Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

25. О томъ, что должно не смѣяться и разсѣяваться, но плакать и проливать о себѣ слезы [1].

Начало духовнаго развращенія въ монахѣ — смѣхъ и вольность. Когда увидишь въ себѣ это, монахъ, тогда знай, что пришелъ ты въ глубину золъ. Не переставай молить Бога, чтобъ избавилъ тебя отъ этой смерти. Смѣхъ и вольность монаховъ, не только юныхъ, но и старцевъ, ввергаютъ въ постыдныя страсти. Смѣхъ и вольность низлагаютъ монаха. О вольности сказалъ нѣкто изъ святыхъ: «вольность подобна знойному вѣтру; она губитъ плоды монаха». Слушай же теперь о смѣхѣ. Смѣхъ удаляетъ отъ насъ ублаженіе, обѣщанное плачущимъ (Матѳ. 5, 4), и разоряетъ построенное. Смѣхъ оскорбляетъ Духа Святаго, непользуетъ душѣ, растлѣваетъ тѣло. Смѣхъ изгоняетъ добродѣтели, не имѣетъ памятованія о смерти, не помышленія о мученіяхъ.

Отними у меня, Господи, смѣхъ, и даруй мнѣ плачъ и рыданіе, которыхъ требуешь Ты, Боже, отъ меня. Начало плача — познаніе себя самого. Да будетъ плачъ нашъ не по человѣку, и не для того, чтобъ видѣли то люди, но по Богу, Который знаетъ сокровенности сердца, чтобъ отъ него получить намъ ублаженіе. Посему будемъ лицемъ свѣтлы, будемъ радоваться на дары Господни о Духѣ Святомъ; станемъ же плакать и сѣтовать мысленно, умоляя Бога, чтобъ сохранилъ насъ отъ всякаго вида лукавства, чтобъ не лишиться намъ небеснаго Царства и благъ, какія уготовалъ Онъ благоугождающимъ Ему. Плачъ созидаетъ и охраняетъ; плачъ отираетъ слезами душу и дѣлаетъ ее чистою. Плачъ раждаетъ цѣломудріе, отсѣкаетъ прихоти, усовершаетъ добродѣтели. Что еще сказать? Плачъ ублажается Богомъ (Матѳ. 5, 4), и пріемлетъ утѣшеніе отъ Ангеловъ. Потому-то сказалъ нѣкто изъ учениковъ Господнихъ: смѣхъ вашъ въ плачъ да обратится, и радость въ сѣтованіе. Смиритеся подъ державную руку Господню, и вознесетъ вы (Іак. 4, 9-10).

