Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

26. Совѣты новоначальному монаху о духовной жизни.
Девяносто шесть главъ
[1].

1. Похвалилъ я вѣру твою и прилежаніе твое; потому что пожелалъ ты отъ грѣшника услышать что либо полезное для обѣта своего, и даже не разъ, и не два утруждалъ о семъ, а это уже — признакъ души доблестной. Но меня заставляетъ медлить безобразіе дѣлъ моихъ; потому что смрадъ ихъ не стерпимъ: однакожъ и преклоняетъ къ послушанію такое твое желаніе слышать слово о страхѣ Божіемъ. Ибо только проходящіе духовную жизнь услаждаются такими рѣчами, предметомъ которыхъ добродѣтель; склонные же къ жизни, преданной страстямъ, не терпятъ слушать о духовномъ, но смѣются надъ этимъ, и кто говоритъ, того гонятъ отъ себя прочь. Бесѣдуя же о страстяхъ и удовольствіяхъ, не знаютъ сытости, и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конецъ такому пустословію.

2. Но ты занимайся духовнымъ, чтобъ сохранялось въ тебѣ памятованіе о Богѣ; гнушайся же речами безполезными; потому что зловонію и благовонію быть въ согласіи — дѣло не возможное.

3. Будь справедливъ въ снисходительности, находишься ли въ пути, или на кораблѣ, или въ келліи; живешь ли вмѣстѣ съ юнымъ, или съ старцемъ. Трудись съ вѣдѣніемъ и разсужденіемъ, чтобъ ничего не пропало изъ сдѣланнаго тобою.

4. Снѣди употребляй простыя и необходимыя, чтобъ умъ твой не огрубѣлъ въ объяденіи, піянствѣ и печаляхъ житейскихъ (Лук. 21, 34). Ибо одержимые подобною страстію и блудъ ставятъ не въ блудъ, и прелюбодѣяніе не въ прелюбодѣяніе и не отрицаются отъ всего того, что дѣлаютъ язычники не вѣдущіе Бога; но все это совершаютъ небоязненно, ни чѣмъ не отличаясь отъ свиней въ грязи; не памятуютъ ни о законѣ, ни о Пророкахъ, ни о Самомъ Господѣ, вочеловѣчившемся на разореніе беззаконнаго грѣха. Напротивъ того, опираяся на одинъ образъ благочестія, хвалятся они этимъ; потому что покоряемые владычеству ума, по нерадѣнію и небогобоязненности, помрачаются, дѣлая противное. Почему не будь пристрастенъ къ мясамъ и винопитію, чтобъ не сдѣлать тебѣ умъ свой не способнымъ къ принятію духовныхъ дарованій.

5. Если бесѣдуешь съ братомъ о помыслахъ, и языкъ у тебя, разсуждающаго здраво, поползнется, потому что душа поддалась сладострастнымъ помысламъ: то, смотри, желая прикрытьея въ осужденіи себя самого, и не подпасть обличенію ближняго, не прибѣгай къ рѣчамъ сумазброднымъ и шуточнымъ; этимъ его не удостовѣришь, а себя предашь злобному демону. Но лучше прибѣгни къ молитвѣ и къ безмолвію, и снова снидетъ на тебя благодать Святаго Духа, и избѣжишь умопомраченія.

6. Если ввѣренъ тебѣ новоначальный; то по сострадательности къ нему не снисходи очень и даже сверхъ того, сколько требуетъ Создатель. Если нерадитъ онъ о благомъ игѣ Господа; то смотри, чтобъ и тебѣ не увлечься съ нимъ. Когда погибла лодка, не должно оставлять уже въ пренебреженіи и корабль.

7. Вѣдѣніемъ Господа руководись въ поступкахъ своихъ, и не запутаешься въ сѣтяхъ діавольскихъ. У діавола же въ обычаѣ посредствомъ добраго дѣлать злое.

8. Если просишь игумена о братѣ, который выгнанъ изъ обители, какъ развратившій братство; то не настоятельно проси объ этомъ отца, но какъ бы напомяни только, предоставляя дѣло Божіей волѣ, чтобъ выгнанный, если не пришелъ еще въ сознаніе своего неразумія, поступленіемъ своимъ въ обитель не причинилъ вреда братству; потому что и искра, упавъ на гумно, пожигаетъ трудъ цѣлаго лѣта.

9. Каждый долженъ, сколько нужно, терпѣть недостатки ближняго по упованію на Бога. Но горе тому, кого терпятъ, и онъ не разумѣетъ сего!

10. Живущій въ пустынѣ избавленъ отъ трехъ браней, — отъ зрѣнія, отъ слышанія и отъ говорливости. И безмолвствующій въ обществѣ также избавленъ отъ трехъ браней, — отъ купли, отъ продажи и отъ нашествія разбойниковъ. Посему надобно уже охранять совѣсть свою.

11. Если разговариваешь съ человѣкомъ возраста юнаго и цвѣтущаго красотою: то блюди око, чтобъ не возмутило ума твоего вожделѣніе, и тогда начнешь длить рѣчи, полныя страстнаго движенія, и окажется, что краями только устъ бесѣдуешь о цѣломудріи, душею же предаешься разврату, и всецѣло тѣмъ занятъ. Напротивъ того, когда случится тебѣ имѣть такую встрѣчу; то скорѣе прервавъ рѣчь, берись за молчаніе. Ибо писаніе говоритъ: прельсти же его многою бесѣдою (Прит. 7, 21); потому что частыя о такихъ предметахъ бесѣды причиняютъ не маловажный вредъ душѣ. Почему не углубляйся въ такіе предметы, изъ опасенія, чтобъ грѣхъ, прельстивъ тебя многою бесѣдою, не принудилъ дѣлать что либо недозволенное.

12. Въ какой мѣрѣ отсѣкаетъ и смиряетъ кто волю свою; въ такой же мѣрѣ идетъ онъ къ преспѣянію. А чѣмъ упорнѣе держится собственной своей воли, тѣмъ болѣе наноситъ себѣ укоризны и вреда. Поэтому не желай раболѣпствовать собственной своей волѣ, но лучше послушенъ будь волѣ Божіей.

