Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ.

Толкованіе на книгу Левитъ.

Глава 1.

(1) И воззва Господь Моѵсеа, и рече ему изъ скиніи. Ужели Богъ говорилъ изъ скиніи, когда скинія не была еще устроена? — Въ тотъ день, въ который поставлена была скинія, изречено и то, о чемъ въ Писаніи упоминается и до построенія, и послѣ ея построенія. Жертвы Аарона и сыновъ его, также жертвы, приносимыя всѣмъ сонмомъ, могли ли быть приносимы, пока не былъ имъ объявленъ законъ о жертвахъ? Въ тѣ седмь дней, которые Ааронъ и сыны его провели внутри скиніи, изречено все, что нужно было знать о жертвахъ. А что скинія поставлена во второй годъ по изшествіи, это служило прообразованіемъ новой твари во Христѣ; и что скинія поставлена въ первый день седмицы, симъ предсказывалось воскресеніе. Установлено же жертвы заколать и возлагать на алтарь сынамъ Аароновымъ, чтобы въ очахъ приносящаго жертву она имѣла болѣе цѣны, когда видѣлъ, что приносятъ жертву сами сыны Аароновы.

(14) Аще отъ птицъ жертва всесожженія будетъ Господу, да принесетъ отъ горлицъ Господу. Сіе согласно съ сказаннымъ: человѣкъ, аще обѣщаетъ злѣ или добрѣ сотворити, и изречетъ сіе съ клятвою, да принесетъ къ жерцу или двѣ горлицы, или десятую часть мѣры ефи муки пшеничны, и оставится ему (Лев. 5, 4. 7. 11).

Глава 2.

(11) Всякъ квасъ и всякъ медъ, да не принесете отъ него даръ Господу. — Законъ повелѣваетъ не приносить въ жертву меда, во-первыхъ, потому, что медъ не можетъ быть осоленъ; закономъ повелѣно: (13) всякъ дарь жертвы вашея солію да осолится; во-вторыхъ, потому, что пчелы садятся на тѣла мертвыя, и на все нечистое, воспрещенное закономъ. Въ другомъ смыслѣ воспрещеніемъ приносить медъ означается воспрещеніе услаждаться мірскими удовольствіями. Сверхъ того, законъ повелѣваетъ осолять жертву солію, то-есть, любовію, которая своимъ пріятнымъ вкусомъ осоляетъ безвкусіе земнаго.

Глава 4.

(22) Аще князь согрѣшитъ, (23) да принесетъ козла отъ козъ. (27) Аще душа согрѣшитъ отъ людей, (28) да принесетъ козу или (32) овцу. Козелъ изображаетъ жертву Еммануила; коза есть образъ того, что Еммануилъ былъ по насъ клятва (Гал. 3, 15); а овца напоминаетъ сказанное: яко овча на заколенге ведеся (Ис. 53, 7). Четыре были приносимыя жертвы, за жреца, за сонмъ, за князя и за всякую душу. Жрецы изображаютъ собою міръ до потопа; сонмъ — міръ до Авраама; князь — міръ до закона; а всякая душа — міръ до Христа, Который, понесши на Себѣ грѣхи всѣхъ, закланъ за всѣхъ. Очищеніе легкихъ прегрѣшеній Евреямъ даруемо было нелегко; а симъ означалось, что языческимъ народамъ очищеніе тяжкихъ грѣхопаденій даруемо будетъ туне; ибо, по закону, и жрецъ, и сонмъ, и князь, и простолюдинъ, если согрѣшалъ даже по невѣдѣнію, долженъ былъ приносить жертву изъ своего имущества, и тогда грѣхъ очищался. Посему и сказано: напиши заповѣди Мои въ сердцѣ твоемъ и на празѣхъ вратъ твоихъ, чтобы помышлять тебѣ о нихъ входя и исходя (Втор. 6, 6-8), и еще присовокуплено: сотвори имъ рясны на воскриліяхъ ризъ ихъ, чтобы не забывать имъ (Числ. 15, 38).

