Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

75. Слово подвижническое.

Если кто хочетъ истинно предать себя Господу, чтобы получить обѣтованіе Царствія, то, поелику лукавый противоборствуетъ всѣми способами, многоразлично нападая на всякую душу, прежде всего дóлжно каждому воспріять крѣпкую вѣру и твердую надежду, чтобы ими можно было угасить разжженныя стрѣлы лукаваго. Посему пусть сопротивникъ употребляетъ тысячи средствъ, желая ослабить произволеніе, отвлечь отъ упованія и любви ко Господу, различно нападая на душу, или посредствомъ духовъ злобы причиняя ей внутреннія скорби, или всѣвая въ нее лукавые, суетные, непозволительные и скверные помыслы, приводя ей на память прежніе грѣхи, даже осуждая душу, чтобъ произволеніе ея пришло въ разслабленіе, при мысли, что невозможно получить спасеніе (а чрезъ это душа ввергается въ безнадежность, разсуждая что изъ нея самой раждаются въ сердцѣ сіи нелѣпости суетныхъ и лукавыхъ помысловъ, а не всѣваются въ нее чуждымъ духомъ, носящимъ внутрь ея грѣхъ, между тѣмъ, какъ мысль сію внушаетъ злоба врага, которая, чтобъ довести душу до отчаянія, не хочетъ сдѣлать извѣстнымъ, что при душѣ есть чуждый Богу духъ мірского заблужденія); пусть также труды тѣлесные приводятъ въ немощь, или людьми бываютъ нанесены поруганія и скорби; если всѣмъ этимъ лукавый старается побороть душу, человѣкъ да не теряетъ надежды на Господа, но всякій разъ болѣе и болѣе да прилѣпляется къ Нему, какъ къ единому благому, человѣколюбивому, могущему исцѣлить душевныя немощи, Его всегда любя, о Немъ размышляя, и въ себѣ самомъ разсуждая такъ: «если я отступлю отъ Бога, и оставлю правую подвижническую жизнь, то куда могу прійдти, какъ не въ погибель, какъ скоро предамся совѣтамъ лукаваго»? Итакъ, если лукавый въ каждаго изъ братій ежедневно будетъ тысячами пускать острія разжженныхъ стрѣлъ, порочныхъ страстей, нелѣпыхъ и лукавыхъ помысловъ, чтобъ совратить съ пути правды и привести въ разслабленіе и отчаяніе, то тѣмъ паче дóлжно прибѣгать къ Богу и на Него возлагать надежду. Ибо Ему угодно, чтобъ симъ испытаны были души, къ Нему прибѣгающія, и въ дѣйствительности стало извѣстнымъ, что онѣ, возненавидѣвъ все, возлюбили единаго Бога, и претерпѣвъ много зла отъ злобы вражеской за то, что приближаются къ единому Богу и исполняютъ Его волю, еще бóльшую пріобрѣли къ Нему приверженность, и презрѣвъ тысячи смертей, возлюбили единаго Бога, возжелавъ быть наслѣдниками Его одного, возлюбили единаго Бога, признавъ маловажными всѣ свои старанія и труды ежедневные и подвиги, и сознавъ, что не могутъ сдѣлать ничего достойнаго чаемыхъ благъ. Ибо тысячи лѣтъ вѣка сего то же въ сравненіи съ вѣчнымъ и нетлѣннымъ міромъ, какъ если бы кто взялъ одну песчинку изъ всего множества морскихъ песковъ. Такъ безпредѣльны, безконечны и неизмѣнны вѣкъ праведныхъ и Царство небесное. А потому таковыя души, разумно подвизавшіяся, съ такимъ упованіемъ ожидавшія, въ надеждѣ на Господа прошедшія всякую скорбь и твердо державшіяся таковой надежды, не постыдятся, но улучатъ вѣчную и истинную жизнь, оказавшись благоискусными въ искушеніяхъ, по сказанному: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія? Скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или нагота, или бѣда, или мечъ и т. д. (Рим. 8, 35)? И еще: скорбь терпѣніе содѣлываетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе (Рим. 5, 3-4). И Господь сказалъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19); и еще: претерпѣвый до конца, той спасется (Матѳ. 24, 13).

