Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

87. О терпѣніи и сокрушеніи слово поучительное.

Создавшій насъ Богъ, зная немощь ума нашего и злокозненность сопротивника, даровалъ намъ Божественныя Писанія, какъ оружейную храмину и сокровища исцѣленій.

Но въ оружейныхъ разныя бываютъ оружія. Ибо Давидъ говоритъ: и положилъ еси лукъ мѣдянъ мышца моя (Псал. 17, 35); еще: ниспосла стрѣлы, и разгна я, и молніи умножи, и смяте я (Псал. 17, 15). И у другого говорится: пріиметъ всеоружіе рвеніе свое, и вооружитъ тварь въ месть врагомъ: облечется въ броня правды и возложитъ шлемъ, судъ нелицемѣренъ: пріиметъ щитъ непобѣдимый преподобіе. Поостритъ же напрасный гнѣвъ во оружіе. Споборитъ же съ нимъ міръ на безумныя: пойдутъ праволучныя стрѣлы молніины, и яко отъ благокругла лука облаковъ на намѣреніе полетятъ: и отъ каменометныя ярости исполнь падутъ грады; вознегодуетъ на нихъ вода морская, рѣки же потопятъ я нагло. Сопротивъ станетъ имъ духъ силы, и яко вихорь развѣетъ ихъ (Прем. 5, 17-23). Елисей рече: не бойся, яко множае иже съ нами, нежели съ ними. И помолися Елисей и рече: Господи, отверзи очи отрока, да узритъ. И отверзе Господь очи его, и видѣ: и се, гора исполнь коней, и колесница огненна окрестъ Елиссея (4 Цар. 6, 16-17). И Исаія говоритъ: и положи уста моя, яко мечъ остръ, и подъ кровомъ руки Своея скры мя: положи мя, яко стрѣлу избранну, и въ тулѣ своемъ скры мя (Ис. 49, 2). У Іезекіиля говорится: и ты, сыне человѣчь, возьми себѣ мечъ остръ, паче бритвы стригущаго, притяжи его себѣ (Іез. 5, 1). Почему и Апостолъ учитъ насъ, говоря: облецытеся во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 11), чтобы, когда нападаетъ на насъ врагъ, вооружились мы противъ него изъ сказанныхъ оружейницъ. Оружія бо наша не плотская, но сильна Богомъ (2 Кор. 10, 4); яко нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ духовомъ злобы (Ефес. 6, 12).

И въ сокровищницахъ много различныхъ пособій, разумѣю слово о покаяніи и спасеніи, чтобы всякій, кто въ ратоборствѣ съ діаволомъ бываетъ уязвленъ, со тщаніемъ притекалъ къ сокровищу исцѣленій, и, приложивъ къ ранѣ врачевство покаянія и сдѣлавшись здравымъ, снова сражался за своего Владыку.

Поелику и нерадѣніе есть одна изъ стрѣлъ, которою врагъ многихъ уязвилъ и низложилъ, то пріимемъ терпѣніе, которымъ препобѣждается нерадѣніе, какъ можно чаще обращая къ себѣ написанное: мужайся, и да крѣпится сердце твое, и потерпи Господа (Псал. 26, 14), чтобы душа, подкрѣпленная словомъ, удобно могла выдерживать удары, наносимые ей чуждымъ, и облегчала для себя трудъ, опираясь на слово, какъ на жезлъ, или носясь на немъ, какъ на колесницѣ. Итакъ, чаще будемъ припоминать себѣ сіе изреченіе и говорить другъ другу: мужайся, и да крѣпится сердце твое, и потерпи Господа. Ибо весьма пригодно намъ сіе изреченіе, постимся ли мы, бодрствуемъ ли, молимся ли, занимаемся ли рукодѣліемъ, или иное что дѣлаемъ; потому что возбуждаетъ оно въ насъ усердіе къ совершенію начатаго подвига добродѣтели.

