Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

88. О терпѣніи, о кончинѣ вѣка и второмъ пришествіи, о прилежномъ чтеніи божественныхъ писаній и пользѣ безмолвія [1].

Славна жизнь праведныхъ. Чѣмъ же она славится, какъ не терпѣніемъ? Возлюби, монахъ, терпѣніе, какъ матерь мужества. И Псалмопѣвецъ увѣщеваетъ, говоря: потерпи Господа и сохрани путь Его (Псал. 36, 34); и Павелъ, уча, какъ пріобрѣтать добродѣтель, говоритъ: скорбь терпѣніе содѣлываетъ (Рим. 5, 3); упражняясь въ терпѣніи, найдешь источникъ благъ — упованіе: упованіе же не посрамитъ. Итакъ, покорись Господу и молись Ему, и достигнешь того, что дастъ ти вся прошенія сердца твоего (Псал. 26, 4). Что блаженнѣе сего — пріобрѣсти благосклонное вниманіе такого Царя? Кто не пожелаетъ, чтобы слухъ Судіи былъ отверстъ и внимателенъ къ нему? Дѣлателемъ добродѣтели сталъ ты, братъ; Христовъ ты наемникъ. Пока есть время, дѣлай доброе. Послушай Павла, который говоритъ: еже аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7); сѣй въ духъ, чтобы пожать тебѣ животъ вѣчный. Ибо сѣяй въ плоть отъ плоти пожнетъ истлѣніе (Гал. 6, 8). Послушай добраго совѣтника, который говоритъ: сѣйте себѣ правду, соберите, плодъ живота (Ос. 10, 12). Не приходи въ нерадѣніе отъ изнеможенія, но имѣй въ виду упованіе. Ибо гдѣ подвиги, тамъ и награды; гдѣ брани, тамъ и почести, гдѣ борьба, тамъ и вѣнецъ. Взирая на сіе, умащай себя уроками терпѣнія. Взывай къ себѣ, непрестанно возглашая со святыми: мужайся, и да крѣпится сердце твое, и потерпи Господа (Псал. 26, 14).

Приготовь дѣла свои къ исшествію; приведи все въ порядокъ на полѣ своемъ; а поле есть жизнь сія; возьми добрый заступъ — Новый Завѣтъ; огороди владѣніе свое терніями — постомъ, молитвою и ученіемъ. Если такая будетъ у тебя ограда, то не взойдетъ звѣрь, то-есть, діаволъ. Какъ прекрасный виноградникъ, воздѣлывай душу свою, и какъ стрегущіе виноградники бьютъ руками и громко кричатъ, и такимъ шумомъ останавливаютъ злоумышленниковъ: такъ дѣлай и ты, возвысь голосъ, восклицай въ псалмопѣніи, и прогонишь хитраго звѣря — лисицу, то-есть, діавола, о которомъ Писаніе сказало: имите намъ лисы малыя и прочее (Пѣсн. 2, 15). Непрестанно наблюдай за врагомъ, если будетъ пожеланіе твое устремлять на дѣла непристойныя. И если въ душу твою, какъ бы изъ пращи, станетъ метать скверными помыслами; противопоставь щитъ вѣры, и возложи на себя шлемъ упованія. Извлеки мечъ духовный, иже есть глаголъ Божій (Ефес. 6, 17). И вооружась такъ на врага, терпи, и не будь нерадивымъ въ брани; напротивъ того, во всемъ трезвись и говори: «знаемъ мы его замыслы». Итакъ, радуйтеся всегда, какъ написано: кротость наша разумна да будетъ всѣмъ человѣкомъ (Флп. 4, 4-5).

Страхъ Божій да сіяетъ въ сердцѣ твоемъ. Не будь робкимъ и нерадивымъ дѣлателемъ. Не бѣгай вѣнца. Жизнь коротка, а судъ дологъ. Взирая на сіе, монахъ, взывай сердцу своему вмѣстѣ съ святымъ Давидомъ, и говори: мужайся, и да крѣпится сердце твое, и потерпи Господа. Подражай Давиду, и единымъ верженіемъ камня низложи врага. Зрителями жизни твоей предстоятъ Ангелы: позоръ быхомъ міру, и Ангеломъ, и человѣкомъ (1 Кор. 4, 9). Если увидятъ тебя побѣждающимъ, возрадуются успѣху. А если увидятъ побѣждаемымъ, удалятся печальные; потому что несносно имъ это; бѣсы же посмѣются на тебя. Итакъ, вмѣсто меча извлеки страхъ Божій; потому что страхъ Божій есть обоюдуострый мечъ, отсѣкающій всякое лукавое пожеланіе.

