Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

27. Блаженства, пятьдесятъ пять главъ [1].

1. Блаженъ, кто о Господѣ сталъ совершенно свободенъ отъ всего земнаго въ этой суетной жизни и возлюбилъ единаго благаго и милосердаго Бога.

2. Блаженъ, кто сталъ дѣлателемъ добродѣтелей и, какъ плодоносная нива, принесъ высокую груду плодовъ жизни о Господѣ.

3. Блаженъ, кто сталъ прекраснымъ воздѣлывателемъ добродѣтелей, насадилъ духовный виноградъ и, собравъ грозды, наполнилъ точила свои плодами жизни о Господѣ.

4. Блаженъ, кто подобнымъ себѣ рабамъ доставилъ духовное веселіе плодомъ добродѣтелей, которыя насадилъ онъ трудами своими, чтобъ принесли онѣ плодъ жизни о Господѣ.

5. Блаженъ, кто, стоя у Божіей службы и на молитвѣ, какъ Ангелъ небесный, всякій часъ имѣетъ чистые помыслы и не даетъ доступа къ себѣ лукавому, чтобъ взялъ онъ въ плѣнъ душу его, и отвелъ отъ Бога Спасителя.

6. Блаженъ, кто съ вѣдѣніемъ пожелалъ плакать, и съ сокрушеніемъ источаетъ на землю слезы, какъ драгоцѣнныя жемчужины, предъ Господомъ.

7. Блаженъ, кто любитъ святыню, какъ свѣтъ, и не осквернилъ предъ Господомъ тѣла своего темными дѣлами лукаваго.

8. Блаженъ, кто блюдетъ тѣло свое въ святыню Спасителю, и не постыдилъ души своей дѣлами чуждыми, но пребылъ благоугоднымъ Господу.

9. Блаженъ, кто возненавидѣлъ дѣла гнусныя и постыдныя и принесъ себя самого въ жертву живую и благоугодную Господу.

10. Блаженъ, кто всегда имѣетъ въ себѣ памятованіе о Богѣ; потому что на землѣ будетъ онъ всецѣло, какъ Ангелъ небесный, священнодѣйствовать Господу со страхомъ и любовію.

11. Блаженъ, кто любитъ покаяніе, спасающее грѣшныхъ, и не согласился поступать худо, ставъ неблагодарнымъ предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ.

12. Блаженъ, кто, пребывая въ келліи, какъ мужественный воинъ, охраняетъ сокровище царства, то есть, тѣло свое и душу свою хранитъ неукоризненными о Господѣ.

13. Блаженъ, кто, пребывая въ келліи какъ Ангелъ на небѣ, имѣетъ чистые помыслы, и устами пѣснословитъ Имѣющаго власть надъ всякимъ дыханіемъ.

14. Блаженъ, кто сталъ подобенъ Серафиму и Херувиму, и никогда не былъ лѣнивъ для духовнаго священнослуженія, неумолчно славословя Господа.

15. Блаженъ, кто всегда исполненъ духовной радости и нелѣностно несетъ благое иго Господне; потому что будетъ онъ увѣнчанъ во славѣ.

16. Блаженъ, кто очистилъ себя отъ всякой грѣховной скверны, чтобы съ дерзновеніемъ принять ему въ домъ свой Царя славы, Господа нашего Іисуса Христа.

17. Блаженъ, кто со страхомъ, трепетомъ и благоговѣніемъ пристулаетъ къ пречистымъ Тайнамъ Спасителя, сознавая, что пріемлетъ въ себя неразрушимую жизнь.

18. Блаженъ, кто ежечасно помышляетъ о смерти, и привелъ въ себѣ въ бездѣйствіе постыдныя страсти, гнѣздящіяся въ сердцахъ у нерадивыхъ; потому что таковый будетъ утѣшенъ въ часъ кончины своей.

19. Блаженъ, кто непрестанно помнитъ о страхѣ гееннскомъ; и спѣшитъ со слезами и воздыханіями искренно покаяться Господу; потому что избавится онъ отъ великой скорби.

20. Блаженъ, кто всегда добровольно смиряетъ себя самаго: потому что будетъ онъ увѣнчанъ добровольно Смирившимъ Себя за насъ.

21. Блаженъ, кто со всякимъ благоговѣніемъ пребываетъ въ своей келліи, какъ Марія у ногъ Господнихъ, и какъ Марѳа спѣшитъ къ принятію Господа и Спасителя.

