Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ПИСАНIЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

145. Бесѣда противъ іудеевъ, говоренная въ недѣлю: Осанна.

На великодаровитый праздникъ призваны вы, возлюбленные; принесите же даръ хвалы призвавшему васъ Премудрому.

На побѣдную вечерю пришли вы, доблестные; какъ мужественные ратоборцы воспріимите въ руки свои знамя.

Нынѣ вошли вы въ пристань, богатую всякими благами, богатую внутренними существенными сокровищами; производите же духовную куплю.

Тихой пристани достигли вы, пловцы; съ веселіемъ вступайте въ сію безопасную страну, въ которой нѣтъ бурь.

Вотъ, на радостный праздникъ призываетъ васъ Сынъ Царевъ, пришедшій въ нашу страну; выходите въ срѣтеніе Ему съ масличными вѣтвями, и пойте: осанна.

Господь празднествъ и временъ пригласилъ васъ на праздникъ сей; Господь мѣсяцевъ и лѣтъ созвалъ васъ на день сей.

Ты научилъ насъ, чтó воспѣвать Тебѣ въ сей посвященный Тебѣ праздникъ; Ты наставилъ насъ, чтó возглашать Тебѣ въ день воспоминанія нашего спасенія.

Вмѣстѣ съ нами да радуются Ангелы, и да возгремятъ трубы ихъ; вмѣстѣ съ нами да ликовствуютъ народы, и языки да воззовутъ осанна!

Въ сей радостный праздникъ да изчезнутъ предъ Тобою скорби наши, и скверны наши да загладятся благодѣяніями, какія Тобою совершены для насъ.

Въ Тебѣ да упокоются души наши, забывъ о скорбяхъ своихъ; въ Тебѣ да обновятся обветшавшія, состарѣвшіяся и сотлѣвшія твари.

Въ Тебѣ да обрѣтутъ крѣпость свою добродѣтели наши, и да утвердятся въ путяхъ своихъ; Тобою, Господь духовныхъ украшеній, да украсятся Церкви наши.

Тобою, Творецъ человѣческаго нашего рода, да очищены будутъ души наши, и да благословятся поколѣнія наши.

Освяти совѣсть нашу, содѣлай ее чистою отъ зла; согради разрушенныя стѣны наши, защити ихъ отъ враговъ.

Укрась храмину состава нашего, чтобы пришли мы въ первобытную красоту. Да славословятъ Тебя, Господи, горніе, и небо, и земля, и все, что на нихъ.

Тебя, Господи, да славятъ твари великолѣпіемъ устройства своего; Тебя да восхвалятъ всѣ вѣтры дивнымъ вѣяніемъ дыханій своихъ.

Вѣчному существу Твоему да возвѣщаетъ хвалу все небесное; о нисхожденіи Твоемъ да радуются горніе; да ликовствуютъ и славятъ Тебя глубины.

Море да радуется хожденію Твоему, и суша — шествіямъ Твоимъ; да веселится и славословитъ Тебя естество наше; потому что въ немъ обитаетъ величіе Твое.

Разумными глаголами да славитъ Тебя немощный духъ мой. Соборъ Пророковъ да увеселяется хвалебнымъ гласомъ дѣтей.

Да ликуетъ сонмъ Апостоловъ при многообразныхъ гласахъ всякаго рода. Да радуются нынѣ небо и всѣ лики духовъ.

Каждый по-своему да славитъ Того, Кто преклонилъ свою высоту и низшелъ. Нынѣ да хвалятъ Тебя превыспреннія воды, взывая: осанна!

Нынѣ дольнія воды да приносятъ даръ хваленій славному и великому Имени Твоему.

Да ликовствуетъ нынѣ твердь, да славитъ Вѣчнаго, Который преклонилъ небеса и сошелъ на землю обитать съ земнородными.

Да радуется нынѣ солнце, да просвѣтлѣютъ еще паче лучи его, славословя великое Солнце, освѣщающее міры и твари!

Да сіяетъ нынѣ луна, красуясь величественнымъ сіяніемъ звѣздъ, и въ горней обители своей поклоняясь Превознесенному, благоизволившему снизойти долу.

Всѣ звѣзды въ великолѣпіи своемъ да принесутъ нынѣ даръ хваленій Творцу, украсившему ихъ.

Торжествуй нынѣ земля, взыграйте горы, какъ агнцы (Псал. 113, 4), предъ Сыномъ Царевымъ, Который смирилъ Себя и пришелъ посѣтить дольнихъ.

Радуйся нынѣ море, веселитесь морскіе острова о Господѣ, Который изъ жилища Своего пришелъ въ бѣдную обитель нашего человѣчества.

Да радуются нынѣ дубравы и вѣтви на древахъ своихъ; ибо вотъ срѣзаны съ нихъ ваія, и служатъ прекраснымъ знаменіемъ.

Да веселятся нынѣ четвероногія, да ликуютъ животныя вьючныя; потому что Небесный пришелъ въ нашу страну, и возсѣлъ на жребя ослицы.

Наипаче же нынѣ да веселится и да облечется въ радость градъ Давидовъ; потому что Господь всей твари къ нему обратилъ лицо Свое, и входитъ въ него.

Да веселятся нынѣ грады; да подвигнутся селенія, взывая пѣсненно съ дѣтьми восклицавшими: благословенъ Грядый!

Вконецъ нынѣ опустошенъ и пересажденъ къ язычникамъ виноградъ Возлюбленнаго: вотъ, съ посмѣяніемъ попираютъ его, въ поруганіе обратился онъ и разоренъ.

