Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

92. Объ утверждающихъ, что нѣтъ воскресенія.

О ты, мудрствующій по-язычески и утверждающій, что нѣтъ воскресенія мертвыхъ! О, мерзкія и враждебныя Богу уста, которыми говоритъ діаволъ, лжецъ и виновникъ лжи! О, лживыя уста, или, лучше сказать, отверстый гробъ, отъ лукаваго сокровища сердца износящій лукавое и утверждающій, что нѣтъ воскресенія мертвыхъ! Какъ не содрогнулся ты, осмѣливаясь отверсть невѣжественныя уста свои и оскорблять Христа, Перворожденнаго изъ мертвыхъ? Какъ не разверзлась земля и не поглотила тебя живаго? Какъ не поразилъ тебя тотъ Ангелъ, который проповѣдалъ воскресеніе и сказалъ женамъ, что воста отъ мертвыхъ Христосъ, начатокъ умершимъ (1 Кор. 15, 20)? Куда причислить тебя: къ Эллинамъ или къ христіанамъ? Кѣмъ назовемъ тебя: язычникомъ или христіаниномъ? Но нѣтъ, да не наречется христіаниномъ, такъ мудрствующій. Ибо такъ мудрствующіе не должны называться христіанами. А если и именуютъ они себя христіанами, то сами себя прельщаютъ, потому что часть ихъ не со Христомъ, истиннымъ Богомъ нашимъ, даровавшимъ намъ воскресеніе; напротивъ того, мѣсто таковому будетъ въ гееннѣ, идѣже червь ихъ не умираетъ, и огнь ихъ не угасаетъ (Марк. 5, 44). Ибо кто не ожидаетъ воскресенія и не вѣритъ оному, тому лучше было бы не родиться. Какъ назову тебя, омраченный умомъ? Кѣмъ наименую: саддукеемъ ли, іудеемъ ли, или самаряниномъ, или тѣмъ и другимъ? Назову лучше саддукеемъ и самаряниномъ, потому что и они, подобно тебѣ, отрицаютъ воскресеніе. Съ ними и часть твоя будетъ, если не покаешься. Какая тма покрыла очи твои? Какая слѣпота объяла сердце твое? Какъ волкъ похитилъ тебя изъ стада Христова? Какъ губитель отлучилъ тебя отъ православной вѣры? Какой учитель вложилъ въ сердце твое такую хулу и отвлекъ тебя отъ Вселенской Церкви? Какъ ты, несчастный, осмѣливаешься взирать на небо и призывать оскорбленнаго тобою Христа? По какому дерзновенію, жалкій, именуешь себя христіаниномъ? Ты уничтожилъ Христа, оскорбилъ Духа Святаго. Какъ покажешься, бѣдный, святымъ Апостоламъ и Пророкамъ, которые намъ во всѣ концы земли возвѣстили воскресеніе? Какъ осмѣлишься войти въ церковь, гдѣ пророкъ Исаія взываетъ, говоря, воскреснутъ мертвіи, и возстанутъ, иже во гробѣхъ (Ис. 26, 19)? Съ какимъ лицемъ войдешь во дворъ Христовъ, гдѣ о воскресеніи съ дерзновеніемъ возвѣщаютъ намъ святые, проповѣдуютъ Пророки, предаютъ Апостолы, благовѣствуютъ Евангелисты? Какими глазами будешь смотрѣть на всесвятое и пречистое Тѣло Господа нашего Іисуса Христа, сокрушившаго смертъ, поправшаго діавола, воскресшаго въ третій день и даровавшаго міру жизнь и воскресеніе? Всѣ вѣрные, причащаясь съ вѣрою Тѣла сего, взываютъ: чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка. Такъ Павелъ, витія благочестія, тайноводствуетъ вѣрныхъ, говоря: се, тайну вамъ глаголю: вси бо не успнемъ, вси же измѣнимся вскорѣ, во мгновеніи ока, въ послѣдней трубѣ: вострубитъ бо, и мертвіи востанутъ нетлѣнни (1 Кор. 15, 51-52). И еще, обличая и пристыждая утверждающихъ, что нѣтъ воскресенія мертвыхъ, присовокупляетъ: Аще воскресенія мертвыхъ нѣсть, то ни Христосъ воста. Аще же Христосъ не воста, тще убо проповѣданіе наше, тща же и вѣра ваша. Обрѣтаемся же и лжесвидѣтеле Божіи, проповѣдуя воскресеніе во всѣ концы міра (1 Кор. 15, 13-15). Тотъ же еще Павелъ, какъ бы въ осмѣяніе и посрамленіе таковыхъ, сказалъ: аще отнюдь мертвіи не востаютъ, да ямы и піемъ, утрѣ бо умремъ (1 Кор. 15, 29. 