22. Блаженъ, кто разжигаемый страхомъ Божіимъ всегда имѣетъ въ себѣ теплоту Святаго Духа, и попалилъ тернія и волчцы лукавыхъ помысловъ.

23. Блаженъ, кто не осквернилъ рукъ своихъ дѣлами чуждыми, и не сталъ богомерзкимъ; ибо объ этомъ будетъ судъ предъ Господомъ въ страшный день.

24. Блаженъ, кто ежедневно воздѣлываетъ въ себѣ прекрасныя и добрыя мысли, и надеждою побѣдилъ лукавую страсть унынія, съ которою борются подвижники Господни.

25. Блаженъ, кто въ дѣлѣ Господнемъ сталъ подобнымъ мужественному воину, возбуждаетъ лѣнивыхъ и ободряетъ малодушныхъ на пути Господнемъ.

26. Блаженъ, кто сталъ многоплоднымъ о Господѣ, и потому имѣетъ хранителями святыхъ Ангеловъ, какъ и плодовитое дерево имѣетъ хранителемъ своего вертоградаря.

27. Блаженъ, кто съ духовнымъ благоразуміемъ любитъ кротость и не даетъ себя въ обманъ лукавому змію, возлагая надежду на благаго и милосердаго Господа.

28. Блаженъ, кто почитаетъ святыхъ, любитъ ближняго и изгналъ изъ души своей зависть, отъ которой Каинъ сталъ братоубійцею.

29. Блаженъ, кто дѣломъ обличилъ мучителя, и не пришелъ въ страхъ отъ пламени сластолюбія; потому что душа его орошена будетъ росою Святаго Духа.

30. Блаженъ, у кого темное діавольское облако не могло омрачить ума и лишить сладостнаго свѣта и веселія праведныхъ.

31. Блаженъ, кто, просвѣтивъ сердечныя очи всегда, какъ въ зеркалѣ, видитъ въ себѣ Господа; таковый получитъ облегченіе отъ страстей и отъ лукавыхъ помысловъ.

32. Блаженъ, кто любитъ прекрасныя добрыя рѣчи, ненавидитъ же слова срамныя и тлетворныя; потому что не попадется онъ въ плѣнъ лукавому.

33. Блаженъ, кто назидаетъ ближняго страхомъ Божіимъ и не обольстилъ души своей ежечасно боясь желѣзнаго жезла Великаго Пастыря.

34. Блаженъ, кто послушенъ ближнему по Богу и терпитъ скорби съ благодареніемъ; ибо таковый будетъ увѣнчанъ, ставъ исповѣдникомъ о Господѣ.

35. Блаженъ, кого не низложила, какъ немужественнаго, страсть унынія; но взялъ онъ совершенное терпѣніе, за которое всѣ святые получили вѣнцы.

36. Блаженъ, кто любитъ воздержаніе по Богу, и за чрево свое не подвергается осужденію, какъ сластолюбецъ и нечистый; ибо таковый возвеличенъ будетъ о Господѣ.

37. Блаженъ, кто не упивался виномъ, какъ распутный, но всегда увеселяется памятованіемъ о Господѣ, Которымъ непрестанно увеселяются всѣ святые.

38. Блаженъ, кто по Богу распоряжается своимъ имѣніемъ, и не осужденъ отъ Бога Спасителя, какъ сребролюбецъ и немилосердый къ ближнему.

39. Блаженъ, кто бодрствуетъ въ молитвахъ, чтеніи и добрыхъ дѣлахъ; онъ просвѣтится и не уснетъ въ смерть.

40. Блаженъ, кто сталъ прекрасною духовною мрежею и многихъ уловилъ благому Владыкѣ; онъ весьма будетъ восхваленъ о Господѣ.

41. Блаженъ, кто сталъ прекраснымъ образцемъ для ближняго, и не уязвилъ совѣсти подобнаго себѣ раба дѣлами недозволенными; онъ будетъ благословляемъ о Господѣ.

42. Блаженъ, кто сталъ великодушнымъ и милосердымъ и не поработилъ себя дикой раздражительности, то есть, злому гнѣву; онъ будетъ возвышенъ о Господѣ.

43. Блаженъ, кто, возвысившись въ любви, сталъ какъ городъ, построенный на верху горы, отъ котораго врагъ, посмотрѣвъ на него, удаляется со страхомъ, убоявшись того, что онъ твердъ о Господѣ.