13. Если кто изъ монаховъ, вознерадѣвъ, уклонился отъ избраннаго имъ пути; то врагъ внушаетъ ему безстыдство, чтобъ оказавшись въ другой разъ злонравнымъ, не такъ уже легко могъ быть убѣжденъ попечительными братіями къ уцѣломудренію и исправленію себя.

14. Не свергай съ себя подчиненія о Христѣ; потому что плодъ его проченъ и надеженъ.

15. Если кто изъ подвижниковъ, искушенный ненавистникомъ добра, доведенъ имъ до паденія, но не питаетъ еще въ себѣ ненависти или зависти къ подвижникамъ: то Господь не оставитъ его въ заблужденіи, но простретъ руку помощи къ исправленію его; потому что не отринулъ онъ любви. А кто, по видимому, и твердо стоитъ, тотъ, если начнетъ надмеваться гордостію и питать въ себѣ ненависть, не безопасенъ будетъ; потому что омраченіе ненависти ослѣпило очи его, и не видитъ онъ, куда идетъ.

16. Если стоишь въ дому Господнемъ для духовнаго служенія; то будь усерденъ къ псалмопѣнію. Если же ты будешь молчать, а также и я замолчу, замолчитъ и ближній; то по необходимости прекратится псалмопѣніе. Но да не будетъ сего! Привѣтствующіе князя или царя, когда стоятъ на зрѣлищѣ, и видятъ, что кто нибудь стоитъ съ ними же, но не восклицаетъ съ ними громогласно, признавая его какъ бы недостойнымъ такого мѣста, гонятъ отъ себя прочь. Посему и мы должны совершать молебствія безъ лѣни и нерадѣнія.

17. Горе несправедливому! горе роскошному! горе гордому! Когда постигнутъ ихъ тѣснота адская и удавленіе смерти, тогда опытъ покажетъ имъ, что всего важнѣе страхъ Божій.

18. Люби доброе общество; отъ худаго же сообщества удаляйся. И чародѣй, и разбойникъ, и разоритель гробовъ такими не родились, но научились сему отъ людей, у которыхъ сатана растлилъ умъ; потому что Богъ создалъ вся добра зѣло.

19. Не услаждайся банями, питіями и множествомъ мясъ, чтобъ не впасть тебѣ въ неодолимыя опасности, погрѣша въ чемъ либо важномъ.

20. Пріобрѣти добродѣтельное житіе и правую вѣру; кто изъ людей не ублажитъ такого человѣка?

21. Выходя изъ келліи для служенія, или для бесѣды съ кѣмъ либо, огради око, сердце же возбуждай благочестивымъ помысломъ, говоря притомъ: «ты не живописецъ, и не учиться вышелъ, какъ списывать изображенія съ людей». Будь внимателенъ къ себѣ. Имѣя разумъ, занятый чувственнымъ, можно ли тебѣ будетъ въ чистомъ умѣ, какъ въ зеркалѣ, созерцать невидимое, и услаждаться и радовать себя памятованіемъ о Богѣ?

22. Перестань любопытствовать о чужихъ порокахъ, чтобъ естественнымъ образомъ не растлился отъ сего благочестивый твой помыслъ.

23. Придерживайся молчанія; оно избавитъ тебя отъ многихъ сквернъ. Памятуй непрестанно о тѣснотѣ грѣшниковъ, страшась, чтобъ и тебѣ въ скоромъ времени не быть причтеннымъ къ числу ихъ.

24. Не входилъ ли ты иногда въ домъ плача, и увидѣвъ рыданіе и сѣтованіе, не спѣшилъ ли выйдти изъ дома? По временному должно гадать о вѣчномъ; ибо сказано: даждь премудрому вину, и премудрѣйшій будетъ (Прит. 9, 9).

25. Если прійдетъ тебѣ помыслъ уйдти съ мѣста, и изъ сошедшихся къ тебѣ подъ видомъ состраданія кто нибудь станетъ одобрять твое удаленіе, говоря, что есть у тебя основательная причина къ огорченію; то совѣта его не принимай безразсудно. А если кто начнетъ тебя обличать и уговаривать, то его лучше послушаться, нежели перваго; потому что такіе люди болѣе заботятся о спасеніи братіи.

26. О помыслахъ, раждающихся отъ упадка въ духѣ, особенно у безмолвствующихъ въ уединеніи, думаю, многіе не знаютъ. Но хочу, чтобъ ты былъ твердъ и въ разсужденіи сего.

27. Когда душа страждетъ тѣмъ, что занята чувственнымъ; тогда умъ, отступивъ отъ прекраснаго онаго созерцанія, ожиданія и помышленія о будущихъ благахъ, приковывается къ чувственному, гонясь за чувственнымъ наслажденіемъ, раболѣпствуя зависти и пороку.

28. Увы, что дѣлать мнѣ жалкому? Немощь моя велика; гнетутъ меня одиночество, бѣдность и оскуденіе силъ. Работать не могу, просить стыжуся (Лук. 16, 3). Устранилъ я себя отъ семейныхъ дѣлъ своихъ; могъ бы благоденствовать, но впалъ въ бѣдственныя обстоятельства; иные ублажали меня, а теперь сталъ я предметомъ укоризны для нихъ. Печаль гнететъ сердце мое по причинѣ постигшаго меня несчастія. Нѣтъ помощника; нѣтъ состраждущаго; великому подвергся я безчестію. Такой-то возведенъ въ іерея; а такой-то поставленъ главою; я же не знатенъ, не славенъ; всѣми брошенъ. Никто не позаботится о мнѣ, впадшемъ въ нищету и недугъ. Одинъ чрезмѣрно разбогатѣлъ; другой ходитъ въ сопровожденіи учениковъ; почему и проводятъ они время съ людьми именитыми; а я живу въ великомъ безславіи и нуждаюсь въ дневномъ пропитаніи. Они для выходовъ одѣваются пышно, а у меня нѣтъ и необходимыхъ покрововъ. И когда, окончивъ дни свои въ довольствѣ, переходятъ они изъ сей жизни; тогда, удостоившись пышнаго погребенія, съ благовоніями полагаются въ убѣленныхъ гробницахъ, увѣковѣчивъ имя свое надгробною надписью. А я, скончавшись, едва ли удостоюсь и погребенія; по недостатку посѣщающихъ меня, келлія моя будетъ мнѣ гробомъ. Болѣзнуетъ сердце мое, и что мнѣ дѣлать? Утомились очи мои, смотря на дверь; и никто не постучится. Подавленъ я печалію, и никто не утѣшаетъ. До крайности угнетенъ, и никто не состраждетъ. Увы мнѣ, исчезли въ болѣзни дни мои!

