Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ПИСАНIЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

133. Слово на святый Пятокъ о крестѣ и о разбойникѣ.

Недавно говорилъ я брачное слово Ревеккѣ; а сегодня возглашаю надгробное Происшедшему отъ Ревекки, потому что сегодня празднуемъ Владычнему гробу, содѣлавшемуся ковчегомъ жизни. Сегодня празднуемъ царственному гробу, который сталъ окномъ во гробъ. Сегодня ликовствуемъ при ковчегѣ, который трехдневнаго Мертвеца скрывалъ въ смерти. Сегодня торжествуемъ при мѵровлагалищѣ міра. Сегодня веселимся при могилѣ, уготованной Мертвецу.

Сегодня приходитъ крестъ, и радуется тварь; потому что крестъ — путь заблудшимъ; крестъ — упованіе христіанъ; крестъ — узда богатымъ; крестъ — памятникъ побѣды надъ демонами, помощь безпомощныхъ, надежда обуреваемыхъ, заступникъ вдовъ, упокоеніе скорбящихъ, цѣль старцевъ, крестъ — оружіе вѣчное, мудрость неученыхъ, проповѣдь апостоловъ, цѣломудріе дѣвъ; крестъ — безопасность вселенной; крестъ — уничтоженіе идоловъ, сила безсильныхъ, разрѣшеніе разслабленныхъ, покровъ нагимъ; крестъ — воскресеніе мертвыхъ, жезлъ хромымъ, низложеніе горделивыхъ, побѣда надъ діаволомъ; крестъ — надежда отчаянныхъ, стѣна воюемыхъ, судія неправыхъ, стражъ младенцевъ: крестъ — свѣтъ сидящимъ во тьмѣ, любомудріе варваровъ, законъ беззаконнымъ, похвала мучениковъ; крестъ — радость іереевъ, низпроверженіе капищъ, соблазнъ іудеямъ, врачество болящимъ; крестъ — хлѣбъ алчущимъ, путеводитель слѣпымъ, утѣшеніе нищимъ, покаяніе невоздержнымъ; крестъ — пѣстунъ юношей, кормчій плавающихъ, отецъ сиротъ; крестъ — совѣтникъ праведныхъ, глава мужей, великолѣпіе царей, свобода рабовъ, проповѣдь пророковъ; крестъ — упражненіе монаховъ, основаніе Церкви, разрушеніе идольскихъ жертвенниковъ, источникъ жаждущимъ. Сегодня приходитъ крестъ, и преисподняя разорена.

Сегодня пригвождены руки Іисусовы, и разрѣшены узы мертвецовъ. Сегодня дерзнули на христоубійство, и извращенъ путь мертвыхъ. Сегодня кровавый потокъ изліялся въ гробы, и орошенный адъ процвѣлъ. Нынѣ весь день туда и сюда влачимъ былъ Іисусъ, каждый часъ дня благословившій Своими страданіями; рано приведенъ къ судящему въ преторіи Пилату, оттуда преданъ іудейской дерзости на поруганіе до шестаго часа; потомъ три часа терпѣвъ мученіе отъ прободенія гвоздями, прекращаетъ страданіе Свое смертію; послѣ сего, прежде часа двѣнадцатаго, снимается съ древа, уподобившись уснувшему льву.

Теперь же снисходитъ во адъ, желая видѣть праведниковъ, почившихъ по трудахъ, и на каждомъ изъ нихъ останавливаетъ взоръ, подобно царю, который въ полдень осматриваетъ воинство, покоющееся сномъ. Видитъ Адама, обливающагося слезами; видитъ Авеля, покрытаго кровію, какъ багряницею. Видитъ Ноя, украшеняаго праведностію. Видитъ Сима и Іафета, украшенныхъ почтительностію къ отцу. Видитъ Авраама, увѣнчаннаго всякими добродѣтелями. Видитъ Лота, подвизающагося въ гостепріимствѣ. Видитъ Исаака, цвѣтущаго постоянствомъ. Видитъ Іакова, сіяющаго терпѣніемъ. Видитъ Іова, подобнаго борцу, уготовившемуся на ратоборство. Видитъ Финееса, вооруженнаго сулицею (Числ. 25, 8). Видитъ Моѵсея, посвященнаго Божіими перстами. Приходитъ къ сыну Навина, и онъ окруженъ воинствами; подходитъ къ Самуилу, и онъ блистаетъ помазаніемъ царей. Идетъ къ Давиду и онъ погребенъ со псалтирью. Приступаетъ къ Елисею, и онъ облеченъ въ милоть. Исаія съ радостію показываетъ главу, отдѣленную у него пилою. Іона славится спасеніемъ ниневитянъ. Іеремія умащенъ тиной изъ рва. Свѣтозарны очи Іезекіилевы отъ страшныхъ видѣній. На ногахъ Даніиловыхъ свѣжи еще лобзанія львовъ. Тѣла бывшихъ въ пещи искрятся огнемъ. Дружина Маккавеевъ окружена орудіями мученій. Глава Крестителева сіяетъ усѣкновеніемъ. Видитъ и святыхъ женъ, которыя ни въ чемъ не уступили мужамъ. Видитъ Сарру, сіяющую Авраамовскою вѣрою. Видитъ Ревекку, процвѣтающую благотворнымъ напоеніемъ изъ водоноса, Видитъ Рахиль, въ бракѣ сіяющую цѣломудріемъ. Видитъ матерь противоборныхъ мучителю оплотовъ, остѣненную седмью сынами. Видитъ всякаго праведника, взираетъ на всякаго пророка; проповѣдуетъ: се Азъ, и божественное воинство пробуждено.

