Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

47. О терпѣніи.

Кто желаетъ благоугодить Богу и стать наслѣдникомъ Божіимъ по вѣрѣ, чтобы ему наречься и сыномъ Божіимъ, рожденнымъ отъ Духа Святаго, тотъ прежде всего, взявшись за великодушіе и терпѣніе, долженъ мужественно переносить встрѣчающіяся ему скорби, бѣдствія и нужды, — будутъ ли то тѣлесныя болѣзни и страданія, или поношенія и обиды отъ людей, или различныя невидимыя скорби, какія наводятъ на душу лукавые духи съ намѣреніемъ привести ее въ разслабленіе, нерадѣніе и нетерпѣливость, а тѣмъ воспрепятствовать ей войдти въ жизнь; наводятъ же по Божію домостроительству, попускающему каждой душѣ быть искушенною различными скорбями, чтобы явными стали любящіе Бога отъ всей души, какъ скоро они мужественно переносятъ все, что наводитъ лукавый и не теряютъ упованія на Бога, но всегда по благодати съ вѣрою и великимъ терпѣшемъ ожидаютъ избавленія; почему приходятъ въ состояніе выдержать всякое искушеніе, и такимъ образомъ, улучивъ обѣтованіе, дѣлаются достойными царствія.

Посему душа, послѣдуя слову Господню, должна по написанному, ежедневно брать на себя крестъ свой (Матѳ. 10, 38), т. е. быть готовою потерпѣть для Христа всякую скорбь и всякое искушеніе, явное ли то или тайное, и въ Господѣ всегда утверждаться упованіемъ, потому что въ Его власти, чтобъ душа, по Его попущенію, подвергалась скорби, и Имъ же была избавляема отъ всякаго искушенія и скорби. А если душа не мужается и не переноситъ съ твердостію всякаго искушенія и всякой скорби, но огорчается, унываетъ, негодуетъ, тревожится и нерадитъ о подвигѣ, или даже отчаявается, какъ уже не имѣющая надежды на избавленіе (ввергнуть же душу въ уныніе и нерадѣніе есть ухищреніе того же лукаваго): то такая душа, не сохранивъ въ себѣ упованія, которое съ несомнѣнною вѣрою ожидаетъ милости Божіей, конечно, не дѣлается достойною жизни, потому что не послѣдовала всѣмъ святымъ и не ходила по стопамъ Господнимъ.

Смотри и наблюдай, какъ издревле отцы, патріархи, Пророки, Апостолы и мученики, прошедши сей путь скорбей и искушенія, возмогли угодить тѣмъ Богу; мужественно претерпѣвъ всякое искушеніе и всякую скорбь, въ затруднительныхъ положеніяхъ радовались, въ упованіи на ожидаемое мздовоздаяніе, какъ говоритъ Писаніе: что, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушеніе; управи сердце твое, и потерпи (Сир. 2, 1-2). И Апостолъ также говоритъ: аще же безъ наказанія есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 8); и еще въ другомъ мѣстѣ: все встрѣчающееся съ тобою принимай за благо, зная, что ничего не бываетъ безъ Бога. И Господь говоритъ: блажени есте, егда поносятъ вамъ и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ. И аще: блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 5, 10-12). Разумѣются же изгнанные или явно отъ людей, или тайно отъ лукавыхъ духовъ; потому что они противоборствуютъ душѣ, любящей Бога, ввергаютъ ее въ различныя скорби, чтобъ воспрепятствовать ей внити въ животъ. Подвергаемся изгнанію вмѣстѣ и для того, чтобъ претерпѣніемъ всякой скорби, сохраненіемъ упованія до конца и засвидѣтельствованіемъ, что души чаютъ избавленія, искушены онѣ были, дѣйствительно ли любятъ Бога. Напротивъ того, душа унывающая, нерадивая и ослабѣвающая въ надеждѣ окажется не дѣйствительно любящею Бога. Различныя же скорби и искушенія показываютъ, которыя души достойны и которыя недостойны, которыя имѣютъ вѣру, надежду и терпѣніе и которыя не имѣютъ; такъ что, если души окажутся во всемъ благоискусными, вѣрными и достойными, претерпѣвшими до конца и сохранившими упованіе вѣры, то, сподобившись избавленія по благодати, по всей справедливости, сдѣлаются онѣ наслѣдницами царствія.

