Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

37. Слово о всеобщемъ воскресеніи, о покаяніи и любви, о второмъ пришествіи Господа нашего Іисуса Христа [1].

Не будемъ, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемѣрной любви; потому что многократно падаемъ всякій день и часъ. И посему пріобрѣтемъ любовь; ибо она покрываетъ множество грѣховъ. Что пользы, братія, если имѣемъ все, но не имѣемъ спасающей насъ любви? Что пользы, если кто учредитъ великій обѣдъ, позоветъ царя и князей, все приготовитъ къ угощенію безъ всякаго недостатка, но не будетъ у него соли? Невозможно и вкусить такого обѣда. Не только траты звавшаго будутъ напрасны и труды погибнутъ, но и его самого осмѣютъ позванные. Такъ и здѣсь, братія мои, что пользы трудиться намъ на вѣтеръ, если нѣтъ въ насъ любви? Безъ любви всякое дѣло нечисто. Если хранитъ кто дѣвство, если постится или пребываетъ во бдѣніи, если молится или даетъ у себя пріютъ бѣднымъ, если въ даръ Богу приноситъ или начатки или и всѣ плоды, если строитъ церкви или иное что большее дѣлаетъ: все сіе безъ любви ни во что не вмѣнится предъ Богомъ; потому что неблагоугодно сіе Богу. Итакъ ничего не предпринимай дѣлать безъ любви. Если же скажешь: хотя и ненавижу брата своего, однакожъ люблю Христа, то окажешься лжецомъ. Обличаетъ тебя Іоаннъ Богословъ, говоря: не любяй брата своего, егоже видѣ, Бога Егоже не видѣ, како можеть любити (1 Іоан. 4, 20)? Посему явно, что если кто имѣетъ ненависть къ брату своему и думаетъ о себѣ, что любитъ онъ Бога, то онъ лжецъ и самъ себя прельщаетъ. Ибо еще говоритъ Іоаннъ: сію заповѣдь имамы отъ Него, да любяй Бога, любитъ и брата своего (1 Іоан. 4, 21). И Господь также говоритъ: въ сію обою заповѣдь весь законъ и пророцы висятъ (Матѳ. 22, 40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имѣетъ любовь, тотъ исполняетъ весь законъ; ибо исполненіе закона любы есть (Рим. 13, 10). О, несравненная сила любви! О, безмѣрная сила любви! Ни на небѣ, ни на землѣ нѣтъ ничего драгоцѣннѣе любви. Она — божественная любовь — есть возглавленіе добродѣтелей; любовь — причина всѣхъ благъ; любовь — соль добродѣтелей; любовь — конецъ закона. Она вселялась въ сердцѣ Авелевомъ; она была содѣйственницею Патріарховъ; она охраняла Моисея; она обитала во Пророкахъ; она содѣлала Давида жилищемъ Святаго Духа; она укрѣпляла Іова. И почему не сказать важнѣйшаго? — Она низвела къ намъ съ небесъ Сына Божія. Любовію явлены намъ всѣ блага: разрушена смерть, плѣненъ адъ, воззванъ Адамъ; любовію составлена изъ Ангеловъ и человѣковъ единая паства; любовію отверзтъ рай, обѣщано намъ небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрѣпляла мучениковъ; она пустыни преобразовала въ общежитія; она горы и вертепы наполнила псалмопѣніями; она мужей и женъ научила идти узкимъ и тѣснымъ путемъ. Но долго ли не положу конца слову о любви? Кто въ состояніи пересказать всѣ заслуги любви? Даже и Ангелы не перескажутъ ихъ, какъ должно. О, блаженная любовь, подательница всѣхъ благъ! Блаженны и преблаженны тѣ, которые пріобрѣли истинную и нелицемѣрную любовь, какъ сказалъ Владыка, что больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. 15, 13). Сію-то божественную любовь имѣя, Апостолъ Павелъ говоритъ: любовь не дѣлаетъ ближнему зла, не воздаеть зломъ за зло, злословіемъ за злословіе (Рим. 12, 14). Кто пріобрѣлъ сію любовь, тотъ ни предъ кѣмъ не гордится, никому не завидуетъ, не гнѣвается, не ропщетъ, никогда не имѣетъ ненависти къ брату. Кто имѣетъ сію любовь, тотъ любитъ не только любящихъ, но и оскорбляющихъ его. Имѣя сію божественную любовь первомученикъ Стефанъ молилъ Бога за побивающихъ его камнями, говоря: Господи, не постави имъ грѣха сего (Дѣян. 7, 60). Блаженъ человѣкъ, который всѣмъ пренебрегъ и пріобрѣлъ любовь. Мзда его возрастаетъ съ каждымъ днемъ; ему уготованъ вѣнецъ, всѣ Ангелы ублажаютъ его; Владыка никогда не отлучается отъ него; потому что Богъ любы есть, и пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ (1 Іоан. 4, 16).

