Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

80. О томъ, что должно избѣгать всякихъ вредныхъ свиданій, и о воздержаніи.

Вопросъ. Хорошо ли принимать на себя попеченіе о комъ-нибудь?

Отвѣтъ. Прекрасное дѣло, чтобы всякій былъ внимателенъ къ себѣ, и дѣлалъ все по Богу, для всѣхъ представляя въ себѣ образецъ добрыхъ дѣлъ. Если же принимаешь на себя попеченіе о комъ-нибудь; то строго испытай свою совѣсть, по Богу ли дѣлаешь сіе, или нѣтъ; ибо много козней вражіихъ. Поэтому смотри и на то, не дѣлаешь ли сего по зависти, или по соперничеству, или по человѣкоугодію.

Но, можетъ быть, скажешь: «желаю знать разность между тѣмъ и другимъ». Слушай, при содѣйствіи благодати. Дѣлающій по ревности и зависти бываетъ таковъ: когда видитъ, что другой благоденствуетъ, а самъ онъ находится въ тѣсныхъ обстоятельствахъ и въ скорбяхъ, тогда подъ видомъ благочестія начинаетъ клеветать на благоденствующаго, будто бы онъ худо пользуется своимъ обезпеченнымъ положеніемъ. А дѣлающій по любви къ удовольствіямъ таковъ: хотѣлось бы иному (выражусь скромнѣе) сблизиться съ кѣмъ-нибудь, но трудъ его не достигаетъ желаемаго; между тѣмъ видитъ, что тотъ человѣкъ незастѣнчивъ съ другими; и это огорчаетъ его, и начинаетъ онъ о семъ, какъ бы подъ видомъ благочестія, отзываться худо, будто человѣкъ сей не хранитъ своего цѣломудрія; какъ это можно видѣть въ поведеніи какого-нибудь безразсуднаго юноши, который такъ поступаетъ съ своею возлюбленною. А дѣлающій изъ человѣкоугодія таковъ: въ тайнѣ поступаетъ худо, въ присутствіи же другихъ, которые не знаютъ дѣлъ его, притворяется имѣющимъ ревность о добродѣтели.

Но кто трудится по Богу, тотъ, трудясь о своемъ спасеніи, не будетъ другому полагать претыканія или соблазна, но всѣ мысли и дѣйствія устремитъ къ тому, чтобы угодить Господу Богу, сказавшему: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и искренняго твоего яко самъ себе (Матѳ. 22, 37. 39). Итакъ, памятуя сказавшаго: испытаяй сердца и утробы Боже (Псал. 7, 10), и: Иже воздастъ комуждо по дѣломъ его (Апок. 2, 23), будемъ все дѣлать по Богу, потому что Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7).

Если примѣтишь, что какой-нибудь помыслъ влечетъ тебя на свиданіе съ отрокомъ или женщиною красиваго лица; то знай, что приближаешься къ вражіимъ сѣтямъ. Если, и по вразумленіи, не оставляешь своего намѣренія; то знай, что ты уже опутанъ сѣтями, и нелегко тебѣ преодолѣть сластолюбіе. Если ты не былъ въ силахъ, или, лучше сказать, не захотѣлъ избѣжать сего вреднаго свиданія; то почему же врагу, на самомъ дѣлѣ, не сдѣлать тебя своею жертвою? Если скажешь: «и свиданія имѣю, и вреда не терплю»; то и это признакъ души страстной. Ибо какъ возможно ходить по угольямъ, и не обжечь ногъ?

Если видишь человѣка, который растлѣваетъ свое цѣломудріе, а между тѣмъ притворно показываетъ себя добронравнымъ, то берегись его, потому что въ немъ лесть. Что пользы въ деревѣ, подъ которымъ скрывается змій? По-видимому, плоды на немъ красивы, но это приманка для подходящаго. Вкушать пищу чинно, пить осторожно, разсуждать безъ тщеславія, спать во-время намъ дозволено самимъ Промысломъ; но предаваться блуду, прелюбодѣйству, распутству и исполнять всякое другое нечистое пожеланіе, никакъ намъ не дозволено. Если хочешь быть цѣломудреннымъ, храни воздержаніе и прерви вредныя свиданія. Въ какой мѣрѣ приближается человѣкъ къ тому, что производитъ соблазнъ, въ такой мѣрѣ невозможно сердцу его пребыть безъ смятенія помысловъ и безъ воспламененія лукавыхъ пожеланій, потому что видимое лице и рѣчи возбуждаютъ его къ страсти. Какъ губка, подносенная къ чему-нибудь влажному, раздувается и вбираетъ въ себя влагу, такъ и человѣкъ, нетвердый помысломъ, если сближается или долго бесѣдуетъ съ разсуждающими по плотскому, вбираетъ въ себя вредъ; посему, упившисъ симъ, и безъ вина дѣлается опьянѣвшимъ; отъ того самаго, что наполненъ вреднымъ, не принимаетъ уже духовнаго слова: занявшее его и овладѣвшее имъ неумѣренное пожеланіе служитъ препятствіемъ духовному слову, преграждая ему входъ. А если кто разсмотритъ сіе въ подробности, то найдетъ, что не въ одной страсти сластолюбія, но и во всякомъ запрещенномъ дѣлѣ бываетъ тоже самое. Какъ скоро пожеланіе какой-либо вещи чрезъ чувства вкрадывается въ душу, оно окружаетъ, и осаждаетъ ее представленіемъ сей вещи, и преграждаетъ входъ Божію слову. Какъ губка, если кто обмакнетъ ее въ уксусъ, и, не выжавъ, захочетъ облить виномъ, не принимаетъ въ себя вина (потому что прежде вошедшая въ нее уксусная жидкость служитъ препятствіемъ наливаемымъ каплямъ вина); такъ и исполненные пожеланія, когда вразумляютъ ихъ, остаются непослушными, и если бесѣдуютъ съ кѣмъ о цѣломудріи, или занимаются, какъ и должно, чтеніемъ объ ономъ, не отстаютъ отъ гнусной страсти.