Посему всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняетъ мужественное терпѣніе и упованіе; въ такомъ случаѣ возможетъ она противостать всякому возстанію лукаваго и скорби. Ибо Богъ не попускаетъ душѣ, уповающей на Него и терпѣливой, быть искушаемою въ такой мѣрѣ, чтобъ дойти ей до отчаянія и впасть въ такія искушенія и скорби, которыхъ не можетъ она перенести, какъ говоритъ Апостолъ: вѣренъ Богъ, иже не оставитъ насъ искуситися, но сотворитъ со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи намъ понести (1 Кор. 10, 13); потому что лукавый не въ такой мѣрѣ искушаетъ душу и подавляетъ скорбію, въ какой хочетъ, но въ какой попущено ему Богомъ. Только душа, перенося мужественно, да держится упованія по вѣрѣ, ожидая отъ Бога помощи и заступленія; и невозможно, чтобъ она была оставлена. Напротивъ того, чѣмъ болѣе подвизается душа, прибѣгая къ Богу съ вѣрою и надеждою, и несомнѣнно ожидая отъ Него помощи и избавленія, тѣмъ скорѣе избавляетъ ее Господь отъ всякой одержащей ее скорби. Ибо Онъ знаетъ, сколько душа должна подвергаться испытанію и искушенію, — столько и попускаетъ: только бы она пребывала терпѣливою до конца и не постыдилась, какъ сказано: скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе, упованіе же не посрамитъ (Рим. 5, 3-5). И еще: якоже Божія слуги, въ терпѣніи мнозѣ, въ скороѣхъ, въ бѣдахъ, въ тѣснотахъ и т. д. (2 Кор. 6, 4). И Господь говоритъ: претерпѣвый же до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22); и еще: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19). И въ другомъ мѣстѣ говоритъ: кто вѣрова Господеви, и постыдѣся? или кто пребысть въ словѣ Его, и оставися? или кто призва Его, и презрѣ и (Сир. 2, 10)?

Люди, не много имѣющіе смысла и ума, умѣютъ испытать и различить, какую тяжесть и поклажу можетъ нести каждое животное, напримѣръ, лошакъ или верблюдъ, и такое бремя кладутъ по силамъ животнаго. Если горшечникъ, сдѣлавъ сосуды, не положитъ ихъ въ печь, чтобы обоженные отвердѣли, то не бываютъ они годными къ употребленію людямъ; но знаетъ онъ, сколько времени надобно держать ихъ въ огнѣ, пока не сдѣлаются годными, и не оставляетъ ихъ въ печи сверхъ надлежащаго времени, чтобъ не остались недодѣланными и негодными къ употребленію. Итакъ, если люди въ разсужденіи тлѣннаго и видимаго имѣютъ столько разборчивости и знанія, то кольми паче Богъ, непостижимый въ вѣдѣніи и разумѣніи, и совершенная Премудрость, знаетъ, сколько имѣютъ нужды въ испытаніяхъ и искушеніяхъ души, желающія благоугодить Ему и вожделѣвающія улучить вѣчную жизнь, чтобъ, такимъ образомъ, мужественно, съ готовностію и съ упованіемъ, претерпѣвъ всякую скорбь до конца, потомъ уже сдѣлаться имъ благоискусными и способными къ полученію небеснаго царства?

