Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

36. Слово на второе пришествіе Господа нашего Іисуса Христа.

Христолюбивые братія мои, послушайте о второмъ и страшномъ пришествіи Владыки нашего Іисуса Христа. Вспомнилъ я объ этомъ часѣ и вострепеталъ отъ великаго страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишетъ это? Какой языкъ выразитъ? Какой слухъ вмѣститъ въ себѣ слышимое? Тогда Царь царствующихъ, воставъ съ престола славы Своей, сойдетъ посѣтигь всѣхъ обитателей вселенной, сдѣлать съ ними разсчетъ, и, какъ слѣдуетъ Судіи, достойнымъ воздать добрую награду, а также подвергнуть казнямъ заслужившихъ наказаніе. Когда помышляю о семъ, страхомъ объемлются члены мои, и весь изнемогаю; глаза мои источаютъ слезы, голосъ исчезаетъ, уста смыкаютея, языкъ цѣпенѣетъ, и помыслы научаются молчанію. О, какая настоитъ мнѣ нужда говорить нашей ради пользы! И страхъ нудитъ меня молчать.

Такихъ великихъ и страшныхъ чудесъ не было отъ начала твари и не будетъ во всѣ роды. Не рѣдко нынѣ бываетъ, если сильнѣе обыкновеннаго блеснетъ молнія, то всякаго человѣка приводитъ она въ ужасъ, и всѣ преклоняемся къ землѣ. Какъ же тогда перенесемъ, какъ скоро услышимъ гласъ трубы съ неба, превосходящій всякій громъ, взывающій и пробуждающій отъ вѣка уснувшихъ праведныхъ и неправедныхъ? Тогда въ аду кости человѣческія, слыша гласъ трубы, со тщаніемъ побѣгутъ, ища своихъ составовъ; тогда увидимъ, какъ всякое человѣческое дыханіе въ мгновеніе ока востанетъ съ мѣста своего, и всѣ отъ четырехъ концовъ земли будутъ собраны на судъ. Ибо повелитъ великій Царь, имѣющій власть всякія плоти, и тотчасъ съ трепетомъ и тщаніемъ дадутъ — земля своихъ мертвецовъ, а море своихъ. Что растерзали звѣри, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновеніе ока. Ни въ одномъ волосѣ не окажется недостатка. Какъ снесемъ это, братія, когда увидимъ огненную рѣку, текущую съ яростію, подобно свирѣпому морю, поядающую горы и дебри, пожигающую всю землю и дѣла, яже на ней? Тогда, возлюбленные, отъ огня сего рѣки оскудѣютъ, источники исчезнутъ, звѣзды спадутъ, солнце померкнетъ, луна мимо идетъ, небо, по написанному, свіется аки свитокъ (Ис. 34, 4). Тогда посланные Ангелы потекутъ, собирая избранныя отъ четырехъ вѣтръ, какъ сказалъ Господь, отъ конецъ небесъ до конецъ ихъ (Матѳ. 24, 31); тогда увидимъ, по обѣтованію Его, небо ново и землю нову (Ис. 65, 17). Какъ стерпимъ тогда, христолюбцы, когда увидимъ уготованный страшный престолъ и явившееся знаменіе креста, на которомъ Христосъ волею за насъ пригвоздился? Тогда всѣ увидятъ на высотѣ явившійся страшный и святый скипертъ великаго Царя, каждый наконецъ уразумѣетъ и вспомнитъ слово предрекшаго Господа, что явится знаменіе Сына человѣческаго на небеси (Матѳ. 24, 30), и для всѣхъ сдѣлается извѣстнымъ, что въ слѣдъ за симъ явится Царь. Въ часъ сей, братія мои, каждый подумаетъ, какъ встрѣтить ему страшнаго Царя, и станетъ повѣрять всѣ дѣла свои; потомъ увидитъ, что дѣла его, и добрыя и худыя, стоятъ передъ нимъ. Тогда всѣ милостивые и искренно покаявшіеся возрадуются, увидѣвъ предпосланныя ими молитвы; сострадательные увидятъ, что нищіе и убогіе, которымъ здѣсь оказывали они милость, умоляютъ за нихъ и возвѣщаютъ благодѣянія ихъ предъ Ангелами и человѣками. Другіе также увидятъ слезы и труды покаянные; и они предстанутъ радостными, свѣтлыми, славными, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 13). И почему не сказать мнѣ коротко о важнѣйшемъ? Когда услышимъ сей великій гласъ и страшный вопль, который съ высотъ небесныхъ скажетъ: «се женихъ грядетъ (Матѳ. 25, 6), се приближается Судія, се является Царь, се открывается Судія судей, се Богъ всяческихъ грядетъ судить живыхъ и мертвыхъ!» тогда, христолюбцы, отъ вопля сего содрогнутся основанія и утроба земли отъ предѣловъ и до предѣловъ ея, и море и всѣ бездны; тогда на всякаго человѣка, братія, прійдутъ тѣснота и страхъ и изступленіе отъ вопля и звука трубы, отъ страха и чаянія того, что грядетъ на вселенную; ибо, по написанному, силы небесныя подвигнутся (Матѳ. 24, 29). Тогда потекутъ Ангелы, соберутся лики Архангеловъ, Херувимы и Серафимы, и всѣ многоочитые съ крѣпостію и силою воскликнутъ; Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, Сый и Иже бѣ и грядый Вседержитель (Апок. 4, 8). Тогда всякая тварь на небѣ и на землѣ и подъ землею съ трепетомъ и крѣпостію возопіетъ: благословенъ грядый Царь во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующихъ, пречистый и славный Богъ нашъ, подобно страшной молніи, съ силою многою и несравнимою славою, какъ проповѣдалъ и Іоаннъ Богословъ, говоря; се грядетъ со облаки небесными, и узритъ Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачъ сотворятъ о Немъ вся колѣна земная (Апок. 1, 7).

