Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

70. О блаженныхъ мѣстахъ [1].

Исполняя сіи заповѣди, плоды ихъ предпошлемъ туда: ибо исполняются онѣ здѣсь, а предваряютъ насъ, возлюбленные, тамъ. Здѣсь, братія, кажутся онѣ малыми, а тамъ уготовляютъ великую и несравненную награду. Тамъ всякая заповѣдь предваряетъ, ожидая исполнившаго ее. Туда идутъ всякая заповѣдь и всякое доброе дѣло, велико оно или мало, и полагаются онѣ въ небесныя сокровищницы, идѣже ни червь, ни тля тлитъ, ниже татіе не подкапываютъ (Матѳ. 6, 20). Туда постараемcя предпослать доброе дѣланіе своихъ дѣяній, чтобы, когда кончимъ эту многоскорбную жизнь, идти намъ туда смѣло и радостно, въ ожиданіи срѣтенія на облакахъ, и сподобиться войдти туда, гдѣ въ великой радости царствуютъ всѣ святые, умоляя за насъ Владыку, чтобы и мы сподобились войдти въ сію неизглаголанную, несравненную, неописанную радость, въ которую Ангелы желаютъ приникнуть, гдѣ лики и чины праведныхъ. Тамъ Авраамово лоно пріемлетъ претерпѣвшихъ скорби, подобно Лазарю; тамъ отверзаются сокровища вѣчныхъ благъ. Тамъ горній Іерусалимъ, матерь первородныхъ, какъ украшенная невѣста, принимаетъ исполнившихъ Господни заповѣди. Тамъ на блаженной землѣ кроткихъ, гдѣ все тихо и безмятежно, гдѣ все свѣтло и богоугодно, гдѣ нѣтъ ни обидчика, ни притѣсненнаго, гдѣ нѣтъ грѣха и огорченія, гдѣ свѣтъ неприступный и радость неизглаголанная, гдѣ нѣтъ ни труда, ни слезъ, гдѣ нѣтъ ни заботы, ни попеченія, ни сѣтованія, гдѣ нѣсть ни мужескъ полъ, ни женскъ, гдѣ нѣтъ ни діавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни вражды, ни ревности, но въ высочайшей степени есть радости, миръ, веселіе, гдѣ вода упокоенія и мѣсто злачное, и источникъ четверочастно раздѣляемый, и виноградъ, воздѣлываемый Богомъ всяческихъ, на той блаженной землѣ, которая приноситъ прекрасные плоды, произращаетъ древо жизни, орошается источниками духовныхъ дарованій, на которой растетъ истинный виноградъ, котораго дѣлателемъ, какъ слышимъ, есть Духъ; безпримѣсная жизнь, неизреченное и неименуемое благо, гдѣ оная невыразимая красота, гдѣ истинный свѣтъ и источникъ всякой благостыни, все превышающая власть, единственное вожделѣнное, всегдашнее радованіе, вѣчное веселіе, невечерній свѣтъ, незаходящее солнце, гдѣ градъ Царя, о которомъ преславная глаголашася (Псал. 86, 3), гдѣ гласъ празднующихъ, гдѣ утаенныя сокровища премудрости и разума. — Тамъ, братія мои возлюбленные, великіе дары и несравненная радость, о которой устамъ человѣческимъ и сказать невозможно, тамъ тьмы Ангеловъ, торжество первородныхъ, престолы Апостоловъ, предсѣданія пророковъ, скипетры патріарховъ, вѣнцы мучениковъ, похвалы праведныхъ; тамъ въ великой славѣ и торжествѣ пребываютъ шествовавшіе путемъ тѣснымъ и узкимъ, и ликовствуютъ съ Архангелами изнурявшіе себя постами, бдѣніями, слезами, въ пустыняхъ, горахъ, вертепахъ и пропастяхъ земныхъ. Отецъ сиротъ и судія вдовицъ въ вѣчныя селенія пріемлетъ сиротъ и истинныхъ вдовицъ. Тамъ соблюдается награда всякому начальству и власти, и уготовано мѣсто архіереямъ, іереямъ, діаконамъ, иподіаконамъ, чтецамъ, царямъ, князямъ, воинамъ, богатымъ, бѣднымъ, дѣвственникамъ, живущимъ въ дѣвствѣ безъ обѣта, рабамъ, свободнымъ, вдовамъ и сиротамъ: — тамъ соблюдаются ихъ награды, и плоды, и дѣянія, что каждый предпослалъ туда, по написанному: въ руку бо Его и мы и словеса наша (Прем. 1, 16). И еще Апостолъ говоритъ: когождо дѣло явлено будетъ (1 Кор. 6, 7); и въ другомъ мѣстѣ: еже бо аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7).

