Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

33. Слово о судѣ и объ умиленіи [1].

Пріидите, всѣ братія, выслушайте совѣтъ отъ меня грѣшнаго и неученаго Ефрема. Ибо постигъ уже насъ, братіи мои, этотъ страшный и грозный день; а мы, возлюбленные, предаемся разсѣянію, не хотя вразумиться въ это краткое время и позаботиться о томъ, чтобъ умилостивить Бога. Вотъ дни, годы и мѣсяцы проходятъ какъ сонъ и какъ вечерняя тѣнь, и скоро настанетъ страшное и великое пришествіе Христово. Ибо дѣйствительно страшенъ этотъ день для грѣшниковъ, для нехотѣвшихъ исполнять волю Божію и спастись.

Потому умоляю васъ, искренніи мои братія, свергнемъ съ себя попеченіе о земномъ. Ибо все преходитъ, все исчезаетъ, ничто не принесетъ намъ пользы въ часъ тотъ, кромѣ добрыхъ дѣлъ, какія здѣсь имѣемъ. Ибо каждый понесетъ свои дѣла и слова къ престолу правосуднаго Судіи. Сердце прійдетъ въ трепетъ, и внутренности измѣнятся, когда будетъ обнаруженіе дѣлъ, строгое изслѣдованіе помысловъ и рѣчей. Великій страхъ, братія, великій трепетъ, друзья! Кто не вострепещетъ, кто не будетъ плакать, кто не прольетъ слезъ, потому что обнаружится тамъ все, что каждый изъ насъ сдѣлалъ въ тайнѣ и во мракѣ? Вразумитесь, братія мои, сказываю вамъ это.

Въ удостовѣреніе любви вашей представлю въ примѣръ плодовитыя дерева, которыя во время свое извнутрь себя вмѣстѣ съ листьями даютъ и плодъ. Не извнѣ откуда-нибудь облекаются дерева своимъ благолѣпіемъ, но извнутрь себя; по повелѣнію Божію, каждое даетъ плодъ по роду своему. Такъ и въ оный страшный день всѣ тѣла человѣческія изведутъ изъ себя все, что сдѣлано добраго и худаго; и каждый къ престолу грознаго Христа принесетъ дѣло, какъ добрый и пріятный плодъ, и слова, какъ листья. Святые принесутъ плодъ прекрасный и доброцвѣтный; мученики принесутъ похвалу терпѣнія въ мученіяхъ и озлобленіяхъ; подвижники принесутъ подвиги, воздержаніе, бдѣніе, молитвы. А люди грѣшные, нечестивые и оскверненные, со стыдомъ, плачемъ и сѣтованіемъ, принесутъ туда плодъ гнусный и гнилой — червя неусыпающаго въ огнѣ неугасимомъ.

Страшно, братія, тамошнее судилищѣ, потому что безъ свидѣтелей обнаруживается все, дѣла и слова, помышленія и желанія, между тѣмъ какъ предстоятъ еще тьмы темъ и тысячи тысячъ Архангеловъ и Ангеловъ, Херувимовъ и Серафимовъ, Праведныхъ и Святыхъ, Пророковъ и Апостоловъ.

Итакъ почему же не радимъ, братія возлюбленные? Приблизилось время, насталъ день, когда страшный Судія во свѣтѣ изслѣдуетъ всѣ тайны наши. Если бы знали мы, братія, чтó насъ ожидаетъ; то непрестанно плакали бы день и ночь, умоляя Бога, чтобъ избавилъ насъ отъ этого стыда и вѣчной тмы. Ибо заграждаются уста грѣшника предъ судилищемъ, трепещетъ вся тварь, трепещутъ и самые чины святыхъ Ангеловъ отъ этой славы Его пришествія. Что скажемъ Ему въ день суда, если это время проводимъ въ нерадѣніи, братія? Ибо долготерпѣливъ Онъ, и всѣхъ насъ влечетъ въ Царство Свое. Но потребуетъ у насъ отчета за нерадѣніе въ это краткое время; и Онъ скажетъ намъ: «для васъ Я воплотился, для васъ видимо ходилъ на землѣ, за васъ былъ битъ, за васъ заушенъ, за васъ распятъ вознесенный на древѣ, за васъ земнородныхъ напоенъ оцетомъ, чтобъ васъ сдѣлать святыми, небесными. Царство Мое даровалъ Я вамъ, всѣхъ васъ наименовалъ своими братьями, принесъ въ даръ Отцу, препослалъ вамъ Духа. Что могъ бы Я сдѣлать еще болѣе всего этого и не сдѣлалъ того, чтобъ спасти васъ? Не хочу только дѣлать принужденія произволенію, чтобъ спасеніе не обратилось для васъ въ необходимость. Скажите, грѣшники и смертные по естеству, что претерпѣли вы ради Меня Владыки, за насъ пострадавшаго»? Итакъ, вотъ уготованы царство и жизнь, упокоеніе и радость, а также и вѣчное мученіе во тмѣ кромѣшней. Пойдемъ, куда хочешь; на все дана свобода.

