Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

71. О томъ, что не дóлжно дивиться временному и обольщаться пріятностями жизни, и на псаломъ семьдесятъ второй.

Поелику поползновенный умъ нашъ легко увлекается пріятностями жизни, забывая о будущихъ благахъ, то надобно намъ не быть нерадивыми на стражѣ чувствъ. Ненавистникъ же добра, къ искушенію нашему, сливаетъ вещи, чтобы правитель — умъ не умѣлъ различать добраго и худого; посему, при скопленіи въ насъ суетныхъ помысловъ, пока не подверглись мы еще ихъ омраченію, прибѣгнемъ скорѣе къ духовному ученію, воспѣвая съ Пророкомъ написанный псаломъ; потому что весьма удобоприложимо къ намъ заключающееся въ немъ ученіе. Пророкъ описываетъ въ псалмѣ несообразности, примѣчаемыя въ жизни, искушенія, уловляемыхъ искушеніями и препобѣждающихъ искушенія терпѣніемъ. Онъ изобразилъ въ псалмѣ и воздаянія каждому. А чрезъ сіе дѣлается низложителемъ гордыни и тщеславія, и желающихъ спастись руководствуетъ къ истинной славѣ. Поэтому не одни выраженія пробѣжимъ, но постараемся въ точности извлечь изъ реченій заключающійся въ псалмѣ смыслъ, чтобы сподобиться намъ стать исполнителями силы сказаннаго.

Пророкъ говоритъ (Псал. 72, 1-9): Коль благъ Богъ Израилевъ, правымъ сердцемъ. Мои же вмалѣ не подвижастѣся нозѣ, вмалѣ не проліяшася стопы моя. Яко возревновахъ на беззаконныя, миръ грѣшниковъ зря: яко нѣсть восклоненія въ смерти ихъ, и утвержденія въ ранѣ ихъ: въ трудахъ человѣческихъ не суть, и съ человѣки не пріимутъ ранъ. Сего ради удержа я гордыня ихъ до конца: одѣяшася неправдою и нечестіемъ своимъ. Изыдетъ яко изъ тука неправда ихъ: преидоша въ любовь сердца. Помыслиша и глаголаша въ лукавствѣ, неправду въ высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя. Что значитъ: неправду въ высоту глаголаша, и положиша на небеси уста своя? — Пророкъ выражаетъ симъ слѣдующее: поелику дѣлали они зло, и не получали за это наказанія своей злобѣ, то въ безуміи своемъ думаютъ, что нѣтъ Бога. Ибо говоритъ Пророкъ: рече безуменъ въ сердцѣ своемъ: нѣсть Богъ (Псал. 52, 2).

(9-17) Неправду въ высоту глаголаша, положиша на небеси уста своя, и языкъ ихъ прейде по земли. Сего ради обратятся людіе Мои сѣмо: и дніе исполнени обрящутся въ нихъ. И рѣша: како увѣдѣ Богъ, и аще есть разумъ въ Вышнемъ? Се сіи грѣшницы и гобзующіи во вѣкъ, удержаша богатство. И рѣхъ: еда всуе оправдихъ сердце мое, и умыхъ въ неповинныхъ руцѣ мои: и быхъ язвенъ весь день, и обличеніе мое на утреннихъ. Аще глаголахъ, повѣмъ тако: се роду сыновъ твоихъ преступихъ: и непщевахъ разумѣти: сіе трудъ есть предо мною, дондеже вниду во святило Божіе: и разумѣю въ послѣдняя ихъ.

Итакъ слушай, каковы будутъ послѣдняя забывающихъ Бога. Ибо говоритъ Пророкъ (18-19): за льщенія ихъ положилъ еси имъ злая, низложилъ еси я, внегда разгордѣшася. Како быша въ запустѣніе? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконіе свое, яко соніе возстающаго.

И далѣе говоритъ (20): Господи, во градѣ Твоемъ образъ ихъ уничижиши. Какой же это городъ? — горній Іерусалимъ.

И еще (21-24): Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя измѣнишася: и азъ уничиженъ, и не разумѣхъ, скотенъ быхъ у Тебе. И азъ выну съ Тобою, удержалъ еси руку десную мою; и совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси. Что значитъ: и совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси? Думаю, что Пророкъ разумѣетъ слѣдующее: когда отказался я отъ плотской воли, согласился принять и соблюдать заповѣди Твои, тогда совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси, потому что не выставлялъ я своей воли.

Посему какъ благій Отецъ, который имѣетъ у себя возлюбленнаго сына (24-26), удержалъ еси руку десную мою, и совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси, и со славою пріялъ мя еси. Что бо ми есть на небеси? и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя: Боже сердца моего. Чего же ища? — Горнихъ занятій. Имже образомъ желаетъ елень на источники водныя: сице желаетъ душа моя къ Тебѣ, Боже. Возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому, когда пріиду и явлюся лицу Божію (Псал. 41, 2-3)? И часть моя Боже во вѣкъ.

Сильнѣе углуби умъ свой къ принятію сказаннаго. Какое страшное изреченіе присовокупляетъ, говоря (27-28): яко се удаляющіи себе отъ Тебе, погибнутъ; потребилъ еси всякаго любодѣющаго отъ Тебе. Мнѣ же прилѣплятися Богови благо есть, полагати на Господа упованіе мое, возвѣстити ми вся хвалы Твоя во вратѣхъ дщери Сіони.

Итакъ, возлюбленные, имѣя пособія въ Божественныхъ Писаніяхъ, а также проложенный и прямый путь, ведущій ко вратамъ небеснымъ, не будемъ нерадѣть объ упованіи, соблюдаемомъ для насъ на небесахъ. Ибо, какъ написано, грядетъ Господь, Емуже лопата въ руцѣ Его, и отребитъ гумно Свое, и соберетъ пшеницу въ житницу Свою, плевы же сожжетъ огнемъ негасающимъ (Матѳ. 3,12). Ему слава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 303-306. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0