Разрушенъ и палъ его оплотъ; нынѣ онъ палъ и и разоренъ; рушился высокій столпъ его отъ гласа восклицаній, какъ палъ Іерихонъ отъ звука трубъ.

Нынѣ совершено обновленіе виноградныхъ лозъ, которыя устарѣли и повредились. На мѣсто ихъ посажена лоза, выросшая у язычниковъ.

Полевые звѣри озобали этотъ великій безплодный виноградникъ; потому что приносилъ онъ не грозды, но незрѣлыя ягоды.

И прогнѣвался Господинъ виноградника, и огнемъ попалилъ лѣторасли его; заповѣдалъ облакамъ, чтобы не давали они дождя во время свое, чтобы засохъ, опустѣлъ виноградникъ, не было въ немъ ни плодовъ, ни зелени.

До того оскудѣли дождь Пророковъ и духовная роса Провидцевъ, что изсохъ источникъ Іаковлевъ, изсякъ потокъ Израилевъ.

Срѣзаны въ саду Авраамовомъ двѣ лозы умащенныя, и царство и священство отняты у Израиля.

Тотъ, Кто соплетаетъ вѣнцы, расторгъ нынѣ вѣнецъ Іудинъ; Господь изъ среды народа Своего удалилъ властелина и мужа почтеннаго, мудраго и совѣтника, Пророка и вождя.

Въ сѣтованіи сидитъ нынѣ синагога, любительница празднествъ. Поелику презрѣла она праздникъ Сына: то и Онъ презрѣлъ и отвергъ ея праздники.

Отнята нынѣ слава у народа Израильскаго, въ посрамленіи онъ у язычниковъ, какъ Каинъ за преступленіе свое.

Много стало теперь отвсюду разсѣлинъ въ жилищѣ Іаковлевомъ; потому что Здатель, соорудившій стѣны его, разорилъ и разрушилъ углы его.

Сію пѣснь воспоетъ нынѣ синагога среди язычниковъ: наведе ми Господь сѣтованіе велико, одинокою оставилъ меня Господь, изъ наслѣдія Своего удалилъ меня Господь, призналъ меня чуждою Ему вдовою, которая оставлена (Вар. 4, 9).

Да увеселяется нынѣ сонмъ нашъ сладкозвучными пѣсньми Пророковъ, да прозябнутъ въ немъ лѣторасли хваленій, да цвѣтетъ онъ, подобно лиліямъ.

Соберемъ нынѣ плоды изъ сада Пророковъ, и духовно насладимся сладостію ихъ произрастеній.

Восплещите руками, язычники, въ сей духовный праздникъ, воспойте: осанна! Тому, Кто вѣнчаетъ ваши празднества.

Іаковъ пріидетъ и возвѣститъ вамъ о жребцѣ осляти и о винничіѣ (Быт. 49, 11). Младенцевъ и ссущихъ побудитъ Давидъ къ хваленію (Псал. 8, 3).

Захарія воскликнетъ Іерусалиму: веселись и радуйся, дщи Сіоня (Зах. 9, 9). Еще предвозвѣстилъ намъ Исаія, указуя на учениковъ: вотъ на, горахъ ноги благовѣствующихъ правду (Ис. 52, 7).

Вшествіе Его въ въ Сіонъ при громкихъ восклицаніяхъ: осанна! есть предъизображеніе радостей, исполнено тайнъ и сокровеннаго смысла.

Предъ Нимъ поспѣшаютъ дѣти съ вѣтвями въ рукахъ; осанна! воспѣваютъ Ему чистые, невинные младенцы; въ веселіи окружаетъ Его ликъ Апостоловъ.

Его сопровождаютъ святость, царское величіе и священство; Пророки на трубахъ своихъ возглашаютъ предъ Нимъ свои тайнозрѣнія.

Какъ царю дары, приносятъ во срѣтеніе Ему хвалы, и въ разныхъ чертахъ преднаписуютъ Его образъ.

Одинъ говоритъ: вотъ Тотъ, о Которомъ вѣщалъ я, что при концѣ пріидетъ на землю (Авв. 3, 2). Другій вѣщаетъ: стоящимъ на лѣствицѣ видѣлъ я Его (Быт. 28, 13).

Одинъ говоритъ: это Тотъ самый, Котораго видѣлъ я среди купины въ видѣ пламени (Исх. 3. 2): другій повторяетъ: это Богъ чуденъ, Властитель вѣковъ (Ис. 9, 6).

Одинъ говоритъ: это Тотъ, Который съ шумомъ, при сильныхъ громахъ и трубномъ звукѣ, снисшелъ на вершину горы, гдѣ и видѣлъ я Его (Исх. 19, 19).

Другій взываетъ и говоритъ: хвали Бога твоего, Сіоне, возьми цѣвницу и гусли, и воспой Ему пѣснь свою (Псал. 147, 1).

Одинъ вѣщаетъ: это Останокъ, обранный во Израили (Ис. 1, 9); другій возвѣщаетъ: Онъ есть чаяніе языковъ (Быт. 49, 10).

Одинъ говоритъ: вотъ стебль, Который прозябаетъ и возрастаетъ безъ сѣмени; другій продолжаетъ и говоритъ: это жезлъ изъ корени Іессеова (Ис. 11, 1).

Одинъ вѣщаетъ: вотъ знаменіе, которое воздвигнуто будетъ народомъ земнымъ (Ис. 5, 26); другій уподобилъ Его агнцу предъ стригущимъ (Ис. 53. 7).