Имѣй всегда въ мысли Бога и страхъ Его, со страхомъ памятуя оный день, когда небеса жегома разорятся: стихіи же опаляеми растаются: земля и яже на ней дѣла сгорятъ (2 Петр. 3, 10. 12); когда звѣзды спадутъ, какъ листья, солнце и луна померкнутъ и не дадутъ свѣта своего, когда Сынъ Божій явится съ небесъ на землю, и Силы небесныя поколеблются, когда потекутъ Ангелы, раздадутся гласы трубъ. Предъ Сыномъ Божіимъ пылающій огонь, стремящійся потопить вселенную; окрестъ Его великая буря, землетрясенія и страхи и молніи, какихъ до этого дня никогда не было, и не будетъ; отъ чего и самыя Силы небесныя объяты будутъ великимъ трепетомъ. Слѣдовательно, въ какомъ состояніи должны быть тогда мы, братія мои? Какой страхъ, какой ужасъ объиметъ насъ? Представь себѣ Израильтянъ въ пустынѣ; они не могли снести мглы, и мрака, и гласа изъ среды огня глаголющаго къ нимъ Бога, но пожелали, чтобъ не было продолжено къ нимъ слово. Такъ дѣйствительно не выносили они Божіихъ повелѣній, хотя не раздраженный снисшелъ къ нимъ Богъ, и не съ гнѣвомъ вѣщалъ имъ, а напротивъ того, утѣшительно удостовѣрялъ ихъ, что Самъ Онъ съ ними. Послушай теперь, брать мой. Если не могли мы снести утѣшительнаго Его пришествія, когда ни небеса жегома не разорялись, ни земля и яже на ней не сгарали, не звучали трубы, какъ возгремитъ оная труба, которая пробудитъ почившихъ отъ вѣка, и огнь не потоплялъ вселенную, и не было ни одного изъ будущихъ страховъ; что будемъ дѣлать, когда снидетъ Онъ въ раздраженіи и гнѣвѣ нестерпимомъ, когда сядетъ на престолѣ славы Своей, и призоветъ землю отъ востокъ солнца и до западъ, отъ всѣхъ конецъ земли и до конецъ ея, разсудити люди Своя (Псал. 49, 4), и воздати каждому по дѣломъ его.

Увы! чтó должны мы будемъ чувствовать, когда предстанемъ обнаженные и открытые, ожидая, что введутъ насъ въ страшное судилище!? Увы, увы! гдѣ тогда будетъ легкомысліе? гдѣ мужество плоти? гдѣ лживая и безполезная красота? Гдѣ человѣческое сладкогласіе? Гдѣ неотступная и безстыдная дерзость? Гдѣ нарядныя одежды? Гдѣ сладость грѣха, подлинно нечистая? Гдѣ тогда будутъ вмѣнявшіе въ пріятность и гной мужей? Гдѣ небрежность живущихъ нерадиво? Гдѣ забавы и роскошь? Все миновалось, все разсѣялось, какъ тонкій воздухъ. Гдѣ тогда будутъ сребролюбіе и любостяжательность, и слѣдствіе ихъ — немилосердіе? Гдѣ тогда будетъ безчеловѣчная гордыня, гнушающаяся всѣми и себя только признающая чѣмъ-то значительнымъ? Гдѣ тогда будутъ пустые и суетные человѣческіе успѣхи и слава? Гдѣ тогда могущество и самовластіе? Гдѣ князь, гдѣ вождь, гдѣ властвующіе, гдѣ величающіеся множествомъ богатства и не помышляющіе о Богѣ? Тогда видѣвши тако, удивишася, и трепетъ пріятъ я: тамо болѣзни, яко раждающія: духомъ дурнымъ сокрушается (Псал. 47, 7-8). Гдѣ тогда мудрость премудрыхъ? Гдѣ суетныя ихъ ухищренія? Увы, увы! смятошася, подвигошася яко піяный, и вся мудрость ихъ поглощена бысть (Псал. 106, 27). Гдѣ тогда премудръ? гдѣ книжникъ? гдѣ совопросникъ суетнаго вѣка сего (1 Кор. 1, 20)? Погибла вся мудрость, братъ мой. Подумай, что должны будемъ чувствовать, давая отчетъ въ томъ, что содѣлано нами великаго или малаго; потому что и за праздное даже слово дадимъ отвѣтъ праведному Судіи.