Сіе сказано о любви; мы же возвратимся опять къ предположенному и будемъ говорить о покаяніи и о будущемъ судѣ.

О семъ, возлюбленные, будемъ помышлять день и нощь, имѣя предъ очами послѣдній часъ; и не забывайте о неугашаемомъ никогда огнѣ. Да будетъ неотступно въ устахъ вашихъ псаломъ; призываемое нами имя Божіе прогоняетъ бѣсовъ. Гдѣ псаломъ, тамъ и Богъ; а гдѣ діавольскія пѣсни, тамъ гнѣвъ Божій и горе. Гдѣ священныя книги и чтенія, тамъ веселіе праведныхъ и спасеніе душъ; а гдѣ гусли и ликованія, тамъ омраченіе мужей и женъ и праздникъ діавольскій. Что же пользы, братія, здѣсь часъ какой-нибудь ликовать и праздновать, а тамъ вѣки мучиться? Размыслимъ, что въ тотъ часъ ни малой не принесутъ намъ пользы всѣ концы земли. Утвердимся въ той мысли, что тамъ никто не возможетъ помочь другому, но каждый нося собственное свое бремя, будемъ стоять въ ожиданіи приговора, какой выйдетъ ему. Сіе содержа въ умѣ, возлюбленые, цѣломудренно, праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, какъ научилъ Апостолъ (Тит. 2, 12). Очистимъ себе отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Отложимъ дѣла темная (Рим. 13, 12) и языческіе поступки и не будемъ ходить, какъ ходятъ прочіе языки.

Совершая памяти святыхъ, будемъ воспоминать о всѣхъ немоществующихъ, вдовахъ, сиротахъ, странникахъ, нищихъ, заключенныхъ въ темницѣ, живущихъ въ пустыняхъ, въ горахъ, въ вертепахъ, въ пропастяхъ земныхъ. Почтимъ праздники, празднуя не пышно, но божественно, не по мірскому, но премирно, и по-христіански. Не будемъ увѣнчивать преддверій, составлять лики, нѣжить слухъ свой свирѣлями и гуслями; не будемъ наряжаться въ роскошныя одежды. Почтимъ праздники не блескомъ золота, не украшеніями, не піянствомъ, но предоставимъ сіе Еллинамъ и Іудеямъ, увѣнчаемъ же преддверія свои честнымъ и животворящимъ крестомъ Спасителя, говоря съ Апостоломъ: мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа (Гал. 6, 14). Назнаменуемъ животворящій крестъ и на дверяхъ своихъ, и на челѣ, и на персяхъ, и на устахъ, и на всякомъ членѣ своемъ, и вооружимся симъ непобѣдимымъ христіанскимъ оружіемъ, побѣдителемъ смерти, надеждою вѣрныхъ, свѣтомъ для концевъ земли, симъ оружіемъ отверзающимъ рай, низлагающимъ ереси, симъ утвержденіемъ вѣры, великимъ хранилищемъ и спасительною похвалою православныхъ. Сіе-то оружіе будемъ, христіане, носить при себѣ во всякомъ мѣстѣ и днемъ и ночью, во всякій часъ и во всякую минуту. Безъ него не дѣлай ничего; но спишь ли, встаешь ли отъ сна, работаешь, ѣшь, пьешь, находишься въ пути, плывешь по морю, переходишь рѣку, украшай всѣ члены свои животворящимъ крестомъ, и не пріидетъ къ тебѣ зло, и рана не приближится тѣлеси твоему (Псал. 90, 10). Сопротивныя силы, видя крестъ, отступаютъ съ трепетомъ. Крестъ освятилъ вселенную; онъ разсѣялъ тму и возвратилъ свѣтъ; онъ потребилъ заблужденіе; онъ собралъ народы отъ востока и запада, сѣвера и юга, и соединилъ ихъ любовію въ единую Церковь, въ единую вѣру, въ единое крещеніе. Крестъ — непреоборимый оплотъ православныхъ. Какія уста или какой языкъ достойно восхвалитъ непреоборимое оружіе Царя Христа? Крестъ водруженъ былъ на лобномъ мѣстѣ, и тотчасъ произрастилъ гроздъ нашей жизни. Симъ досточестнымъ оружіемъ Христосъ Спаситель нашъ расторгъ всепожирающее чрево ада и заградилъ многокозненныя уста діаволу. Его увидѣвъ, страшная смерть освободила всѣхъ, кѣмъ возобладала съ прародителя. Имъ вооружившись, блаженныя Апостолы попрали всю силу вражію. Имъ, какъ бронею облекшись, Христовы воины и мученики обратили въ ничто всѣ вымыслы и дерзости мучителей. Его нося, отрекшіеся отъ міра съ великою готовностію поселяются на горахъ и дѣлаютъ себѣ обители въ вертепахъ и въ пропастяхъ земныхъ. О, какъ безмѣрна благость человѣколюбца Бога! Сколько благъ даровалъ Онъ крестомъ человѣческому роду!

