Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

85. Слово о покаяніи.

Не убоимся напраснаго страха, такого страха, который не есть страхъ; потому что совершенна любы вонъ изгоняетъ страхъ (1 Іоан. 4, 18). Что значитъ человѣческій страхъ въ сравненіи съ страхомъ Божіимъ? Что значитъ слава человѣка тлѣннаго въ сравненіи съ Божіимъ величіемъ, съ Божіею неизреченною силою и непомрачаемою славою? Поелику развлекаемся земнымъ и не въ состояніи умомъ своимъ, даже при помощи вѣры и озаренія вѣдѣніемъ, проникать въ невидимое; то хотя отъ видимаго заключая о неизреченной силѣ нетлѣннаго Бога, убоимся Его. Царь, намѣреваясь перемѣстить огромный камень, если не употребитъ въ дѣло рычаговъ и пособій, не можетъ передвинуть его; но Богъ призираетъ на землю, и творитъ ю трястися (Псал. 103, 33). Не изумѣваетъ ли умъ твой? И горы и тяжести приводигъ въ колебаніе око Его; и опять по волѣ Своей все поддерживаетъ Онъ словомъ Своимъ. Не приходишь ли въ удивленіе и при блистаніи молніи и при ударахъ грома, потому что не люди только бываютъ тогда въ ужасѣ, но и скоты, и звѣри, и птицы, и плавающія въ водахъ? Но что ни говорили бы мы, не перескажемъ всего.

Итакъ припадемъ, къ Нему, восплачемъ предъ благостію Его, исповѣдуясь и говоря: «Ты, Господи, Богъ нашъ, а не кто иный. Предъ Тобою согрѣшили мы, и къ Тебѣ припадаемъ, Господи. Ибо никто не воспротивится Тебѣ, когда восхощешь спасти насъ, Господи, потому что благъ Господь и милосердъ». Хотя и пали мы по увлеченію, но постараемся уврачевать себя покаяніемъ. Хотя, какъ человѣки, подпали страсти, но не до конца отчаеваемся въ себѣ; а, напротивъ того, познавая Бога, призвавшаго насъ, и то званіе, въ которое мы призваны, послушаемъ Его глаголющаго: покайтеся, приближися бо Царство небесное (Матѳ. 4, 16). Не для нѣкоторыхъ только грѣховъ положилъ онъ покаяніе, для другихъ же не положилъ; напротивъ того, Врачъ душъ нашихъ далъ намъ врачевство сіе отъ всякой грѣховной язвы.

Итакъ отсѣчемъ злые обычаи души своей, и вмѣсто прижиганія употребимъ страхъ Божій, которымъ возможемъ остановить токи грѣха, чтобы не постыдиться въ воскресеніе мертвыхъ, когда все прійдетъ во свѣтъ, доброе ли что сдѣлалъ кто или худое. Ибо Святое Писаніе говоритъ: Кая жизнь наша? Пара есть, яже вмалѣ является, потомъ же исчезаетъ (Іак. 4, 14). Оставимъ пожеланія, произращающія терніе, цѣломудреннымъ помысломъ отражая стремленіе сластолюбивыхъ помысловъ, потому что написано: святи будете, яко Азъ святъ есмь (Лев. 19, 2); оставимъ, чтобы по благодати Спасителя нашего Бога улучить намъ нетлѣнную жизнь, и чтобы Господь, по щедротамъ Своимъ, за наше обращеніе и искреннее покаяніе, предалъ забвенію грѣхи наши.

Если кто изъ думающихъ о себѣ, что потрудились они болѣе другихъ, станетъ роптать на великое милосердіе Владыки, и на то, будто бы ты предпочтенъ ему, то Самъ Господь всея твари скажетъ ему въ твое оправданіе: друже, не обижу тебе: не по пѣнязю ли совѣщалъ еси со Мною? Возьми твое и иди: хощу же и сему послѣднему дати, якоже и тебѣ (Матѳ. 20, 13-14). Богъ оправдаяй. Кто осуждаяй (Рим. 8, 33)? Ему слава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 42-44. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0