Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

86. О покаяніи и терпѣніи.

Размышлялъ ли кто, что настоящая жизнь сія — тоже, что бѣглый рабъ, и непостоянный переметчикъ, и разоряемая храмина; и оградилъ ли кто свою душу такъ премудро, чтобы не подпасть ожидаемому въ будущій страшный и великій день Божію приговору на людей лукавыхъ? Какіе источники слезъ достаточны будутъ для того, чтобы намъ угасить пламень прежде, нежели испытали его? Или кто умилостивитъ за насъ Судію, чтобы не осудилъ насъ грѣшныхъ? Кто даже изъ святыхъ испроситъ намъ прощеніе у человѣколюбца Бога? Кто гнѣвъ Божій обратитъ на милость и правосудіе на милосердіе, если не умолитъ Судію тотъ одинъ, кто самъ себѣ связалъ бремя грѣховъ, и несетъ, и развязываетъ, и облегчаеть оное, когда хочетъ? Ибо увеличиваемъ бремена, когда тяжко грѣшимъ, и облегчаемъ также оныя, когда горько каемся; и отъ насъ самихъ зависитъ разрѣшать и вязать. Божіе же дѣло — прощать припадающихъ къ Нему; ибо дѣйствительно у насъ человѣколюбивый Владыка, Который покаяніемъ разрѣшаетъ бремена рабовъ.

Итакъ, прежде отшествія своего будемъ усильно умолять Судію, исповѣдуясь Ему, чтобы избавилъ насъ отъ прещенія Своего. И Ной, и Іовъ, и Даніилъ, — друзья Самого Бога, и Пророки, при всемъ своемъ дерзновеніи, ежели бы стали умолять Бога за дѣтей, прося помилованія имъ отъ наказанія, то ни малой не принесли бы имъ пользы, и не были бы услышаны и приняты. Что же сдѣлаемъ мы, вознерадѣвъ о себѣ самихъ? Кто исхититъ насъ отъ гнѣва Божія, кромѣ единаго судящаго и оправдывающаго Бога?

Смотри, чѣмъ воздали Богу святые мученики, подвизавшіеся на землѣ, и какое дерзновеніе обрѣли у Бога своимъ мученичествомъ? Изгладивъ свои грѣхопаденія, не въ этомъ только пріяли они даръ, но въ добавленіе получили небесное царство и рай, потому что пролили кровь свою за ту кровь, которая выше всякой цѣны и неоцѣнима, то есть, за кровь Владычнюю; и любовь къ Богу предпочтя дѣтямъ, даже супругамъ, стали они, наконецъ, побѣдителями на поприщѣ, чтобы по испытаніи бичеваній, получить вѣнцы за свой подвигъ. Любовь къ Спасителю столько влекла умъ ихъ на одно съ Нимъ поприще, что, будучи тлѣнными, купили они нетлѣнное. А мы рабы, чѣмъ воздадимъ Владыкѣ и Царю славы? Мы часто не терпимъ, чтобы приразилось къ намъ и слово, произносимое братомъ; предавая забвенію язвы свои, и явныя и тайныя, вѣдомыя Богу, не можемъ перенести и снѣга падающаго изъ воздуха. Другіе, претренные ради Бога, увѣнчались; а мы, хотя и безъ мученія можемъ стать мучениками, дѣлаемъ противное и остаемся ни къ чему непотребными, даже дѣлаемся добычею мысленныхъ оныхъ звѣрей и лукавыхъ бѣсовъ.

Что дѣлаешь ты, человѣкъ, нерадя о добродѣтели? Творецъ отдалъ тебя, какъ золото, расплавить, именно же посредствомъ оскорбленій и искушеній, чтобы ты при великомъ своемъ терпѣніи и великодушіи оказался избраннымъ и чистымъ сосудомъ. Ибо человѣкъ не искушенный бываетъ неблагоискусенъ.

Одинъ изъ таковыхъ я, написавшій сіе, я ни къ чему непотребный и грѣшный, нестяжатель всякой добродѣтели, недостойный называться братомъ вашимъ, потому что бѣжалъ скорби, готовившей мнѣ вѣнецъ; я неискусный, и осмѣлявшійся хвалить мучениковъ. Ибо какъ скоро касаюсь таковыхъ похвалъ, начинаю горько сѣтовать, прихожу въ сильный страхъ; уязвляетъ меня совѣсть, и поражаетъ меня мысль о воздаяніи на будущемъ судѣ за худыа дѣла; потому что обременяемый и подавляемый ими, не достоинъ я воззрѣть на высоту. И если стану произносить похвалы мученикамъ, совѣсть, какъ звѣрь наступаетъ на меня среди помысловъ и предъ обличающимъ Богомъ, Который видитъ тайны всѣхъ людей. Она говоритъ мнѣ: «Кто ты, распространяющійся о дѣлахъ другихъ, когда скуденъ ими самъ? Какое оправданіе дашь Богу, приведшему тебя изъ тмы въ свѣтъ, осмѣливаясь говорить о добродѣтеляхъ, которымъ самъ не подражаешь?»

