Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

39. Слово на Честный и Животворящій крестъ и на второе пришествіе, а также о любви и милостынѣ.

Всякій праздникъ и всякое дѣяніе Господа нашего Іисуса Христа — намъ вѣрнымъ спасеніе и похвала. Но похвала похвалъ — крестъ; но праздниковъ праздникъ — когда пожренъ бысть за ны Пасха, Христосъ (1 Кор. 5, 7), лучше же сказать, когда возсталъ изъ мертвыхъ Агнецъ Божій, вземляй грѣхъ міра (Іоан. 1, 29). Это — госпожа и царица праздниковъ.

Но и всѣ другіе праздники святы и досточестны, и, различаясь между собою въ славѣ, осіяваются блистаніемъ Божества. Достойнымъ же образомъ чтитъ и вѣрно празднуетъ ихъ ревнитель заповѣдей Божіихъ. А нечистые и оскверненные грѣхами и въ праздникъ не празднуютъ. Прекрасный и богоугодный праздникъ — покаяніе со слезами, воздержаніе отъ грѣховъ, познаніе Бога и вожделѣніе вѣчныхъ благъ. Когда такъ празднуютъ, и на небесахъ бываетъ радость, и Церковь веселится и ликуетъ и созываетъ всѣхъ праведныхъ, говоря: радуйтесь со мною, яко сынъ мой сей мертвъ бѣ прегрѣшеніями, и оживе покаяніемъ (Лук. 15, 24). Прекрасный и богоугодный тамъ праздникъ, гдѣ сопразднуетъ Христосъ, гдѣ совершаются Его празднества, и чествуются божественныя Писанія. Христосъ же сопразднуетъ тамъ, гдѣ празднующіе соединены во имя Его любовію, безъ всякой вражды и безъ всякаго лицемѣрія. Христосъ сопразднуетъ тамъ, гдѣ прислуживаютъ нищимъ, гдѣ утѣшаютъ сиротъ, гдѣ упокоеваютъ странниковъ. Христосъ сопразднуетъ тамъ, гдѣ чествованіе Богу во псалмѣхъ и пѣніяхъ и пѣснехъ духовныхъ (Ефес. 5, 19). Такъ празднующіе соединены во имя Его. Посредѣ ихъ, по обѣтованію (Матѳ. 18, 20), обрѣтается Христосъ. Поелику же Владыка посредѣ ихъ; то никто не дѣлаетъ имъ вреда. Такъ будемъ чествовать Господни праздники не пышно, но божественно, не по мірскому, но премірно. Не будемъ увѣнчивать преддверія, составлять лики, украшать лица, нѣжить слухъ свирѣлями и гуслями, облекаться въ легкія ризы и въ блескъ золота. Не будемъ праздновать козлогласованіи и піянствы (Рим. 13, 31). Не разоряй дѣла Божіи ради снѣди; не нарушай Божія священнослуженія ради ненасытнаго чрева, трудясь въ поварнѣ. Но предоставимъ сіе тѣмъ, имъ же богъ чрево и слава (Флп. 3, 19). Мы же всѣ вкупѣ, малые и большіе, мужи и жены, и монахини, будемъ чествовать Господни праздники, какъ научены, по христіански и благочестно, во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ. Увѣнчаемъ преддверія, какъ христіане, а не какъ еллины, увѣнчивающіе ихъ лавровыми вѣтвями и цвѣтами и другими веществами, какъ въ обычаѣ у еллиновъ и іудеевъ. Сѣнь законная прешла, процвѣла же истина, какъ слышимъ отъ Апостола, который говоритъ; древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, плѣнники ада изведены, царство многобожія сокрушено, человѣкъ освобожденъ, воцарился Богъ, веселится тварь, властвуетъ крестъ, которому покланяются всѣ племена и народы, колѣна и языки, которымъ хвалимся, говоря съ блаженнымъ Павломъ: мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа (Гал. 6, 14). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на всѣ члены наложимъ себѣ сей животворящій крестъ; вооружимся симъ непобѣдимымъ оружіемъ христіанъ, симъ побѣдителемъ смерти, сею надеждою вѣрныхъ, симъ свѣтомъ кроткихъ, симъ оружіемъ отверзающимъ рай, низлагающимъ ереси, сею опорою православной вѣры, спасительною похвалою Церкви. Ни на одинъ часъ, ни на одно мгновеніе не будемъ, христіане, оставлять его, повсюду нося съ собою и безъ него не станемъ ничего дѣлать; но спимъ ли, встаемъ ли, работаемъ, ѣдимъ, пьемъ, идемъ въ путь, плаваемъ по морю, переходимъ рѣки, — всѣ члены свои будемъ украшать животворящимъ крестомъ. И не убоимся отъ страха нощнаго, отъ стрѣлы летящія во дни: отъ вещи во тмѣ преходящія, отъ сряща и бѣса полуденнаго (Псал. 90, 5-6). Если его, братъ, всегда будешь брать себѣ въ помощь; то не пріидетъ къ тебѣ зло, и рана не приближится селенію твоему (Псал. 90, 10). Ибо сопротивныя силы, видя его, трепещутъ и удаляются. Крестъ упразднилъ идольскую лесть. Онъ просвѣтилъ всю вселенную. Онъ разогналъ тму и возвратилъ свѣтъ. Онъ отъ запада и сѣвера, отъ моря и востока, собравъ народы въ единую Церковь, къ единой вѣрѣ и единому крещенію, связалъ ихъ любовію.

