Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

48. О блаженствахъ и гóрѣ [1].

Блаженны тѣ, которые возлюбили Бога и изъ любви къ Нему пренебрегаютъ всѣмъ земнымъ. Блаженны тѣ, которые плачутъ день и ночь; потому что избавятся отъ будущаго гнѣва. Блаженны тѣ, которые добровольно смиряютъ сами себя; потому что будутъ возвышены. Блаженны воздержные; потому что ожидаютъ ихъ райскія утѣхи. Блаженны изнуряющіе тѣло свое бдѣніемъ и подвигами; потому что уготовано имъ райское веселіе. Блаженны очистившіе себя отъ лукавыхъ помысловъ, потому что въ нихъ обитаетъ Духъ Святый. Блаженны тѣ, которые любятъ Бога отъ всей души, паче всего міра; потому что будутъ признаны друзьями Христовыми. Блаженны добровольно понесшіе крестъ свой и дѣйствительно послѣдовавшіе Христу; потому что достигнутъ горняго Іерусалима. Блажени тѣ, которые препоясали чресла свои истиною, и свѣтильники свои имѣютъ готовыми, ожидая небеснаго Жениха; потому что съ Нимъ будутъ царствовать въ небесномъ царствѣ. Блаженъ, кто пріобрѣлъ себѣ умныя очи, и неуклонно устремлялъ ихъ въ созерцаніе будущихъ благъ; потому что наслѣдуетъ ихъ. Блаженъ, кто непрестанно имѣетъ предъ очами день оправданія и старается оказаться въ оный благоугоднымъ. Блаженъ, кто сдѣлался побѣдителемъ плотскихъ удовольствій; потому что въ послѣдній день испытанія обрѣтетъ дерзновеніе. Блаженъ, кто плакалъ на землѣ для Бога; потому что плоды его возродятся на небѣ. Блаженъ, кто ѣстъ хлѣбъ не даромъ, но въ трудѣ рукъ своихъ, подобно Апостолу, и кто другимъ удѣляетъ отъ собственныхъ своихъ трудовъ; потому что упокоится онъ въ нѣдрахъ Авраамовыхъ.

Но гóре тому, кто пребываетъ во грѣхахъ и не знаетъ времени покаянія; потому что будетъ раскаяваться тамъ, безъ пользы оплакивая грѣхи свои во вѣки. Гóре тому, кто говоритъ: «въ настоящее время наслаждусь плотію, а въ старости покаюсь»; потому что, подобно сѣти, внезапно накроетъ его смерть, и ожиданіе его погибнетъ. Гóре тому, кто произвольно грѣшитъ и хочетъ на утро покаяться, не вѣсть бо, что родитъ находяй день (Прит. 21, 1) и предшествующая ему ночь. Гóре тому, кто, зная доброе, даетъ руку лукавому; потому что въ день исхода его пріймутъ его злые ангелы. Гóре тому, кто лукавыми своими дѣлами полагаетъ претыканіе ближнему; потому что въ день суда дастъ онъ отчетъ во всемъ, въ чемъ только соблазнилъ другихъ лукавыми своими обычаями. Гóре тому, кто отрекся отъ міра и опять держится мірскаго образа мыслей; потому что къ нему будетъ относиться притча о ралѣ (Лук. 9, 62). Гóре тому, кто слѣдуетъ желаніямъ плоти и пренебрегаетъ попеченіемъ о душѣ своей; потому что жизнь его и надежда его разсыплются по землѣ. Гóре тому, кто со всею крѣпостію своею не поспѣшаетъ приготовиться здѣсь, какъ дать оправданіе тамъ. Гóре погубившимъ терпѣніе; что будутъ они дѣлать, когда посѣтитъ Господь? Постарайтесь, возлюбленные, оказать себѣ помощь, въ это краткое время, покаяніемъ и слезами умилостивить долготерпѣливаго и милосердаго Бога, Который ожидаетъ нашего обращенія и подаетъ жизнь. Не будемъ небрегущими о своемъ спасеніи; не станемъ увеселяться удовольствіями міра сего; потому что они продолжаются часъ, потомъ производятъ раскаяніе и опять приходятъ. И всякая слава міра сего съ земли на землю же обращается, и ничто иное не сопутствуетъ ей, кромѣ одного грѣха и наказанія за грѣхъ. Никто не поможетъ намъ въ день тотъ, ни другъ, ни сродникъ, кромѣ покаянія, принесеннаго здѣсь, и содѣйствующихъ ему добродѣтелей: истинной любви, смиренномудрія, послушанія, воздержанія. Они пойдутъ съ нами изъ этой жизни; они противостанутъ сопротивнымъ силамъ, которыя хотятъ овладѣть нами во время исхода нашего изъ жизни сей; они представятъ насъ Спасителю Христу, чтобъ поклоняться Ему и прославлять Его вмѣстѣ съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I. Сл. 94.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 354-356.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0