(14) Аще же принесеши жертву отъ начатковъ плодовъ Господу, снопъ высушенный на огнѣ, зерна, обмолоченныя и вывѣянныя, да принесеши въ даръ начатковъ твоихъ. Снопъ, высушенный на огнѣ, кто иный, какъ не Еммануилъ? Онъ въ смерти Своей содѣлался начаткомъ, и проложилъ путь приношеніямъ святыхъ. Ливанъ же, возлагаемый на снопъ, изображаетъ соединеніе Его Божества съ Его человѣчествомъ; потому что безъ раздѣленія Божества и человѣчества предалъ Онъ Себя на смерть.

Глава 3.

(4) Препонку, яже на печени, съ почками да положитъ. Перепонка на печени означаетъ первое движеніе души къ какому бы то ни было духовному дѣланію; двѣ почки и тукъ на нихъ означаютъ теченіе ея помысловъ и душевную способность различать и разумѣть.

(17) Всякаго тука и всякой крове да не ясте. Не ѣшьте тука, потому что утучняетъ тѣло и приводитъ къ невоздержанію; не ѣшьте крови, какъ пищи дикихъ звѣрей. Кто ѣстъ тукъ, тотъ святотатецъ, потому что похищаетъ приносимое Господу, и не воздаетъ Ему того, что Ему отдѣлено. А кто ѣстъ кровь, тотъ полагаетъ печать грѣха на всякаго къ нему приближающагося.

Глава 6.

(13) Огнь всегда да горитъ и не угасаетъ. Сыны Аароновы должны были сами подкладывать дрова и вычищать пепелъ, чтобы все это имѣло болѣе важности въ глазахъ народа.

Жрецы должны были приносить (20) десятую часть мѣры ефи муки пшеничны въ жертву всегда, полъ ея заутра и полъ ея въ вечеръ.

Глава 7.

(11) Была также жертва исповѣданія, приносящій которую исповѣдывалъ грѣхъ свой, хотя бы содѣланъ былъ и по невѣдѣнію. (16) Была жертва обѣта въ болѣзни, или при отправленіи на войну, или по инымъ причинамъ. Еще была жертва вольная, когда отдѣлялъ и приносилъ кто въ даръ и жертву Богу не по какой-либо особой причинѣ, но изъ усердія. Была жертва хваленія и благодаренія за благодѣянія Божіи и всякое благо, пріемлемое отъ Бога. Кромѣ же сихъ жертвъ были жертвы всегдашнія, приносимыя утромъ и вечеромъ, и жертвы особенныя, приносимыя въ дни праздниковъ.

Глава 8.

(10) И взя Моѵсей елей помазанія, (11) и воскропи отъ него на олтарь седмижды, (13) и приведе Моѵсей сыны Аарони, и облече я въ срачицы, и опояса я поясы, и возложи на нихъ клобуки. Елеемъ помазанія и кровію съ алтаря окропилъ Моѵсей Аарона и сыновъ его и облаченія ихъ, и освятилъ ихъ, и сказалъ: (35) у дверей скиніи сѣдите седмь дней; дондеже совершитеся. Такъ, въ сіи седмь дней имѣли они священство только по имени, служеніе же священническое совершалъ Моѵсей.

Ааронъ и ризы его освящаются елеемъ помазанія и жертвенною кровію. Симъ ясно дается разумѣть, что духомъ Святымъ возносятъ священники жертву на таинственной трапезѣ.

Глава 10.

