Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

93. На пришествіе Господне (первое слово).

У кого есть сокрушеніе и слезы, тотъ въ молитвахъ да проситъ Господа, чтобы избѣгнуть ему великой скорби, какая придетъ на землю, и чтобы вовсе не видѣть самого звѣря и не слышать также, какія будутъ по мѣстамъ страхованія, землетрясенія, глады и различныя смерти на землѣ. Нужна душа мужественная, способная, скажу такъ, управить жизнь свою среди сихъ соблазновъ. А если какой человѣкъ окажется, хотя нѣсколько, нерадивымъ, того удобно преодолѣютъ и плѣнятъ знаменія лукаваго и коварнаго змія. И таковый на судѣ окажется неизвинимымъ, потому что самъ добровольно повѣрилъ мучителю. Много нужно намъ молитвъ и слезъ, возлюбленные, чтобы кому изъ насъ твердо устоять въ искушеніяхъ. Много мечтаній наведетъ звѣрь, потому что онъ, богоборецъ, захочетъ всѣхъ погубить.

Послушайте, христолюбивые братія мои, что сдѣлалъ онъ въ пустынѣ съ Израилемъ, исшедшимъ изъ Египта, какъ ухитрился онъ, окаянный и всескверный, вовлечь всѣхъ въ самый тяжкій грѣхъ; внушилъ мысль Валааму, подать самый злой совѣтъ Валаку, царю мадіамскому, чтобы городскихъ женщинъ вывелъ въ кущи и уловилъ ими израильтянъ, склонилъ къ блуду и жертвоприношенію, чтобы въ конецъ потребилъ ихъ Богъ, какъ нечестивцевъ, когда всѣ будутъ блудодѣйствовать съ сими женщинами, подобно безсловеснымъ. И поставилъ царь женщинъ открыто предъ народомъ и трапезы при дверяхъ съ возліяніями и жертвами, всѣхъ вовлекая въ смерть, чтобы желающій блудодѣйствовать съ сими скверными сперва сдѣлалъ возліяніе, и потомъ вошелъ въ кущу; потому что женщины ничего не брали у израильтянъ, но всякаго проходящаго принуждали принести жертву. И князьямъ вывелъ онъ дочерей княжескихъ, а также богатымъ дочерей людей богатыхъ, всему же народу множество женщинъ изъ простого народа, чтобы вдругъ всѣхъ уловить въ смерть; и богатый не погнушался бѣдною, и князь какою либо дочерью простолюдина. Видишь дѣло неправды, лукавый умыселъ! Какъ всѣмъ ископалъ ровъ погибели въ смерть! Видѣлъ ли кто изъ васъ когда-нибудь такое безстыдное дѣло — блудъ, вооруженный мечемъ обоюдоострымъ? Ибо сугубою страшною смертію истребляли женщины входящихъ къ нимъ, побуждая и приносить жертвы и блудодѣйствовать.

Сей же самый способъ употребитъ мучитель, чтобы всѣ носили на себѣ печать звѣря, когда въ свое время, при исполненіи временъ, придетъ онъ прельстить всѣхъ знаменіями, чтобъ такимъ только образомъ могли купить себѣ пищи и всего нужнаго; для исполненія же сего повелѣнія поставитъ народныхъ начальниковъ. Обратите вниманіе, братія, на чрезмѣрную злокозненность звѣря, на ухищренія его лукавства: начинаетъ онъ съ чрева, чтобы человѣкъ, доведенный до крайности недостаткомъ пищи, принужденъ былъ принять его печать. И будетъ полагать свою печать сей скверный не на какомъ бы то ни было членѣ тѣла, но, чтобы не затруднялись симъ, будетъ полагать ее на правой рукѣ человѣка. А также и на челѣ положитъ нечестивое начертаніе, чтобы человѣкъ не имѣлъ возможности правою рукою напечатлѣвать на себѣ знаменіе Христа Спасителя нашего, и также не могъ назнаменовать у себя на челѣ, безъ сомнѣнія, страшное и святое имя Господне, и славный и страшный крестъ Спасителевъ. Ибо знаетъ сей злосчастный, что крестъ Господень, если будетъ на комъ напечатлѣнъ, разрушитъ всю его силу. И потому будетъ класть печать на правой рукѣ человѣка; такъ какъ она запечатлѣваетъ крестомъ всѣ члены наши, а подобнымъ образомъ и чело на верхѣ своемъ носитъ Спасителево знаменіе; какъ свѣщникъ носитъ на себѣ свѣтильникъ свѣта. Итакъ, братія мои, всѣмъ вѣрнымъ и сильнымъ христолюбивымъ людямъ предлежитъ страшный подвигъ, чтобы ни однажды не уступить до часа смертнаго, и не изнемочь, когда змій будетъ начертывать печать свою вмѣсто креста. Ибо всѣми способами будетъ ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сіе всесвятое и пречистое имя — вовсе не было именуемо во времена змія. Сдѣлаетъ же сіе немощный, страшась и трепеща святой силы Спасителева имени. Ибо кто не запечатлѣется его печатію, тотъ не будетъ плѣнникомъ его мечтаній; отъ таковаго не отступитъ Господь, но будетъ просвѣщать его сердце и привлечетъ къ Себѣ.

Намъ же, братія, во всей точности должно уразумѣвать мечтанія ненавистнаго врага. Господь въ мирѣ грядетъ ко всѣмъ намъ отразить для насъ ухищренія звѣря. Искренно содержа непоколебимую вѣру Христову, содѣлаемъ вражію силу шаткою. Пріобрѣтемъ непреложный и благочестивый помыслъ, и безсильный отступитъ отъ насъ, не имѣя возможности что-либо сдѣлать намъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 117-119. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0