29. Скажи, человѣкъ, душѣ своей: «доколѣ прискорбна еси душе моя? и доколѣ смущаеши мя? уповай на Господа (Псал. 41, 6), и свергнешь съ себя превратные помыслы». Ибо если бы не думалъ ты о земномъ; то не запутался бы въ подобныхъ сѣтяхъ. Сверхъ того знай, что всякій человѣкъ, именитъ ли онъ, или униженъ, если будетъ жить по волѣ Божіей, не долженъ быть презираемъ. А кто дивится временному, и гоняется за временнымъ наслажденіемъ, тотъ лишаетъ себя утѣшенія праведныхъ.

30. Итакъ, если стараешься достигнуть оной радости, то не давай входа превратнымъ помысламъ, которые доводятъ до отступничества отъ Бога. Ибо не лживъ Сказавшій: обрѣтый душу свою погубитъ ю, а иже погубитъ душу свою Мене ради, обрящетъ ю (Матѳ. 10, 39). Почему и Апостолъ говоритъ: умросте бо, и животъ вашъ сокровенъ есть со Христомъ: егда Христосъ явится, животъ вашъ, тогда и вы съ Нимъ явитеся въ славѣ (Кол. 3, 3-4).

31. Что же дивишься, ублажая временное и несущееся мимо тебя подобно потоку? Пышное погребеніе, убѣленный гробъ и суетныя похвалы какую пользу принесутъ человѣку, жившему въ нечестіи, когда самъ онъ не получитъ себѣ облегченія?

32. Лежащему въ позолоченномъ чертогѣ какая польза отъ блеска стѣнъ и потолковъ, когда самъ онъ мучится страстями; или когда пожирается его тѣло, угрызаемое внутри зміемъ? Что будетъ пользы разлучившейся душѣ отъ попеченія многихъ о тѣлѣ, если нѣтъ похвалы отъ Господа въ церкви великой? Посему не дивись тому, что временно и таетъ, какъ воскъ. Скажешь: «они живутъ вмѣстѣ съ богатыми». Но ты въ молитвѣ бесѣдуешь съ Всецаремъ Богомъ, вкушая тѣло Единороднаго Сына Его, и пія кровь Его; веселись же въ радованіи, что удостоился стать храмомъ Его.

33. Итакъ не малодушествуй, видя, что ты въ этой жизни въ безславіи или въ болѣзни, или въ глубокой старости и нищетѣ. Питающій птицъ небесныхъ не оставитъ и тебя безъ Своего промышленія. Тебя сокрушаетъ мысль, чтобъ не стала безпокоить тебя тупость зрѣнія. Разсуди же, что терпѣли это и праведники. Почему Іакову, когда принималъ онъ благословеніе, сказалъ Исаакъ: приближися ко мнѣ, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сынъ мой Исавъ (Быт. 27, 21)? Но уяснено было око ума ихъ, очищенное отъ порока. Посему и ты очисти себя отъ порока, и не обращай вниманія на тѣлесный недугъ, яко Той печется о насъ (1 Петр. 5, 7). Но у тебя нѣтъ, чѣмъ удовлетворить необходимымъ потребностямъ? Представь себѣ Ирода, изобилующаго богатствомъ и утѣхами, и Предтечу, связаннаго въ темницѣ, подобно какому нибудь злодѣю и ничтожному человѣку. Не лживъ Сказавшій: въ мірѣ скорбни будете, а міръ возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша въ радость будетъ (Іоан. 16, 20. 33).

34. Но скажешь: «въ тѣсныхъ обстоятельствахъ провелъ я жизнь; не былъ ни знатенъ, ни славенъ, да и по смерти не кому помянуть меня». — Это признакъ крайняго безумія и болѣзнь души славолюбивой! Сколько, думаешь, во время гоненій было подвизавшихся за Спасителя нашего Бога? И они доселѣ остаются не извѣстными міру. И изъ скончавшихся въ горахъ, въ вертепахъ и въ пропастяхъ земныхъ, ужели погибли тѣ, которыхъ память не совершается людьми? Ни мало; потому что всѣ будутъ написаны въ книгѣ Его. Посему горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2); ибо житіе праведныхъ на небесѣхъ есть (Флп. 3, 20). Не бѣгай трудовъ; даже и мы оставшіеся ублажаемъ тѣхъ, которые о Господѣ оказались искусными въ трудахъ, въ тѣснотахъ и въ нуждахъ. Посему, если хочешь быть наслѣдникомъ праведныхъ, не презирай смиренія, не бѣгай злостраданія въ трудахъ, но терпи, чтобъ сподобиться нескончаемой жизни, радости и славы, какъ говоритъ Апостолъ: недостойны страсти нынѣшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18). Если хочешь, чтобъ ни въ чемъ не обманулъ тебя противникъ, то вѣруй, что все, сдѣлаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто отъ Бога. А если колеблется въ чемъ помыслъ касательно вѣдѣнія Божія; то возьми въ примѣръ Пророка Елисея. Когда была война у царя израильскаго съ сирійскимъ; совѣща царь сирійскій со отрочи своими, глаголя: на мѣстѣ семъ ополчуся. И посла Елиссей къ царю израилеву глаголя: блюдися не прейти на мѣсто сіе, яко ту Сиряне залегоша. И посла царь на мѣсто, о немже рече ему Елиссей, и соблюдеся оттуду не единою, ниже дважды. И смутися душа царя сирска о словеси семъ: и призва отроки своя, и рече къ нимъ: не возвѣстите ли мнѣ, кто предаетъ мя царю Израилеву? И рече единъ отъ отрокъ его: ни, господине мой царю: яко пророкъ Елиссей, иже во Израили, возвѣщаетъ царю Израилеву вся словеса, яже аще глаголеши въ сокровищи дома твоего (4 Цар. 6, 8-12). И если отъ Пророка дѣлавшееся тайно не укрылось; то можетъ ли что укрыться отъ Создателя всяческихъ? Никакъ. Посему-то велѣно намъ молиться въ клѣтяхъ, какъ сказалъ Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ: ты же, егда молишися, вниди въ клѣть твою, и затвори двери твоя, и помолися Отцу твоему, Иже въ тайнѣ; и Отецъ твой, видяй въ тайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ (Матѳ. 6, 6). Посему отвергнемъ отъ себя всякій порочный помыслъ, чтобъ не погибнуть намъ. Ибо нагъ адъ предъ Нимъ, и нѣсть покрывала пагубѣ (Іов. 26, 6). Мы предъ очами Божіими, хотимъ ли того, или не хотимъ; и такъ не упадай духомъ, и не сомнѣвайся. Радуйся въ скорбяхъ: потому что вѣнцы соплетаются изъ различныхъ цвѣтовъ; и праведники многими скорбями входятъ въ радость Господа своего.

