Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

77. О томъ, что не дóлжно обольщаться эллинскими мнѣніями.

Присовокуплю къ слову и слѣдующее: когда въ Константинополѣ начался моръ и многіе кончили жизнь, одинъ врачъ, по имени Домнъ, видя, что умершихъ много, а другіе объяты сильнымъ страхомъ, сказалъ: «гибнутъ ремесленники, которые работаютъ у огня, и имѣютъ помѣщеніе въ подземныхъ храминахъ; а которые живутъ на высокихъ мѣстахъ, пользуются чистымъ и тонкимъ воздухомъ, тѣ не подвергаются заразѣ». Такъ разсуждалъ онъ, потому что прилежно изучалъ эллинскія науки, и заразилъ ими умъ свой. Однако же чрезъ два или три дня послѣ того, какъ объявилъ свое мнѣніе, самъ, пораженный болѣзнію, лежалъ онъ полумертвый, и собираетъ рабовъ своихъ, чтобы взяли его въ загородное его имѣніе, и, когда кончитъ жизнь, похоронили тамъ. Другой врачъ, по имени Македоній, увидѣвъ, что его, борющагося со смертію, взяли и понесли (а Македоній былъ одинъ изъ слышавшихъ его глумленіе), сказалъ: «вотъ у него прекраснѣйшій домъ, и чистымъ пользуется онъ воздухомъ, однакожъ не спасся: болѣзнь сломила его, и пустословіе его не помогло ему». Домнъ, перенесенный за городъ, тамъ умеръ и похороненъ. А Македоній, избавившись отъ усилившагося мора и отрекшись отъ міра, сталъ истиннымъ монахомъ, не ставъ жертвою Домнова нечестія.

А мы утвердимъ умъ свой въ истинѣ, руководимые богодухновеннымъ Писаніемъ. Ибо кто не озарилъ ума своего божественнымъ ученіемъ, тотъ далекъ умомъ отъ истины. Мы же послушаемъ божественнаго Писанія, которое во второй книгѣ Царствъ ясно взываетъ: И приложи гнѣвъ Господень разгорѣтися во Іерусалимѣ, и подвиже въ нихъ Давида, глаголя: иди и изочти Израиля и Іуду. И рече царь ко Іоаву, князю силы, яже съ нимъ: проиди вся колѣна Израилева и Іудина, отъ Дана даже и до Вирсавіи, и сочти люди: и да увѣмъ число людемъ (2 Цар. 24, 1-2). И нѣсколько ниже: и даде Іоавъ число сочтенныхъ людей царю: и бѣ во Израили числомъ осмь сотъ тысящъ держащихъ оружіе: и мужей Іудиныхъ пять сотъ тысящъ мужей борцевъ. И убояся сердце Давидово, по счисленіи людей: и рече Давидъ ко Господу: согрѣшихъ зѣло, сотворивъ глаголъ сей: и нынѣ, Господи, отъими неправду людей Твоихъ, яко обуяхъ зѣло. И воста Давидъ заутра: и слово Господне бысть ко Гаду Пророку, прозорливцу Давидову, глаголя: иди и рцы Давиду, глаголя: тако глаголетъ Господь: трое Азъ реку на тя, и избери себѣ едино отъ сихъ, и сотворю ти. И вниде Гадъ къ Давиду, и повѣда ему, и рече ему: избери себѣ быти: пріидутъ тебѣ три лѣта глада на землю твою, или три мѣсяцы бѣгати имаши предъ враги твоими, и будутъ гнати тя: или три дни быти смерти въ земли твоей. Нынѣ убо разумѣй, и виждь, что отвѣщаю Пославшему мя. И рече Давидъ къ Гаду: тѣсна ми суть отвсюду зѣло и три сія. Да впаду убо въ руцѣ Господни, яко многи суть щедроты Его зѣло: въ руцѣ же человѣчи да не впаду. И дніе жатвенніи пшеницы. И даде Господь смерть во Израили отъ утра до часа обѣдняго; и начася язва быти въ людехъ, и умроша отъ людей отъ Дана и до Вирсавіи семьдесятъ тысящъ мужей. И простре Ангелъ Божій руку свою на Іерусалимъ погубити въ немъ. И раскаяся Господь о злѣ, и рече Ангелу, погубляющему люди: довольно нынѣ, отъими руку твою. И Ангелъ Господень бѣ стоя предъ гумномъ Орны Іевусеянина. И рече Давидъ ко Господу, егда видѣ его біюща въ людехъ, и рече: се азъ есмь согрѣшивый, азъ есмь пастырь, зло сотворивый, а сіи овцы, что сотвориша? Да будетъ нынѣ рука Твоя на мнѣ, и на дому отца моего. И пріиде Гадъ въ день той и рече ему: взыди и постави Господеви алтарь благъ во очахъ Его во святомъ Орны Іевусеянина. И взыде Давидъ по глаголу Гада Пророка, имже образомъ заповѣда ему Господь. И преклонися Орна, и видѣ царя и отроки восходящія выше его, и изыде Орна, и поклонися царю на лицѣ своемъ на земли. И рече Орна: что пріиде господинъ мой царь къ рабу своему? И рече Давидъ: купити у тебе гумно на созданіе алтаря Господня. И рече Орна: да будетъ вся господину моему царю, и сотворитъ еже благо предъ очима его. Се волове во всесожженіе, и колеса и сосуди воловъ на дрова. Вся даде Орна Царю. И рече Орна къ Царю: Господь Богъ твой да благословитъ тя. И рече царь ко Орнѣ: ни, но токмо купуя куплю отъ тебе цѣною, и не вознесу Богу моему всесожженія туне. И купи Давидъ гумно, и волы на пятидесяти сиклехъ сребра. И созда тамо Давидъ алтарь Господеви; и вознесе всесожженія и мирная. И послуша Господь и посѣти землю, и отъятъ язву отъ Іерусалима (2 Цар. 24, 9-25).

Итакъ, посланы ли мечъ, или голодъ, или язва, или смерть, или другое что кажущееся скорбнымъ, все сіе посылается на землю для уцѣломудренія и исправленія, чтобы люди устремили умъ свой къ благочестію, потому что каждое поколѣніе имѣетъ нужду во вразумленіи Господнимъ посѣщеніемъ. Если и среди страховъ иные остаются нечувствительными въ дѣлѣ благочестія; то, ежели вовсе не будетъ посѣщенія Господня, не тѣмъ ли паче совратятся умомъ въ безбожіе и погибель?

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 328-331. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0