(2) И изыде огнь отъ Господа и пояде Надава и Авіуда, сыновъ Аароновыхъ. Изыде огнь не потому, что священный огнь угасъ, какъ утверждаютъ нѣкоторые; ибо въ тотъ же день огнь являлся на жертвахъ ихъ (Лев. 9, 24), — и не потому также, что Надавъ и Авіудъ были піяны, какъ говорятъ другіе; ибо пребывали они въ постѣ и молитвѣ, прежде нежели приступили къ священнодѣйствію; и хотя помазаны на священство въ первый день, когда поставлена была скинія, однакоже жертвъ не приносили. Надавъ и Авіудъ были наказаны не за одну вину, но за многія, какъ показываетъ Писаніе: во-первыхъ, внесли они чуждый огнь, когда былъ уже огнь, который въ это время сошелъ и попалилъ жертвы; во-вторыхъ, они пренебрегли Моѵсея и Аарона, и, не получивъ отъ нихъ дозволенія, воскурили ѳиміамъ; въ-третьихъ, произвели безпорядокъ въ чинѣ своего служенія, воскуривъ ѳиміамъ не въ надлежащее время; въ-четвертыхъ, вошли во внутреннюю скинію, въ то мѣсто, куда однажды въ годъ входилъ отецъ ихъ Ааронъ. А словами: принесоста огнь чуждъ, изображается слѣдующее: чуждымъ огнемъ именуется воля Адама и Евы, возжелавшихъ быть богами. Когда же Господь повелѣваетъ, чтобы огнь всесожженія не угасалъ до утра; тогда означается симъ, что огнь закона не угаснетъ на алтарѣ, до утра явленія Еммануилова.

(4) И призва Моѵсей Мисаила, и Елисафана, сыны Узіилевы, сыны брата отца Аароня, и повелѣлъ имъ вынести тѣла Надава и Авіуда въ ризахъ ихъ. Изъ сего видно, что ризы ихъ, помазанныя священнымъ елеемъ, какъ невиновныя въ грѣхѣ, не сгорѣли вмѣстѣ съ помазанными тѣлами согрѣшившихъ; не обнажилъ же согрѣшившихъ огонь и ради обрѣзанія ихъ. Итакъ, огнь пожегъ тѣла принесшихъ чуждый огнь и прогнѣвавшихъ Бога, и пощадилъ ихъ ризы, чтобы сугубое сіе знаменіе тѣмъ въ большее удивленіе привело взирающихъ на то.

И рече Моѵсей: возмите оставшуюся муку (13) и ядите ее на мѣстѣ святѣ: законно бо тебѣ есть и законно сыномъ твоимъ (14) дадеся отъ жертвъ спасеній. (16) И козла взыскуя взыска Моѵсей, и укорялъ Моѵсей, что сожгли его, а не съѣли. Но Ааронъ, себя и своихъ сыновъ оправдывая, говоритъ: если приносившіе всесожженіе, жертвы за грѣхъ и жертвы мира, истреблены огнемъ, когда дерзнули сдѣлать, что не было имъ повелѣно: что было бы съ ними, когда съѣли бы они козла? Такимъ образомъ, если бы въ день гнѣва возлежали за трапезой, и стали ѣсть и пить, и веселиться, то было ли бы хорошо это въ очахъ Господнихъ, угодили ли бы мы и твоимъ очамъ, Моѵсей? Посему сдѣлано сіе для умилостивленія прогнѣваннаго Бога, а не изъ презрѣнія къ закону.

Что изображаетъ законъ жертвоприношеніемъ рыжей юницы? Тайну смерти Христовой; а цвѣтомъ жертвы указуется на кровь, и тѣмъ, что приносимая въ жертву юница не испытала ярма, означается, что Христосъ не подклонился подъ иго рабства и грѣха; избиралась же въ жертву юница въ показаніе немощи естества человѣческаго предъ естествомъ Божескимъ.

Глава 11.

