимся о своемъ спасеніи, возлюбленный, чтобъ и насъ не постигла внезапно кончина; и чтобъ не пойдти намъ отсюда въ великомъ осужденіи. Какая у насъ мысль о скончавшемся, — та ли, что возвратится онъ въ домъ свой черезъ одинъ день, даже черезъ годъ, даже черезъ сто или тысячу лѣтъ? Для чего же домогаемся мы непостояннаго, и небрежемъ о непреходящемъ?

Скажи внушающему тебѣ скверныя и нечистыя пожеланія: «о, врагъ истины! Ужели мнѣ стыдить себя для того, чтобъ ты выполнилъ свое пожеланіе? Иди къ подобно тебѣ непотребнымъ. Выпросилъ ты себѣ стадо свиней? Съ ними и утопай. А я не буду больше рабомъ послушнымъ хотѣніямъ твоимъ. Достаточно съ меня и прошедшаго времени; отнынѣ буду заботиться объ истинѣ, и умолю Бога моего, чтобъ Онъ совершенно избавилъ меня отъ дѣлъ твоихъ. Онъ далъ мнѣ Духа Святаго, а я прогнѣвалъ Его; мнѣ далъ душу и тѣло чистыя, а я осквернилъ ихъ». Такъ говори, возлюбленный, внушающему тебѣ пагубныя страсти.

Нѣкто изъ святыхъ сказалъ: «блудъ подобенъ псу; если будешь ласкать его, не отойдетъ отъ тебя; а если погонишь, убѣжитъ». Слушай сказавшаго: единъ есмь азъ, дондеже прейду (Псал. 140, 10), то есть, каждому должно быть внимательнымъ къ себѣ, пока не прейдемъ изъ настоящей жизни. Будь внимателенъ къ себѣ, умоляю тебя, и не пренебрегай своимъ житіемъ. Смотри, чтобъ за малое удовольствіе не погубить тебѣ плоды трудовъ своихъ; ради нечистоты не отдать мзды своего дѣланія; ради нечистоты не погубить награды за безмолвіе, награды за бдѣніе, за воздержаніе и за прочія добродѣтели; не уподобляйся человѣку, который полученную имъ плату кладетъ въ протертый кошелекъ. Малъ квасъ все смѣшеніе кваситъ (Гал. 5, 9). Напротивъ того огради себя страхомъ Господнимъ.

Слушай, чтó говорю тебѣ, возлюбленный. Въ мірскомъ быту, кто красно говоритъ, тотъ слыветъ великимъ, а въ жизни монашеской великъ предъ Господомъ, кто любитъ безмолвіе. Еще: въ мірскомъ быту, кто любитъ наряжать тѣло свое и мѣняетъ одежды, тотъ въ славѣ у людей; а по монашескому обѣту, кто пренебрегаетъ симъ, имѣетъ же въ виду только необходимыя потребности тѣла, по слову сказавшаго: имѣюще пищу и одѣяніе, сими довольни будемъ (1 Тим. 6, 8), тотъ пріобрѣтаетъ себѣ славу на небесахъ. Еще: въ мірскомъ быту, кто величается тѣлесною силою и богатствомъ, тотъ слыветъ у людей великимъ: а по сему обѣту, кто истинно любитъ смиреніе, того возвышаетъ Господь, какъ написано: буяя міра избра Богъ, да премудрыя посрамитъ: и немощная міра избра Богъ, да посрамитъ крѣпкая: и худородная міра и уничиженная избра Богъ, и не сущая, да сущая упразднитъ: яко да не похвалится всяка плоть предъ Богомъ (1 Кор. 1, 27-29).