И при скончаніи міра, во второе пришествіе Господне, крестъ первый опять явится на небѣ съ великою славою и многочисленнымъ ангельскимъ воинствомъ, устрашая и поражая враговъ, радуя же и озаряя вѣрныхъ и возвѣщая о пришествіи великаго Царя. Сіе и еще большее сего можно сказать о честномъ крестѣ.

А что потомъ, то есть, что за крестомъ послѣдуетъ; въ разсужденіи того скажу только, каково оно. Именно же, это выше слова и понятія, превосходитъ всякое о томъ повѣствованіе, и устрашаетъ всякій слухъ. Увы мнѣ, братія мои христолюбивые! Воспомянулъ я о семъ часѣ, и пришелъ въ трепетъ, и отъ великаго страха намѣревался здѣсь прекратить слово, помышляя о томъ, что откроется въ слѣдъ за честнымъ крестомъ. Ибо кто скажетъ сіе, или кто осмѣлится выговорить это? Какія уста возвѣстятъ? Какой языкъ проглаголетъ? Какой голосъ объявитъ? Какой слухъ вмѣститъ въ себѣ, чего не въ состояніи стерпѣть и небеса? Ибо подобныхъ великихъ и страшныхъ чудесъ не было и не будетъ во всѣ роды. Нынѣ не рѣдко, если сильнѣе блеснетъ молнія или прогремитъ громъ, всѣхъ приводитъ въ ужасъ, и всѣ, преклоняясь къ землѣ, трепещемъ отъ страха; какъ же снесемъ тогда, какъ услышимъ гласъ трубы страшно звучащей и пробуждающей всѣхъ отъ вѣка почившихъ праведниковъ и грѣшниковъ? Тогда кости рода человѣческаго во адѣ, услышавъ гласъ трубы, со тщаніемъ потекутъ, ища своихъ составовъ. Какъ скоро увидимъ, что все естество человѣческое востало, и каждый востаетъ съ мѣста своего, и отъ концевъ земли ведутся всѣ на судъ; тогда какой страхъ, какой трепетъ обниметъ насъ? Ибо повелитъ Великій Царь, и тотчасъ со трепетомъ и тщаніемъ дадутъ и земля своихъ мертвецовъ, и море своихъ, и адъ отдастъ собственныхъ своихъ мертвецовъ; и если кого похитилъ звѣрь, или раздробила рыба, или расхитила птица, всѣ предстанутъ въ мгновеніе ока, и не въ одномъ волосѣ не окажется недостатка. Когда увидимъ, что огненная рѣка съ яростію течетъ съ востока, подобно свирѣпому морю, и поядаетъ горы и дебри, пожигаетъ всю землю и дѣла, яже на ней; тогда, возлюбленные, отъ огня сего оскудѣютъ источники, исчезнутъ рѣки, изсохнетъ море, восколеблется воздухъ, звѣзды спадутъ съ неба, солнце затмится, луна превратится въ кровь, и небо свіется аки свитокъ. Когда же увидимъ, что Ангелы посланы, текутъ со тщаніемъ и собираютъ избранныхъ рабовъ Божіихъ отъ конецъ небесъ до конецъ ихъ, когда увидимъ небо новое и землю новую, когда увидимъ уготовляемый страшный престолъ, когда узримъ знаменіе Сына человѣческаго, явившееся на небѣ — честный и животворяющій крестъ, озаряющій всѣ концы земли; тогда, узрѣвъ явившійся въ высотѣ сей царскій и страшный скипетръ, уразумѣетъ каждый, что въ слѣдъ за нимъ въ оный часъ скоро явится Царь. Кто же срѣтитъ Христа и оправдится? Если созналъ онъ свои преткновенія и паденія, то обнаженный и скорбный предстанетъ въ ожиданіи приговора, какой выйдетъ ему. Ибо каждый увидитъ, что собственныя дѣла его, и добрыя и худыя, стоятъ предъ лицемъ его. Тогда шествовавшіе путемъ узкимъ и тѣснымъ, всѣ искренно покаявшіеся, всѣ милостивые и страннопріимные предстанутъ веселыми, съ великою радостію, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великиго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 13), Ибо грядетъ Онъ увѣнчать подвизавшихся во бдѣніяхъ, молитвахъ и псалмопѣніяхъ. Грядетъ ублажать плакавшихъ о своихъ грѣхопаденіяхъ; грядетъ возвеселить милостивыхъ; грядетъ возвысить обнищавшихъ ради имени Его, не любившихъ міра и всего, что въ мірѣ, но все оставившихъ и послѣдовавшихъ Ему единому; грядетъ не съ земли уже, но съ неба, подобно страшной молніи. Тогда будетъ великій вопль: се Женихъ грядетъ, се приближается Судія, се открывается Судія судей, се Богъ всяческихъ идетъ судить вселенную и воздати каждому по дѣламъ его. Тогда, братія мои возлюбленные, отъ вопля сего содрогнутся и утроба земли отъ предѣловъ и до предѣловъ ея, и море, и всѣ бездны. Тогда, возлюбленные, всякаго человѣка объимутъ страхъ, трепетъ и изступленіе, отъ вопля сего и отъ гласа трубы и отъ чаянія того, чтó грядетъ на вселенную. Тогда Силы небесныя подвигнутся; и вотъ предшествуютъ молніи, текутъ впереди воинства ангельскія, уготовляются лики Архангеловъ, Херувимы, Серафимы и многоочитые съ крѣпостію громогласно взываютъ: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, Сый, Иже бѣ и грядый Вседержитель (Апок. 4, 8). И вся тварь на небѣ и на землѣ съ силою взываетъ: благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царей и Князь князей подобно страшной молніи съ силою многою и несравнимою славою, и узритъ его всяко око, и иже Его прободоша, и плачъ сотворятъ о себѣ вся колѣна земная (Апок. 1, 7). Тогда небо и земля предадутся бѣгству, какъ предвозвѣстилъ Іоаннъ, говоря: видѣхъ престолъ великъ бѣлъ и сѣдящаго на немъ, Егоже отъ лица Его бѣжа небо и земля (Апок. 20, 11). Увы, гдѣ станемъ мы грѣшные? Тогда, какъ сказалъ (Матѳ. 19, 18), сядетъ Онъ на престолѣ славы и соберутся предъ Нимъ всѣ языки. Какая же найдется душа, которая бы въ состояніи была вынести, когда поставлены будутъ престолы, возсядетъ Судія, и раскроются книги? Тогда увидимъ безчисленныя ангельскія Силы со страхомъ стоящія окрестъ; тогда дѣла каждаго по порядку будутъ прочтены и объявлены предъ Ангелами и человѣками; тогда исполнится пророчество Даніила, который говоритъ: азъ Даніилъ зряхъ, дондеже престоли поставишася, и Ветхій денми сѣде, и одежда Его бѣла аки снѣгъ, и власы главы Его аки волна чиста, престолъ Его пламень огненный, колеса Его огнь палящъ. Рѣка огненная течаше исходящи предъ Нимъ: тысячи тысящъ служаху Ему, и тьмы темъ предстояху Ему. Судище сѣде, и книги отверзошася (Дан. 7, 9-10). Великъ страхъ, братія, будетъ въ часъ тотъ, когда откроются страшныя сіи книги, гдѣ написаны и дѣла наши, и слова наши, и чтó содѣлали мы въ жизни сей, и чтó думали скрыть отъ Бога, испытующаго сердца и утробы! Тамъ записаны всякій поступокъ и всякое помышленіе человѣческое, все и доброе и худое. О сколько слезъ потребно намъ ради сего часа, о которомъ нерадимъ; ибо слезами и милостынями можемъ изгладить написанныя вины! О, сколько будемъ стенать и жалобно плакать, когда увидимъ неизреченное небесное Царство, и также по другую сторону увидимъ открывающіяся страшныя мученія, посрединѣ же все естество человѣческое отъ прародителя Адама до рожденнаго послѣ всѣхъ; — и всѣ покланяются на лицо свое. Тогда исполнится написанное слово: живу Азъ, глаголетъ Господь: яко Мнѣ поклонится всяко колѣно (Рим. 14, 11). И еще Апостолъ говоритъ: о имени Іисусъ Христовѣ всяко колѣно поклонится небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ во славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Аминь.

