Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

34. О правой жизни, девяносто главъ [1].

1. Желаешь ли правой жизни? Упражняйся въ смиренномудріи; потому что безъ него правая жизнь невозможна.

2. Путешественникъ, въ началѣ потерявъ дорогу, блуждаетъ по чужой сторонѣ: такъ и уклонившійся съ пути смиренныхъ не поставитъ кущи своей въ селеніяхъ праведныхъ.

3. Всѣ дѣла свои дѣлай въ смиренномудріи, во имя Спасителя нашего Іисуса Христа, и чрезъ это плодъ твой вознесенъ будетъ до неба. А гордыня подобна весьма высокому согнившему дереву, у котораго ломки всѣ сучья; и если кто взойдетъ на него, тотчасъ обрушится съ высоты.

4. Начало отступленія въ человѣкѣ — удаленіе его отъ смиренномудрія; оставленнаго же Богомъ, какъ Саула, давитъ лукавый духъ (1 Цар. 16, 14).

5. А тяжкимъ давленіемъ почитай грѣховныя узы и невозвратное погруженіе въ волнахъ грѣха до самой смерти.

6. Если разсмотришь внимательно; то найдешь, что сѣти у врага помазаны медомъ и сладостями, и желающій вкусить меда попадется въ сѣть.

7. Не вожделѣвай такого меда, и не будешь уловленъ сѣтію; сладость его любителей своихъ наполняетъ впослѣдствіи желчью и горечью.

8. Возлюби смиренномудріе, и никогда не впадешь въ діавольскую сѣть; потому что, воспаряя на быстрыхъ крыльяхъ, всегда будешь гораздо выше вражіихъ сѣтей.

9. Если увидишь человѣка высокомѣрнаго, привлекательной наружности, въ красивой одеждѣ, окруженнаго толпою рабовъ; не завидуй и не смущайся, но воздержись мыслію, и чрезъ нѣсколько времени увидишь его угасшимъ; потому что процвѣли и просіяли тѣ одни, которые жили по Божіей волѣ.

10. Содѣлавшіеся рачительными и благоугодными Господу не обращаютъ вниманія на привлекательное въ жизни, хорошо зная, что все это, какъ цвѣтъ на травѣ, скоро увянетъ. А мы, нерадивые, какъ скоро увидимъ полноту въ тѣлѣ, румянецъ на лицѣ, почитаемъ блаженнымъ такого человѣка, хотя живетъ онъ въ крайнемъ нечестіи. Въ даль отъ себя бросили мы труженическую жизнь, не зная, какое достоинство въ жизни подвижниковъ; потому что цѣломудріе мы ненавидимъ и святыней гнушаемся.

11. Не будемъ, братія, обращать вниманіе на дѣтскія игрушки, но изберемъ навсегда совершенную жизнь, чтобъ не лишиться намъ радости подвижниковъ, и чтобъ не предали насъ вѣчному мученію.

12. Блаженъ, утучненный благими надеждами и озаренный благими помышленіями; слава его велика и нескончаема.

13. Будемъ стремиться къ безмолвію, чтобъ, видя свои прегрѣшенія, постоянно намъ смиряться и не воспитывать въ себѣ подобнаго ядовитымъ животнымъ помысла самомнѣнія, или лукавства.

14. Возлюбимъ безмолвіе, чтобы имѣть чистое сердце, и чтобы ввѣренный намъ храмъ соблюлся неоскверненнымъ отъ грѣховнаго растлѣнія.

15. Прекрасна молитва съ воздыханіями и слезами, особливо если слезы проливаемъ безмолвно. Вопіять во услышаніе — знакъ человѣкоугодія; а кто молится съ вѣдѣніемъ и съ вѣрою, тотъ зритъ предъ собою Господа, такъ какъ о Немъ живемъ и движемся есмы (Дѣян. 17, 28).

16. Если окаменѣло сердце твое; плачь предъ Господомъ, чтобъ источилъ Онъ на тебя озареніе вѣдѣнія, и не насмѣхайся надъ тѣми, которые съ горячностію сердца вопіютъ на небо.

