Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

78. О томъ, что христіане не должны предаваться забавамъ.

Всѣ знаемъ, что христіане не должны предаваться забавамъ, слыша о семъ въ божественныхъ Писаніяхъ, и особливо слыша, что Господь въ Евангеліи съ угрозою говоритъ: горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете тамъ (Лук. 6, 25). И еще говорить: не возноситеся (Лук. 12, 30), потому что все это дѣлаютъ язычники. А Пророкъ Исаія, лучше же сказать, Самъ Богъ чрезъ Пророка говоритъ: горе піющимъ вино съ тимпаны, свирѣльми и гусльми (Ис. 5, 12). Блаженный же Давидъ, какъ бы гнушаясь превозношеніемъ и хвалясь о Господѣ, сказалъ: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостѣся очи мои (Псал. 130, 1). И Іаковъ, братъ Господевь, говоритъ: Слезите, и плачитеся: смѣхъ вашъ въ плачъ да обратится, и радость въ сѣтованіе (Іак. 4, 9). И блаженный Апостолъ Павелъ предающихся забавамъ называетъ идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже есть писано (1 Кор. 10, 7), и еше говоритъ: всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ, но точію слово благо (Еф. 4, 29); аще ясте, аще пiете, или ино что творите, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31). И еще онъ же говоритъ: бывайте подражатели Богу, братія, и ходите въ любви. Блудъ же и всяка нечистота и лихоимство, ниже да именуется въ васъ, и сквернословіе и буесловіе, или кощуны, яже неподобная, но паче благодареніе (Ефес. 5, 1-5). И много другихъ мѣстъ въ Божественныхъ Писаніяхъ, гдѣ говорится о семъ. Но нѣтъ разумѣвающаго; напротивъ того, на насъ исполнилось слово Владыки: прельщаетеся, не вѣдуще Писанія (Матѳ. 22, 29). На насъ исполняется и Павлово пророчество, которое говоритъ: приходитъ время, егда здраваго ученія не послушаютъ, но по своихъ похотехъ изберутъ себѣ учители, чешеми слухомъ: и отъ истины слухъ отвратятъ, и къ баснемъ уклонятся (2 Тим. 4, 3-4). Сіе-то самое постигло насъ, возлюбленные; и вотъ видимъ, что слова оправдались дѣломъ. Кто теперь держится Божественнаго Писанія? Кто прилежно внимаетъ заповѣдямъ Христовымъ? Кто премудръ, и сохранитъ сія (Псал. 106, 43)? Кто докажетъ, что мы не преступники закона? Много, говорятъ, сильныхъ, много мудрыхъ по плоти, много благородныхъ, много свѣдущихъ книжниковъ и законниковъ, учителей; богатыхъ, бѣдныхъ, рабовъ и свободныхъ, монашествующихъ и дѣвственниковъ и живущихъ дѣвственно безъ обѣта, старцевъ и юныхъ, но кто же изъ всѣхъ таковыхъ можетъ доказать, что христіанамъ прилично играть на гусляхъ, или плясать или скакать на улицахъ, или свирять, или шумѣть, или гадать, или дѣлать такъ называемыя хранилища, или носить ихъ, или вопрошать бѣсовъ, или упиваться, или терпѣть другихъ, дѣлающихъ такія беззаконныя дѣла? Кто, какъ сказалъ я, докажетъ, что свойственно сіе христіанамъ? Какой Пророкъ, какое Евангеліе, какая Апостольская книга подтвердятъ сіе? Если совершенно прилично христіанамъ дѣлать сіе, то все суета и заблужденіе, и Законъ, и Пророки, и Апостолы, и Евангелія. Если же они богоглаголивы, истинны и богодухновенны, какъ и дѣйствительно; то неприлично христіанамъ дѣлать что-либо изъ выше сказаннаго. Ибо вотъ отъ востока до запада и на предѣлахъ вселенной, въ церквахъ и на всякомъ мѣстѣ читается Божіе Писаніе, что изрекли: Законъ, Пророки, Апостолы и Владыка всяческихъ, читаются и всѣ богоносные Отцы; и нигдѣ не найдешь, чтобы христіанамъ прилично было дѣлать сіе; напротивъ того, по слову Писанія, каждый изъ насъ отъ пути своего заблудился (Псал. 5, 3. 6), преступилъ законъ, пребываетъ законопреступнымъ, лживымъ и безбожникомъ, преступленiемъ закона Бога безчествуетъ (Рим. 2, 23). И да не покажется вамъ жестокимъ, что назвалъ я безбожнымъ; не мое это слово, но Іоанна Богослова, который говоритъ: всякъ преступаяй, и не пребываяй въ ученіи Божіи, Бога не имать (2 Іоан. 9). Кто же злосчастнѣе и мерзостнѣе того, кѣмъ безчествуется Богъ, давшій и изрекшій повелѣніе Свое въ законѣ чрезъ Пророковъ и Апостоловъ, и кто несетъ уже на себѣ горе, возвѣщенное Господомъ чрезъ Пророка: горе, ихже ради имя Мое хулится во языцѣхъ (Ис. 52, 5)?