Чтó должны будемъ чувствовать въ тотъ часъ, если обрѣтемъ у Него милость? Какая радость объиметъ насъ, отдѣльно поставляемыхъ одесную Царя? Что должны будемъ чувствовать, когда облобызаютъ тамъ насъ всѣ святые? Лобзаютъ тебя Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Моисей, Ной, Іовъ, Давидъ, и святые Пророки и Апостолы, и мученики, и всѣ святые, и праведные, благоугодившіе Богу въ жизни сей; всѣ, кого пожелаешь только видѣть, сами приходятъ тамъ къ тебѣ, и объемля лобызаютъ тебя, радуясь о твоемъ спасеніи. Что должны будемъ чувствовать тогда, въ какую неизглаголанную прійти радость, когда Царь стоящимъ одесную Его милостиво скажетъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34)? Тогда, братъ мой, пріимешь царствіе благолѣпія, и вѣнецъ доброты отъ руки Господни (Прем. 5, 16), и будешь потомъ царствовать вмѣстѣ съ Господомъ. Тогда наслѣдуешь тѣ блага, которыя уготовалъ Богъ любящимъ Его; тогда, наконецъ, будешь уже безпечаленъ, и ни что не станетъ приводить тебя въ боязнь. Разсуди, братъ мой, чтó значитъ, по сказанному нами, царствовать на небесахъ: потому что пріимешь вѣнецъ отъ руки Господни, и будешь потомъ царствовать со Христомъ. Разсуди, братъ мой, чтó значитъ всегда видѣть лице Божіе, чтó значитъ имѣть Бога для себя свѣтиломъ; ибо тогда не будетъ тебѣ солнце во свѣтъ дне, какъ говоритъ Исаія, ниже восходъ луны просвѣтитъ тебѣ нощь; но будетъ тебѣ, Господь свѣтъ вѣчный, и Богъ слава твоя (Ис. 60, 19-20). Вотъ, братъ мой, слышалъ ты, какая радость ожидаетъ боящихся Господа и хранящихъ заповѣди Его.

Разсуди же послѣ этого и о гибели грѣшныхъ, когда введены будутъ въ страшное судилище. Какой стыдъ ощутятъ они предъ лицемъ праведнаго Судіи, не имѣя слова оправданія? Съ какимъ сожалѣніемъ увидятъ себя поставленными ошуюю Царя? Какая тма падетъ на нихъ, когда Царь съ гнѣвомъ возглаголетъ къ нимъ, и яростію Своею приведетъ ихъ въ смятеніе, говоря: идите проклятіи въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41)? Увы, увы! Въ какой скорби и тѣснотѣ будетъ духъ ихъ, когда всѣ громко станутъ говорить: да возвратятся грѣшницы въ адъ, вси языцы, забывающіе Бога (Псал. 9, 18)! Увы, съ какимъ жалобнымъ воплемъ будутъ они терзать себя и проливать слезы, отводимые на горькія мученія въ безконечные вѣки! О, какое это мѣсто, гдѣ плачъ и скрежетъ зубомъ, этотъ такъ называемый тартаръ, котораго ужасается и самъ сатана! О, какая это геенна огня неугасимаго, какой это неусыпающій, ядовитый червь! О, какая это страшная, вѣчная, всегда продолжающаяся кромѣшная тма! О, какіе это немилостивые, безжалостные ангелы, приставленные къ мукамъ, потому что укоряютъ и наказываютъ тяжко! Тогда мучимые возопіютъ ко Господу и не услышитъ ихъ. Тогда узнаютъ, въ какую суету обратилось все, что было въ жизни, и какъ то самое, что почитали здѣсь пріятнымъ, оказалось горькимъ паче желчи и яда. Гдѣ тогда лжеименное наслажденіе грѣха? Ибо нѣтъ иного наслажденія — бояться Господа. Подлинно это наслажденіе; оно дѣйствительно отъ тука и масти исполняетъ душу (Псал. 62, 6). Тогда станутъ они осуждать самихъ себя и дѣла свои, какія сдѣлали. Тогда исповѣдуютъ, что праведенъ судъ Божій. «Слышали мы это», скажутъ они, «и не хотѣли обратиться отъ лукавыхъ дѣяній своихъ». Но, говоря это, никакой тогда не получатъ себѣ пользы.