Какая душа захочетъ тогда показать въ себѣ столько силъ, чтобы стерпѣть сіе? Ибо небо и земля предадутся бѣгству, какъ говоритъ опять Богословъ: видѣхъ престолъ великъ бѣлъ и Сѣдящаго на немъ, Его же отъ лица бѣжа небо и земля, и мѣсто не обрѣтеся имъ (Апок. 20, 11). Видѣлъ ли ты когда подрбный страхъ? Видѣлъ ли подобныя необычайныя и страшныя дѣла? Небо и земля побѣгутъ: кто жъ послѣ сего въ состояніи будетъ устоять? Куда убѣжимъ мы грѣшные, когда увидимъ престолы поставленные и сѣдящаго Владыку всѣхъ вѣковъ, когда увидимъ безчисленныя воинства, со страхомъ стоящія окрестъ престола? Тогда исполнится пророчество Даніилово. Зряхъ, сказано, дондеже престоли поставишася, и Ветхій денми сѣде, и одежда Его бѣла аки снѣгъ, и власы главы Его аки волна чиста, престолъ Его пламень огненный, колеса Его огнь палящъ. Рѣка огненная течаше исходящи предъ Нимъ: тысяща тысящъ служаху Ему, и тьмы темъ предстояху Ему: судище сѣде, и книги отверзошася (Дан. 7, 9-10). Великъ будетъ страхъ и трепетъ и изступленіе въ часъ тотъ, братія, когда соберетъ Онъ нелицепріятное судилище, и отверзутся страшныя сіи книги, гдѣ написаны наши и дѣла, и слова, и все, что сказали и сдѣлали мы въ сей жизни, и что думали скрыть отъ Бога, по написанному, испытующаго сердца и утробы (Апок. 2, 23); потому что власи главы вашея вси изочтени суть (Лук. 12, 7), т. е. изочтены разсужденія и помышленія, въ которыхъ дадимъ мы отчетъ Судіи.

О, сколько слезъ нужно намъ ради этого часа! А мы пребываемъ въ нерадѣніи. О, сколько будемъ плакать и стенать о себѣ, когда увидимъ тѣ великіе дары, какіе пріимутъ отъ Царя славы добрѣ подвизавшіеся! Тогда своими очами узримъ неизреченное небесное царство, а съ другой стороны увидимъ также открывающіяся страшныя мученія, по срединѣ же всякое колѣно и всякое дыханіе человѣческое отъ прародителя Адама до рожденнаго послѣ всѣхъ, и всѣ съ трепетомъ преклоняютъ колѣна и покланяются на лице свое, какъ написано: живу Азъ, глаголетъ Господь: яко Мнѣ поклонится всяко колѣно (Рим. 14, 11). Тогда, христолюбцы, все человѣчество будетъ поставлено среди царства и осужденія, жизни и смерти, среди безопасности и нужды; всѣ будутъ въ ожиданіи страшнаго суднаго часа, и никто никому не въ силахъ будетъ помочь. Тогда потребуются отъ каждаго исповѣданіе вѣры, обязательство крещенія, вѣра чистая отъ всякой ереси, печать несукрушенная и хитонъ неоскверненный, по написанному: вси иже окрестъ Его принесутъ дары (Псал. 75. 12) страшному Царю; потому что у всѣхъ вписавшихся въ гражданство въ святой Церкви потребуется отчетъ по силѣ каждаго: сильніи сильнѣ истязани будутъ, по написанному (Прем. 6, 6); и ему же дано много, много взыщется отъ него (Лук. 12, 48); и въ ню же мѣру мѣритъ каждый возмѣрится ему (Марк. 4, 24).

Впрочемъ, великъ ли кто или малъ, все равно исповѣдали мы вѣру и приняли святую печать; всѣ одинаково отреклись діавола, дунувъ на него; и всѣ одинаково дали обѣщаніе Христу, поклонившись Ему, если только уразумѣли вы силу таинства купели и отреченія отъ чуждаго. Ибо отреченіе, какое обязуемся дѣлать при святомъ крещеніи, по видимому, выражается не многими словами, но, по заключаюшейся въ немъ мысли, весьма важно. Кто возмогъ сохранить оное, тотъ преблаженъ. Ибо въ немногихъ словахъ отрекаемся всего, именуемаго худымъ, что только ненавидитъ Богъ, отрекаемся не одного, не двухъ, не десяти худыхъ дѣлъ, но всего, именуемаго худымъ, всего, что ненавистно Богу. Напримѣръ сказано: отрекаюсь сатаны и всѣхъ дѣлъ его. Какихъ дѣлъ? — Выслушай: блуда, прелюбодѣянія, нечистоты, лжи, татьбы, зависти, отравленія, гаданія, ворожбы, раздражительности, гнѣва, хулы, вражды, ссоры, ревности; отрекаюсь пьянства, празднословія, гордыни, празднолюбія; отрекаюсь глумленія, свирянія, бѣсовскихъ пѣсенъ, дѣторастлѣнія, гаданія по полету птицъ, вызыванія духовъ, гадательнаго писанія на листьяхъ; отрекаюсь идоложертвеннаго, крови, удавленины и мертвечины. И къ чему говорить много? Нѣтъ и времени перечислить все; оставимъ многое и скажемъ просто: отрекаюсь всего, бывающаго въ солнцѣ, лунѣ и звѣздахъ, въ источникахъ и деревахъ, на распутіяхъ, въ жидкостяхъ и чашахъ, и другихъ многихъ безчинныхъ дѣлъ, о которыхъ срамно и говорить. Всего этого и подобнаго тому, — всего, о чемъ всѣ знаемъ, что это дѣла и ученія діавольскія, отрекаемся чрезъ отреченіе при святомъ крещеніи; всему этому научились мы, когда прежде были во тмѣ подъ властію діавола, пока не коснулся насъ свѣтъ, когда проданы мы были подъ грѣхъ (Рим. 7, 14). Когда же человѣколюбивому и милосердому Богу угодно было избавить насъ отъ такого заблужденія: посѣтилъ насъ Востокъ свыше, явилась благодать Божія спасительная, Господь предалъ Себя въ замѣнъ за насъ, искупилъ насъ отъ идольской лести и благоволилъ обновить насъ водою и духомъ. Посему отреклись мы всего этого, совлеклись ветхаго человѣка съ дѣяньми его (Кол. 3, 9), облеклись же въ новаго Адама. Итакъ кто, по пріятіи благодати, дѣлаетъ упомянутыя выше лукавыя дѣла, тотъ отпалъ отъ благодати, и Христосъ нимало не воспользуетъ ему, пребывающему во грѣхѣ.

