Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

96. О монахахъ.

Почему пророкъ уподобилъ тебя, одинокаго монаха, сиротствующей горлицѣ (Псал. 83, 4)? Потому что горлица — цѣломудренная птица, никогда не вступаетъ во второй бракъ, не сидитъ на роскошныхъ вѣтвяхъ, но ищетъ лучше необитаемыхъ пустынь, и тамъ довершаетъ дни свои. Для того пророкъ и уподобилъ тебя сиротствующей горлицѣ, чтобы не возвращался ты вспять въ міръ, чтобы не проводилъ времени въ городахъ и весяхъ, не водворялся вмѣстѣ съ людьми мірскими, не познавалъ путей ихъ, и душа твоя не отступала отъ Господа Бога своего, истиннаго Жениха душъ нашихъ, чтобы не принять тебѣ сѣтей на душу свою, и не возвратиться къ богатству и житейскимъ удовольствіямъ; потому что невозможно тебѣ быть и ангеломъ и человѣкомъ; не можешъ работать Богу и мамонѣ. Не представляйте въ оправданіе свое, заблудшіеся монахи, исполненія заповѣдей и благотвореній, попеченія о старцахъ и страннопріимства. Богъ не сего требуетъ отъ ангеловъ, но чтобы воспѣвали и славословили и прославляли Его выну, на что и вы опредѣлили себя.

Предложу вамъ слѣдующую притчу: монахъ любостяжательный и богатый — мірской владѣлецъ, а монахъ бѣдный — гражданинъ небесный. Монахи, которые живутъ въ богатствѣ и роскоши, ничѣмъ не различествуютъ отъ людей мірскихъ, роскошныхъ и сластолюбивыхъ. Они чужды еще ангельскаго житія, и даже оказываются лжецами. И хотя отреклись уже отъ міра, однакоже опять заботятся о житейскомъ, о богатствѣ и о своихъ родныхъ. И образа монашескаго не могутъ еще на себѣ носить тѣ, которые озабочены богатствомъ житейскимъ. Ибо невозможно Богу работати и мамонѣ, говоритъ Господь (Матѳ. 6, 24). И сами апостолы, вопросившіе Учителя своего и сказавшіе Ему: се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебѣ идохомъ (Матѳ. 19, 27), не пошли уже въ міръ, оставивъ Учителя, и не обратились вспять, то-есть, къ богатству.

Итакъ, если видишь монаха богатаго и сластолюбиваго, сребролюбца и несострадательнаго, видишь, что гонится онъ за житейскимъ богатствомъ, любитъ роскошь и мірскія выгоды, то оставь свои дѣла и плачь о немъ, потому что таковый ходитъ въ ночи и во тьмѣ. Ибо неугодно Богу, чтобы монахъ оставилъ, такъ сказать, духовное и заботился о мірскомъ, хотя, повидимому, имѣетъ на то и благовидный какой-нибудь предлогъ. Это діаволъ надъ нимъ посмѣвается и пытается погубить его. Ибо тѣ, которые ради тѣлеснаго и житейскаго нерадятъ о дѣлахъ духовныхъ и уклоняются отъ нихъ, терпятъ великій и постоянный уронъ, не разумѣя и не въ состояніи будучи вмѣстить умомъ Божественнаго изреченія: никто возложь руку свою на рало и зря вспять, управленъ есть въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62). Къ чему тебѣ, монахъ, пріобрѣтать себѣ богатство душепагубное, высокомѣрное, горделивое, немилосердое, несострадательное, ненасытное? Чѣмъ болѣе кто богатѣетъ, тѣмъ болѣе дѣлается немилосердымъ и безчеловѣчнымъ, и тѣмъ паче удерживаетъ руки свои отъ подаянія милостыни. Но ты, монахъ, не вожделѣвай сего богатства, не пріобрѣтай и не привлекай его себѣ; ибо первая и великая заповѣдь для монаха — нищета по Богу. Прилѣпись же лучше ко Христу, безъ разсѣянія пребывая въ томъ мѣстѣ, гдѣ отрекся ты отъ міра для Бога, живущаго во вѣки.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 128-130. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0