32). Если отнюдъ, какъ говоришь ты, бѣдный, мертвіи не востанутъ, то для чего крестишься? Для чего пріобщаешься пречистыхъ Таинъ? Знай же, что если такъ мудрствуешь, то пріобщаешься не въ оставленіе грѣховъ, но въ судъ, и въ осужденіе, и въ приложеніе грѣховъ. Ибо если, какъ говоришь ты, недостойный, мертвіи не востаютъ, то для чего изнуряешь себя постами, бдѣніями, молитвами? Къ чему дѣвство и подвиги съ пролитіемъ слезъ? Если отнюдъ мертвіи не востаютъ, и все, написанное въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ, какъ утверждаешь ты, неразумный, ложно, — то мученики, предавшіе тѣла свои на такія мученія ради будущей жизни, и всѣ святые были въ заблужденіи. Видишь ли, несчастный, сколькихъ святыхъ скверныя уста твои содѣлали лжецами? Что будешь дѣлать ты, несчастный; потому что сдѣлалъ себя врагомъ всѣмъ святымъ и чуждымъ Христу, какъ и всѣ не имѣющіе упованія? Кого, наконецъ, призовешь? Къ кому прибѣгнешь? Ты чуждымъ содѣлалъ себя и Богу и святымъ. Какъ не стыдишься входить въ церковь Божію, гдѣ Павелъ взываетъ, говоря: яко Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ Архангеловѣ и въ трубѣ Божіи снидетъ съ небесе, и мертвіи о Христѣ воскреснутъ первѣе, потомъ же мы живущіи оставшіи купно съ ними восхищени будемъ на одлацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (1 Сол. 4, 16-17)? Какими руками примешь честное Тѣло Божіе и поднесешь къ мерзкимъ и хульнымъ устамъ своимъ, оскорблявшимъ Владыку? Перестань, наконецъ, бѣдный, произносить эту тяжкую хулу; перестань оскорблять святыхъ, отрицаясь Бога и говоря, чего не должно. Противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется (Рим. 13, 2), какъ говоритъ Апостолъ. Что же потерпитъ противящійся Богу? Кто не принимаетъ велѣній земного царя, тотъ не остается въ живыхъ. Какія же наказанія постигнутъ непокорнаго велѣніямъ Небеснаго Царя, то-есть, пречистому Его Евангелію? Какъ еще снисходитъ и долготерпѣніе Свое оказываетъ непамятозлобивый Богъ? Какъ попускаетъ такимъ безбожникамъ и не заграждаетъ имъ тотчасъ устъ? Какъ земля не разверзнетъ своихъ устенъ и не поглотитъ ихъ живыхъ? Господь говоритъ: воскреснутъ мертвіи, а ты утверждаешь: нѣтъ воскресенія мертвыхъ. Словомъ Господнимъ изъ небытія приведены въ бытіе всяческая на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще Архангели, аще начала, аще власти, всяческая тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16). Онъ носитъ всяческая глаголомъ силы Своея, какъ написано (Евр. 1, 3). Словомъ Его утверждены небеса, и земля основана на водахъ. И небесное, и земное, и преисподнее, и всѣ бездны покорны слову Его и съ трепетомъ повинуются; а ты не вѣришь? Горе тому, кто судится съ Сотворшимъ его! Убойся, человѣкъ: жестоко ти есть противу рожну прати (Дѣян. 9, 5). Обратись, человѣкъ, ко Господу и не уничижай Его. Иже не вѣруетъ въ Сына, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36). Итакъ, не будь невѣренъ, но вѣруй, чтобы и тебѣ быть сопричтеннымъ съ вѣрными. Вѣруй въ Господа нашего Іисуса Христа, Учителя всему благому, и слушай, что говоритъ Онъ: аминь, аминь глаголю вамъ, яко грядетъ часъ, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Человѣческаго, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25). И еще говоритъ: егда пріидетъ Сынъ Человѣческій во славѣ Своей и вси святіи ангели съ Нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы Своея, и соберутся предъ Него вси языцы (Матѳ. 25, 31-32), то-есть, воскрешенные изъ мертвыхъ. Послушай еще, что говоритъ Самъ Владыка: воскресшіе изъ мертвыхъ ни раждаются, ни раждаютъ, ни женятся, ни посягаютъ, ни умрети бо ктому могутъ (Лук. 20, 36), но суть, яко ангели на небесѣхъ (Марк. 12, 25). Ужели не довольно сего? Ужели и симъ не убѣдимся прекратить хулу? Итакъ никто да не сомнѣвается въ воскресеніи усопшихъ. Какой свидѣтель достовѣрнѣе Бога? Самъ Богъ свидѣтельствуетъ, никто да не сомнѣвается, но всѣ вкупѣ согласно воззовемъ ко Господу и поклонимся Ему, говоря: «Поклоняюсь и вѣрую, что увижу воскресеніе мертвыхъ и жизнь будущаго вѣка».

