Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

83. О дѣвствѣ.

О дѣвствѣ и душевной святынѣ учитъ всѣхъ насъ наилучшій совѣтникъ Апостолъ Павелъ. Степень дѣвства почитаетъ онъ совершеннѣйшею и высшею самаго міра. Кто имѣетъ жену, говоритъ Апостолъ, тотъ имѣетъ попеченіе, како угодити женѣ; а живущіе въ дѣвствѣ, всегда имѣютъ у себя одно попеченіе, како угодити Господеви (1 Кор. 7, 32-33). Первое попеченіе ведетъ въ муку, а послѣднее въ жизнь вѣчную. Блаженъ человѣкъ, который имѣетъ попеченіе угодить Господу и тѣло свое сохранитъ чистымъ, чтобы содѣлаться святымъ и несквернымъ храмомъ Христа Царя.

По доброй волѣ своей сталъ уже ты храмомъ, человѣкъ? Будь внимателенъ къ себѣ день и ночь, чтобы не растлился храмъ, который пріобрѣлъ ты во власть свою. Самъ, по своей мысли и свободѣ, не по принужденію, но по усердію, сталъ ты храмомъ Божіимъ. Самъ ты, содѣлавшійся человѣкомъ Бога Всевышняго, ясно знаешь, что Духъ Божій живетъ въ храмѣ, если онъ чистъ и святитъ себя, чтобы благопотребнымъ быть своему Владыкѣ.

Послушай меня, искренній братъ мой, и слова моей худости и напиши на сердцѣ своемъ. Препояшь себя искреннею вѣрою, надеждою и любовію, и какъ сильный стань на стражу, охраняя храмъ Божій отъ всякихъ нечистыхъ помысловъ. Весь сдѣлайся окомъ, непрестанно наблюдая и высматривая грабителей лукаваго; а грабители сіи, какъ скоро найдутъ кого разслабленнымъ, разсѣяннымъ, всегда кидаются на него, чтобы растлить у сего жалкаго тѣлесный храмъ его, и чтобы онъ не былъ уже благопотребенъ Владыкѣ. Итакъ, будь внимателенъ къ себѣ, чтобы не оказалось, что самъ ты принимаешь къ себѣ грабителей лукаваго. Разумѣешь ли, братъ, кто эти грабители лукаваго и убійцы? Это — нечистые помыслы, злыя пожеланія, раздражительность и внутреннія смятенія, гнѣвъ и ссоры, и рабство страстямъ. Вотъ безстыдные и злые грабители, которые никогда не перестаютъ грабительствовать, не насыщаются своимъ лукавствомъ, и побѣждаемые непрестанно опять нападаютъ. Корень похоти безстыденъ. Если посѣкаешь его каждый день, то прозябаетъ онъ каждый часъ. Вырви, братъ, корень похоти изъ сердца своего, чтобы не прозябала и не выростала она ежечасно. Хотя тысячи разъ будешь ее посѣкать, она двукратно большее число разъ станетъ отраждаться, пока совершенно не вырвешь ея корня.

Непрестанно подвизайся, чтобы тебѣ быть несквернымъ и непорочнымъ Божіимъ храмомъ. Если украсишь храмъ свой Богу, то самъ Святый Богъ дастъ тебѣ за него усладительный рай для упокоенія твоего, за побѣду надъ страстями и нечистыми помыслами. Будь стражемъ святаго храма твоего, чтобы онъ былъ благолѣпенъ, благоугоденъ Богу.

Итакъ будь внимателенъ къ себѣ, чтобы вмѣсто святаго и пречистаго владыки не ввесть тебѣ во храмъ сквернаго врага, и чтобы не былъ растлѣнъ храмъ твой безстыдствомъ сего врага, ненавистника добру. Онъ безстыденъ, упрямъ въ своемъ намѣреніи; многократно выгоняешь его вонъ съ упрекомъ, но онъ безстыдно усиливается войти. Если введешь его въ тѣлесный храмъ свой, не виновенъ въ томъ пречистый и святый Богъ. Не Онъ оставилъ тебя, но ты отгналъ Его; ты ввелъ сквернаго, утратилъ Святаго; возненавидѣлъ Царя, возлюбилъ мучителя; удалился отъ Источника жизни, прилѣпился къ грязи; лишилъ себя Свѣта, пребываешь въ общеніи со тьмою; по лѣности своей предалъ себя врагу и скверному.

