Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

82. О тѣхъ, которые уловляютъ души въ непотребство, утверждая, что ничего не значитъ дѣло сіе.

Пророку Іезекіилю сказалъ Богъ: И ты, сыне человѣчь; стрáжа дахъ тя дому Израилеву, и аще услышиши слово отъ устъ Моихъ, и воспретиши имъ отъ Мене. Внегда глаголати Ми беззаконнику, смертію умреши: и не возвѣстиши ему, ни соглаголеши, еже остатися беззаконнику, и обратитися отъ пути своего, еже живу быти ему: беззаконникъ той въ беззаконіи своемъ умретъ, и крове его отъ руки твоея взыщу. И ты аще возвѣстиши беззаконнику, и не обратится отъ пути беззаконія своего; той беззаконникъ въ беззаконіи своемъ умретъ, а ты душу свою избавиши (Іез. 3, 17-19).

Слыша сіе, возлюбленные, со страхомъ, и трепетомъ будемъ содѣвать спасеніе свое, не унывая духомъ при взаимномъ вразумленіи другъ друга, и бесѣдуя между собою не о томъ, чтó служитъ къ удовольствію, но о томъ, что споспѣшествуетъ спасенію каждаго изъ насъ. Ибо сіе благоугодно Богу. А врагъ не даетъ себѣ покоя, разставляя сѣти свои. Потому и намъ необходимо не быть нерадивыми о взаимной любви, потому что Богъ силенъ расторгнуть сѣти врага и избавить насъ отъ его злокозненности. У меня же сердце болитъ, и превратилась внутренность моя отъ того, что услышало ухо мое. Почему опять намѣренъ дать тебѣ братскій совѣтъ: люди сластолюбивые, отчаявшіеся въ душѣ своей, да не обольщаютъ тебя творить дѣла нечестія. Они порожденіе Содомлянъ. Ибо кто ревнуетъ ихъ дѣламъ, того необходимо назвать ихъ сыномъ. Итакъ, бѣгай ихъ дѣлъ и подражанія имъ, чтобы вмѣстѣ съ судомъ избѣжать и наименованія. И намѣренія опасны, и нравы отвратительны у зловредныхъ ласкателей. Одни явно стараются обольстить, а другіе прикрываются благочестіемъ и лицемѣрнымъ смиреніемъ, по написанному: имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися (2 Тим. 3, 5). Поэтому, а также чтобъ не уличали ихъ чадорожденіемъ, предаются удовольствіямъ, пользуясь всякимъ удобнымъ къ тому случаемъ; ибо нѣтъ у нихъ и страха Божія и познанія о Богѣ, и не точію творятъ сіе, но и соизволяютъ творящимъ (Рим. 1, 32). Потому великое и тяжкое нечестіе они называютъ весьма маловажнымъ, чтобы уловить всякаго человѣка и довести до преступленія Божіихъ заповѣдей. Какъ намѣревающіеся убить льва, наточивъ копье, чтобы ослабить блескъ желѣза, покрываютъ его черною краскою, и потомъ наносятъ льву смертельный ударъ; такъ и эти люди, увѣреніемъ въ маловажности грѣха и беззаконнымъ ласкательствомъ, послушныхъ имъ увлекаютъ въ погибель души своей. И какъ изъ иной норы выходитъ множество ядовитыхъ звѣрей: такъ и изъ сердца сихъ людей выходитъ множество лукавыхъ разсужденій. Ибо сказано: сердце развращенно куетъ злая на всякое время (Прит. 6, 14).