Но симъ да заключено будетъ краткое сказаніе о царѣ. Обратимъ, наконецъ, слово къ Пилату, ибо это начало нынѣшнихъ событій. Іудеи, съ неистовствомъ взявъ Христа, предали игемоновымъ истязаніямъ, ни въ чемъ не соблюдая должнаго порядка, безъ всякой записи, безъ законнаго обвиненія, не сказавъ причины, не представивъ въ оправданіе свое никакой жалобы. Но какъ же было дѣло? Простой народъ, толпа людей низкихъ, и грубые поселяне изъ окрестныхъ весей, и сошедшись на праздникъ, вопіютъ: распни, распни. Пилатъ же, не находя никакой другой причины, но видя, что движеніе въ народѣ возбуждено завистью, въ намѣреніи большее наказаніе искупить меньшимъ, чтобы спасти отъ смерти, отдаетъ Іисуса на бичеваніе. Но какъ іудеи, при всемъ этомъ, не оставляютъ своей жестокости, то, умывъ руки, говоритъ: Чистъ есмь отъ крови Сего. И тысячами убѣжденій старается отвратить отъ намѣренія сихъ кровожадныхъ, приводя имъ римскія узаконенія. «За какія вины, говоритъ онъ, распну Іисуса, о іудеи? Я долженъ наказывать убійцъ, а Онъ и гробы сдѣлалъ пустыми. Я присланъ отъ кесаря быть судіею преступленій: о Немъ же кому неизвѣстно, что Онъ выше всякаго проступка? Я предаю казни того, кто ослѣпляетъ имѣющихъ зрѣніе; Онъ же отверзаетъ очи слѣпымъ. Я не оставляю безъ наказанія того, кто отсѣкаетъ другимъ ноги; Онъ же дѣлалъ, что хромые стали ходить прямо. Смертный издаю приговоръ, если кто матерь лишитъ дѣтища; Онъ же даровалъ матери сына, воскресивъ его изъ мертвыхъ. У меня законъ отсѣкать руку тому, кто самъ отсѣкъ правую руку у другого; Онъ же сухую руку сдѣлалъ здравою. Подвергаю осужденію, если кто похищаетъ у другого запасенное въ пищу; Онъ же для сколькихъ преломилъ хлѣбы въ пустынѣ? Мое дѣло налагать раны на тѣхъ, которые своими побоями вредятъ здоровью другихъ; Онъ же носимому на одрѣ разслабленному повелѣлъ ходить. Мое дѣло уцѣломудривать заточеніемъ тѣхъ, которые причиняютъ вредъ виноградникамъ; Онъ же свѣтлымъ содѣлалъ брачный пиръ, гдѣ слово Его замѣнило виноградникъ. Я предаю наказанію, если кто отваживается подломать стѣну; Онъ же заградилъ сокровенные токи кровей. Я ввергаю въ опасности тѣхъ, которые потопили пловцевъ; Онъ же сдѣлалъ, что Петръ ходилъ по волнамъ. Вы вопіете, чтобы Его наказалъ я? Никогда еще не доходилъ я до такого безумія. Нѣтъ у меня меча на умерщвленіе сего Мужа. Предамъ ли смерти Іисуса, когда вижу Лазаря живымъ? Пошлю ли во гробъ Человѣка, Который страшенъ гробамъ? Какъ противъ воли будетъ мертвецомъ, Кѣмъ адъ приведенъ въ безнадежность имѣть хотя единаго мертвеца? Развѣ и умерщвленный не возстанетъ Онъ? И вамъ новыя опять скорби»! Такъ сказавъ и видя, что не убѣдились іудеи, Пилатъ вышелъ изъ преторіи, оставивъ ихъ итти и дѣлать, что хотятъ.

Но среди мятежныхъ іудеевъ въ молчаніи предстояла Премудрость, и Слово не дало слова. Они же, зловредно отринувъ Его, распяли. И тотчасъ все поколебалось. Каждая стихія приведена въ потрясеніе, сокрылся день, омрачилось небо, погрязли глубины поднебесной, возрыдала земля, невольно принявшая на себя крестъ, и приведена въ смятеніе насильственнымъ колебаніемъ. Распались гробы, какъ остномъ, расторгнутые крестомъ; возопили камни, возгласивъ гнѣвно, обнажился храмъ, не терпя невыносимой дерзости; солнце отвратилось отъ дерзкихъ и скрылось въ ночь, поколебалась тварь.