Нѣтъ, братія мои, умоляю васъ, не будемъ такъ губить дни покаянія нашего, но послушаемъ Пророка Давида, который вопіетъ, увѣщеваетъ насъ и говоритъ: прiидите, возрадуемся Господеви, и немедленно присовокупляетъ: предваримъ лице Его во исповѣданiи (Псал. 94, 1-2); предваримъ, пока не кончилось торжище; предваримъ, пока Самъ Онъ не пришелъ видимымъ образомъ, и не засталъ насъ праздными въ нерадѣніи, пока нѣтъ еще онаго вопля: се Женихъ грядетъ (Матѳ. 25, 6). Тогда возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердые; униженные будутъ печальны, а достойные будутъ радоваться неизглаголанною радостію. Но предваримъ, братія, поспѣшимъ, пока есть время, пока не поставлены престолы, пока не отлучили насъ другъ отъ друга. Предваримъ лице Его во исповѣданiи, и во псалмѣхъ воскликнемъ Ему. Пророкъ сказалъ: во псалмѣхъ, а не въ томъ, что возбуждаетъ смѣхъ; во псалмѣхъ, а не въ бѣсовскихъ пѣсняхъ. Сказалъ: прiидите, поклонимся и припадемъ Ему, и восплачемся (Псал. 94, 6); а не скакать станемъ, или играть на гусляхъ, но восплачемся въ псалмѣхъ и пѣніяхъ. Псаломъ – отгнаніе демоновъ. Псаломъ – оружіе противъ страха нощнаго. Псаломъ – успокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, Псаломъ – безопасность младенцевъ. Псаломъ – утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство женщинамъ. Онъ свѣтлыми дѣлаетъ праздники, онъ производитъ печаль по Богу. Псаломъ и изъ каменнаго сердца вызываетъ слезы. Псаломъ – дѣло Ангеловъ, небесное жительство, духовное кадило. Онъ просвѣщаетъ умъ, онъ возводитъ на небеса, онъ дѣлаетъ людей собесѣдниками Божіими, радуетъ душу, прекращаетъ празднословіе, изгоняетъ смѣхъ, напоминаетъ судъ, умиряетъ враждующихъ. Гдѣ псаломъ съ сокрушеніемъ, тамъ и Богъ съ Ангелами. А гдѣ пѣсня противника, тамъ гнѣвъ Божій и горе – воздаяніе за смѣхъ. Гдѣ священныя книги и чтенія, тамъ веселіе праведныхъ, спасеніе слушателей и посрамленіе діавола. А гдѣ гусли, и лики, и рукоплесканія, тамъ омраченіе мужей, погибель женъ и печаль Ангеламъ и праздникъ діавольскій.

О, какая злая выдумка діавола! Какъ искусно запинаетъ и обольщаетъ онъ каждаго, и убѣждаетъ дѣлать зло, какъ добро! Сегодня, повидимому, поютъ псалмы, какъ повелѣлъ Богъ: а наутро съ усердіемъ пляшутъ, какъ научилъ сатана. Сегодня отрицаются сатаны, а наутро ему послѣдуютъ. Сегодня сочетаваются со Христомъ, а наутро отступаютъ отъ Него, отрицаются и безчестятъ Его. Сегодня христіане, а наутро язычники; сегодня благочестивы, а наутро нечестивы; сегодня вѣрные и рабы Христовы, а наутро отступники и враги Божіи.

Не вдавайтесь въ заблужденіе, не вдавайтесь, братія мои; ни одинъ слуга не можетъ двѣма господинома работати, какъ сказалъ Владыка Христосъ (Матѳ. 6, 24); потому что никто не можетъ Богу работати и мамонѣ, и плясать съ діаволомъ. Созданные по образу Божію, не будемъ безчестить образа Божія, но какъ воины Христовы Христу послѣдуемъ, Ему поработаемъ. Не дѣлай такъ, чтобы сегодня пѣть съ Ангелами, а наутро плясать съ бѣсами. Сегодня внимать Божественнымъ чтеніямъ, какъ слушателю христолюбивому, а наутро заниматься гуслями, какъ преступнику и христононавистнику. Сегодня каяться во грѣхахъ своихъ, а наутро плясать на погибель свою; сегодня поститься и воздерживаться, а наутро ходить упившимся, кружась тамъ и здѣсь и служа для всѣхъ посмѣшищемъ. Нѣтъ, братія мои, умоляю васъ, не станемъ такъ тратить время покаянія, которое далъ намъ Богъ для покаянія и спасенія. Вспомнимъ Господа, Который говоритъ съ угрозою: горе смѣющимся нынѣ, яко восплачете послѣ сего (Лук. 6, 25). И еще говоритъ: блажени плачущіи (Матѳ. 5, 4). Никто да не обольщаетъ васъ, братія мои христолюбивые, не Апостольское это ученіе. Апостолы говорятъ; если кто научитъ васъ тому, чему мы не учили, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8). Не христіанамъ сіе свойственно, но невѣрнымъ язычникамъ, не покорившимся Евангелію, какъ сказалъ Владыка, что все сіе дѣлаютъ язычники (Матѳ. 5, 47), у которыхъ нѣтъ никакой надежды спасенія. Знаете, братія мои, что елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Какъ же, совлекшись Христа, служите антихристу? Имѣемъ заповѣдь отъ Апостола непрестанно молитися (1 Сол. 5, 17), вся во славу Божію творити (1 Кор. 10, 31). Но ты не взираешь на сіе, а напротивъ того отвращаешь слухъ, и смежаешь очи. Конецъ же твой будетъ тебѣ горячѣе желчи и острѣе обоюдуостраго меча. Еще говорю: не вдавайтесь въ заблужденіе, братія христолюбивые! Не христіанамъ сіе свойственно, но язычникамъ, у которыхъ нѣтъ Бога.