О, какія уста и какой языкъ восхвáлитъ, какъ дóлжно, сію непреоборимую стѣну православныхъ, сіе побѣдоносное оружіе великаго Царя Христа! Крестъ — воскресеніе мертвыхъ. Крестъ — упованіе христіанъ. Крестъ — жезлъ хромымъ. Крестъ — утѣшеніе бѣдныхъ. Крестъ — узда для богатыхъ, низложеніе горделивыхъ. Крестъ — памятникъ побѣды надъ демонами, пѣстунъ юныхъ. Крестъ — торжище для торжниковъ, надежда отчаянныхъ, кормило для плавателей. Крестъ — пристань обуреваемымъ, стѣна окруженнымъ врагами. Крестъ — отецъ сиротъ, совѣтникъ правдивыхъ. Крестъ — утѣшеніе скорбящихъ, хранитель младенцевъ, слава мужей, вѣнецъ старцевъ. Крестъ — свѣтъ сидящимъ во тмѣ. Крестъ — велелѣпіе царей, любомудріе для варваровъ. Крестъ — свобода рабовъ, мудрость невѣждъ. Крестъ — проповѣдь Пророковъ, сопутникъ Апостоловъ, похвала мучениковъ. Крестъ — цѣломудріе дѣвъ, радость іереевъ. Крестъ — основаніе Церкви, утвержденіе вселенной. Крестъ — разореніе идольскихъ храмовъ, соблазнъ для іудеевъ. Крестъ — сила немощныхъ, врачъ недужныхъ. Крестъ — очищеніе прокаженныхъ, востановленіе силъ въ разслабленныхъ. Крестъ — хлѣбъ алчущихъ, источникъ жаждущимъ. Крестъ — благонадежность монаховъ, покровъ наготующимъ. Онъ водруженъ посреди вселенной, насажденъ на лобномъ мѣстѣ, и тотчасъ произрастилъ гроздъ жизни. Симъ святымъ оружіемъ Христосъ расторгъ всепоядающую утробу ада и заградилъ многокозненныя уста діаволу. Увидѣвъ сіе, смерть пришла въ трепетъ и ужасъ и освободила всѣхъ, кѣмъ возобладала она съ первозданнаго. Имъ вооружившись, блаженные Апостолы покорили всю силу вражію, и, въ мрежи свои уловивъ всѣ народы, собрали ихъ на поклоненіе кресту. Въ него облекшись, какъ въ броню, мученики и воины Христовы попрали всѣ замыслы мучителей и проповѣдывали съ дерзновеніемъ. Его взявъ и неся на себѣ, ради Христа отрекшіеся всего въ мірѣ съ великою радостію вселяются въ пустыни и горахъ, въ пещерахъ и пропастяхъ земныхъ. О безмѣрная и несравненная благость щедротъ Божіихъ! Сколько благъ даровалъ Богъ крестомъ человѣческому роду! Слава Его человѣколюбію, и поклоненіе, и держава во вѣки! Аминь.