17. Кто насмѣхается надъ тружениками, тотъ отдаетъ себя въ рабы злокозненному, исполняя его гнусныя хотѣнія. Такой человѣкъ не найдетъ себѣ радости, уготованной рабамъ Господнимъ.

18. А ты, подвижникъ, всегда исполняй дѣла свои съ вѣдѣніемъ, да не дадимъ вину ищущимъ вины (2 Кор. 11, 12).

19. Горе немилостивому! горе обманщику! горе сластолюбцу! Ихъ срѣтитъ горькій адъ. Изъ чревоугодія отдаютъ себя они въ рабы, и, чтобъ въ этой суетной жизни получить начальство и чины, уничижаютъ Бога. Но внезапно пришла смерть, изсушила гортань, которою часто принимали дорогія яства, отняла начальство, изъ-за котораго уничижали они Создавшаго ихъ: а наконецъ тѣла несчастныхъ, какъ нечистота, брошены на землю, души же ихъ отводятся въ мѣсто свое.

20. Видя пріятности жизни, остерегайся, чтобъ не увлекли тебя. Ибо въ нихъ сокрыта сѣть смертная. Такъ и рыболовъ не пустую закидываетъ уду.

21. Врагъ, какъ приманку на удѣ, употребляетъ въ дѣло пожеланія, чтобъ ему, нечистому, всякую душу привести въ зависимость отъ себя.

22. Душа, которая прежде всѣхъ уловлена въ волю врага, и для другихъ душъ дѣлается сѣтію, услаждая еще не извѣдавшихъ горечи змія. Такъ пойманный рябчикъ дѣлается приманкою для не попадшихся еще въ тенета. Ибо ловецъ, посадивъ его, разлагаетъ вокругъ тенета, и ими уловляетъ летающихъ на свободѣ.

23. Упражняйся въ добродѣтели, не приходя въ уныніе отъ трудовъ; потому что безъ трудовъ не познается добродѣтель.

24. Во время трудовъ возводи душевное око горѣ; и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться отъ трудовъ.

25. Неутомимо предайся труду, чтобы избѣжать тебѣ утомительности суетныхъ трудовъ; потому что труды праведныхъ произращаютъ плодъ жизни, а труды грѣшниковъ исполнены гибели.

26. Для Бога терпи скорби настоящей жизни, и не напрасно будешь водиться упованіемъ святыхъ; а иго врага приноситъ съ собою печаль, отъ которой родится смерть.

27. Трудящіеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся съ вѣдѣніемъ, чтобъ близъ себя не имѣть обличенія. Но паденіе ихъ въ подвижникахъ благочестія показываетъ людей достойныхъ вѣнца.

28. Упражняйся въ смиренномудріи, чтобъ не утратить плода добрыхъ дѣлъ. А если отринешь оное, то и самъ будешь причтенъ къ трудящимся всуе.

29. Хочешь ты стать руководителемъ души? Отвсюду приведи себя въ безопасность, какъ человѣкъ благоразумный, чтобъ не погрязнуть тебѣ въ сластолюбивыхъ помыслахъ и не потерпѣть крушенія въ пристани.

30. Если хочешь, чтобъ пристань была безопасна, огради ее твердыми оплотами, которые бы невдругъ поколебались отъ бури страстей; иначе пристань обратится въ мѣсто крушенія.

31. Не навязывай якоря къ якорю, пока остается въ тебѣ что-либо легкое, чтобъ не могли увлечь тебя страсти. Кто хочетъ вытащить упадшаго въ яму, тотъ долженъ взяться за дѣло съ мужественнымъ духомъ, чтобъ якорь, опущенный къ упадшему, и самого не увлекъ въ ту же пропасть. Ибо слова страстныя, какъ скоро найдутъ себѣ мѣсто, какъ крючьями, влекутъ душу внизъ.

32. Всегда избѣгай вредныхъ сходбищъ, и душа твоя будетъ наслаждаться тишиною.

33. Посмѣшищемъ бываетъ тотъ монахъ, который не съ духовнымъ благоразуміемъ исправляетъ всѣ дѣла свои. Ибо разумъ требуетъ, чтобы всѣ мы были чисты и мудры.

