Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

95. Слово о судѣ и воскресеніи.

Пріидите всѣ, братія, и послушайте меня, малѣйшаго Ефрема. Собственный свой помыслъ поставимъ судіею, чтобы извѣдать намъ сердце свое, точно ли такъ ходимъ, какъ говорятъ богодухновенныя Писанія. Не будемъ уничижать Духа Святаго, Которымъ мы знаменались (Ефес. 4, 30). И если кто сознаетъ въ себѣ добрыя дѣла, то да потщится пріумножить благодать, какую въ смиренномудріи пріялъ онъ отъ Человѣколюбца. А если дознано, что мы во грѣхахъ, то почему нерадимъ, христолюбивые братія?

Вотъ, постигнетъ насъ, братія, тотъ день, въ который омрачится свѣтъ солнечный, и спадутъ звѣзды, въ который небо свіется, какъ свитокъ, въ который загремитъ великая труба, и страшнымъ звукомъ пробудитъ всѣхъ отъ вѣка мертвецовъ, въ который, по гласу Судіи, опустѣютъ таибницы ада, въ который явится Христосъ на облакахъ со святыми ангелами судить живыхъ и мертвыхъ и воздать каждому по дѣламъ его. Ибо дѣйствительно страшно Христово во славѣ пришествіе. Чудное дѣло, христолюбцы, увидѣть, что небо внезапно раздирается, земля измѣняетъ свой видъ, мертвые возстаютъ. Земля представляетъ тѣло человѣческое, какимъ приняла его; хотя бы растерзали его звѣри, пожрали птицы, раздробили рыбы, не оказывается недостатка даже и въ волосѣ человѣческомъ предъ Судіею, потому что каждаго прелагаетъ Богъ въ нетлѣніе. Всѣ пріемлютъ тѣло, сообразное собственнымъ дѣламъ своимъ. Тѣло праведныхъ сіяетъ седмькратъ паче свѣта солнечнаго; а тѣла грѣшниковъ оказываются темными и исполненными зловонія; и тѣло каждаго показываетъ дѣла его, потому что каждый изъ насъ дѣла свои носитъ въ собственномъ тѣлѣ своемъ. И тогда совершится тяжкое испытаніе дѣлъ нашихъ. Согрѣшалъ ли кто изъ насъ словомъ или помышленіемъ, все это станетъ тогда вокругъ его; сдѣлалъ ли что доброе, а также и худое, все это ясно увидитъ; куда ни устремитъ взоръ, вездѣ будетъ видѣть дѣла свои. Итакъ, братія возлюбленные, употребимъ усиліе, избѣжать укоризны и страшнаго стыда, какой встрѣтитъ тогда всѣхъ грѣшниковъ; употребимъ стараніе быть причастниками тѣхъ благъ, какія уготовалъ Богъ всѣмъ праведнымъ, ихже око не видѣ, и ухо не слыша и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 3), въ няже желаютъ Ангели приникнути (1 Петр. 1, 12). Когда Христосъ пріидетъ съ неба, тотчасъ неугасимый огонь потечетъ всюду предъ лицемъ Христовымъ, и покроетъ все. Ибо потопъ, бывшій при Ноѣ, служилъ образомъ сего неугасимаго огня. Какъ потопъ покрылъ всѣ вершины горъ, такъ и огонь тогда покроетъ все. Тогда всюду потекутъ ангелы, и всѣхъ святыхъ и вѣрныхъ восхитятъ во славѣ на облакахъ во срѣтеніе Христово. И такъ постараемся, друзья, оказаться достойными сего восхищенія, неукоризненными и неурекаемыми предстать страшному и въ трепетъ приводящему судилищу. Блаженъ, кто на облакахъ срѣтитъ Царя славы; напротивъ того, злосчастенъ, кто лишенъ будетъ сего восхищенія, ибо невосхищенные на прославленныхъ облакахъ, тѣмъ самымъ, покажутъ, что они нечестивые грѣшники.

Итакъ, не будемъ нерадивыми, христолюбивые братія; ибо, вотъ, поприще открыто для всѣхъ. Посему, пока есть у насъ время, постараемся покаяться; препобѣдимъ гибельныя тѣлесныя страсти и душевное сластолюбіе, подобно цѣломудрому Іосифу, не тѣломъ только, но и помысломъ; потому что совершенный мужъ до такой степени поспѣшаетъ уцѣломудрить себя. Ибо кто взираетъ на жену, ко еже вожделѣти ея, тотъ уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 4, 28). Часто тѣлесныя дѣйствія прерываются по многимъ причинамъ, и человѣческій страхъ нерѣдко предотвращаетъ ихъ; дѣйствія же ума производятся небоязненно, и безъ труда приходятъ въ исполненіе. Такъ, напримѣръ, нерѣдко кто-нибудь изъ васъ, друзья, обращалъ невоздержный взоръ и увлекался своимъ помысломъ, но потомъ тотчасъ проходитъ мимо. Таковый уподоблялся подстрѣленной сернѣ, которая нерѣдко избѣгаетъ изъ рукъ у ловцевъ, но уходитъ, унося въ себѣ вонзенную стрѣлу. Ибо кто изъ васъ побѣжденъ помысломъ, тотъ уже не цѣломудръ предъ Богомъ. Если бы не страхъ людскій и не стыдъ, человѣкъ вмѣстѣ съ душею своею часто растлѣвалъ бы и тѣло. Посему онъ не увѣнчается уже, какъ цѣломудренный, но если не покается, непрестанно будетъ нести наказаніе, какъ человѣкоугодникъ. А если и былъ онъ когда-нибудь завлеченъ и побѣжденъ своимъ помысломъ, то уврачуетъ язву свою покаяніемъ.

Итакъ, братія, будемъ избѣгать злого пожеланія. Оно и Еву лишило славы, и она пожелала вкусить единой снѣди. Оно и потопъ навело на міръ: ибо видѣша ихъ сынове Божіи (Быт. 6, 2), и постыднымъ образомъ осквернились съ дщерями человѣческими. Оно сдѣлало, что египтянка вознеистовствовала на цѣломудраго Іосифа; но сей юноша, боясь Бога, препобѣдилъ заключеннаго съ нимъ аспида. Оно сдѣлало своимъ плѣнникомъ доблестнаго и непреоборимаго назорея Сампсона. Прежде растерзалъ онъ кровожаднаго льва и низложилъ тысячи ослиною челюстію, но когда пожелалъ жить вмѣстѣ съ ехидною, тотчасъ пали власы съ назорея, немилосердо лишенъ онъ зрѣнія очей, и вскорѣ сдѣлался посмѣшищемъ для всѣхъ. А также и Давидъ убилъ Урію; ради вожделѣнія умеръ и Навуѳей. Оно жалкаго Іуду довело до того, что предалъ Христа, своего Владыку. Посему блаженъ, кто сталъ побѣдителемъ всякаго вожделѣнія слухомъ и зрѣніемъ, осязаніемъ и обоняніемъ, и, украшенный вѣнцемъ цѣломудрія, принесетъ его предъ страшное и въ трепетъ приводящее судилище. Пріидите, вкупѣ поклонимся Христу, единогласно взывая: Аллилуія! Пріидите, всѣ прославимъ Его. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 124-128. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0