Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 20 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

97. О второмъ Господнемъ пришествіи и о покаяніи.

Покаемся, братія, чтобы милостивъ былъ Богъ ко грѣхамъ нашимъ; призовемъ Его, потому что оскорбили Его; смиримся, чтобы возвысилъ Онъ насъ; будемъ плакать, чтобы утѣшилъ насъ; отбросимъ отъ себя злой навыкъ и облечемся въ добродѣтель, какъ въ одежду, особенно мы, сподобившіеся ангельскаго житія. За мѣру для себя, возлюбленные, пріимемъ прекрасный и совершенный подвигъ отцевъ, прежде насъ бывшихъ. Не сегодня только воздерживайся, а на утро приготовляй обѣды; не сегодня только пей воду, а на утро упивайся виномъ; не сегодня только ходи необутый, а на утро въ гладкой обуви; не сегодня только въ рубищѣ, а наутро въ одеждѣ изъ узорчатой ткани; не сегодня только въ убогой ризѣ, а на утро нарядный; не сегодня только будь кротокъ и смиренъ, а на утро и высокомѣренъ и горделивъ; не сегодня только послушенъ, а на утро безчиненъ и непокоренъ; не сегодня только пусть будутъ у тебя плачъ и сѣтованіе, а на утро смѣхъ и холодное равнодушіе; не сегодня только спи на голой землѣ, а на утро на мягкомъ ложѣ; не сегодня только кайся, а на утро забывай это; но держись одного правила, какъ и святые Отцы въ продолженіе пятидесяти и болѣе лѣтъ не измѣняли своего правила.

На что отрекся ты, возлюбленный, отъ міра, если ищешь мірского покоя? Призванъ ты къ скорби и ищешь покоя? Призванъ къ наготѣ и любишь нарядныя одежды? Призванъ къ жаждѣ и пьешь вино? Призванъ на брань и хочешь безъ оружія войти въ Царствіе? Призванъ къ бдѣнію и предаешься сну? Призванъ къ плачу и къ сѣтованію и смѣешься? Призванъ къ любви и ненавидишь брата своего? Призванъ къ покорности и прекословишь? Призванъ къ кротости и къ смиренномудрію и превозносишься? Призванъ наслѣдовать Царство Небесное и мудрствуешь земное? Смотрите, братія, отрекшись отъ міра, не будемъ мудрствовать по-мірскому; не возвращайтесь снова вспять и не мудрствуйте по-мірскому, когда что дѣлаете или о чемъ бесѣдуете: ибо тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33). Но, какъ говоритъ пророкъ Давидъ, въ законѣ Господнемъ поучайся день и ночь, чтобы могъ ты смѣло сказать съ нимъ: азъ же закону Твоему поучихся (Псал. 118, 70); и еще: испытаю законъ Твой и сохраню ѝ всѣмъ сердцемъ моимъ (34); и еще: поучуся закону Твоему выну (117); и еще: благъ мнѣ законъ устъ Твоихъ, паче тысячъ злата и сребра (72); и еще: возрадуюся азъ о словесѣхъ Твоихъ (162). И ты, братъ, бесѣдуй не о мірскомъ, но о духовномъ не о земномъ, но о небесномъ. Возноси сераце свое горѣ, къ Спасителю Христу, и говори съ Давидомъ: Господи, не вознесеся сердце мое (Псал. 130, 1); къ Нему обращай всегда взоръ говоря: къ Тебѣ возведохъ очи мои, живущему на небеси (Псал. 122, 1). Проливай слезы, потому что сѣющіи слезами, радостію пожнутъ (Псал. 125, 5), день и ночь имѣй предъ очами послѣдній часъ. Въ устахъ твоихъ непрестанно да будетъ псаломъ, ибо призываемое имя Божіе обращаетъ въ бѣгство демоновъ; много бесѣдуй съ Богомъ, мало говори съ людьми; памятуй всегда Бога, и умъ твой содѣлается небомъ. Не люби роскоши, но бѣгай удовольствій; имѣй ненависть ко всякой радости міра сего; не страшись возлежанія на голой землѣ, потому что доставляетъ вѣчное наслажденіе; и не почитай для себя тягостнымъ поста, потому что онъ препровождаетъ тебя къ вѣчному веселію. Сталъ ты воиномъ Христовымъ? Не обязуйся куплями житейскими, да Воеводѣ угоденъ будеши (2 Тим. 2, 4). Отрекся ты отъ міра? Не люби міра ни яже въ мірѣ (1 