Увы, мнѣ, обремененному безпримѣрными грѣхами! Число прегрѣшеній моихъ паче числа песка морскаго; и я изнемогаю отъ нихъ, какъ отъ многихъ желѣзныхъ узъ; потому что нѣтъ у меня дерзновенія воззрѣть на высоту небесную! Къ кому же прибѣгну, кромѣ Тебя человѣколюбецъ? Помилуй мя Боже по велицѣй милости Твоей и по множеству щедротъ Твоихъ очисти деззаконіе мое (Псал. 50, 1). Къ Тебѣ прибѣгаю, по великой благости Твоей, и по благоутробію Твоему. Тебя прогнѣвалъ я и къ Тебѣ прибѣгаю, по великому непамятозлобію Твоему. Тебя уничижилъ я, и къ Тебѣ прибѣгаю, по великому человѣколюбію Твоему и, умоляя, вопію: Отврати лице Твое отъ грѣхъ моихъ и вся беззаконія моя очисти. Сердце чисто созижди во мнѣ, Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей, ради единаго имени Твоего (Псал. 50, 11-12). Ничего нѣтъ у меня, что могъ бы принести Тебѣ, ни дѣла добраго, ни сердца чистаго, но уповая на щедроты Твои, повергаю себя самого, чтобы привелъ Ты меня въ сокрушеніе и постоянное дѣланіе заповѣдей Твоихъ, и я не падалъ снова въ грѣхъ съ такою легкостію, но отъ нынѣ служилъ Тебѣ въ преподобіи и въ правдѣ всѣ дни жизни моей.

Итакъ умоляю васъ, братія, сихъ чающе, потщимся нескверни и непорочни Тому обрѣстися въ мирѣ (2 Петр. 3, 14). Когда, братъ, войдетъ въ тебя лукавая мысль; извлеки сей мечъ, то есть, приведи себѣ на мысль страхъ Божій, и посѣчешь всю силу вражію. А вмѣсто воинской трубы употреби Божіе Писаніе. Какъ труба звукомъ своимъ собираетъ воиновъ, такъ и Божіе Писаніе, взывая къ намъ, приводитъ помыслы наши въ страхъ Божій; потому что помыслы наши, подобно воинамъ, сражаются съ врагами Царя. И еще, какъ труба звукомъ своимъ, во время брани, и въ юныхъ борцахъ возбуждаетъ готовность идти на сопротивниковъ: такъ Божіе Писаніе возбуждаетъ твою ревность къ добру и укрѣпляетъ тебя къ борьбѣ со страстями.

