Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

57. Слово о священствѣ.

Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства! оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно; и его-то Христосъ, снисшедши, даровалъ недостойнымъ. Припадаю, со слезами и воздыханіями прошу, всмотримся въ сіе сокровище священства въ хранящихъ оное достойно и свято. Ибо оно – свѣтлый и несравненный щитъ, непоколебимый столпъ, несокрушимая стѣна. Оно – твердое основаніе, съ земли восходящее до небеснаго свода. И что говорю, братія? Оно касается превыспреннихъ сводовъ, невозбранно восходитъ въ самыя небеса небесъ, свѣтло и свободно пролагаетъ стези вмѣстѣ съ безплотными среди Ангеловъ. И что говорю: среди горнихъ Силъ? Оно бываетъ собесѣдникомъ самого Владыки, Творца и Свѣтодавца Ангеловъ; и когда только хочетъ, немедленно пріемлетъ дерзновеніе. Не перестану, братія, прославлять вамъ достоинство сего сана, которое сынамъ Адамовымъ даровала Троица. Имъ спасенъ міръ и просвѣщена тварь; чрезъ него горы и холмы, дебри и пропасти наполнились чистымъ и досточестнымъ житіемъ блаженнаго рода людей, разумѣю, монаховъ, какъ сказалъ велегласнѣйшій Исаія, что отъ верха горъ дадутъ человѣки пѣснь въ славословіе (Ис. 42, 11-12). Имъ отъято съ земли беззаконіе, имъ водворяется на землѣ цѣломудріе; чрезъ него приведенъ въ бездѣйствіе падшій діаволъ; развратные стали освѣщенными сосудами, блудники чистыми и нескверными; неразумные содѣлались вождями правды, беззаконники добрыми и благочестивыми. Чрезъ него упразднена держава смерти, адъ утратилъ свою силу, клятва Адамова разрѣшена, небесный чертогъ уготованъ. Имъ человѣческая природа возводится на степень безплотныхъ. Что еще скажу, или за что восхвалю? И слово и понятіе превышаетъ даръ сана священства. И какъ думаю, сіе даетъ разумѣть приведенный въ изумленіе Павелъ, когда говоритъ: о глубина богатства и премудрости и разума Божія, яко не испытани судове Его, и не изслѣдовани путіе Его (Рим. 11, 33)! Оно паритъ въ высоту, въ скорѣйшее время вознося прошенія наши съ земли на небо къ Богу, ходатайствуетъ предъ Владыкою за рабовъ.

Будемъ проницательно внимательны, братія, къ сему таинственному и страшному сказанію; потому что безъ достоуважаемаго священства не дается смертнымъ отпущенія грѣховъ. Что недавно доказывали мы вамъ о таинствѣ священства? – Лоза виноградная, зерно пшеничное и священство согласно устремлены къ Единому. Но лоза и пшеница – это рабыни; а священетво свободно. Посему, когда всѣ они сведены въ совокупность, тогда каждое въ благоуханіе Царю предпочтительно всѣмъ сокровищамъ приноситъ силу плодовъ своихъ. Лоза приноситъ кровь, а также и пшеница приноситъ хлѣбъ. Священство же съ полнымъ дерзновеніемъ воспаряетъ съ земли на небо до созерцанія самаго Невидимаго, и припадши, молится Владыкѣ о рабахъ, вознося слезы и воздыханія сослужителей, и съ горячностію предлагая ихъ въ даръ своему Владыкѣ, вмѣстѣ съ моленіемъ и покаяніемъ, и испрашивая у благосердаго Царя прощенія, помилованія и милости, чтобы снисшелъ Духъ Утѣшитель, и освятилъ Дары, предлагаемые на землѣ, а какъ скоро принесены, содѣлавшіеся страшными Тайнами, исполненными безсмертія; потому что предстоящій іерей совершаетъ молитву о всѣхъ. Тогда души приступаютъ и въ страшныхъ Тайнахъ пріемлютъ очищеніе отъ сквернъ. Видите, боголюбцы, что лоза и пшеница не имѣютъ дѣйствія на землѣ, если не снизойдетъ небесное повелѣніе и не освятитъ Даровъ. Видѣлъ ты, человѣкъ, ясное чудотвореніе. Видишь, какъ священный санъ удобно очищаетъ душевныя скверны. Да благословляется Спаситель, принесшій на землѣ сей пресвѣтлый, очистительный даръ, просвѣтившій благодатію іереевъ, чтобъ сіяли они, какъ свѣтила, въ мірѣ! Народъ, прежде насъ бывшій, чрезъ рогъ съ елеемъ достигалъ освященія, а мы, потребные рабы Благословеннаго, не получили ни рога, ни чувственнаго елея, но сама высокая и страшная Мышца, снисшедши съ неба, чрезъ возложеніе рукъ даровала намъ Духа Своего, какъ огнь, снисшедшаго на Апостоловъ. О, неизреченная сила, благоволившая вселяться въ насъ чрезъ возложеніе рукъ святыхъ іереевъ! О, какой высокій санъ имѣетъ странное и чудное священство! Блаженъ, кто чисто и неукоризненно жительствуетъ въ семъ достоинствѣ. Петръ, который нареченъ Кифою и нѣкогда на берегу озера уловленъ мрежею, и о которомъ великій Пастырь засвидѣтельствовалъ: на семъ камени созижду Церковь Мою (Матѳ.16.18), чрезъ священство, какъ достойный, пріялъ и ключи небесъ. Подобно и Павелъ, прежде гонитель, сподобившись сего дара, какъ на крыліяхъ обтекъ всю вселенную, проповѣдуя, возвѣщая воскресеніе мертвыхъ.

