Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ПИСАНIЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

165. Марія и Ева.

1. Сравнимъ Марію и Еву. Обѣ непорочны, обѣ исполнены простоты; но одна содѣлалась виною нашей смерти, а другая — виною нашей жизни. Ева отдѣлила простоту отъ благоразутя, и содѣлалась неразумною. Благоразсудительная Марія благоразуміе свое содѣлала солію для своей простоты. Невкусно слово простоты безъ благоразумія; безнадежно и ухищренное слово безъ простоты. Всякій проступокъ не далекъ отъ простоты, и всякій грѣхъ близокъ къ хитрости. Но простота и благоразуміе, братія, взаимно украшаютъ другъ друга. Простота у слова хитраго отнимаетъ острый вкусъ, а благоразуміе служитъ приправою слову простоты. Пусть хитрость будетъ проста, и простота — хитра. А если не соединены онѣ вмѣстѣ, то обѣ ни къ чему не годны; потому что въ одной нѣтъ вкуса, а въ другой — любви. Если же сопряжены между собою: то обѣ имѣютъ высокую цѣну. Ихъ можно уподобить двумъ рукамъ: когда дѣйствуютъ онѣ порознь, то безсильны; а когда дѣйствуютъ совокупно, тогда имѣютъ силу надъ міромъ: покоряютъ себѣ море, подчиняютъ сушу, расплавляютъ и въ жидкость обращаютъ мѣдь, мягкимъ дѣлаютъ желѣзо, засыпаютъ глубины и превращаютъ въ холмы, пробиваютъ и дѣлаютъ низкими горы. Двѣ сіи матери имѣютъ у себя десять дщерей — десять перстовъ, и ихъ безсиліемъ покаряютъ себѣ силу. Ничтожна сила ихъ, но славны дѣла ихъ. При своей малочисленности они, какъ многочисленные, совершаютъ много прекраснаго, величественны и прекрасны въ производимыхъ ими изображеніяхъ. Они безмолвны и многовѣщи, когда пишутъ книги; они обнажены, и мысленныя вычисленія облекаютъ въ видимыя числа; видишь пустую горсть, а при вычисленіяхъ — въ ней міръ и числа. Есть у нихъ ближній и сродникь, другъ и единоплеменникъ, котораго исторію передать трудно, онъ чуждъ имъ, и однакоже весь отпечатлѣвается ими. Онъ — вѣстникъ ихъ; отлетаетъ и прилетаетъ безъ крыльевъ; не будучи пернатымъ, паритъ въ воздухѣ; въ нѣдрахъ своихъ скрываетъ ввѣренную ему тайну; говоритъ такъ, что голосъ его не достигаетъ до слуха, который также есть вѣстникъ ихъ; потому что ухо немаловажнѣе языка. При его ненарушимомъ покоѣ чуждо ему слово; у него одинъ, сродный ему, языкъ — молчаніе. Хотя какъ голосъ неощутителенъ глазу, такъ молчаніе неощутительно уху; однакоже видящее око все слышитъ, и молчащее ухо все видитъ.

Очами своими увидѣла Ева красоту дерева, и совѣтъ коварнаго нашелъ доступъ въ ея душу, концемъ же дѣла было горькое раскаяніе. Слухомъ своимъ узрѣла Марія Сокровеннаго, Который пришелъ къ ней. По слову зачала въ утробѣ своей воплотившуюся въ ней Силу. Смерть и сатана допытывались слуха о Воплотившемся. Въ изумленіи стояли они и услышали, какъ взываютъ о Немъ Ангелы: «умерщвляетъ Онъ смерть, низлагаетъ Онъ сатану; Онъ — радость горнихъ, Онъ — упованіе дольнихъ»! Смерть и сатана взглянули тогда другъ на друга, и содрогнулись, и стали держать совѣтъ, — куда имъ бѣжать, гдѣ имъ укрыться? Въ пустыню бѣжалъ лукавый, въ преисподнюю низринулась смерть. Бѣжали они отъ Сокровеннаго, но Онъ пришелъ въ обители ихъ. Пришелъ въ пустыню, и побѣдилъ тамъ лукаваго; нисшелъ въ преисподнюю, и побѣдилъ тамъ смерть въ ея вертепѣ. Въ бездѣйствіе приведены и смерть и сатана, похитившіе у человѣка надежду: процвѣли — на землѣ надежда, и радость на небесахъ, когда съ радостнымъ благовѣстіемъ низошли къ земнороднымъ Ангелы.