Святый Богъ благоволилъ навсегда поселиться въ храмѣ твоемъ; а ты преогорчилъ благаго Господа, неистощимаго въ милостяхъ Владыку, желающаго даровать тебѣ царство Свое. Богъ обитаетъ въ тѣлѣ тѣхъ, которые содѣлались непорочными и чистыми храмами. Если ты пожелаешь, чтобъ Богъ обиталъ въ тѣлѣ твоемъ всегда, всѣ дни, которые проживешь на землѣ; то Самъ Святый Богъ вселитъ тебя въ раю Своемъ, въ несравненномъ свѣтѣ, въ безсмертной жизни, на вѣкъ вѣка, и съ великою радостію упокоитъ тебя тамъ. Конечно, слышалъ ты, даже читалъ, что день одинъ во свѣтѣ Царства Божія тоже, что тысячи лѣтъ въ семъ вѣкѣ. Отверзи сердце свое, братъ, рѣшись вожделѣвать Бога всѣ дни жизни своей. Вожделѣвать Бога — всегдашнее услажденіе и просвѣщеніе, всегдашняя радость. Если всегда вожделѣваешь Его, всегда будетъ обитать въ тебѣ. Богъ ревнитель, Богъ пречистъ и святъ; Онъ обитаетъ въ душѣ боящихся Его, и исполняетъ волю возлюбившихъ Его.

Хочешь ли быть святымъ и непорочнымъ храмомъ Божіимъ? Всегда имѣй въ сердцѣ своемъ образъ Божій. Подъ образомъ же Божіимъ разумѣю не изображеніе красками на деревѣ или на чемъ иномъ, но тотъ Божій образъ, который непрестанно и чисто живописуется въ душѣ добрыми дѣлами, постами, бдѣніями, преспѣяніями въ добрѣ, воздержаніемъ, молитвами; и краски для сего небеснаго Владычняго образа суть преспѣянія, чистые помыслы, совлеченіе всего земнаго, также кротость и честная всегда жизнь.

И въ мірѣ и въ подвижнической жизни никто не вѣнчается безъ борьбы, а также безъ борьбы никто не можетъ получить неувядаемаго вѣнца и вѣчной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу. Совершенные борцы, по охотѣ своей, безотговорочно, сами являются на поприще, а робкіе и изнѣженные по изнѣженности своей всегда избѣгаютъ борьбы. Совершенные борцы и воздержные подвижники имѣютъ предъ очами сладостный рай, ожидая всегда наслаждаться въ немъ благами его въ вѣчномъ свѣтѣ и безсмертной жизни. Хочешь ли быть въ борьбѣ и оказаться совершеннымъ? Всегда будь облеченъ въ добродѣтели, какъ въ одежду. Облекся ли въ добродѣтель? Непрестанно употребляй усиліе не совлекаться ея.

Бойся вина, чтобъ не одолѣло тебя и не стать тебѣ обнаженнымъ отъ добродѣтелей, какъ обнаженъ былъ древній праведникъ. Знаешь ли силу вина? Если нѣтъ, слушай, я скажу тебѣ. Ной былъ мужъ праведный, святый, благолѣпный въ томъ родѣ, который самъ себя растлилъ. Ной сподобился даже слышать отъ Бога глаголы и похвалу своему благочестію, потому что Богъ сказалъ ему: единаго тя видѣхъ праведна въ родѣ семъ растлѣнномъ (Быт. 1, 1). Но и сей праведникъ, превозмогшій потопъ водный, уснувъ, былъ побѣжденъ жалкимъ виномъ. Необъятныя воды не преодолѣли его; а ничего нестоющее вино во снѣ обнажило тѣло праведника, снова сдѣлавшагося патріархомъ родовъ. Тоже опять вино и праведнаго Лота разграбило во снѣ; потому что татски чрезъ дочерей похитило у него противоестественное зачатіе. Такъ праведныхъ и святыхъ не пощадило вино; не тѣмъ ли паче одолѣетъ тебя — ничтожнаго? Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадитъ тѣла, возжигаетъ въ немъ огнь худаго пожеланія.

Не разслабляй тѣла своего виннымъ воспламененіемъ, чтобъ не напали на тебя лукавые помыслы и самыя худыя мысли. Хотя и соблюдешь себя отъ тѣлеснаго общенія, но будешь участвовать въ дѣлѣ худою мыслію, пріобщившись тѣни и идолу того же грѣха. А если занятъ ты симъ идоломъ, сею тѣнію и мыслію, бесѣдуя ли о чемъ, или дѣлая что, то всякій разъ будешь раскаяваться; всегда станешь созидать и всегда разорять. Идолы грѣха непрестанно стоятъ предъ очами ума; человѣкъ мечтательно созерцаетъ ихъ, распространяетъ съ ними бесѣду, услаждаетъ мысль о нихъ; помыслъ его ослабѣваетъ, и онъ побѣждается невидимо, а грѣшитъ явно. Всякому зрителю кажется онъ явно исполненнымъ благоговѣнія; а самъ, можетъ быть, мучится внутренно своею совѣстію, всегда жалѣя, непрестанно огорчаясь тѣмъ, что имѣетъ обличительницею совѣсть свою. Это обычное слѣдствіе худаго пожеланія; какъ скоро, увлекшись имъ, сдѣлалъ грѣхъ, по слѣдамъ за нимъ идетъ скорбь. По наружности человѣкъ показываетъ благоговѣйное лице, а внутренно вовсе не имѣетъ дерзновенія предъ Богомъ.