Итакъ, надобно предложить нѣчто изъ Божественныхъ Писаній къ обличенію и низложенію людей лукавыхъ, къ исправленію же и огражденію намѣревающихся покаяться. Приточникъ говоритъ: Сыне, храни законы отца твоего, и не отрини наказанія матери твоея; навяжи же я на свою душу присно, и обяжи о твоей выи. Егда ходиши, води ю, и съ тобою да будетъ; егда же спиши, да хранитъ тя, да востающу ти, глаголетъ съ тобою. Зане свѣтильникъ заповѣдь закона, и свѣтъ и путь жизни, и обличеніе, и наказаніе: еже сохранити тя отъ жены мужаты и отъ наважденія языка чуждаго. Да не побѣдитъ тя доброты похоть, ниже уловленъ буди твоима очима, ниже да восхитишися вѣждами ея: цѣна бо блудницы, елика единаго хлѣба: жена же мужей честныя души уловляетъ. Ввяжетъ ли кто огнь въ нѣдра, ризъ же не сожжетъ ли? Или ходити кто будетъ на уголіяхъ огненныхъ, ногъ же не сожжетъ ли? Тако вшедый къ женѣ мужатей не безъ вины будетъ, ниже всякъ прикасайся ей. Не дивно, аще кто ятъ будетъ крадый; крадетъ бо, да насытитъ душу алчущую: аще же ятъ будетъ, воздастъ седмерицею, и вся имѣнія своя давъ, избавитъ себе. Прелюбодѣй же за скудость ума погибель души своей содѣваетъ болѣзни же и безчестіе понесетъ: поношеніе же его не загладится во вѣкъ. Исполнена бо ревности ярость мужа ея: не пощадитъ въ день суда. Не измѣнитъ ни единою цѣною вражды, ниже разрѣшится многими дарми (Прит. 6, 30-35). Сыне, храни моя словеса, моя же заповѣди скрый у себе: сыне, чти Господа, и укрѣпишися: кромѣ же Его не бойся иного. Храни моя заповѣди, и поживеши; словеса же моя, яко зѣницы очію: обложи же ими твоя персты, напиши же я на скрижали сердца твоего. Нарцы премудрость сестру тебѣ быти, разумъ же знаемь сотвори тебѣ: да тя соблюдетъ отъ жены чуждія и лукавыя, аще тя словесы льстивыми облагати начнетъ. Оконцемъ бо изъ дому своего на пути приничущи, его же аще узритъ отъ безумныхъ чадъ юношу скудоумна, проходящаго мимо угла въ распутіяхъ дому ея, и глаголющаго въ темный вечеръ, егда упокоеніе будетъ нощное и мрачное: жена же срящетъ его, зракъ имущи прелюбодѣйничь, яже творитъ юныхъ парити сердцамъ: воскрилена же есть и блудна, въ дому же не почиваютъ нозѣ ея. Время бо нѣкое внѣ глумится, время же на распутіяхъ при всякомъ углѣ присѣдитъ. Потомъ емши лобзаетъ его, безстыднымъ же лицемъ речетъ къ нему: жертва мирна ми есть, днесь воздаю одѣты моя, сего ради изыдохъ въ срѣтеніе тебѣ; желающи лица твоего, обрѣтохъ тя. Простиралами покрыхъ одръ мой, коврами же сугубыми постлахъ, иже отъ Египта: шафраномъ посыпахъ ложе мое, и домъ мой корицею: пріиди и насладимся любве доже до утра: гряди и поваляемся въ похоти: нѣсть бо мужа моего въ дому, отъиде въ путь далече: довольно сребра взя въ руку свою, по многихъ днехъ возвратится въ домъ свой. И прелсти его многою бесѣдою, тенетами же устенъ привлече его. Онъ же абіе послѣдова ей объюродѣвъ, и яко же волъ на заколеніе ведется, и яко песъ на узы, или яко елень уязвленъ, стрѣлою въ ятра, и спѣшитъ, яко птица въ сѣть, не вѣдый, яко на душу свою течетъ. Нынѣ убо, сыне; послушай мене, и внимай глаголомъ устъ моихъ. Да не уклонится въ пути ея сердце твое: и да не прельстишися въ стезяхъ ея. Многихъ бо уязвивши низверже, и безчисленни суть, ихже убила есть: путіе адовы домъ ея, низводящіи въ сокровища смерти (Прит. 7, 1-27).

