Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

89. Вопросы и отвѣты.

Вопросъ. Какъ хулится Богъ? И чего требуетъ Тотъ, Кому принадлежитъ всякая честь и держава? Кто есть податель всякой святыни?

Отвѣтъ. Богъ говоритъ чрезъ Пророка: горе, ихже ради имя Мое хулится во языцѣхъ (Ис. 52, 5). Итакъ угроза сія идетъ и къ тѣмъ, которые безчестятъ образъ Божій. По образу и по подобію Божію создалъ насъ Богъ; и всякій христіанинъ обязанъ соблюдать себя, и хранить, и чтить въ себѣ образъ Божій, и святить дѣлами добрыми такъ, чтобы могъ онъ сказать: да святится во мнѣ имя Твое, Господи! Да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрыя дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Видите, какъ Богъ прославляется добрыми дѣлами? И какъ добрыми дѣлами прославляется Онъ, такъ, наоборотъ, дѣяніями лукавыми хулится и безчестится; потому что невѣрные и язычники, смотря на христіанъ и видя, что и они, подобно язычникамъ и невѣрнымъ, проводятъ время въ объяденіи и піянствѣ, играя и скача съ гуслями, и тимпанами, и свирѣлями и ликами, не разсуждаютъ, что это — несмысленные христіане, преступающіе законъ и заповѣди Христовы, но въ хулу христіанству говорятъ: «Чтó предалъ и заповѣдалъ имъ Христосъ, тó они и сохраняютъ, ибо не могутъ преступить слова и заповѣди своего Учителя». А посему думаютъ, что таково, именно, ученіе и таинство Христово. И такимъ образомъ чрезъ сіе хулится имя Божіе насъ ради. И на насъ уже исполняется написанное: горе, ихже ради имя Мое хулится во языцѣхъ. Но мы, братія мои, предоставивъ сіе желающимъ, будемъ добрыми дѣлами святить имя Божіе. Богу подобаетъ всякая слава во вѣки вѣкавъ! Аминь.

Вопросъ. Чтó значитъ сказанное Апостоломъ: преступленіемъ закона Бога безчествовать (Рим. 2, 23)?

Отвѣтъ. Если взявшій и читающій царское писаніе принялъ оное со всею внимательностію, съ честію, страхомъ и усердіемъ, и чествуетъ его, и лобзаетъ, и, словомъ сказать, дѣлаетъ, чтó ему предписано, — то симъ воздается честь царю. А если отринетъ и уничижитъ онъ сіе писаніе, оскорбитъ и обезчеститъ принесшаго оное; то оскорбленіе дѣлается самому царю. Такъ и преступающіе предписаніе Великаго Царя, то-естъ, пречистое Евангеліе Его, преступленіемъ своимъ безчествуютъ давшаго заповѣдь Христа. Такъ должно разумѣть объ Іудеяхъ; потому что, принявъ Писанія, начертанныя перстомъ Божіимъ, приносившихъ оныя оскорбляли, били, побивали камнями и умерщвляли; а такимъ образомъ, преступивъ законъ Божій, который говоритъ: праведна и неповинна да не убіеши (Исх. 23, 7), и Самого Начальника жизни, Святаго и Праведнаго, оскорбили и заушили, оплевали святое, всепречистое и страшное лице Его, Котораго трепещутъ небо, земля и море, и все наполняющее ихъ (почему и сказалъ имъ Спаситель: Азъ чту Отца Моего, и вы не чтете Мене (Іоан. 8, 49); а, наконецъ, убили Его. Слышали, какъ преступленіемъ закона безчествуется Богъ? Такъ, дѣти, и именующіеся христіанами, но живущіе небрежно, преступленіемъ Евангелія безчестятъ Бога, дѣлая тó, чтó противно Владычней тайнѣ, и заповѣди Спасителя нашего Іисуса Христа, почитая не заслуживающими вниманія, отвращаютъ слухъ свой отъ истины, обращаются же къ баснямъ, какъ предвозвѣстилъ Апостолъ, что прійдетъ время, егда здраваго ученія не послушаютъ (2 Тим. 4, 3). И вотъ видимъ, что слово стало дѣломъ. Ибо кто слушается Божественныхъ Писаній? Кто внемлетъ Христовымъ заповѣдямъ? Кто мудръ и хранитъ сіе? Кто докажетъ, что не преступники мы закона? Многіе мудры по плоти; многіе благородны; многіе свѣдущи и книжники, и законники, и цари, и князи, и богатые, и убогіе, и рабы и свободные, и учители и монашествующіе, и дѣвственники, и живущіе въ дѣвствѣ безъ обѣта. Кто изъ нихъ можетъ подтвердить, или доказать, что христіанину должно играть на гусляхъ, или плясать, или скакать, или свирять, или шумѣть, или гадать, или дѣлать и носить, такъ называемыя, хранилища, или вопрошать бѣсовъ, или упиваться, и тому подобное? Кто докажетъ, что свойственно сіе христіанамъ? Какое Евангеліе, какая книга Апостольская, какой Пророкъ? Вотъ до предѣловъ вселенной читаетея въ Церкви Божественное Писаніе, Законъ, Пророки, Апостолы и Владыка всяческихъ, и нигдѣ не найдешь, чтобы христіанамъ прилично было дѣлать это; напротивъ того, каждый заблудился, и уклонился въ пути своемъ, и сталъ преступникомъ закона, и безчествуетъ Бога преступленіемъ закона и предписаннаго закономъ, Пророками и Апостолами. Вотъ слышали вы, какъ безчествуется Богъ. Итакъ, христіанинъ, перестань преступать законъ и безчествовать Бога. Перестань, наконецъ, подражать язычникамъ, чтобы, отшедши туда, не встрѣтить тебѣ великой нужды, тѣсноты и безчестія.

