Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

73. Поученіе о томъ, что не дóлжно соблазнять ближняго, и о правой жизни.

Вступившихъ на поприще благочестія и возложившихъ руку на рало не дóлжно обращать назадъ и полагать имъ препятствіе достигнуть цѣли, — благоугожденія Богу; а напротивъ того дóлжно руководствовать ихъ къ совершенству. Ибо о таковыхъ сказано: касаяйся васъ, яко касаяйся въ зѣницу ока Его (Зах. 2, 8). Посему, кто не хочетъ нарушить заповѣдь Божію, тотъ да оградитъ себя отвсюду, чтобъ не соблазнить другого, особенно же приступившаго ко Господу Богу и избѣжавшаго сѣтей міра. Иначе и онъ причтенъ будетъ къ тѣмъ, которыхъ укоряетъ Пророкъ, говоря: горе напаяющему подруга своего развращеніемъ мутнымъ (Авв. 2, 15). Горе вамъ, веселящіися о злыхъ, и радующіися о развращеніи злѣмъ, ихже стези стропотни и крива теченія ихъ, далече тя сотворити отъ пути праваго, и чужда отъ праведнаго разума (Прит. 2, 14-16). Чрезъ это дѣлаютъ они себя подлежащими гнѣву Божію, какъ изрекъ Господь опредѣленіе Свое въ Евангеліи, сказавъ: уне было бы человѣку, да жерновъ осельскій облежалъ бы о выи его и вверженъ въ пучину морскую, неже да соблазнитъ единаго отъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Мя (Лук. 17, 1; Матѳ. 18, 6). Ибо несказанный бываетъ отъ сего вредъ и ущербъ.

Итакъ, опишемъ по возможности одно происшествіе, чтобъ въ маломъ семъ примѣрѣ изобразить весь ходъ дѣла, и заключая о великости вреда, удерживать себя страхомъ, и не полагать преткновенія или соблазна ближнему.