35. Не желай начальства надъ душами, чтобъ не пришедши еще въ мѣру безстрастія, не сдѣлать вреда и себѣ и послѣдующимъ за тобою. А если невольно привлеченъ; то заботься исполнять не свою волю, но волю Ввѣрившаго тебѣ попеченіе о словесныхъ овцахъ. Ибо говоритъ Онъ чрезъ Пророка Іезекіиля: Оле пастыри Израилевы, еда пасутъ пастыри самихъ себя? не овецъ ли пасутъ пастыри? се млеко ядите и волною одѣваетеся, и тучное закалаете, и овецъ Моихъ не пасете. Изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте, и сокрушеннаго не обязасте, и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и крѣпкое оскорбисте трудомъ. И разсыпашася овцы Моя понеже не имяху пастырей, и быша на изъяденіе всѣмъ звѣремъ сельнымъ. И расточишася овцы Моя по всѣмъ горамъ, и по всѣмъ холмомъ высокимъ, и на лицѣ всея земли разсыпашася, и не бѣ взыскающаго, ни обращающаго. Того ради, о пастыріе, слышите слово Господне: живу Азъ, глаголетъ Господь, понеже учинена суть стада Моя въ расхищеніе, и овцы Моя быша въ снѣденіе всѣмъ звѣремъ сельнымъ, занеже нѣсть пастырей и не поискаша пастыріе овецъ Моихъ, и пасоша пастыри самихъ себе, а овецъ Моихъ не пасоша. Сего ради, пастыріе, слышите слово Господне: Сія глаголетъ Господь: се Азъ на пастыри, и взыщу овецъ Моихъ отъ рукъ ихъ, и отставлю я отъ паствы овецъ Моихъ, и не будутъ пасти ихъ пастыри, и отъиму овцы Моя изъ устъ ихъ, и ктому не будутъ имъ на изъяденіе (Іез. 34, 3-10).

36. Такимъ образомъ вполнѣ уразумѣть надобно, сколько опасности небрежно и нерадиво смотрѣть за подчиненными. Посему игумену надлежитъ быть самымъ свѣдущимъ и бдительнымъ о спасеніи подчиненныхъ, у каждаго наблюдать его походку, тѣлодвиженія и одежду; не приличное обличать, руководить же къ лучшему. Учители показываютъ ученикамъ очертанія не буквъ только, но и едва замѣтныхъ знаковъ препинанія, и каждому знаку назначаютъ его мѣсто. Подобно и настоятель долженъ внушать братіямъ даже до малости все относящееся ко спасенію, и обязанъ указывать на ожидающія лѣнивыхъ наказанія, чтобъ, ставъ стѣною, отдѣляли они виновнаго отъ невиннаго. Въ такомъ случаѣ волки, видя попечительность пастыря, побѣгутъ отъ стада словесныхъ овецъ.

37. Ни что не приводитъ такъ душу ко спасенію и не дѣлаетъ ее столько бодрою къ трудамъ, какъ если найдется учитель, который проповѣдуетъ добродѣтель самымъ дѣломъ, по слову сказавшаго: мене смотрите и такожде творите (Суд. 7, 17).

38. Но и намъ учащимся надлежитъ не быть непослушными и прекословящими, но показывать всякое смиренномудріе предъ Богомъ и предъ людьми. А если случится, что наставникъ, хотя проповѣдуетъ добродѣтель словомъ, но нерадитъ о дѣлахъ; то по таковому поводу не дадимъ случая противнику развращать душу нашу. Но вспомнимъ Сказавшаго: на Моисеовѣ сѣдалищи сѣдоша книжницы и фарисее: вся, елика аще рекутъ вамъ творити, творите: по дѣломъ же ихъ не творите: глаголютъ бо и не творятъ (Матѳ. 23, 2-3).

39. Соблюдай себя во всякое время, чтобъ не полагать преткновенія или соблазна ближнему, страшась угрозы Сказавшаго чрезъ Пророка: горе напаяющему подруга своего развращеніемъ мутнымъ (Авв. 2, 15). И еще: сія глаголетъ Господь: се Азъ разсужду между овцою и овномъ и козломъ. Не довольно ли вамъ, яко на благой пажити пасостеся, и останокъ пажити попирасте, устоявшуюся воду пивасте, и останокъ ногами вашими возмущасте? И овцы Моя попраніемъ ногъ вашихъ живяху и возмущенную воду ногами вашими піяху. Того ради сія глаголетъ Адонаи Господь: се Азъ разсужду между овчатемъ сильнымъ и между овчатемъ немощнымъ. Ребрами и плещами вашими рѣясте, и рогами вашими бодосте, и всякое немощное пхасте. И спасу овцы Моя, и ктому не будутъ на разграбленіе, и разсужду между овномъ и овномъ (Іез. 34, 17-22). Итакъ не будемъ самолюбивы; ибо отъ самолюбія, какъ вѣтви какія, отраждаются пороки. Истребляется же самолюбіе любовію, которая всѣхъ влечетъ къ единомыслію, и связываетъ во едино. Любовь, — великое и драгоцѣное пріобрѣтеніе. Посему старайся не отпадать отъ любви. Итакъ, заботясь о своемъ спасеніи, пощадимъ собственные свои члены, представляя въ себѣ ближнему образецъ добродѣтели, въ вѣрѣ, въ любви, въ терпѣніи, въ чистотѣ, въ подчиненіи, въ смиренномудріи, въ страхѣ Божіемъ, худыми хотѣніями не увлекаясь, но подвизаясь въ трудахъ духовныхъ. Ибо роскошь и покой противны совершенной жизни.