Одинъ говоритъ: не Тотъ ли это, Чье лице узрѣть ожидаютъ народы? Другій восклицаетъ: это Господь, Который нисходитъ и шествуетъ по твердынямъ горъ (Ис. 2, 2).

Одинъ перечисляетъ великія дѣла Его и чудеса дѣяній Его, говоря: вотъ Тотъ, Кто разрѣшаетъ связанныхъ, исцѣляеть сокрушенныя сердцемъ (Ис. 61, 1).

Другій вопрошаетъ о имени Его, допытывается, какъ угодно Ему наименовать Того, Кто въ горсти Своей содержитъ вѣтры: кое имя Его? и: кое имя Сыну Его (Прит. 30, 4)?

Одинъ говоритъ: Онъ подобенъ корню, растущему въ земли жаждущей (Ис. 53, 2); другій взываетъ и говоритъ: прежде солнца пребываетъ имя Его (Псал. 71, 17).

Одинъ говоритъ: это Отроча, Котораго рожденіе совершилось днесь (Псал. 2, 7); другій: Онъ древенъ, древнѣе всѣхъ тварей (Мих. 5, 2).

Одинъ вѣщаетъ: видѣлъ я Мужа, стоящаго на высокой оградѣ (Амос. 7, 7); другій говоритъ: я наименовалъ Его Ангеломъ, у Котораго въ рукѣ благовѣствованіе Отца (Мал. 2, 1).

Одинъ спрашиваетъ: убо истинно ли Богъ обитати будетъ съ человѣки (2 Пар. 6, 18)? Другій говоритъ: Сей есть Господь, Богъ нашъ (Вар. 3, 36).

Одинъ говоритъ Іерусалиму: востань, свѣтися, пріиде бо твой Свѣтъ (Ис. 60, 1); другій взываетъ: радуйся зѣло, дщи Сіоня, торжествуй и проповѣдуй, Іерусалимъ (Зах. 9, 9).

Одинъ говоритъ: это — Востокъ (Зах. 6, 12), другій именуетъ Его звѣздою (Ис. 24, 17).

Одинъ называетъ Его жезломъ (Ис. 11, 1), другій — Пастыремъ Израилевымъ (Іез. 30, 23).

Одинъ говоритъ, что Онъ — Царь, а другій, что Онъ — вождь и совѣтникъ. Одинъ именуетъ Его агнцемъ, а другій — всесожженіемъ.

Одинъ говоритъ: это — Камень, отторгшійся безъ рукъ (Дан. 2, 34); другій именуетъ Его Княземъ мира и правды (Ис. 9, 6).

Одинъ говоритъ: это Тотъ, Котораго видѣлъ я, какъ Онъ восшелъ на облака (Ис. 19, 1); другій говоритъ: я видѣлъ, что сѣдитъ Онъ на колесницѣ изъ Херувимовъ (Іез. 10, 18).

Одинъ говоритъ: видѣхь Его сѣдяща на престолѣ высоцѣ, и воскрилія ризъ Его наполняли святый храмъ (Ис. 6, 1).

Другіе премудро начертываютъ иные таинственно-прикровенные образы.

Одинъ говоритъ: слышалъ я отъ Отца, какъ вѣщалъ Онъ: пріидите, и сошедше, смѣсимъ тамо языки (Быт. 11, 7); другій возвѣщаетъ и говоритъ: тебѣ глаголется Навуходоносоре (Дан. 4, 27).

Одинъ говоритъ: на меня возложено — идти и проповѣдать о твореніи, чтó Господь изрекъ Единородному Своему: сотворимъ человѣка по образу Нашему (Быт. 1, 26).

Одинъ изображаетъ снисшествіе Его, какъ тихо каплющій дождь, и Марію также представляетъ въ подобіи прекраснаго чистаго руна (Псал. 71, 6).

Другій преднаписуетъ Его зачатіе и предъизображаетъ рожденіе Его (Ис. 7, 14). Иный предуказываетъ путь Его, говоря: правы сотворите стези Бога нашего (Ис. 40. 3).

Сими вѣщаніями славословили Его, когда вступалъ въ Іерусалимъ, и ликъ Пророковъ славилъ вшествіе Его въ Сіонъ. Дѣти и Пророки присоединились тамъ къ ученикамъ, съ торжествомъ и честію ввести Царя, взывая: осанна!

Съ желаніемъ срѣтала Его Церковь языческая и покланялась Ему — Царю царей; но гнѣвалась на Него блудница, скверная синагога.

Не съ радостію принимала она, хотя и предвозвѣстили Его Пророки; видѣла величіе Его, и содрогнулась Всевышняго, Который пришелъ къ ней.

Видѣла святость Его, и вострепетала, потому что непотребствовала на стогнахъ. Безразсудно пренебрегла Его, потому что уничиженъ былъ по плоти, и презрѣла славу Его существа, сокрытую въ Его Божествѣ.

Сынъ Іесеевъ, Давидъ, предвозвѣщалъ, что слава Его сокровенна; во свѣтлостѣхъ святыхь изъ нѣдръ вѣчно Сущаго рожденъ Тотъ, Который возсѣлъ на обнаженномъ хребтѣ жребяти осли (Псал. 109, 3).

Сокровенно Отецъ родилъ Его въ началѣ въ сущности Своей, и какъ единъ изъ насъ открылся Онъ въ началѣ лѣтъ и временъ.

