Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

59. Отвѣтъ брату о священникѣ Иліи (1 Цар. гл. 2-3).

Вопросъ. Писаніе говоритъ о священникѣ Иліи, что злословиста Бога сынове его, и не наказа ихъ (1 Цар. 3, 13); хотя слышимъ также, что отецъ дѣлалъ имъ замѣчанія и вразумленія (1 Цар. 2, 23-25).

Отвѣтъ. Будь внимателенъ къ себѣ, чтобы умъ твой, ставъ очень любопытнымъ, не уклонился съ праваго пути, блуждая, гдѣ не должно: потому что все есть дѣло вѣры. А если нѣтъ вѣры, то колеблющійся не найдетъ, чего доискивался. Ибо сказано: аще не увѣрите, ниже имате разумѣти (Ис. 7, 10). Объ Иліи говорится, правда, что не одобрялъ онъ дѣтей своихъ, дѣлавшихъ худое. Но впрочемъ легко могъ онъ и оставить зло, какъ показываетъ послѣдующее слово. По крайней мѣрѣ, что принялъ ты за вразумленіе, то не вразумленіе, а нерадѣніе о любви къ Богу; почему поведеніе Илія доходитъ до крайняго предѣла снисходительности. Но и въ этомъ особое было смотрѣніе, чтобъ самъ Илій собственными своими устами засвидѣтельствовалъ о беззаконіи сыновей, какъ написано: Илій же состарѣся зѣло: и услыша, яже творяху сынове его сыномъ Израилевымъ. И рече имъ: почто творите по глаголу, егоже азъ слышу изъ устъ людей Господнихъ? ни, чада, не творите тако, яко не благъ слухъ, егоже азъ слышу о васъ еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрѣшая согрѣшитъ мужъ мужеви, помолятся о немъ ко Господу: аще же Господеви согрѣшитъ человѣкъ, кто помолится о немъ (1 Цар. 2, 22-25)? Итакъ, по засвидѣтельствованію самого отца, должно заключать о чрезмѣрномъ нечестіи сыновей его. Не одинъ человѣкъ, но всѣ отъ малаго до великаго вопіяли на нихъ, какъ свидѣтельствуетъ самъ Илій: почто творите по глаголамъ симъ, яже азъ слышу глаголемы о васъ изъ устъ людей Господнихъ! Всѣхъ обижали и соблазняли они, оскверняя священныя жертвы; не только отвратили людей отъ приношенія жертвъ, но даже, наконецъ, приводимые въ ужасъ непозволительными дѣлами, до какихъ доходили сыновья Иліевы, замышляли объ отступленіи и отъ вѣры. Послушай, что говоритъ Илій: не благъ слухъ, егоже слышу о васъ, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказалъ: не творите тако; то, можетъ быть, боясь народнаго раздраженія, употребилъ сіе выраженіе для смягченія вопіявшихъ на дѣтей его. Но еслибы имѣлъ онъ попеченіе о богопочитаніи, то никакъ не потерпѣлъ бы, чтобъ дѣти столько вредили оному, то есть, нарушали богослуженіе; но постарался бы тотчасъ искоренить беззаконіе въ собственномъ своемъ домѣ; потому что стражами закона были и сіи священники, вознамѣрившіеся нарушать законъ. И онъ или вразумилъ бы ихъ законно, въ случаѣ послушанія, или, въ случаѣ непокорности, отрѣшилъ, по преданію закона; потому что былъ и священникомъ и судіею, и слову его внималъ весь народъ. Тогда совершенно избѣжалъ бы онъ Божія гнѣва; но, снизошедши къ худымъ поступкамъ дѣтей, сраведливо и самъ на себѣ испыталъ постигшій гнѣвъ. Посему не Богъ виновенъ: яко правъ Господь Богъ нашъ, и нѣсть неправды въ Немъ (Псал. 91, 16). А что законное вразумленіе состоитъ въ наказаніи, сіе видно изъ слѣдующаго слова. У праведнаго Іова сказано: блаженъ человѣкъ, его же обличи Богъ, наказанія же Вседержителева не отвращайся. Той бо болѣти творитъ, и паки возставляетъ (Іов. 5, 17-18). Такъ и Апостолъ совѣтуетъ отцамъ воспитывать чадъ въ наказаніи и ученіи Господни (Ефес. 6, 4). Итакъ божественное Писаніе справедливо говоритъ объ Иліи, что злословиста Бога сынове его, и не наказа ихъ; ибо Илій не имѣлъ той ревности по Богѣ, какую пріобрѣли святые, но угодливость дѣтямъ предпочелъ чаянію лучшаго. Всякій здравомыслящій знаетъ, какою сострадательностію облеченъ былъ породившій насъ благовѣствованіемъ; имѣлъ онъ въ себѣ утробы щедротъ, благость, долготерпѣніе (Кол. 3, 12); но какъ скоро слышалъ, что кто нибудь изъ живущихъ въ другой странѣ согрѣшилъ, не терпѣлъ сего и не молчалъ, но тотчасъ поручалъ предати таковаго сатанѣ во изможденіе плоти, да духъ спасется въ день Господа нашего Іисуса Христа (1 Кор. 5, 5). А блаженный Апостолъ Петръ, не одобряя пренебреженія къ божественному, призналъ недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками отъ Бога, сыновъ и дщерей своихъ закалали въ угожденіе бѣсамъ. А Илій, будучи іереемъ, когда могъ дѣйствовать, не обращалъ вниманія на такое беззаконіе. Къ уцѣломудренію ихъ не употребилъ ни наставленія, ни тѣлеснаго наказанія, ни жестокаго слова за оскверненіе священныхъ жертвъ, когда въ угожденіе бѣсамъ, собственными своими руками убивали они дѣтей своихъ предъ всякимъ сѣннолиственнымъ деревомъ. Кто признаетъ Илія не отвѣтственнымъ въ злѣ, послѣ того, какъ онъ зналъ приговоръ, произнесенный на него все устроившимъ Богомъ?