40. Пойдемъ путемъ узкимъ и тѣснымъ, любя сокрушеніе сердца, чтобъ пребывало въ насъ памятованіе смерти, и чтобъ освободиться намъ отъ осужденія. Ибо сказано: горе смѣющимся, яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6, 25). Блажени же плачущіи нынѣ, яко тіи утѣшатся (Матѳ. 5, 4). Заглянемъ въ могилу и увидимъ тайны нашего естества, — кучу, лежащихъ одна на другой, костей, черепы, обнаженные отъ плоти, и прочія кости. Смотря же на нихъ, увидимъ въ нихъ себя самихъ. Гдѣ красота настоящаго цвѣта, гдѣ доброзрачность ланиты? Размышляя о семъ, откажемся отъ плотскихъ вожделѣній, чтобъ не быть намъ постыжденными въ воскресеніе. Не нерадя же о себѣ, воспомяни и мою немощь въ молитвахъ своихъ, чтобъ Господь Богъ воспомянулъ и меня, — червя и пепелъ, и избавилъ отъ мученій, уготованныхъ грѣшникамъ, и удостоилъ веселія райскаго. Ибо благость Его, и правда, и щедроты Его на всѣхъ дѣлѣхъ Его (Псал. 144, 9). Аминь.

41. Одинъ братъ разсказывалъ такое дѣло, слышанное имъ отъ другаго брата: Въ одномъ городѣ жилъ нѣкоторый человѣкъ, и онъ имѣлъ при себѣ наемника, которому довѣрялъ всякое свое предпріятіе. Наемнику пришла мысль идти въ монашество. Хозяинъ его все почти дѣлалъ, желая отклонить молодого человѣка отъ сего намѣренія, потому что былъ онъ понятливъ въ дѣлахъ его; но не могъ удержать у себя юноши. Такимъ образомъ молодой человѣкъ, отрекшись отъ міра, поступилъ въ братство. Но по прошествіи не многихъ лѣтъ начала одолѣвать его мысль возвратиться въ міръ, и оставивъ келлію свою, возвратился онъ къ хозяину своему, подъ предлогомъ посѣщенія. Хозяинъ разъ и два принималъ брата съ удовольствіемъ; въ третій же приходитъ братъ, сбросивъ съ себя личину лицемѣрія, открылъ хозяину таившуюся въ немъ страсть, сказавъ: «поелику не могу болѣе нести на себѣ ига монашеской жизни: то умоляю тебя, господинъ, возьми меня съ собой, и располагай мною по прежнему. Надѣюсь же, что теперь понятливѣе я къ дѣламъ, нежели прежде; а слыхалъ я отъ тебя, что намѣревался ты и дочь свою отдать мнѣ въ жену». Но тотъ отвѣчалъ ему: «если и предъ Богомъ не хранилъ ты совѣсти, то сохранишь ли предо мной?» И братъ, пораженный этимъ словомъ, какъ бичемъ, возвратился въ келлію свою. Итакъ не будемъ ослабѣвать духомъ, перенося труды; потому что написано: сѣющіи слезами, радостію пожнутъ (Псал. 125, 5).

42. Для принятія заповѣдей Божіихъ имѣй простоту, а для отраженія козней противника — хитрость.

43. Умно отдаляйся отъ вредныхъ встрѣчъ, чтобъ прекрасно покоился внутренній человѣкъ.

44. Не будь хитръ и тяжелъ для другихъ своимъ произволеніемъ, чтобъ не запнули тебя, когда думаешь стоять твердо.

45. Упражняйся въ негнѣвливости, чтобъ не упиться тебѣ безъ вина, отягчивъ себя порокомъ и гнѣвомъ.

46. Не будь властолюбивымъ и небрежнымъ, да не похулится Господь ради тебя.

47. Не проводи времени съ лицедѣями, чтобъ не растлились мысли твои; потому что рѣчи ихъ весьма вредны. Стариковъ заставляютъ они поступать по-юношески; а молодыхъ вовлекаютъ въ беззаконныя дѣла.

48. Не слушай совѣтовъ у людей худыхъ; потому что они сдѣлали себя рабами чрева и плотскихъ страстей.

49. Блудникъ не можетъ любить гнушающагося страстію, и воръ — удаляющагося отъ неправды; но подобному себѣ прилѣпится мужъ (Сир. 13, 20).

50. Да не кажется тебѣ сладкимъ удовольствіе, чтобъ не сдѣлалось для тебя горькимъ мученіе его.

51. Каждый день ожидай исшествія своего, и готовься къ сему пути; ибо въ который часъ не ожидаешь, прійдетъ страшное повелѣніе; и горе не готовому! Прекрасно сокрушеніе сердечное; оно врачуетъ человѣческія души.

52. Когда кто плачетъ, тогда ни какъ не согрѣшитъ; и никто въ сердечномъ сокрушеніи не замышляетъ зла. При сердечномъ сокрушеніи приходятъ слезы, а за слезами слѣдуютъ умаленіе зла, удержаніе себя отъ худыхъ дѣлъ.

53. Доискивайся, чѣмъ бы преодолѣть сластолюбіе; потому что предоставляется сіе твоему дѣланію.

54. Убѣжищемъ отъ сластолюбія служитъ, — во-первыхъ, часто и трезвенно молиться, а потомъ предоставлять владычество уму и чистой мысли, не произносить безчиннаго слова, не сообразнаго съ приличною потребностію, въ той увѣренности, что Господь есть непогрѣшимый Судія. Внимательность ума и ожиданіе суда уничтожатъ внутреннее щекотаніе и изсушатъ усиливающуюся похоть; и въ таковой душѣ произойдетъ тишина.

55. Держись того мѣста, на которомъ живешь, сопротивляясь лѣности. Ибо не перемѣною и не разстояніемъ мѣста, но внимательностію ума можешь укротить страсти. Намъ нужно терпѣніе, чтобъ, волю Божію сотворше, сподобиться обѣтованій (Евр. 10, 36). Предающійся унынію далекъ отъ терпѣнія, какъ больной отъ здоровья. Посему добродѣтель познается не въ уныніи, но въ терпѣніи. Терпѣніе же обновляется и укрѣпляется, когда умъ занятъ созерцаніемъ и помышленіемъ о томъ. Ибо симъ утучняемый умъ пріобрѣтаетъ силы, какъ тѣло отъ питанія и чувственныхъ снѣдей. Если же умъ отступитъ отъ сей благодати и отъ сего достоинства; то дѣйствительно сдѣлается бѣднымъ и немощнымъ. Поэтому, свергнувъ съ себя пристрастіе къ вещественному, упражняй умъ въ ономъ Божественномъ дѣланіи. И не будетъ потребности переносить тѣло съ мѣста на мѣсто, и изнурять оное странствованіями, безъ основательной причины и безъ дозволенія начальниковъ. Ибо царствіе небесное внутрь васъ есть (Лук. 17, 21).