Посему всѣ скорби, причиняемыя лукавымъ, если человѣкъ переноситъ ихъ мужественно, находя себѣ опору и утвержденіе въ надеждѣ и великодушіи, дѣлаютъ его еще болѣе благоискуснымъ. Ибо разсуди: если бы поставили тебя единымъ царемъ всей земли, и тебѣ одному принесли сокровища вселенной, и ты бы одинъ царствовалъ и обладалъ вселенною съ тѣхъ поръ, какъ сотворенъ родъ человѣческій, и до скончанія вѣка; то неужели бы промѣнялъ ты на это истинную, безпредѣльную, вѣчную жизнь и Царство небесное, которому нѣтъ ни конца, ни преемства? Явно, что если здраво разсудишь, то скажешь: «нѣтъ, да не будетъ того, чтобъ безпредѣльное Царство промѣнялъ я на тлѣнное»; какъ и Господь сказалъ: кая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ? Или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою (Матѳ. 16, 26)? Поэтому міра всего, и царства его, и денегъ и славы драгоцѣннѣе и досточестнѣе одна душа. Потому самому и драгоцѣнно для насъ небесное Царство, что ни одной твари, ни неба, ни солнца, ни луны, ни звѣздъ, ни земли, ни моря, ни другой какой изъ видимыхъ тварей не благоволилъ Богъ содѣлать причастницею Своего естества и вознести къ Отцу, кромѣ одного человѣка, возлюбившаго Его паче всего. Итакъ, если взвѣсивъ здравымъ смысломъ великія твари міра, или богатство, или самое земное царство, не согласишься промѣнять на нихъ вѣчнаго и небеснаго Царства жизни; то какъ же многіе мѣняютъ оное на жалкія и ничтожныя вещи въ мірѣ, напримѣръ, на какое нибудь пожеланіе міра сего, или на суетную славу, или на гнусную корысть? Ибо кто любитъ что-нибудь въ мірѣ семъ и привязывается къ какой бы то ни было мірской и тлѣнной вещи, тотъ на вещь сію мѣняетъ небесное Царство. Кто что любитъ, то и бываетъ для него богомъ, какъ сказано: имже бо кто побѣжденъ бываетъ, сему и работенъ есть (1 Петр. 2, 19). А кто дѣйствительно желаетъ безсмертной жизни и вожделѣваетъ небеснаго Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть въ вѣкѣ семъ, простираться далѣе всѣхъ предѣловъ, полагаемыхъ міромъ, и выше всякой земной славы, расторгнуть всѣ узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и къ любви сей не примѣшивать ничего иного, и ничего не любить въ семъ вѣкѣ, или въ сей жизни. Кто дѣйствительно воспріялъ истинную любовь къ Богу, тотъ, какъ мечъ обоюдуострый, отсѣкаетъ всякую иную любовь міра сего, и расторгаетъ всякія вещественныя узы. Такую душу не можетъ удержать ничто видимое, ни удовольствіе, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное; напротивъ того, душа, любящая единаго Бога, кромѣ Его не любитъ ничего другого въ мірѣ семъ, но чтобы всею своею любовію и волею зависѣть отъ Него единаго и къ Нему одному быть прилѣпленною, всякую земную и вещественную любовь преодолѣваетъ и препобѣждаетъ. Обоюдоострый мечъ — любовь Духа, пріобрѣтенная собственною малоцѣнною любовію. Сія любовь, подобная мечу, можетъ разсѣчь всякое вещество, простираться далѣе всѣхъ земныхъ предѣловъ, сочетаваться съ единымъ Богомъ и во всемъ исполнять Его волю. Посему великіе нужны подвиги и усиленные труды, чтобы пожать великія обѣтованія вѣчной жизни; для сего человѣку надобно всецѣло предать себя Господу, какъ написано, всѣмъ сердцемъ и всею силою, крѣпостію и волею (Матѳ. 22, 37), и зависѣть отъ Него и распинать себя душею и тѣломъ непрестанно и неослабно во всѣхъ святыхъ Его заповѣдяхъ, чтобы можно было улучить обѣтованную жизнь любящимъ Бога и желающимъ сподобиться жизни святой.