34. Если еще не сильно распаленъ ты Духомъ Святымъ: то не желай выслушивать чужіе помыслы. Ибо найдешь въ нихъ двойную противъ себя брань, во-первыхъ, отъ того, что душа развращается воспоминаніемъ слышаннаго, а во-вторыхъ, отъ того, что встрѣтишь противленіе ввѣрившемся, если мужественная душа не низложитъ страстей крестоносною силою. Такой человѣкъ, когда по нерадѣнію, снова впадетъ въ тѣ же страсти, какъ на врага смотритъ на избраннаго имъ въ наставники; а послѣдній, если будетъ благоразуменъ, дастъ замѣтить ввѣрившемуся, что все имъ забыто.

35. Если у кого въ домѣ есть голубь, и онъ, нашедши открытое окно, улетитъ изъ дому; то не палкой, или камнемъ, загоняетъ его назадъ, но насыпавъ сѣмянъ, такимъ благоразумнымъ средствомъ хочетъ приманить его. Гораздо болѣе благоразумія и опытности нужно тому, кто вознамѣрился очистить скверну помысловъ!

36. Если пользуешься чтеніемъ; то ищи неразительнаго только и витіеватаго, и не на этомъ останавливай свое вниманіе; иначе бѣсъ самоугодія поразитъ сердце твое. Но, какъ мудрая пчела собираетъ съ цвѣтовъ медъ, такъ и ты чрезъ чтеніе пріобрѣтай врачевства для души.

37. Какъ человѣкъ тщеславный, будучи скуденъ достояніемъ, если и пріиметъ на себя имя царя, не будетъ еще царемъ: такъ не подвижникъ еще монахъ, который тайно ѣстъ, а за братской трапезой лицемѣрно выдаетъ себя постнымъ и воздержнымъ. Онъ готовитъ паутинную ткань и идетъ не правымъ путемъ святыхъ, но путемъ человѣкоугодниковъ.

38. Если отрекся ты отъ міра; то позаботься о дѣлѣ своемъ, чтобъ добыть тебѣ искомую жемчужину. Ибо иные, отрекшись отъ міра, удалились отъ мірской жизни, и одни оставили военную службу, другіе расточили свое богатство, но напослѣдокъ, водимые собственною волею, пали; такъ какъ всего бѣдственнѣе управляться собственною волею, а не жить по изволенію Божію. Они сдѣлали видъ, что главными вратами удаляются отъ всего житейскаго, но опять воротились къ житейскому потаенною дверью.

39. Такъ сыны Израилевы, по исшествіи изъ пещи желѣзны (Втор. 4, 20), по переходѣ чрезъ Чермное море, насладившись такими великими дарами, поелику водились собственною своею волею, потерпѣли крушеніе на сушѣ; и изъ великаго множества перечисленныхъ спаслись только двое, которые не преогорчили слова Господня, и свято соблюли волю Всевышняго.

40. Отрекшіеся отъ міра не имѣютъ ничего общаго съ міромъ. Они, если и во главѣ поставлены, ведутъ себя, какъ не начальствующіе; а если и низложены, не измѣняются въ мысляхъ. Отвлекаемые же отъ благочестиваго помысла склонны къ удовольствіямъ міра, и подвизаются уже не ради добродѣтели, но свергнувъ съ себя иго ея, ревностно созидаютъ, что прежде сами прекрасно разрушили. Такъ самая честная дѣва, не выходящая изъ терема, если растлитъ свои чувства, потерявъ стыдъ, не краснѣя пускается на дѣла непозволенныя, ни Бога не боясь, ни людей не срамясь. Но не избѣгнетъ за сіе Божіихъ рукъ. Ибо когождо дѣло день явитъ: зане огнемъ искусится (1 Кор. 3, 13).

41. Блаженъ, кто дѣлами проповѣдуетъ добродѣтель. А если говоришь свойственное добродѣтели, дѣлаешь же противное ей, то сіе не спасетъ; а равно не получитъ побѣдной награды, кто разсуждаетъ о цѣломудріи, поступаетъ же дурно.

