Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

46. Слово о пророкѣ Даніилѣ и о трехъ святыхъ отрокахъ, въ отвѣтъ утверждающему: «время лукаво, не могу спастись».

Размыслимъ о томъ, чтó повѣствуется о Даніилѣ пророкѣ и о святыхъ отрокахъ. Праведники сіи жили въ тѣ дни, когда Господь за грѣхи народа предалъ Іерусалимъ въ руки Навуходоносору, царю вавилонскому. Они съ юнаго возраста были неуклонно внимательны къ самимъ себѣ; почему въ столькихъ различныхъ искушеніяхъ и скорбяхъ оказались благоискусными. Какіе труды перенесены сими боголюбивыми отроками при смятеніи, бывшемъ во время онаго плѣна, когда во-первыхъ видѣли, какъ немилосердо притѣсняемъ былъ Ассиріанами избранный народъ; ибо Іеремія говоритъ: лица жреческа не устыдѣшася, старицу не помиловаша (Плач. 4, 16), князи въ рукахъ ихъ повѣшени быша, и юноши въ кладѣ изнемогоша (Плач. 5, 12-13), и такъ далѣе. А также видя, что святый городъ опустошенъ нечестивыми, храмъ Божій сожженъ огнемъ, къ святымъ сосудамъ прикасаются руки беззаконныхъ и ставятъ ихъ въ идольскія капища, пророки связаны желѣзными узами, не обратились они сердцемъ своимъ вспять, не клеветали на Бога, не поколебались сомнѣніемъ, какъ нѣкто говоритъ въ одномъ мѣстѣ: се сіе зло отъ Господа: что потерплю Господеви ксему (4 Цар. 6, 33). Потомъ уже ведутъ ихъ въ плѣнъ; безмѣрному утомленію подвергаются они во время путешествія; терпятъ жестокое съ ними обращеніе, наготу и голодъ, чтобъ не оскверниться запрещеннымъ. Послѣ сего приведены въ Вавилонъ; тамъ предстаетъ имъ новый подвигъ; дѣлаютъ выборъ отроковъ, по свидѣтельству Писанія (Дан. 1, 3-6), къ избраннымъ причислены Даніилъ, Ананія, Азарія и Мисаилъ. Ненавистникъ добра, видя, что ни во время осады святаго города не могъ отвратить ихъ отъ Господа, ни во время пути не убѣдилъ питаться нечистыми яствами, входитъ въ сердце беззаконнаго царя и внушаетъ ему дать повелѣніе, по вся дни отъ трапезы его и отъ вина питія его кормити ихъ лѣта три (Дан. 1, 8), чтобы хотя властію мучителя заставить ихъ вкусить запрещеннаго. И замѣть злокозненность змія, не день одинъ и не мѣсяцъ назначилъ онъ срокомъ, но до трехъ лѣтъ продлилъ подвигъ, чтобы страхомъ и долговременностію низложить любителей благочестія. Они же, ни мало не приведенные тѣмъ въ страхъ, и не устыдившись отеческаго закона, тайно просили старѣйшему евнуховъ давать имъ сѣмена, еже не осквернитися отъ трапезы царевы (Дан. 1, 8), и не убоялись опасности преслушанія и противленія. Потомъ, когда евнухъ не соглашался выдавать имъ сѣмена, не оставили они своего боголюбиваго намѣренія. И Господь, Который прославляетъ и возвеличиваетъ прославляющихъ Его, желая соблюсти ихъ къ блистательнѣйшимъ подвигамъ, приставленнаго къ нимъ старѣйшиною евнуховъ Амельсара располагаетъ давать имъ просимое ими. А чтобы тебѣ въ происходящемъ съ ними познать Божіе дѣло, и въ книжной премудрости и по внѣшнему виду оказались они превосходнѣйшими тѣхъ, которые ѣли съ царской трапезы. Но если-бъ они были боязливы и нерѣшительны, то прибѣгли бы къ такимъ разсужденіямъ: «что дѣлать намъ, братія? Постигла насъ необходимость; царь угрожаетъ намъ смертію; для чего навлекать намъ на себя мученія непокорностію? Такъ благоугодно стало Богу. Самъ Онъ видитъ принужденіе, какое терпимъ, потому проститъ насъ, по нуждѣ преступающихъ законъ. Живемъ мы въ преселеніи, содержимся въ рабствѣ, потеряли страну свою. И если отъ суровой пищи приключится съ нами тѣлесное изнеможеніе, кто попечется о насъ или посѣтитъ насъ? Нѣтъ у насъ ни отца, ни матери, ни братьевъ, ни рода; никого нѣтъ, кто могъ бы прійти къ намъ въ скорби: потому что всѣ скудны, всѣ на чужой сторонѣ, всякій содержится какъ рабъ и никого изъ своихъ не видимъ въ благоденствіи, развѣ кто получаетъ долю съ царской трапезы. А насъ и по смерти не удостоятъ погребенія, но бросятъ тѣла наши на съѣденіе псамъ». Впрочемъ, ничего подобнаго не помыслили рабы Божіи, и не потому избрали такую пищу, что имѣли пристрастіе къ снѣди изъ сѣменъ, но потому что рѣшились охотно страдать за истину. Разсуди же, какая слава тѣмъ, которые насыщались царской трапезы и благовоннымъ виномъ, и не восхотѣли потрудиться для истины, и какая слава тѣмъ, которые отринули пріятности жизни и подъяли труды за истину. Да сподобитъ Господь и насъ имѣть часть съ послѣдними и со всѣми святыми Его! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 343-345.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0