Итакъ возлюбимъ угодное Господу какъ рабы благопотребные и признательные. Если подвергнемся навѣтамъ людей злонамѣренныхъ; если плѣненныхъ варварами отдадутъ насъ въ рабство: то и тогда не будемъ отчаяваться въ своемъ спасеніи. Ибо написано: въ скорби призвахъ Господа, и услыша мя въ пространство (Псал. 117, 5). Разсудимъ также, что и Пророки были отводимы въ плѣнъ, и на чужой сторонѣ терпѣли рабство и злостраданіе; но умъ ихъ никогда не былъ плѣненъ и удаленъ отъ Бога. Чтобъ проданъ или не проданъ былъ внѣшній нашъ человѣкъ, это не въ нашей волѣ: а чтобъ внутренній нашъ человѣкъ пріобщался или не пріобщался къ нечестію, это въ нашей волѣ. Потому святые, стремясь къ добродѣтели, обличали мучителей и пренебрегали угрозами смерти. Такъ и мы, возлюбленные, будучи чадами Пророковъ и идя по ихъ слѣдамъ, пріобрѣтемъ совершенную ихъ вѣру; потому что написано: ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ (Евр. 13, 7), чтобъ вмѣстѣ съ ними войдти намъ въ пренебесныя жилища, во свѣтлость святыхъ, откуда бѣжали болѣзнь, печаль и воздыханіе.

Будемъ же трезвиться, молясь, чтобъ не впасть въ искушеніе. Будемъ поучаться словесамъ Духа Святаго, чтобъ вникнуть намъ въ Писанія, и, не держа въ рукахъ книги, имѣть въ умѣ глаголы Божіи.

Если кто разскажетъ тебѣ свои помыслы, или откроетъ свои недостатки: то не унижай его въ умѣ, какъ совершившаго подобныя дѣла; но подивись лучше перемѣнѣ брата своего: ибо, если человѣкъ добровольно открываетъ паденія свои мужамъ духовнымъ, то служитъ сіе признакомъ исправленія жизни; скрывать же свои паденія — знакъ души, преданной страстямъ. Кто живетъ въ связи съ ворами, и кто соединилъ участь свою съ прелюбодѣями, тотъ никогда не откроетъ ихъ; потому что сильно приверженъ къ страсти. Посему со всякимъ смиренномудріемъ обязанъ ты утѣшить открывшаго тебѣ свой грѣхъ, по написанному: блюдый себѣ, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). Господь говоритъ черезъ Пророка Іезекіиля: и ты, сыне человѣчь, рцы къ сыномъ людей твоихъ: правда праведнаго не избавитъ его, въ оньже день прельстится: и беззаконіе не убіетъ, въ оньже день обратится отъ беззаконія своего (Іез. 33, 12).

Да дастъ же намъ Господь до конца идти путемъ непогрѣшительнымъ, узкимъ и тѣснымъ, чтобъ заградились уста сопротивника нашего — діавола, и не могли сказать о насъ чего либо худаго. Богу подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Глава 10-я.