Но милосердый Господь, желая покаяніемъ спасти его отъ угрожающаго гнѣва, чрезъ незлобиваго отрока открывалъ ему открытое уже прежде, чтобы не возникло какое недоумѣніе и не привело къ дерзкой мысли, будто бы предреченіе сдѣлано было по человѣческому усмотрѣнію, или по зависти и по недоброжелательству къ нему нѣкоторыхъ, Богъ возставляетъ защитника и свидѣтеля предсказанному, какъ говоритъ Божественное Писаніе: и отрочищъ Самуилъ бѣ служа Господеви, предъ Иліемъ іереемъ: и глаголъ Господень бѣ въ немъ; въ тыя дни не бѣ видѣніе посылаемо. И бысть въ день онъ, и Илій спаше на мѣстѣ своемъ, и очи его начаста тяжцѣ быти и не можаше зрѣти. И прежде неже угасе свѣтильникъ Божій, и Самуилъ спаше въ церкви Господни, идѣже кивотъ Божій: И ста Самуилъ... И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се азъ. И тече ко Илію и рече: се азъ, что звалъ мя еси? И рече: не звахъ тя, возвратися, и спи чадо. И возвратися, и спа. И приложи Господь еще воззвати Самуила, и воззва: Самуиле, Самуиле. И иде ко Илію вторицею, и рече: се азъ, что звалъ мя еси: и рече: не звахъ тебе, возвратися и спи чадо. Самуилъ же въ то время еще не познаваше Бога, прежде откровенія ему гласа Господня. И приложи Господь призвати Самуила третицею: и воста Самуилъ, и иде ко Илію, и рече: се азъ, что звалъ мя еси? И разумѣ Илій, яко Господь призываетъ отрочища, и рече: не звахъ тя, возвратися и спи чадо. И будетъ, аще воззоветъ тя Зовый, и речеши: глаголи Господи, яко слышитъ рабъ Твой. И иде Самуилъ и спа на мѣстѣ своемъ. И пріиде Господь и ста, и воззва его, якоже первое и второе: Самуиле, Самуиле. И рече Самуилъ: глаголи Господи, яко слышитъ рабъ Твой. И рече Господь къ Самуилу: се Азъ творю глаголы Моя во Израили, яко всякому слышащему сія, пошумитъ во обоихъ ушесѣхъ его. Въ день той воздвигну на Илія вся, елика глаголахъ и на домъ его: начну и скончаю. И возвѣстихъ ему, яко отмщу на домѣ его до вѣка въ неправдахъ сыновъ его, о нихже вѣдяше, яко злословиста Бога сынове его, и не наказа ихъ. И сего ради кляхся дому Иліину, яко не очистится грѣхъ дому Иліина въ кадилахъ и жертвахъ его до вѣка. И спа Самуилъ до утра, и утренева заутра, и отверзе двери храма Господня. И убояся повѣдати видѣніе Илію Самуилъ. И рече Илій Самуилу: чадо; и рече: се азъ. И рече: что глаголъ Господень, глаголанный къ тебѣ нощію, чадо? Не скрый убо отъ мене отъ всѣхъ словесъ, глаголанныхъ во ушеса твоя. Сія да сотворитъ тебѣ Богъ, и сія да приложитъ, аще утаиши отъ мене слово отъ всѣхъ словесъ. И повѣда ему Самуилъ вся словеса, и не утаи отъ него ни единаго глагола. И рече Илій: Господь самъ, еже угодно предъ Нимъ, да сотворитъ (1 Цар. 3, 1-18).