44. Блаженъ, кто просіялъ вѣрою въ Господа, какъ ясный свѣтильникъ на высокомъ подсвѣщникѣ, и просвѣтилъ души омраченныя, которыя послѣдовали ученію невѣрныхъ и злочестивыхъ.

45. Блаженъ, кто всегда любитъ истину, и устъ своихъ не далъ лжи въ орудіе нечестія, боясь заповѣди о праздномъ словѣ.

46. Блаженъ, кто не осуждаетъ, какъ немудрый, ближняго, но какъ человѣкъ разумный и духовный старается вынуть бревно изъ собственнаго своего глаза.

47. Блаженъ, у кого сердце какъ пальма, процвѣло правотою вѣры, а не подавлено, какъ терніями, ученіемъ невѣрныхъ и нечестивыхъ.

48. Блаженъ, кто воздерживалъ вѣжды, и ни мысленно, ни чувственно не обольщала его кожа плоти, которая вскорѣ будетъ источать изъ себя гной.

49. Блаженъ, кто имѣетъ предъ очами день исшествія, и возненавидѣлъ гордыню, прежде нежели обличена смертію естественная наша немощь согнивающая во гробѣ.

50. Блаженъ, кто помышляетъ о множеетвѣ почивающихъ во гробахъ, и отвергъ всякую зловонную похоть; потому что возстанетъ онъ во славѣ, когда прозвучитъ небесная труба, пробуждающая всѣхъ сыновъ человѣческихъ.

51. Блаженъ, кто духовнымъ разумѣніемъ взираетъ на блистающій славою сонмъ звѣздъ и на красоту небесную, и желаетъ узрѣть Творца всяческихъ.

52. Блаженъ, кто содержитъ въ умѣ и огнь, сошедшій на гору Синайскую, и трубные гласы, и стоящаго посреди со страхомъ и трепетомъ Моисея, и кто не вознерадѣлъ о своемъ спасеніи.

53. Блаженъ, кто имѣетъ надежду не на человѣка, но на Господа, грядущаго паки со славою многою судить вселенную въ правдѣ; потому что будетъ онъ какъ дерево, растущее при водахъ, и не перестанетъ приносить плодъ.

54. Блаженъ, у кого умъ сталъ по благодати какъ облако полное дождя, и напоилъ души смертныхъ къ возращенію плодовъ жизни; потому что благодать будетъ ему въ вѣчную похвалу.

55. Блаженны трезвящіеся всегда по Богу; потому что въ день суда будутъ защищены Богомъ, и, ставъ сынами брачнаго чертога, въ радованіи и веселіи увидятъ Жениха. А я и подобно мнѣ безпечные и сластолюбивые будемъ рыдать и плакать, видя братій своихъ въ несравненной славѣ, а себя въ мукахъ.