Какъ пенька не бываетъ годною для пряжи изъ нея самыхъ тонкихъ нитокъ, если не треплютъ ее много разъ, и чѣмъ больше колотятъ ее, тѣмъ она дѣлается чище и способнѣе къ пряжѣ, такъ и боголюбивая душа, подвергаясь многимъ испытаніямъ и искушеніямъ и мужественно претерпѣвая скорби, дѣлается чище и пригоднѣе къ духовному дѣланію истончанія, и наконецъ удостоивается наслѣдовать небесную область царствія. Какъ сдѣланный вновь сосудъ, только что брошенный въ огонь, негоденъ еще для употребленія людямъ; или, какимъ образомъ младенецъ не способенъ къ дѣламъ мірскимъ, потому что не строитъ городовъ, не можетъ ни садить, ни сѣять, ни сдѣлать другаго какого мірскаго дѣла; ибо онъ еще младенецъ: такъ и души содѣлавшіяся причастными Божіей благодати, по причинѣ младенчества ихъ, благодатію Господнею оставляются въ услажденіи и покоѣ духа, еще не испытанныя отъ лукавыхъ духовъ различными искушеніями и скорбями, въ которыхъ обнаруживается терпѣніе; но пребываютъ пока младенчествующими, и, скажу такъ: непригодными для царствія, какъ сказано: аще безъ наказанія есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове. Такимъ образомъ скорби и искушенія полезны человѣку, дѣлаютъ душу благоискусною и твердою, если она мужественно, охотно, съ довѣренностію къ Богу и съ упованіемъ переноситъ все случающееся, съ несомнѣнною вѣрою ожидая избавленія отъ Господа и милости Его. И ей невозможно не получить обѣтованія Духа и избавленія отъ порочныхъ страстей: но сподобится она сего, какъ благоискусная и вѣрная въ терпѣніи, до конца сохранившая упованіе на Господа.

Святые мученики, какъ видимъ, терпѣли многія мученія и, приближаясь къ смерти, съ упованіемъ на Господа устояли въ добромъ исповѣданіи, и такимъ образомъ, оказавшись благоискусными, сподобились получить вѣнцы правды. И которые перенесли болѣе мукъ, и притомъ тягостнѣйшихъ, тѣ пріобрѣли большую славу и дерзновеніе предъ Богомъ; а которые убоявшись скорбей и бичеваній, отступили отъ вѣры, не устоявъ до конца въ добромъ исповѣданіи, тѣ оказываются робкими и постыжденными, и здѣсь, и въ день суда. Такимъ же образомъ и души, преданныя скорбямъ для испытанія, невидимо и различно мучимыя лукавыми духами, какъ тайно, внутреннею тяготою скорбей, или лукавыми помыслами, такъ явно, тѣлесными страданіями, — если будутъ мужественно терпѣть, сохранять упованіе и ждать мздовоздаянія отъ Господа, то сподобятся вѣнцовъ правды. имѣя внутри себя то же избавленіе, и въ день суда пріобрѣтутъ одинаковое съ мучениками дерзновеніе предъ Богомъ. Ибо одинаково мученіе въ скорбяхъ, одними претерпѣваемое на крестѣ, другими отъ лукавыхъ духовъ, на нихъ дѣйствующихъ. И чѣмъ бóльшія терпятъ скорби и нападенія отъ лукаваго, до конца сохраняя упованіе, тѣмъ бóльшую пріобрѣтаютъ себѣ славу у Бога. И здѣсь еще, по упованію своего чаянія, будутъ они избавлены, и сподобятся утѣшеній Духа, и тамъ содѣлаются наслѣдниками вѣчныхъ благъ и царства. А которыя души поддаются робости и страху, не вытерпѣвъ скорбей, даже доходятъ до нерадѣнія, нетерпѣливости и отчаянія, совращаются съ праведнаго пути, и не ожидаютъ до конца Господней милости; тѣ, какъ оказавшіеся неправедными, какъ возмогутъ улучить вѣчную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа за насъ умершаго, до самой смерти бываетъ обязана великодушествовать, терпѣть до конца и сохранять упованіе на Него, чтобы такимъ образомъ сподобиться вѣчнаго спасенія.