Слышали вы, христолюбцы, какого множества худыхъ дѣлъ отреклись вы въ немногихъ словахъ: сего-то отреченія и добраго исповѣданія потребуютъ отъ каждаго изъ насъ въ тотъ часъ и день; ибо написано: отъ словесъ своихъ оправдишися (Матѳ. 12, 37); и еще Господь говорить: отъ устъ твоихъ сужду ти, рабе лукавый (Лук. 19, 22).

Итакъ явно, что слова наши или осудятъ, или оправдаютъ насъ въ часъ тотъ. Какимъ же образомъ будутъ всѣ допрашиваемы? Пастыри, т. е. епископы будутъ вопрошены и о собственномъ ихъ житіи, и о паствѣ ихъ; у каждаго потребуютъ словесныхъ овецъ, которыхъ принялъ онъ отъ Пастыреначальника Христа. Если же по нерадѣнію епископа погибнетъ овца, то кровь ея взыщется отъ рукъ его. Подобнымъ образомъ и пресвитеры дадутъ отвѣтъ за Церковь свою, а вмѣстѣ и діаконы и всякій вѣрующій дадутъ отвѣтъ за домъ свой, за жену, за дѣтей, за рабовъ и рабынь: воспитывалъ ли онъ ихъ въ наказаніи и ученіи Господни, какъ заповѣдалъ Апостолъ (Ефес. 6, 4). Тогда вопрошены будутъ цари и князи богатые и бѣдные, великіе и малые о всѣхъ дѣлахъ, какія сдѣлали. Ибо написано, что вси предстанемъ судищу Христову (Рим. 14, 10), да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 10); и въ другомъ мѣстѣ написано: нѣсть иже изметъ отъ руку Моею (Втор. 32, 39).

«Просимъ тебя сказать намъ, что будетъ послѣ сего». —

Съ болѣзнію сердца своего скажу, что не можете слышать, что будетъ послѣ сего; прекратимъ лучше рѣчь, христолюбцы.

Христолюбивые же опять сказали: «неужели сіе страшнѣе сказаннаго прежде, что уже слышали мы отъ тебя?»

Учитель, заплакавъ опять, сказалъ: со слезами говорю вамъ; безъ слезъ и невозможно разсказать сего, потому что это будетъ послѣднее. Но поелику имѣемъ заповѣдь отъ Апостола предать сія вѣрнымъ человѣкомъ (2 Тим. 2, 2); вы же вѣрные; то передаю вамъ сіе, а вы повѣдайте и другимъ. Если болѣзную сердцемъ, повѣствуя о семъ, то будьте сострадательны ко мнѣ, благословенные братія.

Тогда, христолюбцы, послѣ того, какъ изслѣдованы и объявлены будутъ дѣла всѣхъ предъ Ангелами и человѣками, и всѣ враги положены подъ ноги Его (1 Кор. 15, 25), упразднится всяка власть и сила (1 Кор. 15, 24) и поклонится всяко колѣно Богови (Рим. 14, 11), по написанному: тогда отлучитъ ихъ другъ отъ друга, какъ пастырь отлучаетъ овецъ отъ козлищъ. У кого есть добрыя дѣла и добрые плоды, тѣ отдѣлятся отъ безплодныхъ и грѣшныхъ. И просвѣтятся они, какъ солнце; именно тѣ, которые соблюли заповѣди Господни, которые милосерды, нищелюбивы, сиротолюбивы, страннопріимны, одѣваютъ нагихъ, посѣщаютъ заключенныхъ въ темницахъ, заступаются за утѣсненныхъ, посѣщаютъ больныхъ, плачутъ нынѣ, какъ сказалъ Господь (Матѳ. 5, 4), обнищали нынѣ ради богатства соблюдаемаго на небесахъ, прощаютъ прегрѣшенія братіямъ, соблюли печать вѣры несокрушенною и чистою отъ всякой ереси. Сихъ поставитъ Господь одесную; а козлищъ — ошуюю, а именно тѣхъ, которые безплодны, прогнѣвали добраго Пастыря, не внимаютъ словамъ Пастыреначальника, высокомѣрны невѣжественны, которые въ настоящее время покаянія, какъ козлища, играютъ и нѣжатся, которые все время жизни своей иждиваютъ въ объядѣніи, піянствѣ и жестокосердіи, подобно тому богачу, который никогда не оказывалъ жалости къ бѣдному Лазарю. Потому и осуждены стоять ошуюю, какъ немилосердые, несострадательные, неимѣющіе ни плодовъ покаянія, ни елея въ свѣтильникахъ своихъ. А которые купили себѣ елея у бѣдныхъ и наполнили имъ свои сосуды, тѣ станутъ одесную во славѣ и веселіи, держа свѣтло горящіе свѣтильники, и услышатъ этотъ блаженный и благосердый гласъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Стоящіе же ошуюю услышатъ сей непріятный и строгій приговоръ: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41). Какъ вы не миловали, такъ и сами теперь не будете помилованы; какъ вы не слушали Моего гласа, такъ и Я не буду теперь внимать вашимъ сѣтованіямъ; потому что Мнѣ не послужили вы, не напитали алчущаго, не напоили жаждущаго, не приняли къ себѣ страннаго, не одѣли обнаженнаго, не посѣтили больнаго, не пришли ко Мнѣ, когда былъ Я въ темницѣ. Вы стали работниками и служителями другаго господина, т. е. діавола. Потому удалитесь отъ Меня, дѣлатели неправды. Тогда идутъ сіи въ муку вѣчную: праведницы же въ животъ вѣчный (Матѳ. 25, 46).