Былъ сынъ одинъ у своихъ родителей, и они крѣпко его любили, потому что всю надежду свою послѣ Бога на него возлагали, ожидая, что въ немъ исполнится самая лучшая и приличная послѣдняя надежда ихъ жизни, и что въ дѣтяхъ его будутъ имѣть продолженіе и обновленіе своего рода. Но юноша, отвергнувъ вдругъ все временное, пошелъ въ пустыню и сталъ монахомъ, оставивъ по себѣ домашнимъ невыносимую скорбь. Плачетъ отецъ, льетъ слезы матерь; внезапно лишены они всего, чѣмъ питала надежда; и разсуждаютъ, что невозможно уже сыну быть тѣмъ же, чѣмъ былъ онъ до удаленія въ пустыню. Ибо невозможно уже ему управлять отеческимъ домомъ, и къ чадородію онъ не способенъ; потому что отрекся отъ быта человѣческаго, и въ такой мѣрѣ облекся во святыню, что, хотя и въ тѣлѣ еще, но подобно мертвецамъ, заключеннымъ во гробѣ, не можетъ заниматься дѣлами житейскими. Посему-то плачетъ отецъ, и матерь въ слезахъ; оба жалѣютъ, что лишились помощи отъ сына своего. Невѣста, получивъ залоги обрученія, покинута имъ. Если имѣлъ рукодѣліе, то работа теперь брошена. Если занимался торговлею; то она оставлена въ небреженіи. Если находился въ военной службѣ; то теперь чуждъ ей. Если занималъ какую почетную должность, то она пренебрежена. И домъ доведенъ почти до упадка такою рѣшимостію сына; потому что, все видимое и привязанность ко всему чувственному сложивъ съ себя на подобіе остриженныхъ волосъ, и отъ всего обнажившись, вступилъ онъ на поприще благочестія, да пріобрящетъ Христа, Господа славы. Итакъ стоилъ ли такой человѣкъ, чтобъ его соблазнить и совратить? Нѣтъ! Кто жъ возьмется за такое худое дѣло, и рѣшится стать предателемъ и расхитителемъ этой доброй купли? Или кто дойдетъ до такой небогобоязненности, чтобъ въ человѣкѣ, который идетъ прекраснымъ путемъ, истребить усердіе и добрае намѣреніе, и сдѣлать, что онъ, ставъ чуждымъ для земного, не достигнетъ и неба? Ибо кто по отреченіи и удаленіи отъ міра начнетъ хроматъ въ добродѣтели, а въ скоромъ времени соступитъ съ прямаго пути и обратитъ взоры вспять; тотъ и настоящей жизни послужитъ притчею, и до смерти, лишившись Царства небеснаго, будетъ недостоинъ лика святыхъ. Да и родителямъ нерадѣніе его обратится въ стыдъ. Друзья опечалены, а враги радуются его лѣности и отпаденію. Домашніе молятъ ему смерти, потому что, лишившись земного, не пошелъ къ небу, и подъ видомъ благочестія наложилъ на себя діавольское иго. Отринувъ законный бракъ, живетъ въ блудѣ и непотребствѣ, проводитъ дни въ невоздержности и піянствѣ. Оплакиваютъ родители потерю и вмѣстѣ погибель души его. А прельщенный въ сердцѣ своемъ и идущій кривыми путями ничѣмъ этимъ не трогается, но попирая благоговѣйную жизнь, облекается безстыдствомъ и не краснѣетъ, ведя себя неблагоприлично. Не срамляется людей, и гнѣва Божія въ умѣ не держитъ; поэтому и родителямъ не воздаетъ должной и подобающей чести, и для духовнаго дѣла не оказываетъ себя достойнымъ. Отсюда, наконецъ, раждаются укоризны произнесенному имъ обѣту, хулы на самую благоговѣйную жизнь, что страшно и выговорить. Какъ нечестивый, когда прійдетъ въ глубину золъ, всѣмъ пренебрегаетъ; такъ и онъ, дошедши до такого безстрашія, не ужасается, но подобенъ человѣку, который продалъ все свое имѣніе и купилъ себѣ многоцѣнную ризу, а потомъ въ припадкѣ безумія покрылъ ее заплатами изъ грязныхъ рубищъ, и носитъ уже ее не въ похвалу и славу, но въ осмѣяніе и укоризну себѣ. Кто не станетъ смѣяться надъ человѣкомъ, который вчера препоясался на горѣ для служенія единодушной братіи въ подражаніе Господу нашему Іисусу Христу, а сегодня окруженъ прислужниками, и служанки моютъ ему ноги, а онъ протягиваетъ ихъ на мягкой постели, и опять предался роскошной страстной жизни? Или кто не подвергнетъ осмѣянію человѣка, который вчера заключился въ келліи, и отказывался отъ свиданія съ людьми, а сегодня проводитъ время съ нескромными женщинами и піянствуетъ въ корчмахъ? Или кто не станетъ порицать того, кто вчера добровольно отринулъ житейское и цѣловалъ нестяжательность, а сегодня безвыходно стоитъ въ судахъ, и съ жаромъ отъискиваетъ снова себѣ правъ на то, что самъ осудилъ, и умъ свой отъ небеснаго преселилъ къ презрѣнному земному, и, ласкаясь къ судьямъ, ходитъ за ними, какъ невольникъ, вмѣсто молитвы и поученія въ словесахъ Божіихъ, разсуждаетъ съ правовѣдцами, а простосердечіе и незлобіе замѣняетъ хитростію нрава и рѣчи? О, если бы хотя видимыя судилища приводили намъ на умъ судъ будущій, и возмогли мы избѣжать превратностей жизни сына. И домашніе его ублажаются друзьями, особливо тѣми, которые видятъ превратности счастія живущихъ въ мірѣ, ублажаютея, какъ принесшіе даръ Господу Богу. Весь родъ хвалится доблестями мужественнаго подвижника. Съ радостію разспрашиваютъ у всякаго встрѣчнаго, а добродѣтель скрыться не можетъ. Слышатъ усиливающуюся о немъ добрую молву, прославляютъ за сіе Господа, и подтверждаютъ, что они — свои и родные подвижнику. Прославляютъ его люди чиновные, если онъ изъ чиновныхъ; дивятся ему воины, если онъ изъ военныхъ; хвалятъ его художники, если онъ изъ художниковъ. Такъ добродѣтель преуспѣвшихъ о Господѣ для всѣхъ дѣлаетъ любезными и славными. Поэтому увѣнчаются они славою и въ Царствѣ небесномъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 310-314. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0