Клятся Господь, и не раскается о Сынѣ Своемъ возлюбленномъ: Ты духовный Іерей по чину Мельхиседекову (Псал. 109, 4).

Сей точный образъ Его по человѣчеству начерталъ Давидъ въ пѣснопѣніяхъ своихъ, и ясно изобразилъ Его.

Ибо представлялъ себѣ человѣчество Его, въ которое облекся въ пришествіе Свое, и въ которомъ вѣчному Первосвященнику назначено священство и царство непреходящее.

Ты Іерей во вѣкъ; власть Твоя — власть вѣчна, и царство Твое — въ роды и роды (Дан. 4, 31).

Такими превосходными красками, растворивъ ихъ сокровенностію Божества, очамъ іерусалимской дщери живописуетъ Давидъ образъ Царя славы.

Пророки взывали ей: слыши и виждь, и приклони ухо твое къ хвалебному гласу дѣтей, и забуди злочестіе твое и злочестіе народа твоего, и упорство дома Отца твоего, и возжелаетъ Царь доброты твоея, вожделѣетъ славы твоей (Псал. 44, 11-12).

Не уважила она гласа Пророковъ и проповѣди Апостоловъ, не приклонила уха своего къ хваленію дѣтей и младенцевъ эта прелюбодѣйца.

И поелику не слушала она и не радовалась радости и прославленію; то написалъ Онъ разводное письмо, и отдалъ этой презрѣнной и оскверненной, снялъ покрывало съ главы ея и стыдливость съ очей ея.

Снялъ съ нея украшенія, совлекъ съ нея и отнялъ у ней одежду ея. Снялъ убранства съ выи ея, снялъ ожерелья и цѣпи.

Какъ блудницу и прелюбодѣйцу отринулъ отъ Себя, изгналъ изъ Своего чертога; и вотъ, сидитъ она безъ покрывала, обнажена и посрамлена глава ея.

Гдѣ красота юности твоей, гдѣ та блистательность, какую имѣла ты въ день брака? Гдѣ дни твои, — дни, которые — древнѣе вѣка?

Гдѣ слава твоя и честь твоя, пышность твоя и величіе твое? Гдѣ домъ, который въ честь твою построилъ тебѣ царь Соломонъ?

Гдѣ священникъ съ ефудомъ, стоявшій въ служеніи твоемъ? Гдѣ препоясанная риза, и цѣпь и кидаръ?

Гдѣ льняныя и гіацинтовыя одежды, зототые звонцы и яблоки? Гдѣ рядъ ясписовъ, и грозды изъ драгоцѣнныхъ камней?

Гдѣ златый столъ, и на немъ хлѣбы предложенія? Гдѣ ѳиміамъ служенія (Исх. 35, 15), и тукъ всесожженія?

Гдѣ ковчегъ завѣта, гдѣ каменныя скрижали, хранившіяся въ немъ? Гдѣ чаши и блюда, и всѣ богослужебные сосуды?

Гдѣ твои праздники, новомѣсячія и обряды твои? Не стало у тебя радости, гласа торжествъ и пѣсней твоихъ, и вотъ, плачевные вопли въ устахъ твоихъ и въ устахъ сыновъ твоихъ.

Какое же преступленіе твое, дщерь Іаковля, за которое отяготѣло такъ надъ тобою наказаніе твое? — Царя и Сына Царева обезчестила ты, безстыдная и любодѣйная.

Царя обезчестила ты въ пустынѣ, а Сына Царева въ Іерусалимѣ: Отецъ промѣненъ на тельца и на чудовищные кумиры.

Сынъ промѣненъ на разбойника и кровопійцу: Духа Господня прогнѣвала она у народовъ чуждыхъ; презрѣла, возненавидѣла она вѣчную Троицу, обезумѣла и возлюбила боговъ суетныхъ, демоновъ, счастіе (Ис. 65, 11) и идоловъ.

Воздается чествованіе Ковону (Молоху), а Слово Отчее обезчещено. Возлюбленъ Хамосъ, а Святый Сынъ поруганъ.

Пріятенъ и любезенъ Ѳоммузъ, а вышній Господь презрѣнъ и возненавидѣнъ; Астарта обносится повсюду, а Небесный отринутъ.

Ваалъ почтенъ жертвоприношеніями, а Христосъ гонимъ нечестивыми.

Смотри, — нетопырямъ и ночнымъ привидѣніямъ воздается поклоненіе въ ложницѣ, а Повѣсившій на ни чесомъ же, по Своему изволенію, землю (Іов. 26, 7) заушается всенародно.

Слышано ли было гдѣ что-либо подобное тому, что сдѣлано съ Спасителемъ? Поэтому сокрушу васъ (Іер. 19, 11), и дамъ васъ въ срамоту великую (Іер. 23, 40).

Слышалъ это Израиль изъ устъ пророческихъ. Якоже сынове еѳіопстіи, вы есте Мнѣ сынове (Амос. 9, 7), понеже преступисте законъ Мой (Ис. 24, 5).

Позна волъ стяжавшаго ѝ, и оселъ ясли господина своего, людіе же Мои не познаша Бога своего, и Израиль не уразумѣ (Ис. 1, 3).

Аще быша людіе Мои познали Мене, говорилъ Онъ, Израиль аще бы въ пути Моя ходилъ, ни о чесомже убо враги его смирилъ быхъ, и на оскорбляющія ихъ возложилъ быхъ руку Мою (Псал. 80, 14-15).

