Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

53. Увѣщаніе, или огласительное наставленіе, монахамъ [1].

Пріидите, возлюбленные мои, пріидите отцы и братіи мои, избранное стадо Спасителево, займемся куплею, пока продолжается торжище. Наполните очи свои слезами, и вскорѣ отверзутся очи сердца вашего. Изрекайте слова жизни, и тотчасъ умилится сердце ваше. Составьте cебѣ прекрасное понятіе о царствѣ и о раѣ, и вскорѣ станете пренебрегать земными вещами. Никто по лѣности своей да не приходитъ въ робость, никто да не малодушествуетъ, не устрашается, не дремлетъ, но неотступно будемъ призывать Бога и станемъ служить Спасителю нашему. Со тщаніемъ очистимъ сердца свои Духомъ Святымъ. Будемъ другъ друга ободрять, умолять и подкрѣплять. Отъ всего сердца станемъ прощать другъ другу; потому что мы рабы нелживаго Бога, Который сказалъ: аминь, аминь говорю вамъ, если не будете отъ всего сердца отпускать другъ другу прегрѣшеній, то и Отецъ вашъ небесный не отпуститъ вамъ прегрѣшеній вашихъ (Матѳ. 18, 35). И чрезъ самыхъ святыхъ Своихъ Апостоловъ указалъ намъ, сколько разъ надобно прощатъ брату. — Ибо когда Петръ спросилъ: Господи, коль краты, аще согрѣтитъ въ мя, братъ мой, прощу ему? седмь ли кратъ? Отвѣтствовалъ ему Господь: не глаголю тебѣ седмь кратъ, но до седмидесять кратъ седмерицею (Матѳ. 18, 21-22). А мы иногда и трехъ разъ въ день не прощаемъ другъ другу. Посему умоляю васъ, возлюбленные мои, и припадая прошу, друзья мои, потрезвитесь въ сіе краткое время, и выдержите подвигъ въ этотъ единонадесятый часъ. Вечеръ близокъ; Мздовоздаятель идетъ со славою воздать каждому по дѣламъ его. Будьте внимательны къ себѣ, чтобы, преуспѣвъ не впасть, кому въ самонадѣянность, и вознерадѣвъ, не утратить безмѣрнаго мздовоздаянія.

Монахъ подобенъ засѣянной нивѣ, которая послѣ дождя и росы возрастаетъ и приноситъ плодъ веселія. Когда же достигнетъ времени плодоношенія, приводитъ земледѣльца въ большую заботу; ибо заботливо бодрствуетъ и боится, чтобы внезапно градъ или дикій звѣрь не повредилъ плода. Такъ и монахъ, пока въ тѣлѣ семъ, пусть изо-дня въ день прилагаетъ попеченіе и заботится о безсмертной жизни, чтобы по нерадѣнію не оказаться текущимъ вотще. Радость и веселіе земледѣльцу, когда соберетъ свою жатву и получитъ вознагражденіе. Такъ радуются и веселятся Ангелы Божіи на небѣ, когда боящійся Бога совершитъ теченіе свое. Земледѣлецъ, наполнивъ житницы свои, не имѣетъ уже заботъ, наслаждается и веселится. Когда и монахъ положенъ въ житницу свою, т. е., во гробъ, тогда богатство его тотчасъ восходитъ на небеса.

Посему будемъ трезвиться, возлюбленные, будемъ трезвиться во брани съ соперникомъ нашимъ. Ибо брань его отчаянна; самъ же онъ немощенъ; а Владыка Подвигоположникъ нашъ сражающимся ревностно подаетъ и силу и неувядаемый вѣнецъ. Какъ сильный вѣтеръ гонитъ пыль, такъ соперникъ нашъ діаволъ прогоняется гласомъ славословія Богу, молитвъ и слезъ. Посему накто не лѣнись и не бойся. Напротивъ того, крѣпкій пусть помогаетъ немощнымъ, усердный утѣшаетъ малодушнаго, трезвенный возбуждаетъ отягченнаго сномъ, постоянный подаетъ совѣты непостоянному, воздержный дѣлаетъ выговоры безчинному. Такимъ образомъ, другъ друга ободряя и единодушно побѣждая нашего противника, его посрамимъ, а Бога нашего прославимъ. Святые Ангелы возрадуются о насъ, а кто только видитъ насъ и слышитъ о нашей жизни, всѣ будутъ назидаться.