Христолюбивые слушатели спросили: учитель, скажи намъ и о томъ, чтó послѣдуетъ за симъ, и какъ будутъ допрашиваемы?

Отвѣтъ. Тогда, братія мои христолюбивые, все человѣчество будетъ стоять между царствомъ и осужденіемъ, между жизнію и смертію, между радостію и печалію, и всѣ, поникнувъ долу, увидятъ стоящихъ предъ судилищемъ и допрашиваемыхъ, особенно же тѣхъ, которые жили въ нерадѣніи. И видя сіе, опять поникнутъ долу и станутъ размышлять о дѣлахъ своихъ. И каждый увидитъ стоящими предъ собою собственныя дѣла свои, и добрыя и худыя, какія кто предпослалъ. Тогда поступившіе худо и не покаявшіеся, сѣтуя, скажутъ: «о! почему не подвизались мы бѣдные, но губили время въ нерадѣніи, забавляясь и служа другимъ забавой? Почему не были бдительными? Для чего не постились? Для чего не имѣли жалости къ бѣднымъ? Для чего завидовали мы несчастные и поступали худо? Для чего не покаялись, когда было время покаянію, но провели жизнь, смѣясь, роскошествуя, предаваясь разсѣянности? И нѣтъ уже времени къ покаянію. Чтó будемъ дѣлать, потому что постигъ насъ страшный день и часъ, о которомъ часто мы слышали и смѣялись? Что будемъ дѣлать мы, жалкіе, потому что книги разогнуты и судятъ всѣхъ?» Такъ разсуждая о себѣ, услышатъ они гласъ Судіи, Который страшно возгласитъ и скажетъ: «покажите дѣла свои, и получите мзду». И въ часъ сей подвигнутся всѣ чины христіанъ, архіереи и діаконы и прочіе чины церковные. Ибо, какъ говоритъ Апостолъ, каждый востанетъ въ чинѣ своемъ дать отвѣтъ Богу. Тогда подвигнутся цари и властители, мудрые и богатые и бѣдные, потому что насталъ часъ пожать каждому посѣянное имъ.

Христолюбивые слушатели спросили: скажи намъ, рабъ Божій, еще о томъ, чтó услышатъ или потерпятъ они послѣ сего?

Отвѣтъ. Увы мнѣ, братія мои христолюбивые! желаю сказать, что будетъ и послѣ сего, но удерживаетъ меня страхъ, оскудѣваетъ у меня голосъ, слезы предваряютъ слово, мутится мысль; потому что повѣствованіе страшно.

Христолюбцы. Скажи, ради Господа, къ нашей пользѣ.

Учитель говоритъ: Тогда, христолюбцы, у каждаго будетъ освидѣтельствована печать христіанства, какую принялъ на себя каждый въ вселенской Церкви съ крещеніемъ, и потребуются у каждаго чистая вѣра, несокрушенная печать, неоскверненный хитонъ и доброе исповѣданіе, какое далъ онъ при многихъ свидѣтеляхъ, говоря: отрицаюсь сатаны и всѣхъ дѣлъ его, не одного, или двухъ или пяти худыхъ дѣлъ, но всѣхъ дѣлъ діавольскихъ. Итакъ сіе-то доброе отреченіе потребуется у насъ въ тотъ часъ, и блаженъ, кто сохранилъ оное, какъ обѣщалъ. Ибо въ одномъ словѣ отрицается онъ всѣхъ дѣлъ діавольскихъ: мерзостнѣйшихъ прелюбодѣйствъ, блуда, убійствъ, нечистоты, зависти, татьбы, злословія, досады, раздраженія, празднословія, піянства, памятозлобія, соперничества, гордости, лѣности, смѣха, игранія на цѣвницахъ, плясокъ, свиряній, скаканій, зрѣлищъ, бѣсовскихъ пѣсней, любостяжанія, братоненавидѣнія, и, что составляетъ крайній предѣлъ всего худаго, ворожбы, идолослуженія, чародѣйства. Сего и подобнаго сему отрицается всякій христіанинъ при святой купѣли. Въ семъ-то отреченіи потребуется у насъ отчетъ въ часъ тотъ.

Христолюбцы. Скажи намъ, что и за симъ послѣдуетъ, и какъ будутъ допрашиваемы?