Итакъ, подвизайся, пока есть время, чтобы въ свое же время и пожать безъ изнеможенія. Не люби ненависти, гнушайся завистію, враждою и тщеславіемъ: питай въ себѣ ненависть къ злонравію и пересудамъ. Еще немного, и минуются и зависть и вражда на ближняго, потому что вскорѣ разлучимся другъ сь другомъ. И для чего, братія, царствуетъ между нами зависть? Для чего высишься ты человѣкъ, который чрезъ нѣсколько времени станешь землею и пепломъ? Возлюби сокрушеніе, возлюби терпѣніе, возлюби воздержаніе, чтобы избавиться тебѣ отъ многихъ искушеній и суетныхъ заботъ. Плачь, когда молишься, чтобы найти себѣ упокоеніе тамъ, куда ты отойдешь. Имѣй раченіе о своемъ дѣлѣ, какъ мудрый и смышленый, потому что безстыдство, смѣхъ, а также шутки не принесутъ тебѣ никакой пользы въ день смерти; ибо все это находитъ себѣ мѣсто въ сердцѣ неразумныхъ. Безполезно и лживое лицемѣріе, если въ сердцѣ своемъ не боишься Господа. Искреннимъ сердцемъ возлюби смиреніе и обрѣтешь благодать у Вседержителя Бога, и здѣсь, и въ будущемъ вѣкѣ. Если же высишься, то легко поколеблешься, какъ листъ на деревѣ отъ вѣтра. Житейскія пріятности пробѣгаютъ, какъ тѣнь. Не будь домомъ горести, чтобы ядъ ея не заразилъ самого тебя, послѣ того какъ сообщишь его ближнему. Не стыдись хранить благоговѣніе въ смиренномъ сердцѣ, потому что развращающіе тебя не принесутъ тебѣ пользы въ день нужды. Всею крѣпостію своею бойся Бога, и Онъ умудритъ тебя, какъ должно тебѣ спастись. Имѣй смиреніе и кротость, и низойдетъ на тебя благодать страха Господня. Скверна плоти ничего не имѣетъ въ себѣ, кромѣ осужденія и неугасимаго огня; а святыня и въ этомъ вѣкѣ — похвала и величаніе, и въ будущемъ—вѣнецъ не увядающій. Тѣло твое, братъ, есть храмъ Святаго Духа, обитающаго въ тебѣ; поэтому имѣй радѣніе о храмѣ, чтобы не оскорбить Обитающаго въ немъ.

Но, можетъ быть, скажетъ кто: желалъ бы и я сохранить себя отъ скверны; но что же дѣлать? не успѣваю въ этомъ. Такой человѣкъ походитъ на желающаго одержать побѣду надъ врагами безъ сраженія и труда. Но иногда мы сами даемъ на себя стрѣлы нападающимъ на насъ. Ибо, когда ведемъ себя слабо и неосторожно, не ограждая душевныхъ оконъ, тогда не дѣлаемся ли врагами своего спасенія, давая свободный входъ противникамъ? Когда небоязненно устремляемъ глаза свои и смотримъ, на что не должно, между тѣмъ какъ испытанному въ добродѣтели неприлично смотрѣть небоязненно и на свое тѣло; тогда сами себѣ наносимъ чрезъ это вредъ. И опять, когда склоняемъ слухъ свой къ нелѣпой молвѣ и блуднымъ пѣснямъ, не причиняемъ ли себѣ вреда? Подобнымъ образомъ, если сквернимъ уста свои пересудами и сквернословіемъ и не обуздываемъ языка своего, но какъ написано: языкъ водворяется во удѣхъ нашихъ, скверня все тѣло, паля коло рожденія, и опаляяся отъ геенны (Іак. 3, 6), а также раздражаемъ обоняніе мазями и благовоніями, руки свои безчинно налагаемъ, на что не надлежало, и ноги заносимъ на путь не прямый, если дѣлаемъ все это,—то какъ будемъ въ состояніи воздать Господу драхму цѣломудрія, не уровнявъ даже лица земли воздержаніемъ и мужественными трудами?

Какъ можно воспрепятствовать дыму войдти внутрь, когда окна отворены, а стоящій противъ оконъ непрестанно подгнетаетъ огонь? Если не терпишь дыма, загради окна, чтобы домъ твой не очернился чрезъ чувства; загради окна въ зимнее время, чтобы тѣло твое не страдало отъ стужи. Но какъ слабо заботимся о пользѣ душевной? Отчетъ должны мы дать Испытующему сердца, какъ сохранили ввѣренный намъ храмъ. О домѣ, построенномъ изъ бренія, камня и дерева, въ которомъ согрѣвается наше тѣло, заботимся мы тщательно; о томъ же, который гораздо его лучше, нерадимъ. Великій будетъ тогда стыдъ и строгій судъ растлившему храмъ Господень, если не улучилъ онъ прощенія покаяніемъ, и слезами своими не омылъ нечистотъ. Возненавидимъ тщеславіе, лѣность, вспыльчивость, сіи безплодные навыки.