(3) Всякъ скотъ раздвояющъ копыта и пазнокти имѣющъ на двое, и отрыгаяй жваніе да ясте. Подъ образомъ сихъ животныхъ разумѣются души, которыхъ дѣла согласны съ словомъ, и которыя различаютъ ученіе, и слово произносятъ съ разсужденіемъ. Таковыя-то души представлены подъ образомъ раздвояющихъ копыта; потому что легко свергаютъ съ себя нечистоту плотскихъ вождѣленій. Притомъ, законъ повелѣваетъ ѣсть тѣхъ животныхъ, которыхъ боготворили въ Египтѣ, чтобы Евреи, заколая ихъ, ясно видѣли, сколько суетно поклоненіе имъ. Еще законъ запретилъ ѣсть кровь и мясо свиней; потому что Евреи съ жадностью ѣли сіе въ Египтѣ, и съ такою же жадностію вожделѣли сего въ пустынѣ. Птицы, отъ которыхъ законъ повелѣлъ воздерживаться, суть слѣдующія: орелъ, грифъ, морскій орелъ, строусъ, ястребъ, сова, рыболовъ, пеликанъ, сычъ, лебедь, попугай, вдодъ, павлинъ, и вообще всякая птица, у которой есть острые когти. Подъ образомъ сихъ птицъ представлены люди хищные, производящіе насиліе, и дѣла свои совершающіе во тьмѣ, ибо таковы и исчисленныя птицы. (21) Сія да ясте изъ рода птицъ, ходящихъ по землѣ — (22) саранчу съ ея породою, и хорголъ съ породою. Черезъ сіе законъ какъ бы перстомъ указываетъ людей, которые любовь свою отвлекли отъ земнаго, берутъ себѣ только самое нужное для ихъ потребностей. а все остающееся отдаютъ бѣднымъ. (29) И сія нечиста отъ гадъ плѣжущихъ: ласица, мышь, крокодилъ, (32) ящерица, кротъ, саламандра. (32) Всяко, въ неже впадетъ нѣчто отъ тѣлъ ихъ, нечисто будетъ. Въ образѣ сихъ гадовъ представлены душевные пороки людей, и пребывающіе въ душевной слѣпотѣ. Перечисляя же животныхъ чистыхъ, законъ въ числѣ ихъ полагаетъ серну и оленя, однакоже приносить ихъ въ жертву запрещаетъ, какъ и медъ. Всяко, въ неже впадетъ отъ тѣлъ ихъ, нечисто будетъ. Но если тѣло и оскверняется у насъ по неволѣ, то въ душѣ должна сохраняться вся ея чистота. Извѣстно же, что у святыхъ чисты и тѣла; таково было тѣло Елиссеево, по смерти прославившееся чудесами; и Моѵеей несъ кости Іосифовы, и онъ самъ погребенъ Богомъ, — и Сампсонъ прославился костію, и Илія не осквернился, прикоснувшись къ мертвому тѣлу сына вдовы Сарептской.

Глава 12.

(2) Жена, аще зачнетъ и родитъ мужескъ полъ, по днемъ очищенія ея нечиста будетъ; (3) и въ день осмый да обрѣжутъ плоть конечную его; (4) и въ святилище да не внидетъ, дондеже скончаются дніе очищенія ея. Седмь дней и тридцать три дня сидѣти будетъ въ крови очищенія. Ибо въ первые седмь дней кровотеченіе бываетъ постоянно, а въ послѣдующіе тридцать три дня постепенно уменьшается, и наконецъ совершенно прекращается. Посему, жена бываетъ нечиста отъ своей крови, а не отъ рожденнаго ею. Ибо въ благословеніи сказано: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28). Но почему — (5) аще родитъ женскій полъ время очищенія удвояется? Потому ли, что женскій полъ досточестнѣе мужескаго, или потому, что во столько времени совершается первоначальное образованіе женскаго пола въ утробѣ матерней, — такъ что младенецъ мужескаго пола получаетъ въ утробѣ первоначальное образованіе въ сорокъ дней, а младенецъ женскаго пола въ осмьдесятъ? Родившимъ женамъ повелѣно было молиться предъ дверьми скиніи. Поелику обычай сей соблюдали и язычники, то, чтобы не сказали Евреи, что языческія капища досточестнѣе дома Божія, законъ удерживаетъ родившихъ женъ предъ дверьми скиніи, хотя бы онѣ были и благочестивыя, тогда какъ дозволяетъ входить въ скинію мужамъ и нечестивымъ.

Глава 13.

(2) Человѣкъ, емуже аще будетъ на кожи плоти его желтяница или блескъ (3) и власъ въ язвѣ измѣнится въ бѣло: язва проказы есть. Это образъ обнаженной предъ Богомъ души, когда, лишившись своей красоты, осквернилась она грѣхомъ, и какъ зараженная нечестіемъ, не можетъ взирать на Бога съ открытымъ лицемъ.

(45) Кто прокаженъ, ризы того будутъ раздраны,

Глава его непокровена, и около устъ своихъ да обвіется. Уста нечестивыхъ ничего не могутъ сказать въ свое оправданіе, какъ бы уздою удерживаются отъ всякаго дерзновенія.