56. Въ какомъ мѣстѣ ни живешь, старайся быть не обременительнымъ и безукоризненнымъ, чтобъ хорошо преуспѣвать тебѣ о Господѣ. Если же сдѣлаешься презрителемъ; то смотри, чтобъ на тебя, какъ на путеуказателя къ негоднымъ поступкамъ, не излилось уничиженіе отъ исправнѣйшаго.

57. Радоваться и веселиться о преспѣяніи ближняго — это черта совершенства; признакъ же злонравія и лукаваго расположенія — скорбѣть и быть недовольнымъ, когда одобряютъ другаго.

58. Почему непріятно тебѣ, человѣкъ, добрая слава о преуспѣвающемъ? Не спасешься ты тѣмъ, что тотъ или другой не получитъ спасенія. Или будешь ты царствовать потому только, что многіе изгнаны будутъ изъ Царствія небеснаго? Не тебѣ одному найдется мѣсто въ Царствѣ небесномъ. Не тебѣ одному уготована райская радость. Почему же печалитъ тебя спасеніе многихъ? Итакъ не позорь дѣлъ чистой любви, и дѣлъ законнаго житія не замѣняй досадою и суровымъ злонравіемъ. Никто да не обольщаетъ тебя, — ни человѣкъ, ни діаволъ, ни помыслъ, гнѣздящійся въ сердцѣ. Не возможное дѣло — довести до твердости добродѣтель, не растворивъ ее любовію. Ибо кто изъ васъ будетъ имѣть весь разумъ, и всю вѣру, яко и горы преставляти, по изреченію Апостола (1 Кор. 10, 2), любви же не будетъ имѣть, то никакой не получитъ пользы, но останется далекимъ отъ прямой стези, ведущей ко вратамъ небеснымъ. Поэтому имѣемъ мы нужду во многихъ слезахъ, чтобъ освободиться намъ отъ узъ ненависти, зависти, гордыни и всякой, діавольской скверны. Бѣсовское это расположеніе — оскорбляться доблестями преспѣвающихъ. Въ бѣсахъ внѣдрилась ненависть; имъ всего желательнѣе, чтобъ всѣ погибли совершенно. Святые же, подражая своему Владыкѣ, желаютъ всѣмъ человѣкомъ спастися, и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4); потому что, преисполнившись любви, возлюбили они ближняго, какъ самихъ себя.

59. Если ты цѣломудренъ; не превозносись своимъ воздержаніемъ, но въ смиренномудріи моли Господа, чтобъ до конца былъ твоимъ хранителемъ. Ибо не рѣдко внезапное вторженіе четвероногихъ въ виноградникъ вдругъ губило плодъ, по нерадѣнію стража.

60. Если имѣешь у себя богатство, не высоко о себѣ думай; потому что не избавился ты еще отъ опасностей и злоумышленій, а потому и наслажденіе богатствомъ не прочно, такъ какъ весьма скоро и непредвидѣнно можетъ произойдти перемѣна, по написанному: видѣхъ рабы на конехъ, и князей идущихъ, яко рабовъ на земли (Еккл. 10, 7).

61. Если хорошо у тебя сложены члены; то не надмевайся тѣлесною крѣпостію; но разсуди, какими и сколькими опасностями окружено тѣло. Если видимъ людей, которые страждутъ неисцѣлимыми болѣзнями, и лишились членовъ, или одержимы нечистыми духами, то не такими родились они изъ матерняго чрева; большая же часть изъ нихъ внезапно стали такими; и вчера еще бывшій цвѣтущимъ возрастъ сегодня увядаетъ, обезображенный съ трудомъ излечимыми болѣзнями. Поэтому, оглянись и на себя, чтобъ и тебѣ въ скоромъ времени не стать такимъ же, потому что и ты того же естества. Какъ скоро усмотримъ что нибудь скорбное въ другомъ: будемъ въ немъ, какъ въ зеркалѣ, видѣть и себя; потому что не знаемъ, что родитъ находяй день (Прит. 27, 1). Великой скорби и болѣзней исполнено тѣло наше. Потому, зная немощь естества своего, не будемъ гордыми и не сострадательными, но взаимною сострадательностію станетъ умилостивлять Создателя, Который можетъ и сдѣлать больнымъ, и потомъ исцѣлить, низвести во адъ, и возвести изъ ада. Если и попользуется не долго здоровьемъ тѣло наше; то не знаемъ, чтó родитъ находяй день.

62. Не превозносись надъ согрѣшившимъ, и не поощряй ко грѣху не согрѣшившаго; то и другое вредно и опасно. Если же хочешь сдѣлать себя полезнымъ, то тому и другому покажи въ себѣ образецъ добрыхъ дѣлъ, проливая предъ Господомъ потоки слезъ, чтобъ и падшаго возставилъ Господь, и стоящій не былъ уловленъ грѣхомъ. Ибо единъ есть Судія, могій спасти и погубити (Іак. 4, 12).

63. Не возмущай собранія мужей подвижниковъ, поющихъ Господу, увлекаясь высокомѣрными помыслами, чтобъ не поразилъ тебя гнѣвъ Божій. Ибо грѣшить противъ Бога тяжело и непростительно. Дуси пророчестіи пророкомъ повинуются, нѣсть бо нестроенія Богъ, но мира (1 Кор. 14, 32-33).

64. Если ты молодъ; пріучайся къ молчанію и дѣятельности. Дѣятельность сдѣлаетъ тебя необременительнымъ; а молчаніе сохранитъ неугасимымъ душевный свѣтъ, не попуская, чтобъ онъ затмился порокомъ.