Итакъ обратимся къ праведному Авелю, который былъ іереемъ въ началѣ твари, и у него поучимся. Когда въ началѣ священнодѣйствовалъ онъ жертву свою предъ Богомъ, тогда не поялъ ли жертву его снисшедшій съ неба огнь? Когда приносилъ онъ Богу начатки, тогда, какъ говоритъ Писаніе, призрѣ съ неба Святый Богъ на жертву Авелеву (Быт. 4, 4), а на жертву Каинову не благоволилъ призрѣть. Также и Ной, спасшійся въ ковчегѣ, когда преста вода и сѣде ковчегъ на верху горы Араратъ (Быт. 8, 1. 4), и Ной также сталъ причастникомъ сего дара и принесъ Богу жертву въ чистую воню благоуханія; посему Избавитель и положилъ съ нимъ завѣтъ, не наводить болѣе потопа на землю (Быт. 8, 21), и далъ ему святое благословеніе расти и множиться (Быт. 8, 9-10). Видишь чудодѣйствіе священства. Видѣлъ ты перваго іерея въ первой твари, Авеля, какъ съ неба на землю свелъ огнь своимъ неукоризненнымъ всеплодіемъ. Видишь и Ноя, честнаго іерея во второй твари, какъ Богъ положилъ съ нимъ завѣтъ. Но и Авраамъ сподобился быть причастнымъ того же дара и принести Богу возлюбленнаго Исаака и священнодѣйствовать, уготовляя во всесожженіе собетвенную свою утробу. Тамъ Богъ показываетъ ему великое чудо – рожденіе Христово, мгновенное возращеніе въ садѣ Савекъ и силу благословенія, какимъ Самъ благословилъ: о сѣмени твоемъ благословятся вся колѣна земная (Быт. 22, 18). Сего же дара сподобился и божественный Моисей, восшедши къ Богу на гору Синай и пріявъ законъ, почему и лице его прославилось, такъ что казалось свѣтлѣе солнца. Подобнымъ образомъ сподобился сего дара и Ааронъ, ставъ ходатаемъ предъ Богомъ за грѣхи людскіе. Ибо Моисей и Ааронъ во іереяхъ Его (Псал. 98, 6). Подобно и Финеесъ, въ семъ всечестномъ санѣ, остановилъ смерть въ народѣ своемъ; а также и Илія, облекшись въ сей санъ, послушанъ отъ Бога огнемъ (3 Цар. 18, 36), и мечемъ заклалъ студныхъ іереевъ.