Глава 14.

(4) И повелитъ жрецъ, и принесутъ два птичища жива чиста, и древо кедрово, и червленицу, и ѵссопъ: (5) и заколютъ птичище едино надъ водою живою; (6) и омочатъ птичище живое въ крови закланнаго птичища надъ водою живою (7) и да воскропятъ на очищаемаго. Два птичища, которыми очищаемъ былъ прокаженный, представляютъ образъ синагоги, отверженной Богомъ. Птичище заколаемо было при источникѣ во образъ того источника крови, который источенъ Распятымъ Господомъ — источникомъ очищенія. Закланное у источника птичище есть Еммануилъ, и изображаетъ его вочеловѣченіе, которымъ Онъ какъ бы кровь вліялъ въ жилы языческимъ народамъ.

(47) И риза, аще будетъ на ней язва прокаженія, на ризѣ сукнянѣ, или на изгребиннѣй, (48) или на прядинѣ, или на куделяхъ, или на волнѣ (14, 35). Домъ, если въ немъ будетъ проказа. Симъ показывается превосходство истиннаго богослуженія предъ служеніемъ идоламъ, какое было у всѣхъ язычниковъ. Впрочемъ, домъ прокаженный изображаетъ и народъ израильскій; а камни, покрытые проказой, представляютъ нечестивыхъ распинателей. Въ очищеніи видимой проказы ясно представлено очищеніе народовъ языческихъ; какъ по убіеніи одного птичища, другое птичище окроплялось и отпускаемо было въ поле; такъ съ умерщвленіемъ живоносной Плоти окропленныя тѣла язычниковъ получили жизнь, и подобно птичищу, отлетавшему въ поле, возносятся въ рай.

Глава 16.

(8) Да возложитъ Ааронъ на оба козла жребія: жребій единъ Господу, и жребій другій Азазаелу. (9) Козла Господня да принесетъ грѣха ради; (10) и козла Азазаелева да отпуститъ къ Азазаелу въ пустыню. Козелъ, приносимый Богу, приносится какъ Творцу и Спасителю, изведшему Евреевъ изъ Египта; потому, заколается онъ для очищенія святилища и всего, что въ немъ, не отъ грѣховъ, потому что святилище и сосуды его не причастны грѣху, но отъ сквернъ Израильтянъ, которые часто съ вѣдѣніемъ, или по невѣдѣнію, входятъ во святилище, не очистившись отъ всего того, отъ чего законъ повелѣвалъ имъ быть чистыми. Нельзя полагать, что на живаго козла возлагаемы были грѣхи народа; ибо единая истинная Жертва, возшедшая на древо, есть очищеніе цѣлаго міра. Козелъ бралъ на себя тѣ только нечестія народа, которыя оставались на немъ послѣ ежедневныхъ омовеній; уносилъ ихъ въ землю непроходимую, которая ими не осквернялась. Одинъ козелъ, то-есть Господень, служилъ знакомъ крѣпости Божіей; а другой отсылаемъ былъ къ правдѣ Божіей, которая въ пустынѣ предала смерти многія тысячи. Поелику обоихъ козловъ проводилъ Ааронъ, и одного заколалъ, а другаго отпускалъ къ Азазаелу: то козелъ заколаемый означалъ Христа, за насъ закланнаго; другой козелъ, отпускаемый къ Азазаелу, изображалъ того же Христа по Его распятіи и смерти, когда Онъ, взявъ на Себя грѣхи многихъ, изшелъ живымъ и беземертнымъ.

Глава 18.

(2) Азъ Господь Богъ вашъ: (3) по начинаніямъ земли ханаанскія не сотворите. — Чтобы предостеречь сыновъ народа Своего, вступающихъ въ наслѣдіе земли ханаанской, и вмѣстѣ оправдать Свое правосудіе, по которому поразилъ Египтянъ и готовъ истребить Хананеевъ, Богъ изчислилъ всѣ беззаконія, какія совершались, и совершаются, у Египтянъ и Хананеевъ, а симъ вразумляетъ Евреевъ, что, если не будутъ остерегаться отъ такихъ дѣлъ, то и ихъ, какъ прежнихъ обитателей, изринетъ земля.