Пріидите вкупѣ, всѣ поклонимся Ему и восплачемъ предъ создавшимъ насъ Господомъ, говоря: «Все это, Владыка, Ты, какъ Богъ претерпѣлъ за насъ, а мы грѣшные, безпамятные забыли Твое великое милосердіе. Что же родъ грѣшныхъ воздастъ Тебѣ непостижимому, благому и милосердому Богу? Ты, всю вселенную просвѣтившій благодатію, Ты просвѣтившій очи слѣпорожденнаго, просвѣти и очи сердца нашего, чтобъ возлюбить намъ Тебя, Владыка, и съ любовію исполнять всегда волю Твою!»

Вотъ чаша страшной Твоей крови, исполненная свѣта и жизни! Даруй намъ разумѣніе и просвѣщеніе, чтобы съ любовію и святынею вѣры приступали мы къ ней, и была она намъ во оставленіе грѣховъ, а не въ осужденіе. Ибо кто съ недостойною душею приступаетъ къ Божественнымъ Тайнамъ, тотъ самъ себя осуждаетъ, не очистивъ себя къ принятію Царя въ брачный чертогъ свой. Душа наша — святая невѣста безсмертнаго Жениха. Совершается же бракъ, когда Божественныя Тайны бываютъ вкушаемы и испиваемы святою душею. Посему будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ брачный чертогъ соблюдать тебѣ неоскверненнымъ, и возжелай принять небеснаго Жениха, Христа Царя, чтобъ, въ день пришествія Своего, у тебя сотворилъ Онъ обитель съ Отцемъ Своимъ; старайся заслужить себѣ похвалу предъ святыми Архангелами, и съ великою славою и радостію войдти въ рай. Ибо отъ тебя, братъ, чего требуетъ Богъ, кромѣ твоего спасенія? Если же нерадишь ты, не желая спастись, не ходишь прямыми путями Божіими, и не хочешь исполнять заповѣдей Его; то самъ себя убиваешь, самъ себя извергаешь изъ небеснаго чертога. Святый Богъ, единый безгрѣшный, Единороднаго Своего не пощадилъ ради тебя; а ты, несчастный, не милуешь самого себя. Итакъ отрезвись немного отъ сна твоего, ничтожный! Открой уста свои, призови Его. Молись часто, проливай слезы непрестанно, бѣгай разслабленія, возлюби кротость, возжелай воздержанія, упражняйся въ безмолвіи, поучайся въ псалмопѣніи. Возлюби Бога всею своею душею, какъ Онъ тебя возлюбилъ; содѣлайся храмомъ Божіимъ; и вселится въ тебя всевышній Богъ, потому что душа, которая имѣетъ въ себѣ Бога, дѣлается святымъ и чистымъ храмомъ Божіимъ. Ибо когда Господь вселится въ душѣ, ликовствуютъ о ней Ангелы небесные и стараются оказать ей предпочтеніе; потому что она дѣлается храмомъ своего Владыки.