Будемъ внимательны къ себѣ, возлюбленные; потому что имѣемъ у себя враговъ неумолимыхъ и немилостивыхъ, радующихся паденію человѣческому и въ этомъ одномъ находящихъ для себя веселіе. Почему святые отцы, зная злоумышленія ихъ противъ насъ, не предавались нерадѣнію и разсѣянности, но были внимательны къ себѣ, а при внимательности къ себѣ, благоугождали Богу, и людей назидали въ добрѣ. Таковъ былъ святый Антоній, какъ святый Аѳанасій, архіепископъ, упомянулъ при описаніи жизни его. Онъ показалъ великіе и строгіе подвиги. Всегда постился; одежды были у него внизу волосяная, а сверху кожаная, и ихъ соблюлъ онъ до кончины; съ тѣла не смывалъ нечистоты водою, и ногъ никогда не омывалъ, и даже просто не опускалъ ихъ въ воду, кромѣ случаевъ необходимости. Никто не видалъ его обнаженнымъ и вообще никто не видалъ нагаго тѣла Антоніева до того времени, какъ скончавшись былъ погребаемъ. И еще говорилъ Аѳанасій: «хотя сіе и маловажно въ сравненіи съ его добродѣтелію, однако же и по этому можно заключать, каковъ былъ человѣкъ Божій Антоній, который отъ юности до такого возраста соблюлъ одинаковую ревность къ подвижничеству, и удрученный старостію, не питался дорогими снѣдями, при изнеможеніи своего тѣла не перемѣнилъ образа одѣянія, ни даже когда либо помылъ ноги водою. И однако жъ во всемъ оставался невредимымъ; даже глаза у него не имѣли поврежденія и недостатка и видѣли хорошо. И не говоря обо всемъ въ подробности: онъ казался гораздо свѣжѣе по силамъ и бодрѣе всѣхъ тѣхъ, которые пользуются разнообразною пищею, омовеніями и разными одеждами». А мы, придумывая въ себѣ средства, разслабляющія тѣло, живемъ разсѣянно, не размышляя о томъ, какіе у насъ неумолимые соперники; почему и сами противники, видя такую нашу невнимательность, съ большею готовностію возстаютъ противъ насъ непрестанно уязвляя насъ стрѣлами распутства. Итакъ будемъ внимательны къ себѣ, чтобъ Господь обратилъ въ ничто ихъ злоумышленія противъ насъ. Говорю же сіе, братія, не потому, что самъ веду жизнь чистую. Ибо если Господь откроетъ грѣхи мои прежде, нежели посланъ буду въ муки, то стыдъ дѣлъ моихъ будетъ для меня частію мученія. Сказано же это мною по благодати Господней, чтобъ, когда получите пользу отъ добраго совѣта, и мнѣ ничтожному сподобиться награды за добрый совѣтъ. Ибо какъ развращающій души своими совѣтами будетъ участвовать въ пагубѣ и гибели; такъ и подающій совѣтъ объ исправленіи найдетъ себѣ благую часть у Господа, если и самъ наконецъ удержится отъ безполезнаго.

Если имѣешь дружбу съ братомъ, и совѣсть твоя обличитъ тебя, что связь эта вредна для души; то разорви съ нимъ дружбу. Ибо нѣкто изъ святыхъ сказалъ: «со всѣми имѣй любовь, и всѣхъ удаляйся». Говорю же сіе, возлюбленный, чтобъ возненавидѣлъ ты не людей, но грѣхъ. Ибо написано: аще сердце наше не зазритъ намъ, дерзновеніе имамы къ Богу, да егоже аще просимъ, пріимемъ отъ Него, яко заповѣди Его соблюдаемъ, и угодная предъ Нимъ творимъ. Аще же зазираетъ намъ сердце наше, болій есть Богъ сердца нашего, и вѣсть вся (1 Іоан. 3, 20-22).

Братъ поучалъ брата обязанностямъ къ Богу. Когда же пришелъ еще братъ, увѣщатель сказалъ ему: «вотъ, увѣщеваю брата, и не хочетъ слушать меня». Тотъ отвѣчалъ: «долженъ тебя слушать; ибо, позволь сказать, и послушать тебя прекрасно, и сдѣлать по твоему совѣту — радость». Но онъ сказалъ: «Нѣтъ, если дознаетъ, что говорю не по Богу, то пусть не слушаетъ меня, и не только меня, но даже и Пророка, если повѣствуетъ что вопреки волѣ Божіей. Ибо Апостолъ говоритъ: аще и мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8-9). Кто были возставшіе на Сусанну въ Вавилонѣ? Не старцы ли? И не просто старцы, но судіи и вожди народные. Но поелику не были внимательны къ себѣ, то какому концу подверглись? И достоинство ихъ не принесло имъ пользы». Итакъ, братія, позаботимся объ истинѣ, чтобъ истина ограждала насъ. Ибо здѣсь, если на кого, сдѣлавшаго что худое, донесено будетъ князю, то можетъ обвиненный спастись отъ наказанія, бѣжавъ въ другое мѣсто, отъ лица же Божія куда убѣжимъ, по слову сказавшаго: камо пойду отъ Духа Твоего? и отъ лица Твоего камо бѣжу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во адъ, тамо еси: аще возму крилѣ мои рано, и вселюся въ послѣднихъ моря, и тамо бо рука Твоя наставитъ мя, и удержитъ мя десница Твоя (Псал. 138, 7-10)?

