Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

81. На лукавыхъ женъ.

Нѣтъ звѣря подобно женѣ лукавой и нескромной на языкъ. Что страшнѣе льва между четвероногими, или лютѣе змія между пресмыкающимися? Однако же ничего не значатъ они въ сравненіи съ лукавою женой. А что левъ и змій уступаютъ ей въ злобѣ, свидѣтельствуетъ о томъ и Премудрый, говоря: лучше жити со львомъ и зміемъ, неже жити съ женою лукавою (Сир. 25, 18). Львы не осмѣлились коснуться Даніила во рвѣ, а Іезавель предала смерти Навуѳея. Китъ сохранилъ Іону во чревѣ, а Далида, остригши волосы у Сампсона, предала его иноплеменникамъ. Драконы, аспиды и змѣи трепетали Іоанна въ пустынѣ, а Иродіада обезглавила его во время вечери. Враны питали Илію на горѣ, а Іезавель за низведеніе дождя гнала его, ища смерти: и убоявшись, Илія бѣжалъ въ пустыню, простиравшуюся на сорокъ дней пути, и изнемогши духомъ, просилъ себѣ смерти, говоря: Господи Боже, довлѣетъ нынѣ, возьми отъ мене душу мою, яко нѣсмь азъ лучшій отецъ моихъ (1 Цар. 19, 4). Увы, Пророкъ убоялся жены! Кто устами своими держалъ дождь въ цѣлой вселенной, кто словомъ низводилъ огонь съ неба, и молитвою воскресилъ мертваго, и тотъ убоялся жены. Никакое зло не сравнится съ лукавою женой; слово мое подтверждаетъ и Премудрый, говоря: нѣсть главы, паче главы зміины, и нѣтъ злобы выше злобы женской (Сир. 25, 17. 1). О, какое это зло, и самое острое оружіе діавольское! Ибо чрезъ жену въ началѣ развратилъ діаволъ Адама въ раю, чрезъ жену заключилъ Іосифа въ темницу, чрезъ жену побудилъ Давида къ коварному убійству Уріи, чрезъ жену премудрѣйшаго Соломона довелъ до преступленія, чрезъ жену гналъ Илію, чрезъ жену ослѣпилъ Сампсона, и усѣкнулъ Предтечу Христова. Чрезъ жену всѣхъ доводитъ до паденія, всѣхъ безчеститъ, всѣхъ убиваетъ, всѣхъ позоритъ, всѣмъ досаждаетъ; потому что жена безстыдная никого не щадитъ, ни іерея ни стыдится, ни Пророка не уважаетъ, ни сѣдины не чтитъ. О, какое всякаго зла злѣйшее зло — лукавая жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а ежели есть у нея и богатство въ содѣйствіе ея лукавству, то она — сугубое зло, нестерпимое животное, неисцѣльная болѣзнь, неукротимый звѣрь. Знаю, что аспиды, если ихъ приласкаютъ, дѣлаются кроткими, и львы и барсы, привыкнувъ къ человѣку, бываютъ смирны, но лукавая и безстыдная жена, если оскорбляютъ ее, бѣсится, если ласкаютъ, превозносится. Если мужъ у нея начальникъ, ночь и день, подстрекая его своими словами, поощряетъ его къ беззаконному убійству, какъ Иродіада Ирода. Если мужъ у нея бѣдный, побуждаетъ его къ гнѣву и ссорамъ. А если она вдова, сама безъ помощи другихъ безчеститъ и чернитъ всякаго, потому что не обуздываетъ языка Божіимъ страхомъ, не смотритъ на будущій судъ, не возводитъ взоровъ къ Богу, не умѣетъ хранить законовъ дружбы.

Женѣ лукавой ничего не стóитъ собственнаго мужа своего отдать на смерть. Ибо и праведнаго Іова собственная его жена отдавала на смерть, говоря: рцы глаголъ нѣкій ко Господу, и умри (Іов. 2, 9). Какое лукавое произволеніе! Какая нечестивая мысль! У мужа внутренность какъ на угольяхъ горитъ отъ множества гнойныхъ прыщей, и вся плотъ кипитъ червями, но она не преклонилась къ жалости, видя, что мужъ ежеминутно стенаетъ и мучится, что раны его непрерывно открыты; не смягчилась, не пришла въ состраданіе, смотря на то, что одѣвавшійся прежде въ царскую багряницу, теперь на гноищѣ сидитъ нагой и гнойный; не вспомнила о дружбѣ и близости съ нимъ князей, о томъ, сколько сама чрезъ него возвеличена и прославлена, но говоритъ: рцы глаголъ нѣкій ко Господу, и умри. Какая женская милость! Какое болѣзнетворное мягчительное средство! Какая супружняя дружба! Не достаточно было для него временной болѣзни; она готовила ему и вѣчное мученіе за хулу.