Слышали вы, возлюбленные и христолюбивые, какова сила креста, сколько успѣшныхъ его дѣйствій, сколько благъ отъ него. Сей добрый кормчій, удовлетворивъ собою всей жизни нашей и умиривъ ее, сталъ для насъ предуготовителемъ будущей вѣчной жизни. Ибо сей же честный крестъ первый явится опять и во второе пришествіе Христово, какъ честный, животворящій, достопокланяемый и святый скипетръ Царя Христа, по слову Владыки, Который говоритъ, что явится знаменіе Сына человѣческаго на небеси (Матѳ. 24, 30). Итакъ крестъ первый явится на небѣ со всѣмъ воинствомъ ангельскимъ, озаряя всю землю отъ концевъ и до концевъ ея, паче свѣтлости солнечной, и возвѣщая пришествіе Владыки Христа. И сего довольно о крестѣ.

А что касается до будущаго, то каково оно? — Превышаетъ всякое слово и понятіе, выше всякаго повѣствованія, и поражаетъ всякій слухъ, братія мои христолюбивые. Вспомнилъ я о часѣ семъ и вострепеталъ; и отъ великаго страха желалъ бы прекратить слово, помышляя о будущемъ, что откроется до явленіи животворящаго креста. И кто опишетъ сіе, или кто отважится пересказать? Какія уста возвѣстятъ о семъ? Какой языкъ вымолвитъ? Какой голосъ объявитъ, или какой слухъ вмѣститъ сіе? Ибо когда Силы небесныя подвигнутся, кто тогда не поколеблется? Кто не убоится, не вострепещетъ и не будетъ укрываться въ тотъ часъ, когда Царь царствующихъ востанетъ съ престола славы Своей, и, снисшедши, посѣтитъ всю вселенную и начнетъ стязатися о словеси съ рабы Своими (Матѳ 18, 26), чтобы, какъ праведному Судіи, вознаградить достойныхъ и наказать недостойныхъ? Итакъ, помышляя о семъ, объемлюсь страхомъ; члены мои приходятъ въ совершенное изнеможеніе, глаза отъ страха проливаютъ слезы, голосъ оскудѣваетъ, уста цѣпенѣютъ, языкъ прилипаетъ къ гортани, помыслы умолкаютъ. Любовь принуждаетъ меня говорить для вашей пользы, а страхъ удерживаетъ меня и предписываетъ молчать; потому что страхъ мой великъ и безмѣренъ.