Глава 19.

(9) Падающихъ класъ отъ жатвы твоея да не собереши, (10) и опадшихъ оливъ не подбирай. Сею заповѣдію явно предписывается милосердіе новаго евангелія, равно какъ и сказаннымъ ниже: (18) возлюбиши ближняго яко самъ себе.

(19) Скота вашего да не смѣсите со скотомъ инаго рода и ризы изъ двухъ сотканныя да не возложите на ся. Сіе предписывалось съ тою цѣлію, чтобы отдѣлить Евреевъ отъ тѣхъ народовъ, которыхъ земли назначались имъ въ наслѣдіе, и чтобы не увлекались они пустыми языческими баснями, и не смѣшали ложнаго ученія и мерзскихъ обычаевъ народовъ языческихъ съ ученіемъ и заповѣдями закона Божественнаго, и не раздѣлили любви своей между Богомъ и міромъ.

(26) Не вражите и не гадайте на птицахъ, (27) не отращайте волосъ на головѣ вашей, (31) не ходите во слѣдъ чревовѣщателей. Чревовѣщаніе есть родъ волхвованія, посредствомъ котораго говорятъ демоны. Сиріяне волхвователей сихъ называютъ Захуръ. Демоны входятъ въ утробу несчастныхъ женщинъ, изъ ихъ желудка и бока или другихъ членовъ издаютъ слабый, подобный дѣтскому, голосъ, прорицаютъ и обманываютъ внимающихъ, заставляя ихъ думать, что дѣйствительно возвѣщаютъ имъ будущее и сокровенное. Такъ было и съ Сауломъ, какъ повѣствуетъ Писаніе; симъ видомъ волшебства и онъ былъ обманутъ. Законъ удерживаетъ Евреевъ и отъ другаго языческаго обычая, по которому язычники, какъ бы по обѣту, отращали волосы, и потомъ въ извѣстное время обстригали ихъ у священныхъ источниковъ, или въ капищахъ боговъ; тогда какъ и стричь волосы законъ запрещалъ, говоря: да не возложите плѣши на главы ваши (Втор. 14, 1).

Глава 20.

(16) Жена аще приступитъ ко скоту, еже быти съ нимъ, да побіете каменіемъ жену и скотъ. Повелѣвая побивать камнями скотъ, законъ хочетъ истребить и самую память гнуснаго дѣла, совершеннаго въ народѣ, чтобы скотъ видомъ своимъ не приводилъ на мысль то, что сдѣлала дерзость свободы.

Глава 21.