Итакъ, зная сіе, посѣемъ здѣсь дѣла правды, и посѣемъ руками бѣдныхъ, вдовъ и сиротъ, чтобы тамъ пожать намъ жизнь вѣчную: дондеже время имамы, да дѣлаимъ благое (Гал. 6, 10), и предпошлемъ туда каждый, по мѣрѣ силъ своихъ, милостыню, сострадательность, страннопріимство, покаяніе, слезы, постъ, бдѣніе, воздержаніе, молитву, псалмопѣніе, необидливость, нелюбопрительность, терпѣніе скорбей, возлежаніе на голой землѣ, дѣвство, паче же всего слѣдующія три добродѣтели: неоскверненіе вѣры ересью, любовь къ бѣднымъ, и, наконецъ, прощеніе прегрѣшеній братіямъ, храненіе себя отъ вражды на кого-либо. Сіе и подобное сему дѣлая, братія мои, предпошлемъ, каждый, что можетъ; кто одну заповѣдь, кто — двѣ, кто — пять, кто — десять, кто — тридцать, кто — шестьдесятъ, кто — сто. Богъ щедротъ, пріявшій двѣ лепты вдовицы, отъ всякаго пріемлетъ и многое и малое, и каждому воздастъ по написанному: кійждо свою мзду пріиметъ по своему труду (1 Кор. 3, 8), только бы не оказался кто вовсе безплоднымъ. Напротивъ того, каждый день взирая на оныя вѣчныя блага, и помышляя о страшномъ днѣ, желаніемъ благъ и страхомъ мученія удержимъ ноги свои отъ всякаго лукаваго пути, и, какъ написано, со страхомъ и трепетомъ содѣвать будемъ свое спасеніе (Флп. 2, 12).

Духомъ горяще, Господеви работающе, упованіемъ радующеся, скорби терпяще, въ молитвѣ пребывающе, требованіемъ святыхъ пріобщающеся, страннолюбія держащеся (Рим. 12, 11-14), не оставляйте церкви, ни вечеромъ, ни утромъ, ни въ полдень; мужи и жены, богатые и бѣдные, рабы и свободные, старцы и юноши, со тщаніемъ притекайте къ божественной Литургіи, принеся Господу отъ трудовъ рукъ своихъ на благословеніе дому и всѣмъ въ домѣ. И стойте съ великимъ страхомъ и трепетомъ, ни съ кѣмъ не разговаривая, но, какъ Ангелы на небесахъ, работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ (Псал. 2, 11), проливая слезы, воздыхая, молясь, отъ всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойнымъ пріяти божественныхъ Таинъ; но, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ, да искушаетъ себе каждый (1 Кор. 11, 28), да не будетъ ему въ судъ и въ приложеніе грѣха. Ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, по написанному (1 Кор. 11, 29). И небо и земля, и море, и все, что на нихъ, трепещутъ и отступаютъ; а ты приходишь безстыдно? Чистые Ангелы служатъ съ трепетомъ, и закрывая лица, не смѣютъ возвести взора; а ты, нечистый и нераскаянный, не чувствуешь стыда, и не содрагаешься? Увѣряешь людей, но что скажешь Испытующему сердца? Итакъ, отступи, братъ, плачь, омой сосудъ твой оскверненный грѣхомъ, обѣщайся больше не грѣшить, и исцѣлишься; потому что Богъ есть Богъ кающихся.

Совершая память святыхъ, воспоминай и тѣхъ, которые въ немощи, вдовъ, сиротъ, странниковъ, бѣдныхъ, увѣчныхъ, хромыхъ, слѣпыхъ, какъ заповѣдалъ Господь нашъ; и будешь блаженъ, потому что у нихъ нѣтъ, чѣмъ воздать тебѣ, воздастся же тебѣ въ воскресеніе праведныхъ. Прекрасный и богоугодный праздникъ — покаяніе со слезами. Это праздникъ, на которомъ сопразднуетъ Господь. Онъ Богъ, и обнищалъ: почтите же Господни праздники, со тщаніемъ стекитесь, празднуя не пышно, но божественно, не по-мірскому, но премірно, не по-язычески, но по христіански. Не будемъ увѣнчивать преддверія, составлять лики, украшать рынки, нѣжить слухъ свирѣлями и гуслями, одѣваться въ мягкія ризы, блистать золотомъ, но, какъ Господь заповѣдалъ, не будемъ имѣть вовсе и мѣди при поясѣхъ (Матѳ. 10, 19). Не козлогласованіи и піянствы, не брашна ради разоряй дѣло Божіе (Рим. 13, 13; 14, 20), не лишай себя святой Литургіи, трудясь въ поварнѣ для ненасытнаго чрева; ибо не знаешь, сподобишься ли видѣть другую Литургію. Но предоставимъ трудъ сей тѣмъ, которымъ богъ — чрево и слава.

Примѣчаніе:
[1] По славянск. пер. ч. 2. сл. 7.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 298-302. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0