Если къ женщинамъ такая строгость, то тѣмъ сильнѣе и страшнѣе будетъ гнѣвный судъ на мужей, взаимно студъ содѣвающихъ. Но можетъ быть кто-нибудь прійдетъ и скажетъ: гдѣ же на сіе доказательство? — Представлю тебѣ оное изъ Божественныхъ Писаній. Въ книгѣ Бытія написано: Авраамъ вселися въ Ханаанѣ: Лотъ же вселися въ земли окрестныхъ странъ, и вселися въ Содомѣ. Человѣцы же сущіи въ Содомѣ зли, и грѣшни предъ Богомъ зѣло (Быт. 13, 12-13). Выразумѣй силу слова; назвавъ ихъ злыми и грѣшными, не остановился на семъ, но присовокупилъ зѣло. И еще говоритъ: Аврааму рече Господь: вопль Содомскій и Гоморрскій умножися и грѣхи ихъ велицы зѣло (Быт. 18, 20), показывая симъ всю важность, мерзость и тяжесть беззаконія людей тѣхъ. Кому же должно вѣрить: Божественному Писанію или людямъ сластолюбивымъ и лишеннымъ истины.

Сластолюбцы съ безстыднымъ лицемъ говорятъ другъ другу: «не судитъ за это Богъ, потому что касается сіе одного тѣла». Возражаютъ же такимъ образомъ, чтобы въ сердцѣ ближняго истребить страхъ Божія правосудія, и имъ небоязненно и неудержимо исполнять свои пожеланія, не имѣя себѣ обличителя. Какъ многихъ ввели въ заблужденіе слова сіи? Какъ много развратили? Какъ многихъ погубили? Кто самъ поползается, тотъ находится въ опасносги; но кто убѣждаетъ другихъ и отвлекаетъ отъ благочестія, и ведетъ по стремнинамъ, тому, по написанному, судъ безъ милости (Іак. 2, 13). Такіе люди осмѣливаются представлять ложными даже истинныя и нелживыя слова Господни, произнося хулы по своимъ похотямъ. Ибо, если уловленныхъ въ сію срамоту и не покаявшихся не судитъ Богъ, какъ они суесловятъ; то вовсе прекратится послѣ сего Божіе правосудіе. Но нѣтъ, оно не прекратится, да не будетъ сего! Ибо вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ, и преподобенъ во всѣхъ дѣлѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13). Если въ день суда мы отдадимъ отчетъ въ каждомъ праздномъ словѣ: то тѣмъ паче подпадемъ отвѣтственности за нечистыя дѣла, ежели не умилостивимъ покаяніемъ праведнаго и непогрѣшительнаго Судію. Слыша Апостольское изреченіе, какъ не устыдятся они сказавшаго: не призва бо насъ Богъ на нечистоту, но во святость (1 Сол. 4, 7)? Справедливо сказано о нихъ: тѣмже предаде ихъ Богъ въ похотѣхъ ихъ въ нечистоту, во еже сквернитися тѣлесѣмъ ихъ въ себѣ самѣхъ (Рим. 1, 24). И еще говоритъ: Сего ради предаде ихъ Богъ въ страсти безчестія: и жены бо ихъ измѣниша естественную подобу въ презъестественную. Такожде и мужи оставльше естественную подобу женска пола, разжегошася похотію своею другъ на друга, мужы на мужѣхъ студъ содѣвающе, и возмездіе, еже подобаше прелести ихъ, въ себѣ воспріемлюще. И яко же не искусиша имѣти Бога въ разумѣ, предаде ихъ Богъ въ неискусенъ умъ, творити неподобная: исполненныхъ всякія неправды, лукавства, лихоиманія, злобы; исполненныхъ зависти, рвенія, лсти, злонравія: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обрѣтатели злыхъ, родителемъ непокоривы, неразумны, не примирительны, нелюбовны, не милостивны. Нѣцыи же и оправданіе Божіе разумѣвше, яко таковая творящіи достойни смерти суть, не точію сами творятъ, но и соизволяютъ творящимъ (Рим. 1, 26-32). Видишь, какъ все, что они говорятъ или дѣлаютъ, не заслуживаетъ одобренія и противно благоискусному уму, Итакъ, не будемъ внимать обманчивымъ словамъ ихъ, чтобы и на насъ не пало предъ симъ сказанное. Не дадимъ мѣста сластолюбивымъ и смертоноснымъ помысламъ, чтобы и о насъ не было сказано написанное: развратиша умъ свой и уклониша очи свои, еже не взирати на небо, ниже поминати судебъ праведныхъ (Дан. 13, 9).

