Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

74. Объ истинномъ отреченіи отъ міра, и о томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога, и для чего приходилъ Господь [1].

Кто возложилъ на себя безмолвіе, и стремится къ уединенію, тотъ избралъ доброе начало. Но какъ далекъ онъ отъ безпокойствъ видимаго смятенія, такъ пусть заглянетъ въ душу свою, избавился ли отъ внутреннихъ мятежей, и освободился ли отъ нападающихъ во множествѣ бѣсовъ; потому что и въ душѣ бываютъ возмущенія и мятежи лукавыхъ помысловъ, по великой злобѣ сопротивныхъ силъ, о чемъ говоритъ Апостолъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы (Ефес. 6, 12); и еще: оружія наша не плотская, но сильна Господемъ на разореніе твердемъ, помышленія низлагающе, и всяко возношеніе, взимающейся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 4-5). Посему весь подвигъ нашъ въ томъ, чтобы безмолвствовать внутренно и отречься истинныхъ мятежей, волненія помысловъ, и сопротивныхъ силъ. Иначе напрасно будетъ отреченіе и видимое удаленіе съ мѣста. Ибо вотъ истинное отреченіе — внутренно пребывать въ мірѣ и тишинѣ.

Посему, когда станешь предъ Богомъ на молитву, смотри, чтобы прекрасныхъ орудій, на которыхъ поешь Богу, т. е. помысловъ твоихъ, не расхитили враги твои. Какъ, или чѣмъ будешь служить Богу, когда отнято у тебя орудіе, т. е. плѣнены помыслы? Богъ не имѣетъ нужды, чтобъ молились уста или языкъ. Служеніе Богу требуетъ, чтобы помыслы, вся крѣпость и сила души, весь умъ, неразсѣянно напряжены были къ Богу. Къ золоту своему не примѣшивай мѣди или свинца, т. е. въ душѣ твоей многихъ и нечистыхъ помысловъ. Какъ дѣва, обрученная мужу, если ее обольстятъ другіе, дѣлается мерзкою въ очахъ мужа: такъ и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на нихъ согласіе, мерзостна Небесному Жениху своему, Христу. Напротивъ того она должна, по мѣрѣ возможности, избѣгать связи съ сими помыслами и не услаждаться согласіемъ на оные, чтобы Господь, увидѣвъ ея любовь къ Нему, помиловалъ ее, и пришедши, погубилъ враговъ ея, которые внушаютъ ей и убѣждаютъ ее имѣть вражду къ Жениху своему, и думаютъ отвратить мысли ея отъ Христа. Ибо какъ скоро Господь увидитъ, что душа, по мѣрѣ силъ своихъ, бываетъ собранною въ себя, непрестанно ища Господа, ожидая Его ночью, и вопія къ Нему днемъ (ибо такъ и заповѣдалъ Онъ, непрестанно молиться), не умедлитъ сотворить за нее отмщеніе, и очистивъ ее отъ порока; какой еще въ ней есть, представить ее Себѣ какъ не имѣющую скверны невѣсту.

Посему, если вѣруешь Господу, что сіе истинно, какъ и дѣйствительно истинно, то будь внимателенъ къ себѣ, точно ли душа обрѣла для себя путеводственный свѣтъ и истинное брашно и питіе, которое есть Самъ Христосъ. А если нѣтъ, то день и ночь домогайся получить сіе; потому что ты слѣпъ. Такъ обѣщалъ Господь, такъ обрѣтаетъ душа истиннаго Бога. Поэтому, когда видишь солнце, взыщи истиннаго Солнца, и загляни въ душу свою, обрѣлъ ли ты истинный свѣтъ; потому что все видимое есть тѣнь невидимыхъ и истинныхъ предметовъ души. Ибо кромѣ видимыхъ есть иной — внутренній человѣкъ, иныя очи, которыя ослѣпилъ сатана, иныя уши, которыя сдѣлалъ онъ глухими, но Іисусъ пришелъ спасти сіе и содѣлать человѣка здравымъ. Пріиде бо Сынъ человѣчь взыскати и спасти погибшаго (Лук. 19, 10). Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав пер. ч. 2. сл. 11.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 315-317. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0