Что жъ дѣлать мнѣ грѣшному, который не плачу и не проливаю о себѣ слезъ съ сокрушеніемъ? Ибо говорю, а не дѣлаю. Увы мнѣ, какъ я небреженъ! Увы мнѣ, какъ я нерадивъ о своемъ спасеніи! Увы мнѣ, потому что грѣшу съ вѣдѣніемъ! Знаю, когда дѣлаю худое, и не уклоняюсь отъ зла. Увы мнѣ, потому что не имѣю оправданія! По словамъ причисляюсь къ стоящимъ одесную, а по дѣламъ стою ошуюю. Тебѣ, Господи, единому благому и не памятозлобивому исповѣдую грѣхъ свой. Если бы и умолчалъ я, Ты, Господи, знаешь все, и ничто не сокрыто предъ очами Твоими. Но поелику Ты, Господи, сказалъ чрезъ Пророка: глаголи ты грѣхи твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26); то скажу: согрѣшихъ, Господи, согрѣшихъ, и нѣсмь достоинъ воззрѣти и видѣти высоту небесную отъ множества неправдъ моихъ (2 Пар. 36 — Молитва царя Манассіи), потому что для краткаго удовольствія пренебрегъ вѣчнымъ огнемъ, и не возжелалъ Царства Твоего. Что жъ дѣлать мнѣ бѣднѣйшему изъ людей? Буду плакать о себѣ день и ночь, пока есть время принятію слезъ. Даруй мнѣ слезы сокрушенія, Господи, единый благій и милостивый, чтобъ въ слезахъ испросить мнѣ у Тебя очищеніе отъ сердечной скверны. Увы, что мнѣ дѣлать съ геенною огненною и со тмою кромѣшною, гдѣ плачъ и скрежетъ зубовъ? Увы, что мнѣ дѣлать съ тартаромъ и съ нескончаемою мукою, съ ядовитымъ и неусыпающимъ червемъ? Кто дастъ главѣ моей воду, и очесемъ моимъ источникъ слезъ, и сѣдши плачуся день и ночь (Іер. 9, 1), чтобъ умилостивить мнѣ Бога, Котораго прогнѣвалъ я? Согрѣшила ты, душа моя! Покайся. Ибо вотъ дни наши проходятъ, какъ тѣнь. Еще не много, и пойдешь ты отсюда: страшными мѣстами проходить будешь, душа моя; не отлагай день за день обращенія своего ко Господу. Увы мнѣ, душа моя! Нечистыми дѣлами отгнала ты отъ себя милость Божію. Не давай себѣ покоя, да не остается въ бездѣйствіи зѣница очей твоихъ; припадай къ Благому и Человѣколюбивому, чтобъ даны были тебѣ съ высоты благодать и милость.

Страшными и ужасными мѣстами въ скоромъ времени будемъ проходить мы, братія; не возможно не идти путемъ симъ. Никто изъ здѣшнихъ не будетъ сопутствовать намъ для помощи: ни родители, ни братья, ни друзья, ни родъ, ни богатство, ни что либо тому подобное. Итакъ не будемъ нерадѣть о добрыхъ дѣлахъ, которыя найдутся во время нужды. Будемъ трезвиться въ нынѣшній вѣкъ, чтобъ, по разлученіи съ тѣломъ, не задержали насъ князья тмы. И кто поможетъ намъ и избавитъ насъ изъ руки ихъ? Если только въ оный часъ окажемся обнаженными Божія покрова: то князья тмы неумолимы и немилостивы; ни царя не боятся, ни властителей не уважаютъ; не чтутъ ни малаго, ни великаго, кромѣ только жившаго въ богочестіи и застигнутаго въ добрыхъ дѣлахъ. Его лица убоятся; отъ него отступятъ со страхомъ, великою торопливостію давая ему свободный путь, какъ написано: яко благодать и милость въ избранныхъ Его и посѣщеніе въ преподобныхъ Его (Прем. 3, 9); и еще: праведныхъ души въ руцѣ Божіи, и не прикоснется ихъ мука (Прем. 3, 1). Ибо предъидетъ предъ лицемъ ихъ правда ихъ, и слава Божія объиметъ ихъ. Тогда воззовутъ, и Богъ услышитъ ихъ, и еще глаголющимъ имъ, речетъ: се пріидохъ (Ис. 58, 8-9); вѣренъ бо есть Обѣщавый (Евр. 10, 23). Блаженъ, кто окажется свободнымъ въ часъ разлученія. Итакъ не будемъ нерадивы, братія возлюбленные, не будемъ привлекать къ себѣ чуждаго, непремѣнно гибнущаго. Путь оный все потребляетъ. Когда наступитъ часъ разлученія; удовольствія увянутъ, роскошь и тщеславіе прекратятся, богатство и любоначаліе исчезнутъ. Когда настанетъ часъ разлученія; все это и подобное тому рушится.

