Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ПИСАНIЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

154. Похвальная пѣснь Божіей Матери.

Въ великое изумленіе, возлюбленные, прійдетъ всякій, кто размыслитъ о семъ чудѣ, какъ Богъ снисшелъ, и въ матернемъ чревѣ уготовалъ Себѣ жилище, какъ Божіе естество облеклось человѣческою плотію, и не погнушалось девять мѣсяцевъ обитать во чревѣ, какъ чрево, будучи плотію, могло носить въ себѣ огонь, въ слабой утробѣ пребывалъ пламень, и не опалилъ ея.

Какъ купина на Хоривѣ во пламени вмѣщала Бога: такъ Марія носила Христа во чревѣ.

Чрезъ слухъ всецѣло вошелъ въ чрево Богъ, и изъ чрева чисто изшелъ въ міръ Богочеловѣкъ.

Дѣва зачала во чревѣ Бога; вмѣстѣ съ Дѣвою носила во чревѣ и неплодная, и сынъ неплодный взыгралъ, срѣтивъ Плодъ дѣвственнаго чрева.

Новое чудо творитъ Богъ среди земнородныхъ: и Самъ раждается отъ непознавшей мужа, и провозвѣстникъ Его раждается не почину естества.

Небо измѣряетъ Онъ Своею пядію, и полагается въ ясляхъ на протяженіи земной пяди. Море объемлетъ Онъ Своею горстію, и раждается въ вертепѣ. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величіемъ Его.

Моѵсей желалъ видѣть славу Его, но не могъ увидѣть, какъ хотѣлось бы ему (Исх. 33, 18). Теперь пусть прійдетъ и увидитъ ее; потому что она въ ясляхъ повита пеленами.

Не могъ тогда человѣкъ видѣть Бога и остаться живымъ (Исх. 33, 20); теперь всякій, кто видитъ Его, спасенъ будетъ отъ смерти второй (Апок. 20, 6).

Моѵсей предъизобразилъ сію тайну; потому что увидѣлъ огнь въ купинѣ. Волхвы увидѣли исполненіе тайны; потому что узрѣли свѣтъ въ пеленахъ.

Гласъ воззвалъ Моѵсею изъ купины: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ (Исх. 3, 5); звѣзда, молча, вѣщала волхвамъ, чтобы шли на мѣсто святое.

Моѵсей не могъ видѣть Бога лицемъ къ лицу; волхвы пришли, и увидѣли Бога въ лицѣ человѣка.

И тотъ и другой вертепъ сходны между собою: и Моѵсей былъ подобенъ волхвамъ.

Слушатель скажетъ: какое сравненіе между Моѵсеемъ, главою Пророковъ, и волхвами, персидскими князьями?

Въ такомъ сомнѣніи упокоиваетъ его Богъ, премудрѣйшій рѣшитель недоумѣній.

Если бы не самъ Онъ заранѣе избралъ волхвовъ быть проповѣдниками Его; то не принялъ бы даровъ изъ рукъ несвятыхъ.

Моѵсей прообразовалъ собою тайны, приведенныя въ исполненіе Господомъ. Лице Моѵсея озарено было свѣтомъ, потому что бесѣдовалъ съ нимъ Богъ: и покрывало было на лицѣ его, потому что не могъ взирать на него народъ.

Такъ воплотившійся Господь нашъ прикрылъ Себя покрываломъ плоти, изшелъ изъ чрева и явился; тогда увидѣли Его волхвы и принесли дары.

Великое чудо совершилось на землѣ: снисшелъ на нее Господь всяческихъ, Богъ содѣлался человѣкомъ, Ветхій деньми сталъ младенцемъ, Господь уподобился рабу, и Сынъ Царевъ — убогому.

Уничижило себя Естество превысшее, и вселилось въ наше естество, и что чуждо было естеству Его, то воспріяло Оно на Себя ради всѣхъ насъ. Кто не будетъ внимателенъ къ такому чуду — Богъ приходитъ, чтобы родиться?

Кто не прійдетъ въ изумленіе, видя, что раждается Господь Ангеловъ? Безъ пытливости вѣруй и содержи твердо; потому что это дѣйствительно такъ.

Обратите взоръ свой, возлюбленные, на Марію. Вотъ приходитъ къ ней Гавріилъ, и она, испытуя его, говоритъ: како будетъ сіе?

Служитель Духа отвѣтствуетъ Маріи, что не трудно сіе для Бога, для Котораго все возможно.