Посему, братъ мой, по мѣрѣ силъ своихъ принуждай себя, какъ можно чаще, читать Писаніе, чтобы оно собрало твои помыслы, которые врагъ разсѣваетъ своимъ злоухищреніемъ, влагая въ тебя лукавыя мысли, между тѣмъ какъ, или наноситъ тебѣ частыя скорби, или доставляетъ тебѣ много успѣховъ и житейскихъ удобствъ; потому что дѣлаетъ онъ сіе по своей злокозненности, съ намѣреніемъ удалить человѣка отъ Бога. Ибо нерѣдко, если не возмогъ онъ навести кого на худое и низложить мыслями, наводитъ, послѣ сего, на человѣка того скорби, чтобы омрачить его разумъ, и потомъ уже имѣть возможность посѣвать въ немъ что угодно, и начинаетъ внушать и съ клятвами повторять такія мысли: «съ тѣхъ поръ, какъ началъ я подвизаться въ добрѣ, увидѣлъ худые дни; буду же дѣлать худое, чтобы пришло доброе». Тогда, если не окажется кто трезвеннымъ, врагъ, какъ адъ, поглотитъ его живого. А если и симъ не возможетъ онъ навести на худое, то даетъ ему всѣ удобства жизни; возноситъ его, и вводитъ въ великое обольщеніе, которое опаснѣе и хуже всѣхъ страстей; ибо дѣлаетъ человѣка горделивымъ и безумнымъ, увлекаетъ умъ въ пучину сластолюбія, дѣлаетъ, что человѣкъ на небо отверзаетъ хульныя уста; ибо написано: положи на небеси уста свои (Псал. 72, 9); дѣлаетъ, что человѣкъ не знаетъ Бога, не знаетъ своей немощи, и не помышляетъ о днѣ смертномъ. Сіе обольщеніе служитъ путемъ всякому злу. Кто любитъ ходить путемъ симъ, тотъ прійдетъ въ таинницы смерти. Этотъ путь, о которомъ сказалъ Господь: пространный и широкій путь вводяй въ пагубу (Матѳ. 7, 13). Вотъ слышалъ ты, братъ мой, для чего врагъ иногда доставляетъ удобства жизни, а иногда наводитъ скорби. Къ чему склоннымъ вывѣдаетъ въ человѣкѣ расположеніе его, противъ того и ополчается, чтобъ противоборствовать своими неправдами.

Посему, братъ мой, со всею осторожностію будь трезвенъ, и старайся всегда прилежно заниматься чтеніемъ, чтобы научило оно тебя, какъ должно, избѣгать сѣтей вражіихъ и достигнуть вѣчной жизни; потому что чтеніе Божественныхъ Писаній приводитъ въ собранность блуждающій умъ и даруетъ вѣдѣніе о Богѣ. Ибо написано: упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ (Псал. 45, 11). Слышишь, братъ мой, что вѣдѣніе Бога пріобрѣтаетъ съ чистымъ сердцемъ упражняющійся въ чтеніи Божественныхъ Писаній. Поэтому, братъ, не будь нерадивымъ о душѣ своей, но упражняйся въ чтеніи и въ молитвахъ, чтобъ просвѣтился твой умъ, и чтобы стать тебѣ совершеннымъ и всецѣлымъ, ни въ чемже лишеннымъ (Іак. 1, 4). Иные хвалятся бесѣдою съ вельможами, князьями и царями, а ты хвались предъ Ангелами Божіими тѣмъ, что въ святыхъ Писаніяхъ бесѣдуешь со Святымъ Духомъ; потому что чрезъ нихъ глаголетъ Духъ Святый. Итакъ, старайся читать Божественныя Писанія и постоянно пребывать въ молитвахъ. Ибо всякій разъ, какъ посредствомъ оныхъ бесѣдуешь ты съ Богомъ, освящаются у тебя тѣло и душа. Итакъ, зная сіе, братъ мой, старайся чаще упражняться въ нихъ. Если руки непраздны, молись умомъ. Такъ молилась и блаженная Анна, матерь пророка Самуила, и устнѣ ея двизастѣся токмо (1 Цар. 1, 13). Но молитва ея вошла во уши Господа Саваоѳа, и дано ей прошеніе ея (1 Цар. 1, 27). Поэтому, братъ мой, хотя и непраздны у тебя руки, молись умомъ. Если же не умѣешь читать, не отходи оттуда, гдѣ можно слушать и получать пользу; ибо написано: аще узриши мужа разумна, утренюй къ нему, и степени дверей его да третъ нога твоя (Сир. 6, 36). Сіе полезно, братъ мой, не только не умѣющимъ читать, но и умѣющимъ; потому что многіе читаютъ и не знаютъ, чтó читаютъ.