Такъ вѣщалъ имъ въ ярости Своей, и гнѣвомъ Своимъ смяте ихъ, и исполни лица ихъ безчестія (Псал. 82, 16-17).

Воспламенился яростію на Іерусалимъ, и обратилъ его въ пустыню. На сіе указуя, взываетъ Пророкъ Исаія: яко кущу въ виноградѣ и какъ оставленную хижину, оставитъ Господь Іерусалимъ (Ис. 1, 8) за злочестіе его.

И если бы Господь Саваоѳъ не оставилъ малаго останка для сонма дома Израилева въ прозябшемъ жезлѣ Іессеевомъ, яко Содома были быша, и Гоморру уподобилися быша (Ис. 1, 9).

Но вотъ, воображаетъ онъ теперь, что будетъ ему возстановленіе. Этотъ народъ, прогнѣвавшій Бога дѣлами и поступками своими, ожидаетъ и желаетъ времени, въ которое получитъ онъ удовлетвореніе.

Читаетъ этотъ неразумный Пророковъ, и не понимаетъ словъ ихъ; какъ скоро слышитъ о возстановленіи, — возвышаетъ голосъ свой и вопіетъ: Іерусалимъ возрадуется снова (Ис. 49, 17). Еще и еще слышитъ сіе, потому что желаетъ сего; а за что разоренъ Іерусалимъ, — не знаетъ того еврейское племя.

Велія будетъ слава Его (Агг. 2, 10), повторяетъ онъ непрестанно; а какъ сіе совершится, — не знаетъ того; воображаетъ себѣ, что будетъ имя его славно (Ис. 66, 22); а чрезъ кого сдѣлается славнымъ, — не знаетъ сего.

Говоритъ, что назовется онъ градомъ избавленнымъ (Соф. 3, 1); но кто избавитъ его, — не разумѣетъ того.

Присовокупляетъ въ неразуміи и говоритъ, что Іерусалимъ содѣлается именитымъ и славнымъ (Ис. 56, 5); но чрезъ кого и какъ, — не говоритъ сего; потому что лишился разума своего, одебѣлѣ сердце его, тяжко слышитъ Израиль ушима своима (Ис. 6. 10), не уразумѣетъ всего написаннаго.

Вотъ, при вшествіи Спасителя нашего громкимъ гласомъ взывалъ пророческій ликъ: Сей есть Тотъ, о Комъ вѣщали мы, что прійдетъ и возсядетъ на жребя ослицы.

Востань, выходи во срѣтеніе Его, восклицая: осанна! И ударяя въ тимпаны, веселись и радуйся!

Но неразумный народъ, какъ скоро услышалъ хвалебный кликъ: осанна! — вознегодовалъ, пришелъ въ смятеніе и принуждалъ дѣтей умолкнутъ; потому что во-едино сливался гласъ Апостоловъ и дѣтей.

И ветхій завѣтъ согласно и радостно восхвалялъ Спасителя; ликъ пророческій восхвалялъ Его въ лицѣ дѣтей, а ликъ апостольскій въ собственномъ своемъ лицѣ.

Такъ о Христѣ исполнился рядъ Пророковъ и Апостоловъ; совокупно восхваляютъ они Господа, какъ Творца и Пророковъ и Апостоловъ.

Іудеи же не только отвергли оба завѣта, но поругали Отца, по ненависти убили Сына.

Пророкъ призываетъ весь сонмъ дома Израилева прославить Его; они же готовятся къ убійству, спѣшатъ совершить злодѣяніе.

Небеса повѣдаютъ славу Его (Псал. 18, 2); но синагога не согласна на то; земля дивится снисхожденію Его, но іудей не обращаетъ на сіе вниманія.

Всѣ тайны пришли въ исполненіе, а іудей утверждаетъ, что онѣ еще не исполнены; чему надлежало совершиться, то совершилось, а онъ отрицаетъ, чтобы даже и началось сіе.

Прообразованія, какія преднаписаны были прозорливцами, привелъ въ исполненіе и совершилъ Спаситель нашъ, а народъ упорный и жестоковыйный клянется и утверждаетъ противное.

Не совершилось еще ничего новаго, всѣ тайны блюдутся еще до времени, говорите вы. Долго ли же не захотите умудриться, неразумные?

Пріидите, изслѣдуемъ, какъ дóлжно, пророческія изреченія, посмотримъ, исполнились ли тайны, предсказанныя Пророками?

Іаковъ благословлялъ Іуду, говоря ему такъ: не отъимется у тебя скипетръ и истолкователь закона отъ чреслъ твоихъ, дондеже пріидетъ къ нему Пастырь, Которому принадлежитъ царство: и Той чаяніе языковъ, потому что избавитъ ихъ отъ заблужденія.

Привяжетъ къ лозѣ жребя Свое, и къ винничію жребца осляте Своего (Быт. 49, 10-11) Пусть вникнетъ здѣсь и умудрится мятежный іудей.

Ежели есть у Іуды скипетръ и истолкователь закона отъ чреслъ его; то не исполнилось еще, что написано, и доселѣ не совершилось сіе.

А ежели и скипетръ отнятъ, и пророкъ онѣмѣлъ; то постыдись, народъ іудейскій, донынѣ упорствовать.

Если бы не возсѣлъ Онъ на жребца юна, какъ пророчествовалъ Захарія (9, 9); если бы не восхвалили Его младенцы, какъ изрекъ Давидъ (Псал. 8, 3); если бы не отъялъ Онъ царства у Ефрема по написанному; если бы не бесѣдовалъ Онъ съ язычниками, и именно такъ, какъ было о семъ написано; то могли бы на землѣ не вѣрить, что Онъ — вѣчный Царь.