Іоан. 2, 15). Возложилъ ты руку свою на рало? Не обращайся вспять (Лук. 9, 62). Обручился ты со Христомъ? Жди Его пришествія; каждый день, и часъ, и каждую минуту памятуй о Немъ, какъ невѣста о женихѣ своемъ, и къ Нему всегда устремляй мысль, подобно женѣ, любящей мужа, у которой мужъ въ отлучкѣ, и которая, находясь въ великой заботѣ и скорби, не престанетъ смотрѣть на дороги и разспрашивать у проходящихъ, гдѣ бы могъ онъ теперь находиться. У ней только и рѣчей, что о мужѣ, и во снѣ ожидаетъ его, и прислушивается, и не знаетъ себѣ покоя, ни съ кѣмъ не смѣется, не предается веселію, не перестаетъ проливать слезы, пока не возвратится къ ней желанный. Такъ поступай и ты, христіанинъ, особливо, отрекшійся отъ суетной жизни. И что говорю: отрекшійся? Всѣ мы предстанемъ судищу Христову, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла блага или зла (2 Кор. 5, 10). Наконецъ, братъ, не будь алченъ къ временной пищѣ; не домогайся тѣлеснаго успокоенія; не давай сна очамъ своимъ, не живи беззаботно, но всегда предъ очами имѣй Бога, чтобы могъ ты сказать съ святымъ Давидомъ: предзрѣхъ Господа предо мною выну (Псал. 15, 8). Не преставай испытывать Божественныя Писанія, не преставай вопрошать матерь свою — Церковь, когда придетъ желанный Женихъ; разспрашивай и развѣдывай о знаменіи Его пришествія, потому что Судія не укоснитъ. Не преставай вопрошать, пока въ точности не узнаешь; не преставай прибѣгать къ помощи знающихъ о семъ въ точности.

Хочешь ли знать, кто въ точности знающіе эту великую и страшную тайну? Пророки, апостолы, евангелисты; они точно знаютъ о страшномъ пришествіи Христа и Жениха. Ихъ вопроси, братъ, и услышишь, что придетъ и не замедлитъ. Вопроси великаго пророка Исаію, и отвѣтитъ тебѣ такъ: се, Господь идетъ, и мзда Его съ Нимъ (Ис. 40, 10), и еще: Господь Богъ силъ изъидетъ сокрушити рать (Ис. 42, 13). И другій пророкъ говоритъ: идый пріидетъ и не умедлитъ (Авв. 2, 3). Отвѣтитъ тебѣ и пророкъ Малахія, говоря: се, грядетъ, и кто стерпитъ день пришестеія Его, или кто постоитъ въ видѣніи Его (Мал. 3, 1-2)? Да и пророкъ Давидъ научитъ тебя, говоря: Богъ явѣ пріидетъ (Псал. 49, 3); и поклонятся Ему вси царіе земстіи (Псал. 71, 11); и еще: яко грядетъ судити земли (Псал. 95, 13). Если вопросишь первоверховнаго Петра, и онъ отвѣтитъ тебѣ, говоря: не коснитъ Господь обѣтованія, якоже нѣцыи коснѣніе мнятъ, но долготерпитъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9); и еще: день Господень, яко тать въ нощи, тако пріидетъ (1 Сол. 5, 2). Но и Іаковъ отвѣчаетъ также, говоря: се, Судія предъ дверьми стоитъ (Іак. 5, 9). И Іоаннъ Богословъ говоритъ тебѣ такъ: да имамы дерзновеніе и не посрамимся отъ Него въ пришествіе Его (1 Іоан. 2, 28). Вопроси, возлюбленный, и святаго евангелиста Матѳея, и онъ яснѣе тебѣ скажетъ о пришествіи Жениха, чтó слышалъ отъ Него Самого; говоритъ же онъ такъ: Господь рече: бдите, яко не вѣсте часа ни дне, въ оньже Христосъ пріидетъ (Матѳ. 25, 13). И еще: будите готови, яко въ оньже часъ не мните Господь пріидетъ (Лук. 12, 10); и еще: блаженъ рабъ той, егоже пришедъ господинъ его обрящетъ бдяща (Матѳ. 24, 46). И еще говоритъ: Узрятъ Сына Человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою. Тогда сядетъ на престолѣ славы Своея, и соберутся предъ Нимъ вси языцы, и разлучитъ ихъ другъ отъ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищъ, и т. д. (Матѳ. 25, 30. 32). Если вопросишь у прочихъ евангелистовъ и у всѣхъ святыхъ, то подобное сему услышишь отъ нихъ о пришествіи Господа, что близъ есть, при дверехъ.