Хочешь ли слышать, какъ Владыка повелѣлъ христіанамъ ликовать и скакать? Слушай: блажени плачущіи, блажени алчущіи и жаждущіи (Матѳ. 5, 4. 6). Это — первый праздникъ у христіанина. И еще: подвизайтесь внити сквозѣ тѣсныя врата (Лук. 13, 24); и еще: аминь глаголю вамъ, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а міръ возрадуется: вы же печальни будете (Іоан. 16, 20). И еще говоритъ: не возноситеся, вся бо сія языцы міра творятъ (Лук. 19, 29-30). Итакъ, не уподобляйтесь имъ.

Хочешь ли слышать о возлежаніяхъ и скаканіяхъ Пророка Давида? Слушай, чтó говоритъ: плача и сѣтуя хождахъ (Псал. 34, 14; 37, 7); покрыхъ постомъ душу мою, и положихъ одѣяніе мое вретище (Псал. 68, 11-12); быша слезы моя мнѣ хлѣбъ день и нощь (Псал. 41, 4); пепелъ, яко хлѣбъ ядяхъ, и питіе мое съ плачемъ растворяхъ (Псал. 101, 10). И еще говоритъ: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7); и еще: очи мои выну ко Господу (Псал. 24, 15); и еще: отъ всякаго пути лукава возбранихъ ногамъ моимъ (Псал. 118, 101). Слышалъ ты, какъ ликовалъ Давидъ? Такъ ликуй и ты, христіанинъ.

Хочешь ли слышать о празднествахъ, отдыхѣ, забавѣ и скаканіяхъ блаженнаго Павла? Послушаемъ, братія, чтó совѣтуетъ блаженный Павелъ. Послушайте, какъ убѣждаетъ и умоляетъ, говоря: подражатели мнѣ бывайте, братія (1 Кор. 11, 1). Чтó же такое сдѣлалъ Павелъ, въ чемъ и мы должны подражать ему, чтобы сподобиться одной съ нимъ части? Ибо многіе, слышу, говорятъ: «слушаюсь Апостола; и какъ онъ научилъ, такъ и дѣлаю». Смотри, чтó говоришь; не лги, не измѣняй своего слова. Если устоишь во истинѣ, то будешь блаженъ и въ нынѣшнемъ и въ будущемъ вѣкѣ. Но подозрѣваю и боюсь, чтобы тебѣ не оказаться лжецомъ: яко умалишася истины отъ сыновъ человѣческихъ (Псал. 11, 2); и вси уклонишася (Псал. 13, 3). Однакоже блаженный Павелъ всѣхъ убѣждаетъ, говоря: подражатели мнѣ бывайте. Подражай Павлу, христіанинъ. Кто говоритъ: «принимаю и дѣлаю все, что сказано Апостоломъ; кто хочетъ стать подражателемъ Павловымъ, тотъ не ликуетъ, не веселится, не забавляется на землѣ. Подражатели мнѣ бывайте, братія. Уже не ликовалъ ли и Павелъ? Не игралъ ли на гусляхъ? Не пѣлъ ли бѣсовскихъ пѣсенъ? Да не будетъ сего!