Итакъ, монахъ, смотри, не вознеради о своемъ дарованіи, данномъ тебѣ по дару Христову. Но заботься и доискивайся, какъ можно благоугодить Богу, чтобы сподобиться блаженства святыхъ. Ибо написано: блажени испытающіи свидѣнія Его, всѣмъ сердцемъ взыщутъ Его (Псал. 118, 2). Смотри, чтобы, когда хочешь читать, не прерывалъ тебя врагъ, наводя на тебя уныніе, и ввергая тебя въ разсѣянность, и говоря: «сдѣлай сперва такое-то дѣло, такъ какъ оно невелико, и потомъ съ спокойнымъ духомъ будешь читать». Когда врагъ внушаетъ это и придаетъ усердіе къ рукодѣлію, тогда наводитъ на мысли сіи, чтобы отвлечь тебя отъ чтенія. Ибо когда видитъ, что братъ читаетъ прилежно и извлекаетъ изъ сего пользу, — нападаетъ на него, стараясь воспрепятствовать ему сими и другими предлогами. Итакъ, не вѣрь ему, но будь какъ олень, жаждущій и желающій прійти къ источникамъ воднымъ, то есть, къ Божественнымъ Писаніямъ, чтобы пить изъ нихъ и утолить тебѣ жажду свою, палящую тебя страстями.

Но впивай изъ нихъ, скажу такъ, и пользу, чтобы, когда Господь даруетъ тебѣ прочесть и узнать какое слово изъ Писаній, не проходило оно мимо, но поучался ты умомъ своимъ, напечатлѣлъ его въ сердцѣ своемъ, и неизгладимымъ сохранилъ его въ памяти. Ибо написано: во оправданіихъ Твоихъ поучуся (Псал. 118, 16); и еще говоритъ: въ сердцѣ моемъ скрыхъ словеса Твоя, яко да не согрѣшу Тебѣ (Псал. 118, 11); и еще: въ чесомъ исправитъ юнѣйшій путь свой? внегда сохранити словеса Твоя (Псал. 118, 9). Видишь, братъ; памятованіемъ словесъ Его исправляетъ человѣкъ путь свой.

Кто помнитъ слово Божіе и не исправляется? — развѣ человѣкъ неискусный и жалкій. Но таковый вовсе ничего не помнитъ; напротивъ того, забылъ и то, что представляетъ себя памятующимъ. Такому человѣку говоритъ Богъ: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя, и воспріемлеши завѣтъ Мой усты твоими (Псал. 49, 16)? Потому повелѣваетъ отнять у него и то, что, какъ самъ думаетъ, имѣетъ онъ у себя. Таковый думаетъ о себѣ, что имѣртъ вѣру, потому что именуетъ себя христіаниномъ, но дѣлами отрицается сего, и хуже онъ невѣрнаго; посему Богъ повелѣваетъ отъять у него Духа Святаго, Котораго пріялъ онъ въ день избавленія и, какъ думаетъ, имѣетъ въ себѣ. И такой человѣкъ дѣлается подобнымъ глиняному сосуду съ виномъ, давшему трещину и чрезъ нее утратившему вино. Всякій, кто видитъ его и не знаетъ случившагося, думаетъ, что онъ полонъ; но когда дойдетъ до него дѣло, всѣмъ сдѣлается явно, что онъ былъ пустъ. Такъ и человѣкъ этотъ по изслѣдованіи, въ день суда, окажется пустымъ. И тогда всѣмъ будетъ явно, каковъ онъ. Такіе люди будутъ говорить Царю въ день тотъ: Господи, не въ Твое ли имя пророчествовахомъ, и Твоимъ именемъ силы многи сотворихомъ (Матѳ. 7, 22)? И скажетъ имъ Царь въ отвѣтъ: аминь, глаголю вамъ, не знаю васъ.

Видишь ли, братъ, что такой человѣкъ вовсе ничего не имѣетъ? Посему памятуй слова, которыя слышишь, и исправляй путь свой. Смотри, не попускай птицамъ небеснымъ слетаться и поядать сѣмя Сына Божія. Ибо Самъ Онъ сказалъ: сѣмя есть слово, которое вы слышали (Лук. 8, 11). Сокрой сѣмя въ нѣдрахъ земли, то-есть, слово внутри сердца твоего, чтобы могъ ты со страхомъ принести плодъ Господу. Когда же читаешь, читай съ усердіемъ и прилежно; съ великимъ вниманіемъ останавливайся на каждомъ стихѣ, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не полѣнись и дважды, и трижды, и нѣсколько разъ прочесть стихъ, чтобы выразумѣть силу его.