Учитель говоритъ: Съ болѣзнію буду говорить, и скажу съ воздыханіями и слезами; потому что невозможно безъ слезъ повѣствовать о томъ, такъ какъ это будетъ послѣднее. Тогда, христолюбцы, послѣ того, какъ всѣ будутъ испытаны и истязаны, и дѣла всѣхъ объявлены предъ Ангелами и человѣками, и упразднятся всякое начало, и власть, и сила и всѣ враги положены подъ ноги Его, тогда, наконецъ, какъ сказалъ Господь (Матѳ. 25, 32-33), разлучитъ ихъ другъ отъ друга, яко же пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищъ, и поставитъ овцы одесную Себе. Овецъ, у которыхъ есть добрые плоды, овецъ, которыя знаютъ Пастыря, овецъ запечатлѣнныхъ, соблюдающихъ неповрежденную печать, овецъ, послѣдовавшихъ за великимъ Пастыремъ, Который сказалъ: идите за Мною, овецъ, неосквернившихъ святой вѣры еретическими хулами, сихъ овецъ поставитъ одесную Себя. Козлищъ же ошуюю. Сіи козлища суть тѣ, у которыхъ нѣтъ плода, которые прогнѣвляли Пастыря; это козлища, пасущіяся съ еретиками и сквернящія святую вѣру. Они скакали, плясали, забавлялись, ликовали и, собравъ себѣ горе, вышли изъ жизни сей лишенными всякаго добраго дѣла, исполненными всякой нечистоты. Видя ихъ, Богъ отвратитъ очи Свои отъ нихъ и поставитъ ихъ ошуюю. Тогда скажетъ сущимъ одесную Его: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте обѣщанное вамъ Царствіе (Матѳ. 25, 34). Пріидите сыны свѣта Моего, пріидите благословенные наслѣдники Царства Моего, пріидите ради Меня обнищавшіе, алкавшіе и жаждавшіе, не возлюбившіе міра, ни всего, что въ мірѣ. Пріидите ради Меня оставившіе всякую мірскую область и радость, сродниковъ и друзей, родителей и чадъ. Пріидите вселившіеся въ пустыняхъ, горахъ, вертепахъ и пропастяхъ земныхъ, вмѣстѣ со звѣрями, и вселитесь съ Ангелами на небесахъ. Пріидите всѣ милостивые и страннопріимные, пріидите всѣ шествовавтіе узкимъ и тѣснымъ путемъ. Пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдупте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра». Тогда скажетъ и сущимъ ошуюю: «Идите отъ Меня всѣ проклятые въ огнь кромѣшній. Идите отъ Меня ненавистники, немилосердые, братоненавистники, христоненавистники. Вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали пречистыхъ Моихъ Евангелій и блаженныхъ Моихъ учениковъ, и Я не услышу плача вашего; вы роскошествовали на землѣ, насладились благами въ жизни своей. Тамъ ежедневно Я взывалъ чрезъ Писанія, и вы, слыша, насмѣхались надъ читающими. И теперь говорю: не вѣмъ васъ. Идите отъ Меня проклятые въ огнь кромѣшній и вѣчный, уготованный діаволу и аггеламъ его». Тогда пойдутъ они въ муку вѣчную, а праведники въ жизнь вѣчную.

Христолюбцы сказали: На одинаковое ли мученіе пойдутъ всѣ, или мученія различны?

Учитель говоритъ: Различны мученія, какъ слышали вы въ Евангеліи. Посему тма кромѣшняя въ особой странѣ; геенна огненная — иное мѣсто; скрежетъ зубомъ — особое мѣсто; червь неусыпающій въ другомъ мѣстѣ; езеро огненное — другое мѣсто; тартаръ — особое мѣсто; огнь неугасимый — въ особой странѣ; рѣка огненная — въ иномъ мѣстѣ. На сіи-то мученія распредѣлены будутъ несчастные, каждый по мѣрѣ грѣхопаденій своихъ. И какъ есть различіе въ грѣхахъ, такъ различны и мученія.

Христолюбцы. Скажи намъ и о различіи мученій.

