Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

84. О покаяніи.

Постараемся узнать мы грѣшники, что такое милосердіе. Любостяжательный поучись, какъ быть милостивымъ. Будемъ, братія, сострадательны въ мирѣ другъ къ другу состраданіемъ, исполненнымъ всякаго человѣколюбія, пока лукавый не укрѣпился на расхищеніе душъ нашихъ. Что открыто мнѣ Духомъ Святымъ, то должно узнать и всякому. Если я неразуменъ и не сохранилъ того, чему научился, то пусть другой, научась, сохранитъ. Если слово мертво во мнѣ, то да не будетъ оно мертвымъ и да не остается безплоднымъ въ васъ. Не скроемъ таланта царева, купимъ на него сѣмя, исполненное жизни. Не обращай вниманія на меня, ученикъ, если уклонюсь съ пути. И если видишь меня падающимъ, не ходи вслѣдъ меня. Имѣй предъ очами Бога и Писанія; они да будутъ твоею пищею. Какъ они учатъ, такъ и старайся ходить въ заповѣдяхъ ихъ; какъ наученъ, такъ и пребывай. Люблю ученіе, но не возлюбилъ я наказанія; боюсь, потому что хожу всегда худыми путями, исполненъ беззаконій. Врачуя себя, не перевязываю язвъ своихъ, не стараюсь истребить возникшихъ во мнѣ плевелъ, но надѣюсь сего и ожидаю.

Не сокрушайся, ученикъ: вмѣстѣ съ тобой несетъ наказаніе и учитель твой. Для чего тебѣ, чадо, страдать безполезною скорбію? Для чего также плакать тебѣ плачемъ, въ которомъ нѣтъ пользы? Лукавый всегда разжигаетъ умъ твой, чтобы сталъ ты частію его наслѣдія. Сатана злоумышленно старается опечалить многихъ, чтобъ взять и чрезъ отчаяніе ввергнуть ихъ въ геенну. Похищено у тебя сокровище? Но тебѣ еще открыть путь къ прекрасной куплѣ; есть еще время снова собрать сокровище; только не теряй надежды, но старайся собрать оное. Хотя бы уязвила тебя стрѣла, не падай только совершенно. Терпи даже до смерти; не бойся удара; покажи свое подвижничество, находясь подъ ударомъ, чтобы сотканъ былъ вѣнецъ твой изъ свѣтлой славной ткани. Если разбойникъ совлечетъ съ тебя одежду, не лѣнись продолжать путь. На войнѣ случается и наносить, и получать удары. Если морозъ побилъ твою ниву, поспѣши въ другой и третій разъ съ упорствомъ, нелѣностно, безъ замедленія, посѣять сѣмя; безъ сомнѣнія найдутъ облака, и небо дастъ дождь. Тать не согналъ тебя съ пути. Не бойся бремени, какое подъялъ на себя; иди всегда царскимъ путемъ.

На той же брани, на которой ты уязвленъ, можешь одержать побѣду. На томъ же мѣстѣ, на которомъ прежде расхищено твое сокровище, можешь опять собрать его. Гдѣ царь Ахавъ пролилъ кровь Навуѳееву, тамъ псы полизали кровь нечестиваго Ахава, какъ сказано въ Писаніи. Навуѳея изгналъ Ахавъ изъ собственнаго его виноградника, а тебя грѣхъ хочетъ удалить отъ Христа. Ахавъ сталъ образомъ сатаны, а Іезавель образомъ нечестія. Сатана и нечестіе жаждутъ крови твоей, какъ беззаконный Ахавъ жаждалъ крови Навуѳеевой. Какъ убилъ онъ коварно праведника, такъ и воспринялъ по суду праведнаго; поспѣшилъ коварствомъ погубить праведника, чтобы вскорѣ являлся Богъ отмстителемъ за праведника. И теперь у насъ невидимая брань, какъ говоритъ Писаніе: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, къ духовомъ злобы (Ефес. 6, 12). Сатана ратуетъ противъ людей тайно, съ коварствомъ, а Христосъ явно разоряетъ всякій его навѣтъ и даетъ намъ силы попрать его.

Брань твоя, братъ, не какая-нибудь обыкновенная, не смѣха достойная; напротивъ того, всѣ Ангелы и Владыка ихъ смотрятъ на брань твою, какую ведешь со врагомъ. Итакъ, когда ты сдѣлаешься побѣдителемъ врага, Богъ и Ангелы будутъ рукоплескать тебѣ; и Ангелы, радуясь, прославятъ Бога, даровавшаго тебѣ силу побѣдить лукаваго. Для того и брань усиливается болѣе и болѣе, чтобы и ты сталъ благоискуснымъ, и Богъ прославлялся, и люди стали тебѣ подражателями.

Посему, если, какъ сказали мы выше, уязвитъ тебя стрѣла лукаваго врага, нимало не впадай въ отчаяніе; напротивъ того, сколько бы разъ ни былъ ты одолѣваемъ, не оставайся побѣжденнымъ, но тотчасъ встань и сражайся съ врагомъ; потому что Подвигоположникъ всегда готовъ подать тебѣ Свою десницу и возставить тебя отъ паденія. Ибо какъ скоро ты первый протянешь къ Нему десную руку, Онъ подастъ тебѣ десницу Свою, чтобы возставить тебя. А у сквернаго врага все стараніе о томъ, чтобы ввергнуть тебя въ безнадежность, какъ скоро падешь. Итакъ, возлюбленный, не вѣрь ему, но если будешь и по седми разъ въ день падать, старайся возставать и умилостивлять Бога покаяніемъ. Ибо кто, истощивъ свой кошелекъ, станетъ его прятать, или какой купецъ, когда нѣтъ продажи, собравъ оставшееся у него броситъ въ морѣ? Не покидай своего оружія, какое далъ тебѣ Христосъ, не обращай тыла предъ врагомъ къ оскорбленію своего Владыки. Представлю тебѣ очевидное и ясное доказательство: борецъ, разумѣю, этого суетнаго міра, хотя бы и сильно поражалъ его противникъ, не бѣгаетъ борьбы, отчаявшись въ себѣ; потому что побѣжденный нынѣ, впослѣдствіи, можетъ быть, самъ побѣдитъ.

Не откладывай, другъ, со дня на день обращенія своего къ Господу, чтобъ не вышелъ на тебя внезапно приговоръ страшнаго Судіи, призывающій тебя къ Нему, для возвращенія того, что пріобрѣлъ ты на Его таланты, и чтобы тебѣ, вмѣсто похвалъ, связанному по рукамъ и ногамъ, не быть осужденнымъ во тму кромѣшнюю. Пока еще есть время, постарайся припасть къ Судіѣ, чтобы Онъ простилъ тебѣ всѣ грѣхи, и мы возрадовались съ тобою, братъ, а Богъ прославился. Ему подобаетъ честь, слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 38-41. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0