Поэтому, откуда заняли ликованія утверждающіе о себѣ, что соблюдаютъ они ученіе Апостола? Кто научилъ сему христіанъ? Не учили этому ни Павелъ, ни Петръ, ни Іоаннъ, ни кто другой изъ богоносныхъ. Научилъ же сему древній змій, врагъ истинныхъ христіанъ, учитель всякой нечистоты. Научившій любодѣйствовать научилъ и плясать, научившій служить идоламъ научилъ и играть. Посему Апостолъ играющихъ назвалъ идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже нѣціи отъ нихъ; якоже есть писано: сѣдоша людіе ясти и пити, и восташа играти (1 Кор. 10, 7). Слушайте играющіе, лучше же сказать, служащіе игралищемъ: Апостолъ поставилъ васъ на ряду съ идолослужителями. Устыдитесь, наконецъ, и перестаньте предаваться сему языческому и безбожному бѣснованію. Не училъ сему Павелъ, не учила и матерь наша Церковь. И вы, которые хотите быть подражателями святыхъ Апостоловъ, оставьте это идолослуженіе. Не обманывайтесь, братія; не дѣло это учениковъ Христовыхъ, не дѣло христіанъ, не дѣло людей богочестивыхъ, не дѣло желающихъ спастись и наслѣдовать жизнь вѣчную; напротивъ того, все сіе дѣлаютъ язычники, у которыхъ нѣтъ никакой надежды на спасеніе, дѣлаютъ тѣ, которые не имѣютъ у себя предъ очами будущей жизни и страха Божія. Еще взываетъ Павелъ: ни идолослужители бывайте, якоже нѣціи отъ нихъ. Кто же это? Очевидно Іудеи. Какъ же стали они идолослужителями, скажи намъ Павелъ? Сѣдоша людіе ясти и пити, и восташа играти. Довольно ли этого, или присовокупить и иное нѣчто? Но и сего довольно для желающихъ слышать. Подражатели Павловы повѣрятъ Павлу; подражатели Христовы, безъ сомнѣнія, послушаютъ Его, какъ говоритъ Богословъ: мы отъ Бога есмы; иже знаетъ Бога, послушаетъ насъ, а иже нѣсть отъ Бога, не послушаетъ насъ (1 Іоан. 4, 6).