42. Не смущайся мыслію, когда видишь, что сластолюбцы небоязненно выполняютъ угодное имъ. Цвѣтъ ихъ исполненъ зловонія; но цвѣтъ любителей добродѣтелей озаренъ свѣтомъ и исполненъ благовонія. Посему держись добродѣтели, чтобы дивились тебѣ и преданные изнѣженнымъ и распутнымъ забавамъ. Ибо если и не хотятъ дѣлать сего явно, то сами въ себѣ ублажаютъ подвижниковъ добродѣтели.

43. Когда видишь людей, отличающихся рачительностію къ нечистой любви; не дивись имъ, и да не обольщаетъ тебя доброцвѣтная кожа, которая вскорѣ превратистя въ прахъ; но вздохнувъ въ себѣ, воспой, говоря: Помяни, Господи, яко персть есмы. Человѣкъ яко трава, дніе его, яко цвѣтъ сельный, тако оцвѣтетъ: яко духъ пройде въ немъ, и не будетъ, и не познаетъ ктому мѣста своего. Милость же Господня отъ вѣка и до вѣка на боящихся Его (Псал. 102, 14-17). И въ такомъ случаѣ, по благодати Божіей, не будешь плѣнникомъ лукаваго.

44. Усердно молись Господу, чтобъ даровалъ тебѣ духъ совершеннаго цѣломудрія. Чтобъ и въ ночныхъ мечтаніяхъ убѣгать тебѣ козней лукаваго, какъ бѣжитъ иный, видя, что за нимъ гонится звѣрь, или какъ преслѣдуемый человѣкомъ съ горящимъ пламенникомъ переходитъ изъ дома въ домъ, чтобъ не опалилъ его огонь.

45. Какъ нельзя не трудясь купить себѣ за деньги грамотность или искусство; такъ невозможно сдѣлаться монахомъ безъ рачительности и усерднаго терпѣнія.

46. Какъ голова предпочтительнѣе для тебя всѣхъ членовъ тѣла твоего, и если занесены на тебя камень, или палка, или мечъ, то подставляешь прочіе члены тѣла, только бы отвести ударъ отъ головы, зная, что безъ головы невозможно и жить въ этой жизни. Такъ пусть будетъ для тебя всего предпочтительнѣе вѣра въ Святую и единосущную Троицу: потому что безъ сей вѣры невозможно никому жить истинною жизнію.

47. Всѣмъ сердцемъ своимъ уповай на Господа, и удобно избѣжишь злодѣйскихъ козней. Ибо Господь не оставитъ безъ призрѣнія работающихъ Ему.

48. Египтянка желала обольстить боголюбиваго Іосифа, и насильственно влекла его къ исполненію развратнаго намѣренія; но юный оросилъ душу свою памятованіемъ о Вседержителѣ, чтобъ не воспламенилась она беззаконнымъ огнемъ, и оградилъ чувства, чтобъ не дать мѣста чуждымъ помысламъ и не сдѣлаться плѣнникомъ безстыдной женщины. Ибо всегда взиралъ на нее, какъ на сѣть смертную, и претерпѣвъ искушеніе, содѣлался онъ увѣнчаннымъ и царемъ Египта.

49. Беззаконники въ Вавилонѣ думали возстать на праведную душу, чтобы гнуснымъ образомъ очернить ее; но, имѣвъ помощникомъ всевышняго Бога, она легко низложила ихъ. Составивъ же совѣщаніе, какъ полагали, противъ блаженной, не знали сіи суемудрые, что на ономъ сами услышатъ себѣ смертный приговоръ; потому что не дастъ Себя на поруганіе неусыпное Око.

50. Пойдемъ, братія, путемъ тѣснымъ и скорбнымъ, чтобы, содѣлавшись досточестными, имѣть намъ хранителемъ своимъ Бога.

51. Жемчужины сберегаются всегда въ самыхъ внутреннихъ сокровищницахъ; а негодное выкидывается, какъ гной, даже на улицу.

52. Если кто, злословя тебя, разскажетъ, что сдѣлано тобою худо, то вини больше себя, нежели другаго. Ибо тебѣ стыдно своихъ дѣлъ, такъ что не можешь отъ другаго слышать и одного о нихъ разсказа, не его заставляй молчать гнѣвными угрозами, но себя самого исправь, чтобы не дѣлать худого. Ибо смрадъ даетъ о тебѣ разумѣть, что самъ ты злоумышляешь на душу свою.

