Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

55. О восьми помыслахъ.

Знай, чадо, что восемь помысловъ, которыми производится все худое: чревоугодіе, блудъ, сребролюбіе, гнѣвъ, безвременная печаль, уныніе, тщеславіе, гордость. Они-то ведутъ брань со всякимъ человѣкомъ. А ты, чадо, если хочешь препобѣдить чревоугодіе, возлюби воздержаніе, имѣй страхъ Божій, и побѣдишь. Если же хочешь препобѣдить блудъ, возлюби бдѣніе и жажду, помышляй всегда о смерти, и никогда не имѣй бесѣдъ съ женщиною, и побѣдишь. Если хочешь препобѣдить сребролюбіе, возлюби нестяжательность и нерасточительность. Если хочешь препобѣдить гнѣвъ, пріобрѣти кротость и великодушіе и содержи въ мысли, сколько зла дѣлали іудеи Господу нашему Іисусу Христу, и однако же Онъ, какъ человѣколюбецъ Богъ, не гнѣвался на нихъ, а напротивъ того молился за нихъ, говоря: Отче, отпусти имъ грѣхъ сей: не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. 23, 34). Если хочешь преодолѣть безвременную печаль, никогда не печалься о чемъ либо временномъ; но если тебя язвятъ словомъ, или безпокоятъ, или безчестятъ, не печалься, а напротивъ того радуйся. Тогда только печалься, когда согрѣшишь; но и въ семъ случаѣ соблюдай мѣру, чтобы не впасть въ отчаяніе, и не погибнуть. Если хочешь препобѣдить уныніе, займись хотя не надолго какимъ нибудъ рукодѣліемъ, или читай, или часто молись. Если хочешь препобѣдить тщеславіе, не люби похвалъ, ни почестей, ни хорошихъ одеждъ, ни предпочтенія, напротивъ того люби, чтобъ порицали и безчестили, взводя на тебя ложь: и укоряй самъ себя, что ты грѣшнѣе всякаго грѣшника. Если хочешь препобѣдить гордость; что ни дѣлаешь, не говори, что дѣлается сіе собственными твоими трудами, или собственными твоими силами, но постишься ли, проводишь ли время во бдѣніи, спишь ли на голой землѣ, поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много земныхъ поклоновъ, говори, что при Божіей помощи и при Божіемъ покровительствѣ дѣлается сіе, а не моею силою и не моимъ стараніемъ.

Старайся, чадо, всегда быть простосердечнымъ и искреннимъ, и не держи одно на сердцѣ, а другое въ устахъ; потому что это— коварство. Будь правдолюбивъ и нелживъ; потому что ложь отъ лукаваго. Не воздавай зломъ за зло, но если кто сдѣлаетъ тебѣ зло, прости его, чтобы и тебя Богъ простилъ. Если боретъ тебя злопамятство, отъ всей души помолись о томъ братѣ, злопамятство отступитъ отъ тебя. Смотри, не допускай въ себя страсть зависти, чтобы діаволъ не поглотилъ тебя живаго, но скорѣе исповѣдуйся и моли Бога, чтобы избавилъ тебя отъ таковой опасности. Если видишь согрѣшающаго, не разглашай его грѣха, не осуждай его, не питай къ нему ненависти, чтобы и тебѣ не впасть въ тотъ же грѣхъ, а лучше скажи: «я хуже его; и сего дня согрѣшилъ онъ, а на утро согрѣшу я». Знай же и то, что бѣсы боятся молчанія, поста, бдѣнія, воздержанія, смиренія, молитвъ, слезъ и прочихъ добродѣтелей монаха. Если хочешь, чтобъ Богъ даровалъ тебѣ слезы, сокрушеніе и безстрастіе, непрестанно приводи себѣ на память смерть и гробъ свой. Если обольщенъ будешь діаволомъ и впадешь въ малый или великій грѣхъ, не приходи въ отчаяніе и не доводи себя до погибели, но прибѣгни къ исповѣди и къ покаянію, и Богъ не отвратится отъ тебя. Ему слава во вѣки! Аминь.