Какая немощная душа въ соблюденіи Божіихъ заповѣдей! Какая законопреступная привязанность къ нечестивымъ дѣтямъ! Какъ не устрашишася плоти его (Іов. 11, 15), когда выслушалъ сіе? Какъ не содрогнулась внутренность его? Какъ не подвигъ сердца на отмщеніе законопреступнымъ сынамъ своимъ въ подражаніе ревности Финеесовой? Какъ не растерзалъ одеждъ своихъ, и оставался въ домѣ по произнесеніи на него осуждѣнія, и даже не поколебался? Не столько законопреступенъ былъ Ахаръ, сынъ Харміинъ, взявшій отъ клятвы (Нав. 7, 1). Сыны Иліевы, поступая вѣроломно и непріязненно, нечествовали предъ самимъ Создателемъ, Который сказалъ Моисею и Аарону: въ приближающихся Мнѣ освящуся, и во всемъ сонмѣ прославлюся (Лев. 10, 3). И еще: рцы Аарону и сыномъ его, и да внимаютъ отъ святынь сыновъ Израилевыхъ, и да не осквернятъ имени святаго Моего, елика они освящаютъ Ми: Азъ Господь. Рцы имъ: въ роды ваша всякъ человѣкъ, иже аще приступитъ отъ всякаго сѣмени вашего ко святымъ, елика аще освятятъ сынове Израилевы Господу, и нечистота его на немъ, потребится душа оная отъ Мене (Лев. 22, 1-4). Но Илій не внялъ сему; почему и отшелъ, пожавъ плодъ смерти. Ибо согласился лучше оскорбить Бога, нежели прервать сострадательность свою къ законопреступнымъ дѣтямъ. И хотя явно запрещалъ словомъ, говоря: не творите тако, чада; однакоже въ тайнѣ участвовалъ въ злодѣяніи дѣтей. Вникни въ смыслъ отвѣта; ибо говоритъ: Господь есть, и угодное предъ Нимъ творитъ, что тоже значитъ, не соглашусь оскорбить дѣтей своихъ. Даже и вразумленный Моисеемъ не отказался онъ отъ сострадательности къ дѣтямъ. Ибо Моисей, получивъ скрижали, сошедши съ горы, и увидѣвъ поклоненіе тельцу, повергъ скрижали и сокрушилъ ихъ, и не уважилъ лица брата своего, но самымъ строгимъ голосомъ воззвалъ Аарона, говоря: что сотвориша тебѣ людіе сіи, яко навелъ еси на нихъ грѣхъ великъ (Исх. 32, 21). И Ааронъ, видя, что братъ его воспламененъ божественною ревностію, оправдывалъ себя, говоря такъ: не гнѣвайся господине; ты бо вѣси людей сихъ устремленіе (Исх. 32, 22). Ста же Моисей во вратѣхъ полка, и рече: аще кто есть Господень, да идетъ ко мнѣ. Снидошася убо къ нему вси сынове Левіины. И рече имъ: сія глаголетъ Господь Богъ Израилевъ: препояшите кійждо свой мечъ при бедрѣ своемъ, и пройдите отъ вратъ до вратъ, и убійте кійждо ближняго своего, и кійждо брата своего, и кійждо сосѣда своего. И сотвориша сынове Левіины, якоже глагола имъ Моисей; и паде отъ людей въ день той до трехъ тысящъ мужей. И рече имъ Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кійждо васъ въ братѣ своемъ, да дастся на васъ благословеніе (Исх. 32, 26-29). А попечительный о дѣтяхъ Іовъ каждый день приносилъ о нихъ жертвы, чтобъ чисты они были отъ грѣховъ не только явныхъ, но и мыслію совершенныхъ. До такой степени старались праведники о томъ, чтобы плодъ чрева своего представить Господу непорочнымъ. А слабодушнаго и нерадѣвшаго объ исправленіи дѣтей Илія не избавили отъ Божія гнѣва ни почтенная старость, ни прежнее дерзновеніе, ни священническій санъ. Итакъ, когда слушаемъ Божественныя Писанія, и врагъ начнетъ посѣвать въ умѣ что нибудь; тогда въ вѣрѣ основани (Кол. 1, 23), скажемъ ему: вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ, и преподобенъ во всѣхъ дѣлѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13).

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 2-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 424-430.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0