Мы должны взирать на житія святыхъ и подражать ихъ жизни. Будемъ трезвиться, чтобы не пристыдили насъ добродѣтельныя жены. Поучись усердію и смиренію у Ревекки; подивись добродѣтели блаженной, какъ приняла она странника. Ибо написано: Сошедши же Ревекка на кладязь, наполни водоносъ свой, и взыде. Тече же рабъ во срѣтеніе ей, и рече: напой мя мало водою отъ водоноса твоего. Сія же рече: пій, господине. И потщася, и сня на мышца своя, и напои его, дондеже напися. И рече: и велблюдомъ твоимъ налію (Быт. 24, 16-19). Такъ за много вѣковъ исполнила она Евангельское слово; ибо Господь сказалъ: аще кто тя пойметъ поприще едино, иди съ нимъ два (Матѳ. 5, 41). Такъ я сія блаженная удвоила милость, сказавъ: пій, господине, и велблюдомъ твоимъ налію, дондеже вси напіются. И сказавъ это, не остановилась на томъ, но самымъ дѣломъ исполнила слово, по написанному: не въ словеси бо царство Божіе, но въ силѣ (1 Кор. 4, 20). Ибо сказано: испраздни весь водоносъ въ поило, и тече на кладязь почерпнути воды, и влія велблюдомъ всѣмъ (Быт. 24, 20). Смотри какая душевная доблесть! Нисколько въ ней нѣтъ ни лѣности, ни гордости, ни высокомѣрія; странника называетъ господиномъ, путешественнику услуживаетъ, какъ настоящая рабыня. Такъ поступилъ и Іаковъ, отваливъ камень отъ кладязя и напоивъ овецъ Лавана, брата матери своей (Быт. 29, 20). Можетъ быть, скажетъ кто въ возраженіе: «Іаковъ сдѣлалъ это по родству»; но таковаго обличатъ дѣла Моисеевы. Ибо святое Писаніе говоритъ: Отъиде же Моисей отъ лица Фараонова, и, пришедъ въ землю Мадіамскую, сѣде при кладязи. Священнику же Мадіамскому бѣша седмь дщерей, пасущихъ овцы отца своего Іоѳора. Пришедше же пастыріе, изгнаша я: возставъ же Моисей, избави и напои овцы ихъ (Исх. 2, 15-17). Великая благодать сіяетъ въ душахъ святыхъ Твоихъ, Господи; потому что облеклись они матерію добродѣтелей, нелицемѣрною любовію.

Итакъ, возлюби прилежно и тщательно выслушивать уроки Божественныхъ Писаній. Каждый день заботимся мы о тѣлесной пищѣ, приправляя ее разными приправами, а о душевной пищѣ нерадимъ. Лучше должны мы, христолюбивые братія, небречь о плотской снѣди, только бы душа питалась Духомъ Святымъ. Каждый день вкушай хлѣбъ, какой даетъ Божія премудрость, и пей воду, исходящую изъ духовнаго камня, чтобы умъ твой возмужалъ до озаренія вѣдѣніемъ. Наслажденія чувственными снѣдями продолжаются, пока кусокъ проходитъ гортанью, и сладость ихъ прекращается вскорѣ.

Для чего также превозносишься, человѣкъ, блистательною одеждою! Если кто и въ продолженіе цѣлаго дня облеченъ въ многоцѣнную одежду, то съ наступленіемъ ночи снимаетъ ее съ себя, и, вкусивъ пищи и насытившись, обращается ко сну; нерѣдко же пресмыкаются по немъ звѣри и ползающія животныя, а онъ, погрузившись въ сонъ, лежитъ, какъ безчуветвенный мертвецъ. Но утромъ съ поспѣшностію встаетъ и, надѣвъ на себя пышныя ризы, превозносится суетностію тотъ, кто недавно лежалъ во тмѣ, а скоро сойдетъ во гробъ.