53. Очисти себя покаяніемъ отъ недозволенныхъ дѣлъ, и не будетъ устрашать тебя укоризна злорѣчиваго.

54. Грѣху воспротивься, дѣлатель жизни, и не бойся встрѣтившагося искушенія; потому что испытаніе не повредитъ мужественному подвижнику.

55. Съ помощію Божественнаго огня должны мы противиться огню. Кирпичъ, пока не обожженъ, бываетъ не твердъ и ломокъ, а когда побываетъ въ огнѣ и прійметъ обжигу, дѣлается преградой огню и водѣ. Какъ вода держится въ глиняномъ сосудѣ, такъ и печь удерживаетъ въ себѣ пышущій пламень; сама же печь дѣлается изъ кирпича.

56. Будь и ты въ искушеніяхъ и скорбяхъ и противься распаляющему тебя сластолюбію, чтобъ и тебя, какъ необожженый кирпичъ, не размыли дождевыя капли, и чтобъ не оказаться тебѣ неимѣющимъ той твердости, какую думаешь имѣть.

57. Признавай добрымъ не то, что по твоему мнѣнію сдѣлано хорошо, но что засвидѣтельствовано благочестивыми мужами.

58. Слушай Господня гласа, чтобы Господь помогъ тебѣ, и наложилъ руки Свои на оскорбляющихъ тебя, и смирилъ враговъ твоихъ, и чтобы тебѣ, преслушавъ оный, не услышать: отпустихъ я по начинаніемъ сердецъ ихъ, пойдутъ въ начинаніихъ своихъ (Псал. 80, 13).

59. Прилагай стараніе не раболѣпствовать собственной своей волѣ, но будь послушенъ боящимся Господа, и по милости Божіей, сокрушишь главу зміеву. Но пока легко предаешься своей волѣ, до тѣхъ поръ, знай это, далекъ ты отъ совершенства. А въ какой мѣрѣ отстоишь отъ совершенства, въ такой же мѣрѣ имѣешь нужду во вразумленіи и ученіи.

60. Терпи скорбь о Господѣ, чтобъ объяла тебя радость. Перенеси трудъ, чтобъ получить обильную награду. Каменосѣчецъ, обтесывающій камни, и кузнецъ, выковывающій желѣзо, получатъ за сіе награду.

61. Кто бѣжитъ съ битвы, тотъ не завладѣетъ военной добычей; и кто бѣгаетъ вразумленія, тотъ не раздѣлитъ жребія съ разумными.

62. Взойди на высоту, и увидишь, что все земное низко и ничтожно; а если сойдешь съ высоты, то надивишься и малому выбѣленному дому.

63. Утвердись въ вѣдѣніи, дѣлатель благочестія, и оно понесетъ тебя вмѣсто колесницы, и предохранитъ отъ многихъ преткновеній: ибо не поступитъ любителю своему сказать или сдѣлать что нибудь ко вреду слушающихъ.

64. Это — благоуханіе вѣдѣнія въ человѣкѣ, если во всякомъ случаѣ винитъ онъ самого себя, и, виня себя, не осуждаетъ другаго, впадшаго въ ту же погрѣшность.

65. Изъ двоихъ провинившихся рабовъ, которые заключены подъ стражей за одинакій проступокъ, конечно тотъ не сознателенъ, который укоряетъ своего товарища.

66. Не смѣйся и не осуждай впадшаго въ искушеніе, но чаще молись, чтобъ самому не впасть въ искушеніе. Ибо у кого сердце омрачено бурею помысловъ и побѣждено страстями, тотъ и человѣка не стыдится, и Бога не боится. Если онъ властелинъ; то небоязненно дѣлаетъ зло. Если же немощенъ и бѣденъ, то, предавшись грубости своего нрава, безъ стыда также поступаетъ дурно.

67. Не будь небрежнымъ сластолюбцемъ, но слушай, что взываетъ священный пѣвецъ: да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его, и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящіи Его. Яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ: яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнутъ грѣшницы отъ лица Божія. А праведницы да возвеселятся (Псал. 67, 1-4).