(18) Человѣкъ хромъ, или слѣпъ. Подъ образомъ слѣпаго представленъ здѣсь человѣкъ, у котораго душевныя очи ослѣплены вожделѣніемъ временнаго. Или корносый. Симъ изображается человѣкъ, у котораго душевное обоняніе отверзсто для зловонія гнусныхъ страстей, и заключено для благоуханій памятованія о Господѣ. Или ухорѣзанъ. Въ семъ, какъ бы перстомъ, указуется человѣкъ, въ слухѣ котораго не остается памятованія о заповѣдяхъ Божіихъ, и который легко забываетъ слышанное имъ, по привязанности своей къ сообществу людей злыхъ. (20) Или сгорбленъ. Это образъ человѣка, который уклоняется отъ попеченія о небесномъ, и обращается къ дѣламъ мертвымъ сыновъ земли. Или бѣльмооченъ. Ему подобенъ человѣкъ, который послѣ того, какъ откровеніемъ таинъ отверзсты ему были внутреннія очи, тиною мірскихъ попеченій повредилъ и утратилъ ясность своего зрѣнія. Или горбатъ. Въ семъ образѣ законъ отлучаетъ отъ духовнаго священства всѣхъ тѣхъ, которые обременены попеченіемъ о дѣлахъ мертвыхъ. Или единоятрный. Подъ симъ образомъ воспрещается возводить на духовную степень человѣка, который почитается наученнымъ, но въ дѣлахъ своихъ не показываетъ того, чему учитъ другихъ. Или прокаженный, или изливающій сѣмя. Подъ симъ образомъ отлучаются отъ служенія во святялищѣ и изгоняются тѣ, въ которыхъ сохраняются памятованіе и зависть ветхаго человѣка. (19) Ему же есть сокрушеніе ноги. Сокрушилъ ногу, кто изъ мысли своей изгналъ памятованіе о небесномъ. Ему же есть сокрушеніе руки. Сокрушилъ руку, кто изгналъ изъ помышленія своего попеченіе о добромъ и о небесномъ, и заключилъ уста свои для славословія. Или малорослый. Симъ явно указуется на человѣка, который не хочетъ возвыситься душею, потому что любить пресмыкаться во прахѣ, и которому противно ходить въ прямомъ положеніи, чтобы освободиться отъ рабства чреву. Или у кого нѣтъ волосъ въ бровяхъ. Это образъ человѣка, который утратилъ цѣломудріе, грѣшитъ и нечествуетъ безъ стыда и не краснѣя. Или кто не видитъ съ отверстыми глазами. Это человѣкъ, у котораго грѣховная мгла помрачила ясность духовнаго зрѣнія. Таковыхъ законъ удаляетъ отъ приношенія жертвъ въ святилищѣ, но дозволяетъ имъ вкушать отъ святаго; потому что священникъ преподаетъ имъ таинства, не для услажденія ихъ, какъ совершеннымъ, но для очищенія ихъ грѣховъ, какъ грѣшнымъ.

Глава 22.

(14) Человѣкъ, иже аще ястъ святая по невѣдѣнію, то-есть, ѣстъ принесенное Богу или по обѣту, или въ десятину и да дастъ сіе жерцу и да приложитъ пятую часть къ тому.

(23) Телца или овцу ухорѣзну. Телецъ или овца, у которыхъ урѣзано ухо, суть образъ ненавистнаго непослушанія. Или безхвостну. Это образъ человѣка, который всегда готовъ спорить, и привыкъ лукавить. (24) Ему же суть ятра сокрушена, и ему же изрѣзана, и раздавлена. Ему же ятра сокрушена. Это человѣкъ, который привыкъ въ душѣ своей утаевать добродѣтель, и лишаетъ ее плодотворности, не дѣлая добраго; ибо тѣ, у которыхъ сокрушены ятра, не могутъ рождать дѣтей, по установленному Богомъ закону. Ему же изрѣзана. Это скопецъ, и означаетъ человѣка, который отринулъ и извергъ изъ себя плодотворность ученія и духовнаго дѣланія, возлюбилъ же праздную жизнь и тунеядство. Ему же раздавлена. Это человѣкъ, который повредилъ въ себѣ начала порожденія мыслей правыхъ и добрыхъ, и когда исходитъ на дѣланіе, не имѣетъ силъ привести въ исполненіе предпринятаго, и не совершаетъ сего самымъ дѣломъ.

Глава 23.

Праздники у Евреевъ были слѣдующіе: первый праздникъ опрѣсноковъ, въ воспоминаніе избавленія ихъ изъ Египта. Вторый праздникъ принесенія сноповъ, начатка жатвы, въ благодареніе Питающему ихъ. Третій праздникъ новолѣтія. Четвертый праздникъ поста и уничиженія за служеніе тельцу; къ сему послѣднему празднику присоединены и другіе подобные по отведеніи плѣнниками въ Вавилонъ. Пятый праздникъ кущей въ соблюденіе памятованія о Томъ, Кто осѣнялъ ихъ облакомъ. Чинъ же богослуженія у Евреевъ составляли: ежедневное куреніе ѳиміама, возжженіе свѣтильника отъ вечера до вечера, и на одномъ свѣтильникѣ храненіе неугасимаго огня, предложеніе отъ субботы до субботы хлѣбовъ, которыхъ могли вкушать только жрецы.