Подобныхъ великихъ и страшныхъ чудесъ не было отъ начала твари, и не будетъ во всѣ роды. И нынѣ не рѣдко, если внезапно сильнѣе блестнетъ молнія или прогремитъ громъ, то всякаго человѣка приводятъ они въ ужасъ, и всѣ склоняются къ землѣ. И если ужасаютъ насъ сіи маловажныя явленія, то какъ стерпимъ голосъ трубы, трубящій съ небесъ звучнѣе всякаго грома и пробуждающій всѣхъ почившихъ отъ вѣка, и праведныхъ и неправедныхъ. Тогда кости рода человѣческаго во адѣ, услышавъ голосъ трубы, потекутъ со тщаніемъ, и каждая будетъ отыскивать свой составъ. Когда увидимъ, что востаетъ все человѣческое естество, каждый съ мѣста своего, и всѣ отъ концевъ земли собраны предъ судилищемъ: кто вынесетъ такой страхъ и трепетъ? Ибо великій Царь, имѣющій власть надъ всякою плотію, повелитъ, и тотчасъ отдадутъ и земля своихъ мертвецовъ, и адъ своихъ мертвецовъ. И что растерзалъ звѣрь, истнила рыба, расхитила птица, все предстанетъ какъ бы во мгновеніе ока, и не погибнетъ и одинъ волосъ. О, какъ перенесемъ мы, братія, когда увидимъ огненную рѣку, которая, подобно свирѣпому морю, поядаетъ горы и холмы и сожигаетъ всю вселенную и всѣ дѣла въ ней. Тогда, возлюбленные, отъ огня сего рѣки изсякнутъ, источники исчезнутъ, море высохнетъ, звѣзды спадутъ съ неба, солнце померкнетъ, луна превратится въ кровь, небо свіется какъ свитокъ. Когда увидимъ, братія, посланныхъ Ангеловъ, которые текутъ со тщаніемъ, и отъ краевъ неба до краевъ его собираютъ избранныхъ рабовъ Божіихъ; когда увидимъ, по обѣтованію Господню, небо новое и землю новую: какъ перенесемъ сіе, христолюбцы? Когда увидимъ уготованный страшный престолъ, когда увидимъ Сына человѣческаго, явившагося на небѣ, и животворящій крестъ, озарящій концы земные, когда всѣ увидятъ на высотѣ явившійся сей царскій Его скипетръ: тогда каждый узнáетъ, что въ слѣдъ за нимъ явится Царь царствующихъ. Въ часъ тотъ каждый будетъ размышлять, какъ встрѣтиться ему съ Судіею, и, сознавъ свои грѣхопаденія, станетъ нагимъ и открытымъ, ожидая приговоръ, какой выйдетъ на него. Ибо каждый тогда увидитъ предъ лицемъ своимъ стоящія дѣла свои, и добрыя и худыя, Тогда шедшіе путемъ тѣснымъ и узкимъ и всѣ искренно покаявшіеся, всѣ милостивые и страннопріимные будутъ стоять въ веселіи съ великою радостію, ждуще блаженнаго упованія и явленія великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 13). Ибо идетъ Онъ возвеселить подвизавшихся во бдѣніяхъ, молитвахъ, постахъ и милостыняхъ. Идетъ возвеселить плачущихъ. Идетъ возвеселить и возвысить обнищавшихъ ради имени Его, не любившихъ ни міра, ни мірскихъ пріятностей, но все оставившихъ и Ему единому служившихъ и послѣдовавшихъ. Идетъ не съ земли, но съ неба, подобно страшной молніи. Тогда будетъ великій вопль; возопіютъ и скажутъ: се Женихъ грядетъ: се приближается Судія; се открывается Судія судей; се грядетъ Богъ всяческихъ судить всю вселенную и воздать каждому по дѣламъ его. Тогда, братія мои возлюбленные, отъ вопля сего содрогнутся и утроба земли отъ концевъ и до концевъ ея, и море, и всѣ бездны. Тогда будутъ страхъ и тѣснота, и изступленіе объиметъ всякаго человѣка отъ вопля сего и отъ звука трубъ, и отъ страха и чаянія того, что грядетъ на вселенную. Тогда Силы небесныя подвигнутся. Тогда потекутъ ангельскія воинства, и съ ними архангельскіе лики, Херувимы и многоочитые Серафимы, съ крѣпостію воскликнутъ: Святъ, Святъ, Святъ, Сый, и Иже бѣ, и грядый, Вседержитель (Апок. 4, 8; 1, 8). Тогда вся тварь, на небѣ и на землѣ и подъ землею, съ силою возопіетъ: благословенъ грядый Царь во имя Господне! Тогда разверзутся небеса, и откроется Царь царствующихъ, подобно страшной молніи, съ великою силою и несравненною славою. И узритъ Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачъ сотворятъ о Немъ вся колѣна земная (Апок. 1, 7). Тогда небо и земля обратятся въ бѣгство, какъ предвозвѣстилъ Іоаннъ, говоря: видѣхъ престолъ великъ бѣлъ и Сѣдящаго на немъ, Его же отъ лица Его бѣжа небо и земля (Апок. 20, 11). Тогда сядетъ на престолъ славы Своея, какъ Самъ изрекъ, и соберутся предъ Нимъ вси языцы (Матѳ. 25, 31-32).