Возлюбимъ безмолвіе, чтобъ избавиться намъ отъ развлеченій. Возлюбимъ воздержаніе изъ любви къ Богу. Возлюбимъ невинность и смиренномудріе. Будемъ смиренны, привѣтливы къ людямъ маловажнымъ и къ великимъ, чтобъ избѣжать намъ тщеславія и всѣхъ сѣтей діавольскихъ. Возненавидимъ піянство и смѣхъ, и безполезныя рѣчи людей зломудренныхъ. Ибо все дѣлаютъ, и все придумываютъ они, только чтобъ не лишиться своихъ удовольствій. А ты, возлюбленный, убѣгай сего, и, какъ обѣщавшійся угождать Богу, дѣлай все по Богу; потому что Богъ, по изреченію Апостола, поругаемь не бываетъ: еже бо аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ. Яко сѣяй въ плоть свою, отъ плоти пожнетъ истлѣніе; а сѣяй въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. 6, 7-8).

Не останавливайся на нечистыхъ помыслахъ, чтобъ не довели тебя до срамнаго исполненія ихъ на самомъ дѣлѣ; но гнушайся ими, и отгоняй ихъ отъ себя, чтобъ умъ твой былъ въ покоѣ. Молись Господу, чтобъ просвѣтилъ очи сердца твоего; ибо невозможная у человѣкъ возможна у Бога (Лук. 18, 27). Ставъ на молитву, не разсѣявайся, чтобъ не оказаться небрежнымъ.

Будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный, и видя богатѣющихъ въ нынѣшнемъ вѣкѣ, роскошествующихъ и упитывающихъ плоти свои, какъ бы на день заколенія, не ублажай ихъ за временное ихъ благоденствіе; потому что не богатаго, не роскошнаго, не сильнаго ублажитъ Духъ Святый, а только боящихся Господа, какъ написано: блаженъ мужъ бояйся Господа (Псал. 111, 1); и еще: блажени вси боящіися Господа (Псал. 127, 1).

Поставили тебя вождемъ другихъ? Будь вождемъ мира, чтобъ отверзлись тебѣ врата царствія небеснаго, и чтобъ войдти тебѣ вмѣстѣ съ миротворцами: ибо Духъ Святый говоритъ: отверзите врата, да внидутъ людіе. Какіе же людіе? Хранящіи правду, и хранящіи истину, пріемлющіи истину, и хранящіи миръ (Ис. 26, 2-3). Посему сказалъ нѣкто изъ святыхъ: да будетъ миръ и правда во дни моя (4 Цар. 20, 19). Послушай, что говоритъ и святый Іаковъ: Кто премудръ и худогъ въ васъ, да покажетъ отъ добраго житія дѣла своя въ крѣпости и премудрости. Аще же зависть горьку имате и рвеніе въ сердцахъ вашихъ, не хвалитеся, ни лжите на истину. Нѣсть сія премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бѣсовска. Идѣже бо зависть и рвеніе, ту нестроеніе и всяка зла вещь. А яже свыше премудрость, первѣе убо чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ, несумѣнна и нелицемѣрна. Плодъ же правды въ мирѣ сѣется творящимъ миръ (Іак. 3, 13-18).

Да дастъ же намъ Господь единомысліе по волѣ Своей. Но молитесь и о мнѣ жалкомъ, прошу васъ, да просвѣтитъ Господь омраченное око мое; потому что Его есть царство и слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Глава 11-я.

Не будемъ, братія, терять усердіе въ служеніи другъ другу ради Господа. Многіе полюбивъ дѣвицу, рѣшились служить за возлюбленную. Поэтому великое ли что сдѣлаемъ, если послужимъ другъ другу ради Господа?