Хочешь ли видѣть подобную ей въ этомъ лукавствѣ жену? Посмотри на Далиду, какъ она, остригши и связавъ своего мужа, предала иноплеменникамъ часть самой себя, своего сожителя, котораго лелѣяла, лобызала, предъ которымъ лицемѣрила, что любитъ его больше самой себя, котораго дѣйствительно вчера любила, а сегодня обманула, вчера лелѣяла любовію, а сегодня своимъ обманомъ предала погребенію. И вѣрно не былъ онъ красивъ? Но кто прекраснѣе того, кто на головѣ носилъ седмь кудрей во образъ седмилучной благодати? И вѣрно не былъ онъ мужественъ? Но кто мужественнѣе того, кто одинъ на пути поразилъ страшнаго льва и одною ослиною челюстію низложилъ тысячу иноплеменниковъ? Но при этомъ онъ столько былъ и святъ, что однажды при недостаткѣ воды, томясь жаждою, помолился, и изъ мертвой челюсти, которая была у него въ рукѣ, истекла вода, и онъ утолилъ ею жажду. И такого святаго, такого прекраснаго, такого мужественнаго низложила собственная жена его, и связавъ, какъ врага, предала иноплеменникамъ, а они, ослѣпивъ, сдѣлали изъ него посмѣшище. И кому ни львы, ни иноплеменники не въ силахъ были противустать, того низложила собственная жена его. Какъ же могла она это сдѣлать? — Воспользовавшись добротою мужа; потому что ночью, лестію похитивъ у него тайну его силы и обнаживъ, предала на смерть. Посему-то Пророкъ повелѣваетъ намъ: отъ сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что (Мих. 7, 5). Скажи же мнѣ, какой звѣрь поступалъ когда такъ съ подобнымъ себѣ другого пола? Какая змѣя захочетъ погубить своего сожителя? Какая львица предастъ на смерть мужа своего? Такъ истинно, что нѣтъ злобы выше злобы женской.

Итакъ, кто имѣетъ у себя лукавую жену, тотъ пусть знаетъ, что въ ней получилъ онъ воздаяніе за свои беззаконія. Премудрый говоритъ, что лукавая жена дана будетъ мужу грѣшному.

Сказано: всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28). Подлинно, страшное предостереженіе, и много нужно трезвенности.

Если хочешь избѣжать такой страсти и этого звѣря, послушай, что говоритъ Приточникъ: Очи твои право да зрятъ, и вѣжди твои да помаваютъ праведная (Прит. 4, 26); да не побѣдитъ тя доброта похоти, ниже уловленъ буди ея очима: ниже да совосхитишися вѣждами ея. Жена бо мужа честную душу уловляетъ (Прит. 6, 25-26). Нынѣ убо, сыне, послушай мене: да не уклонится въ пути ея сердце твое, и да не прельстишися въ стезяхъ ея. Многихъ бо уязвивши низверже, и безчисленни суть, ихже убила есть (Прит. 7, 24-26). Да не устремляется на нее око твое, но бѣги прочь, и не медли. Посему, когда увидишь женщину благоразумную, которая блистаетъ красотою, имѣетъ свѣтлый взоръ, сіяющія ланиты, и какую-то искусственную выразительность въ лицѣ, и она распаляетъ твой помыслъ, и усиливаетъ въ тебѣ вожделѣніе, размысли, что приводящее тебя въ удивленіе — земля, что воспламеняющее тебя — пепелъ; и душа твоя перестанетъ неистовствовать. Приникни помысломъ на кожу лица ея, и тогда увидишь всю малоцѣнность благообразія, потому что ничего не найдешь, кромѣ костей, жилъ и зловонія. Представь также, что она старѣетъ, измѣняется, умираетъ, и весь этотъ цвѣтъ опалъ. Разсуди, чему дивишься, и устыдись, а устыдившись, принеси покаяніе.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 14-19. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0