Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

63. О псалмѣ [1].

Сіе и еще больше сего можно сказать о любви. Но мы возвратимся къ предположенному, и будемъ говорить о покаяніи и о будущемъ судѣ. Всегда нужно размышлять о семъ: потому что день Господень, якоже тать въ нощи, тако пріидетъ (1 Сол. 5, 2). Посему и днемъ и ночью взирай на послѣдній часъ, и въ законѣ Господни поучимся день и нощь (Псал. 1, 2). Многое вѣщай Богу, и не многое людямъ; и хотя къ дѣлу простираешь руку, уста да поютъ, а умъ да молится. Псаломъ да будетъ непрестанно въ устахъ твоихъ. Призываемое имя Божіе прогоняетъ бѣсовъ, освящаетъ псалмопѣвца. Псаломъ — тишина души, онъ вознаграждаетъ миромъ. Псаломъ — посредникъ дружбы, единеніе разъединенныхъ, примиреніе враждующихъ. Псаломъ — привлеченіе Ангельской помощи; оружіе противъ страха нощнаго, успокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, безопасность младенцевъ, украшеніе пожилымъ, утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство женщинамъ. Онъ населяетъ пустыни, уцѣломудриваетъ народныя собранія; онъ — первоначальное обученіе новопоступающимъ, приращеніе преуспѣвающимъ, утвержденіе совершеннымъ, гласъ Церкви. Онъ дѣлаетъ свѣтлыми праздники; онъ производитъ печаль по Богу. Псаломъ и изъ каменнаго сердца вызываетъ слезы. Псаломъ — дѣло Ангеловъ, небесное жительство, духовное кадило. Псаломъ — просвѣщеніе душъ, освященіе тѣлъ. Въ немъ никогда не престанемъ, братія, поучаться и въ домахъ, и на путяхъ: и ложась спать и вставая отъ сна, будемъ бесѣдовать сами съ собой во псалмѣхъ и въ пѣснѣхъ и пѣніихъ духовныхъ. Псаломъ — радость боголюбцевъ; онъ отгоняетъ празднословіе, прекращаетъ смѣхъ, напоминаетъ судъ, возбуждаетъ душу къ Богу, сликовствуетъ съ Ангелами. Гдѣ псаломъ съ сокрушеніемъ, тамъ и Богъ съ Ангелами. А гдѣ пѣсни чуждаго, тамъ гнѣвъ Божій, и горевоздаяніе за смѣхъ. Гдѣ священныя книги и чтенія, тамъ веселіе праведныхъ и спасеніе слушателей. А гдѣ гусли и лики, тамъ омраченіе мужей и женъ, и праздникъ діавольскій. О какая злая хитрость, какая выдумка діавола! Какъ искусно запинаетъ и обольщаетъ онъ каждаго и убѣждаетъ дѣлать зло, какъ добро. Сего дня, повидимому, поютъ псалмы, а на утро съ усердіемъ предаются пляскамъ; сего дня христіане, а на утро язычники; сего дня носятъ на себѣ славное имя, а на утро еллины; сего дня рабы Христовы, а на утро отступники отъ Бога. Не вдавайтесь въ заблужденіе; ни одинъ слуга не можетъ двѣма господинома работати, какъ написано (Матѳ. 6, 24); не можете Богу работати, и плясать съ діаволомъ. Какъ истинные рабы Христовы, Христу поработаемъ; Ему поклонимся, не отступимъ отъ Него, съ Нимъ пребудемъ до послѣдняго издыханія, и не послушаемся змія; потому что яко левъ рыкая ходитъ искій, кого поглотити, кого обольстить. Ему же противитеся тверди (1 Петр. 5, 8-9), какъ Христовы воины, Христу работая и съ Нимъ пребывая. Не дѣлай такъ, чтобы сего дня пѣть псалмы, а на утро плясать! сего дня каяться во грѣхахъ своихъ, а на утро скакать на свою погибель; сего дня читать, а на утро свирять; сего дня соблюдать воздержаніе, а на утро кружиться, и для всякаго быть посмѣшищемъ. Нѣтъ, братія, не будемъ такъ губить время своего спасенія, играя, и другимъ служа игралищемъ. Какъ добрый земледѣлецъ, обработывай и охраняй вину свою. Не тяготись, братъ, напутіями къ жизни вѣчной, не отвергай сухояденія, не удаляйся отъ бдѣнія, не почитай за ничто возлежанія на голой землѣ, не оставляй псалмопѣнія. Ибо все это и подобное сему препосылаетъ тебя въ вѣчную жизнь, и радость, и веселіе, и упокоеніе. Возлюби молчаніе во время худой бесѣды; житейскія бесѣды разлучаютъ умъ съ Богомъ.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. ч. II, сл. 3.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 281-283. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0