Всѣ ли же пойдутъ въ одну муку, или мученія различны? — Разные есть роды мученій, какъ слышали мы въ Евангеліи. Есть тма кромѣшняя (Матѳ. 8, 12): а изъ сего видно, что есть и другая тма глубочайшая; геенна огненная (Матѳ. 5, 22) — иное мѣсто мученія, скрежетъ зубомъ (Матѳ. 13, 42) — особое также мѣсто; червь неусыпающій (Марк. 9, 48) — въ иномъ мѣстѣ; езеро огненное (Апок. 19, 20) — опять иное мѣсто; тартаръ (2 Петр. 2, 4) — также свое мѣсто; огонь не угасающій (Марк. 9, 43) — особая страна; преисподняя (Флп. 2, 10) и пагуба (Матѳ. 7, 13) на своихъ мѣстахъ; дальнѣйшія страны земли (Ефес. 4, 9) — иное мѣсто; адъ, гдѣ пребываютъ грѣшники, и дно адово — самое мучительное мѣсто. На сіи-то мученія распредѣлены будутъ несчастные, каждый по мѣрѣ грѣховъ своихъ, или болѣе тяжкихъ, или болѣе сносныхъ, по написанному: пленицами своихъ грѣховъ кійждо затязается (Прит. 5, 22). То же значитъ и сказанное: біенъ будетъ много, и біенъ будетъ мало (Лук. 12, 47. 48). Какъ есть различія наказаній здѣсь, такъ и въ будущемъ вѣкѣ. Живущіе во враждѣ между собою, если случится имъ въ такомъ состояніи переселиться изъ тѣла, въ часъ суда найдутъ себѣ неумолимое осужденіе, и какъ ненавистные будутъ посланы въ кромѣшный огонь и нескончаемую тму; потому что пренебрегли легкую заповѣдь Господню, которая гласитъ: любите другъ друга (Іоан. 15, 17), и отпущайте до семьдесятъ кратъ седмерицею (Матѳ. 18, 22).

Но всякій согрѣшившій не долженъ жить безпечно, а также и отчаяваться; потому что ходатая имамы ко Отцу, Іисуса Христа, праведника: и Той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ (1 Іоан. 2, 1-2) — о грѣхахъ не тѣхъ изъ насъ, которые живутъ безпечно, лежатъ и спятъ, роскошествуютъ и смѣются, но которые плачутъ, приносятъ покаяніе, вопіютъ къ Нему день и ночь; они пріимутъ утѣшеніе отъ Утѣшителя. А кто согрѣшилъ и забылъ грѣхъ свой, и въ такомъ состояніи переселяется изъ тѣла, на того падетъ оный гнѣвъ Божій, о которомъ возвѣстилъ Манассія, сказавъ: нестерпимъ гнѣвъ, еже на грѣшники прещенія Твоего (2 Пар. 36. Молитва Манассіи) Горе любодѣю! Горе піяницѣ! Горе тѣмъ, которые съ тимпаны и свирѣльми вино піютъ, на дѣла же Господня не взираютъ (Ис. 5, 12); и не помнятъ словесъ Его! Горе тѣмъ, которые ругаются надъ Божественными Писаніями! Горе тѣмъ, которые губятъ время покаянія и обращенія въ разсѣянности и смѣхѣ! Они взыщутъ времени, которое иждивали, и не найдутъ. Горе тѣмъ, которые вопрошаютъ духовъ лести и внимаютъ ученіямъ бѣсовскимъ; потому что въ будущемъ вѣкѣ осуждены будутъ вмѣстѣ съ бѣсами! Горе пишущимъ неправду! Горе тѣмъ, которые преданы ворожбѣ, гаданіямъ, дѣторастлѣнію и дѣламъ сему подобнымъ! Горе отнимающимъ плату у наемника, потому что отнимающій плату то же, что проливающій кровь! Горе судящимъ неправедно, оправдывающимъ нечестива, и еже есть праведное праведнаго вземлющимъ (Ис. 5, 23)! Горе тѣмъ, которые сквернятъ святую вѣру ересями и входятъ въ согласіе съ еретиками! Горе недугующимъ неисцѣльною страстію, т. е. завистію и ненавистію! Но для чего говорить много и не пресѣчь вскорѣ слова? Горе всѣмъ, которымъ въ оный страшный день выпадетъ жребій стоять ошуюю! Ибо покроются они тмою и горько восплачутъ, когда услышатъ сей печальный приговоръ: идите отъ Мене проклятіи (Матѳ. 25, 41). Другіе также услышатъ такой скорбный приговоръ: да возвратятся грѣшницы во адъ (Псал. 9, 18). Иные услышатъ: аминь, аминь глаголю вамъ: не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 12); отступите отъ Мене вси дѣлателіе неправды (Лук. 13, 27). А иные, именно завистливые, услышатъ: возьми твое и иди (Матѳ. 20, 14). Куда же идти? Явно, что туда же, куда пойдутъ и услышавшіе: идите отъ Мене проклятіи въ огнь. Другіе услышатъ: связавше ему руцѣ и нозѣ, вверзите во тму кромѣшнюю (Матѳ. 22, 13). Иные, подобно плевеламъ, будутъ связаны на сожженіе въ пещи огненной (Матѳ. 13, 42). Какъ много способовъ спасенія, такъ много и обителей въ царствѣ небесномъ, и какъ много видовъ грѣха и грѣховныхъ дѣлъ, такъ много и родовъ мученія.