А когда садишься читать или слушать читающаго, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Іисусе Христе! отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мнѣ словеса Твои, и уразумѣть ихъ, и исполнить волю Твою; потому что пришлецъ азъ есмь на земли; не скрый отъ мене, Господи заповѣдей Твоихъ, но открый очи мои, и уразумѣю чудеса отъ закона Твоего (Псал. 118, 18-19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просвѣтилъ Ты сердце мое».

Да, братъ мой, умоляю тебя, всегда такъ моли Бога, чтобы просвѣтилъ умъ твой, и открылъ тебѣ силу словъ Своихъ; потому что многіе, понадѣявшись на разумѣніе свое, подверглись заблужденію, глаголющеся быти мудри, объюродѣша (Рим. 1, 22), не уразумѣвъ написаннаго, впали въ хулы и погибли. Посему, если во время чтенія встрѣтишь неудобопонятное слово, смотри, чтобы лукавый не научилъ тебя сказать съ самимъ собою: «не такъ это сказано; ибо можно ли такъ сказать»? или выговорить что-либо подобное. Напротивъ того, если вѣруешь въ Бога, вѣруй и словамъ Его, и скажи лукавому: «Иди за мною, сатана. Знаю, что словеса Божіи, словеса чиста, яко сребро разжено, искушено земли, и очищено седмерицею (Псал. 11, 7); ничтоже въ нихъ стропотно, ниже развращенно, но вся добра разумѣвающимъ и права обрѣтающимъ разумъ (Прит. 8, 8); я же несмысленъ и не разумѣю. Итакъ знаю, что они написаны духовно. Ибо Апостолъ говоритъ, что законъ духовенъ есть (Рим. 7, 14)». Или воззри на небо и скажи такъ: «Вѣрую, Господи, слову Твоему; не прекословлю, но несомнѣнно вѣрю словамъ Святаго Духа. Итакъ Ты, Господи, спаси меня, чтобы обрѣсти мнѣ благодать предъ Тобою; а я, Благоутробный, не ищу ничего иного, кромѣ одного спасенія, чтобы сподобиться мнѣ милости Твоей».

Пріобрѣти же, братъ, и безмолвіе, какъ крѣпкую стѣну, потому что безмолвіе поставитъ тебя выше страстей. Ты будешь вести брань сверху, а онѣ снизу. Итакъ, пріобрѣти безмолвіе въ страхѣ Божіемъ, и всѣ стрѣлы вражіи не сдѣлаютъ тебѣ вреда. Безмолвіе, сопряженное съ страхомъ Божіимъ, есть огненная колесница, которая пріобрѣтшихъ его возноситъ на небеса. Въ семъ да убѣдитъ тебя пророкъ Илія, возлюбившій безмолвіе и страхъ Божій, и взятый на небо. О, безмолвіе — лѣствица къ небесамъ! О, безмолвіе — матерь сокрушенія! О, безмолвіе — зерцало грѣховъ, показывающее человѣку прегрѣшенія его! О, безмолвіе, не удерживающее слезъ! О, безмолвіе, порождающее кротость! О, безмолвіе, сожительствующее съ смиренномудріемъ! О, безмолвіе, сопряженное со страхомъ Божіимъ и ведущее умъ къ свѣту! О, безмолвіе, назирающее за помыслами и содѣйствующее разсудительности! О, безмолвіе, порождающее всякое благо, — утвержденіе поста, преграда чревоугодію! О, безмолвіе — упражненіе въ молитвѣ и чтеніи! О, безмолвіе — тишина помысловъ и необуреваемая пристань! О, безмолвіе, освобождающее душу отъ заботъ! О, безмолвіе — благое иго и легкое бремя, упокоевающее и носящее носящихъ тебя! О, безмолвіе — истребительница дерзости и врагъ безстыдства! О, безмолвіе — матерь благоговѣнія! О, безмолвіе — узилище страстей! О, безмолвіе — увеселеніе души и сердца! О, безмолвіе — узда для очей, слуха и языка! О, безмолвіе, споспѣшествующее всякой добродѣтели! О, безмолвіе — вина нестяжательности! О, безмолвіе — плодоносное село Христово, приносящее добрые плоды! О, безмолвіе — стѣна и оплотъ вознамѣрившихся подвизаться для небеснаго царства!