Что садъ, полный пріятныхъ для взора плодовъ и разновидныхъ цвѣтовъ, то и множество монаховъ, вкупѣ украшенныхъ любовію къ Богу. Что прекрасный источникъ, обильный водами и орошающій множество растеній, то и множество монаховъ, орошающихъ слезами псалмопѣніе свое. Что городъ, огражденный стѣнами и оплотами, то множество монаховъ, вкупѣ поощряющихъ другъ друга къ любви Христовой. Что многоцѣнная діадима, унизанная дорогими камнями и красивымъ жемчугомъ, то множество монаховъ для всякаго добраго и прекраснаго дѣла. Что корабль, наполненный царскимъ богатствомъ, то и множество монаховъ, вкупѣ исполненныхъ любви Христовой. Что красивая и плодовитая маслина, то и множество монаховъ, вкупѣ украшенныхъ любовію Христовою и утвержденныхъ въ ней. Что царское изображеніе, приводящее въ удивленіе сочетаніемъ всякихъ отмѣнныхъ и цвѣтистыхъ красокъ, то и множество монаховъ, украшенныхъ разнообразными добродѣтелями. Что полкъ святыхъ Ангеловъ, то и множество монаховъ, одинаково украшенныхъ и всегда устремленныхъ мыслію къ Богу. Что медъ и сотъ въ устахъ, то отвѣтъ монаха ближнему его, данный съ любовію и смиренномудріемъ. Что вода жаждущему въ жаръ, то слово утѣшенія брату въ скорби его. Какъ иный подаетъ упадшему руку и поднимаетъ его: такъ слово жизни и утѣшенія возставляетъ душу лѣнивую и нерадивую. Что доброе и отмѣнное сѣмя въ землѣ хорошей и добротной, то благіе помыслы въ душѣ монаха. Что ясно горящій свѣтильникъ, сіяющій въ темномъ мѣстѣ, то монахъ, трезвящійся умомъ и сердцемъ во время псалмопѣнія своего. Что въ зданіи добрая и крѣпкая связь, то долготерпѣливость въ монахѣ.

Что тяжелая ноша человѣку слабому, то монаху сонъ во время псалмопѣнія его. Что узы и цѣпь для орла, то мірское попеченіе для монаха. Что тернія и волчцы въ добромъ посѣвѣ, то лукавые и скверные помыслы въ душѣ монаха. Какъ омертвѣніе членовъ бываетъ врачуемо и облегчаемо, но не получаетъ совершеннаго уврачеванія, такъ и памятозлобіе въ душѣ монаха. Какъ червь точитъ дерево, такъ вражда повреждаетъ душу монаха. Какъ моль портитъ одежду, такъ клеветничество душу монаха. Что высокое и красивое, но безплодное дерево, то монахъ горделивый и кичливый. Что пріятный и красивый на видъ, но загнившій внутри, плодъ, то монахъ завистливый и недоброжелательный. Какъ бросившій камень въ чистый источникъ мутитъ его, такъ отвѣтъ монаха, произнесенный съ гнѣвомъ, возмущаетъ душу ближняго. Представь, что кто нибудь, предстоя царю и бесѣдуя съ нимъ, по зову подобнаго ему раба, оставляеть царя и начинаетъ бесѣдовать съ рабомъ: таковъ разговаривающій и предающійся разсѣянію во время псалмопѣнія. Посему вразумимся, возлюбленные, кому предстоимъ. Какъ Ангелы Божіи, пѣснословя, предстоятъ со страхомъ и трепетомъ, такъ и мы съ чистымъ сердцемъ и со страхомъ должны предстоять Богу, чтобы получить помилованіе въ день суда Господа нашего Іисуса Христа. Ему слава во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер ч. 1. Сл. 55-58.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 385-388.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0