У кого есть слезы и сокрушеніе, плачьте со мною. А я, благословенные мои братія, вспомнилъ о семъ бѣдственномъ разлученіи, и не могу перенести сего; потому что въ страшный оный часъ бѣдственною разлукою разлучены будутъ всѣ другъ съ другомъ, и каждый пойдетъ въ преселеніе, изъ котораго нѣтъ возврата. Кто столько окаменѣлъ сердцемъ, чтобы съ этого времени не оплакивать онаго часа, когда епископы разлучены будутъ съ соепископами, пресвитеры съ сопресвитерами, діаконы съ содіаконами и чтецы съ своими сотоварищами? Разлучены тогда будутъ нѣкогда царствовавшіе, и восплачутъ, и будутъ изгнаны, какъ рабы; возстенаютъ тогда князи и милосердые богачи, и отвсюду тѣснимые, станутъ смотрѣть; и нѣтъ, кто могъ бы помочь; не видно богатства, не стоятъ предъ ними льстецы; нигдѣ не найдутъ они милости, потому что не миловали, и ничего не предпослали, чтобъ найдти помилованіе; какъ и Пророкъ говоритъ о таковыхъ: уснуша сномъ своимъ, и ничтоже обрѣтоша (Псал. 75, 6). Тогда разлучены будутъ родители съ дѣтьми, друзья съ друзьями: печально когда разлучатся супруги, которые не соблюли ложа своего не оскверненнымъ. Отлучены тогда будутъ дѣвственники по тѣлу, но немилосердые и жестокіе нравомъ: судъ бо безъ милости не сотворшему милости (Іак. 2, 13). Но прейду многое въ молчаніи; потому что при семъ повѣствованіи объемлютъ меня страхъ и трепетъ, и скажу коротко: тогда грѣшные будутъ наконецъ изгнаны изъ судилища и отведены немилостивыми Ангелами, принимая отъ нихъ толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтобы увидѣть праведниковъ и ту радость, отъ какой отлучены. И увидятъ оный неизглаголанный свѣтъ, увидятъ красоты райскія, увидятъ въ той странѣ знакомыхъ, увидятъ великіе дары, какіе пріемлютъ отъ Царя славы подвизавшіеся въ добрѣ; потомъ постепенно отдаляясь отъ всѣхъ праведниковъ, и друзей, и знакомыхъ, сокроются наконецъ и отъ самого Бога, потерявъ уже возможность зрѣть радость и истинный оный свѣтъ. Наконецъ приближатся къ описаннымъ мученіямъ, и тамъ будутъ разсѣяны и расточены. Тогда-то увидятъ, что совершенно они оставлены, что всякая надежда для нихъ погибла, и никто не можетъ помочь имъ, или ходатайствовать за нихъ; потому что праведенъ судъ Божій; тогда-то наконецъ въ горькихъ слезахъ, рыдая скажутъ: «О, сколько времени погубили мы въ нерадѣній! О, какъ были мы обмануты! О, какъ насмѣхались, слушая Писаніе! Тамъ Богъ говорилъ чрезъ Писаніе, и мы не внимали; здѣсь вопіемъ, и отвращаетъ Онъ лице Свое отъ насъ. Что пользы доставили намъ концы міра? Гдѣ отецъ, родившій насъ? Гдѣ матерь, произведшая насъ на свѣтъ? Гдѣ братья? Гдѣ дѣти? Гдѣ друзья? Гдѣ богатство? Гдѣ имѣніе? Гдѣ людская молва? Гдѣ пиры? Гдѣ многолюдныя и безплодныя гульбища? Гдѣ цари и владѣтели? Какъ никто изъ всѣхъ нихъ не можетъ спасти насъ, и сами себѣ не въ состояніи мы помочь? Но совершенно оставлены мы и Богомъ и святыми. Что будемъ дѣлать? Нѣтъ уже времени для покаянія, не сильно уже хозяйство, нѣтъ уже пользы отъ слезъ, не видно уже нищихъ и убогихъ продающихъ елей; потому что торжище кончилось. Когда были у насъ время и возможность, когда продающіе со слезами взывали: покупайте; тогда, затыкая уши свои, не слушали мы и не покупали; а теперь ищемъ и не находимъ. Нѣтъ уже избавленія намъ бѣднымъ; не получимъ уже милости, потому что недостойны. Праведенъ судъ Божій! Не увидимъ уже святыхъ чиновъ, не узримъ уже истиннаго свѣта; отъ всѣхъ мы осиротѣли. Что же сказать намъ наконецъ? Спасите насъ, всѣ праведные! Спасите, Апостолы, Пророки и Мученики! Спаси, ликъ патріарховъ! Спаси, чинъ монашествующихъ! Спаси, честный и животворящій крестъ! Спаси, царство небесное! Спаси, горній Іерусалимъ, матерь первородныхъ! Спаси, рай сладости! Спаси и ты, Владычица Богородица, Матерь человѣколюбца Бога! Спасите, отцы и матери, сыны и дщери! — Не увидимъ уже никого изъ васъ». Наконецъ каждый отходитъ на мѣсто мученія, какое уготовалъ себѣ злыми дѣлами своими, идѣже червь ихъ не умираетъ, и огнь не угасаетъ (Марк. 9, 48).