Но іудеи, хотя видѣли столько ужасовъ, однакоже не дали мѣста печали. По крайней мѣрѣ, невольно почтили, и, сами того не вѣдая, прославили Его тѣмъ, чѣмъ покушались обезчестить; въ видѣ осмѣянія присудили Ему почесть, и воздали, что принадлежало Ему; ругаясь, покланялись Ему, но, думая посмѣяться, сами были осмѣяны, потому что исповѣдали свое рабство. Издѣваясь, облекли Его въ хламиду, и собственными своими руками облачили Его какъ царя. Увѣнчали Его терніями, какъ земля невоздѣланная растворили оцетъ, какъ ни къ чему негодный виноградникъ; поднесли желчь, какъ народъ не гостепріимный; подали губку, какъ Врачу душъ; принесли трость которою и написано ихъ отверженіе; распяли вмѣстѣ съ разбойниками, но одинъ изъ распятыхъ нашелъ въ Немъ райскаго Вратаря.

«Господи, говоритъ онъ, помяни меня во царствіи Твоемъ». Смотри, какое сокрушеніе духа у раба! Смотри, какой смиренномудренный проситель, взывающій о человѣколюбіи! Онъ ничего не смѣетъ просить. Не сказалъ: дай мнѣ ключи, какіе далъ Петру, не попросилъ одного изъ престоловъ, которыхъ просила матерь сыновъ Зеведеевыхъ. И нужно ли говорить о чемъ-либо чрезвычайномъ? Не подражалъ онъ и мытарю, сказавшему: буди милостивъ мнѣ грѣшнику; не просилъ даже и прощенія грѣховъ; ибо зналъ, что грѣховъ у него много. Поэтому просилъ объ одномъ поминовеніи во царствіи. На волю Царю отдалъ, и что даровать ему, и какъ помиловать раба. «Ничего не смѣю просить я, Владыка», говоритъ онъ. «Но сіе одно да будетъ дано мнѣ: когда пріидешь во царствіе Свое, когда потечетъ предъ Тобою ангельское воинство, когда срѣтятъ Тебя облака праведныхъ; когда на бороздахъ гробовъ пожнутся рукояти мертвецевъ, когда раскроются книги дѣяній каждаго; тогда помяни меня, говоря: распялъ Меня нѣкогда народъ еврейскій, и всѣ огреклись отъ общенія со Мною; не вняли возглашеніямъ пѣтела, отреклись отъ Меня и тѣ, которые всѣхъ ближе были ко Мнѣ, висящему на крестѣ; тѣ самые, которымъ далъ Я въ снѣдь тѣло Свое, взирали издали на Меня закалаемаго. Первый изъ Моихъ учениковъ сталъ первымъ изъ бѣжавшихъ отъ Меня; Петръ клятвами подтвердилъ, что чуждается Меня. Андрей, какъ слабодушный, предался бѣгству; Андрей, братъ Петровъ, и по отреченію, такъ же какъ по естеству, былъ братомъ Петру. Филиппъ отказался отъ содружества со Мною. Сыны Зеведеевы не оказали твердости. Іоаннъ, котораго согрѣвалъ Я на персяхъ, не отнялъ копія, когда пронзали Мои ребра. Ѳомы не было; Матѳей ушелъ; разсѣялся этотъ ликъ дванадесяти. И голоса не подали за Меня тѣ, за которыхъ положилъ Я душу Свою. Изъ множества облагодѣтельствованныхъ Мною никто не пришелъ на помощь ко Мнѣ. Не явился тогда ко Мнѣ и Лазарь, котораго изъ мертвыхъ воззвалъ Я къ жизни. Не плакалъ о Мнѣ слѣпый, которому даровалъ Я лучъ свѣта; не пришелъ ко Мнѣ хромый, отъ Меня получивщій силы ходить. Исповѣдуетъ Меня одинъ связанный разбойникъ, къ Моему безчестію подлѣ Меня распятый, и уязвляетъ іудеевъ, называя Меня царемъ; когда помянешь меня тамъ, тогда повергни мнѣ одну долю щедротъ, какая Тебѣ представится. А я не смѣю просить того, что дашь; не домогаюсь царской щедрости, не взвѣшиваю богатствъ человѣколюбія, не измѣряю моря щедротъ». Видѣлъ ты мольбу разбойника? Смотри и на царскій даръ: Аминь, аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи. Ты просилъ вспомянуть тогда, а Я теперь даю обѣщаніе тебѣ, разбойникъ, хищникъ и рая, раскопатель богонасажденной ограды, похититель отпущенія грѣховъ, дѣлатель царской ризы, охранитель отверстыхъ дверей, приставникъ древнихъ затворовъ, скороспѣлый цвѣтъ креста, первый плодъ съ голгоѳскихъ листіевъ, даръ спасительныхъ гвоздей, уда покаянія, приманка уловляющая въ жизнь Христу. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. – Репринтъ. – М.: Издательскій отдѣлъ Московскаго Патріархата», 1994. – С. 422-428. – Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1907 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0