Найдется ли же душа, у которой бы достало твердости, когда поставлены будутъ престолы, и Судія возсядетъ, и книги разгнутся? Тогда увидимъ несчетныя ангельскія силы, въ страхѣ предстоящія окрестъ. Тогда дѣла каждаго прочитаны будутъ предъ Ангелами и человѣками. Тогда исполнится пророчество Даніилово, который говоритъ: азъ Даніилъ зряхъ, дондеже престоли поставишася, и Ветхій денми сѣде. Одежда Его бѣла аки снѣгъ, и власы главы Его аки вóлна чиста, престолъ Его пламень огненный, колеса Его огнь палящъ. Рѣка огненная течаше предъ Нимъ: тысящя тысящъ предстояху Ему, и тьмы темъ служаху Ему: судище сѣде, и книги отверзошася (Дан. 7, 9-10). Великъ страхъ, братія, въ оный часъ, въ который будутъ написаны дѣла наши и слова наши, и все, что сдѣлали мы въ этой жизни, и о чемъ думали, что можетъ быть и скрыто это будетъ отъ Бога испытующаго сердца и утробы; написаны будутъ всѣ наши дѣла и помышленія всѣхъ, и худыя и добрыя. О сколько слезъ нужно намъ для того часа, и мы нерадимъ! Ибо слезами можно человѣку изгладить написанныя въ тѣхъ книгахъ вины; иному же можно сдѣлать сіе и милостынею. О, какъ будемъ тогда воздыхать и жалостно плакать, когда очами своими увидимъ неизреченное небесное царство, когда увидимъ открывшіяся страшныя мученія! Среди же всего этого человѣческій родъ отъ первозданнаго Адама до родившагося послѣ всѣхъ; увидимъ, что всѣ поклоняются, припадая къ землѣ лицемъ! Тогда исполнится слово написанное: живу Азъ, глаголетъ Господь: яко Мнѣ поклонится всяко колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, исповѣстся всякъ языкъ (Рим. 14, 11).

Тогда, братія мои возлюбленные, все человѣчество, находясь между царствомъ и осужденіемъ, между жизнію и смертію, между радостію и нуждою, и всѣ, зря долу, и не смѣя возвести очей, будутъ стоять предъ судилищемъ допрашиваемые и строго испытываемые, особливо же мы, которые жили въ нерадѣніи. И видя сіе, размыслятъ о всѣхъ своихъ дѣяніяхъ. И каждый увидитъ собственныя дѣла свои, худыя и добрыя. И у кого есть добрыя дѣла, тѣ съ радостію приблизятся къ судилищу, въ надеждѣ получить вѣнецъ. Если же кто, имѣя на себѣ тяжкіе грѣхи, преселится изъ жизни не раскаявшись, то, видя ихъ тогда стоящими предъ нимъ, обличающими и осуждающими его, съ болѣзнію скажетъ: «для чего я бѣдный не боролся съ ними, но погубилъ время, забавляясь и самъ служа забавою? Почему не покаялся? Зачѣмъ не миловалъ? Зачѣмъ завидовалъ брату своему, ненавиствовалъ, злословилъ и не мирился? Эй, эй, поступалъ я какъ безумецъ. Слышалъ я и о мученіяхъ, слышалъ и о семъ страшномъ днѣ: для чего же не покаялся предъ Вземлющимъ грѣхъ міра, но провелъ годы свои въ обольщеніи; видя постниковъ и молитвенниковъ, насмѣхался? Они предстоятъ веселые, прося себѣ наградъ у Судіи. Что же я буду дѣлать? Время покаянія миновалось».