Вотъ сдѣлалъ я, по вашему прошенію, и исполнилъ ваше желаніе; вотъ узнали вы, что уготовимъ мы себѣ; вотъ слышали вы, что пріобрѣтаютъ нерадивые, лѣнивые, некающіеся; слышали, какъ будутъ осмѣяны посмѣвающіеся заповѣдямъ Господнимъ; слышали, какъ обманываетъ и обольщаетъ многихъ эта растлѣвающая душу жизнь; узнали, какимъ посмѣшищемъ будутъ издѣвающіеся надъ Божественными Писаніями. Никто да не вдается въ обманъ, благословенные возлюбленные мои; никто да не остается въ невѣріи, будто бы сказанное о судѣ — одни пустыя слова. Напротивъ того въ точности и несомнѣнно будемъ всѣ вѣрить Господу, по Божественнымъ Писаніямъ, что есть воскресеніе мертвыхъ и судъ и воздаяніе за добрыя и худыя дѣла. Презрѣвъ все временное, и пренебрегши онымъ, озаботимся, какъ предстать и дать отвѣтъ предъ страшнымъ судилищемъ въ этотъ трепетный и страшный часъ; ибо это часъ многослезный, многоболѣзненный, многоскорбный, подвергающій оцѣнкѣ цѣлую жизнь. О семъ страшномъ днѣ и часѣ предрекали святые Пророки и Апостолы; о семъ днѣ и часѣ Божественное Писаніе, отъ концевъ до концевъ вселенной, въ церквахъ и на всякомъ мѣстѣ, вопіетъ и всѣмъ свидѣтельствуетъ и всѣхъ умоляетъ, говоря: смотрите, братіе, внимайте, трезвитесь, молитесь, милосердствуйте, будьте готовы, яко не вѣсте дне ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 25, 13). Итакъ всѣ богоносные мужи, какъ сказалъ я, со скорбію и слезами взываютъ, предназнаменуя нужду онаго дня, О семъ днѣ сказалъ Исаія Пророкъ: се Господь грядетъ растлити всю землю и грѣшники погубити отъ нея (Ис. 13, 5. 9). И тотъ же пророкъ говоритъ еще: се Господь идетъ, и мзда Его съ Нимъ, и дѣло каждаго предъ Нимъ (Ис. 40, 10). Иный Пророкъ вопіетъ, говоря: се Господь грядетъ. И кто стерпитъ день пришествія Его, и кто постоитъ въ видѣніи Его (Мал. 3, 2)? Другой же пророкъ взываетъ, говоря: Господи, услышахъ слухъ Твой, и убояхся, и вниде трепетъ въ кости моя (Авв. 3, 1. 16). Другой Пророкъ вопіетъ отъ лица Господня, говоря: въ день отмщенія воздамъ, и нѣсть иже изметъ отъ руку Моею (Втор. 32, 35. 39). О семъ днѣ сказалъ богоглаголивый Давидъ: Богъ явѣ пріидетъ, Богъ нашъ, и не премолчитъ: огнь предъ Нимъ возгорится, и окрестъ Его буря зѣлна (Псал. 49, 3). О семъ днѣ вопіетъ и Павелъ Апостолъ: въ день, егда судитъ Богъ тайная человѣкомъ, по благовѣстію моему (Рим. 2, 16); и еще говоритъ: блюдите убо, како ходите (Ефес. 5, 15); страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31). Вопіетъ же о днѣ семъ и блаженный Петръ, верховный Апостолъ, говоря: день Господень яко тать въ нощи, тако пріидетъ, егоже ради небеса жегома разорятся, стихіи же опаляеми растаются (2 Петр. 3. 10. 12). И что говорю о Пророкахъ и Апостолахъ? Самъ Владыка нашъ и Господь засвидѣтельствовалъ о днѣ ономъ, говоря: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ и печалми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той: яко сѣть бо пріидетъ на вся живущія на лицы всея земли (Лук. 21, 34-35). Бдите убо, яко въ оньже часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 42. 44), и: подвизайтеся внити сквозѣ тѣсная врата (Лук. 13, 24), вводящія въ жизнь.

Симъ путемъ будемъ идти, братія мои, чтобы наслѣдовать намъ вѣчную жизнь. Ибо кто имъ идетъ, о томъ нѣтъ сомнѣнія, что наслѣдуетъ вѣчную жизнь; потому что самый путь есть жизнь. Хотя и немного обрѣтающихъ оный, но мы, возлюбленные, не будемъ терять сего пути. Никто изъ васъ да не идетъ не по оному, чтобы не прійдти въ погибель; какъ и Пророкъ говоритъ: да не когда прогнѣвается Господь, и погибнете отъ пути праведнаго (Псал. 2, 14). Послушаемъ, что говоритъ Владыка: Азъ есмь свѣтъ міру (Іоан. 8, 12); Азъ есмь путь (Іоан. 14, 6); Ходяй по Мнѣ не поткнется, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12; 11, 9). Итакъ пойдемъ симъ блаженнымъ путемъ, которымъ шествовали всѣ возлюбившіе Христа. Скорбно шествованіе по сему пути, но блаженно упокоеніе. Жестоко шествованіе, но мѣсто отдохновенія пространно. Шествованіе по оному — покаяніе, постъ, молитва, бдѣніе, смиренномудріе, духовная нищета, небреженіе о плоти, раченіе о душѣ, возлежаніе на голой землѣ, воспрещеніе себѣ омовеній, голодъ, жажда, нагота, милостыня, слезы, плачъ, воздыханіе, колѣнопреклоненія, безчестіе, гоненія, разграбленія, заушенія, рукодѣлія, бѣды, навѣты. Шествованіе по оному пути — быть укоряему и терпѣть, быть ненавидиму и не питать ненависти, злострадать и воздавать за сіе добромъ, прощать долги должникамъ, полагать душу за друзей, а наконецъ пролить кровь за Христа, когда потребуютъ того обстоятельства. Если кто пойдетъ сими узкими вратами и симъ тѣснымъ путемъ, то пріиметъ онъ блаженное воздаяніе, воздаяніе небесное, которому не будетъ никогда конца. А широкія врата и пространный путь вводятъ въ пагубу. Шествованіе по оному въ настоящемъ радостотворно, а тамъ скорбно; здѣсь сладко, а тамъ горчае желчи; здѣсь легко, а тамъ тяжело и болѣзненно; здѣсь представляется неимѣющимъ никакимъ послѣдствій и ничего не значущимъ, а тамъ, подобно дикимъ звѣрямъ, окружитъ совершившихъ путь и не покаявшихся, по слову Пророка. Ибо говоритъ онъ: въ день лютъ беззаконіе пяты моея обыдетъ мя (Псал. 48, 6), т. е. обыдетъ порочность сей жизни или хожденіе по пространному пути, которыя отчасти исчислилъ Апостолъ, говоря: яже суть, блудъ, прелюбодѣяніе, нечистота, идолослуженіе, рвеніе, завиды, ярость, распри, зависти, убійства (Гал. 5, 19-20) и тому подобное. Это — хожденіе по пути пространному; равно какъ смѣхотворства, кличи, забавы, гусли, свирѣли, пляски, омовенія, пышныя одежды, многоцѣнныя вечери, рукоплесканія и молва, беззаботныя пѣнія, мягкія постели, различныя ложа, объяденіе, братоненавидѣніе, и что всего хуже, нераскаянность и непамятованіе объ исшествіи изъ этой жизни. Таковы шествованія по сему неудобному пути, которымъ идутъ многіе; и потому найдутъ они сообразное съ симъ пристанище, вмѣсто наслажденія — голодъ, вмѣсто піянства — жажду, вмѣсто покоя — болѣзнь, вмѣсто смѣха — рыданіе, вмѣсто гуслей — плачъ, вмѣсто утучненной плоти — червя, вмѣсто беззаботности — заботу, вмѣсто плясокъ — пребываніе съ демонами, вмѣсто бездѣльныхъ занятій, ворожбы и другихъ лукавыхъ предпріятій — тму кромѣшнюю, геенну огненную и все тому подобное, что составляетъ пажити смерти, гдѣ пасетъ она овецъ своихъ, учениковъ и друзей своихъ, идущихъ путемъ широкимъ и пространнымъ, по слову Пророка. Ибо говоритъ онъ: яко овцы во адѣ положени суть, смерть упасетъ я (Псал. 48, 15).