Блаженъ тотъ человѣкъ, который возлюбилъ Тебя отъ всей души, а возненавидѣлъ міръ и все, что въ немъ, чтобъ имѣть Тебя одного, всесвятаго Владыку, прекрасную жемчужину, сокровище жизни. Если кто такъ искренно любитъ Бога; то мысль его никогда не бываетъ на землѣ, но постоянно она горѣ, гдѣ то, что возлюбилъ онъ и чѣмъ жаждетъ обладать. Тамъ ощущаетъ онъ сладость, тамъ просвѣщается, тамъ насыщается всегда сладостію и любовію Божіею. О сладости же любви Божей кто въ состояніи будетъ сказать достойнымъ образомъ? Апостолъ Павелъ, вкусившій ея, и насытившійся ею, самъ вопіетъ и говоритъ: ни высота горѣ, ни глубина долу, ни животъ, ни смерть, ни Ангелы, ни начала и власти, ни ина тварь кая, ни все въ совокупности, не могутъ разлучити отъ любве Божія душу, вкусившую ея сладости (Рим. 8, 38-39). Любовь Божія есть безсмертный огнь, который подъемлется съ земли и ненавидитъ земное. И святые мученики, вкусившіе ея и насытившіеся ею, научаютъ насъ, что любовь Божія — нѣжныя узы; но что разсѣчь ея не можетъ и мечъ обоюдуострый. Мучители разсѣкали члены у святыхъ, но не могли разсѣчь любви ихъ. О какія нѣжныя узы любви Божіей! И мечъ не разсѣкъ, и огонь не угасилъ, и пучина, и другія узы, и казни не потопили ея. Кто же поэтому не удивится, или кто не возжелаетъ такой любви? Ибо сію любовь даровалъ Богъ Церкви Своей, чтобъ всегда украшалась тою же любовію. Она дѣлается залогомъ Божіимъ въ душѣ; она — столпъ и утвержденіе въ святой душѣ. Та же опять любовь низвела къ намъ Единороднаго Сына. Тою же любовію отверзтъ рай; тою же любовію связанъ крѣпкій; по той же любви душа стала невѣстою безсмертнаго Жениха, чтобы, какъ въ зеркалѣ, отражать въ себѣ Его благолѣпіе. По этой любви пострадалъ безстрастный и чистый Женихъ. А если душа внѣ любви; то не благоволитъ о ней небесный Владыка. Принуждать же ея произволеніе никогда не хочетъ Богъ; и потому однажды навсегда предоставилъ ея свободѣ вести всегда жизнь, какъ сама хочетъ. Посему кто будетъ въ состояніи, у кого достанетъ силъ прославлять и пѣснословить Бога Спасителя за то дарованіе, какое пріяли всѣ мы отъ благодати Его? Слава и поклоненіе Его благоволенію!

Выслушайте, братія, прекрасный совѣтъ отъ моей низости. Постараемся всегда, пока есть у насъ время, жить чисто и достойно Бога, чтобъ въ насъ вселялся Духъ Святый и умножалась въ насъ любовь Божія къ всегдашнему исполненію воли Божіей. Не будемъ, братія, имѣть иной заботы, кромѣ сей одной, — какъ душѣ нашей обрѣстись во свѣтѣ. Не будемъ связывать ее чѣмъ-либо изъ земныхъ вещей и имуществъ; украсимъ же ее постомъ, молитвами, бдѣніями и слезами, чтобъ душа обрѣла нѣсколько дерзновенія предъ престоломъ страшнаго Судіи, когда всякая душа предстанетъ со страхомъ; когда будетъ тамъ отлученіе избранныхъ отъ грѣшныхъ, когда овцы станутъ одесную, а козлища ошуюю.

Удостовѣрьтесь, братія, что близко пришествіе Господа, чтобъ воздать каждому по дѣламъ его, упокоить святыхъ и избранныхъ Его въ вѣчномъ свѣтѣ и наказать преогорчившихъ Его грѣшниковъ. Блаженъ человѣкъ, который обрѣтетъ дерзновеніе въ оный часъ и услышитъ гласъ: «пріидите благословенные Отца Моего, всѣ избранные наслѣдуйте Царство Мое». Тогда каждый, увидя себя во свѣтѣ, станетъ разсматривать себя и размышлять, говоря «Ужели это я? и какимъ образомъ явился здѣсь я недостойный»? Приступятъ Ангелы съ великою радостію славить святыхъ и повѣдаютъ имъ ихъ житіе подвиги, воздержаніе, бдѣнія и молитвы, произвольную нищету, совершенную нестяжательность, терпѣніе въ жаждѣ, твердость въ алчбѣ, постоянное пребываніе въ молитвахъ, радость о наготѣ ради совершенной о Христѣ любви, — о всемъ этомъ съ великою радостію скажутъ праведникамъ. А праведники скажутъ имъ въ отвѣтъ: «ни во одинъ день на землѣ вовсе не оказывалось у насъ ни одного добраго дѣла». Но Ангелы снова напомнятъ имъ мѣсто и время; дивясь сами въ себѣ, прославятъ Бога, видя, что тѣла святыхъ на небѣ сіяютъ паче свѣта, потому что терпѣли на землѣ произвольныя скорби. Ибо нашли сокровище, сокрытое на селѣ, и продавъ все, что было у нихъ на землѣ, пріобрѣли оное, и терпѣніемъ укрыли у себя прекрасную жемчужину и нескверную одежду. Не великъ трудъ подвига, братія, но велико отдохновеніе. Не продолжителенъ подвигъ воздержанія, но упокоеніе за оный въ раю сладости продолжится въ вѣкъ вѣка.