Итакъ познаемъ, братія, что велико и весьма, до необъятности, неизмѣримо достоинство священства. Слава Единородному! Слава Единому Благому, Который сообщаетъ его ученикамъ Своимъ, чрезъ Новый святый Завѣтъ Свой, чтобъ и они показали примѣръ въ возложеніи рукъ своихъ на достойныхъ! Посему всѣ почтимъ, всѣ ублажимъ имѣющихъ санъ честнаго священства, въ точности зная, что если кто любитъ друга царева, то несравненно болѣе возлюбитъ его царь. Посему возлюбимъ іереевъ Божіихъ, ибо они други благаго Бога и ходатайствуютъ за насъ и міръ. Почти іерея, исполняя заповѣдь Христову, въ которой сказано: пріемляй пророка съ радостію во имя пророче, мзду пророчу пріиметъ (Матѳ. 10, 41). Если и не знаешь о какомъ іереѣ, достоинъ ли онъ сана, или не достоинъ; то не презирай его ради заповѣди Христовой. Какъ не терпятъ вреда свѣтлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисеръ, если прикоснется къ какимъ нибудь нечистымъ и сквернымъ вещамъ; такъ подобно сему и священство не дѣлается оскверненнымъ отъ человѣка, хотя бы пріявшій его былъ и недостоинъ. Если же кто окажется достойнымъ сего сана, и будетъ ходить въ немъ преподобно и неукоризненно; то онъ пріуготовляетъ себѣ жизнь и нетлѣнный вѣнецъ. А если кто отважится вступить въ него недостойно; то уготовляетъ себѣ кромѣшнюю тму и судъ безъ милости.

Иный примѣръ представляю тебѣ, человѣкъ, чтобы ты по высокомѣрію своему не отваживался недостойно вступить въ санъ священства; потому что чистый Богъ не благоволитъ къ пріявшимъ рукоположеніе по высокомѣрію. Знай, что потерпѣли тѣ несчастные, воспротивившіеся нѣкогда Моисею и Аарону и возъимѣвшіе безразсудство, безстыдно и самовольно принести ѳиміамъ Богу. Не поялъ ли всѣхъ огнь съ неба за то, что отважились присвоить себѣ санъ, который былъ выше ихъ (Числ. 16, 1-35)? А также и Маріамѣ, пророчицѣ Божіей, за то, что малымъ словомъ укорила Моисея за священство, такое поруганіе опредѣлилъ Всевышній, что вся она покрытая проказой седмь дней удалена была изъ стана (Числ. 12, 1-10). И нынѣ, братія, ведите чистое житіе, подражая Моисею, Аарону и Елеазару. Смотри, какъ благочестивые іереи въ семъ санѣ отмстили безбожнымъ ополченіямъ враговъ. Моисей, какъ іерей, воздѣлъ руки къ Богу и поразилъ Амалика неисцѣльною язвою (Исх. 17, 8-13). Священствомъ препоясанный Авраамъ обратилъ въ бѣгство царей (Быт. 14, 14-16). Воспріявъ на себя священство, Мелхиседекъ избраннаго Авраама благословилъ высшимъ благословеніемъ (Быт. 14, 17-20).

Сподобился ты, братъ, сана священства? Приложи стараніе благоугождать Воеводѣ чистотою, и праведностію, и божественною мудростію, и свѣтлымъ дѣвствомъ. Будь пламеннымъ ревнителемъ, какъ цѣломудренный Іосифъ, чистымъ, какъ Іисусъ, страннопріимнымъ, какъ Авраамъ, нищелюбивымъ, какъ Іовъ, любвеобильнымъ, какъ Давидъ, кроткимъ, какъ Моисей; заблудшагося возврати на путь, хромаго подкрѣпи, падшаго возставь, немощныхъ защити, и дѣлай все тому подобное.

А я, возлюбленные братія, прихожу въ ужасъ, видя, на что отваживаться имѣютъ обычай нѣкоторые безумцы, которые рѣшаются безстыдно и опрометчиво искать священства, и принимаютъ оное, не бывъ призваны Христовою благодатію, не зная того, что огнь и смерть собираютъ себѣ они бѣдные. Не о томъ только говорю тебѣ, человѣкъ, чтобы не принимать на себя священства опрометчиво, но чтобы и не касаться котораго либо изъ сосудовъ всечестнаго служенія. Если читалъ ты, что потерпѣлъ Оза, когда прикоснулся онъ къ кивоту Божію; то помни всегда,. возлюбленный братъ, и страшное изреченіе Всевышняго Бога, сказанное устами Пророка Исаіи: на комъ упокоюсь? токмо на кроткомъ и молчаливомъ, и трепещущемъ словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). Помни всегда слова сіи и будь внимателенъ, чтобъ пріобрѣсти сокровище – кроткій помыслъ, чтобы такимъ образомъ могъ ты взойти мысленно въ горній градъ Іерусалимъ и приносить умныя жертвы неприступному Царю Богу. Тамъ соплетаются неувядаемые нетлѣнные вѣнцы, и тамъ самъ Христосъ увѣнчаетъ тебя предъ Ангелами вѣнцемъ безсмертія, и ты съ горними ликами будешь во вѣки вѣковъ воспѣвать побѣдную пѣснь Святой Троицѣ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 396-401.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0