Поэтому новоначальнымъ нужно рѣже заводить разговоръ о тайныхъ помыслахъ; потому что самое напоминаніе производитъ не малое движеніе, сообщая душѣ нечистоту, и по-немногу воспламеняя ее и приводя въ страсть. Надобно же такіе помыслы открывать святымъ и опытнымъ старцамъ; потому что одолѣваемые необузданною страстію часто, начавъ рѣчь о цѣломудріи, устремляютея къ разрушенію и уничтоженію сей добродѣтели. Посему желающему покаяться надобно крѣпко взяться за цѣломудренный помыслъ, плоть изнурять добрыми трудами, и непрестаннымъ памятованіемъ о Богѣ очистить мысль отъ всего худого и гнуснаго. Чрезъ сіе умъ нашъ исполняется Божіей благодати; обитающая же въ умѣ и обладающая имъ благодать Божія бываетъ препятствіемъ злокозненнымъ, заграждая имъ доступъ, когда намѣреваются войти.

Итакъ, имѣя предъ глазами свою немощь и поползновенность ума, надобно тщательно оберегаться отъ всякаго вреднаго свиданія, и подъ предлогомъ благочестиваго помысла, не налагать тенетъ на душу свою. А врагъ умѣетъ наводить на сіе; онъ говоритъ: «не погибъ бы этотъ сирый отрокъ, или эта сирота-дѣвица; окажу имъ помощь; повидаюсь также съ утѣсненной вдовой»; а чрезъ сіе хочетъ сдѣлать насъ ревнителями такихъ дѣлъ, которыхъ не въ силахъ мы привести въ исполненіе неукоризненно.

Посему-то надобно жить съ разсужденіемъ и въ страхѣ Божіемъ, и всѣми силами домогаться безмолвія о Господѣ, ясно зная, что въ душевномъ вредѣ не бываетъ пріобрѣтенія. Послушаемъ Апостола, который говоритъ: со страхомъ и трепетомъ свое спасеніе содѣвайте (Флп. 2, 12). И юному не должно быть небрежнымъ, и старому нерадивымъ, потому что неизвѣстенъ конецъ того и другаго. Посмотримъ на земледѣльцевъ: обработавъ землю, они бросаютъ сѣмя, и тщательно оберегаютъ поля во время всходовъ, отгоняютъ птицъ и четвероногихъ, чтобы они не выдергали и не погубили ростковъ сѣмени, когда они еще слабы и нѣжны. Но когда посѣянное возрастаетъ и готово въ жатвѣ, не перестаютъ они заботиться, но опасаются, что градъ побьетъ ниву, что саранча поѣстъ жатву, или зной или вѣтеръ повредитъ плоды. А поэтому непрестанно молебствуютъ, и прошенія свои возсылаютъ на небо, чтобы Господь даровалъ имъ плоды цѣлыми и невредимыми. Тогда, собравъ плоды въ житницы, празднуютъ съ великимъ веселіемъ. Такъ и вступающимъ въ духовную жизнь надобно бодрствовать, трезвиться и охранять божественное сѣмя для Бога, и не уклоняться отъ цѣли любви, пока не принесутъ Господу совершеннаго плода, и тѣло не будетъ сопровождено во гробъ. Ибо тогда плодъ будетъ вѣренъ и совершенно уже безопасенъ отъ похищенія.

Да даруетъ же намъ Господь приносить Ему благопріятные плоды, чтобы обрѣсти намъ милость предъ Нимъ въ тотъ страшный и трепетный день, когда откроетъ Онъ тайныя тмы, и объявить совѣты сердечныя. Ему слава, велелѣпіе и хвала во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 9-14. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0