Если кто сознаетъ въ себѣ, что согрѣшилъ онъ предъ Богомъ, ослабѣвъ въ своемъ преднамѣреніи, и согрѣшилъ произвольно; то, пока есть время, пусть съ усердіемъ проливаетъ слезы и непрестанно плачетъ, чтобы слезами привлечь благодать въ сердце свое. Пусть пріобрѣтетъ себѣ умиленіе и омоетъ тѣло свое слезами и воздыханіями. Велика сила слезъ, братія; много могутъ слезы по Богу, когда молящійся Богу, какъ въ зеркалѣ, отражаетъ Его въ сердцѣ своемъ.

Хочу, возлюбленные, изобразитъ вамъ силу слезъ. Анна молитвою пріобрѣла Пророка Самуила, восторженіе и похваленіе въ сердцѣ своемъ. Жена грѣшная въ дому Симона, плача и омывая слезами святыя ноги Господа, получила отъ Него отпущеніе грѣховъ. Умиленіе, братія, есть уврачеваніе души; оно пріобрѣтаетъ намъ отпущеніе грѣховъ; умиленіе, братія, вселяетъ въ насъ единороднаго Сына, когда вожделѣваемъ Его. Умиленіе, братія, привлекаетъ на душу Духа Святаго. Удостовѣрьтесь, братія, что на землѣ нѣтъ радости сладостнѣе той, какая бываетъ отъ умиленія. Извѣдали ли опытно вы, братія, силу слезъ? Озарился ли кто изъ васъ этою радостію слезъ по Богу? Если кто изъ васъ, испытавъ это и усладившись этимъ, во время усердной молитвы возносился надъ землею; то въ этотъ часъ бывалъ онъ весь внѣ тѣла своего, внѣ цѣлаго этого вѣка, и уже не на землѣ. Таковый съ Богомъ бесѣдуетъ, во Христѣ просвѣщается. Великое чудо, братія, — человѣкъ перстный съ Богомъ бесѣдуетъ въ молитвѣ своей! Святыя и чистыя слезы по Богу всегда омываютъ душу отъ грѣховъ, очищаютъ ее отъ беззаконій. Слезы по Богу во всякое время даютъ дерзновеніе предъ Богомъ. Нечистые помыслы никакъ не могутъ приблизиться къ душѣ, которая имѣетъ всегдашнее умиленіе по Богу. — Поэтому, что выше сладости онаго? Что равносильно сему блаженству, когда душа, молящаяся Богу, Его Самого отражаетъ въ себѣ, какъ въ зеркалѣ? Когда душа, братія, вожделѣваетъ Бога, тогда въ молитвѣ своей непрестанно созерцаетъ Его, и о Немъ помышляетъ ночь и день. Умиленіе есть нерасхищаемое сокровище; душа, имѣющая умиленіе, ликовствуетъ неизглаголанною радостію; умиленіе же разумѣю продолжающееся не одинъ день, но до конца жизни, ночь и день. Умиленіе есть чистый источникъ, орошающій плодоносныя насажденія души. Подъ плодоносными же насажденіями разумѣю добродѣтели и заслуги, орошаемыя всегда слезами и молитвами. Непрестанно насаждай въ душѣ своей сіи плодоносныя и цвѣтущія растенія и еще орошай ихъ въ молитвѣ слезами. — Насажденія, орошаемыя слезами и молитвами, приносятъ доброцвѣтный плодъ. Полезными для души и избранными будутъ прекрасныя насажденія твои, братъ. Кто молится со слезами, чтобъ возрастало орошаемое ими, тотъ съ каждымъ днемъ приноситъ новые плоды. Не будь подражателемъ человѣку разслабленному и грѣшному, который ежедневно говоритъ, и никогда не дѣлаетъ, лѣнивъ въ предначинаніяхъ, не имѣетъ чистой молитвы и умиленія, знаетъ о себѣ, что всегда онъ грѣшенъ, и непрестанно боится наказанія, не имѣетъ вовсе никакого извиненія въ грѣхахъ своего разслабленія.

Посему умоляю васъ, преподобные братія мои, боящіеся Бога и дѣлающіе всегда угодное Ему, ходатайствуйте предъ Нимъ о мнѣ жалкомъ, да снидетъ на меня благодать Его по молитвамъ вашимъ, и да спасется душа моя въ тотъ страшный и великій часъ, когда пріидетъ Христосъ воздать каждому по дѣламъ его.

Слава единому, безсмертному, святому, пречистому и страшному, благому и милосердому Богу, Который благодатію Своею подвигъ языкъ нашъ къ сладкопѣнію словесъ суда, любви и умиленія, къ назиданію души, къ просвѣщенію сердца и къ пользѣ ума, чтобы всякая душа, повторяя сіе сладкопѣніе, и усладившись имъ, привлечена была къ жизни вѣчной! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. ч. I. сл. 84.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 59-67.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0