Приступите, наконедъ, подражатели Павловы и подражатели Христовы, послушаемъ, чтó взываетъ Павелъ. Ибо, вотъ, умоляетъ онъ, говоря; подражатели мнѣ бывайте, братіе, якоже и азъ Христу. Скажи же, блаженный Павелъ, какимъ образомъ можетъ кто-либо стать твоимъ подражателемъ? Предложи на среду святое свое ученіе, повѣдай намъ свои дѣянія, опиши свою забаву, свой отдыхъ, свои сказанія, чтобы намъ слышать и подражать тебѣ. Ибо всѣ знаемъ, что ты блаженъ, и будешь царствовать со Христомъ безконечные вѣки. Скажи намъ, какъ подвизался ты и сподобился оной славы? Скажи намъ, Павелъ, чтобы и мы стали подражать тебѣ, и сподобились съ тобою вѣчныхъ благъ. Если ты ликовалъ, и мы будемъ ликовать; если ты плакалъ, и мы станемъ плакать; если ты постился, и мы будемъ поститься. Скажи, чтó дѣлалъ ты по вѣрѣ, и будемъ все это дѣлать. Скажи намъ, Павелъ, какъ должно жительствовать христіанину, чтобы неслушающіе тебя постыдились, а вѣрующіе сказанному тобою утвердились. Павелъ отвѣчаетъ и говоритъ: Послушествую о Господѣ, ктому не ходити вамъ, якоже и прочіи языцы ходятъ, въ суетѣ ума ихъ, помрачени смысломъ, суще отчуждени отъ славы Божіей (Ефес. 4, 17-18). Отложше лжу, глаголите истину. Солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ. Ниже дадите мѣсто діаволу. Крадый, ктому да не крадетъ. Всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ (Ефес. 4, 25. 29). Гдѣ-же поющіе бѣсовскія пѣсни и утверждающіе о себѣ, что они подражаютъ Павлу? Послушайте взывающаго Павла: всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ, но точію, еже есть благо къ созданію. Всяка горесть, и ярость и гнѣвъ, и кличъ и хула, да возьмется отъ васъ со всякою злобою (Ефес. 4, 31). Скажи, Павелъ, и важнѣйшее; сказавъ: подражатели мнѣ бывайте, скажи и важнѣйшее: бывайте убо, якоже чада Божія возлюбленная (Ефес. 5, 1). Слышите и трепещите желающіе быть христіанами, и оставьте языческія дѣла; бывайте убо подражатели Богу. Еще взываетъ Павелъ: блудъ же и всякая нечистота и лихоимство ниже да именуется въ васъ, и сквернословіе и буесловіе, или кощуны (3, 4). Не упивайтеся виномъ, въ немже есть блудъ (18). Подражатели мнѣ бывайте. Вразумляйте безчинныя, утѣшайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всѣмъ (1 Сол. 5, 14). Подражатели мнѣ бывайте. Блюдите, да никтоже зло за зло воздастъ: но всегда доброе гоните (15). Подражатели мнѣ бывайте. Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся (16). Отвергнемся нечестія и мірскихъ похотей (Тит. 2, 12). Подражатели мнѣ бывайте, братія. Страннолюбія не забывайте (Евр. 3, 2). Братолюбіемъ другъ ко другу любезни, упованіемъ радующеся, скорби терпяще, въ молитвѣ пребывающе (Рим. 12, 10. 12). Подражатели бывайте мнѣ — образцу. Подражатели бывайте блаженному Павлу, чтобы и вамъ царствовать со Христомъ безконечные вѣки. Гдѣ утверждающіе о себѣ: «мы дѣлаемъ все, чтó ни говоритъ Павелъ»? И кто блаженнѣе тебя, если устоишь во истинѣ? Но смотри, не окажись лжецомъ, говоря и не дѣлая; ибо вотъ еще увѣщаваетъ тебя Павелъ: подражатели мнѣ бывайте, во всемъ представляюще себе, якоже Божіи слуги, въ терпѣніи мнозѣ, въ скорбѣхъ, въ бѣдахъ, въ тѣснотахъ, въ ранахъ, въ темницахъ, въ трудѣхъ, въ бдѣніихъ, въ пощеніихъ, въ долготерпѣніи, въ благости, въ Духѣ Святѣ, въ любви нелицемѣрнѣ, въ словеси истины, въ силѣ Божіей (2 Кор. 6, 4-6). Подражатели мнѣ бывайте, братія. Кто столько мужественъ, чтобы подражать Павлу, и стать сосудомъ избранія? Итакъ, христіанинъ, если хочешь подражать Петру, Павлу и Іоанну, соблюди слова ихъ; сохрани ученіе ихъ; подражай ихъ подвигамъ; не люби міра и того, чтó въ мірѣ, не веселись въ этомъ вѣкѣ, не много спи, не проводи времени въ смѣхѣ. Подражай Павлу; ибо еще повторяю тоже. Изучай, христіанинъ, какъ Павелъ веселился, какъ онъ забавлялся, какъ онъ торжествовалъ и праздновалъ, и ликовалъ въ семъ мірѣ; и подражай не словомъ только, но и дѣломъ. Скажи намъ, святый Павелъ (ибо не перестану умолять тебя, блаженный), повѣдай намъ, какъ ты веселился, и забавлялся въ мірѣ семъ? — Павелъ отвѣчаетъ: вотъ, моя забава — три лѣта нощь и день не престаяхъ, уча со слезами единаго когождо васъ (Дѣян. 20, 31). Вотъ, мое торжество — въ трудѣхъ множае, въ ранахъ, въ темницахъ, въ смертѣхъ многащи. Четыридесять развѣ единыя пріяхъ; трищи палицами біенъ быхъ, единою каменми намѣтанъ быхъ, трикраты корабль опровержеся со мною: нощь и день во глубинѣ сотворихъ; въ путныхъ шествіяхъ множицею; бѣды въ рѣкахъ, отъ языкъ и разбойникъ, бѣды въ пустыни и въ мори, въ трудѣ и подвизѣ, во бдѣніихъ множицею, въ зимѣ и наготѣ (2 Кор. 11, 23-27). Таковы Павловы скаканія и шествія. Подражатели мнѣ бывайте, братія, яко же и азъ Христу. Сребра или злата, или ризъ ни единаго возжелахъ. Вся сказахъ вамъ (Дѣян. 20, 33. 35). Подражатели мнѣ бывайте; а я готовъ не только быть связаннымъ, но и умереть за имя Господа Іисуса. Къ намѣренному теку, къ почести вышняго званія Божія (Флп. 3, 14). Тако теку, не яко безвѣстно; тако подвизаюсь, не яко воздухъ біяй. Но умерщвляю тѣло мое и порабощаю (1 Кор. 9, 26-27). Всякъ же подвизайся отъ всѣхъ воздержится (25). Тако тецыте, братія, да постигните (24). Подражайте святымъ, и тако тецыте, чтобы съ ними принять намъ вѣнецъ и царствовать.