И блаженный Апостолъ Петръ говоритъ: Вѣсть Господь благочестивыя отъ напасти избавляти, грѣшныя же на день судный мучимы блюсти: наипаче же во слѣдъ плоти въ похоти скверненія ходящія, и о господствѣ нерадящія. Продерзателе, себѣ угодницы, славы не трепещутъ хуляще: идѣже Ангели крѣпостію и силою больши суще не терпятъ на ся укоризненъ судъ. Сіи же, яко скоти животни естествомъ, бывше въ погибель и тлю, въ нихъ же не разумѣютъ хуляще, во истлѣніи своемъ истлѣютъ, пріемлюще мзду неправедну, сласть мняще вседневное насыщеніе, сквернители и порочницы, питающеся въ любвахъ своихъ, ядуще съ вами, очи имуще исполнь блудодѣянія и непрестаемаго грѣха, прельщающе души неутверждены, сердце научено лихоимству имуще, клятвы чада; оставльше правый путь, заблудиша, послѣдовавше пути Валаама Восорова, иже мзду неправедну возлюби, обличеніе же имѣ своего беззаконія: подъяремникъ безгласенъ, человѣческимъ гласомъ провѣщавшъ, возбрани пророка безуміе. Сіи суть источницы безводни, и мглы отъ вѣтръ преносими, имже мракъ темный во вѣки блюдется. Прегордая бо суеты вѣщающе, прельщаютъ въ скверны плотскія похоти, отбѣгающихъ всячески живущихъ во лсти, свободу имъ обѣщавающе, сами раби суще тлѣнія: имъже бо кто побѣжденъ бываетъ, сему и работенъ есть. Аще бо отбѣгше сквернъ міра познаніемъ Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, сими же паки сплетшеся побѣждаеми бываютъ, быша имъ послѣдняя горша первыхъ. Лучше бо бѣ имъ не познати пути правды, нежели познавшимъ возвратитися вспять отъ преданныя имъ святыя заповѣди. Случися бо имъ истинная притча: песъ возвращся на свою блевотину, и: свинія омывшися, въ калъ тинный (2 Петр. 2, 9-22).

Что могутъ сказать противъ сего эти суесловы, обольстители юныхъ душъ? Ихъ обличаетъ и другой ученикъ Христовъ, говоря: Іуда Іисуса Христа рабъ, братъ же Іакова, сущимъ о Бозѣ Отцѣ возлюбленнымъ, Іисусъ Христомъ соблюденнымъ званнымъ: милость вамъ и миръ въ любви да умножится. Возлюбленніи, всякое тщаніе творя писати вамъ о общемъ спасеніи (вашемъ), нужду имѣя писати вамъ, подвизатися еще единою молю о преданней святымъ вѣрѣ. Привнидоша до нѣцыи человѣцы древле предуставленніи на сіе осужденіе, нечестивіи, Господню благодать прелагающіи въ скверну, и единаго Владыки и Господа нашего Іисуса Христа отметающіися. Воспомянути же вамъ хощу вѣдущимъ единою вся, яко Господь люди отъ земли Египетскія спасе, послѣди невѣровавшія погуби: ангелы же не соблюдшія своего начальства, но оставльшія свое жилище, на судъ великаго дне узами вѣчными подъ мракомъ соблюде. Якоже Содома и Гоморра и окрестныя ихъ грады, подобнымъ имъ образомъ преблудивша, и ходивше въ слѣдъ плоти иныя, предлежатъ въ показаніе огня вѣчнаго судъ подъемше. Такожде убо и сіи сонія видяще, плоть убо сквернятъ, господства же отметаются, славы же хулятъ. Михаилъ же Архангелъ, егда со діаволомъ разсуждая, глаголаше о Моѵсеовѣ тѣлеси, не смѣяше суда навести хульна, но рече: да запретитъ тебѣ Господь. Сіи же, елика убо не вѣдятъ, хулятъ: елика же по естеству, яко безсловесная животная вѣдятъ, въ сихъ растлѣваются. Горе имъ: яко въ путь Каиновъ поидоша, и въ лесть Валаамовы мзды устремишася: и въ прерѣканіи Корреовѣ погибоша. Сіи суть въ любвахъ вашихъ сквернителе, съ вами ядуще, безъ боязни себе пасуще: облацы безводни, отъ вѣтръ преносими: древеса есенна, безплодна, дважды умерша, искоренена: волны свирѣпыя моря, воспѣняюще своя стыдѣнія: звѣзды прелестныя, имъ же мракъ тмы во вѣки блюдется. Пророчествова же и о сихъ седьмый отъ Адама Енохъ, глаголя: се, пріидетъ Господь во тьмахъ святыхъ (Ангелъ) Своихъ, сотворити судъ о всѣхъ и изобличити всѣхъ нечестивыхъ о всѣхъ дѣлѣхъ нечестія ихъ, имиже нечествоваша, и о всѣхъ жестокихъ (словесѣхъ ихъ), яже глаголаша нань. Сіи суть ропотницы, (укорители), въ похотѣхъ своихъ ходяще и уста ихъ глаголютъ прегордая, чудящеся лицу пользы ради. Вы же, возлюбленніи, поминайте глаголы прежде реченныя отъ Апостолъ Господа нашего Іисуса Христа: зане глаголаху вамъ: яко въ послѣднее время пріидутъ ругателе, по своихъ похотѣхъ ходяще и нечестіихъ. Сіи суть отдѣляюще себе, душевни, духа не имуще. Вы же, возлюбленніи, святою вашею вѣрою назидающе себе, Духомъ Святымъ молящеся, сами себе въ любви Божіей соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Іисуса Христа въ жизнь вѣчную. И овѣхъ убо обличайте, разсуждающе; овѣхъ же спасайте отъ огня восхищающе; овѣхъ же милуйте съ боязнію, ненавидяще и яже отъ плоти оскверненную ризу. Могущему же сохранити вы безъ грѣха, и поставити предъ славою Своею непорочныхъ въ радости, единому Богу, Іисусомъ Христомъ Господемъ нашимъ, слава, величіе и держава и власть прежде всего вѣка, и нынѣ и во вся вѣки! Аминь. (Іуд. 1-25).