65. Во всякомъ мѣстѣ и во всякомъ дѣлѣ, какимъ бы ты ни занимался, да будетъ съ тобою смиренномудріе. Ибо какъ тѣло имѣетъ нужду въ одеждѣ, и когда тепло, и когда настаетъ стужа; такъ и душа имѣетъ всегдашнюю нужду въ облеченіи себя смиренномудріемъ. Прекрасное и превосходное пріобрѣтеніе — смиренномудріе; объ этомъ знаютъ всѣ, непостыдно носившіе на себѣ иго его. Предпочти лучше ходить нагимъ и не обутымъ, нежели быть обнаженнымъ смиренномудрія; потому что любящихъ оное покрываетъ Господь.

66. Какъ невозможно пловцамъ навсегда остаться на кораблѣ, и путнику, остановившемуся въ гостинницѣ, не выйдти изъ ней: такъ и намъ невозможно вѣчно пребывать въ жизни сей. Какъ тамъ называются они — путникомъ и пловцомъ, такъ и мы здѣсь — странники и пришельцы. Почему, взирая на сіе мысленнымъ окомъ, будемъ готовиться къ представленію изъ сей жизни.

67. Когда увидишь себя украшеннымъ и превознесеннымъ добродѣтелями; тогда много нужно тебѣ смиренномудрія, чтобъ, при сохранившихся въ цѣлости основаніяхъ, и назданное на оныхъ оставалось незыблемымъ и неразрушимымъ; въ такомъ только случаѣ плодъ твой будетъ въ полной безопасности.

68. Изрываяй яму искреннему впадется въ ню (Прит. 26, 27). И кто ставитъ сѣти своему учителю, тотъ нечестивъ и беззаконенъ; почему и осужденъ будетъ вмѣстѣ съ тѣмъ, кто Благодѣтеля и Учителя своего предалъ въ руки беззаконныхъ.

69. Не волосы и не одежда дѣлаютъ человѣка мірскимъ, а худой нравъ и наклонность къ мірскимъ и нечистымъ пожеланіямъ: потому что отъ нихъ душа дѣлается мерзкою.

70. Не постриженіе и не одѣяніе дѣлаютъ монахомъ, но небесное желаніе и божественное житіе; потому что въ этомъ обнаруживается совершенство жизни.

71. Не возвеличивай себя прежде искушенія; потому что постигшее искушеніе не рѣдко пристыждаетъ, повидимому, стоявшихъ твердо.

72. Думаю, что прежде искушенія и не знаешь ты о себѣ, каковы твои силы. Почему надобно приводить умъ въ безопасность отъ вражескихъ нападеній и бодрствовать.

73. Какъ огонь въ плавильнѣ испытываетъ золото и серебро; такъ въ напастяхъ извѣдываются души смертныхъ, имѣя помощникомъ Господа.

74. Не убоимся въ искушеніяхъ, но смѣло простремся къ почести вышняго званія о Христѣ. Ибо Господь вѣнчаетъ всѣхъ любящихъ Его.

75. Если покрываешь члены свои для того, чтобъ не увидѣлъ кто ихъ обнаженными; то и самъ берегись смотрѣть на наготу другаго, кромѣ нужды и болѣзни, чтобъ въ умѣ своемъ не отпечатлѣть какихъ либо неприличныхъ образовъ.

76. Если, исполняя домостроительство, помазываешь елеемъ больнаго; то храни око, руки и языкъ, чтобъ ни въ чемъ не преступить предѣловъ цѣломудрія; ибо это прилично благочестію.

77. Съ трепетомъ налагай руки на члены другаго, какъ бы прикасаясь самой святыни. И дѣйствительно, храмъ Господень святъ, дивенъ въ правдѣ: ибо сказано: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? Аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ: храмъ бо Божій святъ есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 16-17). Итакъ, зная сіе, всяцѣмъ храненіемъ да блюдемъ сердце свое (Прит. 3, 23).

78. Берегись имѣть худую привязанность къ юношѣ; потому что многіе растлили себя, сдѣлались мерзкими и до крайности осуетились.

79. Когда ложишься спать, не подстилай подъ себя сверхъ потребности; потому что нѣга естественнымъ образомъ можетъ распалить тѣло и сильнѣе разжечь угль сластолюбія.

80. Кто спитъ въ раззолоченныхъ чертогахъ, на ложахъ слоновыхъ и обложенныхъ дорогими каменьями, тотъ ублажаетъ препровождающихъ жизнь въ трудахъ, хотя самъ и не рѣшается подражать имъ.

81. Такъ все дѣлай, и такъ обо всемъ думай, чтобъ угодить Богу; а если нѣтъ у тебя этой мысли, то потеряетъ свою цѣну всякое твое дѣланіе.

82. Люби труды въ это краткое время, чтобъ покоиться цѣлые вѣки; потому что самъ ты пойдешь туда, а дѣло твое останется здѣсь.

83. Если былъ ты тружникомъ; то не скорби о приближеніи добраго сего преселенія: потому что возвращающійся домой съ богатствомъ никогда не остается въ печали.

84. Не искушай ближняго изъ сребролюбія, чтобъ не принять тебѣ на себя грѣха за него; но размышляй о написанномъ: не бывайте мудри о себѣ (Рим. 12, 16); неправедницы Царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9).

85. Не буди рука твоя простерта на взятіе, но да простирается лучше для подаянія (Сир. 4, 35).

86. Будь долготерпѣливъ, чтобъ стать сильнымъ и въ благоразуміи. Долготерпѣніе — прекрасный даръ; потому что изгоняетъ вспыльчивость, гнѣвъ и презрительность, приводитъ же душу въ мирное состояніе.

87. Если служилъ ты въ воинскомъ чинѣ, у котораго слава временная, отпадающая, какъ цвѣтъ на травѣ, и отрекся отъ этой мечтательной славы: то люби труды до конца, чтобъ не былъ за тебя хулимъ Богъ, когда невѣрные скажутъ: «и Богъ не спасъ его!» Но, какъ сказалъ Господь, тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла: и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Но служащіе въ воинствѣ земнаго царя, если не покажутъ опыта своей храбрости противъ враговъ, не получаютъ отъ царя отличнѣйшихъ даровъ; а когда и все сдѣлаютъ, не велики имъ оклады. Да чтó и говорить объ оныхъ? Это — тщеславіе и услажденія для чрева. Но показавшіе доблесть свою противъ лукавыхъ духовъ причисляются къ небесному Царству; ихъ радости нѣтъ и конца: потому что будутъ они какъ Ангелы на небесахъ.