Разсуждаю объ этомъ самъ съ собою, возлюбленные, и весь обливаюсь слезами, что, начавъ теченіе, ослабѣлъ я и остановился на срединѣ поприща, представляя изъ себя жалкое зрѣлище смотрящимъ на меня. Какъ не оплакивать мнѣ великую свою лѣность и великое свое нерадѣніе? Одни смирили себя вретищемъ и желѣзомъ; другіе въ затворѣ и постѣ поработали Господу; иные на столпахъ неукоризненно совершили подвигъ; иные въ пустынѣ и одиночествѣ преуспѣли въ добродѣтели; иные въ подчиненіи пріяли вѣнцы: а я жалкій, и подобно мнѣ лѣнивые и славолюбивые, облеклись, правда, въ образъ благочестія, но дѣлами своими совлеклись благочестія. Кто представитъ въ умѣ своемъ страданія святыхъ мучениковъ, не только мужей, но и женъ, и не прійдетъ въ изумленіе? Они смиряютъ себя, подражая своему Владыкѣ; а мы желаемъ почестей и привѣтствій на торжищахъ. Они за благочестіе въ голодѣ, мученіяхъ и узахъ заключаемы были въ темницы; а мы и малаго злостраданія не можемъ перенести добровольно, но всѣми силами гонимся за наслажденіями. Они оскорбляемые, уничижаемые охотно терпѣли даже до смерти; а мы и увѣщеваемые нерадимъ. Они препобѣдили огонь; а мы не переносимъ и жесткаго слова. Они послѣ истязаній выводимы были на показъ народу, и шли туда радуясь; а мы, слыша о подвигахъ, дивимся, но не имѣемъ желанія подражать ихъ подвигамъ. Поэтому много нужно намъ воздыханій и слезъ, чтобъ не быть изринутыми изъ небеснаго Царства, гдѣ великая слава уготована подвизавшимся. Итакъ не будемъ нерадивыми, не будемъ предаваться лѣности во время священнослуженій. Не обидливъ бо Богъ забыти дѣла (Евр. 6, 10) рабовъ Своихъ, которые всецѣло предали себя волѣ Его, отреклись отъ міра ради имени Его, удалились отъ родителей по плоти, ударяютъ въ дверь Его въ третій и шестый и девятый часъ, и вечеромъ и утромъ, лучше же сказать, весь день и всю ночь. И ужели думаешь, что Богъ оставитъ безъ вниманія такое смиреніе ихъ? Да не будетъ сего! Они терпятъ затворничество, занимаются рукодѣліемъ, терпятъ постъ, бдѣніе прираженія лукавыхъ духовъ, преклоняютъ колѣна въ молитвѣ, часто ударяютъ челомъ въ полъ, умоляя Его благость. И оставитъ ли Богъ безъ вниманія такое прошеніе? Да не будетъ сего! Если кто съ усердіемъ приступитъ къ человѣку безстыдному и жестокосердному, то и онъ преклоняется къ состраданію. И Богъ человѣколюбивый, благій, богатый милостію, милующій неблагодарныхъ, оставитъ ли безъ вниманія такую скорбную жизнь и благоговѣніе, воздыханія, слезы, сострадательность, святыню, смиреніе, молчаніе, воздержаніе, терпѣніе, уничиженіе отъ гордыхъ? Никакъ. Посему не будемъ терять вѣры, возлюбленные, не будемъ лѣниться во время священнослуженія, а напротивъ того смѣло станемъ ударять въ двери. Чѣмъ неотступнѣе ударяешь, тѣмъ въ большей мѣрѣ увеличиваешь твою награду. Трезвись ежечасно; потому что въ часъ, въ который не ждешь, пошлетъ Господь за тобою, чтобъ взять тебя въ житницу жизни, въ сонмъ праведныхъ, и чтобъ наконецъ упокоился и не имѣлъ ты попеченій, тамъ, гдѣ нѣтъ ни брани, ни противника. Ибо тамъ истреблены будутъ и воюющій съ нами врагъ, и всѣ поводы къ брани. Поводомъ же къ брани бываетъ вожделѣніе красоты и желаніе обладать оною; а на небесахъ ни женятся, ни посягаютъ, но яко Ангели на небеси суть (Матѳ. 22, 30). Еще поводами къ брани бываютъ богатство, земная слава: но все это тлѣнно, и кончится на землѣ. Почему нѣкто изъ святыхъ учитъ насъ, говоря: не любите міра, ни яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ, нѣсть любве Отчи въ немъ. Похоть плотская, похоть очесъ и гордость житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ міра есть. И міръ преходитъ и похоть его: а творяй волю Божію пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 15. 17). Какъ попавшійся въ наполненное терніями мѣсто, цѣпляясь за нихъ, колется ими, пока не выйдетъ на чистое мѣсто; когда же выйдетъ изъ терній, не побоится уже ихъ; такъ и святые, попавъ въ подобное мѣсто, вмѣсто обуви употребляли прилежаніе и трудолюбіе, почему, и среди терній ходя, не уязвлялись ими: а которые вдались въ нерадѣніе и до конца возненавидѣли трудъ, тѣ пострадали отъ терній. Въ означеніе сего Господь повелѣлъ возвратившемуся сыну съ одеждою и перстнемъ дать и сапоги на ноги, чтобъ смѣло и небоязненно потопталъ онъ главу зміеву. Уподобляютъ же тернистому мѣсту настоящую жизнь, въ которой на подобіе терній произрастаютъ грѣхи, чистому мѣсту — горній Іерусалимъ, градъ Великаго Царя, откуда бѣжали болѣзнь, печаль и воздыханіе. О, если бы всѣмъ намъ достигнуть сего града, по благодати и человѣколѣбію Господа нашего Іисуса Христа! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. ч. I, сл. 28.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 343-351. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0