2. Съ появленіемъ свѣтила просвѣтляется око, яснымъ дѣлается при свѣтѣ его, украшается сіяніемъ его, облекается въ лѣпоту красотою его. И Марія подобна оку. Вселился въ нее Свѣтъ, омылъ ея умъ, чистыми содѣлалъ ея помыслы, уцѣломудрилъ попеченія ея, освятилъ дѣвство ея. Таинственно такъ же пріяла Его въ лоно свое рѣка, въ которой Онъ крестился; чисто пріяло Его въ себя лоно водъ, свято и славно извело Его на свѣтъ. Въ чистомъ лонѣ рѣки познай дщерь человѣческую, зачавшую безмужно, родившую безсѣменно, по благодати питавшую Господа благодати. Онъ — Востокъ въ рѣкѣ, сіяніе во гробѣ, просіялъ на вершинѣ горы, возсіялъ во чревѣ; и когда восходилъ, и когда нисходилъ, — блисталъ собственнымъ Своимъ свѣтомъ. Свѣтъ, которымъ облеченъ былъ Моѵсей, покрывалъ его снаружи; рѣка, въ которой крестился Господь, облекалась свѣтомъ извнутри; плоть, въ которой обиталъ Онъ, всецѣло проникнута была свѣтомъ. Если такъ озарился славою Моѵсей, который видѣлъ только малый лучъ Божества; то не тѣмъ ли паче должны были озариться свѣтомъ и плоть, въ которой обиталъ Господь, и рѣка, въ которой Онъ крестился? Сіяніе, которымъ окруженъ былъ косноязычный Моѵсей въ пустынѣ, дѣлало, что тма не покрывала мракомъ кущу его; потому что свѣтъ отъ лица его разливался на все, что было предъ нимъ, подобно тому, какъ и горніе не требуютъ инаго свѣта для очей своихъ, но вѣжди ихъ изливаютъ обильный свѣтъ и блистательные лучи, и они покрыты славою. Какъ солнце не чужимъ свѣтомъ разсѣваетъ тму, какъ источникъ свѣта не имѣетъ нужды въ другомъ свѣтилѣ; такъ въ день воскресенія просвѣтятся праведники, ризою ихъ будетъ свѣтъ, покровомъ ихъ — сіяніе, и сами для себя содѣлаются они свѣтозарными звѣздами. Въ тотъ же день, братія, нечестивые облекутся въ одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотою, и сами изъ себя источатъ для себя тму и мученіе, подобно тому, какъ тѣло, одержимое недугомъ, изъ себя производитъ жаръ и другіе припадки — эту узду для удержанія безразсудства, этотъ жезлъ для наказанія. О Благій, устроившій для насъ солнце во область дне и луну и блистающія звѣзды во область нощи (Псал. 135, 8-9), и мнѣ по благости Твоей да возсіяетъ свѣтъ Твоего утѣшенія; Возблагодарите Творца, Который устроилъ небесныя свѣтила; прославьте Создателя, Который въ видимомъ свѣтѣ явилъ намъ образъ Свѣта Спасителя нашего.

3. Озари ученіемъ Твоимъ и голосъ говорящаго, и ухо внемлющаго. Подобно очамъ да озарится свѣтомъ и слухъ, для котораго голосъ есть то же, что лучъ. Тѣло и весь составъ его одолжены оку благообразіемъ дѣйствій своихъ, красотою чувствъ своихъ, стройностію членовъ своихъ. Явно, что Марія есть дщерь свѣта; потому что чрезъ нее озарились свѣтомъ и міръ, и обитатели его, омраченные чрезъ Еву, виновницу всѣхъ золъ. Двѣ жены сіи подобны двумъ очамъ въ тѣлѣ, изъ которыхъ одно темно и слѣпо, а другое — чисто, свѣтло и все освѣщаетъ.

Міръ сей есть тѣло, въ которомъ водружены два ока. Око лѣвое и слѣпое — Ева, око правое и свѣтлое — Марія. Темнымъ окомъ омраченъ былъ цѣлый міръ; и ощупью ходили люди; что ни останавливало ихъ на пути, — почитали они Богомъ, ложь именовали истиною. Но когда возсіялъ для нихъ свѣтъ въ чистомъ окѣ отъ вселившагося въ немъ небеснаго Свѣта; тогда обратились и раскаянія исполнились люди, уразумѣвъ, что по собственному своему измышленію утратили жизнь.

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть пятая. – Репринтъ. – М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. – С. 204-208. – Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1900 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0