Тебя пріемлетъ Богъ. Не люби ходить въ города. Ибо если не будешь видѣть лукаваго, то останешься чистымъ. Не пей вина до опьяненія, иначе сдѣлаешь, что сердце твое съ неистовствомъ устремится къ удоволствіямъ. Не ѣшь по два раза въ день, чтобы не огрубѣло тѣло твое, а съ нимъ не окрѣпли и страсти. Не запирай двери своей предъ странникомъ; потому что въ нюже мѣру мѣриши, возмѣрится тебѣ (Матѳ. 7, 2). Посѣщай больныхъ, да и тебя посѣтитъ Богъ. Не много спи, но неотступно проси помощи Божіей, да избѣжиши яко птица отъ сѣти (Прит. 6, 5). Не много говори, чтобы не впасть въ ложь. Ничего не пріобрѣтай себѣ сверхъ потребности своей, но живи съ умѣреннымъ достаткомъ. Безмолвствуй, и дѣлай свое дѣло. Всею силою держи въ уздѣ языкъ и чрево. Имѣй смиренномудріе: будь какъ незнающій и невѣжда. Будь кротокъ со всѣми людьми. Много вреда отъ говорливости и смѣха; и мужъ благоразумный соблюдаетъ безмолвіе. Имѣй всегда предъ очами своими скорбь и смерть, и никогда искушеніе не приведетъ тебя въ отчаяніе. И вечеромъ и утромъ испытывай самъ себя, какъ провелъ ты время. Но этого невозможно сдѣлать безъ труда. Знай, что какъ земля не можетъ приносить плодовъ сама собою безъ сѣмени и воды: такъ и человѣку невозможно принести плодъ безъ злостраданія и смиренномудрія. Непрестанно заботься о себѣ, какъ о Божіемъ образѣ. Бойся Бога, какъ обязанный дать Ему отвѣтъ о всѣхъ дѣлахъ своихъ. Ежедневно спрашивай себя, какую страсть побѣдилъ ты. Кто вѣруетъ, что будетъ судъ, тотъ не судитъ ни одного человѣка, но охраняетъ себя даже отъ малаго и неважнаго. Кто вѣруетъ, что тѣло его воскреснетъ, тотъ заботится очистить его отъ оскверненія. Итакъ, возлюбленный, утвердись въ страхѣ Божіемъ, храня и исполняя все, что должно тебѣ дѣлать, не полагая преткновеній совѣсти своей; но будь къ ней внимателенъ, чтобы и она была стражемъ твоимъ и показывала каждый разъ, во что ты впадаешь, а не оставляла тебя, попуская впасть въ руки враговъ твоихъ. Знай, что, когда умъ монаха начнетъ убѣгать своей воли и прибѣгать къ Богу, сперва нападаетъ на него уныніе. Къ истребленію же унынія служитъ молитва и непрестанное размышленіе о Богѣ: размышленіе же поддерживается воздержаніемъ; а воздержаніе охраняется тѣлеснымъ трудомъ. Таковъ тѣсный путь, вводяй въ животъ (Матѳ. 7, 14).