Написано же и въ законѣ Моисеевомъ: аще кто будетъ съ мужескимъ поломъ ложемъ женскимъ, гнусность сотвориша оба, смертію да умрутъ, повинни суть (Лев. 20, 13).

Вотъ обличено и низложено неосновательное ихъ ученіе. Посему да не обольстятъ тебя живущіе распутно и лицемѣріемъ уловляющіе души неутвержденныя. Напротивъ того, взирай на тѣхъ, которые со страхомъ и доброю совѣстію служатъ Господу, и ихъ подражай жизни. А я говорю тебѣ это, не какъ выдающій себя за праведника и неукоризненнаго въ дѣлахъ, потому что осуждены дѣла мои и исполнены безчестія. Напротивъ того, привелъ я себѣ на память, что тобою было говорено, и какимъ опасностямъ подвергаются новоначальные отъ недозволеннаго обращенія съ другими и отъ неразсудительной снисходительности, а поэтому вынужденъ сказать сіе. Ибо всякому христіанину, лучше же сказать, всякому человѣку надобно трепетать за спасеніе ближняго и безпокоиться о немъ, зане есмы другъ другу удове (Ефес. 4, 25). Преимущественно же не надобно соблазнять прибѣгшихъ ко Господу, боясь угрозы Сказавшаго: иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 18, 6). Посему надобно бодрствовать, трезвиться, другъ друга увѣщевать умолять, пока не постигло еще насъ зло. Ибо, какъ сѣющіе слезами радостію пожнутъ (Псал. 125, 5), такъ сѣющіе въ плоть свою отъ плоти пожнутъ истлѣніе (Гал. 6,8); и: нѣсть на лица зрѣнія у Господа (Рим. 2, 11).

Итакъ будемъ внимательны къ себѣ самимъ, со слезами каясь предъ Господомъ, чтобы избавиться намъ будущаго онаго страха. Ибо слышимъ, что говоритъ Пророкъ: кто возвѣститъ вамъ мѣсто вѣчное? кто возвѣститъ вамъ, яко огнь горитъ (Ис. 33, 14)? И еще: и изыдутъ и узрятъ трупы человѣковъ, преступившихъ Мнѣ, червь бо ихъ не скончается, и огнь ихъ не угаснетъ, и будутъ въ позоръ всякой плоти (Ис. 66, 24). Но прошу, молись и обо мнѣ, чтобы и я сподобился сотворить плодъ благопріятный Господу нашему Іисусу Христу. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 19-30. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0