Учитель говоритъ: Иначе мучится прелюбодѣй, иначе блудникъ, иначе убійца, иначе тать и иначе піяница. Осквернившіе себя ересями услышатъ: да возмется нечестивый, да не видитъ славы Господни (Ис. 26, 10). Которые имѣютъ вражду другъ на друга, и прилучится имъ преселиться изъ жизни, тѣ найдутъ себѣ неумолимое осужденіе и, какъ ненавистные, посланы будутъ во тму кромѣшнюю; потому что возненавидѣли Христа, сказавшаго: любите другъ друга, и прощайте другъ другу. Горе тогда блуднику, горе прелюбодѣю, горе піяницѣ, горе чародѣямъ и гадателямъ, горе тѣмъ, которые дѣлаютъ волшебныя надписанія, ворожбы, волхвованія, вдаются въ пытливость, и не только сами дѣлаютъ сіе, но и прибѣгаютъ къ дѣлающимъ! Горе піющимъ вино съ тимпанами и ликами, горе оскверняющимъ себя еретическими хулами, горе ругающимся надъ божественными Писаніями, горе погубившимь время покаянія въ смѣхѣ и разсѣянности; потому что съ горькими слезами взыщутъ того времени, которое худо расточили, и не найдутъ онаго! Горе оправдывающимъ нечестиваго ради даровъ, горе похищающимъ чужое, и скажу коротко: горе всѣмъ, которымъ выпадетъ жребій стоять ошуюю, когда услышатъ: идите отъ Меня, отъидите проклятые и ненавистные къ дѣламъ своимъ, не вѣмъ васъ. И тотчасъ прійдутъ они въ смятеніе, пойдутъ, изгнаны будутъ изъ судилища съ великимъ плачемъ и преданы въ руки смерти, да упасетъ я, какъ написано (Псал. 48, 15).

Христолюбцы. Просимъ тебя, Божій рабъ, извѣстить насъ вполнѣ и о томъ, какъ сіи несчастные пойдутъ въ муку.

Учитель, опять заплакавъ и ударяя руками въ перси, отвѣчалъ имъ такъ: братія мои христолюбивые, какую скорбную повѣсть желаете вы слышать! О страшный и трепетный часъ! Увы, увы мнѣ, возлюбленные мои! Кто осмѣлится пересказать, или у кого достанетъ силы выслушать сіе страшное и послѣднее повѣствованіе! У кого есть слезы, плачьте, а кто не имѣетъ слезъ, пріидите, выслушайте, чтó ожидаетъ васъ, чтобъ не быть намъ нерадивыми о своимъ спасеніи. Ибо тогда разлучены будутъ, другъ съ другомъ, этою жалостною разлукою и пойдутъ въ путь, съ котораго нѣтъ возврата. Тогда епископы будутъ разлучены съ соепископами, пресвитеры съ сопресвитерами, діаконы съ содіаконами, иподіаконы и чтецы съ сослужителями своими. Тогда разлучены будутъ нѣкогда царствовавшіе, станутъ плакать, какъ дѣти, и будутъ изгнаны какъ невольники. Тогда возстенаютъ князи, всѣми будутъ оставлены, посмотрятъ туда и сюда, и нѣтъ помогающихъ; ни богатства не видно, ни льстецы не стоятъ предъ ними. Тогда разлучены будутъ монахи, жившіе въ нерадѣніи, любившіе міръ и разсуждавшіе по-мірскому. Тогда разлучены будутъ родители и чада, отецъ и сынъ, матери и дочери, друзья съ друзьями, сродники съ сродниками. Тогда жалкимъ образомъ разлучены будутъ супруги, не сохранившіе ложа неоскверненнымъ. Но не стану говорить о прочемъ; потому что страхъ объемлетъ меня при семъ моемъ повѣствованіи. Тогда, наконецъ, изгоняемые, понуждаемые и бичуемые свирѣпыми ангелами, побѣгутъ, скрежеща зубами и все чаще и чаще обращаяся назадъ, чтобъ видѣть праведныхъ, съ которыми разлучены. И видятъ ту радость и тотъ свѣтъ, съ которыми разлучены, и горько станутъ плакать, и наконецъ сокроются, потерявъ возможность видѣть что-либо позади себя. И приближатся къ самому страшному мѣсту, гдѣ опять будутъ разлучены и распредѣлены на всѣ роды мукъ. Тогда, видя, что приговоръ рѣшителенъ, что нѣтъ за нихъ ходатая, и не будетъ помилованія, чтобы возвратиться имъ назадъ, съ горькимъ рыданіемъ скажутъ: «о сколько времени погубили мы въ нерадѣніи! О какъ насмѣялся надъ нами суетный міръ! Почему мы, видя, что другіе подвизаются, сами не подвизались, но слыша божественныя Писанія смѣялись, издѣвались надъ читающими? Тамъ Богъ говорилъ чрезъ Писанія, и мы не внимали; здѣсь мы вопіемъ, а Онъ отвращаетъ отъ насъ лице Свое. Что пользы принесъ намъ цѣлый міръ? Гдѣ отецъ, родившій насъ? Гдѣ матерь, чревоболѣвшая нами? Гдѣ дѣти? Гдѣ друзья? Гдѣ богатство? Гдѣ имѣнія? Гдѣ шумъ окружающихъ и обѣды? Гдѣ великая и безполезная суетливость въ жизни? Гдѣ родные и знакомые? Гдѣ цари, властители и мудрецы? Почему нѣтъ намъ никакой отъ нихъ пользы»? Тогда, видя, что совершенно оставлены Богомъ и святыми, съ воздыханіями и горькими слезами взывая, скажутъ: простите, святые и праведные, съ которыми мы разлучены, простите, друзья и сродники, простите, отцы и матери, простите, сыновья и дочери, простите, Апостолы, простите, Пророки и мученики Господни; прости и Ты, Владычица Богородица, много потрудившаяся въ молитвахъ о нашемъ спасеніи, но мы сами не захотѣли покаяться и спастись; прости и ты, честный и животворящій Крестъ; прости рай сладости, насажденный Господомъ, прости горній Іерусалимъ, матерь первородныхъ, прости Царство небесное, которому не будетъ конца, простите всѣ; мы не увидимъ уже болѣе никого изъ васъ и идемъ на осужденіе, которому не будетъ конца и послабленія». И наконецъ, пойдетъ каждый въ уготованное мѣсто, какое самъ себѣ приготовилъ, не захотѣвъ покаяться, чтобъ избавиться отъ гнѣва и сей нужды. И за сіе-то будутъ мучиться во всѣ вѣки.