Смотрите, чтобы не обратился кто вспять. Всякій, кто мудрствуетъ подобнымъ сему образомъ, совлекся Христа. Если въ словахъ обнаруживается подобное сему, что откроется въ дѣлахъ? Если захочу выводить ихъ на среду и описывать подробно, не достанетъ у меня времени изобразить всѣ неприличныя киченія, которыхъ прекрасно отреклись мы и которыми, къ несчастію, опять опутались, и которыя прекрасно предали забвенію, и, къ несчастію, опять припомнили, обратившись вспять. Снова принялись мы за прежнія дѣла: приняли и наружность, и занятія, и слова, и дѣянія безбожныхъ враговъ, которыя срамно обнаруживать и выводить на среду. О лукавый демонъ, ненавистникъ добра и людей, несчастный духъ! Съ какимъ ухищреніемъ запинаетъ, обольщаетъ и убѣждаетъ онъ каждаго! Владыка взываетъ и чрезъ Пророковъ, и чрезъ Апостоловъ, и чрезъ Евангеліе, и изъ многихъ внимаютъ немногіе. Діаволъ призываетъ гуслями, ликованіями, бѣсовскими пѣснями, и собираетъ къ себѣ множество. Человѣколюбецъ всѣхъ призываетъ и говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси; но никто не слушаетъ, никто не оказываетъ усердія. Человѣконенавистникъ же діаволъ поманитъ, и стекаются многіе. Если когда возвѣщены постъ или бдѣніе, всѣ жалуются въ изнеможеніи и дѣлаются, какъ мертвые. А если когда объявлено объ обѣдахъ, о вечерахъ, о гусляхъ и бѣсовскихъ пѣсняхъ; всѣ дѣлаются веселыми, бодрыми, приглашаютъ другъ друга, дружно идутъ худымъ путемъ, состязуются въ недобромъ подвигѣ, не соблюдая благопристойности, не какъ рабы Божіи, но какъ бѣглецы, и часто, цѣлый день трудясь для чрева, и цѣлую ночь проводятъ безъ сна на погибель душъ своихъ, играя и служа игралищемъ, и ничего не пріобрѣтая отъ труда и бдѣнія, кромѣ единаго горя, по сказанному Господомъ: горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6, 25); потому что не хотѣвшіе здѣсь пролить немного слезъ, будутъ тамъ плакать безпредѣльные вѣки. Никто да не обольщаетъ васъ, братія: не христіанамъ сіе свойственно, но невѣрнымъ язычникамъ, какъ сказалъ Владыка: не возноситеся (Лук. 12, 29), потому что все это дѣлаютъ языцы міра, у которыхъ нѣтъ ни надежды спасенія, ни желанія будущихъ благъ. А вамъ сказано: Не любите міра, ни яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ, нѣсть любве Отчи въ немъ: яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ міра сего есть. И міръ преходитъ и похоть его: а творяй волю Божію пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 15-17). Знаете, братія, что елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Какъ же вы, облекшись во Христа, служите діаволу? Не знаете развѣ, что мы — образъ Божій и слава Божія? Какъ же, нося въ себѣ образъ Божій, не чтите, но безчестите его дѣлами языческими? О, сколькихъ благъ лишаемъ мы себя сими дѣлами! Тебѣ, братъ, предписано Апостоломъ: вся во славу Божію творити (1 Кор. 10, 31); а ты языческими дѣлами тѣшишь діавола, и безчествуешь человѣколюбца Бога. Тебѣ данъ совѣтъ непрестанно молитися (1 Сол. 5, 17), а ты непрестанно разсѣеваешься. Тебѣ велѣно отвергнуться мірскихъ похотей (Тит. 2, 12), ты пріялъ отъ Владыки заповѣдь: не возноситися; а ты не смотришь на сіе, но отвращаешь слухъ. Впослѣдствіи же найдешь сіе горькимъ, паче желчи и изощреннымъ, паче обоюдуостраго меча. Ибо таково свойство грѣха — увеселяетъ мало, а наказываетъ жестоко, услаждаетъ временно, а наказываетъ вѣчно. Хотите ли, удостовѣрю васъ, что заниматься играми, есть идолослуженіе? Слушай, чтó говоритъ Апостолъ: ни идолослужителе бывайте, якоже есть писано: сѣдоша людіе ясти и пити, и восташа играти (1 Кор. 10, 7). Итакъ, смотри, чтобы тебѣ, любя игры, не оказаться тамъ съ идолослужителями, потому что каждый понесетъ свое бремя; каждый пожнетъ, чтó посѣялъ. Смотри же, чтобы не посѣять тебѣ здѣсь терній — смѣховъ и разсѣяній, а тамъ не пожать слезъ и сѣтованія.