Размышляя о семъ сами съ собою, услышатъ они страшный гласъ Судіи, Который воскликнетъ и скажетъ: «покажите дѣла, и пріймите награду. Въ тотъ часъ подвигнутся всѣ чины человѣческіе, архіереи, іереи, діаконы и всѣ чины церковные, какъ сказалъ Апостолъ: вотанетъ кійждо во своемъ чину (1 Кор. 15, 23), воздать славу Господу. Тогда поколеблются отъ страха властелины, мудрые и богатые; потому что насталъ часъ, въ который дѣло каждаго сдѣлается извѣстнымъ и Ангеламъ и человѣкамъ, и каждый пожнетъ, что посѣялъ.

Увы, братія мои христолюбивые, желаю сказать, чтó будетъ послѣ сего, и медлю отъ страха, слезы льются, и прихожу въ круженіе: потому что повѣствованіе ужасно. Тогда, христолюбцы, на каждомъ изъ насъ будетъ осмотрѣна печать христіанства, какую принялъ онъ на себя съ крещеніемъ въ святой и вселенской Церкви. И у каждаго потребуется отчетъ, какъ хранилъ онъ вѣру неоскверненною, печать несокрушенною, и хитонъ неочерненнымъ, и то прекрасное исповѣданіе, какое далъ при многихъ свидѣтеляхъ: «отрицаемся сатаны и всѣхъ дѣлъ его», не одного или двухъ, или пяти сатанинскихъ дѣлъ, но всѣхъ дѣлъ діавольскихъ. Итакъ въ семъ прекрасномъ отреченіи потребуютъ у насъ отчета въ тотъ часъ. И блаженъ, кто сохранитъ его, какъ обѣщалъ. Ибо въ единомъ реченіи отрекся отъ всякаго худаго діавольскаго дѣла: прелюбодѣянія, блуда, убійства, нечистоты, лживаго слова, зависти, воровства, раздраженія, злопамятства, вражды, ссоры, празднословія, сквернословія, гордыни, нѣги, смѣха, игранія на гусляхъ, свирянія, пляски, гнѣва, любостяжательности, братоненавистничества. Сего и подобнаго сему отрекается всякій христіанинъ въ святой купели. Въ семъ отреченіи потребуютъ у насъ, братія, отчета въ часъ тотъ.

Но желалъ бы я сказать и иное; правда, удерживаютъ меня страхъ и болѣзнь, и я не въ состояніи вымолвить того: однакожъ скажу съ воздыханіями и слезами; потому что это будетъ послѣднее, и невозможно повѣствовать о семъ безъ слезъ. Послѣ того, какъ испытанъ будетъ каждый при Ангелахъ и человѣкахъ, и упразднены будутъ всякое начальство и власть, и всѣ враги Божіи положены къ ногамъ Божіимъ; тогда наконецъ, какъ сказалъ Господь, разлучитъ ихъ другъ отъ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищъ, и поставитъ овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Матѳ. 25, 32-33). Овецъ, у которыхъ есть добрые плоды, которыя знаютъ добраго Пастыря, сохранили печать свою несокрушенною, послѣдовали за своимъ пастыремъ, сказавшимъ: идите въ слѣдъ за Мною, не осквернили вѣры съ еретиками, — такихъ овецъ поставитъ одесную Себе. А козлищъ, т. е. безплодныхъ, всѣхъ, которые огорчали Пастыря, паслись вмѣстѣ съ еретиками и осквернили святую вѣру, которые скакали, роскошествовали, ликовали и, собравъ себѣ гóре, преселились изъ жизни лишенные всякаго добраго дѣла и исполненные всякимъ грѣхомъ, — сихъ видя Господь, въ часъ тотъ отвратитъ отъ нихъ очи Свои. Тогда речетъ сущимъ одесную Его: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе (Матѳ. 25, 34). Пріидите сыны свѣта, наслѣдники Моего царства; пріидите ради Меня алкавшіе и жаждавшіе, невозлюбившіе міра, ни всего, что въ мірѣ; пріидите ради Меня оставившіе міръ, сродниковъ, друзей, родителей и чадъ; пріидите, обитавшіе въ пустыняхъ, на горахъ, въ вертепахъ и въ пропастяхъ земныхъ; теперь обитайте съ Ангелами на небесахъ. Тогда речетъ и сущимъ ошуюю: идите отъ Мене проклятіи (Матѳ. 25, 41), ненавистные, безжалостные, братоненавистники и христоненавистники; вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали Моихъ пречистыхъ Евангелій и блаженныхъ учениковъ, и Я не услышу васъ; вы роскошествовали на землѣ, воспріяли благая въ животѣ своемъ (Лук. 16, 25). Я каждый день вопіялъ вамъ въ святыхъ Моихъ Писаніяхъ, и вы, слыша, посмѣвались читающимъ; и теперь говорю наконецъ: не вѣмъ васъ, идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его. И идутъ сіи въ муку вѣчную (Матѳ. 25, 46).

