Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

64. О молитвѣ [1].

Подлинно блаженное дѣло — не грѣшить: а согрѣшающимъ — не отчаяваться, но плакать о томъ, въ чемъ согрѣшили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молитися, и не стужати, какъ говоритъ Господь (Лук. 18, 1). И Апостолъ еще говоритъ: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 18), т. е. и ночью, и днемъ, и всякій часъ. Не только входя въ церковь, но и въ другіе часы не оставляй о семъ попеченія; напротивъ того, работаешь ли, спишь ли, или находишься въ дорогѣ, или ѣшь, или пьешь, или лежишь, — не прерывай молитвы; ибо не знаешь, когда прійдетъ требующій души твоей. Не жди воскреснаго дня, или праздника, не разбирай различія мѣстъ, но, какъ сказалъ Пророкъ Давидъ, молись на всякомъ мѣстѣ владычества (Псал. 102, 22). Посему въ церкви ли ты, или у себя дома, или въ полѣ, пасешь ли овецъ, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршествѣ, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колѣна, а когда не возможно, молись умомъ, и вечеромъ, и утромъ, и въ полдень. Если молитва будетъ предшествовать дѣлу, и вставъ съ ложа, первыя свои движенія посвятишь молитвѣ, то грѣхъ не найдетъ доступа къ душѣ. Молитва есть предохранительное средство для цѣломудрія, обученіе сердца, укрощеніе кичливости, очищеніе отъ памятозлобія, истребленіе ненависти, исправленіе нечестія. Молитва — крѣпость тѣлу, благоденствіе дому, благоустройство городу, могущество царству, знакъ побѣды во время брани, прочность мира. Молитва — печать дѣвства, вѣрность брака, оружіе путниковъ, стражъ почивающихъ, благонадежность бодрствующихъ, плодоносіе земледѣльцамъ, спасеніе плавающихъ. Молитва — заступница судимыхъ, отрада заключенныхъ, утѣшеніе скорбящимъ, веселіе радующимся, ободреніе плачущимъ, праздникъ въ дни рожденія, вѣнецъ супругамъ, погребеніе умершимъ. Молитва — бесѣда съ Богомъ, равночестіе съ Ангелами, преспѣяніе въ добромъ, отвращеніе отъ худаго, исправленіе согрѣшающимъ. Молитва Іонѣ и кита содѣлала домомъ, а Езекію отъ вратъ смертныхъ возвратила къ жизни, и отрокамъ въ Вавилонѣ превратила пламень въ духъ росы (Дан. 3, 50). Молитвою Илія связалъ небо, не одождити лѣта три и мѣсяцъ шесть (Іак. 5, 17). Видите, братія, какъ сильна молитва. Въ цѣлой жизни человѣка нѣтъ инаго достоянія драгоцѣннѣе молитвы. Никогда не удаляйтесь отъ нея, никогда не оставляйте ея, но, какъ сказалъ Господь нашъ, будемъ молиться, да не вотще будетъ трудъ нашъ (Матѳ. 6, 61).

И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отецъ вашъ Небесный отпуститъ согрѣшенія ваша (Марк. 11, 25). Смотрите, возлюбленные, чтобъ не вотще трудиться намъ молясь, если будемъ имѣть на кого вражду. Господь говоритъ еще: аще принесеши даръ твой ко алтарю, и ту помянеши, яко имать нѣкто на тя, остави даръ твой предъ алтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23. 24). Итакъ явно теперь, что если не сдѣлаешь сего прежде, то все, что ни приносишь, не будетъ принято. Если же исполнишь повелѣніе Владыки, тогда съ дерзновеніемъ молись Господу, говоря: «Оставь мнѣ, Владыка, Долги мои, какъ и я оставляю брату моему, исполнивъ заповѣдь Твою. Хотя и немощенъ я, однакожъ оставилъ». И Человѣколюбецъ скажетъ въ отвѣтъ: «если ты оставилъ, оставляю и Я; если ты простилъ, прощаю и Я твои долги; потому что имѣю власть отпускать на землѣ грѣхи». Отпустите и отпустится вамъ. Видите несравненное Божіе человѣколюбіе. Видите безмѣрную Божію благодать. Слышали вы краткій способъ ко спасенію душъ вашихъ.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. ч. II, сл. 1.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 284-286. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0