Итакъ удержись, христіанинъ, отъ дѣлъ языческихъ и эллинскихъ, чтобы преступленіемъ закона не безчествовать тебѣ Бога, и не навести себѣ самому безчестія, и не собрать себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія, въ который судитъ Богъ тайная человѣкомъ, по благовѣстію Своему (Рим. 2, 5-16), когда и Ангелы будутъ предстоять съ трепетомъ, когда понесемъ наказаніе не только за дѣла, но и за слово праздное. Приведемъ себѣ на мысль, братія, что человѣкъ, яко трава дніе его, яко цвѣтъ сельный тако оцвѣтетъ (Псал. 102, 15); одно мгновеніе времени, и все прекратилось. Для чего напрасно мятешься, человѣкъ? Одинъ припадокъ горячки прекратитъ твои игранія и скаканія; одинъ часъ разлучитъ тебя съ ликующими; одна ночь — и увянутъ плоти твои, изнемогутъ ноги, померкнутъ очи, умолкнетъ языкъ; оскудѣетъ у тебя безчинный голосъ, умножатся твои стенанія; потекутъ у тебя слезы, и никто не будетъ въ состояніи помочь тебѣ, но всѣ, оставивъ тебя, пойдутъ каждый по себѣ, и никто не будетъ стоять подлѣ тебя, кромѣ невидимыхъ бѣсовъ, которымъ ты услуживалъ. Грозный же ангелъ, стоя вдали, будетъ выжидать Владычнаго мановенія, чтобы, исхитивъ жалкую душу твою, отнести ее въ уготованное ей мѣсто, чтобы пожала она посѣянное ею тамъ, гдѣ воздѣлываются въ обиліи и избыточествуютъ плачъ, и сѣтованіе, и рыданіе, и воздыханіе, и скорбь, и тѣснота, и скрежетъ зубомъ, и горе. Тамъ померкнутъ очи упивавшихся; тамъ изсохнутъ руки пляшущихъ; тамъ будутъ мучиться и стенать піющіе вино съ гуслями и свирѣлями. Тамъ восплачутъ и поскрежещутъ зубами блудники, и прелюбодѣи, тати, прорицатели, отравители, волхвы, ворожеи, составители чародѣйныхъ надписей и всѣ шедшіе широкимъ и пространнымъ путемъ. Горе имъ! потому что невозможно скакать и ликовать и здѣсь и тамъ, какъ говоритъ Господь: горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко восплачете (Лук. 6, 25); очевидно же, восплачутъ тамъ. Невозможно, братія, быть то христіаниномъ, то язычникомъ. Ибо никтоже можетъ двѣма господинома радотати (Матѳ. 6, 24).