Объявляю же вамъ, братія мои, и о различіи мученій, какъ слышали мы въ Евангеліи. Итакъ есть тма кромѣшняя (Матѳ. 8, 12); а изъ сего видно, что есть и внутренняя. Геена огненная (Матѳ. 5, 22) — иное мѣсто; скрежетъ зубомъ (Матѳ. 13, 42) — особое мѣсто; червь неусыпающій (Марк. 9, 48) — иное мѣсто; езеро огненное (Апок. 19, 20) — другое мѣсто; огнь неугасающій (Марк. 9, 43) — особая страна; рѣка огненная — другое мѣсто. На сіи-то мученія распредѣлены будутъ несчастные, каждый по мѣрѣ грѣхопаденій своихъ. И какъ есть разности въ грѣхахъ, такъ есть разности въ мученіяхъ: то есть, иначе мучится прелюбодѣй, иначе блудникъ, иначе убійца, иначе воръ и піяница. А которые осквернили себя ересію, тѣ услышатъ: да возьмется нечестивый, да не видитъ славы Господни (Ис. 26, 10). У кого между собою вражда, и не примирились они въ жизни, тѣ найдутъ себѣ неумолимое осужденіе. И братоненавистники отосланы будутъ въ тму кромѣшнюю, какъ возненавидѣвшіе Христа, сказавшаго: любите другъ друга, прощайте другъ другу согрѣшенія. Горе любителю блуда, прелюбодѣю, піяницѣ! Горе волхвамъ и прорицателямъ, и піющимъ вино съ тимпаны и лики! Горе соглашающимся на еретическія хулы! Горе ругающимся надъ божественными и священными Писаніями! Горе погубившимъ время покаянія въ разсѣянности и смѣхѣ! Они будутъ искать, и не найдутъ времени, которое худо расточили; со слезами и великимъ сѣтованіемъ будутъ вопіять и не найдутъ помилованія. Горе оправдывающимъ нечестиваго даровъ ради! Горе похищающимъ чужое! И скажу короче: горе всѣмъ поставленнымъ ошуюю! потому что помрачатся, вострепещутъ и поскрежещутъ зубами, когда услышатъ: не вѣмъ васъ. Тогда наконецъ съ великимъ страхомъ будутъ изгнаны изъ приводящаго въ ужасъ судилища и преданы въ руки смерти, да упасетъ я, какъ написано (Псал. 48, 15). Болѣзненно повѣствованіе о томъ трепетномъ и страшномъ часѣ, братія мои христолюбивые. Увы, братія, кто осмѣлится описывать сіе? Или кто терпѣливо выслушаетъ сію страшную повѣсть? Кто хочетъ проливать слезы, тѣ да приступятъ, и да выслушаютъ, чтó ожидаетъ насъ. И не будемъ нерадѣть о своемъ спасеніи.