Если въ земномъ, переходящемъ и тлѣнномъ царствѣ подъемлются великія старанія, усилія, труды и безпокойства, чтобы желающіе могли преуспѣвать и съ нѣкоторою честію достигать преходящей славы или власти: то тѣмъ паче со всѣмъ усердіемъ надлежитъ трудиться, безпокоиться и подвизаться для вѣчнаго, нестарѣющагося и нетлѣннаго Царства, изъ одной радости наслѣдовать такую безсмертную славу. Ужель кажется тебѣ справедливымъ, чтобы земныя и преходящія вещи и тлѣнная слава требовали такихъ усилій и трудовъ, а для пріобрѣтенія надежды, — нестарѣющіеся и нескончаемые вѣки вѣковъ царствовать со Христомъ, — не надлежало даже этого краткаго времени пребыванія твоего на землѣ употребить на труды и подвиги, чтобы впослѣдствіи цѣлые вѣки царствовать тебѣ въ Богѣ? Думаю, что и самымъ недальнимъ умомъ одаренному покажется явно справедливою мыслью: лучше краткое время подвизаться и быть въ борьбѣ, чтобы одержать побѣду на вѣки, нежели краткое время проведя недоблестно, но изнѣженно, и предаваясь земнымъ удовольствіямъ, понести пораженіе и вѣчный стыдъ. Ибо, когда посвящаетъ кто жизнь свою на дѣла добрыя и на все то, что требуется въ Писаніи, тогда всякое слово, писаніе и сочиненіе, даже книги не-христіанскихъ философовъ провозглашаютъ о семъ, хваля такого человѣка и величаясь имъ, и всякій языкъ свидѣтельствуетъ о немъ, что дѣла его согласны съ требуемымъ въ Писаніи. Тотъ истинный философъ предъ Богомъ, кто всегда противится худымъ желаніямъ своимъ. А кто украшается и хвалится благовиднымъ именемъ любомудрія, но не подчиняетъ себѣ пожеланій своихъ, тотъ безъ сомнѣнія признанъ будетъ немудрымъ и глупымъ, по испытаніи его въ неразумныхъ страстяхъ. Итакъ, человѣку Божію надлежитъ не многословію предаваться, но быть внимательнымъ къ дѣлу истины, упражняться и проводить жизнь въ такихъ занятіяхъ, какія предписаны Священнымъ Писаніемъ; потому что въ Божіемъ Писаніи, равно какъ и въ мірскихъ книгахъ, вездѣ говорится о добрыхъ дѣлахъ, и опредѣляются наказанія за худую нравственность. Посему если проводишь жизнь въ доблестныхъ дѣлахъ добродѣтели, ведешь себя хорошо и честно, то всѣ заговорятъ о тебѣ, и память твою будутъ возвѣщать всякому, кто проводитъ жизнь въ тѣхъ же дѣлахъ восхваляемой всѣми добродѣтели.

Итакъ, приложимъ стараніе жить всегда по заповѣдямъ Господнимъ, въ надеждѣ получить наслѣдіе толикихъ благъ, и будемъ всегда ожидать причастія Духа, чтобы, освятившись здѣсь душею и тѣломъ, и, по причастіи Духа, исполнивъ всѣ заповѣди, содѣлаться достойными Христа; а такимъ образомъ сподобившись, чрезъ общеніе Духа, стать сынами Небеснаго Отца, содѣлавшись наслѣдниками Богу, и, по Апостольскому слову, сонаслѣдниками Христу (Рим. 8, 17), сподобиться намъ участія въ вѣчныхъ благахъ со Христомъ въ безконечные вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 318-324. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0