Если же совершилъ Онъ все сіе, исполнилъ тайны и сказанія; то устыдись опять, іудей, какъ скоро слышишь отъ Бога: вы не людіе Мои, и Азъ нѣсмь Богъ вашъ (Ос. 1, 9).

Народъ Божій замѣненъ язычниками, близкіе замѣнены дальними. Расточу тебя въ языки, сказалъ Господь Израилю (Іер. 9, 16).

Безъ цѣны продалъ Я тебя (Псал. 43, 13), и не обмѣню опять; потому что смѣсился ты съ язычниками и навыкъ дѣламъ ихъ (Псал. 105, 35).

Вотъ отвергаю его, и призываю къ Себѣ язычниковъ, въ Сіонѣ полагаю избранный Камень претыканія (Ис. 8. 14), и вѣруяй въ Онь не постыдится, глаголетъ Господь (Ис. 28, 16).

И еще одинъ Пророкъ говоритъ, что видѣлъ онъ Господа сѣдящаго на оградѣ адамантовѣ, и въ руцѣ Его адамантъ. И Господь явственно сказалъ Пророку въ откровеніи: се Азъ учиню адаманта среди людей Моихъ Израиля (Амос. 7, 7-8).

А Давидъ еще прежде сказалъ, какъ исполнитъ Онъ всѣ прообразованія: камень, его же небрегоша зиждущіи, сей бысть во главу угла (Псал. 117, 22).

Познай же, еврей, что Господь соградилъ Іерусалимъ, воздвигъ крѣпкія стѣны его, и чадъ его благословилъ миромъ.

Помянулъ Господь милость Свою, и по великимъ щедротамъ Своимъ пріялъ его.

Какъ матерь утѣшаетъ сына своего, чтобы забылъ онъ скорбь свою; такъ Господь утѣшалъ Іерусалимъ, говоря ему: за гнѣвъ Мой поразихъ тя, и по вѣчнымъ щедротамъ пріиму тебя (Ис. 60, 10).

За срамоту твоего опустѣнія и за поруганіе, когда Я былъ на тебя во гнѣвѣ, вознесу главу твою среди язычниковъ, и возвеличу славу твою и честь твою.

Поелику называли тебя градомъ невѣрнымъ, исполненнымъ сквернъ; то пролью въ тебѣ драгоцѣнную кровь Мою, и сниму съ тебя неправды твои и грѣхи твои.

И поелику лишился ты Израиля, котораго отвергъ Я отъ лица Своего (Іер. 7, 15); то отверзу врата твои въ радости, и войдетъ въ тебя сила языковъ (Ис. 60, 11).

И содѣлаются они въ тебѣ народомъ избраннымъ, воцарится Господь надъ Сіономъ, пріидутъ многочисленные народы, и восхвалятъ Меня во Іерусалимѣ (Іер. 4, 2).

И яко земля растящая плоды, и яко вертоградъ сѣмена своя прозябаетъ: тако возраститъ Господь правду предъ языки (Ис. 61, 11).

Въ этотъ день скажутъ народы: се Богъ Спасъ нашъ (Ис. 12, 2); се Господь съ крѣпостію идетъ (Ис. 40, 10), и избавляетъ насъ отъ скорби.

И прозовутъ тя именемъ новымъ, имже Господь наименуетъ тя (Ис. 62, 2).

Сіонъ же, горько рыдая, речетъ тогда: остави мя Господь, потому что прогнѣвалъ я Его, и Богъ забы мя и отвергъ меня (Ис. 49, 14).

Еда забудетъ матерь, еже не помиловати изчадія чрева своего, не приласкать и не обнять любимый плодъ, который ею рожденъ (Ис. 49, 15)?

Аще и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе во вѣкъ, Се на рукахъ Моихъ написахъ высокія стѣны твоя, Іерусалимъ (Ис. 49, 15-16).

Прощена теперь неправда твоя, по смиреніи твоемъ скоро будешь возвеличенъ. Се Азъ уготоваю тебѣ анѳраксъ камень твой, и на основаніе твое сапфиръ. И положу забрала твоя, іасписъ, и врата твоя каменія кристалла, и огражденіе твое каменія избранная (Ис. 54, 11-12).

Средину твою, Іерусалимъ, наполню богатствами, сокровищами и драгоцѣнностями, ясписами, жемчужинами, кристаллами и вириллами.

Агатами наполню жилища твои и лучшимъ золотомъ чертоги твои, и будутъ вся сыны твоя и дщери твоя научены Богомъ (Ис. 54, 13).

Умножатся миръ въ чертогахъ твоихъ и правда на стогнахъ твоихъ. Предъ лицемъ многихъ народовъ освящу тебя, и вселюсь въ тебѣ.

Пойдутъ людіе свѣтомъ твоимъ, и языцы свѣтлостію твоею (Ис. 60, 3). Ко славѣ Моей далъ я тебя среди народовъ, и къ прославленію Моему среди языковъ (Ис. 63, 7).

Вотъ расширяю въ тебѣ кущу Мою, посреди тебя водружаю колія Мои. Распространю и расширю узлы твои, раскину въ тебѣ покровы Мои (Ис. 54, 2).

Среди тебя будетъ вселеніе Мое, и дамъ освященіе Мое, и въ вѣкъ буду тебѣ Богъ (Іез. 37, 27).