Ибо всѣ, желающіе совершенно избавиться вѣчной геенны, въ которой мучатся грѣшники, и улучить вѣчное царство, здѣсь постоянно терпятъ геенскія скорби, по причинѣ искушеній, наводимыхъ лукавымъ. И если до конца терпятъ, съ вѣрою ожидая Господней милости, то по благодати избавляются отъ искушеній и скорбей, удостоиваются внутренняго общенія со Святымъ Духомъ, а тамъ избавятся вѣчной геенны и наслѣдуютъ вѣчное царство Господне. Самъ Господь опредѣлилъ, чтобъ таковъ былъ путь вводяй въ животъ, по написанному: узкій и тѣсный; почему мало идущихъ по оному (Матѳ. 7, 14).

Итакъ, поелику такая предлежитъ намъ надежда и такія даны обѣтованія нелживымъ Богомъ, то мужественно будемъ переносить всякое возстаніе лукаваго и всякую скорбь, въ упованіи на уготованное намъ на небесахъ. Ибо какія бы скорби ни терпѣли мы ради Господа: имѣютъ ли онѣ какое сравненіе съ будущею, обѣтованною намъ, вѣчною жизнію или съ утѣшеніемъ Святаго Духа, свыше подаваемымъ душамъ, пребывающимъ въ терпѣніи, или съ избавленіемъ отъ грѣховной тмы и съ тѣми долгами, какіе лежатъ на насъ отъ множества грѣховъ нашихъ, какъ сказано: судими же, отъ Господа наказуемся, да не съ міромъ осудимся (1 Кор. 11, 32); И еще: недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18). Какъ мужественные воины будемъ готовы умереть за Царя своего. Когда были мы въ мірѣ, когда занимались дѣлами житейскими, тогда не терпѣли столько, не подвергались такимъ скорбямъ: а теперь, поелику рѣшились мы благоугождать Господу, воздвигаетъ на насъ лукавый таковыя возстанія, и искушенія, и скорби. Видишь, что терпимъ мы ради Господа, потому что лукавый завидуетъ намъ, покушается совратить съ пути жизни, привести въ разслабленіе и нерадѣніе, чтобы, благоугодивъ Богу, не спаслись мы. Итакъ, сколько бы ни возставалъ на насъ лукавый, въ терпѣніи можемъ обрѣсти мужество. Если будемъ тверды, ревностны, готовы, давъ обѣтъ, терпѣть даже до смерти по упованію на Христа; то всѣ козни враговъ разрушатся; потому что нашимъ защитникомъ и заступникомъ — Христосъ, Который и намъ скорбящимъ и уповающимъ на Него даетъ терпѣніе, и ихъ посрамляетъ, между тѣмъ какъ отъ Господа пріемлемъ мы за труды награду, т. е. царствіе. Будемъ подобны наковальнямъ; если и бьютъ насъ, то не покажемъ на себѣ отъ бичей и искушеній даже слѣдовъ разслабленія, нерадѣнія и унынія. Принимая на себя удары, подвергаясь гоненію, будемъ побѣждать противника терпѣніемъ. Ибо такъ и Господь нашъ совершилъ подвигъ сей: бичуемый, поносимый, изгоняемый, осмѣянный, заплеванный, наконецъ, преданъ Онъ беззаконными безчестной смерти на крестѣ; и все сіе претерпѣлъ нашего ради спасенія, оставивъ намъ образецъ жизни, чтобы какимъ путемъ скорби, искушенія и смерти шелъ Онъ, такимъ же путемъ шли истинно вѣрующіе въ Него и желающіе быть сонаслѣдниками Ему, чтобы, какъ онъ по многихъ страданіяхъ, умерши потомъ на крестѣ, распятый побѣдилъ и умерщвленный умертвилъ и осудилъ грѣхъ, плотію низложивъ сопротивныя силы, какъ сказано: совлекъ начала и власти на крестѣ, изведе въ позоръ, изодличивъ ихъ въ Себѣ (Кол. 2, 15), такъ и мы мужественно и охотно, даже до смерти, претерпѣвая всякое возстаніе лукаваго и всякую скорбь, если противостанемъ противнику вѣрою, терпѣніемъ и упованіемъ на Господа, то содѣлавшись чрезъ сіе благоискусными, и здѣсь сподобились Его избавленія, и исполнились святыни Духа, и тамъ содѣлались наслѣдниками вѣчной жизни; потому что въ духовной борьбѣ побѣда надъ сопротивникомъ пріобрѣтается страданіями и смертію. Съ готовностію страждущіе и умерщвляемые ради Господа, побѣдимъ мы сопротивника.