Если хочешь хвалиться, то похвала твоя да будетъ о Господѣ. Если же и богатство у себя имѣешь, то собирай себѣ сокровище на небесѣхъ благотвореніями. А если отлагаешь заботу о семъ, пока не пришла смерть, то знай, что Ангелы часто дѣйствуютъ поспѣшно, и ты оставишь богатство свое, кому не хочешь. Не бойся положить начало доброму житію; какъ скоро единожды вкусишь сладости Святаго Духа, умъ твой озарится для помышленія о нетлѣнномъ; почему Святый Духъ говоритъ: вкусите и видите, яко благъ Господь (Псал. 33, 9). Блаженъ, кто въ часъ смерти окажется святою жертвою, благоугодною Господу, кто съ великою радостію разлучается съ тѣломъ и съ суетною жизнію; Ангельскія воинства, увидѣвъ его на небесахъ, восхвалятъ его, какъ подобнаго себѣ раба, благоискуснаго о Господѣ.

Еще дерзаю нечистыми устами умолять Тебя, Святаго и Пречистаго, и ежедневно возсылаю воздыханія лукаваго и любодѣйнаго сердца къ Тебѣ Святому и Искупителю; потому что врагъ ежедневно увлекаетъ меня въ поученіе нечистымъ помысламъ. Стыжусь я воззрѣть на небо; и стыдъ и позоръ мнѣ отъ множества неправдъ моихъ. Но умоляю Твою благость, будь сострадателенъ ко мнѣ, какъ милосердый, изгони изъ сердца моего коварнаго растлителя, и прежде смерти освободи меня отъ участи нечестивыхъ. Помяни меня, Господи, по милости и щедротамъ Своимъ; приклони слухъ Твой къ моленію раба Твоего; да не осужденъ буду съ горделивыми; да не отринутъ буду отъ очей Твоихъ; да не содѣлаюсь достояніемъ пагубы; да не погрязну во глубинѣ бездны; да не заключенъ буду въ клѣтяхъ ада; да не постелютъ подо мною гнилость, и покровомъ моимъ да не будетъ червь (Ис. 14, 11); да не заключенъ буду въ вѣчной тмѣ, подъ основаніями горъ, связанный узами вѣчными; да не преданъ буду ангелу немилостивому; да не буду горѣть въ огнѣ неугасающемъ. Помяни меня, Господи, и спаси меня, Святый, во святыхъ почивающій. Ты сказалъ, Господи: просите и дастся вамъ (Матѳ. 7, 7); прошу милости и щедротъ, ибо всѣхъ снабжаешь Ты богато и никого не укоряешь, Владыка Господь Вседержитель. Ты благъ и человѣколюбивъ. Даруй намъ обрѣсти благодать предъ славою Твоею, Господи. Да прославится и въ насъ имя Твое, Господи. И насъ, избавленныхъ отъ руки горделивыхъ, пріими, Господи, въ вѣчные кровы. Кто, слыша страшное изреченіе, умолкнетъ и не станетъ вопіять къ Тебѣ ежечасно? Ибо святое Писаніе говоритъ: аще праведникъ едва спасается, нечестивый же и грѣшникъ гдѣ явится (1 Петр. 4, 18)? Но мы, уповая на щедроты Твои, не перестаемъ умолять: избавь насъ отъ неугасимаго огня и будущаго страха. Древле Ангелъ Твой, Господи, взявъ пророка Аввакума за власы, въ одно мгновеніе поставилъ его въ Вавилонѣ предъ рвомъ львинымъ, и потомъ тотчасъ перенесъ его въ землю свою. А насъ да воспріиметъ, Господи, благодать Твоя, и да поможетъ небоязненно перейти чрезъ ту великую и страшную пропасть, которая утвердилась между праведными и неправедными, чтобы, избавившись, могли мы сказать: слава Отцу, избавившему насъ отъ тмы адовой и поставившему въ раю сладости; слава Сыну, избавившему насъ отъ огня неугасимаго и червя вѣчнаго и сподобившему насъ содѣлаться наслѣдниками горняго Іерусалима; слава Святому Духу, избавившему насъ отъ грѣховнаго тлѣнія и отъ вѣчнаго стыда и увѣнчавшему насъ въ веселіи, въ истинномъ свѣтѣ и преизбыточествующей славѣ, во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 49-57. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0