Итакъ, по сказанному выше, нигдѣ не дозволено христіанину дѣлать что-либо подобное; потому что Господь нашъ, пришедши, упразднилъ все сіе, и поправъ научившаго сему діавола, и избавивъ насъ изъ рукъ его, сказалъ: Азъ есмь пастырь добрый (Іоан. 10, 14). Грядите ко мнѣ (Матѳ. 4, 13). И: Азъ есмь путь (Іоан. 14, 6): пріидите ко Мнѣ вси (Матѳ. 11, 28). Азъ есмь истина. Пріидите ко Мнѣ. Азъ есмь животъ: пріидите ко Мнѣ вси. Азъ есмь свѣтъ міру (Іоан 8, 12): пріидите ко Мнѣ вси; отрекитесь отъ сатаны, отвергните его ученія. Пріидите ко Мнѣ вси: совлекшеся ветхаго человѣка съ дѣянми его и облекшеся въ новаго (Кол. 3, 9-10). Пріидите ко Мнѣ вси: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Законъ Моисеемъ данъ дысть; благодать же и истина Мною Іисусъ Христомъ бысть (Іоан. 1, 17). Вси, иже закономъ оправдаетеся, отъ благодати отпадосте (Гал. 5, 4). Пріидите ко Мнѣ вси, ибо грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37). — О безмѣрная благость Божія! Всѣхъ она призываетъ! Всѣмъ хочетъ спастись! Слава Божію человѣколюбію! Итакъ, братія, не закономъ уже оправдывайтесь, потому что прешла сѣнь законная. Которые подъ закономъ, тѣ подъ клятвою; а насъ искупилъ отъ клятвы законной Христосъ, Спаситель нашъ. Не закономъ уже оправдывайтесь. Не будемъ увѣнчивать преддверій, не будемъ составлять ликовъ, воспѣвая бѣсовскія пѣсни; не будемъ обольщаться свирѣлями и гуслями. Не закономъ будемъ уже оправдываться, чтобы не отпасть отъ благодати, чтобы не быть подъ клятвою. Христосъ искупилъ насъ отъ клятвы законной. Ему слава во вѣки! Аминь.

Вопросъ. Почему о еретикахъ написано: ненавидящія Тя Господи возненавидѣхъ (Псал. 138, 21), и въ другомъ мѣстѣ сказано: ненавидьте ихъ, какъ враговъ Божіихъ; и опять, въ другомъ мѣстѣ говорится: да не возненавидиши всякаго человѣка (Лев. 19, 17)?

Отвѣтъ. Еретиковъ, какъ хульниковъ и враговъ Божіихъ, Писаніе называетъ не человѣками, но псами, волками, свиньями и антихристами, какъ говоритъ Господь: не дадите святая псомъ (Матѳ. 7, 6); и Іоаннъ говоритъ: нынѣ антихристи мнози быша (1 Іоан. 2, 18). И ихъ-то не надлежитъ любить, и питать, ни молиться, ни ѣсть вмѣстѣ съ ними, ни принимать ихъ въ домъ къ себѣ, ни привѣтствовать, чтобы не принять участія въ лукавыхъ дѣлахъ ихъ.

Вопросъ. Какой грѣхъ непростителенъ.

Отвѣтъ. Грѣхъ противъ Духа Святаго; это грѣхъ всякаго еретика, потому что еретики хулили и хулятъ Духа Святого. Имъ не будетъ отпущенія ни въ сей вѣкъ ни въ будущій, по слову Господню (Матѳ. 12, 32); потому что воспротивились Самому Богу, отъ Котораго избавленіе; и кто поможетъ имъ?

Вопросъ. Какой грѣхъ, кромѣ ереси, наиболѣе тяжекъ?

Отвѣтъ. Какъ всѣхъ добродѣтелей выше любовь: такъ и всѣхъ грѣховъ тяжелѣе — ненавидѣть брата; ибо ненавидяй брата своего, человѣкоубійца есть, какъ сказалъ Апостолъ (1 Іоан. 3, 15). Кто ненавидитъ брата своего, тотъ ненавидитъ Самого Бога. Ненавидяй брата своего, во тмѣ есть, и во тмѣ ходитъ, и не вѣсть, камо идетъ, яко тма ослѣпи очи его (1 Іоан. 2, 11). Вотъ сколь многихъ золъ причиною ненависть. А любовь покрываетъ множество грѣховъ (1 Петр. 4, 8). Зависть неудобоисцѣлима, и вовсе неисцѣлима. Всякій нераскаянный грѣхъ есть грѣхъ къ смерти; сверхъ того мужеложники, чародѣи, отравители, провѣщатели, и всякій, кто удерживаетъ плату наемника, и кто ненавидитъ брата своего, тяжко осуждается наравнѣ съ убійцами.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 75-87. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0