Кто же не прольетъ слезъ, кто не будетъ плакать, что въ одно мгновеніе разслабѣваетъ помыслъ, и тогда уже человѣкъ произвольно грѣшитъ предъ Богомъ, и гонитъ отъ себя небесное дарованіе, разумѣю святыню, а также дѣвство? пока храмъ тѣлесный святъ и чистъ, дотолѣ всевышній Богъ обитаетъ въ храмѣ. Но если храмъ растлѣнъ и оскверненъ, то святый и пречистый Владыка немедленно оставляетъ храмъ, и на мѣсто святаго и небеснаго свѣта входитъ скверный, и водворяется тамъ, а съ нимъ входитъ и худое всегда неистовое вожделѣніе. Кто не можетъ безъ слезъ принять все это въ сердце свое, а именно, что Святый Богъ оставилъ храмъ, вселилось же въ немъ худое пожеланіе? Если кто разумѣетъ все сіе, и кто оставилъ человѣка, и откуда человѣкъ палъ, и съ чѣмъ разлучился, то никогда не насытится онъ слезами и воздыханіями.

Если кто во время подвига преодолѣвается лѣностію, и между тѣмъ видитъ, что другой одержалъ побѣду въ томъ же подвигѣ, что побѣдитель въ вѣнцѣ и съ наградой, и всѣ окрестъ хвалятъ побѣдителя; какъ скоро, говорю, видитъ сіе бѣжавшій отъ подвига, тотчасъ овладѣваетъ имъ страшное раскаяніе; и самъ себя мучитъ онъ великою скорбію и говоритъ въ себѣ: «Для чего въ одно мгновеніе побѣжденный помысломъ бѣжалъ я отъ борьбы? А другихъ вижу побѣдившими въ боръбѣ. Они съ великою славою и величайшими похвалами совершили подвигъ, а я, бѣжавъ отъ борьбы, со стыдомъ буду скрываться». Такъ и въ день воздаянія, когда лѣнивые и грѣшники увидятъ тамъ, что праведные и святые съ великою радостію, — одни уже въ раю, другіе въ царствіи, иные же во свѣтѣ несутся на облакахъ, сами же они бѣдные въ огнѣ неугасающемъ и во тмѣ кромѣшней, тогда впадутъ они въ страшное раскаяніе и безполезный плачъ.

Посему умоляю тебя, братъ мой, будь всегда подражателемъ совершенныхъ Отцевъ, которые содѣлались святыми и непорочными храмами Пречистаго Владыки. Иди по слѣдамъ святыхъ Отцевъ, совершившихъ жизнь въ чистомъ дѣвствѣ, въ честныхъ подвигахъ, въ молитвѣ и постѣ. Возлюби подвижничество; возлюби молитву, которая есть собесѣдованіе съ Владыкою; потому что всякая святая и чистая молитва есть собесѣдованіе со Владыкою, молитва же совершенныхъ, вожделѣвшихъ Бога, съ великою радостію и многимъ дерзновеніемъ, прямо восходитъ въ самое небо. Ангелы и Архангелы восхищаются ею и представляютъ ее къ престолу святаго и превознесеннаго Владыки всѣхъ. Ибо тогда бываетъ радость, когда приносятъ ко Владыкѣ молитвы праведниковъ, любящихъ Бога. Итакъ старайся, братъ, стать подражателемъ жизни и добродѣтели преподобныхъ Отцевъ; иди путемъ ихъ житія, подвизайся какъ и они, подвизайся умомъ, подвизайся духомъ, подвизайся тѣломъ, будь подвижникомъ и въ одеждѣ, будь подвижникомъ и въ пищѣ, будь подвижникомъ и въ языкѣ, будь подвижникомъ и во взорѣ, будь подвижникомъ и въ помыслѣ, будь подвижникомъ и въ смѣхѣ, чтобы во всемъ оказаться совершеннымъ.

Будь внимателенъ къ себѣ, чтобы во время молитвы не быть разсѣяннымъ. Когда станешь на молитву предъ Богомъ, стой предъ Нимъ со страхомъ и трепетомъ. Кругомъ отсѣки отъ сердца своего помыслы и попеченіе о всемъ земномъ. Въ часъ молитвенный всецѣло будь небеснымъ Ангеломъ, и приложи стараніе, чтобы молитва твоя была свята, чиста, нескверна, чтобы увидѣли ее врата небесныя, и привѣтствуя ее, Ангелы и Архангелы, всѣ съ веселіемъ срѣтили и принесли ее къ святому и превознесенному престолу пречистаго Владыки. Такъ въ часъ молитвенный повергайся предъ Богомъ всегда, какъ Херувимъ и Серафимъ.

Размышляй, братъ, о словахъ сихъ, и повторяй ихъ со страхомъ и радостію. Они доставляютъ душѣ духовныя снѣди, услаждаютъ ее въ горестяхъ суетной жизни, и облегчаютъ ее отъ бремени попеченія о земныхъ вещахъ. Все, что слышалъ ты, спѣши соблюсти, упокоевай всегда Бога въ умѣ своемъ, чтобы оказаться тебѣ имѣющимъ дерзновеніе въ тотъ страшный и трепетный часъ, когда Христосъ прійдетъ воздать каждому по дѣламъ его. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 30-38. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0