О многомъ долженъ я говорить, но не могу сказать теперь всего. Сіе же пусть знаетъ каждый, что Богъ опредѣлилъ и уставилъ день, въ который будетъ судить міръ, но, какъ Человѣколюбецъ, долготерпитъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Пріидетъ же день Господень, егоже ради небеса жегома разорятся, по написанному (3, 12); и всѣ, хотимъ или не хотимъ того, будемъ собраны и предстанемъ судищу Христову, тамъ, гдѣ книги отверзаются. Теперь слушаемъ и читаемъ сіи книги, но не пріемлемъ ихъ; а тамъ увидимъ, что сіи самыя книги отверсты, и читаются, и осуждаютъ насъ, какъ Апостолъ говоритъ: въ день егда судитъ Богъ тайная человѣкомъ, по благовѣстію моему (Рим. 2, 16); и Господь говоритъ: слово, еже глаголахъ, то судитъ мірови въ послѣдній день (Іоан. 12, 48). Видите, что по Евангелію будемъ судимы въ оный день. Тщательно вникайте въ написанное и не пренебрегайте симъ; горе оскорбляющимъ Священныя Писанія! Ибо много суеслововъ, которые сами себя обольщаютъ, и когда слышатъ о судѣ и наказаніи, посмѣваясь говорятъ: «Не лучше я цѣлаго міра; гдѣ цѣлый міръ, тамъ и я. Чему же такому быть со мною, чтó не постигло бы и цѣлый міръ? Буду пока наслаждаться благами вѣка сего; чтó дѣлаетъ цѣлый міръ, то дѣлаю и я». Потомъ, когда исполнился предѣлъ жизни его, приходитъ посланный грозный Ангелъ, который требуетъ души его, и говоритъ: «кончивъ путь твой въ этой жизни, иди теперь въ другой міръ, иди въ мѣсто свое». И послѣ сего оставляетъ онъ пріятности жизни сей, которыми думалъ наслаждаться вѣчно, и, влекомый лукавыми ангелами, пойдетъ на мѣсто мученія, и, увидѣвъ оное, придетъ въ трепетъ и будетъ ударять себя въ лицо руками, озираясь туда и сюда и намѣреваясь бѣжать. Но бѣжать невозможно, потому что уводяшіе держатъ его крѣпко связаннымъ. Тогда удерживающіе его ангелы скажутъ ему: «Отчего приходишь въ робость, жалкій? Что возмущаетъ, что печалитъ тебя? Чего боишься, бѣдный? Чего трепещешь, несчастный? Самъ ты уготовалъ себѣ мѣсто сіе. Помни, чтó посѣялъ. Слышалъ ты о страшныхъ мученіяхъ и посмѣваясь говорилъ: гдѣ міръ, тамъ и я; а теперь трепещешь? Ты не одинъ, — не унывай. Гдѣ цѣлый міръ, тамъ и ты». Потомъ съ принужденіемъ и нехотя вступивъ въ мѣсто сіе, и жестоко мучимый, начинаетъ жалобно взывать и умолять представившихъ его на судъ, чтобы получить хотя малую ослабу. И отвѣчаютъ ему: «О чемъ вопіешь? Не лучше ты міра; гдѣ цѣлый міръ, тамъ и ты, какъ самъ говорилъ». И тогда изъ глубины сердца воздохнувъ, скажетъ: «Какую пользу принесъ мнѣ цѣлый міръ? Увы, я обманутъ и поруганъ! Праведенъ судъ Божій. Теперь узналъ я, несчастный, что еже сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ, и какое бремя самъ свяжетъ, такое и понесетъ (Гал. 6, 5. 7). Увы, слышалъ я и не принималъ! Видѣлъ, что многіе подвизаются, пребываютъ во бдѣніи, постятся, подаютъ милостыню, и всѣхъ злословилъ, всѣхъ осмѣивалъ! Видѣлъ, что многіе плачутъ и проливаютъ слезы, и надъ всѣми насмѣхался. Увы, я поруганъ! Лучше было бы мнѣ сто лѣтъ плакать, рыдать, поститься, ѣсть камни, нежели прійти въ это мѣсто мученія. Кто дастъ три дня на покаяніе изъ того вѣка, въ которомъ я бѣдный худо расточилъ время? Но торжище кончилось, и нѣтъ болѣе временя покаянія». Подобно сему будутъ говорить въ мукахъ тѣ, которые здѣсь посмѣваются Священнымъ Писаніямъ.

Итакъ убоимся онаго посѣщенія мукъ и перестанемъ безчествовать Бога, потому что Ему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 107-116. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0