68. Дана тебѣ келлія, монахъ: молись чаще съ смиреннымъ сердцемъ, какъ три отрока въ пещи огненной, и не дѣлай изъ себя вертепа разбойниковъ, предаваясь дѣламъ недозволеннымъ, чтобъ не постыдиться въ день суда, когда откроются тайны человѣческія.

69. Кто не радивъ во время жатвы, у того домъ не будетъ въ обиліи. И кто теперь небреженъ, тотъ во время воздаянія останется безъ утѣшенія праведныхъ.

70. Наступаетъ для насъ время, братія, исполненное страха и трепета, въ которое откроется, что сдѣлано нами и въ тайнѣ и во тмѣ. И горе душѣ, которая не имѣетъ помощникомъ Господа!

71. Пріймемся, братія христолюбивые, подумаемъ о кончинѣ каждаго изъ насъ, какъ мы ведемъ себя въ этой суетной жизни. Ибо суетенъ тотъ, кто проводитъ время съ прожившими въ суетахъ. Но блаженны тѣ, которые въ этой жизни занимались доброю куплею.

72. Богатый человѣкъ, открывая плаваніе при благопріятномъ вѣтрѣ, разлегшись на коврѣ, смотритъ на всѣхъ съ высока, ожидая наслажденій. Предъ нимъ повара готовятъ снѣди; за нимъ отрядъ воиновъ. Но нашла вдругъ буря, взволновала море, сокрушила корабль, и онъ одинъ выброшенъ волнами на необитаемые острова, наполненные дикими звѣрями, вопіетъ и жалуется, и никто его не слышитъ; бьетъ себя по лицу, мечется и каждый часъ ждетъ себѣ смерти. Этотъ недавній горделивецъ истаеваетъ отъ голода и страха, томится жаждой, и нѣтъ утѣшающаго. То же и съ нами нерадивыми бываетъ на землѣ. Когда предаемся забавамъ въ суетной жизни, приходитъ внезапно смерть, похищаетъ нерадиваго и ввергаетъ его въ тѣ страшныя мѣста, гдѣ будутъ мучиться всѣ грѣшные, отвергавшіеся всегда Владыки своего.

73. Пока мы въ безопасности, подумаемъ, въ какомъ будетъ страхѣ выброшенный волнами на необитаемую землю, не имѣя вовсе ни отъ кого утѣшенія; разсудимъ также, въ какомъ будетъ страхѣ грѣшникъ, ввергнутый въ мѣсто мученія.

74. Воздыхаетъ сердце мое, и глаза мои вожделѣваютъ слезъ, но грѣхъ мой содержитъ въ плѣну мой умъ, чтобъ не пришелъ я въ сокрушеніе, и не сталъ съ горькими слезами умолять Господа, не ввергать меня во тму кромѣшнюю.

75. Избавившій народъ Свой изъ руки Фараоновой и изъ пещи желѣзны (Втор. 4, 20) и Спасшій его Чермнымъ моремъ, избавь и насъ отъ беззаконій нашихъ, чтобъ обрѣсти намъ благодать предъ Тобою, когда будешь судить живыхъ и мертвыхъ.

76. Пока есть у насъ силы, поработаемъ Господу въ правотѣ сердца, чтобы во время скорби имѣть Его своимъ помощникомъ, избавляющимъ насъ отъ великихъ бѣдъ.

77. Работающихъ Ему съ чистымъ сердцемъ прославитъ Онъ несравненною славою; потому что славѣ святыхъ нѣтъ конца.

78. По Божію повелѣнію китъ поглотилъ Пророка Іону, и какъ бы въ нѣкоей сокровищницѣ сохранялся Пророкъ во чревѣ китовомъ. Понре глава его въ разсѣлины горъ, и обыде его бездна послѣдняя. Сниде въ землю, еяже вереи ея заклепи вѣчніи. И тамъ вопіялъ въ молитвѣ, говоря такъ: да взыдетъ изъ истлѣнія животъ мой, Господи, Боже мой (Іон. 2, 6-7). Молитва сія проторгла бездну, разсѣкла воздухъ, достигла до неба и вошла во уши Господу; лучше же сказать, Самъ Господь, наполняющій вселенную, не далекъ былъ отъ искренняго Своего служителя.