Марія повѣрила слышанному, и сказала: се раба Господня. И тогда же Слово, какъ Ему самому извѣстно, низошло и, какъ Слово изволило, подвиглось, вошло въ Марію и вселилось въ ней; и она не ощутила того.

Ничего не потерпѣвъ, пріяла Его, и Исполняющій Собою вселенную пребывалъ въ ея чревѣ, какъ младенецъ.

Онъ умалилъ собственный Свой образъ, чтобы обновить образъ ветхаго Адама.

Когда слышишь о рожденіи Бога, внимай безмолвно, и соображай умомъ своимъ, что сказалъ Гавріилъ.

Ничто не трудно для преславнаго Божія Величія, Которое ради насъ преклонилось долу, и раждается среди насъ и отъ насъ.

Нынѣ Марія содѣлалась для насъ небомъ — Божіимъ престоломъ; потому что въ нее низошло, и въ ней вселилось высочайшее Божество.

Чтобы насъ возвеличить, умалилось въ ней Божество, не умаляясь впрочемъ въ естествѣ Своемъ. Въ ней облеклось Оно въ ризу для насъ же, чтобы намъ доставить ею спасеніе.

На Маріи исполнились провѣщанія Пророковъ и праведниковъ; изъ нея возсіялъ для насъ Свѣтъ, и разсѣялъ тму язычества.

Много именъ у Маріи, и для меня вожделѣнно — привѣтствовать ее сими именами. Она — храмъ, въ которомъ обиталъ крѣпкій Царь царей. Не такимъ исходитъ Онъ изъ нея, какимъ вошелъ; потому что исходитъ, облекшись плотію.

Она — также новое небо; потому что въ ней обиталъ Царь царей. Въ ней возсіялъ Онъ, и пришелъ въ міръ, у нея заимствовавъ образъ, въ ея облекшись подобіе.

Она — виноградная лоза, произрастившая Гроздъ. Не по чину естества дала она Плодъ сей; въ ея облекшись образъ, явился Плодъ изъ нея.

Она — источникъ; потому что живая Вода истекла изъ нея жаждущимъ, и вкусившіе питія сегодаютъ стократные плоды.

Не сходенъ день сей съ первоначальнымъ днемъ міра. Въ тотъ день образовались твари, въ сей обновляется земля и пріемлетъ благословенія ради Адама, за котораго была проклята.

Адамъ и Ева грѣхопаденіемъ своимъ внесли въ міръ смерть, Господь же даровалъ намъ отъ Маріи новую жизнь.

Посредствомъ змія діаволъ изрыгнулъ ядъ свой въ слухъ Евы; Благій преклонилъ Свои щедроты, и чрезъ слухъ же вошелъ въ Марію.

Въ ту самую дверь, какою вошла смерть, входитъ и жизнь умерщвляющая смерть.

Носимаго Херувимами носятъ Маріины длани, ничѣмъ необъемлемаго Бога объемлетъ и носитъ Маріамъ.

Царь, предъ Которымъ трепещутъ Ангелы — огненныя и духовныя сущности, возлежитъ на персяхъ Дѣвы; она объемлетъ и лобызаетъ Его, какъ младенца.

Престолъ славы Его — небеса, и покоится Онъ на колѣняхъ у Маріи. Подножіе ногъ Его — земля, и ходитъ Онъ по ней младенческими стопами.

Горстію Своею измѣряетъ Онъ персть, и ходитъ по ней, какъ младенецъ.

Блаженъ человѣкъ, Его рожденіемъ обрѣтшій утраченную славу. Кто видѣлъ когда-нибудь, чтобы бреніе служило одеждою Тому, Кто создалъ бреніе?

Кто видѣлъ когда-нибудь, чтобы огонь покрываемъ былъ пеленами?

Вотъ до чего уничижилъ Себя Богъ ради человѣка! Вотъ до чего смирилъ Себя Богъ ради раба Своего!

Рабъ возгордился, и по совѣту губителя діавола, преступилъ заповѣдь; но Давшій заповѣдь уничижилъ Себя, чтобы возвысить насъ.

Хвала верховному Милосердію, Которое низошло къ земнымъ, чтобы немощный міръ исцѣленъ былъ Врачемъ, явившимся среди твари!

Хвала Ему и пославшему Его Отцу и Духу Святому, хвала во всѣ времена, на всякомъ мѣстѣ, во вѣки вѣковъ безконечно!

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть пятая. – Репринтъ. – М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. – С. 163-167. – Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1900 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0