Наконецъ, не имѣешь уже предлога. Вотъ, слышалъ ты всю истину отъ блаженныхъ пророковъ и апостоловъ; теперь готовь, чтó нужно ко спасенію. Что же мнѣ дѣлать, чтобы спастись и обрѣсти милость и дерзновеніе въ день оправданія? — Скажу тебѣ это, соблюди только. Если ты послушаешь Господа, и Онъ услышитъ тебя; ибо такъ сказалъ Господь: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія, отпуститъ и Отецъ вашъ Небесный согрѣшенія ваши (Матѳ. 6, 14). Вотъ, слышалъ ты пока одну великую и легкую заповѣдь, ибо человѣколюбецъ Богъ сказалъ: бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 30). Что за тяжесть отпустить брату прегрѣшенія и получить отъ Бога прощеніе собственныхъ своихъ прегрѣшеній, чтобы смѣло говорить: остави мнѣ долги мои, Владыка, потому что я оставилъ долги брату моему? Соблюдай сію заповѣдь, ни на кого не имѣй вражды, ни къ кому не питай никогда ненависти, не проводи времени въ смѣхотворствѣ, не клевещи, не злословь, не празднословь, не сближайся слишкомъ съ людьми мірскими, не вдавайся въ басни; да не занимаютъ дѣла земныя тебя, отрекшійся отъ цѣлаго міра; да не будетъ у тебя иного попеченія, иного подвига, какъ только объ одномъ страшномъ днѣ; и сердце твое и языкъ твой да поучаются всегда о судѣ. Занимаешься ли работой, или молишься, или ходишь, или сидишь, или ѣшь, или постишься, или лежишь, бодрствуя на постели своей, или другое что дѣлаешь, да не перестаютъ умъ твой размышлять и уста твои говорить о судѣ. Разсуждай же въ сердцѣ своемъ такъ: «Чѣмъ буду оправдываться предъ Судіею? Есть ли кто другой подобный мнѣ грѣшникъ? Какъ загладить мнѣ грѣхи свои?» Скажу тебѣ какъ; дѣлай, чтó дѣлалъ и чему учитъ Давидъ, говоря: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7). Такъ плачь и размышляй и ты, говоря: «Какъ страшны мученія, о которыхъ говоритъ Божественное Писаніе, — эта огненная рѣка, этотъ неугасимый огонь, эта тьма кромѣшная, это скрежетаніе зубовъ, эта геенна огненная, этотъ червь неумирающій, эта пещь огненная! И въ какое изъ сихъ мученій надлежитъ итти мнѣ грѣшному?» О семъ помышляй, чадо, каждый день, каждую ночь, каждый часъ, и старайся пребывать въ постѣ, во бдѣніи, въ молитвѣ, въ слезахъ, всегда уединяться въ келліи и молчать, и не предавайся бездѣйствію; не разслабѣвай, братъ, хотя иные развлекаютъ тебя, или осмѣиваютъ, или уничижаютъ, или ставятъ ни во что; не обращай на нихъ вниманія, но имѣй въ виду желаннаго Жениха и говори: «Достоинъ я осмѣянія. И Господь мой былъ осмѣянъ, поруганъ, оплеванъ, и распятъ, и ненавидимъ учениками діавола. И насъ учитъ Господь, чтобъ и мы, обижаемые были терпѣливы, укоряемые благословляли, гонимые терпѣли» (1 Кор. 4, 12-13). Припомни еще, братъ, чтó Господь говоритъ ученикамъ: Аще міръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ. Но яко Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ (Іоан. 15, 18-19). И еще: блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ (Матѳ. 5, 11), и возненавидятъ васъ человѣцы (Лук. 6, 22). И всѣ святые шествовали симъ тѣснымъ путемъ, какъ говоритъ Апостолъ: руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени бьша, убійствомъ меча умроша, проидоша въ милотѣхъ, въ козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахъ, и въ вертепахъ, и въ пропастѣхъ земныхъ (Евр. 11, 36-38). И ты, братъ, если будешь терпѣливъ и рачителенъ въ исполненіи малаго своего правила, обрѣтешься вмѣстѣ съ ними.