79. Богъ повелѣлъ киту, и изблевалъ онъ Пророка. И, какъ бы сошедши съ корабля, пошелъ Пророкъ на проповѣдь.

80. Грѣшные скрежещутъ зубами на праведныхъ. Приходятъ искушенія: преподобные увѣнчиваются; посрамляются же нечестивые, умышлявшіе зло на святыхъ Божіихъ.

81. Гонимъ былъ нѣкогда Илія Ѳесѳитянинъ лукавою женщиною. Но Господь велѣлъ птицѣ препитать Пророка, а грѣшниковъ постигъ страшный голодъ.

82. На огненной колесницѣ восхищенъ пророкъ Илія: а беззаконная Іезавель, свергнутая на землю съ высоты дома своего, пожрана на городскихъ улицахъ.

83. Беззаконные, не терпя слышать слово богочестія, бросили Пророка Іеремію въ ровъ тинный. Услышалъ же о дерзости ихъ Авимелехъ муринъ; и поелику былъ бѣлъ душею и сіялъ вѣрою, то обличалъ царя въ беззаконіи, получилъ позволеніе, извлекъ Пророка и сподобился благословенія (Іер. 38, 39).

84. Возстали притѣснители на тѣхъ, которые притѣсняли всегда Пророковъ Божіихъ, и народъ еврейскій преданъ въ руки враговъ. Но увидѣли враги Пророка Божія и освободили его отъ оковъ, принеся ему дары; потому что усмотрѣли въ немъ великое благочестіе. Какъ идущій со свѣтильникомъ свѣтитъ тѣмъ, которые вмѣстѣ съ нимъ: такъ свѣтитъ и добродѣтель, которая всегда носитъ съ собою славу.

85. Нечестивые ввергнули Пророка Даніила за богочестіе въ ровъ ко львамъ, чтобы пожрали его; и не знали беззаконные, что дѣлаютъ сіе къ собственному своему посрамленію. Но Господь, рукою Аввакума и чрезъ святаго Ангела, послалъ обѣдъ вѣрному служителю Своему. Дикіе же звѣри, видя Пророка посреди себя, съ покорностію преклонились предъ нимъ, потому что сила небесная заградила уста львовъ, и они не коснулись праведника.

86. Извлекли Пророка изъ среды звѣрей, и обличилось отчасти нечестіе ихъ, когда увидѣли, что выходитъ онъ изъ рва, какъ женихъ изъ чертога, съ сіяющимъ лицемъ и озаряемый славою.

87. Не безъ причины вторично усумнились Вавилоняне, что, можетъ быть, больны стали дикіе звѣри, и потому не ѣдятъ человѣческаго тѣла. Ибо шесть дней провелъ избранникъ Божій среди седьми львовъ, и не оказалось на немъ никакого поврежденія. Въ седьмый же день пришелъ царь оплакать праведника, но наклонивтись ко рву, видитъ, что сидитъ онъ среди львовъ, какъ пастырь среди своихъ овецъ. Посему не безъ причины усумнились невѣрные въ спасеніи его. Но когда брошены были въ львиный ровъ враги праведника, тогда увидѣвъ, что они разорваны на части, и что кости ихъ сокрушены, пришли наконецъ въ крайнее удивленіе и громко воскликнули: великъ еси, Господи, Боже Даніиловъ (Дан. 14, 41)!

88. Три отрока съ Азаріею, не поклонившіеся златому образу, крѣпко связанные, ввергнуты въ разжженный пламень. Но огонь не смѣлъ опалить волосъ ихъ; исходящій же изъ пещи пламень пожегъ воспалившихъ оный.

89. Размышляя о семъ, искренніе мои, да не окажемся не благоискусными во время искушеній; потому что терпѣніе въ искушеніяхъ возвеличиваетъ всегда боголюбцевъ.

90. Пока есть у насъ силы, поработаемъ Господу со страхомъ, съ правымъ сердцемъ, и съ добрымъ произволеніемъ, чтобы во время искушенія, оказавъ помощь нашей немощи и содѣлавъ насъ вѣнценосцами, ввелъ Онъ насъ въ Царство Свое. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. ч. II, сл. 27.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 67-79.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0