А мы, возлюбленные братія, уклоняясь отъ сего неудобнаго пути, послушаемъ Господа, Который говоритъ: подвизайтеся внити сквозѣ тѣсныя врата: яко мнози, глаголю вамъ, взыщутъ внити и не обрящутъ (Лук. 13, 24). И другое много подобное сему вопіетъ Господь и всѣ богоносные мужи. Сей день содержа въ умѣ, святые мученики не жалѣли тѣла своего, но претерпѣвали всѣ роды мученій, увеселяясь надеждою получить вѣнцы; иные въ пустыняхъ и на горахъ подвизались, и нынѣ подвизаются въ постѣ и дѣвствѣ. Не только мужи, но и жены, — болѣе немощный полъ, шествуя узкими вратами и тѣснымъ путемъ, восхищали небесное царство. Кто же стерпитъ сей стыдъ, когда жены будутъ въ тотъ день увѣнчаны, а многіе мужи посрамлены? Ибо нѣсть тамъ мужескій полъ ни женскій (Гал. 3, 28), но каждый по труду своему получитъ награду свою. И не только бывало сіе въ пустыняхъ и на горахъ, но еще болѣе въ городахъ, на островахъ и въ церквахъ просіяло множество спасающихся; поколику каждый въ чинѣ своемъ тщательно соблюдалъ Владычнія заповѣди, просіяли епископы, пресвитеры и прочіе чины церковные; цари и князи, начала и власти; потому что Владыка Богъ не положилъ различія, не предпочелъ одного мѣста другому, но сказалъ такъ: идѣже аще собрани во имя Мое, въ пустынѣ-ли то и на горахъ и въ вертепахъ, или на всякомъ мѣстѣ владычества Моего, — ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20), и съ нимъ буду до скончанія вѣка, и въ будущій вѣкъ упасу ихъ въ безконечные вѣки.

Сіе-то страшное судилище и Сего неподкупнаго Судію имѣя въ умѣ, блаженный Давидъ каждую ночь омочалъ ложе слезами и умолялъ Бога, говоря: Господи, не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ (Псал. 142, 2), да не угодно будетъ Тебѣ, человѣколюбецъ, вести со мною прю. Не имѣя никакого оправдавія, по тому самому умилостивляю благость Твою, не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ; ибо если восхощешь сіе сдѣлать, то не оправдится предъ Тобою всякъ живый (Псал. 142, 2). Смотрите, братія, какъ блаженный Давидъ страшится онаго дня и часа, молится и готовится къ отвѣту. Посему приступите и вы, христолюбивые братія, пока не насталъ оный день, пока торжище не кончилось, пока видимо не пришелъ Богъ и не засталъ васъ неготовыми; предваримъ лице Его исповѣданіемъ, покаяніемъ, молитвами, постомъ, слезами, страннопріимствомъ; предваримъ, пока не пришелъ Онъ видимо и не нашелъ насъ неготовыми. Не престанемъ приносить покаяніе, неотступно умолять и готовиться во срѣтеніе Господу, всѣ вкупѣ, мужи и жены, богатые и бѣдные, рабы и свободные, старцы и юноши.

Смотрите, да никто не говоритъ: «много нагрѣшилъ я, нѣтъ мнѣ прощенія». Кто говоритъ это, тотъ не знаетъ, что Богъ есть Богъ кающихся, пришелъ на землю ради злостраждущихъ, и сказалъ: радость бываетъ о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 5, 10); и еще: не придохъ призвати праведныхъ, но грѣшныя въ покаяніе (Лук. 5, 32). Истинное же покаяніе состоитъ въ томъ, чтобъ удалиться отъ грѣха и возненавидѣть оный, подобно тому, кто говоритъ: неправду возненавидѣхъ и омерзихъ (Псал. 118, 163); и еще: кляхся и поставихъ сохранити судьбы Твоя (Псал. 118, 106). И тогда Богъ съ радостію пріемлетъ приходящаго къ Нему.

Но смотрите, никто да не дерзнетъ сказать: «я не согрѣшилъ». Кто говоритъ это, тотъ слѣпъ, смѣжилъ очи, самъ себя обманываетъ и не знаетъ, какъ окрадываетъ его сатана и въ словахъ и въ дѣлахъ, то чрезъ слухъ, то чрезъ глаза, то чрезъ осязаніе, то чрезъ помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и всѣ чувства чисты? Никто не безгрѣшенъ, никто не чистъ отъ скверны, никто изъ человѣковъ не свободенъ совершенно отъ вины, кромѣ Того единаго, кто насъ ради обнищалъ богатъ сый. Безгрѣшенъ Онъ одинъ — вземлющій грѣхъ міра, желающій спастись всѣмъ человѣкамъ, не хотящій смерти грѣшниковъ, человѣколюбивый, всесильный, Спаситель всѣхъ людей, Отецъ сиротъ, Судія вдовъ, Богъ кающихся, Врачъ душъ и тѣлесъ, надежда безнадежныхъ, пристань обуреваемыхъ, помощь безпомощныхъ, путь жизни, всѣхъ призывающій къ покаянію, и не отвращающійся ни отъ кого изъ кающихся. Къ Нему прибѣгнемъ и мы; потому что всѣ грѣшные, прибѣгавшіе къ Нему, улучали спасеніе.