88. Если пребываешь въ общежитіи, или безмолвствуешь, уединясь отъ всѣхъ; то не оставляй въ нерадѣніи искомаго тобою, то есть, чистаго сердца и сокрушеннаго духа. Кто пріобрѣлъ сіе, тотъ не будетъ уничиженъ Богомъ; пренебрегать же этимъ — великая опасность.

89. Не хвались, величаясь краснословіемъ, но возвѣщай лучше дѣйственное ученіе людей простыхъ и некнижныхъ, чтобъ стать тебѣ ученикомъ Апостоловъ Господнихъ; а хвалиться внѣшнею мудростію запрещено, особливо христіанамъ. Хваляйся же, о Господѣ да хвалится (2 Кор. 10, 17).

90. Во одѣяніи ризъ не похвалися (Сир. 11, 4), помня милоть Иліину и вретище Исаіино, какъ написано: иди и сверзи вретище съ чреслъ своихъ и сандалія твоя иззуй съ ногъ твоихъ (Ис. 20, 2). Не забывай и Крестителево одѣяніе. Посему не пышностію одежды обращай на себя взоры, но въ добрыхъ дѣлахъ да просвѣтится свѣтъ твой предъ всѣми, чтобъ прославился Господь.

91. Разсуждая о вѣрѣ, смотри, дѣлаются ли тобою дѣла вѣры. А если любишь только говорить и слушать; то тебѣ будетъ сказано написанное: хощеши ли разумѣти, о человѣче суетне, яко вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 20)? Ибо дѣйствительно мертвы всѣ тѣ, которые, по словамъ Апостола, Бога исповѣдаютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дѣло благое неискусни (Тит. 1, 16). Посему имѣй смиренный образъ мыслей, чтобъ, превознесшись въ высоту, не разбиться тебѣ въ страшномъ паденіи. Каждый день умоляй Бога, взывая къ Нему: положи храненіе устомъ моимъ, и дверь огражденія о устнахъ моихъ: не уклони сердце мое въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ съ человѣки, дѣлающими беззаконіе (Псал. 140, 3-4). Ибо языкъ малъ удъ есть, и вельми хвалится (Іак. 3, 5).

92. Отписаніе имуществъ, орудія казни, угрозы смертію поколебали многихъ. Одни чрезъ это получили вѣнцы, а другіе по сребролюбію оказались предателями. Одни изъ тщеславія пренебрегли истиною, а другіе по страсти сластолюбія впали въ беззаконіе. И тѣ только одни побѣдили имущаго державу смерти, сирѣчь діавола (Евр. 2, 14), которые имѣли въ себѣ Господа; потому что побѣда наша — Господь. Посему, преуспѣваешь ли въ добрыхъ дѣлахъ, не высокомудрствуй; осуждаешь ли себя во многомъ, не отчаявайся въ своемъ спасеніи. Ибо блаженъ тотъ, кто не только хорошо началъ, но и окончилъ неукоризненно. Потому не предадимся праздности въ продолженіе цѣлаго дня, но начнемъ хорошо работать, хотя и во единонадесятый часъ, чтобъ и намъ сподобиться принять пѣнязь изъ руки Господней (Матѳ. 20, 6. 9).

93. Если имѣешь при себѣ ученика, и онъ по нерадѣнію своей невнимательности выйдетъ изъ-подъ ига благочестія: то не дивись сему, и не давай унынію долго тревожить умъ твой, чтобъ и себя не сокрушать, и его не оставить безъ пользы, но приведи себѣ на мысль служителя Пророка Елиссея. Если же впалъ онъ въ великій порокъ; то разсуди, что и Апостолъ сдѣлался предателемъ. Да и кто будетъ столько неблагонамѣренъ и злочестивъ, чтобъ причину его паденія приписать учителю, а не худому произволенію ученика? Богъ сотворилъ человѣка свободнымъ, почему и предназначены ему почести и наказанія, именно же, хорошо подвизавшимся почести и вѣнцы, а преступникамъ и небрежнымъ — наказанія и мученія. Ибо есть грѣхъ къ смерти (1 Іоан. 5, 16); смерть же готовитъ себѣ тотъ, кто коснѣетъ въ порокѣ, и отъ запрещенныхъ дѣлъ не переходитъ къ лучшей жизни.

94. Когда замѣтишь въ себѣ, что скучно для тебя чтеніе Божественныхъ Писаній, и не охотно слушаешь духовныя наставленія; тогда знай, что душа твоя впала въ тяжкую болѣзнь. Ибо это — начало зломудрія, которымъ болѣвшіе пожали плодъ смерти.

95. Занимающійся кузнечнымъ искусствомъ не бѣгаютъ ни отъ пепла, ни отъ стука молота, ни отъ клокотанія огня, но, взявъ кусокъ желѣза, при старательности и терпѣніи выдѣлываютъ изъ него благопотребные сосуды. Посему и мы не будемъ терять бодрости, при взаимномъ обѣщаніи другъ друга, чтобъ и намъ, изъ недостойнаго выработать честное, удостоиться онаго наименованія и преестественной славы. Ибо написано: аще изведеши честное изъ недостойнаго, яко уста Моя будеши (Іер. 15, 19), и блаженъ, иже имѣетъ племя въ Сіонѣ и южики во Іерусалимѣ (Ис. 31, 9).

96. Божественными водами орошай душу свою, чтобъ и процвѣла, и принесла она плодъ въ правдѣ. А намъ также надобно стремиться къ душевной пользѣ, какъ животныя, живущіе на сушѣ, бѣгутъ на зелень пажитей. Когда душа здорова; тогда и тѣло имѣетъ крѣпость для благихъ трудовъ. А если душа потерялася въ скверныхъ помыслахъ; то и тѣло по необходимости растлится порокомъ. Потому блаженъ кто въ этомъ мірѣ хорошо пользуется свойственнымъ жизни: потому что богатымъ отходитъ онъ въ жизнь не старѣющуюся, которую да сподобитъ Богъ улучить всѣмъ намъ, по молитвамъ всѣхъ благоугодившихъ Господу нашему Іисусу Христу! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. II, сл 26.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 322-343. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0