Посему всякую скорбь и всѣ искушенія почитайте не трудными и жестокими, но легкими. Воспротивимся всякому возстанію врага, съ вожделѣніемъ имѣя всегда предъ очами смерть для Господа; и какъ сказалъ Господь, ежедневно подъемля на себя крестъ, т. е. смерть, будемъ слѣдовать за Нимъ, и съ легкостію переносить всякую скорбь какъ тайную, такъ и явную. Ибо если ожидаемъ претерпѣть смерть за Господа и съ желаніемъ имѣемъ ее всегда предъ очами, то кольми паче съ легкостію, охотою и радостію претерпимъ скорби, сколько бы тяжки онѣ ни были. Ибо, если съ нетерпѣливостію почитаемъ скорби тяжкими и обременительными, то сіе потому, что не имѣемъ предъ очами смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена къ Нему съ любовію. Кто вожделѣваетъ быть наслѣдникомъ Христовымъ, тотъ въ сообразность съ симъ да во вожделѣваетъ и пострадать, какъ пострадалъ Христосъ. Въ томъ и познаются любящіе Христа, что всякую скорбь, ихъ постигающую, переносятъ мужественно и съ готовностію, по упованію на Христа. Итакъ будемъ молить Господа, чтобъ Онъ далъ намъ разумѣніе къ познанію воли Его и къ ревностному исполненію оной со всякимъ терпѣніемъ и великодушіемъ въ радости, каковую самъ Онъ даруетъ намъ, укрѣпивъ насъ на всякое благоугодное дѣло, чтобы, оказавшись благоискусными и достойными Его, улучили мы вѣчное спасеніе о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. Ему слава, держава и сила во вѣки вѣковъ! Аминь.

Чѣмъ будутъ хвалиться люди нерадивые, лѣнивые и равнодушные? Ужели своею изнѣженностію, безпечностію и погибелію? Гóре имъ, что вознерадѣли.

Пріидите, друзья мои, приложимъ стараніе; пріидите, припадемъ къ Богу: будемъ неотступно плакать и проливать предъ Нимъ слезы, чтобы даровалъ намъ душевное просвѣщеніе. Уразумѣйте козни врага и сопротивника нашего, сего ненавистника добра, который устрояетъ намъ на пути поползновенія и соблазны, вредъ любостяжательности, превозношеніе вѣка сего, плотское удовольствіе, а также чаяніе долговременнаго продолженія настоящей жизни, боязнь подвиговъ, лѣность къ молитвѣ, сонъ во время псалмопѣнія и плотскій покой. Сколько онъ старателенъ, столько мы нерадивы и безпечны; сколько онъ коваренъ, столько мы небрежны, зная, что дни наши сокращены, что настало время, и Господь славы грядетъ въ благолѣпіи красоты Своей, съ страшными силами царства Своего, воздать каждому по дѣламъ его. Боюсь, братія мои, чтобы на насъ не исполнилось слово Господне: пріидутъ отъ востокъ и западъ и сѣвера и моря, и возлягутъ со Авраамомъ и Исаакомъ во царствіи небесномъ. Вы же изгнани будете вонъ (Матѳ. 8, 11-12).

Умоляю Тебя, Христе, свѣтъ истины, рожденіе Благословеннаго Отца, образъ и сіяніе ипостаси Его, сидящій одесную величествія Его, непостижимый Сынъ, неизслѣдимый Христосъ, недовѣдомый Богъ, хвала и радость любящихъ Тебя, жизнь моя, Христе, спаси меня грѣшнаго въ царствіи Твоемъ и не воздай мнѣ по дѣламъ моимъ, но спаси меня по благодати Твоей и ущедри меня по благоутробію Твоему. Ибо Ты благословенъ и препрославленъ во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 345-354.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0