(24) Вь мѣсяцъ седьмый да будетъ вамъ покой, память трубъ, (27) въ десятый день седмаго мѣсяца, (32) суббота субботъ (40) возвеселитеся предъ Господомъ Богомъ вашимъ. Въ сихъ образахъ Богъ призываетъ народъ свой къ радости и созерцанію всѣхъ разумныхъ существъ. (40) Возмите вѣтви померанцовыя, пальмовыя, миртовыя, и вербы. Четыре рода вѣтвей изображаютъ четыре сонма созерцающихъ, что въ другомъ мѣстѣ изображено четырмя колесницами и четырмя животными. Въ вѣтвяхъ померанцовыхъ усматривай первый сонмъ на востокѣ скиніи небесной, въ вѣтвяхъ пальмовыхъ вторый сонмъ на югѣ скиніи, въ вѣтвяхъ миртовыхъ третій сонмъ на западѣ, въ вербѣ же четвертый на сѣверѣ. При семъ знай, что скинія сія есть нерукотворенная, сонмы святыхъ окрестъ ея не перемѣняютъ мѣста своего.

Глава 24.

(5) Возми муки пшеничны, и сотвори дванадесять хлѣбовъ, дву десятинъ, да будетъ хлѣбъ единъ. Это есть новое приношеніе всѣхъ народовъ. Кислые хлѣбы суть образъ Церквей, собранныхъ изъ Евреевъ и язычниковъ, пріявшихъ въ себя примѣшеніе небеснаго кваса, который, отъявъ безквасіе міра, даровалъ имъ пріятность и благоуханіе. Въ сихъ двѣнадцати хлѣбахъ видимъ также Апостоловъ, въ которыхъ сокрытъ хлѣбъ, питающій душу, и еще, подъ образомъ двѣнадцати хлѣбовъ разумѣемъ двѣнадцать колѣнъ, таинственно возлежащихъ окрестъ трапезы жизни.

(10) И пряхуся въ полцѣ сынъ Израильтяныни, и мужъ Израильтянинъ (11) и нарекъ сына Израильтяныни имя и прокля. Нарекъ имя, то-есть похулилъ Бога, и посмѣялся, говоря: Богъ не можетъ ввести народъ Свой въ землю, которую обѣщалъ.

Глава 25.

(10) Послѣ седми седминъ лѣтъ, то-есть, въ годъ пятидесятый, провозглашена будетъ свобода находящимся въ рабствѣ, и возвращеніе каждому того, чего онъ былъ лишенъ за грѣхи свои.

Глава 26.

(16) Наведу на васъ ужасъ и проказу, и желтяницу, и теченіе вреждающее очи, и душу истаявающее. Ужасъ, то-есть, оцѣпенѣніе, потому что Евреи по распятіи Христовомъ не слыхали уже гласа пророковъ, священниковъ и царей. И проказу, то-есть, оставлю ихъ въ дѣлахъ ветхихъ, потому что не захотѣли совлечься оныхъ въ водахъ святыхъ. И желтяницу; потому что обличаютъ ихъ явныя всѣмъ грѣховныя нечистоты. И теченіе вреждающее очи и душу истаявающее; потому что усилилась великая дерзость ихъ, и повреждено у нихъ духовное зрѣніе души ихъ.

Моѵсей не далъ сынамъ своимъ священства, чтобы они не превозносились, и чтобы не возбудился ропотъ въ народѣ, какъ въ послѣдствіи возропталъ народъ на сыновей Самуиловыхъ и сталъ просить себѣ царя. А также, поелику матерь сыновъ Моѵсеевыхъ была не Евреянка, и, наконецъ, поелику Моѵсей наименованъ былъ Богомъ (Исх. 7, 1); то, пренебрегая все человѣческое, не захотѣлъ онъ, чтобы сыны его имѣли священство.

Если кто почитаетъ полезнымъ разборчивость въ пищѣ, то пусть знаетъ, что Евреи въ пустынѣ сорокъ лѣтъ питались манною, но не могли освятить своихъ помысловъ; а ковчегъ очистилъ всѣхъ, бывшихъ въ немъ; потому что вѣрою спаслись они отъ потопа.

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть шестая. — Репринтъ. — М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. — С. 386-401. — Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1901 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0