Посему не предавайтесь лѣности отъ того, что ненавидитъ васъ міръ: ненавидящіе весьма злосчастны, а ненавидимые ради Христа блаженны. Ибо Онъ придетъ и воздастъ каждому по дѣламъ его. Пророкъ говоритъ: грядетъ, и кто стерпитъ день пришествія Его (Мал. 3, 1-2)? Подлинно, подлинно, страшенъ день пришествія Его. Выслушай и иное подобное сему, ибо пророкъ Даніилъ говоритъ: престоли поставишася, и Ветхій денми сѣде, одежда Его бѣла, аки снѣгъ, и власы главы Его аки волна чиста, престолъ Его пламень огненный; тысящи тысящъ предстояху Ему и тьмы темъ служаху Ему: судище сѣде и книги отверзошася (Дан. 7, 9-10). Кто не убоится дня того! Кто не вострепещетъ часа того! Здѣсь нерѣдко, если загремитъ сильнѣе громъ, не выносимъ сего, но всѣ преклоняемся къ землѣ. Кто же стерпитъ тогда, какъ увидитъ необычайныя тѣ чудеса; увидитъ, что силы небесныя поколебались; увидитъ, что стихіи разоряются, небо свивается, какъ свитокъ, солнце омрачается, луна прелагается въ кровь, звѣзды падаютъ съ неба, какъ листья со смоковницы, земля и дѣла, яже на ней, сгораютъ? Тогда увидишь, что труба страшная гремитъ съ неба и пробуждаетъ отъ вѣка почившихъ; тогда увидишь, что небеса разверзаются, и является Богъ, исполненный великаго гнѣва на грѣшныхъ. Тогда увидишь, что ангелы посланы, текутъ всюду и собираютъ избранныхъ отъ четырехъ вѣтръ, отъ конецъ небесъ до конецъ ихъ (Матѳ. 24, 31). Тогда увидишь, что страшный престолъ уготованъ, и возсѣлъ Праведный Судія. Тогда увидишь, что весь родъ человѣческій въ великомъ страхѣ и трепетѣ собранъ предъ Нимъ. Повѣрьте мнѣ, братія мои возлюбленные, что многихъ слезъ и многихъ воздыханій достоинъ тотъ день, когда увидимъ сей бѣдственный и болѣзненный часъ, въ который Судія отлучитъ насъ другъ отъ друга, какъ пастырь отлучаетъ овецъ отъ козловъ. Тогда родители разлучатся съ дѣтьми и чада съ родителями; тогда братья отдѣлятся отъ братьевъ, друзья отъ друзей, родные отъ знакомыхъ. Тогда служители Церкви разлучатся съ сослужителями, и епископы съ епископами, діаконы съ діаконами, иподіаконы и пѣвцы и чтецы другъ съ другомъ. Тогда и супруги разлучатся со слезами. Тогда восплачутъ цари и князи, жившіе въ неправдѣ, угнетавшіе своихъ и единовѣрныхъ братій. Тогда кровь погибшихъ по нерадѣнію епископовъ и пресвитеровъ, взыщется отъ рукъ ихъ. Тогда у каждаго потребуется талантъ, все, чтó онъ получилъ и чтó присовокупилъ. Тогда у каждаго христіанина потребуется отчетъ во всемъ, чтó онъ слышалъ и принялъ; по преимуществу же потребуется сіе у архіереевъ, іереевъ и левитовъ, потому что сильные сильно истязаны будутъ. Тогда каждый будетъ стоять въ страхѣ и трепетѣ, поникнувъ головою и ожидая приговора, какой выйдетъ на него. Тогда увидитъ, какая честь воздастся подвизавшимся здѣсь въ постахъ, бдѣніяхъ, слезахъ, молитвахъ, и какія утѣшенія пріемлютъ они отъ Царя. Воздохнувъ и скрежеща зубами, скажетъ онъ: «Почему же я бѣдный не подвизался въ это краткое время жизни моей, но провелъ дни свои въ нерадѣніи! Теперь не знаю, что мнѣ слѣдуетъ, не итти ли въ муку»? Когда же размышляетъ онъ такимъ образомъ, выходитъ приговоръ отъ Царя, который гласитъ: каждый