Здѣ вселюся, яко изволихъ, и ловитву его благословляяй благословлю, и возращу рогъ Давидови, и спасеніе Мое не отступитъ отъ него (Псал. 131, 14-17).

За то, что Іерусалимъ пришелъ въ смятеніе отъ восклицанія младенцевъ, Церковь соберетъ младенцевъ, и восхвалятъ они Меня своими: осанна!

И поелику созвала она младенцевъ славословить Меня на стогнахъ своихъ, — призову къ ней силу язычниковъ, и воспоютъ Мнѣ: осанна!

Іерусалимъ и чада его воскликнутъ: благословенъ грядый! Горѣ и долу осанна Сыну всевышняго Отца.

Благословенъ Снизшедшій, по любви Своей, спасти человѣческій родъ! Благословенъ Царь, обнищавшій, чтобы обогатить нищихъ!

Благословенъ Грядый исполнить предсказанія и прообразованія Пророковъ! Благословенъ Возвеселившій тварей богатствомъ и сокровищами Своего Родителя!

Благословенъ Тотъ, Кому и нѣмотствующія существа воспѣли хвалебную пѣснь: осанна! Благословенъ Тотъ, Кому дѣти воздали новую хвалу въ пѣснопѣніяхъ!

Благословенъ новый Царь, Который пришелъ и прославленъ новыми чадами! Благословенъ Тотъ, Кого младенцы своимъ лепетомъ восхвалили среди учениковъ!

Кто не подивится любви Твоей, Господи, которая побудила Тебя къ такому снисхожденію? Колесница Херувимовъ готова съ благоговѣніемъ носить на себѣ славу Твою.

И убогое жребя носило на себѣ великую и святую силу Твою, которая по милосердію своему снизошла къ намъ, чтобы возвеличить насъ миромъ своимъ.

Уста мои да повѣдаютъ правду Твою въ сей радостный день; языкъ мой да вѣщаетъ славу Твою въ сей праздникъ благословеній!

Да торжествуетъ душа моя въ сей праздникъ, въ который возвеселились твари; вѣтвь славословія да предноситъ духъ мой, восклицая: осанна!

Осанна! воскликнули Тебѣ дѣти, идя впереди жребяти, на которомъ возсѣдало Величество Твое; и мы вмѣстѣ съ дѣтьми воскликнемъ Тебѣ: осанна сыну Давидову!

Младенецъ лепечущимъ языкомъ, какъ доброрѣчивый, возносилъ хвалу, восклицая: осанна! какъ не восхваляли Его никогда и Пророки.

Дѣти, воспѣвшіе Сына, привели въ изумленіе старцевъ, которые видѣли Сына и не прославили Его.

Помышленія мои, не какъ неразумныя дѣти, да восхвалятъ Тебя, Господи; лучше восхвалю Тебя подобно сонму учениковъ, видѣвшихъ силу Твою, и возвеселюсь о Тебѣ подобно дѣтямъ, въ сердечной радости вознесшимъ свой гласъ.

Господь нашъ въ день сей вошелъ въ Іерусалимъ, царственный градъ, и уничижилъ Себя, возсѣвъ на жребя, чтобы возвысить человѣческую низость.

Въ горней странѣ оставилъ Онъ Серафимовъ, которые святолѣпно славословили Его и Отца, и пріялъ хвалу отъ дѣтей и младенцевъ, чадъ Іерусалима.

Нынѣ Господь нашъ вошелъ въ Сіонъ, и возсѣлъ на жребя. Сіе предвозвѣстилъ Захарія: се Царь твой грядетъ тебѣ, праведенъ и кротокъ, и всѣдъ на жребца юна (Зах. 9, 9), и дѣти взываютъ ему: осанна Сыну Давидову!

Благасловенъ грядый! Хвала Ему и пославшему Его Отцу! Предъ величіемъ Его взываютъ Херувимы: благословенъ Господь отъ мѣста Его (Іез. 3, 12), и дѣти съ масличными вѣтвями славословятъ Его, восклицая: осанна!

Нынѣ уничижилъ Себя Творецъ всѣхъ міровъ, оставилъ Онъ горнюю страну Херувимовъ, и возсѣлъ на убогое жребя.

Благословенъ Господь Пророковъ, Который пришелъ и исполнилъ слова ихъ! И дѣти вмѣстѣ съ учениками восхвалили Его, увидѣвъ смиреніе Его.

Дѣти, не научившіеся еще человѣческому слову, изъ матернихъ нѣдръ воспѣли хвалу, увидѣвъ Его возсѣдшимъ на жребя.

Возсѣлъ Онъ на жребя и вступилъ въ Іерусалимъ; но Іерусалимъ жаждалъ крови, увидѣлъ Его и позавидовалъ безразсудно; ибо видѣлъ, что Онъ смиренъ и неукрашенъ.

Благословенъ Царь, Который уничижилъ Себя и возсѣлъ на убогое жребя! Но Сіонъ, увидѣвъ смиреніе Его, посмѣялся надъ Нимъ, и не принялъ Его.

Серафимы — въ страхѣ предъ величіемъ Его, и не смѣютъ взирать; а дѣти съ учениками воспѣваютъ Ему хвалебную пѣснь: осанна!

Херувимы трепещутъ предъ величіемъ Его, и носятъ на себѣ колесницу Его; а ученики уготовали Ему убогое жребя, и Онъ возсѣлъ на немъ.