Представляя въ умѣ оный часъ, припадаю къ Твоей благости, Господи; не предай мене обидящимъ мя (Псал. 118, 120), да враги Твои о рабѣ Твоемъ не похвалятся, благій Господи; скрежеща зубами и устрашая грѣшную душу мою, да не скажутъ они: «намъ достался ты въ руки, намъ отданъ; этого-то дня и ждали мы». Нѣтъ, Господи, не воздавай мнѣ по беззаконіямъ моимъ, и не отврати отъ меня лица Твоего. Не скажи мнѣ: аминь глаголю тебѣ, не вѣмъ тя (Матѳ. 25, 12). Ты накажи меня, Господи, но по щедротамъ; и врагъ мой да не порадуется о мнѣ. Угаси прещеніе его, упраздни всѣ дѣйствія его, устрой путь мой къ тебѣ свободнымъ отъ оскорбленій и поруганія. Склонись на молитву, благій Господи, не ради правдъ моихъ, но ради щедротъ Твоихъ и великой благости Твоей. Спаси отъ смерти скорбную душу. Помяни, благій Господи, что, и согрѣшивъ и пораженный почти до смерти, не къ иному врачу прибѣгъ я, и простеръ руки свои не къ Богу чуждому, но къ Твоей благости. Ибо Ты — Господь всяческихъ, имѣешь власть надъ всякимъ дыханіемъ. Ты, Господи, сказалъ: просите, и дастся вамъ: толцыте, и отверзется вамъ (Матѳ. 7, 7). Прежде конца моего очисти меня, Господи, отъ всякаго грѣха, не отринь моленія моего, благій Господи. Вопіютъ къ Тебѣ уста недостойныя, и сердце недоброе, и душа оскверненная грѣхами. Услыши меня, Господи, по благодати Твоей. Ибо не отвергаешь моленія истинно кающагося Тебѣ. Мое же покаяніе не чисто, по растлѣнію. Часъ каюсь, а два прогнѣвляю Тебя. Утверди сердце мое, благій Господи, въ страхѣ; поставь ноги мои на камень покаянія. Благость твоя, Господи, да побѣдитъ мою грѣховность; свѣтъ благодати Твоея да преодолѣетъ тму, которая во мнѣ. Ты, Господи, отверзшій очи слѣпому, отверзи потемненныя очи сердца моего. Ты, очистившій прокаженныхъ словомъ, очисти скверны души моей. Благодать Твоя, Господи, да будетъ во мнѣ, какъ огонь, попаляющій нечистые мои помыслы. Ты единъ благъ: Ты — свѣтъ превыше всякаго свѣта; Ты — радость превыше всякой радости; Ты — покой превыше всякаго покоя; Ты — жизнь истинная. Ты — спасеніе пребывающее во вѣки. Къ Тебѣ единому благому припадаю съ моленіемъ я достойный всякаго наказанія, заслужившій всякое мученіе. Тебя Искупителя умоляю, да не въ конецъ овладѣетъ мною сопротивникъ. Но Ты, Господи, какъ благій, непамятозлобивый и милостивый, воздвигни члены мои, разслабленные грѣхомъ, и оживотвори душу мою, умерщвленную беззаконіемъ, и просвѣти сердце мое, омраченное лукавою похотію, и избавь меня отъ всякаго дѣла лукаваго, и вложи въ меня совершенную любовь Твою, Господи Іисусе Христе, Спаситель міра; и напиши имя раба Твоего въ книгѣ жизни, даруй мнѣ конецъ благій, чтобъ, одержавъ побѣду надъ діаволомъ, непостыдно поклонился я предъ престоломъ Царства Твоего со всѣми праведными. Тебѣ подобаетъ слава во вѣки! Аминь.

Умоляю васъ, возлюбленные братія, избранники Божіи; помолитесь ко Господу о мнѣ грѣшномъ, какъ Апостолы о Хананеянкѣ, помолитесь достойные о недостойномъ, досточестные о ничего не стоющемъ, чтобъ вмѣстѣ съ вашими доступными молитвами и мое моленіе дошло до Бога. Ему подобаетъ держава и величіе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу прежде всякаго вѣка, и нынѣ, и во всѣ вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. ч. I, сл. 24; а также ч. II, сл. 25.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 317-322. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0