Но лучше, пока не умолкъ я, какъ не пріобрѣтшему своего, говорить мнѣ о вашемъ. И поелику имѣю у себя человѣколюбиваго Владыку, то не перестану провозглашать похвалы мученикамъ. Разсуди: я одинъ недостоинъ и скуденъ во всякой добродѣтели, однако же ростовщикамъ отдаю деньги, чтобы Господь, пришедши, взялъ ихъ съ лихвою. Хочу избѣжать обвиненія за талантъ и не быть осужденнымъ съ тѣмъ лукавымъ человѣкомъ, который зарылъ талантъ въ землю; и потому желающему спастись даю совѣтъ не подражать мнѣ грѣшному, но, какъ мудрому, принять слова мои. Впрочемъ, не почитаю совершенствомъ говорить о семъ, потому что волю Божію знаютъ всѣ, большіе и малые, знатные и бѣдные; и каждый, если посмотритъ, увидитъ, что для него полезно, чего хочетъ отъ него Богъ, и какъ ему должно спастись.

Слышали вы, думаю, что уготованы намъ геенна, и огонь неугасимый, и скрежетъ зубовъ, и тма кромѣшняя, а также червь, пламенѣющая огнемъ и стремительно текущая предъ лицемъ Судіи страшная рѣка, какою угрожаетъ намъ Человѣколюбецъ, если не сохранимъ заповѣдей Божіихъ, если напередъ не зальемъ пламени слезами, если не угасимъ геенны покаяніемъ, если не умертвимъ червя цѣломудріемъ, если не умолимъ вполнѣ непогрѣшительнаго Судію, пока мы въ этой еще жизни, если тамошняго Судію не предупредимъ исповѣданіемъ въ настоящемъ еще мірѣ, если не покажемъ такого раскаянія, которое одно можетъ умилостивить Судію. Богъ не намъ, но діаволу и аггеламъ его, назначилъ мученія, мы же сами великими своими пороками дѣлаемъ себя наслѣдниками страшныхъ сихъ мукъ; и чтó угрожало лютому змію, тó будемъ добровольно терпѣть мы, человѣки. Ибо говоритъ: идите въ огнь вѣчный, уготованный лукавому змію и аггеламъ его (Матѳ. 25, 41); но не сказалъ: въ огонь, уготованный человѣкамъ. Если поступающіе здѣсь худо въ настоящей еще жизни извѣдываютъ такую строгость и неисчислимые роды наказаній, то тѣмъ паче въ будущемъ вѣкѣ непогрѣшительное и неподкупное судилище будетъ неумолимо къ намъ грѣшнымъ, столько преступнымъ предъ Судіею.

О, какъ велико наше ослѣпленіе! Умоляемъ Бога услышать насъ и отверсть намъ дверь, которую заградили мы еще прежде своего вшествія, т. е., прежде молитвы. Что дѣлаешь, человѣкъ, страждущій неразуміемъ? Дверь Владычняя всегда отверста и для большихъ и для малыхъ, а мы утруждаемъ Владыку отверсть ее намъ, — мы, которые сами ее для себя затворили: ибо въ нашей власти и отверзать и затворять ее. Если не будемъ грѣшить, Владычняя дверь щедротъ всегда для людей отверста; а какъ скоро согрѣшимъ, она тотчасъ затворится. Богъ не затворяетъ двери рабамъ Своимъ, когда приближаются къ Нему въ молитвѣ; напротивъ того, дверь сія всегда отверста ищущимъ Бога; потому что вамъ Онъ сказалъ: просите, ищите, толцыте (Матѳ. 7, 7), выражая готовность Свою все дать просящему. Не будь жестокъ самъ къ себѣ, несчастный, не приписывай Богу безчеловѣчія. Виновны мы сами, которые своею грѣховностію сограждаемъ стѣну и своими желаніями куемъ мѣдную дверь.

Итакъ, примирившись, разсуди самъ съ собою и разрѣши отъ узъ связанную тобою душу. Богъ стоитъ и еще ждетъ отъ тебя, человѣкъ, чтобы примирился ты съ Владыкою; Онъ все еще жаждетъ твоего возвращенія, чтобы принять тебя, если будешь жить честно. Итакъ примири внутренняго своего человѣка съ внѣшнимъ и будь потомъ свободенъ отъ горькаго рабства. Въ такомъ случаѣ и ту дверь, которую заградилъ ты для себя, найдешь всегда отверетою для молитвъ своихъ; за что слава Отцу и Сыну и Святому Духу нынѣ и во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 44-49. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0