Посему и мы, братія мои, не будемъ отчаяваться въ своемъ спасеніи. Согрѣшили мы? покаемся. Тысячекратно согрѣшили? тысячекратно принесемъ покаяніе. Богъ радуется о всякомъ добромъ дѣлѣ, преимущественно же о душѣ кающейся: ибо весь преклоняется къ ней, пріемлетъ ее собственвыми руками и призываетъ, говоря: Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися (Матѳ. 11, 28); потому что грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37); пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы въ горнемъ градѣ, гдѣ всѣ святые Мои упокоеваются въ великой радости: приступите къ той неизглаголанной, несравненной и неисповѣдимой радости, къ тѣмъ благамъ, въ няже желаютъ Ангели приникнути (1 Петр. 1, 12); приступите туда, гдѣ лики и чины праведниковъ. Тамъ Авраамово лоно пріемлетъ претерпѣвшихъ скорби, какъ пріяло нѣкогда нищаго Лазаря; тамъ отверзаются сокровища вѣчныхъ благъ Моихъ; тамъ горній Іерусалимъ — матерь первородныхъ; тамъ блаженная земля кроткихъ. Пріидите ко Мнѣ вси, и Азъ упокою вы, упокою тамъ, гдѣ все тихо и безмятежно, гдѣ все свѣтло и пріятно для зрѣнія, гдѣ нѣтъ ни обидящаго, ни притѣсненнаго, гдѣ нѣтъ уже ни грѣха, ни покаянія, гдѣ свѣтъ неприступный и радость неизглаголанная. Блажени плачущіи (Матѳ. 5, 4); плачьте, приносите покаяніе, обратитесь ко Мнѣ, и Азъ упокою вы тамъ, гдѣ нѣтъ ни труда, ни слезъ, ни заботы, ни попеченія, ни сѣтованія. Обратитесь, сыны человѣческіе, и Азъ упокою вы тамъ, гдѣ нѣсть мужескій полъ ни женскій, гдѣ нѣтъ ни діавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни ссоры, ни рвенія, но радость и миръ, упокоеніе и восторгъ. Обратитесь ко Мнѣ, и Азъ упокою вы, гдѣ вода упокоенія, и мѣсто злачно (Псал. 22, 2), и виноградъ, воздѣланный Богомъ всяческихъ, на той блаженной землѣ кроткихъ, на которой произрастаю Я — истинная лоза, Еяже Дѣлатель (какъ слышите, Іоан. 15, 1) — Отецъ. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы тамъ, гдѣ жизнь нетлѣнная и увеселеніе всякою благостію. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися, и Азъ упокою вы тамъ, гдѣ одно достолюбезное, гдѣ непрестанное радованіе, вѣчное веселіе, невечерній свѣтъ, незаходимое солнце. Возмите иго Мое на себе, и научитеся, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29) тамъ, гдѣ гласъ празднующихъ, гдѣ открываются недовѣдомыя сокровища мудрости и вѣдѣнія. Пріидйте ко Мнѣ вси, и Азъ упокою вы тамъ, гдѣ великій даръ, несравненная радость, неизмѣнное веселіе, непрекращающееся пѣснопѣніе, немолчное славословіе, непрестанное благодареніе, непрерывное богословіе, нескончаемое царство, несмѣтное богатство, безпредѣльные вѣки, бездна щедротъ, море милосердія и человѣколюбія, и все, что не можетъ быть изглаголано человѣческими устами, высказывается же только въ гаданіяхъ. Тамъ тьмы Ангеловъ, торжество первородныхъ, престолы Апостоловъ, первосѣдалища Пророковъ, скиптры патріарховъ, вѣнцы мучениковъ, похвалы праведныхъ; тамъ отложена награда и уготовано мѣсто для всякаго начала, власти и чина. Пріидите ко Мнѣ вси алчущіе и жаждущіе правды, и Я исполню васъ благами, какихъ возжелали вы, ихъ же око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Ибо сіе уготовалъ Я кающимся о пути своемъ лукавомъ; сіе уготовалъ Я для милостивыхъ и нищихъ духомъ; сіе уготовалъ Я для плачущихъ въ покаяніи; сіе уготовалъ Я для миротворцевъ; сіе уготовалъ Я для гонимыхъ, укоряемыхъ ради Меня. Пріидите ко Мнѣ вси обремененніи, отрясите и свержите съ себя бремя грѣховъ; ибо, прибѣгая ко Мнѣ, никто не оставался обремененнымъ, но бросалъ худый навыкъ, отучался отъ того искусства, какое ко вреду занялъ у діавола, научась у меня искусству доброму. Волхвы, пришедши ко Мнѣ, бросали волхованіе, и научались боговѣдѣнію; мытари оставляли мытницы и составляли изъ себя церкви; гонители переставали гнать и желали быть гонимыми. Блудницы возненавидѣли блудодѣяніе и возлюбили цѣломудріе; разбойникъ оставилъ убійства, отучился отъ разбойническаго промысла, воспринялъ чистую вѣру и сталъ жителемъ рая. Посему пріидите ко Мнѣ и вы; ибо грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37).

Слышали вы, возлюбленные, благія обѣтованія и сладчайшій гласъ Спасителя душъ нашихъ. Кто видѣлъ такого добраго врача? Посему пріидите, поклонимся и припадемъ Ему, исповѣдуя грѣхи свои. Слава человѣколюбію Его, слава долготерпѣнію Его, слава благости Его, слава снисхожденію Его, слава щедротамъ Его, слава царству Его, слава, честь и поклоненіе имени Его во вѣки. Аминь.

Еще скажу, и не престану говорить: не полѣнимся, не убоимся, мы грѣшные, не перестанемъ взывать день и ночь со слезами; ибо Онъ милостивъ и не лживъ, несомнѣнно сотворитъ отмщеніе за вопіющихъ къ нему день и ночь. Онъ Богъ кающихся, Отецъ, Сынъ и Святый Духъ. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 216-235.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0