пожнетъ, чтó посѣялъ. Тогда посѣявшіе слезами, пожнутъ тамъ радостію. Тогда каждый пойдетъ во слѣдъ дѣлъ своихъ, потому что дѣла каждаго стоятъ передъ нимъ и говорятъ ему: «Ты сдѣлалъ насъ, жалкій; тебѣ надлежало загладить насъ слезами своими. Слышалъ ли Писаніе, которое говоритъ, что грядетъ часъ воздать каждому по дѣламъ его, и насмѣхался надъ тѣми, которые говорятъ о семъ. Теперь пойдемъ, и насладись плодами трудовъ своихъ». Тогда каждый пойдетъ въ мѣсто свое, какое уготовалъ себѣ, и исполнится Писаніе, которое говоритъ: тогда возглаголетъ къ нимъ гнѣвомъ Своимъ и яростію Своею смятетъ я (Псал. 2, 5). Но уготовавшіе себя не смущаются, а съ дерзновеніемъ взываютъ: уготовихся и не смутихся (Псал. 118, 60). Неготовые же придутъ въ смятеніе услышавъ: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный (Матѳ. 25, 41). Тогда пойдутъ одни во тьму кромѣшнюю, другіе въ геенну огненную, иные, гдѣ скрежетъ зубовъ и прочія мученія. Ангелы же со тщаніемъ будутъ гнать ихъ и скажутъ имъ: «Вы стали, какъ овцы во адѣ, смерть упасетъ васъ (Псал. 48, 15). И пойдутъ они, скрежеща зубами и часто озираясь вспять, и смотря, какъ отлучаютъ, уводятъ ихъ, и никто не въ состояніи помочь. Гдѣ все богатство міра? Гдѣ могущество царей? Гдѣ отважность князей? Почему нигдѣ не видно, кто могъ бы помочь любимымъ? Гдѣ отецъ родившій? Гдѣ матерь чревоболѣвшая? Гдѣ единокровные братья? Гдѣ друзья? Гдѣ родные? Гдѣ веселіе и шумъ пирующихъ? Гдѣ похваляющіеся богатствомъ? О, сколькихъ слезъ и воздыханій достоинъ тотъ часъ! По причинѣ сего часа сказалъ Господь: блажени плачущіи нынѣ (Лук. 6, 21). Подлинно блаженъ, братія, кто обрѣтетъ тогда дерзновеніе. Тогда блаженные апостолы просвѣтятся паче солнца, пророки возвеселятся, мученики увѣнчаются; тогда сдѣлаются явными скрывавшіеся здѣсь въ горахъ, и вертепахъ, и пропастяхъ земныхъ. Сонмы блаженныхъ монаховъ, отрекшихся отъ міра, будутъ ликовать съ ангелами въ радованіи. Изнурявшіе себя въ вертепахъ слезами, бдѣніями и молитвами, здѣсь вмѣняемые ни во что, неизвѣстные, тамъ имениты и имѣютъ дерзновеніе; здѣсь безславные и пренебрегаемые, тамъ славны и почтенны; здѣсь бѣдные и нищіе, тамъ богаты и возлюбленны; здѣсь оставившіе отечество, и родство, и братій, и роскошь, тамъ воспріимутъ Царствіе Небесное. О, подлинно блаженны и преблаженны монахи, здѣсь живущіе въ нуждѣ, а тамъ восхищающіе царство! Ибо здѣсь въ вертепахъ, и въ келліяхъ, и на горахъ, немолчно славословили Бога и служили Ему вы, не только мужи, но и жены — немощный полъ; а тамъ снова сподобитесь пѣснословить Его съ ликами ангеловъ. Вы возлюбили Христа, отреклись отъ міра, преложились изъ міра, — будьте со Христомъ. Ибо никтоже есть, иже оставитъ домъ, или братію, или чада Мене ради, иже не пріиметъ сторицею въ нынѣшнемъ вѣкѣ, и въ вѣкъ будущій не наслѣдуетъ животъ вѣчный (Лук. 18, 29-30), какъ сказалъ Господь. Ему слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть четвертая. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1850. — С. 130-141. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 15.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0