Да, братъ, пріобрѣти себѣ эту благую часть, которую избрала Марія; потому что Марія, сѣвъ при ногахъ Господа и прилѣпившись къ Нему единому, стала образцомъ безмолвія. За сіе и похвалилъ ее Господь, сказавъ: Марія же благую часть избра, яже не отъимется отъ нея (Лук. 10, 42). Видишь, братъ, каково безмолвіе; Самъ Господь хвалитъ пріобрѣтшаго оное. Пріобрѣти безмолвіе и насладишься Господеви (Псал. 36, 4), присѣдя у ногъ Его и прилѣпившись къ Нему единому, такъ что можно тебѣ будетъ сказать съ дерзновеніемъ: прильпе душа моя по Тебѣ: мене же пріятъ десница Твоя (Псал. 62, 9), посему яко отъ тука и масти исполнися душа моя (Псал. 62, 6).

Да, братъ мой, пріобрѣти сіе безмолвіе, которое сладостнѣе меда. Ибо лучше кусокъ хлѣба съ солью въ безмолвіи и на свободѣ отъ заботъ, нежели предложеніе многихъ снѣдей при развлеченіяхъ и заботахъ. Слушай Того, Кто говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). Упокоить тебя хочетъ Господь отъ заботъ, отъ раздраженій, отъ развлеченій, и отъ скорбей вѣка сего; хочетъ, чтобъ свободенъ ты былъ отъ плинѳодѣланія египетскаго, хочетъ вести тебя въ пустыню, то-есть, въ безмолвіе. Онъ просвѣтитъ пути твои столпомъ облачнымъ, и напитаетъ манною (разумѣю же хлѣбъ безмолвія и свободы отъ заботъ), — чтобы наслѣдовать тебѣ землю благу, то-есть, горній Іерусалимъ. Да, братъ, его возлюби, его пріобрѣти, чтобы, на пути свидѣній Божіихъ, изобиловать тебѣ всякимъ богатствомъ. Да, братъ, пріобрѣти безмолвіе вмѣстѣ со страхомъ Божіимъ, и Богъ мира будетъ съ тобою.

Итакъ, братія мои духовные и возлюбленные Господомъ, умоляю васъ приложить стараніе, ежедневно приводить себѣ на память сіе, то-есть, вѣру, любовь, надежду, смиренномудріе, всегда запечатлѣвать себя молитвами къ Богу, поученіемъ въ Божественныхъ Писаніяхъ, безмолвіемъ и прочими добродѣтелями. Ибо все сіе, когда оно есть и изобилуетъ въ насъ, поставляетъ насъ не праздными и не безплодными въ познаніи Господа нашего Іисуса Христа. Монахъ, который не стяжалъ сего, но нерадитъ о своемъ спасеніи, есть смежающій очи слѣпецъ, предавшій забвенію давніе свои грѣхи; и ему случися истинная притча: песъ возращся на свою блевотину, и свинія, омывшися, въ калъ тинный (2 Петр. 2, 22). Аще бо отбѣгше, сказано, сквернъ тинныхъ, т.-е., міра, познаніемъ Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, сими паки сплетшеся побѣждаеми бываютъ, быша имъ послѣдняя горша первыхъ. Лучше бо бѣ имъ не познати пути истины, нежели познавшимъ возвратитися паки вспять (2 Петр. 2, 20-21). Итакъ, возлюбленные вѣрные рабы и избранные воины — монахи, во всеоружіе сердцемъ своимъ воспріимемъ все сказанное выше, ежедневно непреложно приводя себѣ это на память, чтобы прійти намъ въ состояніе подвизаться подвигомъ добрымъ и попрать всю силу вражію, чтобы избавиться намъ отъ гнѣва, грядущаго на сыновъ противленія, и найти милость и благодать въ день суда предъ лицемъ праведнаго Судіи, воздающаго каждому по дѣламъ его. Ему подобаетъ всякая слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I, Сл. 99, 100, 101, 102.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 58-74. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0