Тогда разлучены будутъ епископы съ соепископами, пресвитеры съ сопресвитерами; тогда разлучены будутъ жалкою сею разлукою іереи съ іереями, діаконы съ содіаконами, иподіаконы и чтецы съ подобными имъ; тогда разлучены будутъ нѣкогда царствовавшіе, и восплачутъ какъ младенцы, и уподобятся четвероногимъ; тогда воздохнутъ властители, посмотрятъ туда и сюда, и не найдутъ помощника, потому что и золота не видно тамъ, и льстецы не стоятъ передъ ними. Тогда разлучены будутъ жившіе въ нерадѣніи монахи, возненавидѣвшіе, правда, міръ, но думавшіе о мірскомъ. Тогда разлучены будутъ родители съ дѣтьми, отецъ и сынъ, матерь и дочь, друзья съ друзьями, родные съ родными. Тогда разлучены будутъ жалкіе супруги, не сохранившіе ложа несквернымъ. Но многое въ описаніи прейду молчаніемъ; потому что страхъ удерживаетъ меня отъ повѣствованія о семъ. Тогда изгоняемыхъ будутъ бить и толкать немилостивые ангелы; а они, часто обращая взоры назадъ, станутъ сарежетать зубами и приблизятся къ тому непріятному мѣсту, гдѣ опять будутъ разлучены на мученія всякаго рода. Тогда видя рѣшительный о себѣ приговоръ, между тѣмъ какъ никто за нихъ не ходатайствуетъ, нѣтъ имъ ни послабленія, ни надежды возвратиться назадъ, — тогда, громко рыдая, скажутъ: «О, сколько времени погубили мы, проживъ въ нерадѣніи! Какъ насмѣялся надъ нами суетный міръ! Почему, видя другихъ подвизающихся, сами мы не подвизались? Почему, слушали мы св. Писанія, и смѣялись, издѣвались надъ читающими ихъ? Тамъ Богъ глаголалъ въ святыхъ Своихъ Писаніяхъ, и мы не внимали; теперь вопіемъ мы, и Онъ отвращаетъ отъ насъ лице Свое. Какую пользу доставили намъ мірскія пріятности? Гдѣ отецъ, родившій насъ? гдѣ матерь, чревоболѣвшая нами? гдѣ дѣти? гдѣ друзья? гдѣ богатство? гдѣ народная молва и ужины? гдѣ многолюдныя и безвременныя стеченія? гдѣ родные и знакомые? гдѣ цари и властелины? гдѣ мудрецы и витіи? Почему отъ всего этого никакой нѣтъ пользы намъ несчастнымъ?»

Тогда видя, что совершенно оставлены они и Богомъ и святыми, съ воздыханіемъ и горькими слезами скажутъ: «Простите, святые и праведные, съ которыми разлучены мы! простите, друзья и родные! простите отцы и матери! простите, сыновья и дочери! простите, Апостолы, Мученики, Пророки Господни! прости, чинъ монашескій! Прости и Ты, Владычица Богородица, много ходатайствовавшая за насъ, чтобъ спастись намъ, но мы не захотѣли покаяться и спастись! Прости и ты, честный и животворящій крестъ! Прости рай сладости, насажденный Господомъ! Прости, горній Іерусалимъ, мати первородныхъ, не имѣющій конца! Прости царство небесное! Простите, всѣ вмѣстѣ! Отнынѣ не увидимъ уже никого изъ васъ, потому что отходимъ на опредѣленное намъ мученіе, которому нѣтъ ни конца, ни ослабы». Наконецъ, пойдетъ каждый въ уготованное ему мѣсто, какое самъ себѣ уготовалъ, не восхотѣвъ покаяться и избавиться отъ гнѣва и оной нужды.

Слышали вы, братія, чтó обрѣтутъ себѣ ревностные и подвизавшіеся въ жизни своей, и какъ нерадивые и не покаявшіеся будутъ посланы на тяжкія и нестерпимыя мученія. Слышали вы о томъ страшномъ часѣ. И о семъ часѣ святое Писаніе, отъ востока до запада, вопіетъ въ церквахъ и говоритъ: пріидите труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). И еще говоритъ: Азъ есмь животъ, воскресеніе и истина (Іоан. 11, 25; 14, 6). Итакъ, братія, возлюбимъ сей путь и сію истину, чтобы наслѣдовать намъ жизнь вѣчную о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, потому что Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, съ Безначальнымъ Его Отцемъ и съ Пресвятымъ благимъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 260-273.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0