Размыслимъ, братія, что человѣкъ суетѣ уподобися (Псал. 143, 4): дніе его яко цвѣтъ сельный (Псал. 102, 15), прейдутъ въ одно мгновеніе времени, и все минуется. Для чего же. напрасно мятешься, человѣкъ? Одно прираженіе горячки прекратитъ твои плясанія и скаканія. Одинъ часъ разлучитъ тебя съ пляшущими вмѣстѣ съ тобою. Одна ночь, и увянутъ плоти твои, остановятся ноги твои, текущія на зло, разслабѣютъ руки твои, померкнутъ глаза, языкъ внезапно прейдетъ въ безмолвіе, оскудѣетъ у тебя внезапно голосъ, умножатся твои воздыханія, потекутъ у тебя безполезныя слезы, разстроятся мысли твои; и никто не будетъ въ состояніи помочь тебѣ; ты безславилъ и безчестилъ Бога, и всѣ, оставивъ тебя, пойдутъ прочь, и никого не останется при тебѣ, кромѣ невидимыхъ бѣсовъ, которымъ ты угождалъ. Посланный же неумолимый ангелъ, стоя вдали, съ потупленнымъ взоромъ будетъ ожидать Владычняго мановенія, чтобы, исхитивъ бѣдную душу твою, отвести ее въ уготованное ей мѣсто, гдѣ пожнетъ, что посѣяла, гдѣ произрастаютъ, изобилуютъ, и даже преизбыточествуютъ плачъ, скорбь, тѣснота, скрежетъ зубовъ и горе. Для чего напрасно мятешься несчастный? Тамъ померкнутъ очи упивающихся, тамъ увянутъ плоти пляшущихъ, тамъ будутъ мучиться и взалчутъ піющіе вино съ гуслями и свирѣлями, тамъ съ великою скорбію будутъ плакать, скрежетать зубами, и бить себя по лицу блудники, прелюбодѣи, тати, человѣкоубійцы, прорицатели, отравители, чародѣи, обманщики, мужеложцы, дѣторастлители, хищники, кровопійцы. Всѣ они, и подобные имъ до конца нераскаянно согрѣшающіе, и идущіе путемъ широкимъ и пространнымъ, который ведетъ въ пагубу, безъ сомнѣнія, найдутъ себѣ тамъ пристойное жилище. Ибо невозможно, и здѣсь плясать съ бѣсами, и тамъ веселиться съ Ангелами, какъ сказалъ Господь; горе смѣющимся нынѣ, яко восплачете и возрыдаете тамъ (Лук. 6, 25). Невозможно, братія, иногда быть христіаниномъ, а иногда дѣлаться язычникомъ.

Итакъ, по сказанному выше, нигдѣ не позволяется христіанину дѣлать подобное сему. Ибо Господь и Спаситель нашъ, пришедши, упразднилъ все сіе, то есть, сіи діавольскія ученія, какія къ несчастію изучилъ человѣкъ, преступивъ заповѣдь создавшаго его Бога, сдѣлавшись изгнанникомъ изъ рая и научившись всякому злу, именуемому подъ небесемъ. Все сіе, какъ сказано, Господь, пришедши, прекратилъ и изгналъ, и Самъ, и чрезъ учениковъ Своихъ, говоря: шедше, научите вся языки, крестяще ихъ и учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ (Матѳ. 28, 19-20), т.е. скажите имъ: покайтеся, приближибося Царствiе Небесное (Матѳ. 3, 2). Не упивайтеся, не плясками занимайтеся, но кайтеся, плачьте, бдите, молитесь, всегда будьте готовы; потому что пришествіе Господне близко, Царствіе Господне при дверяхъ. Будемъ же готовыми и достойными, чтобы Господь нашъ, пришедши, обрѣлъ насъ въ покаяніи готовыми, и никого изъ насъ не осудилъ, но всѣхъ содѣлалъ наслѣдниками Царствія Своего. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1849. — С. 332-339. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 14.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0