Слышали, братія мои, приговоръ; слышали, чтó потерпятъ нерадивые, слышали о томъ страшномъ днѣ и лютомъ часѣ? Озаботимся, братія; это такой часъ, который подвергнетъ испытанію цѣлую жизнь нашу. О семъ трепетномъ часѣ божественное Писаніе въ святыхъ церквахъ отъ востока до запада вопіетъ, предрекаетъ и свидѣтельствуетъ, чтобы намъ не посрамиться въ часъ сей. О семъ часѣ говорилъ Пророкъ Давидъ: яко Ты воздаси комуждо по дѣломъ его (Псал. 61, 13). О семъ часѣ вопіялъ Апостолъ: блюдите, како опасно ходите (Ефес. 5, 15); страшно еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31). О семъ часѣ сказалъ Владыка Христосъ: подвизайтеся внити сквозѣ тѣсная врата (Лук. 13, 24). Часъ сей содержа въ умѣ, святые оставили всѣ пріятности жизни, домы, богатства, овецъ, воловъ, коней, друзей, братьевъ, сродниковъ, дѣтей, роскошь, бани, земли, судилища, и, все оставивъ, бѣжали въ пустыни, въ горы, въ вертепы и пропасти земныя; лишени, скорбяще, озлоблени, чтобы не посрамиться имъ въ часъ сей. И не только мужи, но и жены, возлюбивъ узкій и тѣсный путь, восхитили небесное Царство. Ибо о Христѣ Іисусѣ Господѣ нѣсть мужескій полъ, ни женскій (Гал. 3, 28), но каждый пріиметъ особую свою мзду, по собственному своему труду, какъ написано (1 Кор. 3, 15). Блаженны рачительные, блаженны плачущіе, блаженны тѣ, которые въ часъ этотъ окажутся друзьями Христовыми; блаженны бодрствующіе въ милостынѣ, блаженны не усыпающіе въ молитвахъ, блаженны каждый день трудящіеся о спасеніи душъ своихъ, блаженны терпѣливо ударяющіе въ дверь Христову, блаженъ человѣкъ, который разсыпалъ бремя грѣховъ своихъ, пока еще было время; блаженъ, кто купилъ елея, пока еще не кончилось торжище. Блаженъ рабъ той, егоже пришедъ Господь обрящетъ тако творяща (Матѳ. 24, 46). Блаженны и мы, братія, если, ударяя въ дверь, не впадемъ въ уныніе; потому что отворитъ намъ, и не лживъ Сказавшій: толцыте, и отверзется вамъ (Матѳ. 6, 7), и еще: грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37). Онъ Богъ нашъ, Онъ сотворилъ насъ. Ему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По славянскому переводу, ч. I, слово 103.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 235-251.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0