И вотъ тѣснота пути, какъ въ зеркалѣ, открывается монахамъ въ словѣ. Ибо все настоящее для нихъ горько; имѣть собственность опасно, пользоваться ею ненадежно, отказаться отъ нея болѣзненно; убожество горько, скудость мучительна, подвижничество тяжело, воздержаніе многотрудно, строгость жизни не безопасна, молчаніе мучительно. Монахъ, если обличитъ, обязанъ бываетъ положить земной поклонъ; если смолчитъ, ослабѣваетъ въ ревности по Богу. Во всякомъ добромъ дѣлѣ ненавистникъ добра — демонъ противопоставилъ подобное ему худое дѣло: милостынѣ противоположилъ корысть, подвижничеству — самомнѣніе, бдѣнію — обвиненіе въ сонливости, молитвѣ — лѣность, нестяжательности — скупость, любви — лесть, страннопріимству — холодность или чревоугодіе. Все смѣшалъ онъ, все привелъ въ слитность, во всемъ сталъ участвовать. Монашеское житіе въ опасности наконецъ рушиться. Глава и ноги терпятъ вредъ, глаза и руки страждутъ недугомъ. Пріобрѣтеніе собственности ослабило вѣру, употребленіе измѣнило подвижничество; самовластіе дѣлаетъ насиліе смиренномудрію, пріобрѣтеніе временнаго низложило надежду; дѣятельность тѣлесная помрачила собою душевное дѣло; попеченіе о плоти ослабило внушенія ума; совѣсть не беретъ на себя труда привести въ сокрушеніе мысль. Помыслы не спѣшатъ содѣйствовать покаянію, и, если не ошибаюсь, говоря это, то подобное сему состояніе есть образъ плѣна. Ибо мы ослѣплены и не хотимъ вразумиться, что душа не можетъ дѣлать вмѣстѣ и добра и зла, худое же предпріимлетъ, прикрываясь добрымъ: во время поста тщеславится, при воздержаніи гордится; не хочетъ внять Богу, Который говоритъ: никтоже можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 20).

Итакъ, если истинно возлюбилъ ты Господа, и прилагаешь стараніе улучить будущее Царствіе, и далъ обѣтъ трудиться по причинѣ своихъ грѣхопаденій, то помни судъ и вѣчное мученіе, со страхомъ ожидая исшествія своего изъ этого міра. Не имѣй пристрастія ни къ деньгамъ, ни къ имѣнію, ни къ родителямъ, ни къ мірской славѣ, ни къ друзьямъ, ни къ роднымъ, ни къ братьямъ, и вовсе ни къ чему земному; не имѣй ни заботы, ни попеченія о семъ. Но, прервавъ всякую связь, отложивъ заботу, и возненавидѣвъ сіе, даже собственную плоть свою обнаживъ отъ всего этого, безпечально и нелѣностно иди въ слѣдъ за Христомъ, взирая всегда на небо и оттуда ожидая себѣ помощи. Ибо смерть внезапна, судъ близокъ, и горе неготовому!

Горе тебѣ, душа, что пребываешь безчувственною въ настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смѣху, разсѣянности и живя распутно; въ будущій вѣкъ будешь плакать, подобно богачу, мучимая во пламени вѣчнаго огня.

Горе тебѣ, душа, что не выносишь никакой скорби, причиняемой тебѣ братомъ, ни даже жесткаго слова, но тотчасъ вступаешь въ противорѣчіе и сопротивленіе, а за сіе теряешь вѣнецъ терпѣнія и кротости, и будешь на вѣки осуждена съ памятозлобивыми.

Горе тебѣ, душа, что ненавидишь и поносишь брата своего, или терпишь, когда другіе дѣлаютъ тоже, за это будешь наказана съ убійцами. Ибо сказано: ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть (1 Іоан. 3, 15).

Горе тебѣ, душа, что пренебрегаешь Божіи заповѣди и предполагаешь, что спасеніе въ одномъ образѣ и имени монаха. Ибо въ страшный день услышишь, что Господь скажетъ: не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, внидетъ въ Царствіе небесное; но творяй волю Мою (Матѳ. 7, 21). Идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41).

Горе тебѣ, душа, что любишь славу человѣческую, и почести, и нарядныя одежды, и пріобрѣтеніе вещественнаго; посему въ день суда будешь мерзка предъ Богомъ, отринута отъ лица Его и сопричислена къ надменнымъ бѣсамъ.

Горе тебѣ, душа, что каждый день грѣшишь, а покаяніе отлагаешь день за день. Постигнетъ тебя смерть, какъ тать въ ночи, внезапно, и связанная отведена будешь въ геенну огненную, безъ пользы проливая слезы, и обвиняя свое неразуміе.

Горе тебѣ, душа, что не трепещешь, помышляя, какъ въ страшный день суда, когда и Силы небесныя подвигнутся отъ страха, явишься ты лицу Божію, имѣя на себѣ гнусную и оскверненную ризу.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 390-395.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0