Достойно удивленія, какъ Сынъ Царевъ уничижилъ Себя среди земнородныхъ, и вмѣсто огненной колесницы возсѣлъ на жребя.

Огнезрачные трепещутъ предъ Нимъ, сѣдящимъ на превознесенномъ престолѣ у Отца; а младенцы съ любовію воспѣваютъ Ему: осанна Сыну Давидову!

Съ тимпанами славили Давида царя израильскія дщери; и Сына Давидова восхвалили дѣти, восклицая: осанна!

Постилали одежды предъ жребятемъ Царя царей, Который отказался отъ коней и колесницъ, и избралъ Себѣ презрѣннаго подъяремника.

А симъ исполнилось слово Захаріи, который пророчествовалъ дщери Сіоновой: се Царь твой грядетъ, всѣдъ на жребя — сына ослицы.

Предъ Божіимъ кивотомъ игралъ царь Давидъ; и предъ жребятемъ Сына Давидова дѣти съ вѣтвями въ рукахъ воспѣвали хвалу.

Посмѣвалась надъ Давидомъ Мелхола (2 Цар. 6, 4-16); и безразсудные старцы посмѣвались надъ дѣтьми, и жестоковыйные начали вопіять, чтобы привести въ молчаніе гласы хваленія и восклицанія сонма учениковъ, прославлявшихъ пришествіе Царя царей, Который уничижилъ Себя и возсѣлъ на убогое жребя.

Царь царей вступилъ во Свой градъ при подобающихъ Ему хвалебныхъ пѣснопѣніяхъ, а отверженная синагога спрашивала: кто есть Сей? и что говорятъ о Немъ (Матѳ. 21, 10)?

Видѣла она сонмы прославлявшихъ Его съ зелеными пальмовыми вѣтвями въ рукахъ, и зависть уязвила безразсудную, хотѣла она принудить дѣтей, чтобы умолкли.

Господь всей твари въ смиреніи вступилъ въ Сіонъ; но этотъ змій, другъ прелюбодѣевъ, не воспрянулъ отъ сна своего.

Благословенъ Оставившій на попраніе высокомѣрную синагогу, которая не приняла Его, и избравшій Себѣ святую Церковь! И Ему восписуется хвала въ восклицаніяхъ: осанна!

Пріиди ликъ Пророковъ, провозвѣстниковъ того, что исполнилось нынѣ; смотрите, Царь не уклонился отъ пути, какой проложили вы Ему!

Востань Давидъ, взирай на Него, Давидова Сына; смотри, какъ предвозвѣстилъ ты о Немъ, младенцы и даже ссущіе воспѣваютъ Ему: осанна!

Возобновлена хвала, которую исказили старцы и фарисеи; невинные дѣти заимствовали ее у учителей истины.

Востань, посмотри на учениковъ своихъ, на прекрасный ликъ дѣтей; они въ простотѣ восклицаютъ: осанна Сыну Давидову!

Старѣйшины отказали въ торжествѣ, съ какимъ должны были срѣтить Царя, а невинные, непорочные дѣти возгласили Ему: осанна!

Что спишь, сынъ Іессеевъ, востань сегодня, возрадуйся съ нами, принеси съ собою цѣвницу свою, воспой святой Церкви.

Забуди люди твоя и домъ отца твоего, и возжелаетъ Царь добрóты твоея (Псал. 44, 11-12). Поелику презрѣла Его дщерь еврейская: то приняла Его дщерь языческая.

Какъ пріятна мнѣ пѣснь твоя, и сладостны звуки цѣвницы твоей! Даже невинныхъ младенцевъ научила она воспѣть хвалебныя пѣсни.

Въ Сіонъ поспѣшилъ Давидъ, раздались звуки цѣвницы его, присоединились къ нему дѣти, и научилъ онъ ихъ воспѣть священную пѣснь.

Благословенъ грядый во имя Господне (Псал. 117, 26), провозгласилъ Давидъ въ пѣсни своей, и въ слѣдъ за нимъ воспѣли непорочные: благословенъ грядый!

Востань и ты, Захарія Пророкъ, и славословь; потому что исполнилось пророчество твое; вотъ возсѣлъ Онъ на жребя, какъ сказалъ ты, и на сына ослицы, какъ предвозвѣстилъ ты.

Возгласи блудницѣ, чтобы выходила она, если хочетъ, во срѣтеніе Жениху; а если не хочетъ, то выслала бы дѣтей, которые воспоютъ Ему: осанна!

Ликуй и радуйся зѣло, дщи Іерусалимля; ибо вотъ Царь твой грядетъ къ тебѣ; восхвали Его, дщи Сіоня, ибо Царь твой возсѣдаетъ на жребяти осли, Онъ потребляетъ кони отъ Ефрема и колесницы отъ Израиля (Зах. 9, 9. 10), и проповѣдуетъ спасеніе и миръ всѣмъ народамъ, вѣрующимъ въ Него.

Востанъ, старецъ Іаковъ, и славословь; Онъ запечатлѣлъ тайны твоихъ благословеній, привязалъ жребя свое къ лозѣ, и жребца осляте Своего къ винничію (Быт. 49, 11).

Востань, святая Церковь, срѣтай, славословь Жениха восклицаніями: осанна! Съ младенцами и ссущими воспой хвалу среди язычниковъ въ сей празднественный день Спасителя нашего, Который пришелъ и избавилъ тебя отъ заблужденія!

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть пятая. – Репринтъ. – М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. – С. 92-103. – Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1900 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0