Не будемъ унывать, возлюбленные, сидя въ келліи, припоминая себѣ, что святые мученики, послѣ многихъ истязаній, заключаемы были въ желѣзныя узы. Посему не будемъ бѣгать неудобствъ келліи, не станемъ скучать за работою, помня, что многіе изъ святыхъ ради Господа посылаемы были въ рудокопни. Если бы жили мы въ тѣ времена, то ужели бы по причинѣ мученій измѣнили жизни своей? Ужели бы, по причинѣ нужды, отреклись отъ вѣры своей?

Будемъ, братія возлюбленные Господомъ, помнить благодѣянія Господа Бога нашего, Который сотворилъ и возрастилъ насъ, питаетъ и во всемъ покрываетъ насъ, изводитъ вѣтры отъ сокровищъ Своихъ въ услугу намъ, и возводитъ облака отъ послѣднихъ земли (Псал. 134, 7), на служеніе намъ, умножаетъ птицъ, скотовъ и животныхъ водныхъ на служеніе роду нашему, сотворилъ солнце свѣтить днемъ, а луну и звѣзды свѣтить ночью для нашего рода, и спасъ насъ таинствомъ честнаго креста Своего. Будемъ служить Ему со страхомъ и великимъ трепетомъ и съ благою надеждою; потому что мы странники и пришельцы въ сей жизни, по словамъ сказавшаго: пресельникъ азъ есмь и пришлецъ на земли, якоже вси отцы мои (Псал. 38, 13).

Умоляю васъ я, малѣйшій, ничтожный, я, который долженъ тысячи талантовъ, и грѣшнѣе всякаго грѣшника, держитесь сего прекраснаго совѣта; соблюдите себя неукоризненными во всемъ, чтобы не быть вамъ постыжденными. Если же кто и осуждаетъ себя въ какомъ дѣлѣ; то впредь да соблюдетъ онъ себя неукоризненнымъ, чтобъ не могъ сказать о насъ ничего худаго нашъ противникъ — этотъ человѣконенавистникъ, растлитель, чуждый, врагъ правды, радующійся нашимъ бѣдствіямъ, безсильный предъ работающими Господу по истинѣ, уничиженный любящими Господа по истинѣ, попираемый творящими волю Господню въ чистомъ сердцѣ. Богу нашему слава и величіе во всѣ вѣки! Аминь.

Глава 12-я.

Пребывай, возлюбленный, въ званіи, въ немже призванъ (1 Кор. 7, 20). Воздай славу Богу, что удостоилъ тебя быть сопричтеннымъ къ овцамъ стада Своего, и питаться на пажити овецъ Его. Терпи до конца, чтобъ спаслась душа твоя. Ибо написано: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 12). Будь осмотрителенъ во всемъ поведеніи своемъ. Слушай сказавшаго: сыне, аще премудръ будеши, возвеселиши и мое сердце (Прит. 23, 15).

Не будь жестокъ въ языкѣ своемъ, и не сурово отвѣчай брату своему, но да будетъ рѣчь твоя со всякимъ смиренномудріемъ и страхомъ Божіимъ. На серебро развѣ покупаемъ доброе слово? Оно ничего намъ не стоитъ, кромѣ нашего изволенія. Господь отдалъ во власть намъ оба пути, чтобъ познавалось расположеніе каждаго. Поэтому, избранники Божіи, такъ будемъ отвѣчать другъ другу, какъ отвѣчаетъ вѣрный рабъ, бесѣдуя со своимъ господиномъ. Ибо не лживъ Сказавшій: всякъ возносяйся смирится: смиряяй же себѣ вознесется (Лук. 18, 14).

Рѣчи же наши другъ къ другу да будутъ не о предметахъ внѣшнихъ, но о пользѣ душевной, о взаимномъ назиданіи, какъ написано: да дасте благодать слышащимъ: и не оскороляйте Духа Святаго Божія, Имже знаменастеся въ день избавленія(Ефес. 4, 29-30). Ему подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. II, слово 24.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 288-317. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0